С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
27
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
9
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Ирина Зарубина, (на сайте с 24.02.2013 г.)
Был(а) на сайте 7 лет назад
Рейтинг: 24.32/90
64 986
просмотров
150
комментариев
647
место в рейтинге
Личные данные
Фамилия Зарубина
Имя Ирина
Отчество Витальевна
Дата рождения 17.2.1964 г.
Пол Женский
Гражданство Российское
Место жительства Тюменская область
Контактный телефон Не указано
Место работы МАОУ Армизонская СОШ
Юридический адрес МАОУ Армизонская СОШ
Образование высшее
Специализация учитель физики и информатики
Трудовой стаж 25 лет
Педагогический стаж 16 лет
Учебная нагрузка 20 часов
Квалификационная категория первая
Дата присвоения категории март 2013 года
Дата начала ведения портфолио Не указано
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Педагогические основы работы с одарёнными детьми при изучении физики
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Школьный
90 2013 Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № 29.86 - 05 - 13
2 Информационная компетентность учителя в проектировании уроков
Всероссийская видеоконференция
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Федеральный
6 2013 Диплом серии Г № 31463/2013
3 Современные формы и средства обучения. Методика преподавания краткосрочных компьютерных курсов "
Региональный Применение пакета свободного программного обеспечения Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт информационных технологий Ай-Ти"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 2011 Удостоверение о прохождении курса краткосрочного повышения квалификации
4 Применение пакета свободного программного обеспечения
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт информационных технологий Ай-Ти"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 2009 Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации №120418
Участие в профессиональных конкурсах
Название конкурса Сроки Уровень проведения Результат
1 "Учитель года 2013" Февраль 2013 года Районный уровень Второе место
2 "Учитель года 2013" декабрь 2012 год Школьный уровень Второе место
Методическая работа (таблица)
Год Тема Место
1 2013 Исследования на уроках физики. Использование лаборатории Архимед. РМО учителей физики
2 2013 Электронное портфолио учителя. Тематический педсовет. Школа
3 2012 Создание личного сайта учителя. Тематический педсовет. Школа
4 2011 Работа с электронным дневником. Тематический семинар. Школа
5 2011 "Технология web - квест" Тематический семинар. Школа
Методическая деятельность (текст)

Интерес к учению появляется только тогда, 

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А.Сухомлинский.

Как учебный предмет физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно- технического прогресса, показывает гуманистическую сущность научных знаний. Каждый человек приобретает знания, умения и качества в  процессе своей собственной деятельности.

Схема воспитания у учащихся увлечения учебным предметом:

Любопытство →удивление →активная любознательность, стремление узнать →прочные знания →научный поиск.

На первой стадии-удивления и любопытства - у учеников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от необычного применения явления. Этот интерес гаснет и  быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. На первых уроках физики я демонстрирую  опыты с плавающим и тонущим яйцом, вращение крутого и сырого яйца, смешение семи цветов радуги, опыт с яйцом, вползающим в графин (особенно вызывает восторг у ребят и желание показать его дома) и т.д.

Но существуют следующие факторы, мешающие развитию творческой личности в условиях школы:

1.«Учитель учит ученика;

2.«Учиться – долг ученика»;

3.«Цель урока»; жесткое целеполагание противоречит принципам творческой деятельности;

4.«Повторяй за мной»; преимущественно репродуктивные способы деятельности, ориентация на не творческое подражание;

5.«Сиди прямо»; статическое положение в течение шести часов, мышечная усталость не физическому здоровью, не творчеству способствовать не могут;

6.«Разнообразие видов деятельности» на уроке традиционно считается его достоинством; смена «видов деятельности» на одном уроке – шесть раз, а на шестом уроке? – редкий ребенок при таком «деятельностном» режиме сохраняет внимание на пятом уроке и полон сил после шестого;

7.«Оценки за урок»; недостатком урока считается отсутствие оценок; оценочность и творчество – «две вещи несовместных»;

8.«Все. Звонок»; жесткая временная ограниченность урока никак не способствует развитию креативности.

Таким образом, при традиционной организации учебного процесса оказывается невозможным полнее развить творческий потенциал детей.

 Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены.

          Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность мышления, я использую следующие подходы к стимулированию и развитию креативности:

- обеспечение благоприятной атмосферы. Например, использование стихотворных форм развивает мышление, служит мотивом для работы.

Мир сложен

Он полон событий сомнений

И смелых догадок

Как чудо природы

Является гений

И в хаосе этом находит порядок.

- доброжелательность (доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление);

- обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами, стимулирование любознательности обучаемого (в этом помогает лаборатория «Архимед» имеющая большие возможности для исследований, различные мультимедийные продукты, анимации как созданные самостоятельно, так и взятые в сети Интернет и т.д.);

  • личный пример учителя в использовании творческого подхода к решению проблем (участие в конкурсах и конференциях )

 

Моё участие

 

Районный уровень

Конкурс «Мастерская мультимедийных продуктов» (победитель)

Областной уровень

Конкурс школьных сайтов. (Победа в номинации «Информационное наполнение школьного сайта»)

Конкурс фотографий «Сибирь волшебная страна» (участие)

Всесибирский конкурс фотографий "Сибирь - земля счастливых людей" (победа в номинации "Улыбка ребёнка"

 

Конкурс школьных web-страниц «Книги памяти»

Всероссийский уровень

Всероссийский конкурс «Школьный эфир» (участие)

II всероссийский конкурс «Топ слайд» (участие)

Всероссийский интернет - конкурс педагогического творчества (участие)

 

В естественнонаучном образовании можно использовать следующие  технологии: «метод проектов», «педагогические мастерские», «технология развития критического мышления», «технология модульного обучения», «коллективный способ обучения», «технология листов опорных сигналов», «парацентрическая технология обучения», «технология естественного обучения», «система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)»; новые информационные технологии обучения, технология образования в глобальной информационной сети.

 

В своей работе на уроках физики я использую следующие технологии: информационно – коммуникационные, исследовательские методы, проблемное обучение, игровые технологии, работа в парах и группах, , тестовые технологии и др.

Информационно – коммуникационные технологии используются при:

  1. изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  2. фронтальных демонстрациях и опытах, если их невозможно воспроизвести на уроке из-за отсутствия оборудования или опасности проведения.
  3. проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
  4. проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.
  5. проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
  6. решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Работая по этой технология, пришла к выводу, что использование информационных коммуникационных  технологий с применением электронных образовательных ресурсов делает преподавание более насыщенным, разнообразным, современным.  Например, в начале первого урока раздела «Магнетизм» показываю короткое видео с опытами над ферромагнитной жидкостью (Вопрос «Что это такое?»-возникает много гипотез), изучая силу Лоренца, мы смотрим завораживающий по своей красоте фильм о северном сиянии (вопрос «Почему?» порождает предположения и заставляет углубляться в процесс изучения явления).

В моем кабинете созданы условия для внедрения информационных технологий и использования электронных образовательных ресурсов: компьютер, оснащенный необходимыми программами, мультимедийный проектор, интерактивная приставка к экрану, система голосования, цифровой фотоаппарат, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Интернета.

Компьютер в моей системе работы – это и источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), и наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), и индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. Умеренно использую его на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Исследовательские методы.

Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что он предусматривает творчество в деятельности учащихся.

1 При подготовке к ГИА и ЕГЭ (используется комплект оборудования «Подготовка к ГИА)

2. Во внеурочной деятельности при выполнении исследовательских работ для научных конференций (лаборатория Архимед).

3. Элементы исследования в проведении лабораторных работ развивают учебные умения и навыки с учетом индивидуальных способностей учащихся достигать различные этапы творчества.

Проблемное обучение.

  претворение найденного принципа решения проблемы и его проверка.

Деятельность по использованию проблемных ситуаций на уроках:

  1.  при объяснении нового материала.
  2.  при использовании физического эксперимента.
  3.  при проведении фронтальной лабораторной работы
  4.  при использовании мысленного эксперимента.

 

Например вопросы “Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?” «Почему сырые дрова плохо нагревают дом?»,  «Почему птиц, сидящих на высоковольтных проводах, не убивает током?» и т.д. будут проблемными и вызывают необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность.

При изучении атмосферного давления в 7 классе хорошую проблемную ситуацию создает следующий занимательный опыт: сваренное вкрутую и очищенное яйцо, положенное на горлышко графина, втягивается внутрь его, если предварительно бросить в графин зажженную бумагу и быстро закрыть графин яйцом. Проблемная ситуация рождается в силу того, что яйцо втягивается в графин «само», якобы без внешнего воздействия.

В 10 классе при изучении электрического тока в различных средах использую рассказ об огнях святого Эльма:

Там волны с блесками и всплесками

Не прекращаемого  танца,

И там летит скачками резкими

Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,

Но, знак печали и несчастий,

Огни святого Эльма светятся,

Усеяв борт его и снасти.

Н.С. Гумилёв

Как объяснить возникновение огней святого Эльма на кораблях?

После изучения закона сохранения и превращения энергии, спрашиваю: «Почему сейчас не рассматриваются проекты вечных двигателей?» (предлагаю дома придумать свой вечный двигатель, представить его на уроке что бы ребята доказали его невозможность)

 

После обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что невозможна работа двигателя без затрат энергии.

Творческое мышление имеет три этапа: проблемная ситуация, с первоначальным её анализом и формулировкой проблемы; поиск пути решения проблемы;

Метод проектов:

Метод проектов используется для обобщения знаний и умений по изученной теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изобрести любое устройство, прибор или способ проведения какого-либо процесса; плакат, альбом, афишу, буклет, фото, мультимедийную презентацию и пр., отражающие самое существенное содержание темы.

 Например: ребята с удовольствием создают серию видеороликов «Физика на кухне» «Зимняя сказка» (о физических явлениях зимой) «Источники электрического тока своими руками»(о необычных источниках электрического тока) и т.д., снятых дома или на улице, на мобильные телефоны. В роликах звучат объяснения наблюдаемых явлений, в опытах не редко участвуют и родители.

Проекты использую краткосрочные и долгосрочные.

Практикую межпредметные долгосрочные проекты вместе с учителями химии и биологии, например: «Экология нашей школы» включает химическое исследование воздуха, уровень шума и освещения, влияние шума на сердцебиение. «Степень загрязнённости озёр нашего района», цель этого проекта определить самое чистое, с экологической точки зрение, озеро в нашем районе, так как раба из этих озёр, играет важную роль в экономике нашего края.

Так же использую в своей практике создание web – квестов. Если в классе большинство ребят уверенные пользователи -  web – квест для них увлекательное занятие, сочетающее интернет -технологии и обучение.

Будущий профессионал любой отрасли профессии, которого мы готовим на уроках,  должен:

1)      обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни,

2)      владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования,

3)      уметь принимать самостоятельные решения,

4)      адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере,

5)      разрешать проблемы и работать в команде,

6)      быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Здесь на первое место выходит сформированностьу учащихся ключевых компетенций. Например таких как:

- ценностно-смысловые компетенции. Мы живём  в сельской местности, близко к природе и имеем возможность наблюдать многие природные явления во всей их красе. Наше село Армизонское расположено в очень красивой местности: леса, поля, множество озёр. В таких условиях нам приходилось наблюдать гало и часто радугу зимой, необычные молнии, различные явления, связанные с таянием льда на озёрах и т.д. Эти наблюдения помогают сформировать понимание окружающего мира и научить ориентироваться в нём.

- общекультурные компетенции ( в эту компетенцию входят например, знание истории и культуры каждого народа, так как наше село многонациональное, решение экологических проблем - так же необходимость нашего времени).

- учебно-познавательные компетенции. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

- информационные компетенции. Создание видеороликов с домашними опытами (например появление тумана в закрытой пластиковой бутылке), презентации, съёмки и анализ различных необычных явлений (например зимняя радуга), поиск дополнительной информации.

- коммуникативные компетенции.(защита своих творческих проектов, умение различные роли на уроке при коллективной работе и т.д.)

Традиционные показатели: качественная успеваемость, контроль ЗУН и т.п., безусловно, меняются. Для оценки качества и уровня сформированности ключевых компетенций использую следующий мониторинг по Третьякову:

Благодаря системному использованию творческих заданий различного характера, растет заинтересованность предметом.

Мои разработки размещены на школьном сайте, на сайте «Завуч – инфо», инфотека – интергуру. На РМО учителей физики  в этом году делилась опытом использования лаборатории Архимед при создании исследовательских проектов. Провожу серию уроков для учителей нашей школы по созданию личного сайта. Мои материалы (например с сайта о Белоозёрском заказнике) педагоги и учащиеся используют для написания творческих работ.

Результат применения методов и технологий можно проверить только с помощью мониторинга.

  1. Сдача ЕГЭ

2009 год информатика – 59 баллов

2010 год физика  - 62 балла (средний балл по области 53,3)

2011 год физика – 67 баллов (средний балл по области 45,2)

  1. Мониторинг качества знаний и успеваемости:

2011 – 2012 год – успеваемость – 100 %

                              качество – 51 %

2012 – 2013 год – за первое полугодие

                                успеваемость – 100%

                                качество – 59 %

Анализируя работу по реализации компетентностного подхода в образовательном процессе можно заметить что мною отработаны элементы структуры деятельности на уроке: этапы целеполагания, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии, 60 % уроков изучения нового строятся именно с этих позиций. О результативности данного подхода свидетельствует мониторинг общеучебных умений и навыков учащихся, осуществляемый в течение учебного года. Мной выполнена задача высокого уровня применения ИКТ: учебные модули и компьютерное моделирование физических процессов. Следующим этапом будет переход на создание своих собственных компьютерных моделей, отработка дистанционного обучения (в случае карантинов, актированных дней а также для отработки пропущенного материала)

В своей профессиональной деятельности сталкиваюсь с такой трудностью, как:

• Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого, приводит к некоторому перекосу в сторону учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям. Для исправления этого, прохожу курсовую переподготовку по теме «Педагогические основы работы с одаренными детьми при изучении физики»

Комментарии (150)

#1 Ирина Витальевна! Ваше портфолио и особенно страница МУЛЬТИМЕДИА впечатляет! Вам +! Приглашаю на свою страничку и жду Вашей поддержки)
Татьяна Белоусова, дата: 08.05.2014 в 7:31  
#2 Интересный, богатый материал! Новых достижений! "+"
Наталия Артамонова, дата: 26.04.2014 в 14:22  
#3 Ирина, я настолько поражена вашим творчеством, просто нет слов! Хочется к вам всё больше и больше заходить, чтоб получить заряд энергии. Молодец! Я вас поддерживаю очень очень очень! А фильм про один день в школе -- бесподобный! Держите курс только на победу!
Ольга Степанова, дата: 13.04.2014 в 21:16  
#4 Ирина Витальевна! Страница МУЛЬТИМЕДИА впечатляет! Вам +! Приглашаю на свою страничку и жду Вашей поддержки)
Елена Маратовна Онищук, дата: 10.04.2014 в 6:15  
#5 Ирина Витальевна! Мой Вам + за ваше творчество, за любовь к природе (посмотрела Ваши увлечения)!!! Успехов Вам!!!!!
Светлана Иевлева, дата: 04.04.2014 в 20:48  
#6 Ирина, какой вы удивительно творческий педагог! Мои восхищения и мой + в вашу поддержку!
Ольга Степанова, дата: 04.04.2014 в 20:42  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ