С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Общественный совет при Минобрнауки считает невозможным принятие закона о единых учебниках
дата: 21.05.2015, опубликовал: Татьяна Образцова
Напомним, на прошлой неделе глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла на рассмотрение депутатов указанный законопроект. Сегодня на сайте Минобрнауки появилось заявление Общественного совета при министерстве, эксперты которого выражают несогласие с инициативами авторов проекта и аргументируют свою позицию. Приводим текст заявления без изменений.

"Общественный совет Министерства образования и науки РФ крайне обеспокоен в связи с внесением в Государственную Думу РФ законопроекта № 789680-6, касающегося вопросов кардинального изменения федеральных государственных образовательных стандартов и введения "общих линеек базовых учебников".

Указанный законопроект в самом деле касается весьма сложных и наболевших проблем. Однако предлагаемые вносившими законопроект уважаемыми депутатами решения могут привести к катастрофическим для системы образования последствиям:

-  Введение так называемого "базового содержания" в структуру стандартов, как механизм контроля и надзора, приведёт к ещё более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей. К тому же Президент РФ В.В. Путин уже давал поручение об определении в имеющихся школьных образовательных стандартах базового содержания без изменения их структуры. А базовое содержание в стандартах профессионального образования, прямым образом зависящего от результатов последних научных исследований и обновления технологий, вообще лишено всякого смысла.

-  Ограничение числа учебников до 1 по "Математике", "Русскому языку", "Литературе" и "Истории России" и обязательность их использования сделают невозможным обучение детей с разными потребностями (ограниченными возможностями здоровья, одарённых ребят и т.п.) и, главное, использование различных методических подходов учителей. Это также входит в конфликт с 44-й статьёй Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу преподавания. Нарушается и иное законодательство о методических свободах учителей. Возможно, следовало бы ограничить число учебников по каждому учебному предмету, но гарантированная законом разумная вариативность должна оставаться в любом случае. Введение лишь одного безальтернативного учебника демотивирует учителя, превращая его в толмача прописных истин, делая ненужным педагогический поиск.

-  Ряд мер, предлагаемых законопроектом, требует широкого общественного обсуждения и тщательного анализа их последствий. Введение федерального перечня не только учебников, но и всех учебных пособий в школе потребует значительных затрат на их экспертизу. Отказ от ЕГЭ по "Русскому языку" и "Литературе", синхронное изучение "Истории России" и "Литературы", обязательная устная часть экзамена по "Истории России" - всё это нуждается, по крайней мере, в дополнительной аргументации и серьёзных исследованиях. Приводимых общих идеологических рассуждений в пояснительной записке к законопроекту явно недостаточно.

Следует также учитывать, что на введение с 2008 года уже существующих новых образовательных стандартов были затрачены миллиарды рублей; в обсуждении и апробации примерных школьных образовательных программ, ликвидируемых законопроектом, приняли активное участие сотни тысяч учителей; есть заметные улучшения в начальной школе, уже работающей по новым стандартам. От этого предлагается отказаться, на альтернативной основе уже третий раз за последние 15 лет разработав очередные новые образовательные стандарты.

Законопроект противоречит не только различным стратегическим документам о развитии образования, но и складывающейся общемировой практике регламентации выбора учебной литературы, стандартизации образования. Не поддерживаем и считаем невозможным его принятие в действующей редакции.

Члены ОС при Минобрнауки РФ: А.Л. Асеев, В.А. Болотов, А.А. Венедиктов, С.В. Волков, М.С. Гельфанд, М.Г. Иванов, А.М. Карачинский, А.В. Леонтович, В.Г. Лошак, М.Б. Пильдес, С.К. Смирнов, Е.А. Ямбург".

Напомним, Общественный совет не впервые публично критикует законопроект в сфере образования, предлагаемый Ириной Яровой и рядом депутатов Госдумы. Осенью прошлого года эксперты также выступили с открытым обращением.
http://www.ug.ru/news/15142
Другие новости

Комментарии

#1 Россияне скептически относятся к ЕГЭ и поощряют создание единого учебника. Нынешней системой образования удовлетворена лишь пятая часть граждан (19%). Рекордное количество респондентов (48% – почти каждый второй) за все годы опросов начиная с 2004 года утверждает, что по сравнению с обычными экзаменами ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы. В прошлом году разочарованы ЕГЭ были 42% россиян, ранее – 34%. Лишь 10% придерживаются противоположного мнения. По словам социолога "Левада-центра" Карины Пипия, если в 2004 году сторонников и противников ЕГЭ было практически равное количество (24% считали, что он лучше обычного экзамена, а 22%, что хуже), то теперь разрыв между ними увеличился до соотношения 1:5, то есть существующий сегодня формат Единого госэкзамена вызывает больше разочарований, нежели позитивного восприятия, что несомненно должно привлечь внимание экспертного сообщества.
Елена Ваторопина, дата: 06.06.2015 в 19:55  
#2 Практика отмены вступительных экзаменов в вузы и поступление в них на основе ЕГЭ вызывает одобрение у 37% россиян, 40% относятся к ней отрицательно, а почти четверть населения (23%) затрудняются ответить. Несмотря на рост негативного отношения к Единому государственному экзамену, увеличилось число тех, кто считает, что ЕГЭ достаточно эффективный инструмент борьбы с коррупцией. Если в 2004 году о снижении экзаменационных "злоупотреблений" c введением ЕГЭ говорили 14%, то сегодня так считает каждый пятый. Опрос также показал, что россияне весьма позитивно относятся к идее создания единого школьного учебника (по истории — 79%, по литературе — 81%, по математике — 80%), причем по сравнению с 2014 годом растет доля тех, кто считает, что этот учебник необходим. Лояльнее всего к образовательной системе относится молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а самыми неудовлетворенными оказались граждане в возрасте 40–54 лет. "Левада-центр" опросил 800 человек из 134 населенных пунктов 46 регионов. www.ug.ru/news/15309
Елена Ваторопина, дата: 06.06.2015 в 19:57  
#3 Новые учебники истории впервые представлены учителям Санкт-Петербурга и области В современном обществе учебник перестает быть единственным источником информации, но при этом он становится навигатором в информационном пространстве. Эта роль предъявляет к новым учебникам истории важнейшие требования – они должны побуждать учеников к самостоятельному рассуждению, сопоставлять разные точки зрения на те или иные проблемы и трудные вопросы нашей истории, стимулировать на получение исторических знаний из других источников (в том числе из интернета), способствовать развитию критического мышления учащихся. Об этом заявил на встречах с учителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые прошли 4 и 5 июня, Александр Данилов, член авторского коллектива и руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение». Он объяснил, чем отличаются новые учебно-методические комплекты от прежних, и как по ним работать. В сентябре в школы поступят новые учебники по истории России, которые прошли научную, педагогическую, общественную экспертизу и включены в Федеральный перечень учебников Минобрнауки России. Новые учебники истории отличаются новой структурой подачи материала и методикой. Особенный акцент делается на месте и роли отечественной истории во всеобщей истории мира. «Мы применили новацию: сопроводили каждую крупную тему отечественной истории показом, что в это время происходило в мире и какие мировые исторические личности были современниками событий в нашей стране», - пояснил Александр Данилов. Значительно расширены временные рамки изучения истории нашей страны с учетом более древних государств, существовавших на территории современной России. «Впервые речь идет не только о формировании государства Русь, но и о более ранних государствах в восточных районах, народах, проживавших там и являющихся сегодня частью многонационального российского народа», - отметил Данилов. Авторы учебников знакомят с различными точками зрения на трудные и спорные вопросы истории, существующие в современной исторической науке. «Мы дали в учебниках рубрику «Историки спорят», где по самым проблемным сюжетам — скажем, опричнина, Октябрь 1917 года или формирование государства Русь — дали разные, противоположные точки зрения: иногда 2, а в случае с опричниной 5, и обязательно с указанием, кто из историков прошлого или настоящего об этом пишет», - добавил Александр Данилов. Школьникам же предлагается самостоятельно научиться искать дополнительные материалы и формировать свою точку зрения на изучаемые вопросы, кроме того, задания для учеников разделены по уровням сложности. СПРАВОЧНО 15 мая состоялось заседание научно-методического совета по учебникам при Министерстве образования и науки РФ, на котором единогласно было принято решение включить линию учебников по истории России издательства «Просвещение» для учащихся 6-10 классов в Федеральный перечень учебников. «Просвещение» предлагает широкий ассортимент дополнительных изданий по истории России в помощь учителям и ученикам – всего подготовлено более 40 новых, во многом инновационных учебных пособий в рамках данного проекта (5 электронных форм учебников, 5 методических пособий, 5 книг для чтения, 5 сборников карт, 5 тетрадей-тренажеров, 2 книги для чтения, 2 брошюры по трудным вопросам истории, электронная хрестоматия, сборник нормативных документов и т.д.). www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=10672
Татьяна Медведева, дата: 07.06.2015 в 9:32  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ