С нами 14087 учителей, 5022 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Сельские школы
Просмотров: 4803, дата: 07.07.2015, автор: Татьяна Образцова

О сельской школе замолвите слово

В российском обществе сельская школа всегда занимала особое место, была чем-то большим, нежели сугубо образовательное учреждение. Это её своеобразие предопределялось историческими традициями народной школы, близостью к сельскохозяйственному производству и социальной жизни деревни, спецификой локальной изолированной от большой жизни среды, зависимостью от производственной и социальной инфраструктуры провинции и, как следствие из них вытекающее, той сверхзадачей, которую всегда выполняла и будет выполнять она в экономической, культурной жизни государства и нашего общества.
       
"Сельская школа" - собирательное понятие, которым обозначаются весьма различные по типам и видам деятельности образовательные учреждения. Много ли общего между методиками обучения учащихся малочисленной начальной школы, расположенной в глубинке, и таких же учащихся средней школы пригорода? Между видами трудовой деятельности школьников краснодарской станицы и якутского улуса? Разнородность сельской школы побуждает нас несколько абстрагироваться от реальности, чтобы выявить наличие и подобий, и различий.
 
  
 
 

Попытаемся дать определение сельской школы: это совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, стремящихся удовлетворить образовательные потребности детей и выполняющих специфические задачи общеобразовательной и трудовой подготовки школьников.
 

 
Школа способна быть примером уважительного, гуманного отношения к ребенку, его семье, творческого подхода к развитию их интересов, может создать атмосферу сотрудничества, творческого поиска и созидания. В этом случае она становится носителем культурно-исторических традиций народа, духовных ценностей нации, привносит в жизнь каждой семьи, общины дух творчества, гуманизма. Если школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей действительностью, то позитивно влияет на культурный уровень населения. Именно от школы сельская семья ждёт помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. На неё возлагают надежды жители села в кризисные периоды жизни общества.
 

Сельская школа вновь бросает вызов времени, точнее - всем, кто причастен к определению её судьбы и ответствен за неё. Жизненная реальность требует создания такой системы деятельности, которая соответствовала бы новому времени.
 
Будем помнить о том, что история педагогики знает немало примеров построения уникальных моделей сельских школ, отвечавших духу времени. Вспомним опыт сельских школ С.А. Рачинского, профессора Московского университета в Тверской губернии; М.К. Тенишевой - известной меценатки, организовавшей сельскую школу в Талашкине Смоленской губернии. Интересен опыт С.Т. Шацкого по созданию сельской школы - центра воспитания в социальной сфере Калужской области. Уникален опыт Павлышской школы В.А. Сухомлинского, Дудуровской школы Оренбургской области Н.К. Калугина. Перечень этот можно продолжить.
 

 
Будем помнить и о том, что сельская школа - это уникальный социальный институт, способствующий динамичному развитию общества, к которому всегда обращены его надежды.
  

Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Но школы эти буквально тают на наших глазах, безвозвратно унося свой неповторимый мир, свою историю, свою культуру, национальную народную культуру.
 
Не горит электричество. Только одна
Печка красные блики бросает на стены.
Да ещё в незакрытые окна луна
Льёт квалраты и тянет лиловые тени.
Школа сельская. Запахи мела и парт.
Попрощался февраль. Начинается март.
Мы сидим у печи, говорим не спеша
Про Египет, Бразилию, остров Ямайку.
Как Снегурочка, ночь за окном хороша,
И по притолке бегают красные зайки.
Тяжкий узел волос на затылке твоём
Шею тонкую, смуглую нежно сгибает.
И в печном государстве, объятом огнём,
Хрупкий ряд золотых городов погибает.
А столетие наше идёт и идёт,
Достигая своих необжитых высот.
Зимней ночью пространства таинственней нет,
Чем пустая, глухая, безмолвная школа,
Где детей уже нет,
Где детей ещё нет,
Где плывёт лунный свет
И чуть слышно по классам кряхтение пола.
Ровно полночь на маленьких школьных часах.
Вы - портреты, в кудрях, в бородах и в усах,
Силы новой России, как деды, размерьте.
На сто вёрст за стеной вековые леса,
И на стенах застыли ребят голоса.
Здесь оплот государства и наше бессмертье.
Ты чему их научишь, родная моя, -
Присмирелости, гордости, правде иль кривде?
Кто из них будет книгою бытия,
Кто слепой запятой в неразборчивом шрифте?
Мы великие цели поставили им,
Все богатства земные оставили им.
Мы о многом в пустые литавры стучали,
Мы о многом так трудно и долго молчали.
Но по нашим следам, по кострам и золе
Поколение юных идёт на земле.
Завтра утром мы в месяц весны перейдём
По звонку и по солнцу, без опозданья.
А на рыжих поленьях, объятых огнём,
Всё бегут человечки и рушатся зданья.
В школе мы говорим перед древним огнём.
Много видно отсюда - и ночью и днём.

 Луговской Владимир Александрович
 Старая сельская школа
 
Старушка школа на пригорке
Ветха, сера, как все село.
Опять меня в её каморки
Попутным ветром занесло.
 
Она как будто стала ниже,
Ушла под лиственную сень,
Но те, же голуби на крыше
И та ж под окнами сирень.
 
Я помню, в лютые метели
Гуляли в школе ветерки,
И все мы в валенках сидели
Шарфы носили и платки.
 
Светил в потемках поначалу
Нам керосиновый огонь,
А в клубе песни распевала
Одна осипшая гармонь.
 
Но всё свои держало грани,
Всё совершалось под звонок.
Мы лишь в союзе дум и знаний
Давали каждый свой урок.
 
С трудом держа гнилую планку
Политехнических основ,
Детей мы звали спозаранку
К баранкам ржавых тракторов.
Учили их в степи привольной
С колхозной нивою дружить
И всех по книжной ниве школьной
Вели упорно сквозь межи.
 
Они ж внимали всем заветам
С доверьем сельской простаты
И до сих пор живым приветом
Приходят к нам из суеты.
 
Я вспомню эти были,
Чтоб ими душу отвести.
Мы хоть и в валенках ходили,
Но шли по верному пути.
Ю.И. Коваленко
В сельской школе тишина, покой,
В ней и время, кажется, не властно –
По-домашнему уютно в классах,
Даже жизни ритм совсем другой.
Здесь чисты ребята простотой –
Зависть не успела вкрасться в души.
Страшно этот мир добра разрушить
Бурным вихрем школы городской!
Корни у ребят в родной земле,
И она даёт им эту силу –
Видеть жизнь реальной, но красивой,
Милосердней дети на селе.
Средь житейской серой суеты,
В этом мире подлости и фальши
Дай же, Бог, им сохранить и дальше
Сельской школы лучшие черты!

Ирина Скородумова
Наша сельская школа –
Детства нашего храм.
Ты дорогу по жизни
Открывала всем нам.
Сколько лет над тобой пролетело,
И состарились стены твои.
Но всегда в твоих классах сияли
Детских глаз озорные огни.

И пусть ты не из камня,
Как в больших городах,
Но тепло не иссякнет 
В твоих окнах – глазах.
Педагогов прекрасных и добрых
Сколько видели стены твои.
Жаль, что мы не всегда признавались
Им в ребяческой нашей любви.

Ты всё помнишь о каждом,
Кто учился в тебе.
Ты осталась навечно
В каждой нашей судьбе.
Никогда не забудем мы, школа,
Деревянные стены твои!
И за всё, чему нас научила,
Ты прими наш поклон до земли!..

А. Криволапенко
Сельская  школа
 
Сегодня в школе тишина,
Давно молчит звонок,
Не слышно шума из окна,
Не тянется урок.

Закрыты классы – мирно спят,
Пустует коридор,
А во дворе три ряда парт –
Дрова в большой костёр.

Скупой архив – три ряда парт
В потёках от чернил.
На этой Петька – Бонапарт
План боя начертил.

На той – учителя портрет
(Какой же был скандал),
А это вот от бритвы след –
Влад сердце вырезал.

На пятой парте снизу вверх:
Наташка плюс Барбос,
Чтоб та Наташка выше всех
Не задирала нос.

А ниже, там, где был пенал,
Из формул целый лес,
Я их неделю рисовал:
Про скорость, площадь, вес…

Закрыта школа. Поутру
Автобус ходит в центр.
Туда он возит детвору,
Мотает метр на метр.

А школа сельская, увы,
По пояс в ковыле,
Шныряют куры средь травы,
Копаются в золе.

Зияют окна пустотой,
В костре горит ответ,
Он очень сложный и простой:
Рентабельности нет.

Елена Тиллоева
 Быть может, вы где-то слыхали про это,
 А может, читали в стихах у поэта:
 Резное окошко, резное крылечко
 И сельская школа над тихою речкой.
 Возможно вы где-то видали картину:
 Бескрайние дали, холмы и долину,
 Село, палисады с душистой сиренью
 И сельскую школу под липовой сенью.
 Здесь жизни зерно охраняет природа,
 Сменяемость суток и времени года.
 Рожденья, поминки, крестины и свадьбы
 И сельскую школу старинной усадьбы.
 Здесь корни страны, здесь истоки народа, 
 Снегов белизна, алый отблеск восхода,
 И купол небес ослепительно  синий,
 И сельская школа – надежда  России.

 Людмила Марасинова
Закрытая сельская школа
В ней детский не слышится смех,
Не слышится скрип её пола,
И дверь не открыта для всех.
Травой зарастает дорожка –
Не ходит никто на урок,
Учитель, уставший немножко,
Не даст больше в школе звонок.
За парты не сядут ребята,
Урок не начнется для них.
Их голос, звучавший когда-то,
В той школе навечно затих.
Лишь старый директор порою
До школы дойдёт, постоит,
Попробует двери рукою.
«Закрыто опять», – проворчит.
Да годы припомнит былые
И всех педагогов своих.
Какие ж они молодые
И сколько энергии в них!
Без дела теперь постарели –
Закрыта знакомая дверь,
Ребята не носят портфели –
Нет школы в деревне теперь!
Кругом всё уныло и голо,
Не знаю, потомки ль поймут.
Зачем деревенская школа
Стране, где «реформы» идут?

Сергей Трошин
Сельский учитель!
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Как в святости имя своё ты хранишь,
Как добро на земле ты творишь,
Как праздник встречаешь,
Как любишь семью-
Всё вносится в светлую книгу твою.
Труд твой не измеришь обычною мерой.
И это ты знаешь, учитель наш первый.
Как светится в доме твоём огонёк,
Когда ты проснулся и рано ли лёг.
И как интересен был в классе урок.
Насколько был добр, и насколько был строг.
И как улыбался, и как говорил,
Какую картину с собой приносил.
Кого по головке погладил рукой.
Какою походкою шёл ты домой –
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: ты совесть детей!

nsportal.ru/svetlana290371" title="Старчкова Светлана Геннадьевна учитель начальных классов Хабаровский край">Старчкова Светлана Геннадьевна
 
http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна Ивановна, спасибо за блог. "Пока в селе есть школа, и село живет". Коллега на работе рассказывала, как сразу после института уехала в сельскую школу, где была и директором, и учителем. Штат - 4 человека. В ее рассказах столько тепла,приятных воспоминаний от того времени.
Наталья Трачук, дата: 07.07.2015 в 12:08  
#2 Удачи вам, сельские и городские уважаемые учителя, Добрые, злые и никакие капитаны на мостике корабля! Удачи вам, дебютанты и асы, удачи! Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы, Одни – как в клетку, другие – как в храм. Роберт Рождественский
Валентина Титова, дата: 07.07.2015 в 12:24  
#3 Как жаль, этих сельских школ становится все меньше и меньше. В погоне за экономией,наше правительство забывает о детях, живущих в сельских школах.Хорошо ли будет ребенку за 30 км от дома? Кто об этом думает?
Нина Васильевна Ефимова, дата: 07.07.2015 в 13:01  
#4 Действительно, сейчас сельских школ становится меньше по всей стране. Дети вынуждены ходить или ездить за многие километры в другие села или деревни чтобы получить образование! Учитель ведет чуть ли не все предметы!
Ольга Даниловская, дата: 07.07.2015 в 13:41  
#5 Слишком много сегодня проблем стоит перед нашим обществом, среди которых можно выделить одну – особо острую и серьёзную – закрытие сельских школ как неэффективных». Происходит это, кажется, впервые со времён появления этих самых школ на земле российской. Телевидение, печатные СМИ наперебой показывают и печатают материалы о том, что одна за другой закрываются сельские школы. Новые стандарты и требования к таким школам, к количеству обучаемых детей, к квалификации преподавателей ведут, практически, к уничтожению нашей деревни. А не об этом ли писал Гитлер, мечтая превратить народ российский в прислугу образованных германцев?
Гульнара Айтуганова, дата: 07.07.2015 в 13:56  
#6 Спасибо, Татьяна Ивановна! Проблема очень актуальная.
Гульнара Айтуганова, дата: 07.07.2015 в 13:59  
#7 Согласна, что "Пока в селе есть школа, и село живет". Очень рада, что в сельских школах работают творческие учителя - портфолио тому подтверждение!
#8 Сельские школы - понятие обьёмное. Есть сельские школы, где обучается 500 и более детей, а где - 20 и меньше. Вот там, где 20 -30 детей - я им не завидую. С кем общаться, на кого равняться? В классах 2 -4 ученика. Как проводить уроки физкультуры? Мне реально жалко их. Есть автобусы школьные. почему их нельзя возить в центральные школы, где дети учились бы и росли в настоящем школьном государстве?.. Это моё мнение. Мнение моё может и не совпасть с чьим-то и не понравиться, простите. Читая блог, много дум рождается.
Ольга Степанова, дата: 07.07.2015 в 15:39  
#9 Я сама училась в сельской школе и работаю в сельской школе! Учитель в селе является одной из самых почитаемых и уважаемых людей!
Эльвие Алимова, дата: 07.07.2015 в 16:05  
#10 К вопросу о школьных автобуса... В настоящее время очень серьезные требования к подвозу детей - оснащение автобуса, требования к водителю, а сейчас еще и тахографы... да и дороги, что уж говорить, во многих местах оставляют желать лучшего. Поэтому, это не всегда возможно.
Наталья Трачук, дата: 07.07.2015 в 16:08  
#11 Татьяна Ивановна, спасибо за блог. Ведь проблема сельской школы была, есть и будет.
Елена Перепелицина, дата: 07.07.2015 в 16:23  
#12 Да, "Пока в селе есть школа, и село живет". И проблем у сельской школы много. Согласна: учителю в малокомплектной тяжко, а вот детям должно быть хорошо. Каждому уделяется достаточно времени и после школы не придется сидеть и ждать автобус, который еще и сломаться в любую минуту может, а осенью или весной в какой нибудь колдобине застрять. В моем классе разное количество детей было, но больше всего я люблю четное число и не более 18, а 16 так обожаю.
Надежда Каргина, дата: 07.07.2015 в 21:50  
#13 С 17 по 19 апреля в Санкт-Петербурге прошёл Всероссийский форум «Проблемы и перспективы современного образования в России», в рамках которого были подведены итоги конкурса «Лучшая сельская школа - 2015», проводимого в целях совершенствования и развития среднего общего образования в сельских территориях. Источник: www.top68.ru/society/luchshaya-selskaya-shkola-2015-51176
Татьяна Образцова, дата: 10.07.2015 в 11:32  
#14 Список Организаций-лауреатов конкурса «ЛУЧШАЯ СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА - 2015». Читать на сайте newobrazovanie.ru/index.php/новости/72-«проблемы-и-перспективы-современного-образования-в-России»
Татьяна Образцова, дата: 10.07.2015 в 11:38  
#15 Проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. Школа в селе должна стать носителем инноваций, вооружать ребенка видением, способами, идеологией качественной жизни на селе. Именно со школой сегодня связаны надежды на воспитание сельского труженика нового типа, повышение роли человеческого фактора в сельском хозяйстве, совершенствование культуры и социально-бытовых условий жизни современного села.
Татьяна Образцова, дата: 10.07.2015 в 11:42  
#16 Вопросы существования сельской школы волнуют многих. Сама уже вот 38 лет работаю в сельской школе. Детей - было разное количество. В 90 -ые годы - не более 90 человек, сейчас - 145. Постоянно говорят, что слишком шикарно иметь рядом 2 средние школы. А рядом - это 4км. В нашей школе очень дружный преподавательский коллектив. Участвуем во многих проектах, занимая места и получая гранты. Ученики школы тоже участники различных муниципальных и республиканских мероприятий. И не только участники, по и нередко призёры и победители. Многие выпускники школы поступают на бюджетные места в ВУЗы и колледжи. И, конечно, обидно слышать, что наша школа "лишняя". На подвозе у нас более 20-ти детей - начиная с дошколят и до 11 класса. Действительно, есть школа - есть село.
Татьяна Медведева, дата: 11.07.2015 в 13:09  
#17 Тихое и доброе селенье, школа деревянная моя, В лиственной аллее птичье пенье с перекличкой звонкого ручья. В яблоневой пене кружат звуки, в легкой лодке озером плывут... Как мне тяжело с тобой в разлуке, край мой детства, где меня так ждут!
Татьяна Медведева, дата: 11.07.2015 в 13:40  
#18 Ждут мои берёзовые рощи, и грустит рябина у пруда. Жизнь моя была б ясней и проще, если б там остался навсегда. Были б мысли чище и светлее, было б много преданных друзей, было бы, конечно, веселее, было б на душе моей теплей.
Татьяна Медведева, дата: 11.07.2015 в 13:43  
#19 Велика страна моя Россия, но моя Россия - в том краю. Вспоминаю самую красивой маленькую родину мою. Будто по селу иду родному к близким с детства дорогим друзьям... Не привыкну к шуму городскому, всё берёзы снятся по ночам. (Маленькая родина моя. Г.Ильина)
Татьяна Медведева, дата: 11.07.2015 в 13:46  
#20 Татьяна Ивановна,я рада, что сподвигла вас на создание этого блога. Сельская школа - это культурный, социальный центр населения. Много можно говорить, писать, дискутировать. Нужно прожить в ней несколько лет и то сразу можно не понять её. Я согласна со всеми коментариями. Сколько учителей, столько мнений. Очевидно - школа просто необходима пока есть дети. Всё во благо детей.
нина гунькина, дата: 12.07.2015 в 11:30  
#21 В вопросах оптимизации сельская школа остаётся неприкасаемой. Пока есть школа - есть село! Это главный аргумент.
Наталья Фокина, дата: 12.07.2015 в 11:33  
#22 Фото, где печь стоит в классе, мне напоминает мой класс, где я училась в начальных классах....Потом построили кирпичное здание и паровое отопление уже было. Встретит с радостью меня Школа первая моя! Распахнет родные двери Даже окна распахнет, В дождь и слякоть Всех детишек К себе с радостью возьмет! На каникулах скучает Школа лучшая моя, А потом гостей встречает С удовольствием она. Улыбнется незаметно- Сразу сердцу веселей От цветов, от ярких красок, И от маленьких детей. А когда уйдем из школы, Скажем школе: «Не скучай!» И покатится слезинка Незаметною струей, Грустно помахает школа Невидимкою – рукой.
Залифа Гайсина, дата: 14.03.2016 в 20:01  
#23 Мы считаем годы сентябрями, Сколько было этих сентябрей? Улетают дети снегирями В города, где мало снегирей. Им казаться будет очень маленьким Свой посёлок, только не беда: В городах уже не носят валенки, Не стирают с карты города. Припев: Навсегда оставшись поручителем, Первым после мамы и отца, Непростое звание учителя Пронести придётся до конца. Далеко Москва или Флоренция. В крохотных селениях Земли Сельская живёт интеллигенция, На виду премудростей своих. Рядом с лодкой пролетают скутеры, Жизнь, меняя словно ледоход, Появились школьные компьютеры, Но другим не стал учебный год. Сколько б сентябрей мне не осталось, Знаю, что все прожито не зря, И моя осенняя усталость – Лишь страница из календаря. Трудно стать, конечно, небожителем. К радости, а может на беду, Жизнь простого сельского учителя Постоянно будет на виду.
Залифа Гайсина, дата: 14.03.2016 в 20:05  
#24 Уже понятно давно, что если школа в маленькой деревни исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. За 33 года моей работы исчезло полностью три соседних села. Стоит давно на уровне района о закрытии еще одной школы, но благодаря руководителю управления образования продолжает работать. В здании школы сейчас детский сад, магазин. Еще в одной соседней школе( в 3км от нас) такая же картина.
Светлана Жарикова, дата: 17.05.2016 в 17:25  
#25 Татьяна Ивановна, такая ностальгия пробила....... Хоть мне и 40 лет, но в моем детстве тоже была старая деревянная школа с печным отоплением, где сами подметали и мыли полы. Сами складывали дрова для кочегарки... И многое другое. Но я выбрала профессию учителя, и ни сколько не жалею. Сейчас у нас новая (10 лет ещё) школа на 100 мест. Только одно огорчает, что детей очень мало - всего 40 человек с 1 по 9 класс. Но пока будут дети - будет школа, пока есть школа - существует и наша деревня!!!!!!!!!!!
Оксана Кузнецова, дата: 25.10.2016 в 23:44  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.