С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Роль оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики"
Титова Валентина Николаевна,
учитель математики
Симеизский Учебно – Воспитательный комплекс,
г. Ялта, п.г.т.Симеиз, Республика Крым

     Роль оценки  учителя на формирование  самооценки учащихся  на уроках  математики                                                                                                                                                                                 
       Перед  современной школой ставятся задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и межпредметных, личностных компетенций, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире.  От  решения этих задач зависит будущее нашей страны.                                                                     
         Я работаю в школе более 40 лет,  была директором и завучем, «боролась» за успеваемость и качество знаний, готовила педсоветы, семинары, выступала за дифференцированный подход к обучающимся, но и тогда и сейчас, когда я работаю учителем, - всегда меня волновали  и волнуют вопросы: Почему, даже у самых талантливых учителей, оценки по математике ниже, чем по другим  предметам? Почему во взрослой жизни троечники оказываются более успешными, чем отличники? Почему учителя математики, имея большой опыт работы , зачастую не знают, как правильно оценить ученика. Выставление оценок порой  даже портят отношения между учителями, между учителем и учениками.
          Считаю, что оценивание в работе учителя – это одна из самых сложных задач. Роль  оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и  других к нему трудно переоценить. Воспитательная функция оценки на уроке математики  выражается в  рассмотрении формирования   положительных мотивов  учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления   заниженной самооценки учащихся  и  тревожности.
         Правильно организованный контроль  и оценка, снимают у школьников   страх перед ответом на уроке, перед выходом к доске, и самое главное, перед предстоящей контрольной работой. Если контроль и оценка ученика продуманы учителем, то значительно снижается уровень тревожности, формируются правильные целевые установки. Ученик готов работать самостоятельно и активно, такого ученика можно ориентировать на осуществление самоконтроля. 
         Думаю, что было бы правильно, если бы на каждом уроке  математики, да и на других уроках,  приоритетной была бы  не та оценка, которая  определяет лучших учеников и двоечников, таким образом,  разделяя класс на успевающих и отстающих, а  была бы та, которая  покажет  взаимосвязь  деятельности  каждого ученика и учителя.  В таком случае возникнет сопричастность каждого ученика к процессу обучения на уроке, к объективной оценке труда учеников класса. Все это  является важными для всего процесса обучения в школе, но еще более важным                     представляются в обучении  математики.
       Оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставит его поверить в свои силы, обеспечит положительные мотивы учения и приведёт к готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.  Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Поэтому  нецелесообразна поспешность в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
        Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы  нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Обращаю внимание на то, что  система оценивания должна строиться на следующих принципах:
  • Оценивание является постоянным процессом, приводящим к самооценке
  • Главными  критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм  выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
  • Процесс  оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
  • Отметки могут быть выставлены только за результаты  деятельности ученика, но не  за его личные качества.
         Система воздействия на учащихся является мощным орудием в руках учителя.  «Применяя на практике ту или иную меру воздействия, учитель, должен представить основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана, и что он от неё ждёт»  К.Д.Ушинский
          Не является секретом, что оценка, выставленная ученику, должна соответствовать знаниям  ученика, однако мой опыт показывает, что в оценке знаний требуется большой такт. Важно не только какую оценку поставил учитель ученику, но и что он при этом сказал. Ученик должен знать, что учитель ждёт от него на следующем уроке. Может ли ученик рассчитывать на улучшение результата, есть ли у него шанс  получить более высокий балл.                                 Обсуждение полученной оценки продолжится дома, и это обсуждение хорошо проиллюстрировано на картине Ф.П.Репина «Опять двойка» и первом варианте картины, на фоторепродукции. Осуждающие взгляды матери, сестры, и учительницы.
 
Опять двойка — картина Фёдора Павловича Решетникова, созданная в 1952 году
 Первый вариант картины «Опять двойка» (фоторепродукция Виктора Грабовского)
       Создавая ситуацию взаимно выгодного общения  учителя и ученика, можно не сомневаться в том, что  результаты обучения по математике непременно будут выше. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и  владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Успеваемость ученика непременно повлечёт за собой повышения и самооценки.
        Учащиеся, которые с большим трудом усваивают учебный материал по математике, обнаруживают определённые расхождения между тем, что от них  требуют, и тем, что они  в состоянии выпол­нить. Тех учеников, которые в школе часто испытывают неудачу в учёбе, неудачу в общении с одноклассниками, разногласия с  родителями, ожидает и дальше неудача в жизни.  Удачные же результаты в предшествующей учебной деятельности предрасполагают к ожиданию успехов в дальнейшей жизни.
       Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.  Поэтому задача учителя математики состоит в сознательном и полноценном формировании самооценки учащихся.
 Учитывая мои наблюдения и опыт работы, делаю выводы, что при оценке работы ученика, учителю  необходимо  обращать внимание на следующее:
  1. Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на  критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий.
  2. В  обучении школьников  всегда  поддерживать слабого  ученика и не давать времени на уроке  для расслабления сильному.
  3. Сравнивать успехи каждого ребёнка по сравнению с его предыдущими по отношению к учению. Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
  4. Учитывать роль отметки в учебном процессе. «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись». И еще: «Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: ″если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился, как следует» В.А. Сухомлинский
  5.  Создание ситуации, повышающей самооценку ребенка, создание «ситуации успеха», которая позволяет повысить самооценку.
  6. В отдельных ситуациях и с целью поддержать ученика, допускаю  прием авансирования оценки, что позволяет побудить слабого ученика к старанию.
  7. Практикую на уроках самопроверку и взаимопроверку  самостоятельных и проверочных работ, а также домашних заданий.
  8. Учеников, имеющих заниженную самооценку, стимулирую и оцениваю, рекламирую работу таких учеников перед классом.
  9. С целью развития интереса к математике и повышения самооценки ученика, провожу конкурсы творческих работ по предварительно данным темам, и с последующей публикацией.
 
                                                                   Источники
  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 1980.
  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
  3. В.А. Сухомлинский О воспитании. М., 1975.
  4. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 2004.
  5. Педагогическая энциклопедия – М., 1964.
  6. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.
  7. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. - М., 1980. - Т. 2.
         [ Электронный ресурс]  ru.wikipedia.org/wik
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Валентина Николаевна, полностью согласна со всеми вашими доводами о роли оценки в формировании самооценки ученика. Ещё в середине 90-х годов были приняты новые критерии оценки: рост оценки на плюс (это знает, это умеет), а не на минус (это не знает, это не умеет). Ученик поймёт, что если он подучит материал, потренируется с практическими упражнениями, то и оценка станет выше. А слабоуспевающие ребята раскрываются и подтягиваются в групповой и парной работе, на внеклассных мероприятиях. Это их стимулирует к продвижению вперёд. Статья актуальна!
Татьяна Образцова, дата: 20.04.2015 в 22:53  
#2 Валентина Николаевна, здравствуйте! Воспользовалась вашим приглашением. Статья на злободневную тему... Все верно. Спасибо вам!
Елена Маратовна Онищук, дата: 22.04.2015 в 4:48  
#3 Валентина Николаевна,полностью согласна с Вашим утверждением, что "преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности". Очень важно повышать самооценку учащихся.Приёмы, которые Вы используете в оценивании, применимы и к другим предметам школьного курса.Спасибо!
Ирина Чернер, дата: 22.04.2015 в 20:39  
#4 Валентина Николаевна, прочитала Вашу статью о роли оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики. я с Вами полностью согласна.
Эльвие Алимова, дата: 25.04.2015 в 10:55  
#5 Дорогие коллеги, спасибо за комментарии и отзывы
Валентина Титова, дата: 04.05.2015 в 21:17  
#6 Валентина Николаевна, спасибо Вам за научно-методическую статью! Чтобы у учащихся не развивалось чувство неуверенности, я думаю, индивидуальный подход, дифференцированные задания - очень важные моменты в работе учителя.
Гульнара Айтуганова, дата: 05.05.2015 в 22:02  
#7 Чудесная научная статья, своего рода крик души к подходу оценки учителя на формирование самооценки учащихся на уроках математики. Спасибо вам большое пожалуй возьму некоторые тезисы для подготовки к семинару
Наталья Чубаева, дата: 05.05.2015 в 22:03  
#8 Спасибо большое, коллеги, за отзывы.
Валентина Титова, дата: 05.05.2015 в 22:15  
#9 Валентина Николаевна, ознакомилась со статьей. Актуально. Верно сказано, что троечники зачастую более успешны отличников. Как важно нам, педагогам, сформировать правильную самооценку, ведь это влияет и на дальнейшую жизнь. Создание ситуации успеха, одобрение, похвала, адекватное оценивание возможностей, дать каждому поверить в свои силы - как все это важно. Когда ребенок чувствует, что получается, что он может, тогда и интерес не пропадает и желание появляется творить и действовать...
Наталья Трачук, дата: 05.05.2015 в 22:35  
#10 Да, действительно "двоечники" более успешны во взрослой жизни. лучше адаптируются.Я считаю из-за того, что они уже в школе приспосабливаются к "жизни", где списал у отличника, где...Статья актуальна.
Галина Пожарова, дата: 07.05.2015 в 21:21  
#11 Валентина Николаевна, В нашей стране с 2012 года полным ходом идет процесс реализации проекта повышения квалификации учителей, разработанного Центром педагогического мастерства, при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Кембриджского Университета. Система повышения квалификации приступила к подготовке учителей, владеющих новой философией образования и способных работать в условиях современной школы.Одним из модулей , которые мы изучали Был модуль формативного и суммативного оценивания: Формативное оценивание – это механизм, обеспечивающий учителя информацией, на каком этапе обучения находиться ученик и какие эффективнее методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. Формативное оценивание – это, прежде всего обратная связь с учеником, которая дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент и в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Ученики должны понимать, зачем они учатся, чему учатся, каковы глубинные связи между отдельными физическими знаниями, и как лучше их освоить. Ученикам необходим доступ к оцениванию и учитель, всегда остававшийся монополистом в области оценивания, должен делиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Для проведения эффективного процесса формативного оценивания учителю необходимо определить для себя две позиции: что ученик должен извлечь для себя входе изучения курса, и какие формы оценивания могут этому способствовать. Поскольку оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени поставленные цели достигнуты, надо выбрать именно такие формы и техники оценивания, которые подходят для конкретных целей. Примером этому могут служить оценочной техники, обеспечивающие эффективную обратную связь с учениками.
Ирина Беломывцева, дата: 19.05.2015 в 21:04  
#12 Проще говоря: Суммативное оценивание или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени - Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель. Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно); Обратная связь, обеспечивающая прогресс; Выступает в форме, приемлемой как для учителя, так и для учащихся; Помогает учителю отслеживать успеваемость в классе; Таким образом, формативное оценивание несет функции: формирующая, стимулирующая и мотивирующая.
Ирина Беломывцева, дата: 19.05.2015 в 21:09  
#13 Валентина Николаевна, Вы правы, очень трудно иногда выставлять оценки! На своих уроках я стараюсь каждого ученика похвалить даже за маленький его успех! при этом видишь как загораются глаза даже у самого слабого ученика по математике. А если он еще вышел к доске и у него получилось справиться с заданием, то тут же появляется интерес еще и еще выполнять задания!
Ольга Даниловская, дата: 19.05.2015 в 21:20  
#14 Какие же Вы молодцы, коллеги мои, такие замечательные комментарии к статьям не только поддерживают, но и во многом помогают.Спасибо большое
Валентина Титова, дата: 19.05.2015 в 21:28  
#15 Валентина Николаевна, у Вас очень интересная статья. Рада, что её прочла. Она пригодиться мне для моей дипломной работы, потому что моя тема напрямую связана с оценкой знаний учащихся на уроке. Спасибо большое.
Лилия Юхман, дата: 17.02.2016 в 21:16  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ