С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Современные направления педагогической работы по формированию ученического коллектива"
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области


Современные направления педагогической работы по формированию ученического коллектива
 

         В современных условиях классный коллектив школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
         Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами, осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
         1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
         2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.
         3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).
         4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
         5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.
         Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всего коллектив своего класса имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. Общая ученическая деятельность и та ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы. К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе.
         Коллектив школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:
  • общественно-значимая цель;
  • общественно-значимая деятельность;
  • коллективные отношения;
  • демократическое управление.
         Педагогу очень важно знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье. В этом же русле мыслит автор другой статьи, связанной с формированием ученического коллектива.
         Одной из важнейших задач классного руководителя является единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.
         Чтобы помочь родителям стать для учеников помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, в своей работе педагог ставит такие цели:
  • воспитание у детей миролюбия, понятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым её принимать;
  • формирование традиций классного коллектива.
         В решении этих задач огромную роль играет родительский комитет класса. Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
         К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:
         Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
         Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.
         Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.
         Традиционный праздник «День семьи» – это подготовленный ежегодный концерт с конкурсами для детей и всех членов их семей. Такой праздник обычно проводится после 23 февраля и 8 марта, когда учитель с детьми поздравляют мужчин и женщин с прошедшими праздниками. Этот праздник ученики ждут с нетерпением, так, как только здесь они могут увидеть и понять, что класс – это большая дружная семья.
         Реализуя свою профессиональную роль как педагога-воспитателя, классный руководитель ориентирован на непосредственно эмоциональное общение и совместную деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, на понимание мира интересов и увлечений учащихся класса. Важной задачей сегодняшнего времени является воспитание школьников, как достойных граждан совей страны.
         Гражданин - это патриот, человек, имеющий активную жизненную позицию, коллективист, хороший друг, высоконравственный человек. Учитель уверен в том, что воспитывать эти качества можно и нужно в детском коллективе, в семье. Именно поэтому основной упор сделан на разнообразные виды, формы и методы воспитательной работы. Такие, как серия классных часов: «Я – гражданин России». Символика: российская, классная, школьная. Внеклассные мероприятия, интеллектуальные марафоны, литературно-музыкальные композиции, посвященные знаменательным датам: Дню Победы, Дню защитника Отечества. Поисковая и исследовательская работа. Путешествия, походы, турслёты, интернет-почта, круглые столы, диспуты, ролевые игры. Самые активные помощники в этих начинаниях – родители. Их роль в воспитании гражданской позиции очень важна. Убеждена, что энергетика патриотизма, гражданственности – главный ресурс развития России.
         Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное – включение ученика в систему коллективных отношений.
         На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов – это эмоциональный психолого-педагогический климат в том классном коллективе, в котором ребенок находится большее количество времени. Эмоциональное состояние учеников, взаимоотношения с одноклассниками и педагогом формируют мотивационную сферу школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера.
         Формирование и развитие сплоченного детского коллектива через создание благоприятного эмоционального психолого-педагогического микроклимата в группе – главная цель воспитательной работы классных руководителей школы-интерната.
         В работе с детьми классный руководитель создает условия для реализации и развития потенциальных возможностей и способностей каждого учащегося. Целенаправленно формирует классный коллектив. Для этого использует работу в парах, группах. Такая работа учит ребят взаимодействию друг с другом. Научив детей сотрудничеству внутри коллектива своего класса, необходимо научить детей сотрудничать с коллективами других классов. Поэтому педагоги школы-интерната часто организовывают совместные классные часы, праздники с объединением классов.
         В классных коллективах школы-интерната закрепились традиции проведения праздников, утренники, встречи с интересными людьми города, совместная работа с органами самоуправления (участие в конкурсах «Новогодняя игрушка»», «Меры пожарной безопасности дома», «Каждой пичужке по кормушке» и др.), участие в работе добрых дел детской организации под названием «Дерево добрых дел», классные часы, КТД.
         Организация добрых дел закономерно заставляет ребенка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе и в школе, в целом, складываются самые разные ситуации, диктующие определенные поступки, ведущие к принятию решений, к выбору конкретной линии поведения.
         Все добрые дела детского коллектива или школьника индивидуально, отражаются на «Дереве Добрых Дел».
         В дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением членов коллектива сознательно подчинять личное общественному. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, кроме прочего, позволяет ребенку не только проявлять, но и должным образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности.
         Главная воспитательная задача руководителя, по мнению Т. Б. Шпырковой – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: образовательную, воспитательную, защитную, компенсирующую, интегрирующую и корректирующую.
         Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
         В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя: «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс; «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться; «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами; «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс; «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся; «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации.
         Для достижения положительных результатов создания коллектива можно использовать различные формы и методы. Работа можно вести по нескольким направлениям: развитие коммуникативных отношений; гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание; познавательный потенциал; спортивно-оздоровительный потенциал; художественно-эстетический потенциал; трудовой потенциал; экологический потенциал. Также для успешного формирования классного коллектива необходимо смоделировать воспитательную систему класса, определить, какие компоненты являются составляющими системы, продумать этапы развития этой воспитательной системы класса. В процессе работы педагог уделяет внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива, выбору целевых ориентиров. Было выявлено, что значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, т.е. воспитательная система класса должна стремиться быть открытой, коллектив не должен замыкаться в себе, он должен искать встреч с интересными и полезными ему людьми и коллективами.
         Средствами реализации выше обозначенных пунктов могут стать:
  • коллективные творческие дела класса;
  • цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;
  • участие в соревнованиях, конкурсах;
  • участие в школьных коллективных творческих делах;
  • творческий отчет класса;
  • походы, экскурсии, коллективные поездки.
 
Источники
 
  1. Амелина, О. П. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива / О. П. Амелина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
  2. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. Амонашвили. – Киев : Изд-во «21 ВЕК», 2000. – 97 c.
  3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избр. псих. труды : в 2 т.; под ред. А. А. Бодалева и др. – М. : Педагогика, 1980. – Т. I. – 232 с.
  4. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева // Психологическая наука - школе. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
  5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
  6. Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. – М. : Просвещение, 2000.
  7. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
  8. Кудрявцева, Е. А. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru.
  9. Немов, Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 2000. – C. 67-70, 112-115.
  10. Никитина, Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. – 2004 – № 7. – С. 90-107.
  11. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива : Вопросы теории / Л. И. Новикова. – М. : Просвещение, 2000. – C. 45-49, 87-91.
  12. Савоненко, М. Н. Роль родителей в формировании детского коллектива / М. Н. Савоненко // Доклад на педагогические чтения. – Старый Оскол, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/

 

 

 

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень хорошая статья, очень глубоко раскрыта концепция классного руководителя по формированию системы учитель- ученик-семья. Спасибо за статью
Наталья Чубаева, дата: 18.06.2015 в 19:12  
#2 Если классный руководитель сделает всё от него зависящее для того, чтобы вверенный ему класс стал коллективом, тогда каждому ребёнку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, это сделает его чуточку счастливее в этом мире. Рассмотренная в статье тема актуальна для нас всех. Спасибо.
Татьяна Образцова, дата: 19.06.2015 в 22:18  
#3 «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.
Татьяна Образцова, дата: 19.06.2015 в 22:20  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ