Санкт
-
Петербург
2012 г.
Внедрение
информационной системы
«Дневник.ру»
в деятельность
общеобразовательных учреждений
(методические рекомендации)
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
1.Актуальность внедрения электронных дневников и журналов
успеваемости
В рамках распоряжения Правительства Россий
ской Федерации от 17
декабря 2009 г. N 1993
-
р утвержден сводный перечень первоочередных
государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления в электронном в
иде, а также услуг,
предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской
Федерации и муниципальными учреждениями согласно приложению N 1
этого распоряжения.
Следует обратить внимание в перечне услуг на пункт 8
«Предоставление информации о
текущей успеваемости учащегося, ведение
электронного дневника и электронного журнала успеваемости». В этом
пункте ответственными исполнителями за предоставление информации
определены Минобрнауки России, Рособрнадзор, и
непосредственно
образовательны
е учреждения
субъекта Российской Федерации с участием
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и
муниципальные образовательные учреждения
с участием органов
местного самоуправления.
Для реализации распоряжения N 1993
-
р в настоящее врем
я актуальны
именно апробация и организация предоставления услуг в электронном виде
для всех участников образовательного процесса. Электронный дневник и
журнал успеваемости
–
это услуга, которая может оказывать образовательное
учреждение родителям, школьник
ам, учителям. Интернет
-
проект
«Дневник.ру» реализует эти возможности.
По ряду причин Интернет
-
проект «Дневник.ру» рекомендуется для
апробации и внедрения электронных дневников и журналов успеваемости.
Во
-
первых, Интернет
-
проект «Дневник.ру»
-
официально
зарегистрированный оператор персональных данных. Доступ в систему
осуществляется только по специальному коду, полученному в
образовательном учреждении, ведение электронных дневников и журналов
успеваемости предполагает строгое разграничение прав доступа
для
пользователей. Система разработана таким образом, чтобы информация об
ученике могла быть доступна только его родителям.
Во
-
вторых, «Дневник.ру» (далее Дневник) полностью бесплатный и
для школ, и для пользователей. Отсутствует какая
-
либо плата, как за
подключение, так и за ежедневное использование Дневника.
В
-
третьих, Дневником можно пользоваться сразу после подключения.
Со стороны школы не требуется никаких дополнительных расходов на
оборудование, обучение, поддержку и прочее. Для работы с Дневником
не
обходим только компьютер с доступом в Интернет и интернет
-
броузер.
Никаких специальных программ устанавливать не требуется.
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
2. Общая характеристика Интернет
-
проекта «Дневник.ру»
Интернет
-
проект «Дневник.ру» позволяет создать единую
информационно
-
образов
ательную сеть для основных участников
образовательного процесса. Он представляет собой современный и удобный
инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся. С помощью
сервисов Интернет
-
проекта «Дневник.ру» пользователь, имеющий к нему
доступ, м
ожет оперативно получить необходимую ему информацию,
связанную с процессом обучения.
Интернет
-
проект «Дневник.ру» реализует следующие возможности:
-
ведение электронных дневников,
-
ведение электронного журнала,
-
выдача и получение домашних заданий,
-
использование ресурсов библиотеки художественной литературы,
медиатеки.
В «Дневник.ру» есть все основные функции социальных сетей,
которые адаптированы для использования в школах, и позволяют общаться
между собой ученикам, учителям, родителям.
Потенциальн
ые пользователи электронного дневника, электронного
журнала успеваемости
–
это родители, школьники, учителя.
Для родителей
электронный дневник в рамках Интернет
-
проекта
«Дневник.ру» дает возможность наладить эффективное взаимодействие с
образовательным
учреждением, в котором учится их ребенок. Он позволяет
оперативно получать самую свежую и достоверную информацию обо всех
мероприятиях и событиях школьной жизни, ознакомиться с новостями, а
также уточнить расписание занятий или домашнее задание по любому и
з
предметов. При помощи электронного дневника родители смогут смотреть
оценки своего ребенка, узнавать о его успехах и достижениях,
контролировать посещаемость занятий. Также существует возможность
интерактивного общения родителей с администрацией школы.
Для современных школьников
система электронного дневника
-
это
удобная форма просмотра расписания школьных предметов на всю неделю и
текущих домашних заданий, а также она позволяет им быть в курсе всех
событий школьной жизни. Дневник дает ученику воз
можность
просматривать свою статистику и рейтинги по оценкам за определенные
периоды времени. Он создает дополнительную мотивацию учащегося к
повышению успеваемости и закреплению достигнутых успехов.
Электронный дневник призван вызвать интерес у школьник
ов к самому
процессу обучения и активному участию в школьных мероприятиях.
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
Для учителей
электронный дневник
-
это быстрый и удобный способ
общения с родителями учеников, оперативный способ донесения
информации ученикам и родителям.
3. Организация раб
оты по внедрению электронных дневников и
журналов успеваемости в общеобразовательном учреждении
Для успешного внедрения электронных дневников и журналов
успеваемости в общеобразовательном учреждении необходимо осуществить
определённые организационные меро
приятия.
3.1. Нормативно
-
правовое обеспечение по апробации и внедрению
электронных дневников, электронных журналов
Необходимо подготовить документ (приказ) о внедрении электронного
дневника и журнала успеваемости, разработать план работы, содержащий
пер
ечень необходимых и достаточных мероприятий по апробации и
внедрению электронных дневников и журналов успеваемости с указанием
этапов, сроков, предполагаемых результатов и ответственных лиц.
При планировании необходимо определить классы, параллели и
ступен
и обучения для апробации, этапы и сроки апробации и внедрения
электронных дневников, журналов успеваемости. Апробация и внедрение
электронных дневников и журналов успеваемости может проходить
поэтапно по параллелям, по ступеням обучения: начальной и осно
вной
ступени, в итоге общеобразовательное учреждение будет готово оказывать
электронные услуги в части предоставления информации о текущей
успеваемости учащегося, ведения электронного дневника и электронного
журнала успеваемости.
3.2. Организационн
ые мероприятия по апробации и внедрению
электронных дневников и журналов успеваемости
На первом этапе подготовки руководителям ОУ и специалистам,
ответственным за внедрение, необходимо ознакомиться с возможностями
Интернет
-
проекта «Дневник.ру» по адр
есу
www.dnevnik.ru
.
Обязательным этапом подготовки к внедрению электронных
дневников и журналов успеваемости в общеобразовательном учреждении
является квалифицированная разъяснительная работа с педагогическим
коллективом общеобразовательного учреждения
на эту тему.
На данном этапе уместно провести педагогический (методический)
совет, совещание, или семинар на тему: «Перспективы внедрения
электронных дневников и журналов успеваемости в деятельность
общеобразовательного учреждения».
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
Необходимо также обесп
ечить необходимое количество рабочих мест
педагогов для свободного доступа к Интернет
-
проекту «Дневник.ру» с
качественным и бесперебойным подключением к сети Интернет.
При необходимости провести обучение педагогов с помощью
специалистов школы,
ответственн
ых за данную работу
.
Необходимо по
мнить об оформлении согласий от родителей
(законных представителей)
об обработке персональных данных учащихся.
Это согласие
может быть единого образца для всех видов обработки
информации в школе.
Для успешной реализации
внедрения руководителю ОУ необходимо
проводить регулярный мониторинг работы по апробации и внедрению
электронных дневников и журналов успеваемости.
Организацию и проведение предложенных мероприятий целесообразно
поручить зам. директора по информатизации (
при его отсутствии
–
лицу,
ответственному за информатизацию ОУ).
3.3. Организация работы на сайте проекта «Дневник.ру»
Непосредственная работа на сайте Интернет проекта «Дневник.ру»
должна проводится в соответствии с
Руководством по первоначальной
настройке системы (Руководством администратора).
В руководстве
определяется последовательность работы, алгоритм ввода информации,
этапы работы в проекте до окончания полноценного ввода информации.
Озна
комиться с руководством можно на сайте проекта «Дневник.ру».
Первый шаг
–
это активация образовательного учреждения (ОУ).
Активационные коды высылаются в общеобразовательные учреждения
координатором Интернет проекта «Дневник.ру» после отправки Заявки на
подключение на сайте «Дневник.ру».
Для активации необходимо ввести код активации школы на главной
странице дневника или на странице подключения школы. После ввода кода,
необходимо указать данные первого администратора школы (руководителя
ОУ или специалист
а, ответственного за внедрение, назначенного приказом
школы, далее администратор). Администратору, как и любому пользователю
дневника, после регистрации открывается мастер знакомства с Дневником.
Он рассказывает об основных функциях дневника для учителя шк
олы. Для
начала управления школой, нужно перейти в раздел администрирование (см.
«Вход в администрирование»). При первом входе открывается мастер
настройки школы, который позволяет произвести предварительные
настройки школы.
После активации необходимо настроить вашу школу на сайте проекта.
Рекомендуемый порядок настройки школы:
1.
Настройки:
в
вод основных данных о школе
и настройка доступа к
основным функциям.
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
2.
Сотрудники:
импорт данных сотрудников, указание
административны
х прав, выдача пригласительных кодов.
3.
Отчетные периоды:
создание и настройка необходимых групп
отчетных периодов.
4.
Расписание звонков:
создание и настройка необходимого числа
расписаний звонков по количеству смен и числу дополнительных занятий.
5.
Справ
очники:
заполнение всех справочник, установка необходимых
связей.
6.
Классы:
создание ячеек классов по числу комплект
-
классов в ОУ,
настройка параметров для классов.
7.
Ученики и родители:
импорт данных учеников и родителей,
установление связи «ученик
-
родите
ль» для исключительных случаев.
8.
Учебные группы:
создание не
обходимого числа учебных групп в
классах.
9.
Расписание уроков:
создание необходимого числа схем расписаний
для классов и публикация актуальных схем в генераторе расписаний.
10.
Приглашения:
печать
приглашений
по выбранным параметра
м:
класс, категория участников, выдача
приглашений выбранным участникам.
Первоначальные настройки, частично помогает сделать мастер
настройки школы, который загружается при первом входе в школу.
Процесс настройки подроб
но описан в
Руководстве администратора.
Последовательность ввода информации остается неизменной независимо от
полноты внедрения проекта в общеобразовательном учреждении. Например,
если на начальном
этапе внедрения проекта принято решение о полноценном
(с использованием всех школьных функций) подключении нескольких
выбранных классов, все указанные операции, начиная с создания расписания
звонков, необходимо провести только в рамках данных этих классов.
После ввода необходимой информации можно начинать пользоваться
дневником. Пользователи
-
это
педагогические работники, ученики и
родители. У каждого свой уровень доступа и возможности. У каждого
персональный вход на сайт проекта. Персональные приглашени
я (логины и
пароли на вход) формирует администратор проекта, специалист,
ответственный в школе за проект.
Участники образовательного процесса: учителя, ученики, родители
могут получить персональные пригласительные коды сразу после ввода
администратором их
личных данных (создания персон). Это позволит им
воспользоваться возможностями сетевого взаимодействия и
образовательными ресурсами
После завершения ввода основной информации для ознакомления с
остальными функциями системы обратитесь к
Руководству администратора.
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
3.4. Методическое сопровождение и консультирование
Методическое и информационное сопровождение организовано на
сайте Интернет проекта «Дневник.ру»
www.dnevnik.ru
,
в справочном центре
«Дневник.ру»:
https://help.dnevnik.ru/home
Консультации можно получить по электронной почте
team@
company
.
dnevnik.ru
.
, телефону горячей линии: 8
-
800
-
06
-
07 (звонок по
РФ бесплтаный)
4. Содержательные возможнос
ти Интернет
-
проекта «Дневник.ру»
В Интернет
-
проекте обозначены следующие направления
деятельности: образование и общение.
Первое направление
«Образование»
реализует следующие
возможности: расписание уроков, электронный дневник, электронный
журнал, домашни
е задания, библиотека художественной литературы,
медиатека, словари и он
-
лайн переводчик.
Расписание уроков
Школьное расписание доступно ученикам, сотрудникам и родителям.
Расписание уроков поддерживает все виды отчетных периодов: четверти,
триместры и сем
естры. «Дневник.ру» позволяет создавать понедельные и
дробные расписания, групповые и поточные занятия. С помощью удобного
механизма замен можно отменять и переносить уроки, заменять учителя и
кабинет.
Личное расписание
Ученикам и учителям доступно их личн
ое расписание уроков. Учителя также
имеют доступ к расписаниям других учителей в школе.
Редактор расписания позволяет быстро перенести существующее школьное
расписание в электронный Дневник.
Электронный дневник
Каждому ученику в Дневнике доступны для про
смотра все выставленные
ему оценки по всем предметам. Есть возможность просматривать оценки по
предметам и за определенный период (неделя, четверть). Все оценки ученика
доступны его родителям.
Электронный журнал
Учитель в электронном журнале имеет возмож
ность выставлять оценки за
урок, просматривать успеваемость, в том числе и по периодам. Учителя в
Дневнике могут выставлять оценки в тех классах, в которых они преподают,
а при наличии административных прав, то и в любом классе школы.
Механизм выставлен
ия оценок сделан максимально наглядным и удобным.
Для учителя доступны различные ведомости и отчеты по успеваемости, как
всего класса, так и отдельных учеников. У каждого урока есть специальная
страница, где учитель может управлять домашними заданиями и ра
ботами на
уроке, а также отмечать присутствие и выставлять оценки.
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
Домашние задания
В «Дневнике.ру» функция домашних заданий позволяет учителям выдавать
задания и контролировать ход их выполнения, а ученикам
-
выполнять
задания и прямо в Дневнике отправля
ть результаты учителю.
Учителю
доступен архив домашних заданий для всей школы. Он может
просматривать как свои домашние задания, так и задания тех классов, в
которых он замещает другого учителя. Кроме того, учитель может создавать
новые домашние задания с
помощью удобного пошагового мастера. В
созданном домашнем задании учитель видит детали задания, список
учеников, которым оно выдано и статус выполнения задания каждым
учеником. По каждому ученику доступен журнал всех действий с заданием.
Родители
могут ви
деть выданные их детям домашние задания и оценку их
выполнения.
Ученику
доступны только его домашние задания. Отдельно для него
выводятся выполненные и невыполненные задания.
Библиотека художественной литературы
В библиотеке Дневника представлено нескольк
о тысяч художественных
произведений, в первую очередь те, которые изучаются в школьной
программе. Удобный каталог позволяет быстро найти произведения по жанру
или названию. На странице художественного произведения можно
ознакомиться с краткой биографией ав
тора, прочитать само произведение и
оставить о нём отзыв.
Медиатека
Медиатека содержит большое количество образовательных ресурсов в виде
текстов, картинок, аудио, видео и презентаций. Удобный каталог позволяет
быстро найти необходимые ресурсы, которые сп
ециально отобраны для
учеников, учителей, руководителей и родителей.
Словари и онлайн
-
переводчик
В различных словарях, представленных в Дневнике, можно узнать значение
слова, найти синонимы или расшифровку терминов. С помощью технологий
Google, прямо в Дне
внике, можно осуществить перевод текста с более чем 20
языков мира.
Второе направление
«Общение»
реализует все основные функции
социальных сетей, которые адаптированы для использования в школах:
личные страницы каждого пользователя Дневника, установлени
е связей
между коллегами и друзьями, организация тематических групп и событий,
общение между школами.
На личных страницах
к
аждый пользователь Дневника может рассказать о
себе, о своих интересах, опубликовать фотографии, музыку, видео,
документы, вести свой
блог.
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
Пользователи могут устанавливать дружеские связи между собой,
предоставляя доступ к содержимому своих страниц только определенным
людям. Для общения по интересам в Дневнике существуют группы и
события. Личные сообщения позволяют пользователям обща
ться друг с
другом прямо в Дневнике, сохраняя архив переписки.
У всех объектов социальной сети Дневник (пользователи, группы, события,
школы, сети) есть собственные файловые хранилища, в которые можно
загружать фотографии, аудио, видео, документы и прочи
е виды файлов.
5. Удобный ввод и импорт данных в Интернет
-
проекте «Дневник.ру»
Для оптимальной организации работы в проекте существует
возможность импорта данных из файлов MS Excel 97
-
2003
, 2007
с данными
сотрудников, учеников каждого класса и родителе
й этих учеников. Файлы
должны содержать следующие сведения: ФИО, пол, дата рождения.
Пример файла с данными учеников класса для импорта:
Файлы MS Excel 97
-
2003
, 2007
с данными сотрудников, учеников каждого
класса и родителей этих учеников
можно сформировать
в сторонних
системах, например, АИАС «Директор», «Параграф». В
АИАС «Директор» в
личных делах учеников выбрать на вкладке формат файла отчета MS Excel и
сформировать отчет в MS Excel:
Внедрение «Дневник.ру»: метод
ические рекомендации
Далее выбрать требуемые поля: фамилия, имя, о
тчество, пол, дата рождения
и вывести отчет в файл. Каждый класс должен быть в отдельном файле.
Аналогично можно сформировать списки сотрудников.
Удалять лишние
столбцы в полученных файлах не обязательно, в процессе импорта указание
соответствия столбцов п
озволит импортировать данные только из нужных.
Данные методические рекомендации подготовлены специалистами компании
«Дневник.ру» и
«Институт
а
повышения квали
фикации работников образования»
Тамбовской области.