Тема: формирование УУД средствами урочной и внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельности

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается особое внимание. Сразу возникают вопросы: Что это такое? Как формируются УУД в обучении?
Учебные действия – составная часть учебной деятельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в её организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик усвоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью.
В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. В её основе лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в изменённых условиях, обобщения принципов решения задачи и контроля за ним. Учебная деятельность состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач. Психологи выделяют существенные характеристики учебной деятельности, отличающие её от других видов деятельности:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3) общие способы действий предваряют решение задач (в отличие от учения по типу проб и ошибок, когда отсутствует предваряющий общий способ, программирующий общий действия, соответственно учение не является деятельностью);
4) учебная деятельность ведёт к изменениям в самом объекте;
5) изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий.