С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Роль педагога - воспитателя в профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними"
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
МОУ «С(К)ОШИ №4», 
город Магнитогорск,
Челябинская область
 
Роль педагога - воспитателя в профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
 
      В последнее время интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного поиска профилактических мер со стороны педагогов многих образовательных учреждений, особенно коррекционных школы, где воспитываются и учатся  дети из неблагополучных семей.
     Анализ статистических данных по проблеме жестокого обращения с ребёнком в городе Магнитогорске показал, что уровень домашнего насилия со стороны родителей поразительно высок. В частности около 600000 детей в возрасте до 12 лет избиваются родителями, в связи с этим дети убегают из дома.
Вопрос профилактики жестокого обращения с детьми перед педагогическим коллективом нашей школы-интерната поднят уже давно. Контингент наших учеников разнообразный и очень сложный. Большая часть детей из неблагополучных семей. Однако узнать, что с ребёнком обращаются жестоко довольно сложно и практически невозможно. Ведь факт того, что ребёнка дома бьют, не принято предавать огласке это, как правило, считается,  внутрисемейное дело. А дети, подвергающиеся жестокому обращению, очень редко просят о помощи, да и вообще стараются об этом не говорить.
     Но я считаю, что, несмотря на многие укрывательства детей о факте их избиения, педагоги должны и обязаны проводить работу по профилактике и принятию мер воздействия на тех родителей, которые жестоко обращаются со своими детьми. Действовать надо, просто необходимо, на том простом основании, что если вдруг с ребёнком что случиться крайними всегда остаются учителя, педагоги особенно коррекционных школ: не доглядели, не выяснили условия проживания вновь прибывших детей вовремя, не спросили ребёнка, почему такой сонный вид, почему бледный и т.д.
       Как показывает практика, одним из самых эффективных способов выявления факта жестокого обращения с детьми является анкетирование учащихся.
Приведу примеры вариантов анкет, на основе которых можно понять и определить, как с ребёнком дома обращаются родители:
Анкета 1
1.Наказывают ли вас родители?
А) да; Б) нет; В) иногда.
2.За что чаще всего наказывают?
А) плохие оценки; Б) за непослушание; В) за обман; Г) не наказывают
3. Кто чаще наказывает?
А) мама; Б) папа; В) другие члены семьи .
4.Что нужно делать, чтобы родители не наказывали?
А) хорошо себя свести; Б) получать хорошие оценки; В) вовремя возвращаться домой.
5.Какие у тебя возникают чувства при наказании?
А) страх; Б) ненависть; В) злость; Г) обида; Д) ужас; Е) вина; Ж) стыд;
6.Хвалят ли тебя родители?
А) да; Б) нет; В) иногда
Анкета 2

1. Моя семья состоит из _______________________________________________
2. Мне в семье: радостно, грустно, спокойно, тревожно, страшно, интересно, весело, надёжно, скучно (подчеркнуть), дописать своё.
3. Меня часто ругают, хвалят, обзывают, наказывают, поощряют, обо мне заботятся, мне часто дарят подарки, меня не замечают, жалеют  (подчеркнуть) дописать своё.
4. Меня наказывают за ________________________________________________
5. Как наказывает мама ______________________________________________
6. Как наказывает папа ________________________________________________
7. Всей семьёй мы любим заниматься ___________________________________
8. Что бы тебе хотелось изменить в вашей семье_____________________________________________________________
Анкета 3
1. Приходилось ли тебе убегать из дома?
Да
Да, из-за ссоры с родителями
Нет
2. К тебе применяли физическое наказание?
Да
Нет
Иногда
Меня наказывают справедливо
3. Считаешь ли ты физическое наказание жестоким обращением над личностью?
Да
Нет
Это моя обычная жизнь
4. За что тебя чаще всего наказывают?
Меня вообще не наказывают
За плохие оценки
За позднее возвращение домой
За лень и ложь
Когда оговариваюсь
За употребление спиртных напитков
5. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?
Всегда справедливо
Чаще справедливо
Чаще несправедливо
Всегда несправедливо
6. Если родители дома наказывают тебя, ругают?
Это жестоко по отношению ко мне
Это необходимая воспитательная мера
7. Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?
Обида
Гнев
Желание исчезнуть
Безразличие
Страх
Ненависть
Унижение
Желание ответить тем же
8. Какого рода насилие испытывал по отношению к себе?
Физическое
Психическое
Не испытывал
  Данные анкеты может использовать каждый педагог, изменять вопросы, конкретизировать. Проведя анализ ответов детей на вопросы анкет можно представить некоторую картину сложившейся обстановки в семье, а затем наметить план мероприятий, способствующие профилактике и принятию мер воздействия по факту жестокого обращения с ребёнком.
 
План действий педагога – воспитателя по профилактике и принятию мер в семьях, где проявляются формы жестокого обращения с детьми
 
Цели:  Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с
проблемами жестокого обращения с детьми.
Задачи:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3) создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
     Основные направления работы педагога - воспитателя по профилактике и принятию мер к взрослым, которые могут использовать жестокие меры наказания в отношении несовершеннолетних следующие:
Организационная работа
Диагностическая работа
Работа с учащимися
Работа с родителями
 
Реализуемые мероприятия Форма Сроки реализации
Организационная работа
Цель: создание и реализация системы мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Участие воспитателя в обсуждении проблемы по проблеме жестокого обращения с детьми на педагогических советах, Доклады – выступления из опыта работы август
Составление социального паспорта класса Индивидуальные беседы, изучение характеристик вновь поступивших детей в школу - интернат Сентябрь (1 неделя)
Создание и ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на
внутришкольном учете, на учете ПДН ОВД, КДН;
 
Банк данных Сентябрь (2 неделя)
Диагностическая работа
Цель: создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.
 Опрос «Наказание в семье» Анкетирование, тестирование Сентябрь (3 неделя)
Опрос «Ты и твоя семья» Анкетирование, тестирование Сентябрь (4 неделя)
Творческое рисование по теме «Плохой и хороший ребёнок» Анкетирование, тестирование Октябрь (1 неделя)
«Внутрисемейные отношения» Анкетирование, тестирование Октябрь (2 неделя)
«Кто я в моей семье?» Анкетирование, тестирование Октябрь (3 неделя)
«Мои обязанности в семье» Анкетирование, тестирование Октябрь ( 4 неделя)
Работа с учащимися
Цель: организация и проведение классных часов, воспитательных мероприятий, социально – игровых тренингов
«Я – ребёнок, я имею право жить» Беседа - практикум Сентябрь
 
«Я среди людей» Социально –игровой тренинг Октябрь
«Будьте добрыми и человечными» Час общения с элементами практикума Ноябрь
«Гармония общения» Социально –игровой тренинг Декабрь
«Мультфильм о моей семье» Конкурс рисованных фильмов Январь
«Фильм о моём классе» Творческое рисование Февраль
«Дом, в котором я хотел бы жить» Дискуссия Март
«Плохие и хорошие поступки» Беседа – творческое рисование Апрель
«Быть примерным, что это значит?» Дискуссия Май
Работа с родителями
Цель: установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи,
«Стиль семейного воспитания» Родительский всеобуч По мере необходимости
 «Верны ли мои методы воспитания» Индивидуальные беседы В течение года по мере необходимости
«Мудрость родительской любви» Вечер вопросов и ответов В течение года по мере необходимости
«Почему ребёнок бежит из дома?» Собрание - практикум В течение года по мере необходимости
 
Профилактическая работа с родителями и учащимися предусматривает тесное взаимодействие педагога – воспитателя с администрацией школы, социально – психологической службой, сотрудниками ИПДН, КДН, социальной защитой, педагогами дополнительного образования.

 
Источники
  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г.  Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2006.
  2. Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям-жертвам насилия.– М.: Генезис, 2006.
  3. Защита  детей  от  жестокого  обращения/Под  ред.  Е.Н.  Волковой.  –  СПб.: Питер, 2007.
  4. Междисциплинарное ведение случая в работе с безнадзорными несовершеннолетними/Под ред. Ю.В.Батлук, Р.В.Йорика, С.В.Суворовой. - СПб.: Врачи детям, 2009.
  5. Недостойное обращение с детьми/Под ред. Д. Кутсара – Тарту: АО Атлекс, 2000.   
  6. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.:  ВАКО, 2005
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Николаевна,актуальную тему Вы затронули в своей статье.Жестокое обращение с детьми не может быть допустимым ни при каких обстоятельствах.
Ирина Мерзлютина, дата: 21.09.2016 в 22:21  
#2 Наталья Николаевна, Ваша статья,включающая конкретное видение, вернее, некоторые методические советы по решению данной проблемы,весьма полезна для всех нас - и для педагогов, и для родителей. Педагоги, особенно классные руководители просто обязаны вести обширную работу по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними в тесном сотрудничестве совместно с другими организациями как психологической службой, сотрудниками ИПДН, КДН.
Ольга Степанова, дата: 22.09.2016 в 9:34  
#3 Статья актуальна. Рассмотрен и предложен конкретный план работы по данному направлению, как я понимаю, из личной практики педагога.
Татьяна Образцова, дата: 15.10.2016 в 23:56  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ