С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Якутский эпос олонхо
Просмотров: 2994, дата: 20.07.2015, автор: Татьяна Образцова

Китайский театр готовит постановку якутского эпоса олонхо в Пекине

Китайский театр Куньцюй готовит постановку спектакля-олонхо "Туйаарыма Куо", который будет представлен в ноябре на Днях культуры Земли олонхо в Пекине, сообщается на сайте правительства Якутии. 
 

 

Олонхо - традиционный устный жанр якутского фольклора. В 2005 году ЮНЕСКО объявило его одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Эпос олонхо рассказывает о трёх мирах: верхнем, где обитают боги, среднем, населённом людьми, и нижнем, заселённом злыми духами. Все три мира соединяет дерево жизни. Богатыри из мира людей совершают подвиги и побеждают зло.



 

"Спектакль по мотивам якутского героического эпоса будет поставлен театром Китая в рамках Дней культуры Земли олонхо в Пекине, которые пройдут в ноябре этого года. Проект является совместным: театр Олонхо, некоторое время назад заключивший соглашение о сотрудничество с театром Куньцюй, является соорганизатором постановки", - сообщается на сайте.
 

 

Министр культуры Якутии Владимир Тихонов встретился в Пекине с руководством театра и обсудил предстоящие Дни культуры Земли олонхо и вопросы дальнейшего сотрудничества.
 

Куньцюй, или Куньшаньская опера - древнейший вид оперного искусства. В спектаклях представлены не только пение и музыка, но и боевые искусства, акробатика и актёрская игра. Большинство этих опер созданы на основе известных классических текстов из мифологии и китайской истории. В 2001 году куньцюй была объявлена ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества.
 

  


РИА Новости http://ria.ru/culture/20150720/1137650077.html#ixzz3gPnNqpd7
 
25 ноября 2005 года – День провозглашения якутского героического эпоса олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО – был объявлен как День олонхо в республике Саха, таким образом, родился ещё один народный праздник, как и национальный праздник ысыах.


 
Олонхо состоит из множества героических сказаний о подвигах древних богатырей. Средний размер сказаний достигает 10–12 тыс., а наиболее крупные насчитывают до 50 тыс. стихотворных строк. Например, олонхо Р. П. Алексеева из Усть-Алданского улуса «Алаатыыр Ала Туйгун Бухатыыр», опубликованный в I томе научно-популярной серии «Саха боотурдара» («Якутские богатыри») на якутском языке, имеет объём 50 тыс. стихотворных строк.
 

В периоды своего наивысшего живого бытования олонхо всегда поддерживалось исключительно самим народом, который во все времена стремился культивировать его как своё главное духовное богатство. В различных жанрах устного фольклора якуты, как бесписьменный народ, прежде всего, стремились сохранить свой язык, фольклор, культуру и историю.

Само содержание эпоса отражает период разложения родового строя, и считается, что зачатки олонхо возникли ещё в период территориальной близости предков якутов к тюрко-монгольским племенам (не позднее VI–VII вв.). Известна мысль П. А. Ойунского, создателя одного из крупных по объёму и художественному воплощению текстов олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»: «Время появления олонхо в виде отдельных повествований о войне должно быть отнесено ко времени татарского и монгольского нашествия на Китай. К числу этих войн должна быть отнесена и война, приведшая к образованию трёх национальных единиц (в сказке трёх миров)… Древние якуты, ушедшие из Средней Азии, застали эти войны на территории древне-китайской империи» (Ойунский, 1962, с. 133–134).

 

В течение веков якутский эпос, как устная традиция, создавался усилиями многих поколений сказителей в основном в семейном кругу с приглашением близких соседей. У многих знаменитых олонхосутов в раннем детстве проявлялся наследственный дар к сказительству. Например, олонхосут Н. Е. Павлов из Кобяйского улуса «по отцовской линии не имел ни одного олонхосута, а по материнской линии – девять поколений сказителей, семь поколений шаманов». В семье знаменитого олонхосута Н. А. Абрамова-Кынат все трое братьев были олонхосутами и шаманами. Именно в семейном кругу будущий сказитель с детства усваивал содержание олонхо, воспринимал все нюансы сказительства, употребляя традиционные эпические формулы в повседневной разговорной речи, стараясь свои мысли передать поэтическим языком эпоса (Илларионов, 1982, с. 22–24).

Сегодня якутский эпос продолжает жить в разных модификациях: в театре и кино, книгах, радиопередачах, на телевидении, в детских студиях, изобразительном и прикладном искусстве, даже в компьютерных играх и т.д. Естественно, это уже не традиционное бытование олонхо как устной сказительской традиции, но с 90-х гг. ХХ в. в связи с принятием суверенитета в республике началось пробуждение этнического самосознания народа саха (якутов), повлекшее за собой подлинное возрождение духовной культуры и фольклора.

 

Начали проводиться локальные и республиканские конкурсы по различным видам традиционной культуры, в том числе и конкурсы эпического пения и сказительства среди разных возрастных групп населения. С 1988 г. ежегодно стал проводиться республиканский фестиваль юных исполнителей олонхо «Я – дитя Земли олонхо», передающий молодому поколению эту традицию. С созданием Республиканской общественной организации «Ассоциация олонхо» (1999 г.) на новый уровень поднялся интерес к эпосу среди населения республики. Сегодня ассоциация имеет около 20 филиалов в республике. Центр олонхо вместе с ассоциацией выпутили 21-томную научно-популярную серию «Саха боотурдара» («Якутские богатыри») на якутском языке.

В виде закона принята десятилетняя Государственная целевая программа по сохранению, изучению и возрождению якутского героического эпоса олонхо (2006–2015 гг.), принят закон Республики Саха (Якутия) по сохранению и развитию эпического наследия народов РС (Я), проводятся ежегодные республиканские «Ысыахи олонхо» по улусам, создан эпический театр олонхо, построены «Домоа олонхо», разработаны историко-культурные комплексы «Земля олонхо» в местах традиционного бытования олонхо и т.п.

 

Сегодня в реальных условиях потери самоидентификации малочисленного народа, каковым является народ саха, олонхо вновь востребован жизнью, как никогда ранее, именно с точки зрения объединения самого этноса и выражения его как символа общности с тюрко-монгольским миром. Получение статуса шедевра возлагает огромную ответственность на республику по сохранению, возрождению и изучению якутского героического эпоса олонхо, передаче устной сказительской традиции молодому поколению, популяризации эпоса на российском и международном уровнях.


 
Деятельность по передаче устной сказительской традиции молодому поколению имеет многоуровневый характер: в частности, по педагогике олонхо разработаны и внедряются специальные программы, начиная с детского сада до вуза; созданы кружки, студии, школы эпического пения, летние лагеря по эпическому исполнительству среди детей, продолжается проведение различных фестивалей и конкурсов для населения и т.д.
 


 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна Ивановна, спасибо вам за создание большого и очень познавательного блога из небольшого новостного материала. Прекрасный дополнительный материал к урокам МХК. Читать и читать.
Татьяна Мазурова, дата: 20.07.2015 в 18:26  
#2 «Самое главное в куньцюйской опере – это одновременное исполнение песен и танца, также, как в спектаклях олонхо», – рассказали китайцы
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 20.07.2015 в 20:19  
#3 Эпос-олонхо отражает мировоззрение якутского народа.Верхний мир представляет собой пространство из девяти ярусов, где на высшем девятом восседает верховный Бог Юрюнг Аар Тойон – Белый господин, создатель Вселенной. В Среднем мире проживают тридцать три племени народа айыы аймага, племя добрых людей которым покровительствуют небесные божества. Этот мир так же заселен духами иччи, хозяевами гор, рек, долин, озер, деревьев и трав. Своих духов имели явления природы и даже предметы выполненные руками человека. Нижний мир заселен племенами абаасы, средоточием зла несущим беды обитателям Среднего и Верхнего миров.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 20.07.2015 в 20:24  
#4 Татьяна Ивановна, мне понравился Ваш блог своим богатым материалом! Столько интересного в нем раскрыто про якутский героический эпос олонхо!
Ольга Даниловская, дата: 01.08.2015 в 0:09  
#5 Песнопения, костюмы, небольшие сценки раскрывают особенности народной культуры. Учитель физической культуры и начальной школы продолжает традиции песнопения олонхо и обучает детей исполнению народного эпоса олонхо.
Татьяна Мазурова, дата: 06.08.2015 в 21:27  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ