С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Наталья Морозова, (на сайте с 12.10.2016 г.)
Был(а) на сайте 7 лет назад
Рейтинг: 0.1/1
1 511
просмотров
0
комментариев
9 145
место в рейтинге
Методическая деятельность (текст)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

Московская обл., Красногорский район, г. Красногорск, ул. Игната Титова, дом 8
                                                                     
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Игралочка»
Срок реализации: 2 года
Возраст: 5-6; 6-7 лет
Программу составил
воспитатель
                                                                                                            Морозова Н.С.
Программа принята
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На заседании педагогического совета Протокол №1 от 24.08. 2015г.           г. Красногорск, Московская обл., 2015
 
 
 
 
 
Содержание:
1.Пояснительная записка……………………………………              стр. 3
2.Содержание учебного курса
«Игралочка»  1-го и 2-го года обучения………………………….    стр. 6
3. Задачи 1-го года обучения. . …………………………..                   стр.7
4. Задачи 2-го года обучения. . …………………………..                   стр.9
5. Тематическое планирование (5-6 лет)…………………………   стр. 12
6. Тематическое планирование (6-7 лет)…………………………   стр.13
7.Календарно-тематический план программы « Игралочка»
1-го и 2-го года обучения ……………………………………………стр.15
8. Планируемые результаты 1-го и 2-го года обучения…………стр.41
9. Диагностика усвоения программы детьми 1-го года (5-6 лет)
 и  2-го года (6-7 лет)  обучения
Приложение 1…………………………………………………………стр.43
Приложение 2…………………………………………………………стр.51
8.Список использованной литературы……………………………стр.42
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Пояснительная записка
В основу программы дополнительного образования «Игралочка» положена программа и пособие « Раз – ступенька, два- ступенька…»                        (Авторы :Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина)
Данная программа  представляет собой начальное звено непрерывного курса математики, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ребенка, гуманизация и гуманитаризации. Главной целью программы является всестороннее развитие личности ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности средствами математики.
Основными задачами данной программы  являются:
1) Формировать  мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Формировать приемы  умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
3)Развивать вариативность мышления, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивные умения.
4)Развивать образное  мышление (ощущение, восприятие, представление).
5)Развивать внимание и память.
6)Развивать речь, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
7)Развивать эмоционально-волевую сферу, социально-коммуникативные навыки детей.
8)Формировать  предпосылки универсальных учебных действий ( умение обдумывать и  планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, подчиняться заданным правилам, алгоритмам)
9)Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками,- то есть с теми математическими понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики и определяют глубину и качество усвоения школьной программы.                                                                                                 В целях  создания условий для развития у детей способности к обобщению и абстракции в курсе предлагается проведение систематических наблюдений и формирование на этой базе доступных обобщений.
Раскрытие  смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики - развитие мышления и творческой активности детей.
 В данной программе реализованы следующие дидактические  принципы:
1) принцип деятельности обеспечивает всестороннее развитие детей;
2)принцип комфортности обеспечивает нормальное психофизиологическое состояние детей;
3)принцип минимакса обеспечивает индивидуальный путь развития каждого ребенка;
4)принцип непрерывности обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения.
 С целью развития логического мышления на наглядном материале, воспитания интереса к предмету и процессу обучения в целом, курс «Игралочка»  дополнен блоком игровых  занимательных задач для дошкольников, которые активизируют мыслительную деятельность ребенка, учат детей  планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках  результата, проявляя при этом  творчество. Опираясь  на существенные признаки предметов, дети разгадывают загадки и учатся составлять их с помощью педагога.
В образовательную деятельность включена  практическая работа с палочками и геометрическими фигурами. Работа с палочками представляет  группу задач на составление заданной  фигуры из определенного количества палочек, задачи на изменение фигур,  для решения которых надо убрать указанное количество палочек и задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений способствуют развитию у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, выработке практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию и замыслу. Они учатся  умению решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения, ограничивать количество проб за счет обдумывания хода поисков, догадки.
        В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения.                                                                                       Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-6; 6-7 лет.                          Срок реализации программы:2раза в  неделю, 36 занятий в год.
Формы занятий:
  •  занятие - является основной формой работы с детьми, продолжительность которого  20 минут. В занятие включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют расслабиться;
  •  Беседа;
  • дидактическая  игра;
  • самостоятельная работа
  • интегрированные занятия
 
Форма проведения итогов
 
  • Собеседование
  • Вопросник по программе
  • Математическая викторина
  • Математический праздник
  • Открытое занятие
 
2.Содержание учебного курса «Игралочка» .
Общие понятия.
 Свойства предметов:  цвет форма, размер, материал и др.  Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
 Совокупности предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей. Установление равночисленности  двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство совокупностей.
Соединение совокупности в одно целое (сложение). Удаление части совокупности (вычитание). Взаимосвязь между частью и целым. Величины и их  измерение.
 Числовой отрезок.
Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Числа и операции над ними.
Количественный и порядковый счет в пределах 10. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название и последовательность от 1 до 10. Использование различных анализаторов  при счете. Наглядное изображение однозначных чисел  совокупностями предметов, костями домино, точками на числовом отрезке. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Наглядное  изображение  сложения и вычитание чисел, их графическая интерпретация.
 Пространственно  временные представления
Уточнение отношений: на - над- под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху- снизу, выше - ниже, шире- уже, длиннее- короче, толще- тоньше, раньше -  позже, позавчера – вчера-сегодня- завтра –послезавтра. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
 
Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Развитие  представлений о геометрических  понятиях: точка, прямая, луч, отрезок, ломаная, многоугольник, представление о равных фигурах.
 Сформировать представления об измерении объема (вместимости), с помощью мерки.
3.Задачи 1-го года обучения
Формирование представлений о числе и количестве
- Знакомить с образованием чисел второго пятка. Учить количественному счету в пределах 10. Продолжать учить порядковому счету в пределах 10.
- Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 > 5, а 5 < 6) на наглядной основе.
 - Знакомить со знаками больше, меньше (>; <), равно (=), плюс (+).
- Учить понимать отношение рядом стоящих чисел ( 5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1).
- Знакомить с составом числа из единиц в пределах 5 (на конкретном материале: 5 – это 1,1,1, и еще 1).
- Использовать различные анализаторы при счете.
- Знакомство с цифрами от 1 до 5.
- Знакомить с составом числа из двух меньших на числах до 5 и составлять из двух меньших большее число.
- На занятиях и в самостоятельной деятельности совершенствовать представления о числах первого десятка.
Формирование представлений о величине
- Учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.
- Объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними.
- Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
- Учить определять на глаз величину предметов: длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже образца и равные ему.
- Дать представление о частях целого: половина.
Развитие представлений о форме.
- Знакомить с четырехугольниками: прямоугольник, квадрат. Учить узнавать и называть их. Учить узнавать в окружающих предметов форму знакомых геометрических фигур (круга, треугольника, четырехугольника).
- Знакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
- Знакомить со структурными элементами геометрических фигур: вершины, углы, стороны.
- Учить классифицировать геометрические фигуры.
- Учить самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по величине, форме с целью разносторонней характеристике; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны.
- Использовать в речи следующие слова: размер, цвет, форма, фигура, вне, внутри, некоторые, все.
- Называть все свойства, присущие и неприсущие объектам ( не красная, не квадратная)
Развитие пространственной ориентировки.
- Закреплять и расширять пространственные представления: слева, права, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
- Учить ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине).
- Знакомить с тетрадью в клетку.
- Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку (от, до, над, под).
 - Учить выполнять последовательно игровые и практические действия с ориентировкой на символ.
- Учить воспроизводить предлагаемые графические образцы.
 
4.Задачи 2-го года обучения
Формирование представления о числе и количестве
- Учить счету в пределах 10-ти в прямом и обратном порядке.
- Совершенствовать навыки счета в пределах 10-ти.
- Учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число (используя от 6 до 10).
- Знакомить с цифрами…, от 6 до 10.
- Познакомить с монетами достоинством 1,2,3,5 и 10 копеек.
- Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
- Учить пользоваться знаками действий с цифрами: +, -, =.
- Учить сложению и вычитанию чисел (приемы считывания и отсчитывания по 1, по 2) при решении арифметических задач, примеров.
- Совершенствовать представление о равенстве или неравенстве между числами, о способах их сравнения. Способствовать пониманию отношений между последовательными числами в пределах десяти. ( 7 меньше 8 на 1, но больше 6 на 1).
Развитие представлений о величине.
- Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки.
- Учить делить круг, квадрат на 2, 4 равные части, сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше части, а часть меньше целого.
- Учить делить целое на 3, 4, 5, 6 и более частей, чем на большее количество частей делится целое, тем меньше каждая часть и наоборот.
- Познакомить со способами сравнения объектов по величине ( длина, объем) с помощью условной меры, использовать их при решении практических и проблемно – познавательных ситуаций.
- Создать условия для классификации и сериации предметов по величине. Способствовать усвоению терминов, выражающих степень и относительность признаков величины.
- Знакомить с общепринятыми единицами измерения различных величин: сантиметр, метр.
Развитие представлений о форме
- Дать представление о многоугольниках. Расширять представление о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат и прямоугольник), их признаках (вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур. Знакомить с геометрическими фигурами: конус, пирамида, параллелепипед.
- Учить составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.
-Знакомить с геометрическими понятиями: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой).
- Знакомить с соотношением сторон, внутренней и внешней областью фигуры; с пересечением линии, фигур.
- Знакомить с горизонтальной, вертикальной, осевой симметрией.
- Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Учить пользоваться линейкой, трафаретом.
- Способствовать обогащению словаря при определении и описании формы предметов окружающего мира.
Развитие ориентировки во времени.
- Расширять представления о последовательности дней недели.
- Учить называть месяцы года, формировать представление об определении времени по часам. Показывать на примере жизненных ситуаций продолжительность временных отрезков.
- Учить понимать отношение во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год. Уточнять отношения: вчера, сегодня, завтра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.Тематическое планирование курса    «Игралочка»  (5-6лет). Всего 36ч.
Месяц № п.п Тема Кол-во занятий
Сентябрь 1. Мы научимся считать. Диагностика 1
2. Вкусные и полезные. 1
3. Много, мало и один. 1
4. Полотенца для девочек и мальчиков 1
Октябрь 5. Листопад 1
6. Куда пойдешь и что найдешь? 1
7. Овощной магазин 1
8. Клумба с цветами 1
Ноябрь 9. Белочкины запасы 1
10. Прогулка по саду 1
11. Физкультурное занятие 1
12. Мы едем на автобусе 1
Декабрь 13. Куда плывет рыбка? 1
14. Леопольд на рыбалке 1
15. Магазин посуды 1
16. Сидя за столом 1
Январь 17. Цветочная поляна 1
18. Жили-были Дед и Баба 1
19. Домики для зверей 1
20. Два жадных  медвежонка 1
Февраль 21. Тропинка Красной  шапочки 1
22. Мы рисуем Солнышко 1
23. Возле леса на опушке трое их - живет в избушке 1
24.  Путешествие на необитаемый остров 1
Март 25. Зимние дорожки 1
26. Наш гость-паровозик из  Ромашково 1
27. Строим железную дорогу 1
28. Путешествие по железной дороге 1
Апрель 29. Путешествие по числовому отрезку 1
30. Путешествие с лягушонком 1
31. Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать 1
32. Чем вы можете гордиться? Ну, конечно,  цифрой пять 1
Май 33. Мы едем на метро 1
34. Зайчики в гостях у белочек 1
35. На лесной полянке 1
36. «Прогулка» по улицам города в стране «Математика» 1
6.Тематическое планирование курса «Игралочка» (6-7 лет)
Тема № п.п Тема К- во занятий
Сентябрь 1. Диагностика. Путешествие в страну «Математики» 1
2. Найди такую же 1
3. День и ночь 1
4. Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять 1
Октябрь 5. Шестерка на замок похожа 1
6. Календарь – это цифра шесть 1
7. Какая дорожка длиннее? 1
8. Построй по росту 1
Ноябрь 9. Кто дальше прыгнет? 1
10. Сороконожки бежали по дорожке 1
11. Волк и семеро козлят 1
12. Братцев этих ровно семь… Каждую неделю кругом ходят 1
Декабрь 13. Камни и пух 1
14. Кто легче 1
15. Взвешиваем урожай 1
16. В магазине 1
Январь 17. У восьмерки два кольца, без начала и конца 1
18. К этой цифре ты привык, эта цифра – снеговик. 1
19. Восемь ног и восемь рук… Мастер в шелке – я паук 1
20. Праздник в  Простоквашино 1
Февраль 21. Огородники 1
22. Вот какая цифра есть – перевернутая шесть. 1
23. Девять – старшая акробатка 1
24. Ну-ка цифры, встаньте в ряд 1
Март 25. Строим домики 1
26. Зеркало 1
27. Цифра вроде буквы «О» 1
28. Круглый ноль – такой хорошенький, но не значит ничегошеньки 1
Апрель 29. Ноль встает за единицей – цифра 10 на странице 1
30. Разноцветные шары 1
31. Путешествие в страну «Геометрия» 1
32. Секретные значки 1
Май 33. Путешествие в страну «Математика» 1
34. Вот как много мы узнали 1
35-36. Давайте с математикой дружить, чтоб в мире чисел легче было жить. 1
Всего: 36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7.Календарно – тематический  план программы « Игралочка»
1-го и 2-го года обучения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8.Планируемые результаты
К концу 1 года обучения дети:
- сравнивают, группируют предметы по размеру, цвету, форме;
- понимают смысл обозначений: впереди – сзади; сверху – внизу; слева – справа; на, над – под; слов: утро, вечер, день, ночь;
- определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов: «больше – меньше, столько же»;
- решают доступные занимательные и игровые задачи;
-проявляют интерес, любопытство к познанию окружающего мира.
- различают части предметов, называют их характерные особенности (цвет, размер, назначение); устанавливают размерные отношения между 3-5 предметами;
- считают до 5, сравнивают количество предметов в группах на основе счета;
- различают и называют круг, квадрат, треугольник, шар, куб, различают части суток, правые и левые руки;
- решают задачи на сообразительность, рассуждают их решения.
 
 
К концу  2 года обучения дети:
-Устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находят части целого множества и целое по известным частям.
- Различают величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимают зависимость между величиной меры и числом.
- Делят предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивают целые предметы и его часть. Соотносят величину предметов и частей.
- Различают и  называют геометрические фигуры, проводят их сравнение (отрезок, угол, круг, овал, многоугольники, шар, куб).
- Воссоздают и видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм – большие.
- Сравнивают предметы по форме. Узнают знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентируются  в окружающем пространстве и на плоскости, называя местоположение.
- Определяют  временные отношения: день, неделя, месяц, время по часам, с точностью до одного часа.
- Называют монеты, достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
9. Диагностика усвоения программы  «Игралочка»  детьми 1-го года     (5-6 лет) и 2-го года  обучения (6-7 лет)
Приложение 1
  Фамилия, имя ребенка Количество и счет  
  Умение считать Знание цифр Умение соотносить цифру с количеством Умение отсчитывать Умение составлять Количественный и порядковый счет; отвечать на вопросы Умение  считать по порядку  
На единицу больше На единицу меньше Число из единиц  
Сколько Который  
1                      
2                      
3                      
 
 
    Величина Пространство Время
    Сравнение предметов по длине Умение различать Знание дней недели по порядку Умение различать
    Накладывает Прикладывает Раскладывает по порядку лево право вчера сегодня завтра
1                    
2                    
3                    
 
Количество и счет
Задачи. Выявить умения: считать в пределах 10, называла числа в прямом и обратном порядке; правильно пользоваться порядковыми числительными. Знать цифры от 0 до 9; понимать отношения между числами натурального ряда (7>6 на 1, а 6<7 на 1);уметь увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1 (в пределах 10); называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; составлять числа второго пятка из единиц; раскладывать число на 2 меньших (в пределах 10, на наглядной основе),составлять из двух меньших – большее число; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать простые задачи в одно действие на сложение и вычитание на наглядной основе; пользоваться знаками действий в цифровых выражениях: плюс (+), минус (-), равно (=).
Материал. Набор цифр. Знаки действий: плюс (+), минус (-), равно (=). Карточки с изображением различного  количества  предметов. Коробка с набором игрушек (10 матрешек, 7 машинок, 10 огурцов, 7 яблок) к заданиям № 16, №17, №18.
Задания
1. Я  начну считать, а ты продолжи: 8, 7….;  3, 4…
2. Покажи цифры: 7, 8, 3.
3. Перед ребенком располагают в ряд пять различных предметов. Предлагают назвать: первый и четвертый предмет слева, третий и пятый предмет справа.
4. Какое число больше 6 на 1? Какое число меньше 6 на 1?
5. Какое число больше (меньше) – 8 или 9? На сколько? Покажите цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на 1.
6. Назови соседей числа 5.
7. Я назову число, а ты назови предыдущее и последующие числа.
8. Я посчитаю от 1 до 10, а ты назовешь пропущенное число.
9. С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажите их.
10. Из скольких единиц состоит число 5?
11. Из скольких чисел можно составить число 7?
12. Я хлопну несколько раз в ладоши, а ты покажи карточку, на которой нарисовано столько же предметов.
13. Найди карточки с одинаковым количеством предметов.
14. Посмотри на карточку. Сколько на ней предметов?
15. Посмотри на карточки с различным количеством предметов и подбери к ним цифры.
16. Аня взяла семь матрешек, а Миша - две машинки. Сколько всего игрушек взяли Аня и Миша? Перед тем, как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают следующие задания: повтори условие задачи; повтори вопрос задачи; повторите вопрос задачи; расскажи, как ты будешь решать эту задачу.
17. У Максима было шесть огурцов,  два огурца он отдал Денису. Сколько огурцов осталось у Максима? Запиши решение задачи, используя знаки действий с цифрами.
18. Дети вылепили из пластилина несколько яблок. Одно из них положили в корзину, у них осталось 3 яблока. Сколько всего яблок вылепили дети?
Величина.
Задачи. Выявить умения: раскладывать предметы (до 10 ) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке; объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними; измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки; делить круг, квадрат на две и четыре равные части, сравнивать целое и часть.
Материал. Полоски бумаги разного цвета и размера (6 полосок различной длины, но одинаковой ширины: ширина полосок 1 см, длина 2см, 3 см, 4 см, 5 см, 6 см, 7 см; 6 полосок различной ширины, но одинаковой длины: длина полосок 7 см; ширина полосок 1 см, 1,5 см, 2 см, 2.5 см, 3 см, 3.5 см). Коробка, шарф, круг, квадрат. Условные мерки шириной 1 см, длиной 3 см,
 5 см.
Задания
1.На рисунке изображены мячи различной величины  и различного цвета. Ребенку предлагается  показать самый большой синий мяч, самый маленький мяч, самый маленький синий мяч, самый большой красный мяч. Показать синие мячи по порядку, начиная с самого большого.
 2.На рисунке изображены: дуб, сосна, рябина разной высоты. Ребенку предлагается выбрать, какое дерево выше: дуб или рябина, рябина или сосна? Какое дерево ниже: сосна или дуб? Назови и покажи самое высокое дерево, самое низкое.
3.Покзывают коробку среднего размера, расположенную горизонтально, и дают задания: покажи длину, ширину, высоту коробки. Затем поворачивают ее вертикально и предлагают те же задания.
4. Показывают полоски, различные по ширине, и предлагают разложить их в ряд вверх от самой узкой до самой широкой
5. Показывают полоски, различные по длине, и предлагают разложить их снизу вверх от самой длинной до самой короткой.
6. Покажи самую длинную, самую широкую, самую узкую, самую короткую полоску.
7. Показывают одну из полосок среди других и предлагают рассказать о ее величине по отношению к другим полоскам.
8. Показывают шарф и предлагают показать его длину и ширину.
9. Предлагают измерить длину и ширину шарфа с помощью условной мерки.
10. Сколько мерок уложилось по длине шарфа, по ширине?
11. Предлагают измерить длину и ширину шарфа с помощью с помощью мерки, меньшей по длине первоначальной. Почему в первый раз уложилось меньше мерок, чем во второй?
12. Раздели круг на две равные части.
13. Раздели квадрат на четыре равные части.
Геометрические фигуры
Задачи. Выявить представления о простейших геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, квадрате, треугольнике, круге, овале, многоугольнике) и некоторых  их свойствах. Проверить умение составлять из 2 – 4 фигур одну большую фигуру.
Материал. Набор из геометрических фигур разного цвета (красного, желтого, зеленого, синего) и разного размера (большие и маленькие).
Задания
1. Назови фигуры, которые ты видишь перед собой.
2. Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все вершины, углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника?
3. Найди и покажи все четырехугольники.
4. Найди и покажи все многоугольники.
5. Покажи шар, куб, цилиндр.
6. Покажи круг и овал. Чем круг отличается от овала?
7. Покажи все фигуры красного (желтого, синего, зеленого) цвета.
8. Покажи все маленькие (большие) фигуры.
9. Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета.
10. Найди и покажи большой синий квадрат.
11. Найди и покажи маленький красный круг.
12. Внимательно посмотри на рисунок и определи, из каких геометрических фигур составлен человек.
13. Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка.
14. Составь рыбку из пяти треугольников.
15. Из шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два квадрата.
16. Нарисуй квадрат со стороной в две клеточки. Пририсуй маленький квадрат так, чтобы получился один маленький и один большой квадрат (детям дается лист бумаги в клеточку).
Ориентировка в пространстве
Задачи. Выявить умения: ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под, слева, справа, вверху, внизу, в середине); определять пространственное расположение предметов.
Материал. Лист бумаги в клеточку и карандаш,  различные предметы.
Задания
1. Возьми мячик в левую руку, а кубик в правую  руку.
2. Перед ребенком располагают предметы: машинку, матрешку, кубик. Предлагают ответить на вопросы: «Что находится справа от матрешки? Что находится слева от нее?»
3. Сложи из красного, зеленого и синего кубиков башню так, чтобы:
  • синий кубик был расположен выше зеленого, а красный выше синего;
  • красный кубик был расположен выше зеленого, а синий выше красного;
  • зеленый кубик был расположен ниже синего, а красный ниже зеленого;
  • зеленый кубик был расположен ниже красного, а синий ниже зеленого.
4. На столе лежат четыре карандаша разного цвета и длины. Расположите их в ряд по размеру так, чтобы слева был самый длинный, а справа самый короткий. Какого цвета карандаш лежит левее всех? Рядом с ним? Расположен  правее других? Какого цвета карандаш лежит между синим и красным?
5. Ребенку дается полоска из семи клеток, отсчитай на полоске:
  • снизу вверх две клеточки и третью закрась желтым карандашом;
  • от желтой клеточки отступи вниз через одну клеточку и закрась ее голубым карандашом;
  • закрась оранжевым карандашом клетку, находящуюся над желтой клеткой;
  • зеленым карандашом закрась клетку так, чтобы желтая клетка оказалась между зеленой и оранжевой;
  • закрась красным карандашом верхнюю клетку;
  • закрась фиолетовым карандашом вторую клетку сверху;
  • закрась синим карандашом пятую клетку снизу
  • скажи, клетки какого цвета оказались между голубой и фиолетовой;
  • скажи, клетки какого цвета находятся между красной и желтой.
6. Покажи верхнюю сторону листа.
7. Найди середину нижней стороны листа.
8. Найди середину листа. Поставь точку.
9. От исходной точки проведи линию вниз – на 2 клетки, вправо – на 2 клетки, вниз – на 2 клетки, вправо – на 1 клетку, вверх – на 4 клетки, влево – на 1 клетку, вниз – на 1 клетку, влево – на 1 клетку, вверх на 1 клетку, влево - на 1 клетку. Какую цифру ты нарисовал? Под этой цифрой нарисуй такое же количество прямоугольников.
 
 
Ориентировка во времени
Задачи. Выявить представления о различных временных отрезках ( сутки, неделя, месяц, год); знания временных эталонов ( минута, час) и степень развития чувства времени-длительности временных интервалов.
Задания
1.Сколько частей в сутках?
2.Какая часть суток следует за утром?  Какая  предшествует вечеру?
3.Какой сегодня день недели?
4.Какой день недели был вчера?
5.Какой день недели будет завтра?
6.Сколько дней в неделе?
7.Назови дни недели по порядку?
8.Назови день недели между понедельником и средой?
9.Назови дни недели между вторником и пятницей?
10. Сколько месяцев в году?
11.Назови месяцы года по порядку?
12.Какой месяц идет после января, марта, июня?
13.Какие дела ты можешь успеть сделать за одну минуту?
14. Я скажу, когда минута начнется, а ты хлопнешь в ладоши, когда она закончится?
15.Что длится дольше: пять минут или один час?
 
 
 
 
 
Приложение 2
Диагностика усвоения программы « Игралочка» детьми 2-го года обучения
Оценка результатов диагностики развития математических представлений у детей 2-го года обучения (6-
Разделы
программы
Уровни
 
Высокий Средний Ниже среднего
Количество и счет 16-18 13-15 10-12
Величина 11-13 8-10 5-7
Геометрические фигуры 14-16 11-13 8-10
Ориентировка в пространстве 7-9 4-6 2-4
Ориентировка во времени 13-15 10-12 7-9
Итого 61-71 46-56 32-42
 
Выполнение ребенком заданий оценивается в баллах:
0 – ребенок не справился с  заданиями;
0,5-ребенок справился с зданиями с помощью педагога;
1 – ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;
 
 
 
 
 
«Что? Где? Когда?»
(математическая викторина)
Материалы. Юла; конверты с заданиями; два ватманских листа бумаги, на которых точками изображен жираф (возле каждой точки цифра); призы; табло, где будет выставляться счет; два комплекта геометрических фигур игры «Танграм»; музыкальное сопровождение.
Ход викторины
Викторина проводится в зале. В центре зала два стола. Один разделен на секторы. В каждом секторе – конверт с заданиями. Посередине стола – юла с всадником.
Дети заранее разделены на две команды: играющих и зрителей. Они под музыку входят в зал и занимают свои места. Играющие садятся за стол с юлой, зрители – за свободный стол (они следят за правильностью ответов). Ведущий представляет капитанов команд и знакомит с правилами игры.
Детям показывают приз, который будет разыгрываться. Ведущий предлагает капитану команды покрутить юлу. Зачитывается задание того сектора, на котором остановится всадник:
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады
(кот)
- Не спешите с ответом. Соберите меня из геометрических фигур. И тогда все узнают, кто я. Три минуты на размышление.
Дети совещаются за каждым столом, а потом собирают ответ из геометрических фигур. На табло высвечивается счет. Снова звучит музыка, вращается юла.
- В двенадцать часов ночи шел снег. Может ли в это время через несколько дней светит солнце? Три минуты на размышление.
Дети совещаются. Капитаны определяют, кто будет отвечать на вопрос.
На табло высвечивается счет. Вращается юла. Объявляется музыкальная пауза. После музыкальной паузы снова вращается юла, зачитывается задание:
- Отгадайте про меня загадку:
Я высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питаюсь листьями –
Листья деревьев.
(Жираф)
Соединив точки на листе, можете проверить, догадались вы, кто я, или нет.
Каждая команда соединяет точки на своем листе. После того как ответ получен, дети выясняют, у кого что получилось.
 На табло новый счет.
Детям показывают приз. Капитан вращает юлу. Звучит музыка. Вносится «черный ящик». В нем лежит бревно.
- Сколько бревен получится, если его распилить в четырех местах? (пять)
Дается три минуты на размышление. Дети обеих команд обсуждают ответ. Капитаны определяют, кто будет давать ответ.
На табло высвечивается счет.
Объявляется музыкальная пауза. Командам предлагают встать вокруг корзины с мячами. По сигналу участники игры берут по одному мячу и пытаются забросить их в корзину, которая находится на некотором расстоянии. Каждый заброшенный мяч засчитывается как очко.
Дети занимают свои места.
Вращается юла. Звучит музыка.
- Одно яйцо варится три минуты.  Сколько времени варятся три яйца?
Дается три минуты на обсуждение. Каждая команда обсуждает вопрос. Капитан решает, кто будет отвечать.
На табло счет. Детям показывают новый приз. Вращается юла. Звучит музыка.
- Можно ли в решете воду принести? (Можно, когда она замерзнет.)Три минуты на размышление.
Дети совещаются, потом один из них дает ответ.
На табло высвечивается счет. Ведущий объявляет результат викторины.
Дети благодарят друг друга за игру и под музыку уходят из зала.
 
«Путешествие по островам»
(Сценарий математического праздника)
Материалы. Большой легкий куб, на четырех гранях которого кружки в количестве от 1 до 4, на пятой грани – нота (музыкальная пауза), на шестой грани – слово «приз»; поднос с наборами больших цифр от 1 до 5; 2 одинаковые шкатулки – в одной ежик, в другой крокодил; 2 конверта с набором геометрических фигур, разрезанных на 6 частей (в одном конверте – квадрат, в другом – прямоугольник); картинки, изображающие острова; 3 набора разновеликих геометрических фигур (разница – 1 см); табло для фиксации баллов; магнитофон; призы для каждой команды; шары для украшения зала.
 
Ход праздника
Дети делятся на три команды: в двух командах одинаковое количество участников; в третью входят дети с более низким уровнем знаний (это обусловлено степенью сложности заданий).
Команды заранее выбирают названия и изготавливают эмблемы для каждого участника. Например: первая команда – «Кузнечики»; вторая команда – «Светлячки»; третья команда «Дракончики».
Ведущий. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю в увлекательное путешествие! Отправимся на удивительные острова, которые, называютя «Отвечай-ка». В путь! (Звучит музыка».) Первый остров на нашем пути – «Рассуждай-ка».
«Кузнечики» и «Светлячки» располагаются на первом острове, а «Дракончики» садятся на заранее приготовленные стулья.
Ведущий. Сначала я хочу вас с правилами игры. Узнать, сколько баллов можно получить за правильный ответ, нам помогут «Дракончики». (Подходит к детям с подносом, на котором лежат перевернутые карточки с изображением цифр от 1 до 5). Каждый из вас возьмет с подноса одну карточку. Тот, у которого окажется самое большое число, - будет бросать куб. Выпавшее на кубе число – оценка данного задания. Я буду задавать вопросы, а «Кузнечики» и «Светлячки» обсудят вопрос, после чего один из участников (по выбору команды) даст ответ. Сначала будет отвечать одна команда, затем - другая. Когда будет задан второй вопрос, первой даст ответ вторая команда.
Итак, игра начинается.
- Один ослик нес пять килограмм сахара, а другой – пять килограмм ваты. У кого поклажа тяжелее?
Если обе команды ответили верно, обе получают баллы, если обе ответили неверно, обе не получают ничего.
- Второй вопрос. Гусь весит два килограмма, сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
Подводится итог первого задания. Фиксируются баллы команд.
Ведущий. А теперь отправимся на следующий остров. Как мы будем до него добираться? (ответы детей.) Мы прибыли на остров «Умей-ка». Смотрите: в конвертах фигуры, из которых нужно собрать одну большую геометрическую фигуру и рассказать о ней все, что вы знаете.
 Звучит тихая музыка. Дети приступают к выполнению задания. Ведущий подходит к команде «Дракончики».
Ведущий. У меня в шкатулках спрятаны призы, но прежде чем вы их получите, отгадайте загадки, и узнаете, что же спрятано.
По реке плывет бревно,
Ох и злющее она!
Тем, кто в речку угодил,
Нас откусит…
(крокодил)
 
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(еж)
 
Дети получают игрушки.
Затем первые две команды показывают, какие фигуры у них получились, и рассказывают об этих фигурах. Например: «У нас получится четырехугольник, который называется квадратом. У него четыре стороны одной длины».
Командам начисляются балы.
Ведущий. Путешествие продолжается – нас ждет остров «Расставляй-ка». Как мы доберемся до него? (ответы детей.) На этих подносах лежат фигуры, все они разного размера. Каждый из нас возьмет по одной фигуре, а затем вы построитесь так, чтобы на одном фланге оказалась самая маленькая фигура, а на другом – самая большая, а все остальные между ними.
Дети выполняют задание.
Ведущий. Вперед! К новым испытаниям! Нас ждет последний остров – «Отвечай-ка». Будьте внимательны! Я буду задавать вопросы поочередно каждой команде. За каждый правильный ответ команда получит один балл. Отвечать нужно быстро и только одним словом – «да» или «нет».
В пустом стакане есть орехи? Снег идет летом? Понедельник после вторника? Суп едят вилкой? Кошка боится мышку? Ноябрь – осенний месяц? Дерево выше, чем куст? Морковь бывает синяя? Мама старше бабушки? Берлога медведя на ветке?
Вопросы должны задаваться быстро. Ответы не обсуждают. Ведущий вместе с гостями ведет подсчет баллов.
Ведущий. А сейчас мы узнаем, какая команда набрала баллов и победила.
Звучат  фанфары. Объявляется победитель. Награждаются все три команды, но победитель получает более значимый приз – игры, лото и т.д.
Примечание. Если выпадает грань, помеченная ноткой, дети танцуют.
Если выпадает грань «приз» - команда получает приз (один на всех – книги, игрушки для группы).
 
 
Интегрированные занятия   с использование «Лего -мазаики»
Занятие 1.Светофор
Задачи.  Расширять знания о работе светофора; закреплять умение составлять целый предмет из геометрических фигур, называть отдельные части, классифицировать предмет по значению; обогащать словарь.
Материал
Для детей: карточка (плата), геометрическая мозаика.
Предварительная работа
Предложите родителям понаблюдать вместе с ребенком за работой светофор во время возвращения из детского сада или в выходные дни. Проведите беседу о правилах дорожного движения.
Описание
 Воспитатель. Отгадайте загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.
Что это? Правильно, это светофор. Вы с родителями наблюдали за работой светофора, когда гуляли по городу или ездили на машине. Сложите один из светофоров из геометрических фигур, которые вам понравятся.
В процессе работы детей уточняет название геометрических фигур, которые они использовали для использования светофора.
По завершении работы предлагают детям на один стол положить светофоры для пешеходов, на другой – для водителей автомобилей.
Вопросы детям
- Чем походи и чем отличаются светофоры?
- Где могут стоять светофоры? (на перекрестках.)
- Какие правила должен знать пешеход?
- Где должны ходить пешеходы? (по тротуарам и пешеходным дорожкам.)
- Каких больше светофоров: висящих или стоящих?
- Где еще можно увидеть светофоры? (В метро, в аэропорту, на железной дороге.) Для кого установлены семафоры в метро, в аэропорту, на железной дороге и т.д.? (машинистов, пилотов, вагоновожатых и т.д.)
- Что означает каждый цвет светофора?
В свободное время можно провести игру «Кто быстро и правильно ответит на вопрос».
Ребенок, ответивший на вопрос правильно, получает фант. Побеждает тот, кто получит больше фантов.
Дети образуют круг. В центре воспитатель с мячом. Тот, кто получает мяч от воспитателя, выполняет задание.
Вопросы:
- Где должны ходить пешеходы?
- Что такое перекресток?
- Где пешеходы могут переходить улицу?
- Какие сигналы светофора вы знаете?
- Что означает красный цвет?
- Где можно кататься на велосипеде?
 
«Овощная ярмарка»
Задачи
Закреплять названия геометрических фигур, временных отрезков, месяцев года; умение составлять целое из отдельных частей; устанавливать последовательность разных событий (что было, что стало); знания о том, что целое больше, чем часть.
Материал
Для воспитателя: мультимедийный  проектор, видеоряд «Приметы осени»; фонограмма звуков «Ярмарка».
Для детей: плата (картинка), геометрическая мозаика, натуральные чистые овощи в корзине: редиска, репа, морковка, помидор, огурец, лук, свекла, картошка. На шпажке маленькие кусочки овощей (кроме лука).
 
Предварительная работа
Разучивание загадок
Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый.
А  рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
Круглая, а не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С  хвостиком, а не мышь. ( Репа)
 
Расту в земле, на грядке я,
Красивая  и сладкая. (Морковь)
Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные да крупные
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени  краснеют. (Помидоры)
 
Лоскуток на лоскутке-
Зеленые заплатки,
Целый день  на животе
Нежится  на грядке. (Капуста)
 
 
Сто одежек
И все без застежек.
Кто его раздевает-
Слезы  проливает. (Лук)
 
 
Наши поросятки
Выросли на грядке.
К солнышку бочком,
Хвостики  крючком.
Эти  поросятки
Играют с  нами  в прятки. ( Огурцы)
 
 
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, крепка, сладка на вкус.
Узнали  вы, кто я? (Свекла)
Описание
Воспитатель  задает детям вопросы.
- Какое сейчас время года?  Какое было?  Какое будет?
- Назовите осенние месяцы. Какой месяц сейчас? Какой будет?
- Что происходит осенью в природе?
На экране видеоряд- приметы осени.
- Наступила осень. Созрели овощи и фрукты. Люди привозят выращенную на огороде продукцию на ярмарку. Туда съезжается много народа, чтобы купить  овощи и фрукты и заготовить их на зиму. Выложите  любой овощ из геометрических фигур.
 В процессе выполнения задания педагог уточняет у детей, какие овощи они делают, какой формы.
По завершении работы предлагает детям положить свои платы на общий стол: дети сравнят овощи, найдут сходство и различия, объяснят, почему этот овощ имеет такую окраску.
Вопросы детям:
-Сколько овощей всего сделали?
-Сколько красных овощей?
- Сколько круглых?
-Сколько длинных?
- Кто может рассказать о своем овоще?
 
 
 
« Отгадай овощ»
По сигналу они начинают передавать овощи по кругу. Воспитатель говорит:
«Стоп!» Движение овощей прекращается. Каждый ребенок должен на ощупь определить, что у него в руках. Загадывается загадка про овощ. Тот, у кого в руках отгадка, выходит  из круга, показывает и называет овощ. Выйдя из круга, дети образуют ряд с овощами в руках.
Вопросы:
- Морковка которая по счету?
- Выйдет овощ, который между репкой и картошкой.
- Какой овощ перед редиской?
По завершении игры  овощи возвращаются в корзину.
 
« Угадай по вкусу»
Дети закрывают глаза и открывают рот. Взрослый дает им попробовать кусочек овоща ( кроме лука). Дети должны по вкусу определить и назвать овощ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10.Список использованной литературы:
 
1.Петерсон Л. Г., Холина Н.П. « Раз – ступенька, два – ступенька..,»
«Практический курс математики для дошкольников»
Методические рекомендации. М.: «Ювента», 2013 г.
2. Петерсон Л.Г.,  Холина Н.П. «Раз – ступенька, два ступенька…»
Математика для детей 6 -7 лет. Часть 1., 2. М.: «Ювента», 2006 г.
3. Новикова В.П. « Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми
5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
4.Столяр А.А. «Давайте поиграем». Математические игры для детей
 5-6 лет. М., 1991г.
5.Комарова Т.С., Соломенникова О.А. « Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу»  Академия развития г.Ярославль 2006 г.
6.Новикова В.П. « Математика в детском саду» Сценарии занятий с детьми 6-7 лет.- М.: Мозаика- Синтез, 2015г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мониторинг итоговых результатов
 освоения детьми программного материала
Мониторинг направлен на выявление элементарных математических представлений у детей 6-7 лет (в конце учебного года).
Методика 1 – умение считать.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку посчитать до 20.
Методика 2 – знание цифр.
Материал. Набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (16, 13, 12, 19)
Методика 3 – знание о количественном составе числа из единиц пределах 5, умение различать количественный и порядковый счет.
Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, свекла.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка, который по счету помидор; просит посчитать по порядку.
Методика 4 – умение соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. «Математический набор»
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать 12 кружков, а потом обозначить это количество цифрами.
Методика 5 – выявление умения увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материал. «Математический набор».
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. Следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на 1.
Методика 6 – умение решать задачи на сложение и вычитание.
Материал. « Математический набор»
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку придумать задачу, записать ее с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.
Методика 7 – умение измерять с помощью линейки.
Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку определить длину отрезка с помощью линейки.
Методика 8 – умение считать по заданной мере.
Материал. Миска с крупой, чайная ложка.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку из двух ложек крупы. Следующее задание: «Отложи рядом еще три такие же кучки крупы».
Методика 9 – знания о геометрических фигурах.
Материал. Набор геометрических разной формы и величины (круги, квадраты, прямоугольники и т.д.)
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат но столе.
Методика 10 – умение ориентироваться в пространстве.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает  ребенку сказать, что находится слева от него, а что справа.
Методика 11 – знание о днях недели и месяцах.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку: а) назвать все дни недели по порядку; б) назвать сегодняшний день недели; в) сказать, какой будет завтра; г) сказать, какой сейчас месяц; д) сказать, какой среди названных месяцев – зимний: май, декабрь, апрель, а какой летний: сентябрь, июль, февраль.
Оценка результатов Оценка результатов диагностики развития математических представлений у детей 2-го года обучения (6-7 лет)
 
Разделы
программы
Уровни
 
Высокий Средний Ниже среднего
Количество и счет 16-18 13-15 10-12
Величина 11-13 8-10 5-7
Геометрические фигуры 14-16 11-13 8-10
Ориентировка в пространстве 7-9 4-6 2-4
Ориентировка во времени 13-15 10-12 7-9
Итого 61-71 46-56 32-42
За каждое выполненное задание ребенок получал:
  • 1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечать на вопросы.
  • 0.5 балла – ребенок справляется с заданиями с помощью педагога;
  • 0 баллов – ребенок не справился с заданиями.
10.Список использованной литературы:
1..Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Академия развития г.Ярославль,2006
2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми
5-6 лет. -М.: Мозаика-Синтез, 2015
3.Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 6-7 лет.- М.: Мозаика - Синтез, 2015
4.Петерсон Л. Г., Холина Н.П.  Раз – ступенька, два – ступенька..,
Практический курс математики для дошкольников
Методические рекомендации. М.: -Ювента, 2013
5. Петерсон Л.Г.,  Холина Н.П. Раз – ступенька, два ступенька…
Математика для детей 6 -7 лет. Часть 1., 2. М.: Ювента, 2006
6.Столяр А.А. Давайте поиграем. Математические игры для детей
 5-6 лет. М., 1991
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мониторинг промежуточных результатов освоения детьми программного материала
Методика 1. Выявление умения считать.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку посчитать до 10.
Методика 2. Выявление знания цифр.
Материал. Набор цифр, лежащих в произвольном порядке.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут.
Методика 3. Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.
Методика 4. Выявление умения отсчитывать количество на единицу больше или меньше.
Материал. По 10 елочек и грибов.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку отсчитать елочек на одну больше, чем грибов (4), после чего дает задание отсчитать грибов на один меньше, чем елочек (7).
Методика 5.Выявление умений составлять число из единиц и различить количественный и порядковый счет.
Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковка, картошка,огурец.
Инструкция к проведению .Воспитатель предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа, которая морковка по счету; посчитать овощи по порядку.
Методика 6. Выявление умения сравнивать две группы предметов.
Материал. Перед ребенком 5 больших матрешек и 5 маленьких, расставленных по кругу.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Каких игрушек больше?»
Методика 7.Выявление умений сравнивать предметы по длине.
Материал. Перед детьми 5 полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками по длине 0,5см)
Методика 8. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Два красных круга и один красный треугольник; два зеленых квадрата и один зеленый прямоугольник; три желтых прямоугольника и два желтых треугольника разной формы. По одному  синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку следующие вопросы и задания: сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколько красных фигур? Назови зеленые фигуры.
Методика 9. Выявление умения ориентироваться в пространстве (слева, справа).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что находится слева от него.
Методика 10. Выявление знаний о днях недели.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.
Оценка результатов
  • 1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечать на вопросы.
  • 0.5 балла – ребенок справляется с заданиями с помощью педагога;
  • 0 баллов – ребенок не справился с заданиями.
 
 

Комментарии (0)

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ