С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
От успешности ученика - к успешной личности
Просмотров: 9983, дата: 19.05.2015, автор: Эльвие Алимова
Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это? 
       Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие "успешный ученик":

    -  способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;
    -  способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);
    -  высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
    -  способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
    -  положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;
    -  положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса - ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
    -  социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
    -  позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
    -  позитивные отношения с одноклассниками;
    -  хорошее физическое и психическое здоровье;
    - адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
    - чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
        Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
        Говоря об успешности, мы всегда имеем в виду и ее противоположность – школьную неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности? 
    -  Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным.
    -  Низкий "паспортный" или биологический возраст. Ребенок просто мал и не способен в силу своего возраста справиться со школьными нагрузками.
    - Методики, технологии обучения не соответствуют типу познавательной деятельности ребенка. Способ обучения один, а дети разные.
    - "Правополушарный" тип функциональной организации мозга, т.е. преимущественно образное, целостное мышление при существующем в школе "левополушарном третировании", т.е. опоре на логическое, алгоритмическое, вербализованное мышление, разъятие целого на части.
    -  Методики обучения не учитывают половые особенности развития познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. В школе господствует "бесполая" педагогика, хотя мальчики и девочки – это две разные нейрогенетические группы.
    -  Нарушение позитивных взаимоотношений между учеником и учителем.
    -  Несоответствие содержания, форм и технологий обучения закономерностям развития психических функций.
    -  Обедненная развивающая среда, не учитывающая психические особенности ребенка данного возраста.
    -  Недостаточная профессиональная грамотность учителя, его знаний о биологических и психологических закономерностях развития ребенка.
    -  Дискомфортное состояние учителя. Если учителю плохо, то и его ученики будут чувствовать дискомфорт.
    -  Проблемная семья.
    -  Высокая "цена" успешной познавательной деятельности. Мы говорим: "Вот ведь можешь же!", - когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с заданием. Но ведь невозможно все время жить в состоянии "повышенной боевой готовности", мобилизуя все свои резервы, даже те, которые не предназначены для выполнения данной деятельности.
    - Подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития ребенка - подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче ЕГЭ.
    - Замена оценки успешности развития данного ребенка отметкой, метящей неуспешную (или успешную) личность.
        Так какой же он, успешный ученик? Мы опросили пятиклассников. Им был задан вопрос: "Каким должен быть идеальный ученик?" У мальчиков на первом месте стоит хорошее поведение, потом ум и общечеловеческие качества (честный, добрый…). Для девочек важны хорошее поведение, хорошая учеба и послушание, а потом уже ум и общечеловеческие качества.
         А что думают о понятии "идеальный ученик" учителя? На первое место они ставят желание учиться и интерес к учебе, потом внимательность, трудолюбие, ум. Часто называют 1-2 каких-то общечеловеческих качества, среди них доброта, честность и порядочность. Но как при этом соотносятся понятия "идеальный ученик" и "идеальный взрослый", т.е. тот, кто закончил школу? 

        Тем же учителям мы задали почти тот же вопрос, немного изменив его: "Какими должны быть юноша или девушка, заканчивающие школу?" Ответы оказались кардинально иными. На первом месте для юноши оказалось умение принимать самостоятельные решения, затем уверенность в собственных силах, целеустремленность, ответственность, способность иметь собственное мнение, надежность, мужественность. Девушек-выпускниц учителя хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, мягкими, добрыми, скромными, нежными, женственными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в собственных силах и умеющими принимать самостоятельные решения.
        А приветствуются ли в учениках способность иметь собственное мнение, самостоятельность решений и т.д.? Кто их учит быть мужественными, надежными и уверенными? Значит, идеальный ученик должен иметь одни качества, а на выходе из школы мы хотим получить другие? Портрет успешного ученика в глазах ребенка и учителя во многом совпадает с тем идеалом, который они себе представляют. А какие они на самом деле, наши дети? Какими они видят себя? Вот ответы пятиклассников на вопрос: "Какой я?"
        Почти каждый третий мальчик называет себя сильным, умным и хорошим другом и почти каждый четвертый переживает, что он "не самый умный" или даже "полутупой". Девочки часто считают себя добрыми, вежливы ми, аккуратными и ответственными. А переживают тоже из-за того, что "не очень умные". А еще дети страдают из-за того, что они неаккуратные, неудачники, невнимательные и некрасивые. Так и слышатся за их словами оценки взрослых. Почти половина детей называет свои отрицательные качества. Вряд ли тех, кто страдает от своих недостатков, можно считать успешными.
        Но ведь и мы с вами не во всем успешны. И у нас не все и не всегда получается. А для ребенка делать ошибки, не сразу улавливать мысль учителя, т.е. взрослого, который и мыслит, и говорит по-взрослому, не так, как ребенок – это нормально. И наша с вами задача сделать все для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других. Есть очень страшное определение для этих детей: "приговоренные к необучаемости".
        И один не самый успешный третьеклассник на вопрос: "Каким должен быть идеальный ученик?", - написал: "Идеальный ученик должен быть счастливым". И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово "счастливый" он написал через букву "щ".
www.zankov.ru/about/theory/article=436/

Как Вы считаете, от каких факторов зависит успешность ученика?
Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это? 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Автор данной статьи В. Д. Еремеева, у кого вы взяли материал для блога, затрагивает вечно актуальную проблему, на которую нельзя ответить однозначно. Успешность ученика зависит от многих факторов, я считаю. Это и школа, и социум, и индивидуальная траектория его развития, и гены, и конечно же, семья, ибо в семье закладывается всё, что нужно для ребенка. Хотим мы этого или нет, до 6 лет ребенок воспитывается в семье, хотя с трех лет уже ребенок попадает в сети социума - садик и тд. Почему дети ни в одном классе не учатся все на "отлично"? Потому что. И почему не все дети могут быть успешны? Если б все мы были и могли быть успешны... Главное,чтобы дети и взрослые (дети ведь взрослеют) были счастливы.
Ольга Степанова, дата: 19.05.2015 в 23:47  
#2 Наша с вами задача сделать все для того, чтобы любой ребенок, независимо от его способностей, от его возможности понять и объяснить то, что он понял, чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Каждый ребенок - это личность.
Гульнара Айтуганова, дата: 20.05.2015 в 0:08  
#3 Я с Вами полностью согласна.
Эльвие Алимова, дата: 20.05.2015 в 0:11  
#4 Каждый человек старается стать успешным. Задача учителя, рассмотреть все возможности и таланты каждого ученика и направить их развитие в сторону успешности. Для кого-то успех - это только круглые пятерки, а для другого - честно заработанная тройка, или просто похвала учителя (взрослого).
Ираида Бабанина, дата: 20.05.2015 в 0:31  
#5 Проблема актуальная всегда была, есть и будет. Я согласна.
Валентина Титова, дата: 20.05.2015 в 8:03  
#6 На счёт успешности в жизни я бы поспорила, смотря в каком образовательном учреждении обучается, и какое влияние оказывает на него социальная среда, будь это либо коллектив, либо его семья. После выпуска из школы, например потеряв семью, ребёнок очутившись в другой социальной среде(в детском доме) чаще всего на распутье: как жить дальше?, как выживать дальше? есть ли справедливость? - вот вопросы, которые его волнуют изначально, когда он вступает во взрослую жизнь по достижении 18 лет. Сколько бы сил не тратил педагог и убеждал ребёнка, право выбора всегда будет за ним. Принимать решения за наших учеников и воспитанников мы не можем. Даже решать проблемы собственных детей не всегда получается. Право выбора остаётся всегда за человеком
Наталья Чубаева, дата: 20.05.2015 в 8:17  
#7 Большое влияние на успешность ученика оказывают такие факторы, как мотивация, воля и самосознание, а здоровьесберегающий подход в обучении - это основа успешности ученика. Генетика тоже имеет немалое значение. Считаю, что если ученик успешен в обучении, то это не значит, что он будет успешен в жизни. Очень часто бывает всё наоборот.
Галина Владимировна Комарова, дата: 20.05.2015 в 19:48  
#8 В моей педагогической практике были очень успешные ученики, которые потом никак не могли устроиться в жизни, им было трудно в силу разных причин, зависящих или нет от них, а было и с точностью до наоборот: незаметные в школе ученики стали очень значимыми во взрослой жизни людьми.
Валентина Фролова, дата: 20.05.2015 в 23:21  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ