С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
1
мой комментарий
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Лилия Коренева, (на сайте с 30.11.2017 г.)
Был(а) на сайте 6 лет назад
Рейтинг: 2/1
1 370
просмотров
1
комментарий
5 243
место в рейтинге
Программа по предмету "Вокал"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города  Тулуна
«Детская музыкальная  школа»  
 
 
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
 
 
Программа
учебного предмета исполнительской подготовки
«СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»
 
Срок реализации – 4 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тулун 2017 г.
 
 
 
«РАССМОТРЕНО»
Методическим советом
МБОУДОД «ДМШ»
«____»________________20____ г. 
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУДОД «ДМШ»
_______________ Фисенко Е.Р.
 «____»_______________20____ г. 
 
 
 
Разработчики:
Л.В. Коренева, преподаватель музыкальной школы города Тулуна Иркутской области,
 
Рецензенты:
О.В.Волкова, заведующая методическим объединением преподавателей теории и хора Детской музыкальной школы города Тулуна, преподаватель ВКК


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Структура программы учебного предмета
 
I.        Пояснительная записка
 
         - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
           -  Срок реализации учебного предмета
           - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
          - Сведения о затратах учебного времени
          - Форма проведения учебных аудиторных занятий
          - Цели и задачи учебного предмета
          - Методы обучения
          - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
 
  1. Требования к уровню подготовки учащихся
 
  1. Содержание учебного предмета
- Годовые требования
- Содержание образовательного процесса
 
  1. Формы и методы контроля
             -  Аттестация: цели, виды, форма, содержание
             - Критерии оценки
 
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
 
  1. Список учебной и методической литературы
 
             - Список рекомендуемой учебной литературы
             - Список рекомендуемой методической литературы
 
 
 
 
 
 
 
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
         Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа по учебному предмету «Сольное пение» (далее - программа) разработана на основании учебного плана дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (далее по тексту ДООП) и является предметом учебного плана 4-летнего курса обучения по вокальной подготовке.
 Программа реализуется на отделении общего эстетического образования, способствует эстетическому воспитанию обучающихся, привлечению детей старшего школьного возраста (подростков и юношества) к художественному образованию, основывается на следующих принципах:
  • принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение обучающегося;
  • принцип вариативности образования, обеспечивающего  индивидуальную траекторию развития личности;
  • принцип творческой самореализации, направленный на создание условий для выявления одаренности и дальнейшего творческого самоопределения.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования, пришедших учиться в музыкальную школу в 10-13 лет.
 Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Рекомендуемый возраст детей для освоения программы  -  10-13 лет.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность,  ориентирована на приобретение обучающимися первоначальных и элементарных знаний, умений и навыков по развитию музыкальных способностей,  слуха и голоса:
- элементарные знания музыкальной терминологии, вокальной исполнительской культуры, художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;
- умение понимать и выразительно исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей, создавать художественный образ при исполнении;
- навыки сольных публичных выступлений, а так же в составе вокального ансамбля;
- формирование устойчивого интереса к пению
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы со сроком обучения 4 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 140 недель.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Сольное пение» при 4-летнем сроке обучения составляет 296 часов.  Из них: 132 часа – аудиторные занятия, 164 часа – самостоятельная работа. Учащиеся старше 12 лет с самого начала уже способны заниматься дома самостоятельно.
Распределяемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия: с 1 по 4 годы обучения по 1 часу в неделю.
 
 
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации
Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год  
Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8  
Количество недель 16 17 16 17 16 17 16 17 132
Аудиторные занятия 16 17 16 17 16 17 16 17 132
Самостоятельная работа 20 21 20 21 20    21 20 21       164
Максимальная учебная нагрузка 36    38 36   38 36 38 36 38 296
 
 
 
 
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цели и задачи программы.
Цель:                                                                              
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи:
  • формирование, воспитание и развитие голосового аппарата;
  • формирование и развитие вокальной техники: устойчивого певческого дыхания, точного интонирования, чёткой и ясной артикуляции, дикции;
  • развитие общих музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
  • формирование позитивной мотивации обучающихся к творческой деятельности;
  • расширение музыкального кругозора учащегося через ознакомление с репертуаром различных эпох, направлений и жанров;
  • приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • развитие художественного, музыкального вкуса, основ исполнительской культуры;
  • формирование личностных качеств, способствующих осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; определению наиболее эффективных способов достижения результатов; умению давать объективную оценку своему труду и т.п.
Основные методы обучения.
Для достижения и реализации поставленных целей и задач предмета  используются следующие  методы обучения:
  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приёмов);
  • практический (исполнение произведений);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
  • аудиовизуальный (прослушивание лучших образцов мастеров певческого жанра, посещение концертов для повышения общего уровня обучающегося);
Качество реализации программы обеспечивается за счет:
  • доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей (законных представителей) содержания учебной программы;
  • наличия комфортной развивающей образовательной среды, формирования «ситуации успеха» на уроках и концертных выступлениях.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  Материально-техническая база школы соответствует санитарным  и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для индивидуальных занятий по программе имеют площадь 9-11 кв.м. Для зачётных мероприятий и выступлений имеется зал для прослушивания, необходимое оборудование: рояль, музыкальный центр, фонотека, зеркало, доступ к интернет-ресурсам.
 
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные  возможности певческого голоса и мимики для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
- правильное пользование элементарными вокальными приёмами и навыками: техникой правильного дыхания, дикции и артикуляции;
- умение чисто интонировать мелодию в пределах своего голосового диапазона;
- умение анализировать и ясно доносить до слушателя содержание словесного текста произведения;
- элементарные представления о классическом вокальном репертуаре (камерный, оперный, песенный и пр.);
- элементарные знания профессиональной вокальной (музыкальной) терминологии;
- умение самостоятельно читать с листа мелодию произведения;
- навыки слухового контроля при исполнении;
- навыки репетиционно-концертной работы, сценического поведения, эстрадной исполнительской выдержки;
- наличие у обучающегося интереса к вокальному искусству, самостоятельному музицированию;
- умение самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров, форм.
 
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
 
Первый год обучения.
На первом этапе формируются навыки точного интонирования, дыхания, формирования гласных, согласных, певучего легато, умения слушать и слышать самого себя, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом.  В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.
В процессе занятий необходимо ознакомить ученика со строением голосового аппарата, голосовых резонаторах, правильной постановке корпуса во время исполнения произведения, гигиене певческого голоса.
В течение учебного года ученик должен:
  1. пройти 2-3 вокализа, 5-6 разнохарактерных песен.
2) приобрести первые элементарные технические навыки:
- делать активный вдох и правильный выдох;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
  - правильно формировать гласные, добиваться чёткого произношения согласных звуков;
 - петь без напряжения;
  - ясно проговаривать текст произведения;
  - овладеть навыками пения легато;
  - исполнять динамические оттенки: пиано и форте.
Перечень зачетных программ при переводе в следующий класс (даны по степени усложнения)
1) Олиферова О. «История про Мусю и котят»
    Русская народная песня «Ходила младёшенька»
2) швейцарская народная песня «Кукушка»  обр. Гунда Р.
    муз. Веккерлен Ж.-Б. сл. Ш.-С. Фавар «Менуэт Экзодэ»
3) Галицийская народная песня «Скрипка на селе играет», обр. Ревуцкого Р.
    Муз. Моцарта В. Сл. Овербека «Тоска по весне»
 
Репертуарные списки первого года обучения:
  1. Ф. Абт. Вокализы №1-6
  2. Александров А. «Я по садику гуляла»
  3. Алябьев С. «Незабудочка»
  4. Аракишвилли Д. «Ручей», «Цветы»
  5. Аренский А. Детская песня «Спи дитя мое, усни»
  6. Балакирев М. «Заиграй, моя волынка»
  7. Балакирев М. «Как по морю, морю синему»
  8. Бетховен Л. «Волшебный цветок»
  9. Бетховен Л. «Сурок»
  10. Блантер М. «Колыбельная», «Грустные ивы»
  11. Брамс И. «Колыбельная»
  12. Варламов А. «За морем синичка»
  13. Векерлен Ж. «Младая флора»
  14. Гурилев А. «Матушка, голубушка»
  15. Гурилев А. «Сарафанчик»
  16. Даргомыжский А. «Баю, баюшки, баю»
  17. Даргомыжский А. «Ты хорошенькая»
  18. Зейдлер Г. Вокализы
  19. Иорданский М. «Скрипочка»
  20. Каччини Ж. «Любовь, чего ты ждешь?»
  21. Кюи Ц. «Весна, Осень, Май»
  22. Левитин Ю. «О чем шумит березонька»
  23. Мусоргский М. «Вечерняя песенка»
  24. Пахмутова А. «Хорошо, когда снежинки падают»
Народные песни
  1. Белорусская народная песня «Перепелка»
  2. Латышская народная песня «Где ты был так долго?»
  3. Немецкая народная песня «Гусята»
  4. Немецкая народная песня «Соловей и лягушки»
  5. Русская народная песня «Вставала ранёшенько»
  6. Русская народная песня «Коровушка»
  7. Русская народная песня «Не летай соловей»
  8. Чешская народная песня «Петушок»
 
Второй год обучения
Продолжение работы над приобретением навыков вокального музицирования.  К концу учебного года ученик должен:
- иметь представление и различать основные типы певческих голосов; жанры вокальной музыки (романсы, песни, народные песни, арии);
- уметь правильно пользоваться певческим дыханием, работать над организацией дыхания, связанной с ощущением опоры;
- распределять дыхание на более длинные фразы;
- правильно формировать гласные, добиваться чёткого произношения согласных звуков;
- петь без сопровождения отдельные фразы из произведений;
- петь без напряжения;
- ясно проговаривать текст произведения;
- должен овладеть навыками пения легато, стаккато, нон легато,  пользоваться нюансами меццо-форте и меццо-пиано;
- точно передавать характер произведения, доносить до слушателя содержание произведения;
- исполнять произведения с замедлением и ускорением;
- развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах;
В течение учебного года ученик должен пройти:
  1. 3-4 вокализа, 
  2. 5-7 разнохарактерных песен (с разной степенью готовности).
 
Перечень зачётных программ при переводе в следующий класс:
1) Муз. Моцарта В. сл. Овербека  «Тоска по весне»
    Муз. Гурилёва А. сл. Любецкого О. «Домик – крошечка»
2) Муз. Варламова А. сл. Цыганова Н. «Красный сарафан»
    Русская народная песня «Выходили красны девицы»
3) Русская народная песня «У зари-то, у зореньки»
    Муз. Варламова А. сл. Фета А. «На заре ты её не буди»
    Муз. Гурилёва А. «Грусть девушки»
 
Репертуарные списки второго года обучения:
  1. Конконе Дж. Вокализы № 3-10
  2. Алябьев А. «Зимняя дорога»
  3. Бетховен Л.  «Милее всех был Джемми»
  4. Бетховен Л. Песня Клерхен
  5. Брамс И. «Спящая царевна»
  6. Брамс И. «Колыбельная»
  7. Брамс И. «Неаполитанская колыбельная» в обработке  А. Мельо
  8. Булахов П. «Колокольчики мои»
  9. Векерлен Ж. «Менуэт Экзоде»
  10. Верстовский А. «Два ворона»
  11. Глинка М. «Не щебечи, соловейко»
  12. Гречанинов А. «В лесу»
  13. Гречанинов А. «Вербочки»
  14. Гречанинов А. «Теленочек»
  15. Григ Э. Детская песенка
  16. Грузинская народная песня «Светлячок»
  17. Дюбюк А. «Травушка-муравушка»
  18. Калинников В. «Мишка»
  19. Кюи Ц. Детские песни «Лето», «Зернышко»
  20. Левина З.  «Наш соловей»
  21. Левина З.  «Ручеек»
  22. Левина З. «Матрешки»
  23. Мендельсон Ф. «Привет»
  24. Римский-Корсаков Н. «Белка»
  25. Силинь Э. «Овощи»
  26. Спадевеккиа А. «Песня Золушки»
  27. Титов Н. «Ветка»
  28. Чичков Ю. «Песня шелковой кисточки»
  29. Чичков Ю. «Самая счастливая»
Народные песни
  1. Белорусская народная песня  «Дудочка-дуда»
  2. Белорусская народная песня  «Сел комарик на дубочек»
  3. Грузинская народная песня «Песня сердца»
  4. Грузинская народная песня «Светлячок»
  5. Русская народная песня «В чистом поле тропина»
  6. Русская народная песня «Уж как пал туман»
  7. Финская народная песня «Веселый парикмахер»
  8. Финская народная песня «Маленькая прачка»
  9. Неаполитанская народная песня «Санта Лючия»
  10. Польская народная песня «Жаворонок»
  11. Неаполитанская народная песня «O sole mio»
  12. Английская народная песня «Майская хороводная»
  13. Русская народная песня «Ах, ты, ноченька»
  14. Русская народная песня «Не велят Маше за реченьку ходить»
  15. Русская народная песня «В тёмном лесе»
 
Третий год обучения
Продолжение работы над совершенствованием навыков вокального исполнительства. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука. Воспитание внимания к тексту. Продолжение развития музыкального мышления ученика. В течение третьего года обучения учащийся должен:
- совершенствовать вокально-технические навыки и осваивать музыкальный материал с более сложными музыкальными элементами;
- продолжать развивать певческое дыхание;
- владеть атакой звука (твёрдой, мягкой), приёмами звукообразования, артикуляции;
- исполнять произведения в разных темпах с замедлениями, ускорениями, ферматами;
- работать над фразировкой, сменой динамики;
- работать над расширением диапазона голоса;
- доносить до слушателя содержание произведения.
В течение учебного года ученик должен пройти:
  1. 2-4 вокализа,
  2. 6-7 разнохарактерных произведений (разного жанра, стиля и характера).
 
Перечень зачётных программ при переводе в следующий класс:
 
1)  Русская народная песня «Вдоль по улице метелица метёт»
      Муз. Гурилёва А. сл. Кольцова А. «Грусть девушки»
      В. Моцарт Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»
2)  Русская народная песня «У зари – то, у зореньки»  обр. Слонова Ю.
     Муз. Кейля Б. сл. Сурина А. «Нет, нет, не хочу»
     Муз. Е.Фомина сл. Аблесимова А. «Песня Анюты» из оперы «Мельник –
     колдун, обманщик и сват»
  1. Муз. Глинки М.  сл. Ростопчиной Е. «Зацветает черёмуха»
Джордани Т. «Caro mio ben»
Русская народная песня «По небу, по синему»
      
Репертуарные списки третьего года обучения:
 
  1. Г. Зейдлер. Вокализы №1-11
  2. Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко»,
  3. Алябьев А. «Увы, зачем оно блистает»
  4. Бах И. С. «Жизнь хороша!»
  5. Бах И. С. «Нам день приносит свет зари»
  6. Блантер М. «Колыбельная»
  7. Брусиловский Е. «Две ласточки»
  8. Варламов А.   «Вдоль по улице метелица метет»
  9. Варламов А.   «Красный сарафан»
  10. Варламов А.  «Звездочка ясная»
  11. Варламов А. «На заре ты ее не буди»
  12. Векерлен Ж. «Приди поскорее весна»
  13. Глинка М. «Венецианская ночь»
  14. Глинка М. «Не пой, красавица, при мне»
  15. Григ Э. «Лесная песнь»
  16. Гурилев А.  «Внутренняя музыка»
  17. Гурилев А. «Матушка- голубушка»
  18. Даргомыжский А. «Старина»
  19. Даргомыжский А. «Юноша и дева»
  20. Дунаевский И. «Песенка про капитана»
  21. Дюбюк А.  «Не брани меня, родная»
  22. Дюбюк А. «Птичка»
  23. Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  24. Левина З. «Веселая песенка»
  25. Левина З. «Весна прискакала»
  26. Моцарт В. А. «Довольство жизнью»
  27. Моцарт В. А. «Приход весны»
  28. Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка?»
  29. Шуберт Ф.  «В путь»
  30. Шуберт Ф. «Швейцарская песня»
      Народные песни
  1. Латышская народная песня «Куда летишь, ястреб?»
  2. Немецкая народная песня «Тки, дочка»
  3. Русская народная песня «Меж крутых бережков»
  4. Русская народная песня «Я на камушке сижу»
  5. Финская народная песня «Веселый пастушок»
  6. Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал»
 
     Четвёртый год обучения
 
     Совершенствование навыков вокального исполнительства, музыкального мышления ученика и средств выразительности, сценических приёмов исполнения; работа над агогикой; воспитание артистизма в условиях концертного выступления. Усложнение задач репертуара как в музыкальном, так и в текстовом смысле. Выступление с сольными программами. - совершенствовать вокально-технические навыки и осваивать музыкальный материал с более сложными музыкальными элементами. В течение третьего года обучения учащийся должен:
- продолжать развивать певческое дыхание;
- владеть атакой звука (твёрдой, мягкой), приёмами звукообразования, артикуляции;
- исполнять произведения в разных темпах с замедлениями, ускорениями, ферматами;
- работать над фразировкой, сменой динамики;
- работать над расширением диапазона голоса;
- доносить до слушателя содержание произведения.
В течение учебного года ученик должен пройти:
  1. 2-4 вокализа,
  2. 7-8разнохарактерных произведений (разного жанра, стиля и характера).
 
Перечень зачётных программ при переводе в следующий класс:
 
  1. Каччини Дж. «Аве, Мария»
Хренников Т. «Колыбельная»
  1. Бах И.С. «Победа радость нам несёт»
Дунаевский М. «Песенка Пепиты»
  1. Бетховен Л. «Милее всех был Джемми»
Агабабов С. «Лесной бал»
 
Примерный репертуар четвёртого года обучения:
 
  1. Пановка П. «Вокализы»  № 1-11
  2. Агабабов С. «Лесной бал»
  3. Алябьев А. «Соловей» (без концертных вариаций»
  4. Бах И.С. «О, блаженство ликованья»
  5. Бах И.С. «Победа радость нам несёт»
  6. Бетховен Л. «милее всех был Джемми»
  7. Бетховен Л. «Песня Клерхен»
  8. Брамс. И. «Кузнец»
  9. Булахов П. «Тук, тук, тук, как сердце бьётся»
  10. Глинка М. «Моя арфа»
  11. Глинка М. «Ах ты, ночь ли, ноченька»
  12. Гречанинов А. «Острою секирой»
  13. Гурилёв А. «Вам не понять моей печали»
  14. Гурилёв А. «Грусть девушки»
  15. Гурилёв А. «Право, маменьке скажу»
  16. Даргомыжский А. «Не судите, люди добрые»
  17. Каччини Дж «Аве, Мария»
  18. Левина З. «В поле родник»
  19. Левитин Н. «О чём шумит берёзонька?»
  20. Малер Г. «Пылкое воображение»
  21. Монюшко С. «Золотая рыбка»
  22. Моцарт В. А. «Маленькая пряха»
  23. Моцарт В.А. ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»
  24. Рубинштейн А. «Певец»
  25. Чайковский П. «Зима»
  26. Чайковский П. «Кукушка»
  27. Чайковский П. «Легенда»
       Народные песни
  1. Немецкая народная песня «Трудно сказать»
  2. Русская народная песня «Липа вековая»
  3. Русская народная песня «Прощай, радость»
  4. Русская народная песня «У зори-то, у зореньки»
  5. Словацкая народная песня «Сокол»
  6. Чешская народная песня «Яничек»
 
Содержание и организация образовательного процесса
Продолжительность учебного года составляет 39 недель, продолжительность учебных занятий 34-35 недель.
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель.
Продолжительность учебного занятия, равная одному академическому часу, составляет 40 минут. Продолжительность учебных занятий по учебному предмету в день не может превышать 2-х академических часов.
 
4. Формы и методы контроля
Аттестация учащихся
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету  «Сольное академическое пение» являются:
  • текущий контроль успеваемости учащихся,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета  и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Программа предполагает форму промежуточной аттестации в виде концертов, тематических вечеров вокальной музыки, контрольных уроков в классе преподавателя. Участие в концертах приравнивается к выступлению на зачете. Активность участия в концертах влияет на годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Сольное академическое пение» определяются итоговым зачетом в виде открытого (публичного) прослушивания комиссией из преподавателей по вокалу (хоровому классу).
 
В конце года - зачет из 2-3 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
В конце года – зачет-концерт со свободной  программой из 2-3 разных по характеру и жанрам произведений.
 
 
             Требования к промежуточной аттестации
  • сольное пение академическое (4-летний срок обучения):
1 класс: во II полугодии 2 разнохарактерных произведения
2 класс: во II полугодии 2 разнохарактерных произведения
3 класс: в I и II полугодии  по 2 разнохарактерных произведения
4 класс: в I и II полугодии по 3 разнохарактерных произведения
 
             Требования  итоговой аттестации
  • сольное академическое пение:
ария; 2 разнохарактерных произведения (в т.ч. романс).
 
 
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося  позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего  общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение вокальными приемами.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
  • овладение вокальными навыками и умениями;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
 
 
Оценка «5» (отлично)
 
- артистическое поведение на сцене;
- использование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения (динамика, тембр, темп, агогика, рубато и т.п.);
- интонационная выразительность, слуховой контроль собственного исполнения;
- понимание формы, содержания произведения; использование мимики, жестов для более эффективной передачи характера музыки
Оценка «4» (хорошо)
 
- эмоциональная нестабильность на сцене;
- использование некоторых (элементарных) средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения (динамика, тембр, темп и т.п.);
- интонационная выразительность, слуховой контроль собственного исполнения;
- понимание формы, содержания произведения;
-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- попытка передачи художественного (динамического) разнообразия,
Оценка «3» (удовлетворительно)
 
- формальное прочтение авторского текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- погрешности в вокальном интонировании;
- однообразие, монотонность, невыразительность исполнения;
Оценка «2» (неудовлетворительно)
 
- при исполнении выявлен комплекс серьёзных недостатков (невыученный текст, технические и текстовые ошибки, характер произведения не понят);
- программа не выдержана и/или не исполнена.
«Зачет» (без оценки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения (решается индивидуально).
 
5. Методическое обеспечение учебного процесса
  Методические рекомендации педагогическим работникам.
Человек наделён от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром. Певческий голос таит в себе богатство красок, оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает уже в детстве.
     Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщать детей к певческому искусству.
     В процессе изучения академического вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор. В музыкальной педагогике применяется целый комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.  Занимаясь сольным пением индивидуально с каждым учащимся, у педагога появляется возможность лучше раскрыть певческие возможности учащегося, более тщательно изучать тонкости певческого искусства с наиболее одаренными детьми.
       Проблемы в интонировании могут возникнуть при недостаточно активной артикуляции аппарата. Учитывая это, задачей первого года обучения маленьких певцов является активизация губ, лицевых мышц, правильного положения гортани и мягкого нёба в пении. Также необходимо выравнивание звучания гласных звуков по тембру, освоение единой манеры пения в целях достижения хорошей дикции. При переходе с речи на пение юные вокалисты должны научиться перестраивать режим работы органов голосообразования с грудного регистра звучания на головной и микстовый. Также необходимо выравнивание звучания гласных звуков по тембру, освоение единой манеры пения в целях достижения хорошей дикции.
      При решении мышечно-тренировочных задач происходит формирование голосовой функции. В решении этих задач помогают элементарные упражнения на расширение и укрепление диапазона голоса, сглаживание регистров, на формирование дыхания, упражнения на звукоизвлечение, звукообразование, упражнения на развитие дикции, на развитие звуковысотного, ритмического и гармонического слуха (Приложения №1).
     Большое значение на занятиях уделяется постановке певческого дыхания.
Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина, хорошо фиксированные поясничные позвонки. Самая сложная задача певческого дыхания – это контролируемый и регулируемый вдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием. Для начала необходимо научиться распределять дыхания до конца фразы, подавая его ровным потоком, что обеспечивает ровный звук. При пении не должен резко опадать объём грудной клетки: дыхание расходуется, воздух выходит, а объём грудной клетки не опадает.
     Вокальные упражнения для совершенствования выдоха должны быть очень простыми, в спокойном темпе. Петь их надо ровным по силе звуком (Приложение № 1).
     Дыхание у начинающих бывает вялое или форсированное. Вялое дыхание – это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц, вдох бесшумный, с перебором дыхания, выдох с лишним напором. Добиться бесшумного вдоха помогает хороший зевок и глубокое, спокойное дыхание.
      Неотъемлемой частью урока является пение вокализов, которые помогают работать над звуковедением, звукообразованием, в них отрабатываются такие приёмы пения, как легато, стаккато, нон легато, помогают развивать певческое дыхание. Сначала вокализы поются с названиями нот, за тем, когда мелодия уже отложилась в памяти ученика, вокализ можно исполнять на слоги и звуки: «лё», «а», «у», «з» в качестве упражнения (Приложение  № 1).
        В работе над вокальным произведением необходимо:
а) обязательно учитывать степень вокально-музыкальной подготовленности учащегося;
б) подбирать репертуар по степени трудности индивидуально для каждого учащегося;
в) необходимо прививать учащимся сознательное освоение вокально-художественного содержания исполняемого произведения, делать подробный текстовой и музыкальный анализ произведения до его исполнения.
     При составлении индивидуального плана для учащегося надо учитывать индивидуальные вокальные данные каждого ученика, знать его достоинства и недостатки.
     На основе вышеизложенного составляется репертуарный список, который постепенно усложняется.
     Репертуар, исполняющийся в концертах, составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.
Процесс обучения в классе сольного пения подразделяется на несколько этапов:
  1. Развитие голоса, где в основном используются вокальные упражнения, ставящие своей задачей:
         - приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)
         - формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.
  1. Работа над вокальным произведением, включающая в  себя  изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня, романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.
     Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции.
     Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а так же естественность звучания.
     Ребёнок должен разбираться в эстетической стороне произведения, т.е. исполняемое произведение должно ласкать слух, должно нравиться певцу. Отсюда возникает желание исполнять его.    
 В программу каждого исполнителя включаются вокализы; песни и романсы русских, зарубежных советских композиторов; народные песни, песни современных композиторов.  Очень хорошо дополнит и разнообразит репертуар исполнение песен малой формой ансамбля.
  Каждый урок начинается с проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Рациональность и дисциплина самостоятельной работы могут быть выработаны только тогда, когда учащийся понимает цель задания, знает, что он должен сделать, сколько времени на это потребуется, а также как необходимо заниматься, чтобы преодолеть трудности. Результаты своей работы учащийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.      Успех в обучении во многом зависит от того, как учащийся занимается дома. Чтобы повысить эффективность самостоятельных занятий, педагог помогает ученику спланировать распорядок дня, а также объясняет ему, как правильно распоряжаться временем. Методы правильной, рациональной работы необходимо постоянно демонстрировать ученику в классе, чтобы убедить в их пользе и необходимости.     
Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие вокальных умений и навыков учащихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, фантазия, воображение, впечатлительность. В связи с этим составной частью уроков должны быть беседы о музыке и других видах искусств, просмотр и прослушивание аудиозаписей видеоматериалов с их комментариями, анализом, коллективными обсуждениями.
         Вокальная подготовка обучающихся должна носить комплексный характер, где используются звукообразующий, дыхательный, артикуляционный и нервно-мышечный аппараты. Неправильная работа одного из них может затормозить нормальное развитие всего певческого процесса. Следует воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу как в беседах о важности владения вокальными навыками, так и в репетиционной работе.
         Особого внимания преподавателя требуют вопросы межпредметных связей. Так, знания, полученные на уроках сольфеджио, музыкальной литературы, обязательно должны увязываться с материалом, изучаемым по постановке голоса. Педагог должен интересоваться, что изучается на уроках по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению комплексного подхода к обучению.
Постоянная тесная связь преподавателя с родителями, его информированность об условиях жизни каждого учащегося, о «климате»  в семье являются одной из составляющих работы педагога. В беседах с родителями важно подчёркивать необходимость уважительных отношений к занятиям музыкой, поддержки стремления ребёнка к прекрасному, к духовности и культуре.
Индивидуальный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения могут быть внесены изменения в репертуар учащегося. В характеристике учащегося по итогам учебного года должны быть зафиксированы успехи и недостатки в работе и развитии ученика. Здесь делаются и необходимые выводы для дальнейшей работы.
Очень важна работа по воспитанию сценического самочувствия ученика. Дело педагога – научить ученика петь осмысленно, с пониманием характера, настроения, стиля произведения, петь свободно, с творческим вдохновением. Ясность исполнительского замысла, отточенность текста и выразительных средств, глубокая сосредоточенность – залог успешного концертного выступления.  
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
 
 
 
 
 
  1. Список учебной и методической литературы
 
 
  1.  «Учебная рабочая программа по предмету сольное пение (академический вокал) для учащихся 1-7 классов ДМШ. Сост. Детская школа искусств г. Обь. 2004 г.
  2.  «Сольное пение» программа для вокальных отделений Детских музыкальных школ.  Алексеева О.Н. 2008 г.  
  3. Рождествина Л.А.«Сольное пение» рабочая образовательная программа   
для ДМШ 2011 г.
  1. «Постановка голоса и развитие исполнительских       
  2. неавыков в классе вокала», п/ред. Русских Е. В. Иркутск., ИГПУ 1997 г.
  3. 5. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», Санкт-    
Петербург, «Лань» 2000 г.
  1. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки» М., «Владос- пресс», 2005г.
  2. Багадуров В «Вокальное воспитание детей», М., «Музыка» 1984г.
  3. Безбородова Л.А. , Балиев Ю. «Методика преподавания музыки в 
общеобразовательных учреждениях» М., «Академия» 2002г.
  1. 9.Блинова М.П. «некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей  пения»,М., «Просвещение» 1964г.
  2. Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение»,С- П, «Музыка»  п/ред. Шацкой В. Н. «Детский голос», М., «Педагогика» 1970г.
  3. Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального  воспитания в школе», М., «Просвещение» 1989г.
  4. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста», М., 2000г.
  5. Зимина А.Н. «Большой хоровод: музыкально- дидактические игры», М., 1993г.
  6. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей», Л., 1967г.
  7. Огороднов Д. Е. «Музыкально- певческое воспитание детей в общеобразовательной школе», Киев, Украина «Музыка» 1988г.
  8. Огороднов Д .Е. «Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с  детьми и самим собой», Свердловск 1981г.
  9. Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников» В сб. «Музыкальное воспитание в школе» вып.№16, М., «Музыка» 1985г.
  10. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., «Прометей» 1992г.
  11. Самарин В.А. «Хороведение» 2 изд. М., «ACADEMA» 2000г.
  12. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О.,  
  13. Медушевский В.В., Школяр В.А., «Теория и методика музыкального образования детей, М., «Флинта» 1999г.
 
 
 
             Список используемой учебной литературы
Вокализы и упражнения
  1. Абт Ф. Школа пения
  2. Зейдлер Г. Избранные вокализы.
  3. Конконе Дж. Избранные вокализы.
  4. Пановка Г. Избранные вокализы.
Вокальные произведения
  1. Алябьев А. Романсы и песни. М., 1975.
  2. Брамс И. «Избранные песни»  Л., «Музыка» 1985.
  3. Брамс И. «Песни любви»  М., «Музыка» 1990.
  4. Ветка сирени. Старинные романсы. М., Музыка. 1989.
  5. Вокальная библиотека Музгиз 1960.
  6. Глиэр Р. «Избранные романсы и песни» М., «Музыка» 1983.
  7. Григ Э. «Романсы и песни» М. «Музыка» 1982.
  8. Гурилёв А. М., 1989.
  9. Кабалевский Д. «Время» М., «Советский композитор» 1977.
  10. Кальман И. «Арии и дуэты из оперетт» Л., «Музыка» 1990.
  11. Мокроусов Б. Избранные песни. М., 1957.
  12. Мусоргский М. Детская музыка. М., 1948.
  13. Песни зарубежных классиков. М., 2004
  14. «Песни и романсы советских композиторов» М., «Музыка» 1968.
  15. Песни театра и кино. М., Музгиз.1975.
  16. «Романсы и песни советских композиторов» М., «Музыка» 1983.
  17. «Романсы украинских композиторов-классиков» Киев, издательство «Музычна Украйна» 1990.
  18. Репертуар певца. М., 1961.
  19. Романсы русских композиторов. М., 1979.
  20. Советская песня. М., 1985.
  21. Таривердиев М. Песни и инструментальная музыка. М.,1986.
  22. Хрестоматия для пения. Русский классический романс. Выпуск 2 М.,1984.
  23. Хрестоматия русской народной песни. М., 1961
  24. Чайковский П. «Детские песни» М., «Музыка» 1981.
  25. Шуман Р. «Концертный репертуар вокалиста» Музгиз1961.
 
 
 
 
 
 
 
 

Комментарии (1)

#1 Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Детской музыкальной школе, Заслуженный работник культуры Иркутской области.
Лилия Коренева, дата: 30.11.2017 в 5:15  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ