С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку"
Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
                                     Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у  наших детей  завтра…     Джон  Дъюи
Целью и основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Поэтому перед учителем иностранного языка стоят задачи усилить направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Для этого необходимо, на наш взгляд, применять интерактивные и коммуникативные методы обучения. Изучаемый материал должен быть приближен к проблемам повседневной жизни. Следует развивать навыки самостоятельной работы учащихся, а также усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Современная школа должна  обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
Задачей школы является создание таких условий, которые  способствовали бы развитию мотивации и самореализации учащихся. Мотивация – активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий (Социологический словарь).
В процессе мотивации можно выделить следующие основные этапы:
  • Возникновение потребности.
  • Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
  • Определение тактики деятельности и поэтапное осуществление действий.
  • Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
В процессе обучения роль учителя на каждом из этих этапов нельзя переоценить. Выявляя детей, имеющих высокую мотивацию к изучению языка, и, напротив, относящих данный предмет к разряду нелюбимых, учитель может сделать вывод о том, насколько предмет интересен детям, посилен им, и что он может и должен сделать, чтобы изменить ситуацию.
Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно  фиксировать и оценивать свои достижения и опыт  в овладении иностранным языком. Языковой портфель позволяет ученикам отслеживать прогресс  в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой  уровень. Языковой портфель показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Он может быть полезен для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях  и новых знакомствах  в будущем.
            Работу с учащимися над языковым портфелем я веду в течение 4 лет. За это время я имела возможность убедиться в ее эффективности и важности как для ученика, так и для педагога. Мы начали работу над портфолио с ребятами в 4 классе. Сейчас мои шестиклассники и семиклассники накопили уже довольно большой интересный и, что самое главное, полезный, с точки зрения эффективности изучения языка, материал в своем языковом портфеле. Для себя основным в работе над портфелем считаю возможность развития и поддержки заинтересованности каждого школьника в изучении английского языка,  вооружение обучающихся инструментом для определения их достижений в изучении языка, а также возможность оценить уровень достижений каждого ученика в овладении языком и внести  при необходимости корректировку в преподавание.
          Языковой портфель – это дневник или папка, красочно и ярко оформленная, включающая выполненные учащимся работы и проекты. Цели ведения портфеля – показать таланты и лучшие работы учащегося, развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы, дать возможность учителю понять, какие курсы и задания оказали наибольшее влияние на учащегося, что вызвало определенные трудности, что нужно сделать, чтобы их преодолеть.
Примерная структура и содержание языкового портфеля:
Раздел I – Языковой паспорт ( Языки, которые я изучаю)
Раздел II – Биография ( Мои успехи)
      Раздел III – Досье ( Моя копилка) – работы, свидетельствующие об  успехах учащегося в
 овладении языками. Это могут быть:
  • различные формы признания достижений учащегося (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);
  • «лучшие» письменные работы («лучшие» – не обязательно с отличными оценками);
  • работы по чтению, диктанты;
  • сочинения, стихи, написанные учащимся;
  • индивидуальные и групповые исследовательские и творческие проекты;
  • работы, выполненные на компьютере;
  • письма;
  • доклады, рефераты.
 
         Let me introduce myself  …                                
Name   _______________________________
Surname _____________________________                                        
Age    ________________________________                                                  
Nationality ___________________________
I live in  _______________________________
My  address ___________________________
My family _____________________________
My home ______________________________
My friends  and my pen friends _____________
My hobbies____________________  
My ambitions___________________________
My achievements________________________
I go to school___________________________ 
I am in the _________ form
 My favourite subject is __________________
I have been learning English ______________ 
My mother tongue is_____________________
 
 
   

 
Языковой портфель содержит также перечень оценочных листов, согласно которым ребята должны оценить свой уровень умений (для младших классов на русском языке, для старших – на иностранном языке). Основная психолого–педагогическая цель работы с портфолио – это формирование и развитие адекватной самооценки учащихся, в процессе их совместной деятельности с учителем по созданию портфолио. Чтобы подвести учащегося к анализу своей деятельности, я провожу собеседование по созданной учащимися работе. Чему ты научился и что нового узнал в процессе создания новой работы? Чем она отличается от предыдущей? Какие были трудности? Как ты решал эти проблемы? Что у тебя стало получаться лучше?
Что я умею ?
 
 
Когда я слушаю,…
 
я понимаю детские стихи и песни.
я понимаю имена, числа.
я понимаю, как зовут собеседника.
я понимаю простые команды, просьбы, предложения.
я понимаю …
 
 
 
Когда я разговариваю,…
 
я умею поздороваться и попрощаться.
я умею поблагодарить своего собеседника.
я умею отвечать на вопросы собеседника о том, где я живу и что мне нравится.
Я умею …
 
 
 
Я умею читать и понимать…
 
короткие сообщения на открытках.
простые короткие рассказы с картинками.
умею читать вслух и понимать знакомые слова.
вывески рекламы на улице.
умею соотносить слова с картинками.
короткое простое письмо своего друга или родственника.
Я также умею …
 
 
 
Я умею писать…
 
свое имя, возраст, адрес.
слова и предложения.
поздравительные открытки.
о своей семье, любимых занятиях.
Я также умею …
Ученики пишут рефлексию  к каждой статье портфолио. В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку.   Рефлексия включает отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.
Памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу; схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.).
В заключение хочу подчеркнуть, что работа с языковым портфелем важна для учителя прежде всего потому, что она
•повышает мотивацию в преподавании языка;
•позволяет эффективнее планировать свою деятельность и контролировать процесс обучения;
•дает возможность вносить  необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
•раскрывает личность и формирует его самостоятельность;
•повышает профессиональное и методическое мастерство учителя.
 
 
Литература
1.  Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2000.
2. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Методика. Теория и практика обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2004.
3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002.
4. Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.
5. Симкин В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция // Иностранные языки в школе.  № 5. 1998г.
6. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе.  № 4. 2004 г.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ