С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Лидия Буланова, (на сайте с 31.10.2013 г.)
Был(а) на сайте 10 лет назад
Рейтинг: 3.3/13
3 691
просмотр
12
комментариев
3 529
место в рейтинге
Аттестационный лист
Файл Описание
1 Аттестационный лист - это официальный документ, который содержит различные важные сведения про работника, которые добываются в период прохождения его аттестации.
Личные данные
Фамилия Буланова
Имя Лидия
Отчество Петровна
Дата рождения 1.1.1963 г.
Пол Женский
Гражданство Россия
Место жительства Владимирская область Вязниковский район д. Пивоварово ул. Школьная д.8 кв. 2
Контактный телефон 5-54-74
Место работы МБОУ " Пивоваровская ООШ"
Юридический адрес д. Пивоварово Владимирская обл Вязниковский район
Образование высшее
Специализация учитель начальных классов
Трудовой стаж Не указано
Педагогический стаж Не указано
Учебная нагрузка Не указано
Квалификационная категория Не указано
Дата присвоения категории Не указано
Дата начала ведения портфолио Не указано
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Основное Алтайский край г. Бийск БиГПИ
Год окончания: 1984
Уровень образования: Высшее
начальные классы
учитель начальных классов
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 " Основы духовно-нравственной культуры народов России"
г. Владимир ВИПКРО
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 21 .05.2012....01.06.2012 удостоверение №0521
2 " Подготовка учителя начальных классов к реализации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения"
г. Владимир ВИПКРО
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 03. 10.2011....14.10. 2011. удостоверение №0639-Б
3 " Современный урок в начальной школе: теория, анализ, практика"
г. Владимир ВИПКРО
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
36 01 11 2010...30.11 2010 удостоверение №2050
Методическая деятельность (текст)

                      Методическая работа

 

   Моя методическая работа строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация целей и задач  педагогической деятельности осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых;

   Работаю по индивидуальным программам, за основу которых взята программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ (УМК " Школа России") 

Принимаю  активное участие  в  теоретической и практической части каждого заседания ШМО.              

    На протяжении учебного года  делилась полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. По итогам каждой четверти представляю  отчет об организации внеурочной деятельности учащихся. В своих отчетах  анализирую  проделанную работу, вношу  свои предложения и рекомендации по организации внеурочной деятельности среди учащихся начальной школы.

   Работаю над своей темой самообразования «  Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета русский язык»,с обобщенными результатами которой  знакомлю  своих коллег на заседаниях методических объединений.

 В текущем году коллектив учителей начальной школы  продолжил целенаправленную работу со слабоуспевающими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем. В начале учебного года были составлены списки  детей названных группы. С детьми велась целенаправленная работа.  По работе с неуспевающими  детьми  были составлены индивидуальные планы работы. Результаты этой работы заслушивались на заседаниях МО

С целью подготовки дошкольников к учебной деятельности для воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6 -7-летнего возраста, а так же детей, имеющих домашнее воспитание, в школе работала  « Школа будущего первоклассника» , которую вела я.   Сопровождение процесса подготовки детей к школе дает положительные результаты. Анализ уровня адаптации первоклассников показывает, что дети, посещавшие           « Школу будущего первоклассника»  быстро и успешно адаптируются к условиям школьной жизни, к тому же, практически все его воспитанники становятся первоклассниками нашей школы.

   .Возобновилось взаимопосещение уроков учителями - коллегами, т.к. традиционно МО является центром по обмену опытом.

   Анализ посещенных уроков, участие в конкурсах различного уровня и т.п. показал, что работа учителей по теме «Развитие ведущих учебных умений, как путь к личностному росту учащихся начальных классов». активизировалась.

   Внедряются новые технологии обучения, разрабатываются более эффективные формы  опроса учащихся. В соответствии с поставленными задачами, МО продолжило работу над поиском внутренних резервов повышения качества успеваемости в начальных классах.

   Анализ работы показал, что было создано достаточно условий, необходимых для практического  решения общешкольной методической проблемы.

      В рамках Декады начальных классов были проведены школьные олимпиады по предметам и конкурсы исследовательских работ.

   По итогам были отобраны учащиеся, которые представили школу на районных олимпиадах.

     Традиционными становится участие учащихся в играх-конкурсах всероссийского и международного масштаба: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Познание и творчество», «ЧИП»  

    Проанализировав свою методическую  работу, следует отметить, что  я работаю над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно веду  работу  по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяю формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.

     Считаю , что для развития всесторонне развитой, здоровой личности в начальном звене были созданы все условия. Каждый ребёнок мог проявить себя в той области, которая была интересна ему и доступна.

    Мной определены задачи на 2012/2013 учебный год:

  1. продолжить изучение материала по внедрению ФГОС начального общего образования;
  2. способствовать укреплению здоровья младших школьников через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий;
  3. организовать деятельность по оказанию психолого – педагогической поддержки, отслеживания динамики качества образования;
  4. продолжить работу по созданию единой информационно – образовательной среды в учебном заведении;
  5. стремиться использовать интерактивные  методы, современные образовательные технологии, в том числе информационно - коммуникационные, позволяющие повысить эффективность уроков ;
  6. внедрить в практику применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности;
  7. формировать  у младших школьников потребность к осознанному нравственному поведению;
  8. развивать индивидуальные и творческие способности обучающихся, прививать интерес к знаниям;
  9. наметить пути устранения пробелов в ЗУН обучающихся с целью повышения качества образования;
  10. изучить  вопрос и спланировать работу  с  одаренными детьми.

 

 

Трудовой и педагогический стаж работы
Организация Должность Период
1 МБОУ "Пивоваровская ООШ" Владимирская обл. Вязниковский район учитель начальных классов C 18.10.1988
и продолжаю работать
2 Детский сад "Светлячок" Владимирская обл. Вязниковский район д.Серково воспитатель C 15.10.1986
по 15.10.1988
3 Зеленодольская средняя школа Алтайский край Петропавловский район учитель начальных классов C 15.08.1984
по 30.09.1986
Творческие работы учащихся
Год Количество участников Вид творческой работы
1 2013 4 Конкурс театральных постановок
2 2013 8 Мастерская Лесовичка ( конкурс поделок из природного материала))
3 2013 6 конкурс рисунков на асфальте
Мультимедиа
Мультимедиа
1
начальная школа
видеоролик выпускникам начальной школы.
Портфолио моих учеников
Нет данных
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 587572209.jpg Благодарственное письмо Управления образования администрации Вязниковского района
2 1126885745.jpg Почетная грамота Главы Вязниковского района
Копии документов
Файл Описание
1 1392363766.jpg Справка о представлении методической разработки урока "Христианская семья" по курсу "ОРКСЭ" из своего опыта работы в рамках курсовой подготовки учителей Владимирской обл.
2 1354843041.jpg Благодарственное письмо Управления образования администрации Вязниковского района
3 1861716106.jpg Почетная грамота Главы Вязниковского района
4 1313674946.jpg Сертификат участника вебинара "Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса литературного чтения"
Открытые уроки
Год Тема урока Технология Предмет Класс Мероприятие
1 2013 Итоговое занятие ( зачет) технология проектного и исследовательского обучения Основы православной культуры 4 ШМО
2 2013 " Моя родина-Россия" технология проектного и исследовательского обучения окружающий мир 1 День открытых дверей
3 2013 " Лес и человек" Здоровьесбережение Окружающий мир 4 ШМО
Научно-исследовательская работа учащихся
Год Тема Участников Результат
1 2013 Проектная работа по теме " Наша родина-Россия" 5 5 место
2 2013 Проектная работа по теме " Пасха" 5 4 место
3 2013 Проектная работа по теме " Храмы" 5 3 место
4 2013 Проектная работа по теме "Подвиг" 5 2 место
5 2013 Проектная работа по теме "Христианская семья" 5 1 место
Участие в профессиональных конкурсах
Название конкурса Сроки Уровень проведения Результат
1 Районный смотр-конкурс учебных кабинетов начальных классов 2011-2012 учебный год подготовка кабинета по современным требованиям благодарственное письмо
Результаты педагогической деятельности

Характеристика учителя начальных классов 

Булановой Лидии Петровны

Общий стаж работы 30  лет, педагогический стаж 30 лет, стаж работы в данной школе26   лет. Буланова Лидия Петровна имеет первую квалификационную категорию  В  данный момент работает по  прогамме  "Школа России"

     Буланова Лидия Петровна имеет глубокие и разносторонние знания по  преподаваемым предметам, строит учебный процесс с учетом реальных особенностей учащихся; учитывает закономерности, которые лежат в основе процесса усвоения новых знаний. При проведении уроков использует личностно-ориентированный подход, современные  педагогические  технологии   такие,  как   исследовательский  метод  (проведение  опытов  и  наблюдений),  уровневая  дифференциация,  ИКТ, что способствует развитию у учащихся самостоятельного творческого  мышления. Ее  уроки  отличаются   четкой  организацией,  глубоким  содержанием  материала,   высоким  темпом  преподавания.  Применяет   при  обучении  различные  методы  и  приемы  развития  детей,  формирует  у  них  умения   и  навыки  учебного  труда,  формирует  у  учащихся   интерес  к  обучению,  использует  наглядные  пособия,  раздаточный  материал,  способствующие  более  прочному  усвоению  знаний.

Учителем накоплен богатый методический материал для проведения уроков,  разработана серия  уроков  по  математике , русскому языку и  трудовому  обучению, созданы  презентации  к  различным  урокам,   дидактические  игры,  внеклассные  мероприятия.

     За время работы Лидия Петровна зарекомендовала себя как трудолюбивый, грамотный, творческий учитель.

   Посещенные уроки показали хорошее знание методики обучения и психологии учащихся. Учитель хорошо владеет классом, осуществляет дифференцированный подход к учащимся. На уроках учитель использует проблемно-поисковый метод обучения: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению данной ситуации, нахождение наиболее рационального варианта разрешения проблемы, что повышает мотивацию учащихся. На каждом уроке проводятся физминутки и минутки релаксации. Учитель постоянно следит за посадкой учащихся, что способствует сохранению здоровья.

           На уроках Лидии Петровны хороший психологических климат, все учащиеся чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В итоге среди учащихся нет неуспевающих. Уровень успеваемости в классе, где работает Буланова Лидия Петровна 100%.

              Она  принимает  активное участие  в  работе  методического  объединения  школы,   широко делится своим опытом с коллегами, выступает с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов и методического объединения учителей начальных классов.

        Лидия Петровна большое  внимание  уделяет  воспитательной  работе,  нравственному  и  эстетическому    воспитанию  детей:  проводит  тематические  утренники,   беседы,  посещает   театры  и музеи. Ее  ученики  активно  участвуют  в  общешкольных  праздниках,  посвященных   «красным»  датам  календаря,  в  предметных  неделях,  спортивных  соревнованиях.    

              Учитель поддерживает тесный контакт с родителями своих учеников, организует педагогические консультации,   встречи с психологом.

   Лидия Петровна требовательный  педагог,  отзывчивый  и  доброжелательный человек,  пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, учащихся и их родителей.

 

Внеурочная деятельность по предмету

Рабочая программа  " Умники и умницы"   ( внеурочная деятельность в 1 классе  ФГОС)

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе курса «Развития познавательных способностей» О. А. Холодовой.

       Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

       Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

       

        Актуальность выбора определена следующими факторами:                                                                         - в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;                           - анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;                                                                                               - конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.  

        Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.   Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:                                                         - соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;                                                         - содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

        Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: - определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;                            - в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;                                                                                                                                           -  достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.                                                                                                                                                - в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.      

        Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

       

 

 Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

      Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

                          Особенности организации учебного процесса.

          Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  1. задания на развитие внимания;
  2. задания на развитие памяти;
  3. задания на совершенствование воображения;
  4. задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  1. дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  2. выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  3. вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  4. выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  5. выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  6. деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

                                           

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления.(15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий  .
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  1. Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Читать и пересказывать текст.
  1. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

     Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

            В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О,А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  1. Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

            Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.                                                                                                                  Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

           Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

 

Календарно - тематический план   (66 часов)

месяц

№ занятий

Кол-во часов

Развиваемые способности

Сентябрь

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

 

2

3

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

 

4

5

2

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

 

6

7

2

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

Октябрь

8

9

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

10

11

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

 

12

13

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

14

15

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Графический диктант

Ноябрь

16

17

2

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

 

18

19

2

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

 

20

21

22

3

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

23

24

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Декабрь

25

26

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

27

28

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Графический диктант

 

29

30

2

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

 

31

32

2

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

Январь

33

34

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

35

36

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

 

Комментарии (12)

Начало Сюда 1 2 Последняя

#1 Лидия Петровна, поздравляю вас с Днем рождения! Исполнения желаний, творческих свершений и крепкого здоровья!
Елена Маратовна Онищук, дата: 01.01.2016 в 14:51  
#2 Лидия Петровна, Приглашаю на мой сайт! Пейзажи на бересте, шкатулки и песни! Вам + в копилку!
Сергей Зинин, дата: 15.07.2015 в 17:16  
#3 Лидия Петровна! Внушительные достижения! Мой вами +. Успехов в оформлении!
Нина Булычева, дата: 19.02.2015 в 0:37  
#4 Лидия Петровна, приветствую вас на сайте УЧпортфолио! Мой вам + в копилочку достижений! Приятно будет увидеть вас на страницах моего портфолио. Приглашаю принять участие в опросе на первой странице!
Наталья Фокина, дата: 18.02.2015 в 15:56  
#5 Лидия Петровна!Представляю Вашему вниманию проекты с онлайновыми конкурсами и галереями творчества, в которых можете принять участие Вы и Ваши воспитанники. Международный кластер "Инновационные технологии в практике образования" pedmix.ru/ Мой + в ваш рейтинг,надеюсь получить ответную оценку.
Тамара Спиридонова, дата: 27.01.2015 в 8:28  
#6 Лидия Петровна! Приветствую Вас на сайте! Любви, здоровья и большой удачи! Вам мой + в поддержку!!! Заходите в гости. Буду рада за Ваши отзывы и комментарии.
Ирина Матюшина, дата: 13.01.2015 в 17:42  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ