С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Роль учителя начальных классов в формировании благоприятного микроклимата в классе"
Фокина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОБУ Новобурейская СОШ № 1
п.Новобурейский, Амурская область
 
Роль учителя начальных классов в формировании благоприятного микроклимата в классе
 
    Система начального образования призвана обеспечить разнообразие и своевременное развитие детей, включение в общественно-значимую деятельность. Поэтому в современных условиях теория развития детского коллектива не потеряла своей значимости.
     Формирование и совершенствование микроклимата – это постоянная практическая задача классных руководителей. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, значительно влияют на успеваемость.
    Доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения от совместной работы являются важным условием развития младшего школьника. И это не удивительно, ведь система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого ребенка, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.
      Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др.
     Для младших школьников характерна слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.
   В коллективе младшие школьники смотрят друг на друга глазами педагога. Оценивают поступки, проступки одноклассников теми мерками, которые предложил педагог. Если он постоянно хвалит ребенка, последний становится объектом желаемого общения. К нему тянутся другие дети, с ним хотят дружить. Замечания, упреки, наказания делают ребенка отверженным в своем коллективе, превращают его в объект нежелательного общения.
      Именно педагогу в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы наиболее подвластны механизмы управления развитием детского коллектива, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество микроклимата класса.
      К условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на благоприятный микроклимат в детском коллективе, относят:
- ориентацию педагога на эмоциональный комфорт школьников;
-личностные качества педагога: открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность;
- стиль общения.
      Климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка.   
      Благоприятный микроклимат в коллективе – это совокупность характеристик группы, преобладающий и устойчивый настрой коллектива, характер взаимоотношений в нем, которые благоприятно влияют на членов данного коллектива, способствуют позитивному разрешению возникающих проблем.
Признаками благоприятного микроклимата выступают:
- доверие;
-высокая требовательность членов группы друг к другу;
-доброжелательная и деловая критика;
свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
- отсутствие давления руководителя па подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
-достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
-удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
-высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у членов коллектива;
-принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.
      Совместная жизнедеятельность в рамках класса дает возможность классному коллективу перейти к более высокому уровню организации, модифицирует межличностные взаимоотношения и ведет при благоприятных условиях, грамотном руководстве учителя на следующую ступень развития.     Настрой ребят на совместную деятельность с одноклассниками, проведение практических занятий на сплочение детского коллектива помогает изменить межличностные отношения в классе, улучшить его микроклимат.
Сплочение классного коллектива – сложный, продолжительный процесс. Поэтому педагогу необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе их совместной деятельности.
 
Литература:
1.    Дереклеева, Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н.А. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2003. – 240 с.
2.    Загорский, П. Особенности детского коллектива / П. Загорский // Директор школы. – 2007. – № 3. – С. 21-25.
3.    Матвеева, О.А. Развитие коммуникации у детей младшего школьного возраста / О.А. Матвеева // Вопросы психологии. – 2009. – № 1 – С. 17-23.
4.         Шепель, В.М. Понятие психологического климата / В.М. Шепель // Вопросы психологии. – 2002. – № 3. – С. 17-21.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Николаевна, спасибо за статью! Именно на учителей начальных классов возложена такая важная миссия, как установление комфортного климата в новом детском коллективе. От того, насколько этот процесс будет удачен, зависит и будущее класса и каждого ученика в отдельности.
Елена Маратовна Онищук, дата: 31.07.2015 в 14:14  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ