С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Мастер-класс "Сетевой учебный веб-квест в обучении физике"
маргарита Баранова   10.08.2015   4534   7
 
Баранова Маргарита Михайловна
учитель физики
МБОУ "СОШ №7", г. Владимира

Сетевой учебный веб-квест  в обучении физики

 
Требования к слушателям и техническому обеспечению: 
владение навыками работы с компьютером;
* владение навыками работы с веб-браузерами (выход в Интернет, наличие Google-аккаунта, наличие электронной почты в Google);
* умение организовать ежедневную самостоятельную работу для выполнения заданий мастер - класса;
Цель мастер - класса: повышение уровня компьютерной грамотности педагогов; создание сетевого веб-квеста на основе Google Drive
Задачи мастер-класса:
1. Знакомство с типами образовательных веб-квестов.
2. Знакомство со структурой веб-квеста.
3. Создание веб-квеста на основе сервисов Google Drive.
Ожидаемые результаты:
* участники мастер - класса повысят уровень компьютерной грамотности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;
* оценят образовательные возможности веб-квеств для активизации познавательной деятельности учащихся;
*  подготовят примерные дидактические материалы средствами инструментов Google Drive (документ, таблица, презентация, форма, рисунок) и других сервисов web 2.0
 
Используемые технологии
ресурсы Google Drive, сервисы web 2.0

Итак, разобью свой МК на два блока:
  • ​теоретический;
  • практический.

Блок 1: Теория.
Веб-квест как образовательная технология.
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
 Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся  дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются  преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами.
Веб-квесты построены на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях. В целях повышения мотивации  при изучении той или иной темы, учащиеся приобщаются к современным технологиям, максимально используя возможности Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников. По сути, основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем, и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
 Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
Задания на пересказ (retelling tasks) являются самыми примитивными и представляют собой самый простой пример использования Интернета как источника информации. Существует даже мнение о том, что веб-квесты, основанные только на пересказе, нельзя считать веб-квестом. Однако в большинстве случаев пересказ допускается как задание для веб-квеста при условии, что:
  • формат и форма докладов учащихся заметно отличается от оригинальных материалов, то есть не является простым копированием текста из Интернета в текстовый редактор;
  • учащиеся свободны в выборе того, о чем рассказывать и как организовывать найденную информацию;
  • учащиеся используют навыки суммирования, отбора и обработки информации.
Суть компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная работа может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта.
Веб-квест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета. Напротив, необходимо придумать загадку, решение которой требует:
  • усвоения информация из множества источников;
  • составления информации в единое целое посредством выводов и обобщений из разных источников информации;
  • исключения сложных следов, которые могут вначале показаться правильными ответами на вопросы, но при ближайшем рассмотрении таковыми не оказываются.
В журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре новостного репортажа, интервью или другого журналистского жанра.
Конструкторский веб-квест (design task) требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи или найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и так далее.
Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. При оценке таких проектов следует больше внимания уделять творчеству и самовыражению учащихся.
Веб-квесты по решению спорных проблем (consensus building tasks) предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу.
Убеждающий веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть выступление в суде, письмо, статья или пресс-релиз, постер, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и так далее.
Веб-квесты, ориентированные на самопознание (self-knowledge tasks), имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование он-лайн и офф-лайн ресурсов.
Аналитический веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие задания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, а поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия.
Оценочные веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят их оценить или классифицировать, или выбрать решение из ограниченного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в таких квестах, например, судьи в вымышленном судебном процессе.
Научные веб-квесты (scientific tasks) служат для знакомства и приобщения учащихся к научным исследованиям в различных областях знаний. Интернет богат как исторической, так и свежей информацией, которая может быть полезной в любой науке.
Веб-квест должен иметь следующую структуру:
  • вступление (формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста);
  • центральное задание (задание, вопросы, на которые студенты должны найти ответ в рамках самостоятельного исследования, какой итоговый результат должен быть достигнут);
  • список информационных ресурсов (средства, которые можно использовать при выполнении заданий, включая информационные ресурсы Интернет);
  • описание основных этапов работы; руководство к действиям (разнообразные советы по выполнению того или иного задания, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.);
  • заключение (итоги исследования, вопросы для дальнейшего развития темы и пр.)
Содержание  вэб-квеста должно  соответствовать следующим требования:  
1. Наличие темы соответствующей учебным задачам.
2. Продуманная система заданий, которые раскрывают содержание темы веб-квеста.
3. Разработка четких инструкций для работы учеников над заданиями.  
4. Грамотное использование  онлайн ресурсов, в ходе работы с которыми будут решаться определенные образовательные задачи.
5. Возможность отслеживать промежуточные результаты работы обучающихся и своевременно корректировать их действия.
6. Наличие критериев оценивания итоговых продуктов. 
Веб-квест идеально подходит для проведения следующих видов учебных занятий:
  • путешествие;
  • практикум;
  • исследование;
  • инсценировка;
  • виртуальная экскурсия;
  • проблемный урок.
Сегодняшние цели образования заставляют выбирать способствующие активному процессу  познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники,  запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые  возможности и в методике образования, и в освоении и усовершенствовании знаний.

Блок2: практика.


Шаг 1.

Если Вы ещё не зарегестрировани в google, то пришло ваше время сделать это, если Вы уже имеете аккаунт в этой информационной среде, то смело входим под своим именем, незабыв ввести пароль


 
Шаг 2.

Находим сервисы google. Для этого:1. находите в панели в правом верхнем углу квадратную сетку(см. рисунок);2. перед Вами появятся несколько сервисом, возможно рисунок там уже есть, но этого может и не быть, поэтому жмём "Ещё" (см. рисунок);


3.раскроется ещё несколько сервисов, но рисунка может не быть, поэтому нажмите на "Другие сервисы"



Шаг 3.

Уважаемые участники МК! Предлагаю вам попробовать создать веб-квест на основе Google - документа и Google - рисунка. А вот инструментарий для создания заданий веб-квеста вы можете выбирать самостоятельно.
  Рисунки Google — простой в использовании графический редактор. С помощью рисунков Google можно создавать блок-схемы, графики и другие виды рисунков. Как и в других сервисах Диска Google, в рисунках доступен режим совместной работы. Кроме того, можно общаться с соавторами непосредственно в редакторе рисунков, публиковать рисунки как изображения и загружать их на свой компьютер.

Найдите в предложенных сервисах - Рисунок



Шаг 4.

Познакомьтесь с работой google рисунок, для этого посмотрите видео урок и прочитайте дополнительно материал из intel ресурсов.
 
Посмотрите видеоурок о работе в рисунке Google
 
Очень полезно прочитать:

Шаг 5.
 
1.Создайте Google - рисунок, переименуйте его (например, ВЕБ-КВЕСТ ФИО), откройте доступ для комментирования (обязательно)


 
2. Измените фон Google-рисунка, вставьте название веб-квеста, вставьте ФИО автора веб-квеста.
3. С названия сделайте ссылку на Google-документ, в котором будет описание этапов прохождения веб-квеста.
4. Создайте Google - документ для описания прохождения веб-квеста (не забудьте дать доступ к КОММЕНТИРОВАНИЮ и переименовать документ)
 
Что должно быть в документе:
 
1.  Название веб-квеста.
2.  Цель (задачи) веб-квеста.
3. Учебный предмет (межпредметные связи)
4. Основное задание веб-квеста (например, задан вопрос, на которой учащиеся должны ответить после прохождения веб-квеста; прописана проблема, которую нужно решить во время прохождения веб-квеста; определена позиция, которая должна быть защищена и т.д.)
5.  Прописаны задания этапов веб-квеста (пусть этапов будет не более трех);
6. Если для прохождения веб-квеста нужно распределение ролей, то внесите список ролей и действия каждого участника в соответствии с ролью.
7. Описание итогового продукта (критерии самооценивания итогового продукта).
8.Список информационных ресурсов для выполнения заданий веб-квеста.
 
Шаг 6.
 
А теперь самое главное - задания веб-квеста, ссылки на которые вы должны аккуратно расположить на Google-рисунке. Учащиеся должны видеть переходы от одного задания к другому, последовательность заданий (это можно сделать либо с помощью стрелок, либо с помощью цифр). Задания должны сопровождаться небольшим текстом (лучше занимательным, интересным, ярким), который поможет учащимся в выполнении заданий. Лучше будет, если задания имеют логический переход от одного к другому, а все вместе они приведут к ответу на поставленный вопрос либо к решению поставленной задачи-проблемы.
 
 

Мой Веб-квест - задания веб-квеста будут активны с 2015 учебного года! Вы со своими учениками можете принять в них участие!




Шаг 7. 

Мы с вами должны уметь видеть созданные нами итоговые продукты как бы со стороны и для улучшения работы подходить к нему с конструктивной критикой, а для этого нам нужно оценить свой веб-квест.
Критерии самооценивания веб-квеста
 
Критерий
3 балла
2 балла
1 балл
Насколько интересна предложенная тема для учащихся?
Считаю, что тема интересна для учащихся.
Тема не совсем интересна, но мне она нужна для прохождения программного материала
Тема не интересна, но на ней было легко создать веб-квест
Насколько интересно центрально задание веб-квеста?
Считаю, что центральное задание учащиеся выполнят с интересом, потому что оно ярко и выполнимо.
Центральное задние пусть и не очень интересно, зато выполнимо.
Мне пока трудно придумать интересное задание веб-квеста.
Насколько четко прописаны задания каждого этапа веб-квеста?
Задания прописаны четко, логично, пошагово.
Задания прописаны четко, логично. но пошаговой инструкции нет.
Задания прописаны в обобщенном виде.
Насколько четко описан итоговый результат веб-квеста?
Итоговый результат прописан четко, есть критерии для самооценивания.
Итоговый результат прописан четко, но критерий оценивания нет.
Итоговый результат описан в общем виде, критерий оценивания нет
Ведется ли отслеживание промежуточных результатов?
Ведется отслеживания промежуточных результатов на всехэтапах.
--
Не ведется отслеживание промежуточных результатов.
Разнообразны ли применяемые ИКТ-сервисы для создания заданий?
3 различных ИКТ-сервиса (на каждом этапе задания создано с помощью разных ИКТ - сервисов)
применено 2 ИКТ-сервиса
применен 1 ИКТ - сервис
Всего
18 баллов
Уважаемые участники МК! Надеюсь, Вам со мной было интересно и познавательно! Если у Вас возникли вопросы, пожелания, предложения, то пишите их комментариях!

Успехов Вам!
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Здравствуйте, Маргарита Михайловна. Необходимо редактировать Мастер - класс: 1. оформить тему МК с Заглавной буквы; 2. оформить первое предложение в описании МК с Заглавной буквы; 3. опечатка (Баранова Маргарита ихайловна); 4. Цвет текста МК - чёрный; 5. в "шаге 1" первое предложение оформить с Заглавной буквы; 6. "шаг 2 " - оформить текст действия; 7. оформить запись действия в "шаге 4"; 8. отделить рисунок от "Шаг 7"; 9. аккуратно оформить акценты в иллюстративном материале. С уважением, к вам.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 4:28  
#2 Всё сделала! Спасибо за рекомендации!
маргарита Баранова, дата: 11.08.2015 в 10:30  
#3 Маргарита Михайловна, 1. важно оформить авторство в МК согласно правил: Авторство - Тема - Текст. Приглашаем вас познакомиться с опубликованными материалами данного раздела; 2. оформить равномерно- "Шаг" и текст. Обратите внимание на "Шаг 2". С уважением, к вам.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 10:32  
#4 Маргарита Михайловна, 1. важно отделить пробелами авторство от темы МК, затем тему МК отделить пробелом от текста; 2. авторство оформить в колонку (слева); 3. приглашаем вас познакомиться с опубликованными МК на УчПортфолио, что поможет вам в оформлении и своего материала. Приглашаем вас посмотреть опубликованные МК uchportfolio.ru/forum/viewtopic.php?id=92 С уважением, к вам.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 13:05  
#5 Маргарита Михайловна, 1.приглашаем вас познакомиться с простой формой оформления МК: uchportfolio.ru/mc/show/95068-kak-poznakomitsya-s--master---klassom-na-uchportfolio; 2. удалите точку в конце темы МК.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 13:44  
#6 Маргарита Михайловна, пожалуйста, удалите точку в конце темы МК.
Татьяна Мазурова, дата: 11.08.2015 в 13:52  
#7 Прикольный квест
Ольга Солонинина, дата: 03.06.2019 в 11:07  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ