С нами 17141 учитель, 7295 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Тестирование как одна из форм текущего контроля (из опыта работы)"
Козак Татьяна Ивановна,
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт. Прогресс Амурской области
 
2014 г

 
Тестирование как одна из форм текущего контроля  (из опыта работы)


Тема моей статьи «Тестирование как одна из форм текущего контроля» выбрана не случайно. Актуальность и выбор темы состоит в том, что проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся – вечная проблема образования, и в разные времена предлагалось решать её по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений. Тема является ещё актуальной и потому, что итоговой формой контроля знаний учащихся за курс основной школы является государственная итоговая аттестация в новой форме, которую в народе называют «малое ЕГЭ», теперь ОГЭ,  и  основу которого составляют тестовые задания.

С 2009 года итоговая аттестация по алгебре в новой форме стала обязательной для всех учащихся, поэтому необходимо было пересмотреть подготовку учащихся на ранней ступени изучения математики в 5-8 классах, а также в выпускном 9 классе.

Проведение итоговой аттестации в новой форме  не совсем знакомо учащимся, так как они привыкли к традиционным контрольным работам. А в «малом ЕГЭ» в первой части предлагается в строгие временные рамки выполнить сначала 16, затем 18, а сейчас уже 20 (!) заданий базового уровня, представленных в виде тестов открытого и закрытого типа. А есть ещё и 6 заданий части II.

Неумение работать с тестовыми заданиями, объёмность экзаменационной работы, ограниченность во времени пугают большинство учащихся, что может привести к срыву на экзамене, к получению оценки ниже годовой.

Из этого вытекают противоречия:
  • между сдачей обязательного ОГЭ и ЕГЭ по математике и интересами и возможностями учащихся;
  • между достигнутым уровнем обученности ученика и  формой проверки его знаний;
  • неумением учащихся рационально распределить время на экзамене.
Возникает проблема подготовки к итоговой аттестации учащихся в новой форме, в том числе с использованием ИКТ. Тем более что с прошедшего учебного года идёт апробация сдачи экзамена по математике в компьютерной форме. Это должны были заметить те, кто работает в системе СтатГрад.

Для успешной сдачи экзамена необходимо познакомить учащихся со структурой работы, типами заданий в виде тестов, отработать навыки выполнения тестовых заданий разного вида, учитывая временной аспект.

Возникла гипотеза: создание системы тестов по математике, приближённых к экзаменационным, позволит решить несколько задач:
1) позволит осуществлять промежуточный и итоговый контроль за степенью усвоения учебного материала и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся;
2) подготовит учащихся к успешной сдаче экзаменов в новой форме;
3) снимет психологические затруднения.

Анализ методической литературы показал, что разработано большое количество тестов по математике для 5-9 классов. Однако тестов, отвечающих требованиям «малого ЕГЭ» было недостаточно. Не всегда выдерживаются структура, тип и виды заданий, не учитываются требования к базовому уровню математической подготовки учащихся. А с объединением двух предметов – алгебры и геометрии – в один, в математику, затруднило использование готовых методических пособий на уроках, именно как тематических тестовых заданий.

В учебниках  математики практически нет тестовых заданий, и учителю часто приходится составлять тесты самому. Поэтому необходимо знать, что тесты должны удовлетворять определенным требованиям и условиям; учитель должен умело пользоваться критериями оценки; умело сочетать тестовую форму оценки знаний с традиционными формами и многое другое.

Цель изучения вопроса: повышение личной профессиональной компетенции в области теории и практики использования тестового контроля  знаний учащихся на уроках  математики.
Задачи, которые я перед собой поставила:
1. Изучить современную теорию и практику тестового контроля.
2. Раскрыть виды, функции и назначение тестового контроля знаний учащихся.
3. Показать положительные и отрицательные стороны тестовых технологий.
4. Обобщить и систематизировать опыт организации тестовой деятельности на уроке с помощью системы публичного представления результатов деятельности (публикации, выступления на семинарах, конференциях, распространение собственного опыта в системе школьной и муниципальной методической службы, Интернет).

Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:
  • учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
  • проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
  • оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
  • сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;
  • использовать тесты для компьютеризации;
  • обеспечить оперативность проверки выполненной работы.
Однако метод тестирования обладает рядом недостатков:
  • большая вероятность выбора ответа наугад;
  • проверка лишь конечных результатов действий;
  • затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся;
  • категоричность оценки выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено.
Существует несколько классификаций тестов.
1) Открытые: которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить.
2) Закрытые: где есть готовые ответы: выбрать из 2, 3, 4, 5 предоставленных альтернативных ответов, установление истинности, ложности, соответствия, установление последовательности.

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:
  • Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий.
  • Уровень В – задания, требующие размышления.
  • Уровень С – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний.
Такие тесты я начинаю вводить уже в 5 классе. Это мини-тесты, которые использую при подведении итога урока с выбором ответа, или открытый мини-тест, в котором несколько заданий не содержат ответов, учащиеся сами должны их получить, зная при этом компоненты вычитания. Например,
 



 
После того, как ребята освоят эту форму контроля, предлагаю тесты посерьезнее. Например, при изучении темы «Натуральные числа. Отрезок. Луч. Прямая» в 5 классе даю учащимся такой тест, в котором уже содержатся задания всех трёх уровней. 

К концу 1-ой четверти тесты усложняются, увеличивается количество заданий уровня В и уровня С. До конца учебного года учащиеся 5 класса учатся отвечать на различного вида тесты. В последующих классах ужесточается система оценивания, меньше времени уходит на разъяснения по поводу выполнения заданий, добавляются задания других типов.

Понимание изученного на продуктивном уровне проверяю тестами на установление истинности или ложности утверждений. В таких тестах предлагается лишь два ответа для выбора: верно – неверно. Эта форма тестирования может быть как письменной, так и устной. Что характерно, сейчас в 9 классе задания такого типа вводятся на экзамене по математике. В ответе нужно записать последовательность верных (или неверных) утверждений без каких либо разделителей. Этому детей тоже необходимо учить, они  любят ставить запятые, или точки с запятой.

Очень часто провожу тесты на соответствие. В данном виде тестов необходимо установить соответствие элементов одного множества элементам другого. Здесь приведены примеры таких заданий при фронтальной работе с учащимися: в первом случае при изучении новой темы, во втором случае – при закреплении темы на следующем уроке.  Задания на соответствие также эффективны при самоконтроле и текущем контроле знаний. 


Особого внимания заслуживают тематические тесты, целью которых является оперативная проверка достижения учащимися обязательного уровня математической подготовки по каждой теме, например, Геометрия. Тематические тесты. [5]

Кроме указанного выше пособия, я использую КИМы для 5-9 классов издательства «ВАКО».[7] Сборники содержат задания для проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся. Тесты по своей структуре напоминают тесты ЕГЭ. Все вопросы в них разделены на три уровня сложности. В этом пособии предлагается гибкая система оценивания результатов, при которой ученик имеет право на ошибку.
 

Второй год пользуюсь тестами для промежуточной аттестации по математике для 5-6 классов и по алгебре 7-8 классов под редакцией Ф.Ф.Лысенко. По геометрии в 7 классе использую тесты А.В. Фаркова.

Экспресс-проверка знаний по геометрии в 7 классе Л.М.Короткова содержит тестовые задания, предполагающие заполнение пропусков в определениях, теоремах и т.д.; задания на установление истинности или ложности утверждений; задания, предполагающие выбор одного из трёх предложенных ответов.

Рабочая тетрадь по алгебре для 8 класса В.В.Кочагиной содержит тестовые задания уровней А, В и С по основным темам. Это только часть пособий, которые я применяю для разработки тестов. 


Проанализировав найденные критерии оценки за тестовую работу, я пришла к выводу, что они не всегда удобны: практически везде предлагается процентное соотношение между верно выполненным количеством заданий и оценкой. При этом каждый раз приходится высчитывать это соотношение, ведь количество вопросов (а значит, и количество баллов), в тестовой работе может быть различным. На основе различных процентных соотношений для себя я «изобрела»  интервальную шкалу, по которой также можно объективно оценить работу ученика. 


Кроме «бумажного» варианта я использую компьютерные тесты. У меня есть различные тестовые оболочки. Но оценив преимущества и недостатки некоторых из них, я остановилась на двух оболочках.

Использую тесты, созданные в оболочке КРАБ2. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий. Если учащийся допустил ошибки, то их можно просмотреть, установив опцию «просмотр ошибок».  Эта оболочка предполагает работу только по одному из видов тестов (закрытые тесты): с выбором вариантов ответа –  однозначный или многозначный. 
 

Но более любимой является оболочка MyTestX. Тесты, созданные в этой оболочке, более мобильные: можно использовать как задания открытого вида, так и закрытого: варианты ответов с однозначным и многозначным выбором; установление истинности и ложности утверждения; ввод ответа числового и буквенного; перестановка букв в слове; задания на соответствие; установление порядка действия; настраиваемая шкала оценивания; контроль за временем; случайный порядок вопросов и ответов (что исключает списывание); ввод символов, математических формул, рисунков, графиков, видео; есть возможность просмотра и анализа ошибок – вот преимущества этой оболочки. 


Но … появилась программа HotPotatoes v 6.0 , ну и как же её не испробовать. HotPotatoes – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая учителям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и  самоконтроля  учащихся. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. 


Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер. Ученикам не нужна программа HotPotatoes: она требуется только учителям для создания и редактирования упражнений.

В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельная программа.
 

Все упражнения  выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки.






Некоторые
версии программы содержит также дополнительный блок The Masher (Инструменты), позволяющий объединять созданные задания и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы. Приведу несколько примеров заданий, созданных в HotPotatoes.






     

Год назад я стала использовать и составлять тесты на основе конструктора тестов PowerPoint. Автор шаблона: Комаровский Анатолий Николаевич. В  конструкторе использована идея перемещения объектов в режиме демонстрации, предложенная Гансом Хофманом (Hans Werner Hofmann hw@lemitec.de). Можно создавать вопросы с выбором  одного из предложенных ответов,  вопросы с несколькими правильными ответами, вопросы на соответствие (перемещение объектов), можно вписывать как числовой ответ, так и ответ в виде фразы. Есть настраиваемая шкала оценивания, есть возможность вставлять информационные слайды, на которых время, отводимое на выполнение теста, останавливается. На последний слайд выводится результат о решённых заданиях и выставляется оценка. Мои учащиеся любят выполнять такие тесты. Я очень часто давала их в качестве домашнего задания через Дневник.ру, в ответ они мне прикладывали скриншот с результатами. Конструктор тестов Комаровского А.Н. можно найти на сайте «Тестирование в MS PowerPoint» http://www.rosinka.vrn.ru/pp/ .

Слайды из некоторых тестов, созданных мною в этом конструкторе:
 

Несколько тестов, созданных мною в конструкторе PowerPoint можно найти у меня на странице «Я иду на урок».

В последнее время всё больше используются новые формы обучения, в частности и дистанционные.  В системе Moodle также предусмотрен такой тип контроля как тестирование. Я не буду на этом останавливаться, т.к. у нас это отдельная тема для разговора.

Таким образом, используя различные приёмы тестового контроля, я стараюсь добиваться положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий. Улучшается и общий психологический климат в классе: учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить, что побуждает их к активной деятельности и самоконтролю.

Созданные мною и собранные тесты могут быть адресованы:
  • учителям, которые работают в общеобразовательных классах и ученикам, которые учатся в данных классах для проверки знаний по конкретной теме;
  • учителям, которые отслеживают промежуточные результаты для дальнейшей коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях базового уровня;
  • ученикам для отработки навыков работы с тестовыми заданиями, с учётом временного аспекта.
На основании всего выше изложенного, актуальность работы по вопросу «Тестирование как одна из форм текущего контроля» очевидна. Считаю, тестирование имеет право на существование как одна из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачётами и т.п. Разумное сочетание всех видов контроля позволяет учителю более качественно осуществлять учебный процесс. 

Огромная заслуга тестов, – говорил П.П.Блонский, – состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика «Так мне кажется» заменить словами «Я это знаю» или «Я это не знаю».  

 
Использованная литература:

  1. Азевич А.И. Рубежные тестовые работы по математике для 5-11 классов. – М.: Школьная Пресса, 2002.
  2. Блох А.Я. Тестовая система оценки знаний по математике в школах США. «Математика в школе» № 2, 1990.
  3. Дорофеев Г.В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. – М.: Дрофа, 2001.
  4. Клековкин К. Тесты. Тесты? Тесты!/Приложение к газете «Первое сентября. Математика» №3, 1999.
  5. Мищенко Т.М. Тематические тесты по геометрии. – М.: «Экзамен», 2005.
  6. Новиков А.И. Математическое образование и система тестирования. «Математика в школе» №4, 2002.
  7. Седова В.В. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. 9 класс. – Саратов: «Лицей», 1998.
  8. Федоров Е.Б. Тест-тренинг. «Математика в школе» № 3, 1993.
  9. Государственная итоговая аттестация учащихся 9 класса: принципы и особенности организации: Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов/Сост. Л.О. Рослова, Рыбченкова Л.М. – М.: Просвещение, 2005.
  10. Новые формы проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов: Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов/Сост. Капустняк А.Г. и др. – Москва, 2004.
  11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование: Приказ Минобразования от 05.03.2004 №1089, 2004.
  12. Энциклопедия современного учителя/Сост. Зайцева Т.П. – М.: Олимп, 2000.
  13. http://www.ref.by/refs. Тестирование как метод педагогического контроля.
  14. http://www.vashakomanda.ru. Тесты: тестирование, результаты тестирования в учебном процессе.
  15. http://www.ubo.ru. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности.
  16. http://testobr.narod.ru. Использование тестов в учебном процессе.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна.очень интересные материалы для уроков математики. Буду рекомендовать их коллегам-математикам. Сама уже 13 лет веду только информатику...
Алла Дзарасова, дата: 15.02.2015 в 20:47  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ