С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Применение ИКТ в учебном процессе как средство повышения качества среднего профессионального образования"
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевска
 
Применение ИКТ в учебном процессе как средство повышения качества
среднего профессионального образования
 
     Социально-экономические преобразования в современном обществе, структурная перестройка народного хозяйства обусловливают изменения, происходящие в системе СПО. Развитие рыночных отношений, формирование рынка труда ставят перед профессиональной школой новые задачи по подготовке социально активного, инициативно мыслящего и профессионально мобильного квалифицированного рабочего.
       Это ставит перед образовательными организациями задачу разработать такую систему методов обучения и воспитания, которые будут способствовать развитию конкурентной личности, легко ориентирующейся на рынке труда. В последние десятилетия эта задача успешно решается с помощью внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, внедрение которых диктуется ещё и тем, что в техникум в большинстве своём поступают подростки с низким уровнем базовой подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению различных дисциплин.
       На сегодняшний момент задача педагога СПО состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, своё творчество. Преподаватель должен активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения, спроектировать образовательный процесс таким образом, чтобы он способствовал индивидуализации и дифференциации обучения с учётом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей, ритма работы и т.д. 
        В настоящее время эти преобразования затронули и систему СПО. В частности, стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационно-коммуникативные технологии: проектная деятельность, обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы и т.п.
         В зависимости от формы организации учебных занятий  используются различные виды компьютерных программ:
учебные программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
- программы-тренажёры - для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся (используются эти программы, когда теоретический материал обучаемыми уже усвоен);
- контролирующие программы -  для контроля определённого уровня знаний и умений (разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме);
- демонстрационные программы - для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (таблицы, картины, фотографии, видеофрагменты, технические устройства, графики, схемы);
- информационно - справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета;
- мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
      Информационные технологии позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. При этом перед педагогом встают новые задачи:
- создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления обучающегося находить свой способ работы, анализировать способы работы других обучающихся в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные способы;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающегося.
         Информационно-коммуникативные технологии - это
- реализация межпредметных связей;
- проведение предметных тестирований и диагностик;
- выполнение реферативных, творческих и других работ с использованием информационных технологий;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
- использование электронных таблиц для решения задач;
- проведение тематических конференций, презентаций;
- использование мультимедиа технологий при изучении учебного материала;
- проведение практикумов и лабораторных работ.
  Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
     Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современные образовательные организации не должны отставать от требований времени, а значит, современный педагог должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача СПО - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания и работать с новыми технологиями рабочих.
 
Литература:
1. Коротаева Е.В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия.- М.: Сентябрь, 2000.
2.Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Вентана-граф, 2006.
3.Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. - М.: МГИЦ, 2002.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Полностью согласна ,поддерживаю все предложения, считаю, что все учителя стремятся использовать ИКТ на уроках
Валентина Титова, дата: 01.06.2015 в 22:33  
#2 ИКТ необходимо на современном уроке. Часто использую ЦОРы сайта "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" (анимация, таблицы, тексты, тесты). Спасибо за статью, с Вами полностью согласна
Галина Борискина , дата: 06.06.2015 в 14:15  
#3 Татьяна Ивановна, да всё правильно, надо использовать ИКТ. Учителя все согласны использовать ИКТ на своих уроках, занятиях. Но, увы, в наш 21 век еще не каждый кабинет имеет новые технологии. У многих учителей стоят еще совсем старые компьютеры, у кого-то их вообще нет, но при таких даже условиях наш учитель все равно стремиться добиться лучшего в своей работе.
Ольга Даниловская, дата: 10.06.2015 в 5:43  
#4 Можно было бы добавить ещё требования к применению ИКТ, показать не только положительные стороны, но ещё есть и минусы.
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 10:51  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ