С нами 11602 учителя, 4313 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ № 22
г. Тамбов,
Тамбовская область
 
Организация рефлексии на уроках русского языка и литературы
 
Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
 тот и получает преимущества в движении вперёд.
  Евгений Доманский
      Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, в том числе на рефлексивные умения. Умение школьником понять причины успеха или неуспеха учебной деятельности, конструктивно решать проблемы - основа умения учиться.
   Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
    Что же такое рефлексия? Обратившись к словарям различной направленности, можно найти следующие определения: (от лат. reflexio —обращение назад) - способность человеческого мышления к критическому самоанализу (в философии); мыслительный процесс, направленный человеком на самого себя, переосмысление собственных ценностей (в психологии); процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояния на основе жизненного опыта (в педагогике). 
     Рефлексия учебной деятельности – способность обучающегося к оценке собственной учебной деятельности с точки зрения её соответствия правилам, требованиям.  
     Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
     Цели рефлексии:  вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты.
     Если ребенок понимает,  ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
     Выделяют несколько классификаций рефлексии:
  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала
  • рефлексия как способ обратной связи.
     При взаимодействии с учащимся учитель использует, исходя из целей,  один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (комфортно - дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
     Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь индивидуально и без огласки результатов.
     Следует отметить, что рефлексия осуществляется не только в конце урока, как это принято, но и на любом этапе.
При выборе вида рефлексии следует учитывать цель урока, содержание учебного материала, методические приёмы, возрастные и психологические особенности ребёнка, форму урока.
   Для создания благоприятного микроклимата на уроке, снижения уровня психологических и физиологических проблем у обучающихся применяется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
     Рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели, осмысление способов и приемов своей работы,  умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом) помогает выявить рефлексия деятельности.
     Рост уровня осознания содержания пройденного материала, развитие речи обучающихся, предъявление материала в сжатом виде, умение рефлектировать в письменной форме, развитие новых форм самовыражения, повышение мотивации и овладение видами учебной деятельности – результат рефлексии содержания учебного материала.
     По-новому посмотреть на проблему, сформировать умение выдвигать гипотезы развития событий, стимулировать речемыслительную деятельность обучающихся возможно при помощи приёмов рефлексии как способа обратной связи.
    Учителями-практиками приёмы рефлексии представлены достаточно широко. Приведём некоторые из них.
     «Три лица».
     Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
     «Цветные карточки».
     У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
     «Пейзаж». 
     Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
        «Настроение». 
     -Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте, те, у кого плохое настроение. Здравствуйте, те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
     -Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
     “Букет настроения”. 
     В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит“ Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.
     «Шкала настроения».
     У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
     «Замыкая круг».
     В конце дня или урока расспросите каждого учащегося о том, что они узнали в процессе изучения темы или совместной работы. Отметьте ответы, требующие последующего обсуждения.
     «Напишите письмо (телеграмму)».
     Учащиеся пишут письмо, обращаясь к самим себе, другому классу или предмету изучения. Это помогает задуматься о взаимоотношениях, как о личностно-значимом понятии. Используйте эти размышления для оценки понимания.
     «Яблоня».
     На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
    «Мишень».
     Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
     свою деятельность
     деятельность учителя
     деятельность учащихся.  
     "Дерево предсказаний".
    Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности,  ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и  "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)
     «Ступени».
    С помощью данного символа можно определить, на каком уровне  ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка.
      «Корзина идей»
     Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
     «Мордашки» 
    Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
      «Моё состояние»
      Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
                                                        Комфортно
                                Уверен в своих силах
                        Хорошо
                Плохо
Крайне скверно.       
     «Слова».
     Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за три минуты все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За три минуты все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).
     «Анкета».
   1.На уроке я работал
  2.Своей работой на уроке я
  3.Урок для меня показался
  4.За урок я
  5.Мое настроение
  6.Материал урока мне был


  7.Домашнее задание мне кажется
   
активно / пассивно
   доволен / не доволен
   коротким / длинным
   не устал / устал
   стало лучше / стало хуже
   понятен / не понятен
   полезен / бесполезен
   интересен / скучен
   легким / трудным
   интересно / не интересно
 
         «Фразы из рефлексивного экрана» (обучающиеся по кругу высказываются одним предложением):
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно  выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам… .
         «Плюс-минус-интересно».
         Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
     В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.
     В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
     В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 
     «Выбери верное утверждение»:
    -  Я сам не смог справиться с затруднением;
    -  У меня не было затруднений;
    -  Я только слушал предложения других;
    - Я выдвигал идеи.
         «Что, если…?»
      Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся
     «Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку».
     «Оценка «приращения» знаний и достижения целей»  (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
     «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
           Фамилия, имя ученика_____________________________
 
Вид задания Отметка
   
   
 
     «Фраза для соседа по парте» ( в конце урока ученик выбирает одну фразу для соседа):
     Ты молодец.
     Я доволен твоей работой на уроке.
     Ты мог бы поработать лучше.
        «Акрослово».
     Опишите при помощи эпитетов образ (название ключевого слова урока, героя произведения).
     Я-яркий
     З-загадочный
     Ы-
     К-красочный.
     «Оцени форму урока».
     Поставь баллы от 1 до 5:
     Индивидуальная -                       работа в парах -
     По карточкам -                             самостоятельная работа -
     Работа в группах -                       коллективная работа -.
     «Три М».
     Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
     "Синквейн".
     В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
     1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
     2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
     3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
     4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
     5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
     Современная педагогика ориентирована на субъект, на раскрытие внутренних потенциалов им самим. Не вызывает сомнения тот факт, что человек не может успешно развиваться         без осмысления происходящего с ним. Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.
     Учителю так же, как и ученику важно рефлексировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути решения проблем. Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными.
         
Источники информации.
  1. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способу формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.- М.: АСТ, 2006.
  3. Давыдов В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников.- Тбилиси, 2008.
  4. Новикова А.М. Образовательный проект.- М.: Эгвес, 2004.
  5. Овчарова Р. В.Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2009.
  6. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей.// Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 2007.
  7. Стеганцева Т. А., Аликин И. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования.- Красноярск: РИО КГПУ, 2010.
  8. Цукерман Г.А.Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности.//Нач. школа: – 2001. - № 1.
  9.  Урок рефлексии [Электронный ресурс]  https://infourok.ru/urok-na-temu-chto-takoe-refleksiya-839141.html .

Комментарии

#1 Многие приемы можно использовать и на других уроках.
Елена Маратовна Онищук, дата: 16.03.2017 в 13:43  
#2 Татьяна Анатольевна, внимательно прочитала Вашу статью. Считаю что предложенная Вами методика организации рефлексии будет полезна не только на уроках русского языка. Лично я хочу взять практически все приёмы рефлексии при подведении итогов внеклассных мероприятий, если не будете против. Все предложенные Вами приёмы мне очень понравились, но особенно заинтересовали:"Дерево предсказаний", «Плюс-минус-интересно», «Фразы из рефлексивного экрана", «Фраза для соседа по парте», «Оцени форму урока», "Акрослово", "Три М". Считаю, что использовать такие приёмы организации рефлексии будет целесообразным и для детей с ОВЗ
Наталья Чубаева, дата: 17.03.2017 в 8:05  
#3 Татьяна Анатольевна, здравствуйте. Отличная статья, очень актуальная, некоторые приёмы взяла на заметку и буду применять во внеурочной работе на занятиях по ПДД.
#4 Татьяна Анатольевна, спасибо за статью! Мне тоже многие приёмы знакомы, некоторыми очень заинтересовалась. У меня есть разработка по приёмам рефлексии на уроках музыки, некоторые приёмы из Вашей статьи могут быть использованы и на уроках музыки и МХК. Синквейн я вообще обожаю! Самый первый мой МК- про синквейны!
Светлана Трушина, дата: 17.03.2017 в 12:22  
#5 Спасибо, Татьяна Анатоьевна! За нужную статью. Некоторые можно использовать и на уроках математики! Удачи Вам!
Залифа Гайсина, дата: 17.03.2017 в 13:16  
#6 Спасибо за отзывы, уважаемые коллеги! Приёмы рефлексии, представленные в статье, не мною придуманы, а позаимствованы из работ коллег (я в источниках информации указала ссылки на работы) и апробированы в урочной и внеурочной деятельности. Безусловно, каждый учитель найдёт применение приёмов практически на любом предметном материале.
Татьяна Волкова, дата: 17.03.2017 в 23:21  
#7 Татьяна Анатольевна, мы все что - то заимствуем из опыта других коллег с указанием источников. Однако очень хочется подчеркнуть Ваше умение из огромного потока информации выбрать самое интересное, важное, нужное. Вы сэкономили наше драгоценное время. Чтобы найти такую полезную информацию, нужно например потратить минимум 2-3 дня. Спасибо Вам большое.
Наталья Чубаева, дата: 18.03.2017 в 6:07  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.