С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Электронный учебник - миф или новая образовательная реальность?
Просмотров: 9928, дата: 08.11.2015, автор: Наталья Новосельцева
Уважаемые коллеги, предлагаю к обсуждению тему введения  электронных учебников в учебный процесс.
История вопроса
В последнее время мы все чаще встречаемся с такими понятиями как электронный учебник, электронный курс, электронное обучение. Однако ясного представления, что же это такое на данный момент, у многих еще нет. Первым массовым отечественным электронным учебником должен был стать "ридер от Чубайса" - гаджет компании Plastic Logic, в который поначалу залили отсканированные страницы бумажных учебников. Единственным очевидным достоинством этого "первого блина" было снижения веса ранцев: вместо пяти-шести толстых книг ребятам надо было носить на уроки один легкий планшет.
С января 2015 года каждый учебник, на котором стоит гриф Министерства образования и науки, должен иметь электронную версию. Приказом Министерства образования и науки № 576 от 08 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников… от 31 марта 2014 года» 408 учебников в электронной и печатной форме Издательства «Просвещение» включены в федеральный перечень  Это не означает, что все школы и учителя по команде переходят на электронные учебники. Обязательным полагается само наличие учебников на электронном носителе. Их поставят в школы наравне с бумажными, что будет стимулировать педагогов к их использованию в учебном процессе. Электронные учебники- это перспектива развития современной школы.
 
 Актуальность процесса внедрения электронных учебников обоснована  модернизацией образовательного процесса и  информатизацие         й современного общества  :  многие учителя давно используют самые разные интернет-ресурсы на различных устройствах, правда, не всегда в системе, а обучающиеся давно готовы к подобным нововведениям,. Кроме того, введение электронного учебника – это расширение образовательных возможностей современной школы. 
 
Определение ЭУ:

 Электронный учебник – это учебное  средство нового типа, в котором объединены педагогические и компьютерные технологии.
 Электронный (цифровой) учебник – это интерактивный комплект учебных материалов и средств, доступ к которым можно получать через переносной компьютер, планшетный компьютер или иное современное устройство.
 Электронный учебник (ЭУ) – учебное электронное издание, содержащее системное и полное изложение учебного предмета (дисциплины) в соответствии с образовательной программой, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды, официально допущенное в качестве данного вида издания..
Возможности электронных учебников
Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными по сравнению с традиционными учебниками возможностями. Основное преимущество электронного пособия — интерактивность. Технологии электронных устройств, на которых будут работать электронные пособия, позволят, помимо текста, предоставлять ученикам возможность открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, перекрестные материалы из других пособий и энциклопедий.[ Предполагается, что на время урока электронные устройства учеников можно будет определять в единую сеть. Преподаватель сможет работать с каждым устройством со своего планшета или другого гаджета, комментировать работу учеников, давать и проверять задания.
ЭУ должен:
-выполнять все функции, присущие бумажному учебнику;
-обеспечивать широкие возможности компьютерной визуализации учебной информации;
-служить основой создания активно-деятельностной образовательной среды;
-поддерживать возможность реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий;
 -обеспечивать комфортные, интуитивно понятные учащемуся условия для взаимодействия с образовательным контентом.

Электронные учебники должны удовлетворять следующим качествам:
Электронный учебник должен быть простым, наглядным, не уступающим по содержанию бумажному учебнику. Он должен  открываться на любом носителе без подключения к Интернету, в том числе на двух мобильных устройствах.
Безопасность. Согласно санитарным нормам, детям нельзя работать за компьютером непрерывно более 20 минут. Помимо вреда для зрения, специалисты указывают на возможный вред, наносимый занятиями с помощью электронных технологий коммуникативным навыкам ребёнка. Чтобы избежать этого вреда, занятие должно быть построено максимально интерактивно. Дети должны общаться по предмету друг с другом и преподавателем.
Удобство. Экран должен быть достаточно большим (от ≈ 20 см (7 дюймов)), изображение — чётким для передачи схем и мелкого текста.Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрёстными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Включение специальных фрагментов помогут смоделировать сложные физические и технические процессы.
Универсальность. Электронный учебник должен быть мультиплатформенным и поддерживаться большинством электронных устройств.
Надёжность. В отличие от бумажного носителя, электронное устройство требует более бережного отношения.
Доступность. Пока остаётся открытым вопрос, кто обеспечит школьников устройствами, воспроизводящими электронные программы обучения. Здесь следует учитывать доступность электронных устройств, особенно для малоимущих семей. Нельзя допустить, чтобы недоступность учебников стала барьером для обучения.
 Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) России.

Эффективность применения ЭУ в школе:
 Применение ЭУ в образовательном процессе в сочетании с такими компонентами ИОС как система управления обучением и управления образовательным контентом должно обеспечивать:
  1. Возможность УПРАВЛЕНИЯ  учебным процессом;
-возможность организации индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем;
 -возможность организации сетевого взаимодействия преподавателя и учеников..
2. Сокращение времени и усилий УЧИТЕЛЯ  на осуществление рутинных операций на всех этапах урока, в том числе:
-по повторению и обобщению полученных знаний;
-по созданию условий для предъявления учащимся новой информации;
-по организации выполнения учащимися многочисленных и однообразных упражнений и оперативному контролю правильности их выполнения;
- по организации управляемой и контролируемой разнообразной самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
-по реализации индивидуальных образовательных траекторий с целью реализации образовательных запросов учащихся;
-по сбору и обработке статистической информации о ходе и результатах образовательного процесса;
 
3 Сокращение времени и усилий  УЧАЩЕГОСЯ:
-на осуществление поиска информации (в том числе дополнительной) в большом её массиве;
-на решение задач, предполагающих значительный объём вычислений;
-на визуализацию результатов вычислений;
-на освоение и закрепление освоенных понятий путем «виртуального погружения» в предметную среду;
-на получение индивидуализированной поддержки (от учителя или программного средства);
-на поддержку функции самоконтроля (за счет его автоматизации).
Мировой опыт внедрения:
Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. В 2015 году каждая школа должна сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке. Департамент образования города Москвы совместно с издательством «Просвещение» проводит эксперимент по внедрению электронных учебников в шести школах с 1 сентября 2014 года. Занятия проходят по четырем дисциплинам: по истории, химии, биологии и географии. Результаты будут оценены и открыты в конце учебного года в 2015 году. Согласно принятому закону с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия. Предполагается, что электронные учебники сначала появятся во всех московских школах. 
В конце следующего года планируется начать выпуск электронных учебников для школы. Об этом на встрече с премьер-министром страны Дмитрием Медведевым заявил глава "Ростеха" Сергей Чемезов.
- Электронный учебник разработан, он будет открываться как книжка, на одной стороне - цветное изображение иллюстраций, на другой - черно-белый текст, что лучше для зрения, - сказал Чемезов.
 Электронные учебники - это новая образовательная реальность, которая, так или иначе, будет определять ход развития школы в ближайшее время.
 
 
P/S Вместо двух комплектов учебников для школы и дома, которые депутаты Госдумы предложили выдавать школьникам, целесообразнее было бы развивать систему электронных учебников. Об этом заявила главный редактор издательства «Просвещение» О.Котляр. Ранее замглавы семейного комитета Госдумы О.Епифанова из «Справедливой России» предложила Минобрнауки РФ рассмотреть вопрос о предоставлении школьникам двух комплектов учебников: для классной и внеклассной работы, чтобы дети не носили тяжелые портфели и не страдали от нагрузки на позвоночник.
Ссылки на ресурсы материла:
Учмет. Новостной портал
Википедия
Е.П.Шарапкина. Электронный учебник - что это?
Вебинар «Что такое электронный учебник?»


 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень профессионально оформленный блог. Приятно читать. Это - во-первых. Во-вторых, конечно же, ЭУ - это веление времени. Для российских школ и учителей, на мой взгляд, повсеместно и в каждой школе - пока это не столь быстро внедряемая технология. Хотя Минобразования старается изо всех сил. Но моё личное мнение - пока отказаться полностью от обычных бумажных книг не стоит. Или от привычки, бумажная книга кажется настоящее, чем ЭУ. Хотя, конечно , функций у ЭУ - весьма мощные. Я - за внедрение ЭУ, ибо это уже весьма актуально - требование времени, но и - пока не отказаться полностью от бумажных. Нам ведь всегда тяжело отходить от привычек, которые устоялись годами в наших мозгах. Вы, Наталья Леонидовна, подняли очень насущную тему. Интересно было бы узнать, естественно, мнение коллег.
Ольга Степанова, дата: 08.11.2015 в 19:07  
#2 Ольга Михайловна, спасибо за участие в обсуждении. Действительно, в череде перемен и модернизации в школе, это нововведение будет, я думаю, самым неоднозначным, спорным. И только финансовой стороной дела тут не обойдешься, снова нужно будет "пересматривать умы", ведь роль учителя существенно поменяется еще больше в сторону сопровождающего учебный процесс,а не дающего знания "в чистом виде". А этому надо будет учиться и учиться!
Наталья Новосельцева, дата: 08.11.2015 в 19:55  
#3 Электронные учебники - уникальная инновация, много перспектив, конечно, экономия времени учителя и ученика, однако не у всех школьников (точнее у их родителей) есть возможность элементарно приобрести компьютер, ноутбук, планшет. Поэтому некоторые школы, например, коррекционные, где обучаются малоимущие дети с ОВЗ ещё не задумываются об этом, только исходя из этих соображений.
Наталья Чубаева, дата: 08.11.2015 в 20:01  
#4 Наталья Леонидовна, спасибо за приглашение ознакомиться с блогом. Действительно, нововведение хорошее, но как это все воплотить в жизнь? И я полностью с Вами согласна, что многим педагогам будет достаточно сложно перестроиться. Некоторым и так сложно успеть за всеми инновациями. Думаю, что не скоро это полностью войдет в жизнь школы.
Наталья Трачук, дата: 08.11.2015 в 20:45  
#5 Книгу никогда не заменить, книга-источник знаний, развивающий грамотную и правильную речь, учит чётко и последовательно излагать мысли, развивает зрительную и моторную память. Я -ЗА КНИГУ,а электронный учебник, как вариант, можно использовать в индивидуальных случаях.
Валентина Титова, дата: 09.11.2015 в 18:45  
#6 Спасибо за историю вопроса) а то работаю, работаю, а столького не знала. Действительно с электронным учебником работаю давно, вот только на то, чтобы у всех детей он был пока не вышли.
Наталья Владимировна Ершова, дата: 09.11.2015 в 19:54  
#7 Я думаю, что до нашей школы электронные учебники дойдут не скоро.Не до всех школ дошли персональные компьютеры.Где взять на каждого ученика персональный компьютер? Это только мечта.
Елена Шевцова, дата: 09.11.2015 в 19:55  
#8 Очень интересная информация блога.Я думаю, использование электронных учебников не за горами.Я участвовала в вебинаре по использованию электронных учебников по биологии.Издательство Дрофа рассылает электронные версии учебников бесплатно тем школам, которые покупали бумажные учебники. Я за внедрения ЭУ, но не исключать бумажные.
Светлана Староверова, дата: 09.11.2015 в 20:08  
#9 Спасибо за приглашение ознакомиться с материалами блога. Переход к ЭУ должен быть разумным, постепенным и адресным (а не поголовным, как зачастую у нас бывает). Например, можно ввести ЭУ для предметов какого - то цикла, может быть точных науках, или в специализированных школах. В любом случае, вопрос финансирования перехода школ на ЭУ весьма болезненная тема. Поэтому, я думаю, что несмотря на несомненные достоинства ЭУ , полностью заменить традиционные бумажные учебники в ближайшее время они все- таки не смогут.
Наталья Васильева, дата: 09.11.2015 в 20:43  
#10 ЭУ - это веяние времени, и от него уже не уйти. Удобно заниматься и на уроках и дома ученикам. Однако без финансирования правительства школам не справиться с оснащением. Так что переход, думаю, будет не скорым.
Ирина Матюшина, дата: 10.11.2015 в 17:13  
#11 Уважаемые коллеги, спасибо большое за диалог, надеюсь, очередное нововведение будет школе только на пользу!
Наталья Новосельцева, дата: 11.11.2015 в 4:13  
#12 Блог очень интересный. Тема актуальна. Я была на открытых уроках, где использовались ЭУ. Все происходило очень быстро,не было никаких зависаний Интернета. Как потом выяснилось,в кабинете стоит сервер,на котором сохранена вся информация учебников. Использовали интерактивную доску. И учитель и обучающиеся прекрасно работали, успели очень многое. Мне бы очень хотелось работать по эу. То что дети таскают неподъемные портфели,отрицательно сказывается на их здоровье. В этом отношении эу выигрывает. А что касается органов зрения, конечно есть свои минусы. А может пусть дома бумажные учебники,а в школе электронные?
Алла Дзарасова, дата: 11.11.2015 в 5:08  
#13 Спасибо за приглашение на блог. Очень хорошее содержание отмечает актуальность внедрения ЭУ, хотя мы привыкли к бумажным книгам и учебникам.
Галина Борискина , дата: 11.11.2015 в 15:45  
#14 Согласна с автором блога, что "Электронные учебники - это новая образовательная реальность, которая, так или иначе, будет определять ход развития школы в ближайшее время." Мне в этом году пришлось всю первую четверть работать по ЭУ во 2-м классе (школа не успела во время закупить учебники). Скачали на сайте издательства электронную версию учебника, обеспечили всех учеников для домашней работы и таким образом учили детей читать по - английски! О-о-очень трудно! Но новый поворот в жизни показал и потенциал учителя и учеников. Кстати, ЭУ - всего лишь скриншоты бумажного варианта( Наталья Леонидовна, спасибо за важные вопросы, которые поняты в блоге!
#15 Спасибо за материал. Вопрос об электронных учебниках действительно актуальный. Но по моему мнению, далеко не во всех школах это станет ближайшей перспективой. Да и насаждать повсеместно не стоит, я за разумное использование ЭУ, которые, конечно же имеют массу преимуществ, но есть и недостатки, о которых здесь уже говорили.
Ирина Игнатюк, дата: 12.11.2015 в 13:56  
#16 Коллеги, нашла еще информацию - Вместо двух комплектов учебников для школы и дома, которые депутаты Госдумы предложили выдавать школьникам, целесообразнее было бы развивать систему электронных учебников. Об этом заявила главный редактор издательства «Просвещение» О.Котляр. Ранее замглавы семейного комитета Госдумы О.Епифанова из «Справедливой России» предложила Минобрнауки РФ рассмотреть вопрос о предоставлении школьникам двух комплектов учебников: для классной и внеклассной работы, чтобы дети не носили тяжелые портфели и не страдали от нагрузки на позвоночник.
Наталья Новосельцева, дата: 13.11.2015 в 19:51  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ