С нами 11596 учителей, 4312 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Методические основы обучения учащихся художественной обработке бересты"

Зинин Сергей Александрович,
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МКОУ ДОД ДДТ р.п. Чистоозёрное
Чистоозёрного района   Новосибирской области

 
Методические основы обучения учащихся художественной обработке бересты
 
   Историей, теорией и практическим преподаванием в школе выработаны общепедагогические дидактические принципы обучения -руководящие идеи и положения, определяющие весь ход преподавания и учения, своего рода нормативные основы к постоянному повышению эффективности обучения и воспитания. Дидактические принципы и вытекающие из них требования к учебному процессу в основном являются едиными по отношению к различным школьным дисциплинам, и они правомерны во всех видах учебно-воспитательного процесса. Несомненно, что и работа в кружках и во время факультативных занятий, поскольку они являются частью общего педагогического процесса, должна строится на их основе. Каждый из рассмотренных ниже дидактических принципов одинаково важен, а их применение в практике работы учителя возможно лишь в тесном сочетании и взаимодействии. Важно не только понимать сущность и знать о требованиях, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу тем или другим дидактическим принципом, но необходимо умело осуществлять эти принципы в практике обучения и воспитания.
     При разработке содержания обучения художественной обработке бересты, программы и тематического плана проведения занятий нами учитывался принцип систематичности и последовательности в обучении. Знания, умения и навыки учащихся должны представлять собой определенную систему, а их формирование должно осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. В результате обучения у ребят формируется целостная система специальных умений и навыков, необходимых для самостоятельного творческого труда по моделированию, изготовлению и декорированию берестяных изделий. Поэтому в предлагаемом нами содержании обучения учащиеся на первых занятиях знакомятся с историей развития берестяного ремесла и применения в быту берестяных изделий различными народами, а впоследствии получают необходимые знания по основам технологии, декорирования, законов композиции и формообразования.       
     Одновременно с этим, на практических занятиях учащиеся изучают сначала свойства бересты, а затем знакомятся с технологией её обработки, освоение которых также происходит в строгой последовательности, от наиболее простых - к технологиям, требующим знания и практические навыки, полученные ранее. Например, одновременно с подготовкой пласта бересты для своей первой поделки, учащиеся на практике проверяют физические и технологические свойства поделочного материала. Получив необходимые навыки по работе с пластовой берестой и её отделкой, учащиеся сталкиваются с изготовлением изделий методом сборки деталей, выполненных из такого же пласта, но уже слегка скрученного при термической обработке. Далее происходит переход к наиболее простому использованию берестяной ленты, а именно к её скручиванию.
       Знания и навыки, полученные на первых этапах (подготовка и первичная обработка материала, соединения частей, декорирование), очень важны и используются во всей дальнейшей творческой работе. Тем самым выполняется требование такого важного педагогического принципа, как принцип прочности и действенности в обучении, так как происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, который предполагает их получение, углубление, уточнение и закрепление.
      Учёт перечисленных выше педагогических принципов наиболее актуален при проведении занятий в кружках и студиях, в которых преподаватели сталкиваются с проблемой организации учебной деятельности в группе, скомплектованной учениками разного уровня художественно-технологической подготовки по данному виду деятельности и состоящей из детей разных возрастных групп. Для наиболее эффективной организации учебного процесса в таких условиях, и в целях наилучшего закрепления учениками полученных знаний, умений и навыков мы предлагаем построение учебного процесса по принципу цикличности обучения. Тематический план, предлагаемый нами, не подразделяется для проведения занятий в зависимости от возраста учеников или года обучения. Каждый учебный год начинается с изучения или закрепления одной и той же темы, которая сменяется следующей по плану. Теоретический материал, по каждой изучаемой или повторяемой теме, меняется ежегодно по степени сложности технологии, самого изделия или включает в себя изучение дополнительных сведений художественной или конструкторской деятельности. На практических занятиях учащиеся получают новые умения по изучаемой технологии и закрепляют их, но в этом случае полученные ранее умения превращаются в навыки, и технологическая деятельность неизменно переходит в творческую по трансформации изделия-образца или по моделированию нового изделия. Для успешного внедрения такого обучения необходимо огромное профессиональное мастерство педагога при проведении со всеми учениками одновременных занятий по одной технологии берестяного ремесла с учётом внутренней дифференциации.
 
       Источники:
 1. Оверин Н. Г. "Теоретические и методические основы обучения художественной обработке бересты в системе дополнительного образования"  Дис. .канд. пед. наук:  Москва, 2002 175 c. РГБ ОД, 61:02-13/1078-0
2. Акимов С. С. «Методическая система обучения основам научных исследований бакалавров технологического образования» : Дис.  канд. пед. Наук. СПб., 2006 227 с. РГБ ОД, 61:06-13/2089


 
 
 

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.