С нами 17166 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
По чему учить будем?
Просмотров: 1954, дата: 28.06.2017, автор: Ольга Степанова

— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
 
Берестов В.


В статье «По чему учить будем?», опубликованной сегодня в газете «Коммерсантъ», Министр образования и науки России О.Ю. Васильева обозначила свою позицию по поводу роли школьных учебников в осознании детьми своей социокультурной идентичности, укреплении российского образовательного пространства и трансформации принципа взаимодействия между участниками образовательного процесса.

«Как известно, споры об учебной книге не стихают с момента ее появления. Кто-то пытается представить учебник «уходящей натурой», считая, что он пережил сам себя как базовый социокультурный феномен школьного детства. Кто-то усердно трудится над созданием очередных «линеек», - говорится в статье О.Ю. Васильевой.

По мнению Ольги Юрьевны, учебник играет значительную роль в социализации детей в культуре. 
«Здесь важны оба понятия — и социализация, и культура. Следует специально подчеркнуть: речь идет о родной культуре — той, в которой ребенок родился и живет, которая его окружает, никакой иной для него до поры до времени просто не существует. Культура определяет происходящее по ее нормам (традициям) общение ребенка со сверстниками, взрослыми, с окружающим его миром, выстраивает отношения с природой, людьми, с самим собой. А системность в этот процесс привносит учебник» - заключает Министр.

Ольга Юрьевна высказывает свою позицию, насколько должен быть широк «веер линеек учебников». 
«Думаю, что хватило бы одной-двух сквозных предметных линеек, дополненных по мере взросления детей изучением многочисленных первоисточников — письменных (литература, история), материальных (архитектура, искусство), духовных (вера, традиция)», - считает глава Минобрнауки России.

«Но речь не идет только о гуманитарной составляющей образования. Не менее сложно дело обстоит с учебниками естественно-научного цикла. Не странно ли иметь такое многообразие линеек учебников по физике, химии, математике, если на выходе все это разнообразие подходов и траекторий унифицируется «игольным ушком» ЕГЭ, а далее трансформируется в университетских академических курсах?» - продолжает Министр.

Глава Минобрнауки высказывает свое мнение по поводу продолжающейся дискуссии о «школе будущего». 
«По мнению весьма авторитетных экспертов, в обозримой перспективе учебники попросту выйдут из употребления — источниками учебной (лучше, наверное, сказать — образовательной) информации станет «облачный контент».  Замечательно! Но чтобы это произошло, необходимо обеспечить два предварительных условия: а) мотивировать детей к учению (самообразованию) и б) научить их этому. Для этого детям нужно не множество учебников, а умные, опытные и мотивированные учителя! На что они должны быть мотивированы? На то, чтобы их ученики как можно скорее перестали в них нуждаться и стали, как принято ныне говорить, «субъектами собственной образовательной деятельности», - пишет в статье О.Ю. Васильева.

Высказывается глава Минобрнауки и том, что способствует укреплению образовательного пространства страны. 
«Единое образовательное пространство любой страны есть органичная часть ее социокультурного пространства, и до тех пор, пока школа видит свою миссию в воспитании юного человека в отечественной культуре, за целость образовательного пространства можно быть спокойным», - формулирует свою позицию Министр.

Ольга Юрьевна уточняет, что «все дело в том, является ли содержание образования, предлагаемое человеку в детстве, отрочестве и юности, культурным текстом (в самом глубоком значении этого философского понятия). Воспринимают ли сами учителя (а вслед за ними и ученики) школьные учебники и всю организуемую в их логике детско-взрослую образовательную деятельность как культурный текст? В какой степени содержание нашего образования культуро- и природосообразно? В какой степени наши ученики воспринимают родную природу и культуру как величайшую духовную ценность — и свою собственную, и всего народа, и всего человечества? Если мы думаем над этими вопросами и приучаем думать над ними наших учеников, мы укрепляем российское образовательное пространство».

В статье Министр особо акцентирует внимание на том, что «учебник-путеводитель» дает учителю вместе с заинтересованными ребятами полную свободу «наращивания» на «скелет» его разделов, глав и параграфов каких угодно «мышц» (из других книг, интернета, опытов и исследований)», а предмет и принцип взаимодействия между участниками образовательного процесса меняется.

«Предметом становится содержательное творческое общение, а принципом взаимодействия — сотрудничество в понимании мироустройства (не важно, это физика, история, математика или литература)», - говорится в статье.

«Школа (не только у нас, но и во всем мире) стоит на пороге грандиозных перемен. Собственно, они уже начались, если помнить, что великие события происходят сначала в головах людей. До школы-2030 остается всего-навсего двенадцать учебных лет — практически срок одного полного образовательного цикла. Что ж, самое время начать…» - заключает Министр.

Полный текст статьи О.Ю. Васильевой в газете "Коммерсантъ"
можно прочитать
 
по ссылке 



Источник:

Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева высказала свою позицию о роли учебника в укреплении единого образовательного пространства http://минобрнауки.рф/пресс-центр/10271 
Изображения взяты на сайте    http://yandex.ru       
Условия использования сайта https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Лично я с интересом познакомилась с размышлениями Главы Минобрнауки по поводу школьных учебников. Радует, что О.Ю. Васильевна открыто делится своими мнениями. Главное, учебники реальные остаются главным инструментом учителя и ученика в мире становления личности. Пока. А что там будет в году 2030? Покажет время.
Ольга Степанова, дата: 28.06.2017 в 4:53  
#2 Со следующего учебного года нам в школе сказали, что учебники закупаться больше не будут, вводятся электронные учебники! Сколько минусов в этом, я даже не берусь сейчас перечислять! Это одна сторона, а другая, у ученика должен быть на уроке планшет или ноутбук, многие семьи не могут это себе позволить, понятно, почему. А если в семье не один ученик?! опять же, многие ученики с выходом в интернет на уроке- уроком ли будут заниматься? Нужны книги, а во время массовой оптимизации во всём образовании, электронные книги как раз- экономия!
Светлана Трушина, дата: 28.06.2017 в 5:18  
#3 Вы правы, Ольга Михайловна, интересные размышления Главы Минобрнауки. Я считаю, что учебник, как бумажный носитель информации, ни в коем случае нельзя подменять электронным вариантом. Каковы бы ни были плюсы всех гаджетов, не нужно забывать о влиянии на здоровье. Кроме того, как заметила Светлана Юрьевна, не все родители смогут обеспечить своих детей планшетами - к сожалению, материальный статус учеников разный. По поводу линий тоже согласна: не нужно распыляться. В начальной школе, на мой взгляд, нужна единая направленность УМК. В нашей школе учебниками обеспечиваются все ребята. До недавнего времени мы выдавали даже два комплекта учебников: один для дома, а другой находился в школе. С этого года финансирование на обеспечение учебниками и учебными пособиями значительно снизилось. И если раньше мы выдавали на бесплатной основе и рабочие тетради, то с нового учебного года такой возможности у нас не будет. И нам предстоит заниматься без этих пособий.
Юлия Пасынок, дата: 28.06.2017 в 6:05  
#4 Интересно было узнать и Ваши размышления об учебниках, коллеги, в будущем. Спасибо, что поделились своими мнениями. То, что где-то была возможность выдавать по два комплекта учебников ученикам - для дома и для школы - это , конечно, вариант шикарный. А то, что касается рабочих тетрадей, то это у нас всегда покупали родители. Школа никогда нас этим не баловала. У кого-то возможности действительно шикарные. Меня посетила сказочная мысль вдруг: а вдруг учебные планшеты с выходом только на электронные книги будут выдавать каждому школьнику в будущем?
Ольга Степанова, дата: 28.06.2017 в 6:22  
#5 Разнообразие линеек учебников математики меня, честно говоря, не радует. Десятилетиями программа по математике не меняется или просто дополняется некоторыми вкраплениями смежных предметов. Меняются формы преподнесения материала учителем, совершенствуются методики и технологии. А коль так, то какой смысл переиздавать учебники, если темы те же, программы те же, и результат должен быть тем же... Может я еще не поняла всей прелести и удобства "новых" учебников
Елена Маратовна Онищук, дата: 28.06.2017 в 13:20  
#6 Два комплекта учебников в начальной школе - это было прописано в стандартах (если не ошибаюсь). Но еще прошлый год министерство отказалось от такой идеи. На практике два комплекта учебников не совсем удобно, если в кабинете занимаются два класса (с первой и со второй смены). Учителя столкнулись с проблемой: собрать все учебники в конце учебного года. Что касается рабочих тетрадей, то нам категорически запрещено просить родителей о закупке.
Юлия Пасынок, дата: 28.06.2017 в 14:51  
#7 У нас учебники закупает школа, а рабочие тетради за счёт родителей. Перечень тетрадей предлагается учителями, для согласования с родителями, решение фиксируется в протоколах. Никто из родителей не протестует. Хочу отметить, что рабочие тетради являются мощным методическим инструментом. Тем более, сейчас они выпускаются очень красочные, интересные. Детям нравится в них работать. А по поводу учебников будущего - какими бы они продвинутыми и привлекательными не были, не помогут, если учитель будет продолжать работать по старинке.
Ирина Мерзлютина, дата: 28.06.2017 в 16:55  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ