С нами 10214 учителей, 3870 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Технология организации процесса самообразования"

Сущность самообразования и его необходимость
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Наиболее часто используемые формы организации самообразования – это:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей, обмен опытом в сети учителей-практиков.
5. Индивидуальная работа по самообразованию, технологию которой рассмотрим подробно.
 
Планирование процесса самообразования
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.
На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.
2‑й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Как выбирается тема
Тема самообразования выбирается, исходя из проблем, которые обнаруживает учитель в  процессе своей педагогической деятельности (для совершенствования своего профессионального уровня и, соответственно, решения обозначенных проблем). Например:   педагогу необходимо освоить методику групповой работы, следовательно, он   планирует на 3-4 года работу над темой самообразования «Совершенствование общеучебных знаний, умений, навыков посредством использования групповых форм работы на уроках…  (предмет)».
Тема самообразования учителя может быть связана с общей методической темой общеобразовательного учреждения; если педагог работает в экспериментальном, инновационном режиме, то и тема выбирается в соответствии с теми задачами, которые реализует данное направление деятельности ОУ.  Например: «Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках … (предмет)», «Использование региональной составляющей на уроках … (предмет) как условие формирования личности гражданина»,  «Использование приёмов деятельностного подхода на уроках … (предмет) для развития творческих способностей обучающихся».         
Как правильно формулировать тему самообразования
Формулировка традиционной темы самообразования  условно содержит три част
I часть 
(основная часть: содержит проблему)
          II            
 часть (связующее звено)
            III часть               
(аспект, через который будет решаться обозначенная   проблема)
Совершенствование … Формирование…        
Интеграция …   
Развитие …                 
Организация   …       
Осуществление  …   
Применение   …         
Использование … Управление…                     
Повышение …                   
Разработка …                  
Реализация …                  
Создание …
… как средство…
… как условие…
…аспект…
…фактор…
…основа…
…механизм…
… развития …
совершенствования …
активизации …
повышения …
оптимизации …
эффективности …
реализации
Таким образом, темы самообразования в традиционной формулировке звучат так: «Формирование универсальных учебных действий на уроках … (предмет) посредством использования принципов деятельностного подхода»…
Темы не должны быть:
  • слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении  … (предмет)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии;  это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
  • незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся»  (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На каком предмете?»);
  • слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Формулировка цели и задач самообразования.  После того, как выбрали тему самообразования необходимо сформулировать цели и задачи. Целями самообразования могут быть:
1. повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
2. изучение и внедрение новых педагогических технологий;
3. изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
4. совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Составление плана самообразования. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
1. название темы;
2. цели;
3. задачи;
4. предполагаемый результат;
5. этапы работы;
6. сроки выполнения каждого этапа;
7. действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
8. способ демонстрации результата проделанной работы;
9. форма отчета по проделанной работе.
По окончании работы над темой каждый учитель дол­жен написать отчёт с анализом, выводами и рекоменда­циями для других учителей.
Продолжительность реализации каждого этапа работы по теме самообразования может быть сокращена или напротив, увеличена.
Алгоритм работы педагога над индивидуальной темой
1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
-     ознакомление с литературой;
-     ознакомление с нормативно-правовыми докумен­тами;
-     изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Детальное ознакомление с проблемой посред­ством литературных источников:
-     составление картотеки литературных источников;
-     выписки из литературных источников.
3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
-     обоснование выбора темы;
-     актуальность и новизна;
-     выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
-     формулирование цели и задач работы;
-     разработка календарного плана индивидуальной работы.
4.Выбор и разработка моделей, инновационных тех­нологий педагогической деятельности.
5. Внедрение инноваций в практику своей педагоги­ческой деятельности.
 6. Анализ и оценка результатов индивидуального опы­та работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
 7. Литературное оформление работы, отчёт о полу­ченных результатах перед коллегами.

Примерные темы самообразования
учителей трудового обучения:
  • «Повышение эффективности уроков профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий»
  • «Развитие творческого компонента учащихся с ОВЗ посредством активного применения на уроках швейного дела декоративно-отделочных материалов через внедрение метода проектов»
  • «Развитие творческих способностей учащихся через использование компьютерных технологий на уроках столярного дела»
  • «Организация образовательного процесса на уроках СБО на основе использования активных форм и методов обучения»
учителей истории и обществознания:
  • «Применение ИКТ на уроках истории и обществознания как средство развития УУД»
  • «Формирование нравственных качеств у умственно отсталых подростков через внеклассные мероприятия»
  • «Использование ИКТ как средство познавательной активности учащихся на уроках истории»
  • «Мультимедийные технологии как основа  объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории»
учителей математики:
  • «Разработка модульных уроков математики по технологии ИСУД (технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика) для учащихся 8 классов школ VIII вида»
  • «Развитие математических способностей учащихся  5-11 классов С (К)ОУ VIII вида через использование игровых форм работы на уроке»
  • «Игровые компьютерные технологии на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся в старших классах»
учителей географии и естествознания:
  • «Разработка дидактического материала для методического обеспечения уроков естествознания в С (К)ОУ VIII вида»
  • «Компьютерные презентации, как средство наглядного обучения на уроках естествознания»
  • «Использование нестандартных форм обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»
  • "Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через игровые формы и методы»
  • "Исследовательский метод как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках естествознания«
  • "Использование дифференцированного подхода в обучении географии с целью повышения качества знаний»
  • "Использование Интернет-ресурсов в изучении  естествознания»
учителей физической культуры:
  • «Компетентностный подход и здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры»
  • «Использование нестандартных форм проведения уроков физкультуры в контексте компетентностного подхода в образовании»
  • "Использование ИКТ на уроках физкультуры»
  • «Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных  и  современных информационных технологий»
Используемая литература:
  1. Борисова А.А. Как организовать работу по теме самообразования. Режим доступа: http://nsportal.ru/metodicheskoe-obedinenie-uchiteley-gumanitarnogo-cikla-0/samoobrazovanie-uchitelya
  2. Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 года
  3. Методические рекомендации для выбора и формулирования тем самообразования. Режим доступа: http://belsch-1.ru/2012-03-29-07-37-32/2012-11-09-10-19-46
  4. Самообразование. Режим доступа: http://lasick.pinsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1741 

Комментарии

#1 Спасибо за материал.
Светлана Шушарина, дата: 14.06.2014 в 10:43  
#2 Наталья Владимировна, спасибо за статью. Очень хорошая, полезная статья. Раскрыт полностью материал по выбору темы самообразования учителя. Выбрал тему и на протяжении трёх лет можно наробатывать материал. Верно указано в связи с ФГОС нужна конкретика в выбраной теме.
нина гунькина, дата: 06.07.2015 в 7:35  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.