С нами 17170 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Людмила Плаксина, (на сайте с 19.10.2016 г.)
Был(а) на сайте 7 лет назад
Рейтинг: 0.5/5
1 001
просмотр
3
комментария
7 645
место в рейтинге
Личные данные
Фамилия Плаксина
Имя Людмила
Отчество Васильевна
Дата рождения 5.1.1958 г.
Пол Женский
Гражданство РФ
Место жительства г. Москва, ул. Лукинская, д. 7, кв. 52
Контактный телефон 8-903-776-61-26
Место работы ГБОУ ДПО ЦВПГВ
Юридический адрес 105425, г. Москва, ул. 5-я Парковая, д. 51
Образование Высшее
Специализация Физика и математика
Трудовой стаж 30 лет
Педагогический стаж 17 лет
Учебная нагрузка Не указано
Квалификационная категория Первая
Дата присвоения категории 27.09.2011 г.
Дата начала ведения портфолио 19.10.2016 г.
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Основное Ярославский ордена Трудового Красного Знамени педагогический институт им. К.Д. Ушинскогоо
Год окончания: 1982
Уровень образования: Высшее
1547835579.pdf
Физика и математика
Учитель физики и математики
Трудовой и педагогический стаж работы
Организация Должность Период
1 ГБОУ города Москвы Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования ныне - ГБОУ ДПО ЦВПГВ C 24.04.2009
и продолжаю работать
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Организация допризывной подготовки и преподавание учебной дисциплины "ОБЖ" в условиях ГОУ СПО
ГБОУ города Москвы Московский центр физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 12.12.2013 г.... Удостоверение
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Съезд Общества русской словесности
Общество русской словесности
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Федеральный
0 26.05.2016 г.... Сертификат участника
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Всероссийский форум "Воспитание детей - инвестиции в будущее!"
Российская Академия образования
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Федеральный
0 08.09.2016 г.... Сертификат участника
Аттестационный лист
Файл Описание
1 Аттестационный лист - это официальный документ, который содержит различные важные сведения про работника, которые добываются в период прохождения его аттестации.
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 1134441620.jpg Грамота директора ГБОУ ДПО ЦВПГВ Мельниченко И.И., 2015 г.
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 1055014692.jpeg Грамота ГБОУ ЦВПГВ Тарасиковой Марие за 2 место в городских соревнованиях месячника оборонной спортивно-массовой работы "Святое дело Родине служить", посвящённого Дню защитника Отечества. Номинация: "Лучший командир", февраль 2014 г.
2 892161179.jpeg Грамота ГБОУ ЦВПГВ Мережко Аксиние за 2 место в городских соревнованиях месячника оборонной спортивно-массовой работы "Святое дело Родине служить", посвящённого Дню защитника Отечества. Номинация: "Снарядение магазина к АК-74", февраль 2014 г.
3 977936342.jpeg Диплом ГБОУ ЦВПГВ команде военно-патриотического клуба "Трудовые резервы Москвы" ГБОУ МЦФВПГВ ОСПО за 1 место в конкурсе "Основы медицинских знаний" городских соревнований месячника оборонной спортивно-массовой работы "святое дело Родине служить", посвящённого Дню защитника Отечества, февраль 2013 г.
4 1354489475.jpeg Диплом ГБОУ ЦВПГВ команде военно-патриотического клуба "Трудовые резервы Москвы" ГБОУ МЦФВПГВ ОСПО за 3 место в конкурсе "Защитник Отечества" городских соревнований месячника оборонной спортивно-массовой работы "Святое дело Родине служить", посвящённого Дню защитника Отечества, февраль 2013 г.
Методическая деятельность (текст)
Принимала участие в составлении информационного сборника "Нормативно-правовые основы патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи". Сборник адресован руководителям образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений, преподавателям ОБЖ, организаторам внеклассной работы по патриотическому воспитанию и подготовке молодёжи к военной службе и предназначен для совершенствования работы по составлению и оформлению локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательных организациях.
Методическая деятельность (текст)
Принимала участие в написании методического сборника "Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации" (2016 г.)
Сборник предназанчен организаторам работы по патриотическому воспитанию в образовательных организациях: администрации, педагогическим работникам, воспитателям для использования в практической деятельности. Методичесий сборник содержит критерии и показатели эффективности работы педагогов по патриотическому воспитанию обучающихся. В нём даны методические рекомендации по определению уровней эффективности процесса патриотического воспитания, план анализа направлений этой деятельности и анкеты для изучения уровней сформированности патриотизма и гражданственности обучающихся.
Методическая деятельность (текст)
Положение
о проведении творческого конкурса
«Татьянин день – глазами студента»
 
1.  Общие положения.
1.1 Настоящее Положение о проведении творческого конкурса ««Татьянин день – глазами студента», посвященного Дню Российского студенчества (далее Конкурс), определяет порядок организации и проведения Конкурса, критерии отбора работ, состав участников, порядок награждения победителей и призеров.
1.2. Организатором конкурса является ГБОУ города Москвы Московский Центр Физического военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов среднего профессионального образования (далее Центр).
 
2. Цели и задачи.
2.1. Конкурс проводится с целью совершенствования форм культурно-досуговой деятельности  с использованием возможностей профессиональных образовательных организаций  в создании наиболее ярких, самобытных креативных проектов;
2.2. Использование возможностей культурно-досуговых мероприятий  для воспитания и развития личности студентов;
2.3. Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности  в свободное время, становление новых связей, развитие общения в среде студенческого сообщества, помощь в оценке собственной деятельности.
2.4. Сохранение и приумножение нравственных, культурных традиций студенческой молодежи.
 
Номинации конкурса:
- Лучший студенческий плакат
(рефераты, стенгазеты, плакаты, слоганы, плакат - открытки, плакат – карикатура, плакат - информационный).
Техника исполнения произвольная: акварель, гуашь, фотоколлаж, компьютерная графика и т.п. Слоган должен быть кратким и содержательным, выражать основную тему и сопровождаться рисунком.
 
- Лучшая видео работа –
Принимаются видеозаписи (или слайдфильмы), соответствующие заданной теме. Это может быть фоторепортаж в режиме реального времени, а также видеоролики постановочные, юмористические, музыкальные, анимационные с любыми возможностями визуального творчества (графика, анимационные объекты) из жизни и досуга студенческой молодежи, наиболее полно передающие событие. Работы должны сопровождаться  литературным комментарием.
 
- Лучший сценарий –
Сценарии сюжетно-игровых и конкурсно-игровых программ, включающие в себя подробное описание программы с полным приложением всех дополнительных ресурсов (описанием игр, загадок, конкурсов, капустников, песен и т.д.).
 
3. Срок и место проведения.
3.1. Конкурсные работы подаются до 1 марта 2014 года.
3.2. Итоги конкурса будут опубликованы 1 апреля 2014 года на сайте www.mcfpv.ru.
 
4. Участники Конкурса.
4.1. Участниками конкурса могут быть все желающие студенты и преподаватели  колледжей.
4.2. Приглашаются к участию, инициативные группы и индивидуальные участники.
 
5. Условия проведения.
5.1. Конкурсные работы должны соответствовать номинациям конкурса.
5.2. К конкурсу принимаются интересные и оригинальные, милые и трогательные работы, посвященные Дню студента.
5.3. Участник (или группы участников) могут принимать участие в нескольких номинациях Конкурса.
5.4. Конкурсные  работы предоставляется вместе с Заявкой (приложение №1).
5.5. Конкурсные работы без Заявки не принимаются.
 
6. Критерии оценки
Все конкурсные работы должны носить позитивный, жизнеутверждающий характер!
6.1. Лучший студенческий плакат
Смысловая емкость – от 5-10 баллов
Оригинальность мышления – от 5-10 баллов
Лаконичность, яркость и образность  – от 5-10 баллов
Оригинальность работы – от 5-10 баллов
 
Листовки и плакаты могут быть выполнены в любой технике, размер листовки: А-4, плаката: А-3.
 
6.2. Лучшая видеоработа
Точная передача события – от 5-10 баллов
Принцип «начало – развитие – кульминация – завершение» – от 5-10 баллов
Креативность – от 5-10 баллов
Звуковое оформление – от 5-10 баллов
 
Продолжительность фильма не более 3-5 минут. Видео- работы принимаются на DVD  в формате Avi, фотоработы - с расширением jpg, tif без сжатия.
 
6.3. Лучший сценарий
Актуальность – от 5-10 баллов
Полнота программы – от 5-10 баллов
Креативный подход – от 5-10 баллов
Нестандартных идей – от 5-10 баллов
 
Сценарий не должен превышать 5 страниц текста (шрифт: Times New Roman, кегль: 12, межстрочный интервал: 1, поля со всех сторон: 1,5.
 
Работы, не соответствующие тематике для участия в конкурсе, не допускаются.
7. Порядок проведения конкурса.
7.1. К  участию в конкурсе допускаются работы, предоставленные не позднее 1 марта 2014г.
7.2. Конкурсные работы вместе с заявкой необходимо представить в учебно-методический отдел Центра по адресу: ул. Академика Петровского, дом 10 - МЦФВПГВ или прислать на электронную почту: otdel-2013@yandex.ru с обязательной пометкой «Конкурс Татьянин день – глазами студента».
 
8. Определение победителей и награждение.
8.1. Определения победителей и призеров Конкурса возлагается на Жюри конкурса.
8.2. В состав Жюри конкурса входят представители Межрегионального центра кинодокументалистики, образовательных и социальных программ.
8.3. Победителем конкурса признается участник (или группы участников), который наберет наибольшее количество баллов.
8.4. Награждение победителей и призёров состоится на «Московском студенческом форуме достижений» (далее Форум). Дата проведения Форума будет объявлена позднее.
8.5. Победители награждаются памятными призами и грамотами.
8.6. Все участники конкурса получают сертификат участника. Сертификат оформляется на каждую заявку, вне зависимости от количества авторов.
8.7. Лучшие работы будут размещены на сайте Центра (www.mcfpv.ru.) и включены в видеофильм о студенческой жизни в профессиональных образовательных организациях города Москвы для демонстрации на Форуме.
 
Методическая деятельность (текст)
Программа дополнительного образования "КАПОЭРА"
Пояснительная записка
Программа изучения физической культуры на основе капоэйра имеет физкультурно-спортивную направленность. Она разработана в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании».
Актуальность.
Программа отвечает современным требованиям физического воспитания. В ней заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания в комплексе. В данной программе просматриваются основные принципы: последовательность, непрерывность, постепенное усложнение материала, учитывающие индивидуальные особенности, направленные на повышение двигательной активности и подготовленности посредством воспитания осознанных потребностей. Физическая культура может быть сформирована только в условиях определенной педагогической системы. Для каждой учебной темы тренеру-преподавателю рекомендуется подбирать соответствующие виды деятельности обучающихся, успешное выполнение которых рассматривается как критерий усвоения знаний.
Предлагаемая программа состоит из следующих блоков: теоретическая подготовка – основы знаний; практическая подготовка – общая физическая подготовка, специализация – специальная физическая подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.
Данная программа опирается на базовый уровень знаний по физической культуре и устойчивый интерес обучающихся к занятиям.
Отличительные особенности данной программы.
Данная программа отличается от стандартных программ по физической культуре тем, что она создана на основе курса обучения Бразильскому боевому искусству Капоэйра. Технические приемы, тактические действия и собственно все, что касается этого боевого искусства, содержат в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических возможностей и способностей. Специалисты подтверждают его уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания, для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, умения ориентироваться в окружающей действительности. Основной целью данной программы является всестороннее развитие, которое поможет ему в труде, но и во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также поможет в обретении жизненных интересов и стимулов для самосовершенствования.
 
Формы и режим занятий
Учебные занятия проводятся в спортивной форме, два раза в неделю по одному часу. Форма занятий – групповая.
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
  • разностороннее физическое развитие: развитие физической силы, гибкости, реакции, координации движений, скоростно-силовой выносливости;
  • снятие психологической нагрузки и снижение уровня агрессивности подростков;
  • формирование осанки и укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • общее оздоровление и укрепление иммунитета;
  • формирование и развитие морально-волевых качеств, сознательности, активной жизненной позиции;
  • обучение технике Капоэйра;
  • изучение истории, философии и традиций Капойэра;
  • создание условий для формирования полноценной личности и преодоления комплексов;
  • формирование оптимистичного, позитивного восприятия окружающего мира.
Процесс формирования знаний, умений и навыков тесно связан с задачей развития умственных и физических способностей, поэтому задача развития этих способностей является такой же важной, как и задача обучения.
В данной программе есть обязательные физические упражнения, которые должны освоить обучающиеся согласно «Временным требованиям к обязательному минимуму содержания основного общего образования» специальные упражнения и нормативы.
Качество учебного процесса зависит от правильности его планирования. Для этого необходимо составить годовой план распределения учебного материала, а на его основе составлять тренировочные планы.
Выполнение задач обучения зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, использования наглядных средств обучения и технических средств обучения.
Важное условие результативности обучения – точный показ разучиваемых движений, необходимое количество повторений упражнений не только на одном занятии, но и в системе уроков, в ходе урока необходимо вести систематический контроль над правильностью выполнения упражнений.
При организации занятий необходимо строго соблюдать правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в образовательной организации.
Данная учебная программа рассчитана на 2 года
В группы зачисляются желающие заниматься капоэйра и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. В первый год обучения приоритетным являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики капоэйра, ставится задача привлечения детей и подростков к систематическим занятиям капоэйра.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
  • укрепления здоровья, улучшение физического развития;
  • овладение основами техники выполнения физических упражнений;
  • приобретение разносторонней физической подготовленности на основе разносторонних занятий;
  • выявление задатков и способностей;
  • привитие стойкого интереса к занятиям капоэйра;
  • воспитание черт спортивного характера.
 
 
 
 
Уровень развития обучающихся,
посещающих секцию дополнительного образования «Капоэйра».
 
В результате освоения содержания программы учащиеся по окончании полного курса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Должны знать:
  • основы истории развития физической культуры в России;
  • особенности развития выбранного вида спорта (капоэйра);
  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности из развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
  • психофункциональные особенности собственного организма;
  • индивидуальные особенности способы контроля над развитием адаптивных свойств организма, укрепление здоровья и повышение физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи на занятиях.
 
Должны уметь:
  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации (капоэйра), использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  •  разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со сверстниками и  взрослыми, владеть культурой общения;
  •  соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
 
Демонстрировать:
Физические способности Физические упражнения Юноши Девушки
Скоростные Бег на 60 м с высокого старта с опорой на руку (сек) 9,2 10,2
Силовые Лазанье по канату на расстояние 6 м/с
Прыжок в длину с места (см)
Поднимание туловища из положения лежа на спине-руки за головой (количество раз)
9
 
 
120
 
30
9
 
 
110
 
20
Выносливость Кроссовый бег 2 км
 
 
 
8 мин 50 сек 10 мин 20 сек
Координация Последовательное выполнение пяти
 кувырков (сек)
Бросок малого мяча в стандартную мишень, м
7
 
 
10
9
 
 
8
 
Демонстрировать результаты изучения капоэйра
Результаты 1-го года обучения: группы начальной подготовки
Базовая техника: основные стойки и перемещения.
Джинга – перемещение на верхнем уровне;
Холе – вращательное перемещение на нижнем уровне;
Ау – базовый акробатический элемент колесо:
  • Ау-фешаду – закрытое колесо
  • Ау-аберту – открытое колесо
  • Ау-агуле – колесо с подготовительным движением к выполнению сальто назад
Понче – мостик;
Бананэйра – стойка на руках
 
 
 
Техника защиты
Эшкивас – уклоны, способы ухода от атаки:
  • Эшкива ди френч – уклон вперед вниз
  • Эшкива латерал – уклон в сторону
  • Эшкива партрайс – уклон назад
  • Негачива – присед вниз на одну ногу
  • Кокоринья – глубокий присед на обе ноги
 
Растяжка
  • Растяжка ног – шпагаты
  • Гибкость спины, корпуса в целом
 
Двигательные умения, навыки и способности
 
  • С максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 15 минут юноши и до 10 минут девушки;
  • после быстрого разбега с 13-15 шагов совершать прыжок в длину;
  • выполнять с 13-15 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
  • выполнять основное движение капоэйра – Джинга: непрерывное движение с треугольнообразной траекторией;
  • выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (юноши) и на разновысоких брусьях (девушки);
  • комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов;
  • выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов: кувырки вперед и назад, стойка на голове и руках, длинный кувырок (юноши), кувырок вперед и назад в полушпагат;
  • выполнять растяжку – шпагат;
  • осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники капоэйра.
  1. Гимнастика с элементами акробатики.
Основная направленность Уровень подготовки
 
На освоение строевых упражнений Выполнение команд «пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «полшага», «полный шаг»
На освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах.
На освоение общеразвивающих упражнений с предметами Юноши: с гантелями (1-3 кг)
Девушки: с обручами, палками.
На освоение и совершенствование висов и упоров Юноши: подъем переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе, махом назад соскок.
Девушки: махом одной толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь.
На освоение опорных прыжков Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину; высота 90-100 см)
Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 85-95 см)
На освоение акробатических упражнений Юноши: кувырок вперед в стойку на лопатках, стойка на голове с согнутыми ногами.
Девушки: кувырок назад в полушпагат.
На развитие координационных способностей Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков и вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря.
На развитие силовых способностей Гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями.
На развитие скоростно-силовых способностей Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча.
На развитие гибкости Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами.
На знания о физической культуре Значения гимнастических упражнений для развития координационных способностей, страховка и помощь во время занятий, обеспечение техники безопасности, упражнения для самостоятельной тренировки. История возникновения и забвения античных Олимпийских игр, возрождение Олимпийских игр  современности. Олимпийские принципы, традиции, правила, символика.
Вариативная часть
 
2.Программный материал по капоэйра
Основная направленность Уровень подготовки
На овладение техникой приемов Стойки, перемещения. Движения и положения туловища, рук и ног. Приемы борьбы за выгодное положение.
На развитие координационных способностей Упражнения по овладению и совершенствованию техники перемещений – джинга, бег с изменением направления, скорости, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки (макаку), акробатические упражнения. Ау (колесо).
На развитие силовых способностей и силовой выносливости Овладение движением Холе (переворот). Совершенствование различных видов колеса.
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты. Стойки игрока. Комбинация из освоенных элементов  техники передвижений.
На освоение техники игры Ведение игры в  высокой стойке, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника.
На освоение индивидуальной техники защиты Уклоны всем телом, передвижение на опережение.
Овладение эшкива (защита): диагональ, фронтал, латерау, кокоринья, резистенция.
На  закрепление техники  и развитие  координационных способностей Комбинация из освоенных элементов: джинга, эшкива, ау, холе, макаку, жуэляда.
На закрепление техники перемещений и развитие координационных способностей Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владение культурой движения.
На освоение тактики игры Тактика свободного боя. Позиционное нападение без изменений позиций, с изменением позиций. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях, нападение быстрым прорывом, взаимодействие двух игроков (атака, выход, зажита), взаимодействие двух игроков в нападении и защите.
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей Игра по упрощенным правилам капоэйра. игра и игровые задания.
На знания капоэйра Виды единоборств. Капоэйра. История вида. Правила поведения во время занятий. Три причины от которых зависит победа или поражение. Основные базовые принципы техники капоэйра. Гигиена спортсмена. Влияние занятий капоэйра на организм человека и развитие его координационных и кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах.
Самостоятельные занятия Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры.
 
На овладение организаторскими способностями Подготовка мест занятий, помощь товарищам в освоении программного материала.
 
Оборудование спортивное
  • основной комплект крепления спортивного оборудования;
  • комплект для занятий по общей физической подготовке;
  • тренажеры для воспитания и развития физических качеств.
Оборудование для контроля и оценки действий:
  • комплект для занятий гимнастикой;
  • комплект оборудования для занятий спортивными и подвижными играми.
Вспомогательное оборудование:
  • вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря.
Мебель и оборудование кабинета физической культуры:
  • модели
  • пособия печатные (схемы)
  • видеозаписи
  • кинофильмы
  • диски с записями для занятий
В тренировочном процессе используется следующее оборудование:
  • татами,
  • набивные мячи,
  • скакалки,
  • секундомер,
  • турник,
  • шведская стенка,
  • магнитофон.
 
Организационно-методические указания
В наши дни занятия капоэйра становятся невероятно популярными. Элементы капоэйра можно видеть в фильмах и музыкальных видеоклипах. Молодежные танцевальные направления “хип-хоп” и “брейк-данс” напрямую вышли из капоэйра. Заниматься капоэйра могут молодые и пожилые, мужчины, женщины и дети, а в некоторых случаях даже инвалиды.
Физическая сила, вес, рост, анатомические особенности строения тела не накладывают никаких ограничений. Вообще говоря, любой человек может за достаточно короткое время занятий капоэйра достичь заметного прогресса в своем духовном и физическом состоянии и получить достаточное удовлетворение от занятий, которые проходят в соответствии с индивидуальными особенностями подготовки учеников.
Поскольку капоэйра включает в себя множество различных движений, из них легко выбрать подходящие для каждого, вне зависимости от уровня физического развития. Это не противоречит ни технике, ни духу капоэйра. Следует также заметить, что большинство мастеров капоэйра не были изначально одарены ни большой физической силой, ни врожденной координацией движений. Все эти качества они сумели в себе развить благодаря упорным и многолетним тренировкам.
Капоэйра – это не только вид бразильской борьбы, но и сложная дыхательная, физическая и акробатическая система с элементами танца и игры на музыкальных инструментах. Она позволяет ребенку в самом раннем возрасте совершенствоваться не только физически, но и интеллектуально. В процессе подготовки капоэйристов происходит гармоничное развитие всех систем человека. Во время тренировок все мышцы получают необходимую нагрузку, что ведет к формированию полноценно развитого человека. Занятия капоэйра позволяют ребенку развить чувство дистанции, ритма, физическую силу и гибкость, наблюдательность и хорошую координацию движений. Капоэйра является также воспитательной программой: здесь ребенок проявляет свою индивидуальность, сознавая при этом, что он - часть коллектива, привыкает с уважением относиться к старшим и сверстникам, формирует в себе позитивное отношение к окружающему миру.
Для полноценной подготовки учеников занятие, как правило, делится на несколько составных частей:
  • общая физическая подготовка (ОФП),
  • растяжка:
    • растяжка ног (шпагаты),
    • гибкость спины, корпуса в целом,
  • отработка базовой техники:
    • техника перемещений,
    • техника ударов,
    • техника защиты,
    • последовательности элементов;

Парная работа:

  • обусловленная парная работа,
  • свободная парная работа.
 
Учебно-тематический план
1 год обучения
Раздел Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Инструктаж 2 2 -
2 Теоретические сведения
- история возникновения капоэйра
- инструменты и музыка в капоэйра
- ранги и пояса в капоэйра
- базовые перемещения в положении стоя
- базовая техника ударов руками
- базовая техника ударов ногами
3
 
3
 
-
3 Практические занятия
Общая физическая подготовка
- гимнастика с элементами акробатики
- спортивные игры
21  
 
21
4 Техническая подготовка капоэйра
- базовые перемещения в положении стоя (жинга)
- нижняя стойка «негачива»
техника защиты «кокоринья», эшкивы,
- перемещение внизу через негачиву «Холе»
- ударная техника «понтейра»
- удары ногой «Миалуа ди френч», «Бенсу», «Бенсу пуладу», «Миалуа ди компасу»
- удар головой «Кабесада»
- удар коленом «Жуэляда»
Маховое круговое движение ногой «Кешада»
26 2
 
24
 
5 Тактическая подготовка капоэйра
- базовые принципы капоэйра
- стойки
- ритм движения
- зоны атаки
- защита
- базовые принципы работы в парах
- основные ритмы жогу
- финты
22 2 20
6 Методическая подготовка
  • стили капоэйра
1   1
7 Контрольные упражнения
(тесты, замеры)
3   3
8 Всего часов: 80 11 69
Учебно-тематический план
2 год обучения
Раздел Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Инструктаж 2 2  
2 Теоретические сведения
- история развития капоэйра в 20 веке
- типы дыхания в капоэйра
4 4  
3 Практические занятия
Общая физическая подготовка
- гимнастика с элементами акробатики
- спортивные игры
10  
 
10
4 Техническая подготовка капоэйра
- базовые элементы перевернутых положений (стойки на руках и на голове)
- техника выполнения «Ау-фешаду»
- техника выполнения «Ау-аберту»
- техника выполнения «Ау-агуле»
- элемент «Бику де папагайу»
- выполнение элемента «Макаку»
- удары ногой «Армада», «Армада солту», «Мартелу латерал», «Мартелу пуладу»
30 4
 
26
5 Тактическая подготовка капоэйра
- Ритм движения
- базовые принципы работы в парах
- элемент маневренной обороны «Резистенция»
- защитные уходы «Эшкива»
- техника подсечек «Хаштейра»
- финты
32 4
 
28
 
6 Контрольные упражнения
(тесты, замеры)
4   4
7 Всего часов: 80 12 68
 
Первый блок базовых движений и положений тела.
Важно отметить, что на эти элементы следует обратить максимальное внимание, так как они являются фундаментом техники капоэйры.
1. Ginga (Жинга) Базовое перемещение, своего рода визитная карточка Капоэйры, отличающее ее от всех других боевых искусств. Это перемещение напоминает движение маятника. Одна нога ставится в сторону, другая отводится назад. Затем задняя нога возвращается на место (т. е. отставляется в сторону), а вторую ногу отводят назад и т. д. Схематично, это перемещение очень простое и на первый взгляд довольно предсказуемое - что является уязвимым моментом для ведения боя. Однако, такая схема сохраняется лишь на начальном этапе, и со временем, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого капоэриста, жинга значительно изменяется и преображается, превращаясь в непредсказуемый танец.
2. Negativa (Негачива) Базовая форма Капоэйры на полу, т.е. в положение сидя. При этом одна нога вытянута, одноименная рука касается пола, а вторая рука расположена на уровне головы. Негачива является органичным дополнением жинги, и так же непредсказуема. Уходя вниз, капоэрист заставляет противника думать, что он уязвим, и тем самым расслабляет его внимание. Но существует множество ударов и бросковых приемов из этого, внешне неудобного положения.
3. Role (Холе) Это вращательное перемещение позволяет быстро менять уровень движений снизу вверх. Из негачивы производится разворот всего тела в сторону вытянутой ноги с последующим выходом в положение жинга. Используя холе, можно приблизится, либо удалиться от противника. При выполнении холе, следует сконцентрировать внимание на визуальном контроле за оппонентом, т.к. какой-то промежуток времени вы развернуты к нему спиной.
4. Cocorinha (Кокоринья) В этом положении сидя вес равномерно распределен на две стопы, руки скрещены над головой, либо одна рука над головой, вторая касается земли. Кокоринья предназначена для ухода от горизонтального удара, но при этом делается небольшой подскок вперед, чтобы приблизится к противнику.
5. Esquiva (Эшкива) Это произвольный и очень интуитивный способ ухода от атаки противника, который заключается в простом убирании головы и корпуса с линии атаки.
Второй блок базовых элементов связан с изучением перевернутых положений - стойки на руках и на голове. Основным элементом является "ау", что в переводе на русский язык - колесо. Через "ау" начинающий капоэйрист учится находить баланс при переходе сверху вниз. Изучение должным образом ау - это один из первых шагов, заставляющий чувствовать капоэйриста комфортно в неловких положениях, которые часто возникают в роде. Ау - это эффективный способ приближения или удаления от противника, которое делает движение капоэйриста непредсказуемыми. Существует огромное количество элементов типа Ау. Вот некоторые из них.
1. Au-fechado. (Ау-фешаду) Закрытое колесо, когда ноги согнуты в коленях и невысоко поднимаются над землей. Такое положение ног не позволяет противнику произвести атаку, так как он может наткнуться на вашу выставленную ногу.
2. Au-aberto. (Ау-аберту) Открытое колесо. Ноги выпрямлены. В этом положении у противника может сложится впечатление в вашей беззащитности. Но на самом деле это впечатление обманчиво. Из ау-аберту можно нанести сокрушающий удар ногами сверху вниз.
3. Au-agulha. (Ау-агуле) Это колесо выполняется очень быстро. В этом положении в верхней точке выпрямленные ноги соединяются вместе и резко опускаются вниз. Приземление производится с разворотом корпуса в сторону, противоположную начальному движению. Ау-агуле является подготовительным движением для выполнения сальто назад.
4. Au-dobrao. (Ау-дубрау) Этот элемент отличается от ау-агуле тем, что приземление происходит с разворотом корпуса в сторону движения.
5. Bico de papаgaio. (Бику де папагайу) В буквальном переводе "клюв попугая". Начальная фаза этого элемента соответствует ау-аберту, но земли касается только одна рука, а ноги делают резкое маховое движение в противоположные стороны. Внешне это выглядит как шпагат на одной руке. После выполнения этого элемента капоэйрист возвращается в исходное положение, не делая колесо.
6. Macaco. (Макаку) Из положения кокориньа производится выпрыгивание назад с прогибом спины и опорой на одну (две) руки. При выполнении этого элемента необходимо держать ноги вместе, следя за тем, чтобы "макаку" не переходила в ау. Этот элемент предназначен для атаки противника, который находится за спиной.
В третьем блоке представлены движения атаки и ударов ногами. Внешне ударная техника ног в капоэйре схожа с ударной техникой многих других боевых искусств. Но характерной особенностью всех элементов капоэйры является выполнение этой техники их движений жинга. Все ударные элементы могут наноситься в различные части тела.
1. Cabeсada. (Кабесада) Удар головой. Очень часто используется в роде. Предназначен для атаки противника, находящегося в любом открытом положении. Как правило, наносится либо в голову, либо в корпус.
2. Joelhada. (Жуэляда) Удар коленом. Часто используется как контратака против кабесады. 3. Ponteira. (Понтейра) Маховое движение ногой снизу вверх. Ударной частью в этом движении служит пятка. Обычно наносится в уровень головы.
4. Bencao. (Бенсу) Прямой удар пяткой вперед. В отличие от пантейра, это не маховое движение, а толчковое.
5. Bencao-pulado (Бенсу пуладу) Бенсу с одновременным прыжком вперед. Это движение предназначено для атаки на длинной дистанции.
6. Queixada. (Кешада) Маховое круговое движение ногой в фронтальной плоскости. Ударной поверхностью в этом ударе является внешняя часть стопы. Часто этот удар наносится с подшагом.
7. Meia-lua de frente. (Миалуйа ди френче) Маховое круговое движение ногой во фронтальной плоскости. Ударной поверхностью является внутренняя часть стопы. Этот удар, так же как и кешада, часто наносится с подшагом.
8. Meia-lua de compasso. (Миалуйа ди компасу) Удар ногой с разворотом корпуса на 360 градусов и с опорой на руки. Ударная нога в этом движении проходит параллельно земле. Очень часто миалуйа ди компасу используется во время контратаки.
9. Armada. (Армада) Удар ногой с разворотом корпуса на 360 градусов, при этом тело остается в вертикальном положении.
10. Armada solto. (Армада солту) Армада, выполняемая в прыжке. Обычно наносится в голову.
11. Martelo lateral. (Мартелу латерал) Боковой удар с выносом бедра и с последующем резким движением голенью. Ударной частью является голеностоп.
12. Martelo pulado. (Мартелу пуладу) Мартелу в прыжке с разворотом на 360 градусов.
13. Martelo de frente. (Мартелу де френче) Мартелу с наклоном корпуса, при этом руки опираются на землю. Это движение всегда делается с проносом ударной ноги.
14. Chapa de frente (Щапа ди френче) Прямой удар всей поверхностью стопы. Как и бенсу, это толчковое движение, но выполняется с небольшим разворотом опорной ноги и вкручиванием бедра. Благодаря этому ударная нога приобретает качество штопора.
15. Chapa pulado ( Щапа пуладу) Щапа в прыжке с разворотом корпуса на 360 градусов. Предназначено для атаки на длинной дистанции.
Терминология
  • Рода - круг, состоящий из поющих людей. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки.
  • Жога - букв. "игра" - поединок капоэйристов.
  • Беримбау - древний музыкальный инструмент. Визуально напоминает лук, где в качестве тетивы используется металлическая струна; резонатором служит полая тыква (кабаса).
  • Пандэйро - бубен.
  • Атабаке - барабан.
  • Стойки - в капоэйра очень низкие, ноги широко расставлены, бойцы все время перемещаются с помощью танцевальных движений (джинги). В капоэйра руки часто используются для опоры, после чего ногой (или обеими ногами) наносят удар, делают подсечку или прыжок.
  • Зона атаки - основные зоны атаки (уровни) в капоэйре две: крайний нижний уровень (различные зацепы и подбивы ног противника) и верхний уровень (удары ногами в голову).
  • Защита - в капоэйре защита осуществляется за счет поворотов и уклонов, основанных на вращении. Используемые изредка блоки не жесткие, а проводящие удар противника за счет опять-таки вращательного движения. Имеется также раздел работы с холодным оружием.
  • Джинга - основное движение капоэйры - покачивание, шаг. Это не только основное движение в капоэйра и не просто танец, это связующее звено в каскаде движений - это суть и основа капоэйра, её лицо. Она индивидуальна для каждого капоэйриста, как и движение рук при ее исполнении, она развивается вместе с ним. Главное не забывать, что это движение танец, но от этого оно не становится менее опасным. Это смертоносный танец.
  • Негачива - наиболее часто используемая защита в капоэйра. Негачива - один из базовых элементов смены уровня жогу и перевода ее вниз. Негачива капоэйра Ангола отличается максимальной приземленностью, тогда как в капоэйра Режионал игрок принимает положение, выглядящее менее расслабленным, чем “полулежачая” Негачива анголеруш. При выполнении этого движения капоэйрист уходит вниз и опирается на три точки: носок, пятку и руку.
  • Холе - выполняется из Негативы вращательным движением тела в сторону выпрямленной ноги. Основное преимущество холе - это то, что вы достаточно быстро переходите из нижнего положения в верхнее и при этом можете нанести противнику практически любую атаку или контратаку. Холе - в переводе означает “переворот” или “перекат” - один из базовых элементов быстрой смены уровня жогу. Это эффективный прием разрыва дистанции и один из способов быстрого приближения к противнику, а также один из элементов защиты - с помощью ухода с линии атаки.
  • - колесо, в капоэйра есть множество вариантов ау и оно используется как при атаке, так и при защите. Ау - это большой помощник в случае, если возникает сложная ситуация в жогу и вы не знаете, что делать. Aу одно из наиболее непредсказуемых, эффективных и эффектных движений в капоэйра. Ау - это важнейший компонент подготовки капоэйриста, позволяющий ему контролировать динамическое равновесие, то есть находить устойчивое положение при выполнении любых универсальных движений - наполовину боевых, наполовину акробатических.
  • Эшкива - защитные уходы капоэйриста, полностью не овладев которыми, невозможно добиться сколько-нибудь приличного уровня в жогу или же чувствовать себя уверенным и защищенным в реальном бою. Эшкива - это отклонение корпуса и головы с линии атаки.
  • Кокоринья - глубокий присед, исполняемый капоэйристом при уклонении от ударов ногой по верхнему уровню, ударов с выпадом, проникающих ударов и других ударов руками и ногами по среднему и верхнему уровням. Как правило, этот прием выполняется с сокращением дистанции между обороняющимся и атакующим - то есть с шагом вперед или даже небольшим прыжком по направлению к противнику. Уходя от удара, капоэйрист садится на корточки.
  • Резистенция - “сопротивление” - элемент маневренной обороны в ближнем бою, используемый в том случае, если противнику удалось разорвать дистанцию. Резистенция выполняется без шага (подскока или прыжка) вперед, при этом вес тела распределяется неравномерно.
  • Миа луэ ди компасу - (букв. циркуль - полумесяц). Мощное круговое движение прямой ноги с опорой на руку (руки). Ударная поверхность - внешняя часть стопы или пятка. Этот удар, известный также как Рабо дэ арайя - “хвост ската”, - выполняется в двух вариантах: с разворотом корпуса на 360° и из негачивы.
  • Армада - это группа сильных, непредсказуемых и чрезвычайно опасных ударов с разворотом на 360 градусов, таких как Армада дупла, Армада дэ коста, Армада дэ мартела, Армада дэ солтаду.
  • Кешада - обычно удар по верхнему уровню, преимущественно в голову, точнее, в челюсть. Выполняется, как правило, двумя способами.
    Первый вариант Кешада, проводится передней ногой. Капоэйрист начинает движение из исходного положения, вынося вперед и вверх ударную переднюю ногу, с одновременным разворотом на носке задней ноги, поворотом корпуса и нанесением удара в голову. Дополнительную мощь удару придают вращательное движение тела и эффект разгибания ударной ноги в колене.
    Второй вариант Кешада наносится сзади стоящей ногой. Атакующий переносит вес тела на слегка согнутую в колене переднюю ногу и наносит удар маховым движением задней ноги, резко распрямляя ее в колене и придавая дополнительную силу удару небольшим отклонением корпуса назад.
  • Мартэло - один из наиболее универсальных и взрывных ударов капоэйра, который может выполняться с наклоном корпуса, с разворотом, с шагом и прыжке. Мартэло в переводе на русский язык означает молот. Особую мощь Мартэло придают вращательное движение тела и момент разгибания ударной ноги в колене, а взрывной эффект обеспечивается характерным движением рук в момент нанесения удара.
  • Бенсау - прямой удар ногой в технике капоэйра. Бенсау выполняется с шагом по направлению к противнику, причем удар наносится строго по центру, в воображаемую вертикальную ось тела противника. Сложение мощностей - инерционной, динамической и центробежной - придают Бенсау большую силу.
  • Тезора - один из самых важных и основных элементов, встречающихся в капоэйра, в основном во всех видах захвата, с помощью ног. Существует множество вариантов использования техники Тезора. Классический вариант, это когда оба капоэйриста в результате оказываются на полу. Техника Тезора является основным условием для проведения бросков. Тело здесь должно быть максимально параллельно полу для придания большего усилия действию. Обычно Тезора является техникой ближнего боя и выполняется на соответствующей дистанции.
  • Хаштейра - техника подсечек или сметающих ударов капоэйра. Хаштейра значит “срезать траву”, это типичный элемент бразильского боевого искусства. Из нижнего положения по оси корпус закручивается для выполнения подсечки. Атакующая нога должна быть напряжена, чтобы зацепить ногу противника и не получить травму самому. Как правило капоэйрист выполняет Хаштейру против Армада или любого другого мощного кругового удара ногой.
  • Кабесада - удар головой. Наносится, как правило, в корпус или в голову. Кабесада - это атакующее движение и сложность его исполнения в том, что надо поймать противника в момент, когда он раскрыт.
  • Жуэляда - удар коленом. Очень мощная и эффективная техника ближнего боя. Методов ее использования немало, но в основном это удар вперед и сбоку.
  • Вингачива - элемент бросковой техники капоэйра, который может использоваться как при контратаке с земли, так и из Джинги.
 

Инструкция по технике безопасности
при проведении учебно-тренировочных занятий по «Капоэйре»
 
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. К занятиям спортивными и подвижными играми допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья
1.2. При проведении занятий необходимо соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы тренировки и отдыха, правила личной гигиены
1.3. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падении на мокром, скользком полу или площадке
1.4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю
1.5. Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой или босиком.
1.6. Обучающиеся должны соблюдать правила пожарной безопасности.
1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
 
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ
2.1. Надеть спортивную форму.
2.2. Дождаться тренера.
2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
2.4. Провести разминку.
2.5. Тщательно проветрить спортзал.
 
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде тренера-преподавателя.
3.2. Строго соблюдать правила проведения подвижной игры.
3.3. Избегать столкновения с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды тренера-преподавателя.
 
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом тренеру-преподавателю или администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю. Занятия продолжить только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.4. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, провести эвакуацию, при этом четко выполнять распоряжения тренера-преподавателя, исключив панику.
 
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
5.1. Снять спортивную обувь и спортивный костюм.
5.2. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки мылом.
5.3. Убрать спортивный инвентарь в отведенное для хранения место.
5.4. Провести влажную уборку и проветривание спортивного зала.
 
Список использованной литературы
  1. Антонова В.А. Возрастная анатомия и физиология. – М.: Высшее образование. – 2006.
  2. Обреумова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  3. Angelo A. Наследие Бимбы. Африканская философия и логика капоэйры. Изд.2-е, 1997.
  4. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., Дэниэл Досон, статья «Капоэйра Ангола и местре Жоао Гранди»
  5. Капоэйра Нестор. Маленькая книга о капоэйре.
  6. Статья КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ на idance.ru
  7. Капоэйра Ангола: сборник статей. М., Русаки, 2005., Статья «Капоэйра Ангола», Мартин де Моор.
  8. Рейша Максим. Капоэйра. Базовые техники. – М.: Вектор 2009
  9. Капоэйра – Главное – растяжка на сайте Health'snews.com
  10. Статья КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ на idance.ru
  11. Официальный сайт фильма «Mestre Bimba. A Capoeira Iluminada»
  12. Официальный сайт фильма «Besouro».


 
Методическая деятельность (текст)
Программа дополнительного образования "АЙКИДО""
 
Пояснительная записка
 
Программа «Айкидо» разработана на основе обязательного минимума содержания физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа ориентирована на детей от 5 до 8 лет и направлена на создание условий для развития физических качеств и индивидуальных особенностей обучающихся средствами айкидо.
Причинами создания этой программы явились: высокий интерес детей и к двигательной деятельности, возможность раскрытия физического потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий, а так же запрос родителей.
Срок реализации программы: 2 года.
 
Цели и задачи
Цели 
  • укрепление здоровья детей;
  • гармоничное физическое и умственное развитие средствами айкидо;
  • формирование  социально значимых качеств и свойств личности, развитие физических способностей.
Задачи
Развивать:
  • физические качества;
  • координацию движения;
  • ориентировку в пространстве;
          Воспитывать:
  • чувство ответственности;
  • коммуникативные способности (умение общаться со сверстниками и вести себя в коллективе);
  • психологическую устойчивость.
 
Актуальность занятия танцами
 
Айкидо – это боевое искусство, ориентированное на формирование гармоничной личности, совершенной как в физическом, так и в духовном отношении.
В отличие от чисто спортивных дисциплин, в философскую основу Айкидо вместо соперничества и соревновательного принципа заложена идея гармонии и предупреждения конфликтов. На занятиях Айкидо обучающиеся не стремятся к превосходству и победе над другими, их цель - это победа над самим собой, над собственными слабостями и недостатками.
В программе занятий Айкидо последовательно, шаг за шагом, в виде упражнений осваиваются навыки владения своим телом и контроль психики.
 
Помимо овладения техникой Айкидо, укрепления физического и психического здоровья, происходит также формирование морально-этических принципов, развитие общей культуры обучающихся.
Занятия айкидо развивают физические качества, силу, ловкость, координацию движений, вырабатывают правильную осанку, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т. д.) Айкидо обучает правилам поведения, спокойствию и культуре общения.
Актуальность программы состоит в том, что обучение технике айкидо строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка. Айкидо создаёт условия развития эмоционально-волевой сферы и основных познавательных процессов личности ребенка.
 
Форма и режим занятий
 
Учебный процесс предусматривает групповые и индивидуальные формы учебных занятий. Группы могут быть разнополыми и разновозрастными.
В группы начальной подготовки принимаются все желающие при наличии медицинской справки (основная и подготовительная медицинская группа).
На занятиях групп начальной подготовки айкидо осуществляется ознакомление и овладение обучающимися теоретическими знаниями, специальной физической подготовкой и базовой техникой айкидо.
Учебный материал включает в себя изучение стоек, основных позиций и перемещений (тайсабаки), кувырков и самостраховки, захваты, техники освобождения, атакующие действия и изучение техники правильного дыхания.
Кроме освоения техники айкидо занятия включают в себя общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости, координационных способностей, силы. Подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты и выносливости. Эстафеты и другие упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты.
Занятие по айкидо состоит из трех частей:
  • Вводная – построение, приветствие, разминка.
  • Основная – специальная физическая подготовка, тренировочные упражнения, направленные на повторение и закрепление пройденного и изучение нового материала.
  • Заключительная –  подвижные игры  и корригирующие упражнения.
Педагогом соблюдается определенная гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая состав группы, физические данные и возможности детей.
Продолжительность занятий:  60  минут в зависимости от возраста детей.
Количество занятий в неделю: 2 раза не более 1 учебного часа.
Итого: 80 часов в год (10 месяцев).
 
Методические приемы
 
Для успешного решения поставленных задач на занятиях айкидо используются педагогические принципы:
- принцип    доступности    и    индивидуальности    (учет   возрастных
  особенностей и  возможностей  ребенка,  индивидуальный  подход  к
  каждому  участнику);
- принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком
  все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и
  интенсивности нагрузок);
- принцип  систематичности  (непрерывность,  регулярность  занятий);
- игровой  принцип  (занятие  стоится  в  игровой форме);
- принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное
  отношение ребенка к своим действиям);
- принцип   повторяемости   материала   (повторение  вырабатываемых
  двигательных навыков);
- принцип  наглядности  (практический  показ  движений);
Ведущими методами обучения детей айкидо являются:
- наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
- объяснение методики исполнения движения;
Основные методы, применяемые при обучении:
- качественный показ;
- словесное (образное) объяснение;
- повторение.
Ожидаемые результаты
 
По истечении первого года обучения ребята должны знать технику безопасности, начальные знания по истории айкидо и демонстрировать овладение следующими техниками:
1.  Стойка.
2.  Перемещения: тэнкан, ирими тэнкан, тэнкай, цуги аси.
3. Кувырки и самостраховка: падение вперёд и назад из стойки, разворот из положения лёжа на животе в положение на спине с подъёмом в стойку, кувырки (укэми), из положения на коленях, вперёд, назад, сдвоенный, страховка, вперёд из стойки.
4. Демонстрируются захваты (одноимённыё, разноимённые, двумя руками).
5.  Удары (сёменути, ёкоменути).
6. Освобождения: освобождение от захвата за одноимённую руку     (икё ура), освобождение от захвата за одноимённую руку (рукопожатие санкё кайтен), освобождение от захвата за разноимённую руку (иккё ура), освобождение от захвата за две руки спереди (вариант с проходом под рукой), освобождение от захвата за кимоно спереди одной рукой (иккё ура), освобождение от захвата сзади за воротник одной рукой (вариант под рукой икё ура), освобождение от захвата сзади за пояс (иккё ура), освобождение от обхвата сзади за туловище двумя руками (вариант за ногу).
Все перемещения, кувырки, удары должны выполняться чётко и без ошибок.
По истечении второго года обучения ребята должны демонстрировать твёрдые знания предыдущего уровня + вновь усвоенный материал:
1. Стойка и перемещения: все.
2. Кувырки: все, выполняются из стойки.
3. Удары: те же + прямой удар в лицо.
4. Техники: пройденная программа + освобождение от захвата за одноимённую руку (иккё омотэ), освобождение от захвата за разноимённую руку (иккё омотэ), освобождение от захвата за две руки спереди (вариант «шаг в сторону»), освобождение от захвата за кимоно спереди двумя руками (омотэ иккё), освобождение от захвата сзади за воротник одной рукой ( вариант иккё ура), освобождение от обхвата сзади за туловище двумя руками (вариант за палец), защита от удара сверху (сёмен ути) в голову (иккё ура).Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся являются: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, выполнение контрольных нормативов по технической и специальной физической подготовке.
Учебно-тематический план
I год обучения
 
Темы занятий количество часов теория практика
1 Теоретическая подготовка 6    
1.1.  Вводный инструктаж по технике безопасности, правила поведения  
 
2 -
1.2.  Гигиенические знания и навыки   2
 
-
1.3.  История возникновения айкидо   2 -
2 Общая физическая подготовка Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости   - 38
Специальная физическая
подготовка
развитие скоростно-силовых способностей и быстроты
 
     
Техническая подготовка
 
  - 34
3 изучение базовых элементов техники, а также на постепенное развитие физических и морально-волевых качеств.      
Основы базовой техники
 (кихон-доса).
Основные позиции.
Основные передвижения
     
4 Итоговые занятия  / сдача зачёта   - 2
  Итого: 80 6 74
 
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей укрепление здоровья, общее физическое развитие занимающихся, укрепление костно-связочного аппарата, развития мышечной системы и укрепление мышц, несущих основную нагрузку, развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, общей и специальной выносливости, координацию движений, улучшения функционирования сердечно-сосудистой системы.
Средства и упражнения общей физической подготовки должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и во все периоды тренировки.
Подбор, содержание и дозировка упражнений зависят от уровня физического развития занимающихся, задач тренировочного периода, уровня физической подготовленности, возраста занимающихся и наличия материальной базы.
Средства и методы тренировки.
Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Подвижны игры направленные на развитие ловкости, быстроты и выносливости. Эстафеты и другие упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
Содержание.
Основные строевые упражнения на месте и в движении.
Построения и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю.
Ходьба обычным шагом, с высоким поднятием колен, на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы. Ходьба в приседе, сочетание ходьбы с различными движениями рук. Бег обычный, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени, семенящий бег. Прыжки с места, спиной, боком с поворотом на 90-180 градусов в воздухе.
Упражнения с гимнастической палкой.
Наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях, маховые и круговые движения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание, переносы ног через палку, подбрасывание и ловля палки.
 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основная направленность.
На первом году обучения особенно необходимо заниматься различными физическими упражнениями. Подбирать упражнения надо таким образом, чтобы они содействовали и физическому развитию, и овладению техническими действиями. Упражнения, направленные на развитие выносливости, силы, координации движений должны также улучшать умение выполнять технические действия.
 
Содержание.
Упражнения на развитие силовых способностей.
Упражнения для укрепления различных групп мышц без отягощений (подтягивания, отжимания и т.п.).
Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей.
Разнообразные прыжки:
Прыжки на двух ногах с подтягиванием коленей к груди.
Прыжки на двух ногах из приседа.
Выполнение маэ-укэми, согласно правилам тестирования (Правила проведения тестирования в Айкидо для групп начальной подготовки).
Упражнения для развития гибкости.
Данный раздел является наиболее важным, поскольку выполнение движений с максимальной амплитудой предъявляет повышенные требования к подвижности позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов.
Наклоны с выпрямленными ногами, полушпагат и шпагат, опускание в мост из стойки с помощью.
Махи ногами (вперед, назад, в сторону).
Упражнения на развитие ловкости.
Общеразвивающие упражнения на согласованность движений, прыжки с разворотами, развитие ловкости подвижными играми.
Акробатические упражнения:
Кувырки вперед, назад, кувырок вперед через препятствие, переворот боком,
Упражнения на равновесие.
 
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основная направленность.
Техническая подготовка должна быть направлена на изучение базовых элементов техники, а также на постепенное развитие физических и морально-волевых качеств.
На начальном этапе отрабатывается правильность форм и координация движений. Ученик осваивает основные стойки и перемещения, базовые действия руками и ногами и работу корпуса. Вместе с этим надо развивать умение выполнять движения без излишнего напряжения. Свобода движений, расслабление неработающих мышц, экономит энергию, способствует быстроте движений и лучшему отдыху во время работы, помогает более совершенному выполнению техники движений.
Под понятием работа корпуса подразумевается система требований к различным частям тела в ходе выполнения упражнений.
Основа работы корпуса – правильная стойка и умение координировать действия руками и ногами. Для сохранения правильной стойки необходимо следить, чтобы коленные суставы не выходили за линию кончиков пальцев ног.
Ошибками начального периода являются погрешности в работе корпуса (туловище излишне наклонено, голова приподнята, таз оттянут назад), приподнятые плечи и т.п.
Ошибки подобного рода можно преодолеть за счет укрепления силы бедер и плеч, и увеличения подвижности суставов. По мере увеличения силы бедер и плеч появляется естественная расслабленность и свобода движений, т. е. исчезнут причины, порождающие ошибки.
За этот период должны произойти качественные изменения в уровне подготовки ученика. Он закладывает основу для дальнейшей технической подготовки, развивает терпение и настойчивость.
Содержание.
Основы базовой техники (кихон-доса).
Основные позиции.
Хидари ханми – левосторонняя стойка.
Миги ханми – правосторонняя стойка.
Сизэнтай – средняя позиция.
Сэйдза – пассивная позиция сидя на коленях.
Кидза – активная позиция сидя на коленях.
Тачи-вадза (ТВ) – позиция, при которой оба партнера стоят.
Сувари-вадза (СВ) – позиция, при которой оба партнера сидят в положении сэйдза или кидза.
ПСНК – активная позиция сидя на одном колене, правосторонняя или левосторонняя.
Основные передвижения.
Тэнкан – разворот на 180 градусов с шагом назад (без смены стойки).
Ирими-тэнкан – шаг с разворотом на 180 градусов со сменой стойки.
Сикко – перемещение на коленях.
Кокюхо – перемещение вперед назад с сохранением стойки с одновременным подъемом опусканием рук.
Маэ-укэми – особая форма выполнения переката вперед.
Усиро хантэн-укэми – особая форма выполнения переката назад.
Техники контроля (осаэ-вадза).
Иккё – техника выведения партнера из равновесия с последующим контролем особым способом воздействия на локоть и запястье руки  партнера.
Техники бросковые (нагэ-вадза).
Ирими-нагэ – бросок партнера с небольшим использованием физического усилия для исправления направления атаки.
Сихо-нагэ – бросок партнера с использованием воздействия на локтевой сустав.
Атакующие действия.
Косадори – одноименный захват.
Иккё-авасэтэ – позиция, при которой руки партнеров скрещены на уровне  высоты плеч и соприкасаются в области запястий.
Рётэдори – захват двумя руками за руки партнера.
Освоение правильного дыхания в сочетании с выполнением технических действий.
Учебно-тематический план
II год обучения
 
Темы занятий количество часов теория практика
1 Теоретическая подготовка
 
6    
1.1.  Вводный инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятии  
 
2 -
1.2.  Гигиенические знания и навыки   2
 
-
1.3.  История возникновения айкидо   2 -
2 Физическая подготовка
 
     
Общая физическая подготовка Передвижения в айкидо
Акробатика в айкидо
Захваты, передвижения в захвате
Выведение из равновесия
  - 30
Специальная физическая
подготовка
Элементы атакующей техники
Специализированные игровые
комплексы
     
3 Техническая подготовка
 
  - 42
уширо эри тори икьо
 
 
     
катате тори айханми икьо
 
     
уширо айханми оби икьо
 
     
катате тори айханми шихонаге
катате тори гьякуханми шихонаге
катате тори айханми котегаеши
     
4 Итоговые занятия,  сдача экзамена   - 2
  Итого: 80 6 74
 
Содержание программы второго года обучения.
 
Теоретическая подготовка
1.  Вводное занятие.
Краткий обзор развития айкидо с момента образования до современности.
Философские аспекты айкидо.
2. Гигиенические основы занятий
Гигиена тела, спортивная одежда, обувь.
Физиологические особенности ребенка.
Влияние единоборств на физическое развитие занимающихся.
1. Техническая подготовка
1.1. Основы техники и тактики в айкидо.
-  Понятие о технике в айкидо. Роль тактики в айкидо. Элементы тактики:  маневрирование, смена
стойки  и направлений в  передвижениях, выведение из равновесия, комбинации технических
действий.
1.2. Физическая подготовка айкидоки.
Понятие о всестороннем и гармоничном развитии  айкидоки. Общая характеристика способов
измерения основных физических качеств  айкидоки: силы, быстроты, ловкости, гибкости,
выносливости. Понятие об общей и специальной физической подготовке.
2. Практическая подготовка.
2.1.  Передвижения в айкидо
-тенкай
- тенкан
-ирими тенкан
-цуги аши
-связки в передвижениях
2.2. Акробатика айкидо
-Кувырки вперёд, назад, через правое и левое плечо.
-Колесо, рандат (обыкновенное, с помощью одной руки, вправо, влево.)
-Подъём с разгибом (с помощью рук и головы, одних рук.)
-Самостраховка (при падении на спину, на живот, на бок, из положения, стоя, седа и сидя)
2.3.  Техники айкидо
-уширо катате тори куби шиме кошинаге
-катате тори айханми никьо
-кактате тори айханми санкьо
- уширо катате тори куби шиме кошинаге
-маваши гири аши наге
-катате тори гьякуханми кайтен наге
4. ОФП.
- укрепление основных мышечных групп
- развитие ловкости
- развитие выносливости
- развитие гибкости
5. СФП
- развитие скорости реакции
- развитие скорости выполнения техник
- включение элементов джиу вадзы
5.1. Элементы атакующей техники
-  преимущественные захваты за кисть,  прямые  удары кулаком в область живота, головы  с партнером, удары ногами с партнером
5.2.Специализированные игровые комплексы
- регби на коленках
- салки
- эстафеты
Ожидаемые результаты
По истечению второго года обучения дети должны знать: порядок разминки, нормы личной гигиены, основы техники и тактики в соответствии с программным материалом.
Уметь:
самостоятельно выполнять разминку, выполнять элементы техники и  тактики в соответствии с программным материалом.
Методическое обеспечение программы

п/п
Раздел, тема Формы занятий Приемы и методы
  1.  
Вводные занятия
- гигиенические знания и навыки
- история возникновения айкидо
Теоретические занятия Беседа, лекции
  1.  
Физическая подготовка
- ОФП;
- СФП
Круговая тренировка Объяснение, демонстрация, показ,
обучающий контроль
  1.  
Техническая подготовка
- техника борьбы в стойке;
- техника борьбы в высоком партере;
- техника борьбы в низком партере;
- элементы атакующей техники;
- элементы  техники
защиты;
- элементы тактических действий.
Практическое занятие Объяснение, демонстрация, показ,
обучающий контроль
  1.  
Учебные схватки
 
Соревновательный Ситуационный метод
  1.  
Специализированные игровые комплексы Игровая Объяснение, игровой
 
 
 
 

Комментарии (3)

#1 Людмила Васильевна, мой + Вам. Удачи в оформлении портфолио. Приглашаю посетить мои странички.
Галина Борискина , дата: 31.10.2016 в 13:56  
#2 Людмила Васильевна, здравствуйте! С хорошим начинанием вас! Пусть все получится на 5+! Желаю плодотворной работы и приятного общения с новыми друзьями! Мой "+" в поддержку! Удачи вам!
Елена Маратовна Онищук, дата: 21.10.2016 в 12:03  
#3 Людмила Васильевна, здравствуйте! Приветствую Вас на сайте "УчПортфолио". Желаю творческих успехов во всем. Мой + в поддержку Вашего рейтинга.
Гульнара Айтуганова, дата: 19.10.2016 в 17:52  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ