С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Надежда Владимировна Островских, (на сайте с 07.08.2018 г.)
Был(а) на сайте 5 лет назад
Рейтинг: 0.1/1
509
просмотров
0
комментариев
9 600
место в рейтинге
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 "Методическое сопровождение деятельности педагогических работников: педагого специальной (коррекционной) школы"
г.Абакан
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Школьный
72 Удостоверение
Распространение и обобщение педагогического опыта
Год Тема Место
1 2015 Развитие навыков правильного, осознанного чтения у детей с ОВЗ Районная августовская конференция
Участие в профессиональных конкурсах
Название конкурса Сроки Уровень проведения Результат
1 Самый классный классный Апрель, 2012 Очное участие Победитель, диплом I степени
Участие в профессиональных конкурсах
Название конкурса Сроки Уровень проведения Результат
Нет данных
Творческие работы учащихся
Год Количество участников Вид творческой работы
1 2015 Москва 1 Всероссийский конкурс стихов "Огни России - 2015".
2 2015 2 "Поверь в себя" - чтение стихотворений.
3 2015 Абакан 1 "Ах, война" - чтение стихотворений.
4 2015 1 Смотр художественной самодеятельности.
5 2014 2 "Поверь в себя" - чтение стихотворений.
6 2016 2 "Поверь в себя" - чтение стихотворений.
7 2017 1 "Над Россией небо синее"- конкурс
8 2017 Абакан 1 "Ах, война" - чтение стихотворений.
9 2017 1 Чемпионат для старшеклассников по чтению вслух.
10 2015 Москва 1 Письмо В В. Путину в приложении изготовленных Георгиевских ленточек к 70- летию Великой Победы
Учебно-материальная база
Учебное оборудование (материал) Периодичность использования
Нет данных
Методическая деятельность (текст)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа-интернат»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
VII класс
 
 
 
 
 
                    
 
 
с. Белый Яр,  2017 г.
 
 
 
      Рабочая программа по чтению  и развитию речи разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы III -  IX классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Белоярская ШИ».
 
 
Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ».
Разработчик  Русина Л. В.
 
Рассмотрена на ШМО  учителей начальных классов и учителей – предметников.
Руководитель ШМО Кузнецова С. В.
Дата ___________________________
 
Согласована:
  Заместитель  директора по УВР  Русскова Н. А.
Дата ____________________________
 
Утверждена:
Приказом МКОУ «Белоярская  ШИ»  от___________________2017г. №______
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка
   Краткая  характеристика предмета.
    Чтение и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание обучающихся с  умственной отсталостью, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы.
Цель:
    - развитие  устной речи обучающихся через совершенствование навыков чтения.
Задачи:
-   формировать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;
     -   способствовать развитию правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной  форме;
     -  способствовать на примере чтения художественной литературы решению проблемы социальной адаптации в плане общего развития и      сформированности нравственных качеств;
    -   обогащать словарный запас обучающихся.
Требования к содержанию предмета
     Программа учитывает особенности познавательной деятельнос​ти  обучающихся, направлена на разностороннее раз​витие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое  воспитание. Программа содержит материал, помогаю​щий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
    Обучение построено на принципах:
-  коррекционной направленности в обучении;
- воспитывающей и развивающей направленности;
- научности и доступности обучения;
- систематичности и последовательности в обучении;
- наглядности в обучении;
- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
     На уроках чтения в VII классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся  VII класса в достаточной степени владеют указанными навыками. Рекомендуемые произведения разножанровые, поэтому изучение каждого художественного произведения вызывает у обучающихся затруднения при его чтении и понимании содержания. Обучающиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
       На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Они учатся отвечать на поставленные вопросы;  полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
     Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
   Рабочая программа по чтению и развитию речи для VII  класса на 2017-2018 учебный год  рассчитана  на 101 час.
Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом:
   1 четверть –   25 часов;     
   2 четверть –   23 часа;
   3 четверть –   30 часов;                                                                                      
   4 четверть –   23 часа.
 
Требования к  обучающимся.
Приступая к изучению предмета, обучающиеся должны обладать следующими знаниями и умениями
Знать:
-наизусть 8 стихотворений.
 Уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;  читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
 
Формы организации обучения.
      Основной формой организации процесса обучения  чтению и развитию речи является урок.
 Для реализации основных целей и задач предмета «Чтение и развитие речи» применяются разнообразные  типы уроков:
 комбинированный урок;
-урок обобщения и систематизации знаний;
-нетрадиционные  уроки (интегрированный урок, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
 
Формы контроля:
  -  чтение вслух;
- пересказ прочитанного произведения;
- составление плана пересказа с помощью учителя;
- ответы на вопросы;
- составления характеристики главных героев;
- чтение наизусть стихотворений.
 
Методы обучения:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – работа с учебником и книгой.
 
 Результаты изучения предмета.
  Знать:
   -   наизусть 6 стихотворений.
 Уметь:
 - читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать про себя;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного произведения.
 
                                                                                     Содержание программы.
Данная программа состоит из двух разделов, взаимодополняющих друг друга:
  1. Навыки чтения:
- совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания;
- выделение главной мысли произведения; название главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, составление характеристики героя с помощью учителя;
- умение делить текст на части; составлять план, пересказывать по плану;
- выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений;
- подробный и краткий пересказ прочитанного,  пересказ с изменением лица рассказчика;
-заучивание стихотворений наизусть.
2. Внеклассное чтение:
- знание основных сведений из жизни писателей;
- самостоятельное чтение произведений;
- умение передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц.
 
Рабочая программа   задает перечень тем, которые подлежат изучению в  VII классе. Это:
-  доступные по содержанию и языку художественные произведения и отрывки из художественных произведений  классиков русской и отечественной литературы;
- краткие сведения об их жизни и творчестве;
- произведения устного народного творчества;
- произведения классиков и современных писателей русской  литературы.            
 
     В связи с отсутствием в библиотеке учебника чтения под редакцией  В.В. Воронковой,  достаточного количества произведений,  рекомендованных  Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, позволило создать рабочую программу,  ориентируя её на учебник "Чтение" 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенного Министерством образования Российской Федерации, автора  - составителя А.К. Аксеновой,  М.: «Просвещение», 2016г.  
 
      В рабочей программе разделы основного содержания  структурированы по темам:
  1. «Устное народное творчество» (сказки, былины, народные песни, пословицы, загадки);    
  2. « Из произведений русской литературы XIX века» (произведения   А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова,  Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова);
  3.  «Из произведений русской литературы XX века» (произведения  А.М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, М.В. Зощенко, К.М. Симонова, В.П. Катаева,  Н.И.Рыленкова,  Ю. И. Коваля, Ю.Я. Яковлева, Р.П. Погодина,  А. Г.Алексина, К. Я. Ваншенкина).
 
    На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
 
Учебно-методическое обеспечение программы.
  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы / под ред. В.В.Воронковой/ Сборник 1. - М.: ВЛАДОС, 2012.
  2. Чтение. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/авт.-сост. А.К. Аксёнова – М.: Просвещение,  2016 г.
 
 
                                                    
 
 
Календарно-тематическое планирование.
 

пп
 
Название темы
 
Кол-во
часов
Планируемые результаты обучающихся
по каждой теме
Дата проведения Примечание
плани
руемая
факти
ческая
1 четверть – 25 часов.
Раздел «Устное народное творчество»  ( 12 ч.)
1  Знакомство с учебником. Устное народное творчество 1 Знать жанры устного народного творчества.
Уметь ориентироваться в содержании учебника, пользоваться оглавлением, условными обозначениями.
01.09    
2
 
Устное народное творчество. 1 Знать жанры устного народного творчества
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно
04.09    
3
4
5
Сивка – бурка. Русская народная сказка. 3
 
Знать содержание прочитанной сказки; главных действующих лиц.
Уметь   осознанно, правильно, бегло, выразительно читать вслух; выделять главную мысль произведения.
                                                                                                                                                                                                                              
07.09
08.09
11.09
   
6 Журавль и Цапля. Русская народная сказка. 1 Знать содержание прочитанной сказки; главных действующих лиц.
Уметь    осознанно, правильно, бегло, выразительно читать вслух; выделять главную мысль произведения.
                                                                                                                                                                                                                                 
14.09    
7 Умный мужик. Русская народная сказка. 1 Знать содержание прочитанной сказки; главных действующих лиц.                                                                                                                                                                                                                                          Уметь осознанно, правильно, бегло, выразительно читать вслух; выделять главную мысль произведения. 15.09    
8
9
Три поездки Ильи Муромца.
Былина.
 
2 Знать  значение слова БЫЛИНА, особенности построения былины.
 Уметь выразительно читать былину; определять черты характера героев; выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
18.09
21.09
   
10
 
Народные песни.
 
1 Знать содержание русских народных песен,  понимать их значение в жизни человека.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно.
22.09    
11 Пословицы.
Загадки.
 
1 Знать наизусть пословицы на разные темы;  загадки, их особенности.
 Уметь  разгадывать загадки,  читать вслух правильно, выразительно.
25.09    
12 Устное народное творчество.
(Внеклассное чтение)
1 Знать  жанры устного народного творчества.
 Уметь выразительно их рассказывать;  выражать свои мысли, суждения.
28.09    
Раздел     « Из произведений русской литературы XIX века»   (45 ч.)
13 А. С. Пушкин. Биография. 1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; кратко пересказывать  прочитанное.
29.09    
14
15
16
17
18
19
А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… 6 Знать специфику жанра сказки.
Уметь объяснять основную мысль сказки; читать вслух правильно, осознанно, выразительно; делить сказку на части; выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев; кратко пересказывать  прочитанное.
02.10
05.10
06.10
10.10
11.10
13.10
   
20 А.С. Пушкин. Зимний вечер. 1 Знать  стихотворение  наизусть.
Уметь читать выразительно, осознанно, правильно.
17.10    
21 А. С. Пушкин.
 У Лукоморья.
1 Знать содержание стихотворения.
Уметь читать выразительно, осознанно, правильно.
18.10    
22  Произведения А. С. Пушкина.
(Внеклассное чтение)
 
 
1 Знать содержание прочитанных произведений.
Уметь осознанно, правильно, бегло, выразительно читать вслух; выделять главную мысль произведения;
называть главных действующих лиц.
20.10    
23 М. Ю. Лермонтов. Биография. 1 Знать основные сведения  из жизни писателя
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; кратко пересказывать  прочитанное
24.10    
24
25
М. Ю. Лермонтов. Бородино. 2 Знать основные сведения  из жизни писателя;
представления об исторических событиях 19 века  на основе литературного произведения.
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного;
 выразительно читать.
25.10
27.10
   
2 четверть – 23 часа.
26 И. А. Крылов. Биография.
 
1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
07.11    
27 И. А. Крылов. Кукушка и Петух. 1 Знать содержание изучаемого произведения.
 Уметь:
- выразительно читать по ролям;
- определять мораль басни.
08.11    
28     И. А. Крылов.
 Волк и журавль.
1 Знать содержание изучаемого произведения.
 Уметь  выразительно читать по ролям;
 определять мораль басни.
10.11    
29 И. А. Крылов.
 Слон и Моська.
1 Знать содержание изучаемого произведения.
 Уметь выразительно читать по ролям;
 определять мораль басни.
14.11    
30  Произведения И.А.Крылова.
(Внеклассное чтение)
 
1 Знать  содержание прочитанных произведений.
Уметь выделять главную мысль произведения;
называть главных действующих лиц;  выразительно читать по ролям.
15.11    
31 Н. А. Некрасов. Биография. 1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
17.11    
32 Н. А. Некрасов. Несжатая полоса. 1 Уметь выразительно читать, выделять главную мысль произведения; находить выразительные средства языка. 21.11    
33
34
Н. А. Некрасов. Генерал Топтыгин. 2 Знать содержание изучаемого произведения.
Уметь выразительно читать, выделять главную мысль произведения; находить выразительные средства языка; давать характеристику главным героям.
22.11
24.11
   
35 Л. Н. Толстой. Биография. 1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
28.11    
36
37
38
39
40
41
42
43
Л. Н Толстой. Кавказский пленник. 8 Знать содержание изучаемого произведения.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героя; высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
29.11
01.12
05.12
06.12
08.12
12.12
13.12
15.12
   
44 А. П. Чехов. Биография.
 
 
1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
19.12    
45
46
 
А. П. Чехов. Хамелеон. 2 Знать содержание изучаемого произведения.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев;  пересказывать содержание прочитанного; высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
20.12
22.12
   
47 А.П.Чехов «Каштанка».
(Контрольно – оценочный  урок)
1 Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы. 26.12    
48
 
Произведения  А.П.Чехова.
(Внеклассное чтение)
1 Уметь выразительно читать выдержки из произведений
Уметь выражать свои мысли, суждения.
27.12    
3 четверть – 30 часов.
49 В. Г. Короленко.
Биография.
 
1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
10.01    
50
51
52
53
54
55
56
В. Г. Короленко. Дети подземелья. 7 Знать содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев;  пересказывать содержание прочитанного; высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
12.01
16.01
17.01
19.01
23.01
24.01
26.01
   
57   Произведения русской литературы  XIX  века
(Обобщающий урок)
1 Знать произведения  поэтов и писателей  XIX  века
Уметь их выразительно читать, отвечать на вопросы.
30.01    
Раздел «Из произведений русской литературы XX века» (44 ч.)
 
58 М. Горький. Биография.
 
 
1  Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь: подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
31.01    
59
60
61
62
63
М. Горький. Детство. 5 Знать  содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  делить прочитанное  на части;
составлять  план и пересказывать по нему (подробно, кратко, с изменением лица рассказчика);
выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
02.02
06.02
07.02
09.02
13.02
   
64
65
66
М. Горький. В людях. 3 Знать  содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  делить прочитанное  на части;
составлять  план и пересказывать по нему (подробно, кратко, с изменением лица рассказчика);
выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
14.02
16.02
20.02
   
67
68
М. В. Исаковский. Детство.
 
 
2 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание стихотворения.
Уметь выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль, высказывать своё мнение о прочитанном; находить выразительные средства языка.
21.02
27.02
   
69 М.В. Исаковский.    Ветер.
 
1 Знать  наизусть стихотворение.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль, высказывать своё мнение о прочитанном; находить выразительные средства языка.
28.02    
70 М. В. Исаковский. Весна.
 
1 Знать содержание стихотворения.
Уметь выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль, высказывать своё мнение о прочитанном; находить выразительные средства языка.
02.03    
71
72
73
К. Г. Паустовский. Последний чёрт.
 
3 Знать  основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно; делить прочитанное  на части;
составлять  план и пересказывать по нему (подробно, кратко, с изменением лица рассказчика);  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
06.03
07.03
13.03
   
74 Произведения К.Г.Паустовского.
(Внеклассное чтение)
1 Знать  содержание прочитанных произведений
Уметь выделять главную мысль произведения;
называть главных действующих лиц; выразительно читать;
14.03    
75
76
М. М. Зощенко. Великие путешественники. 2 Знать  основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно; составлять  план и пересказывать по нему; выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев;  пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
16.03
20.03
   
77
78
 
К. М. Симонов. Сын артиллериста. 2 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь выразительно читать, определяя настроение произведения;  выделять главную мысль.
21.03
23.03
   
4 четверть  23 часа.
79
80
В. П. Катаев. Флаг. 2 Знать  основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  составлять  план и пересказывать по нему;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
03.04
04.04
   
81 Н. И. Рыленков. Деревья.
 
1 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль,  находить выразительные средства языка.
06.04    
82 Н. И. Рыленков. Весна.
 
1 Знать содержание изучаемого произведения.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль,  находить выразительные средства языка.
10.04    
83 Н. И. Рыленков.  Всё в тающей дымке.
 
1 Знать наизусть произведение.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль.
11.04    
84
85
  Ю. И. Коваль.
Капитан Клюквин.
     2 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно; делить прочитанное  на части;
составлять  план и пересказывать по нему; выделять главную мысль произведения и высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
13.04
17.04
   
86
87
88
89
Ю. И. Коваль. Картофельная собака. 4 Знать содержание изучаемого произведения;
главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  делить прочитанное  на части;
 составлять  план и пересказывать по нему;  
высказывать  своё отношение к героям и их поступкам.
18.04
20.04
24.04
25.04
   
90
91
92
93
Ю. Я. Яковлев. Багульник. 4 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  делить прочитанное  на части;
 составлять  план и пересказывать по нему;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев; высказывать своё отношение к героям и их поступкам
27.04
04.05
08.05
11.05
 
   
94
95
96
 
Р. П. Погодин. Время говорит - пора. 3 Знать основные сведения  из жизни писателя;
 содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно;  составлять  план и пересказывать по нему; выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
15.05
16.05
18.05
   
97 Л.Кассиль. Огнеопасный груз
 (Контрольно – оценочный урок)
1 Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы. 22.05    
98
99
А. Г. Алексин. Двадцать девятое февраля. 2 Знать основные сведения  из жизни писателя; содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев; пересказывать содержание прочитанного.
23.05
25.05
 
   
 
 
 
100 К. Я. Ваншенкин. Мальчишка
Снежки..
1 Знать основные сведения  из жизни писателя; содержание стихотворения.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль, высказывать своё мнение о прочитанном.
29.05    
101
 
Произведения русской литературы  XX  века
(Обобщающий урок)
1 Знать произведения  поэтов и писателей  XX  века
Уметь их выразительно читать; пересказывать; выражать свои мысли, суждения.  
30.05    
               
 
 
 
 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа-интернат»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
VII класс
 
 
 
 
 
                    
 
 
с. Белый Яр,  2017 г.
 
 
 
      Рабочая программа по чтению  и развитию речи разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы III -  IX классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  «Белоярская ШИ».
 
 
Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ».
Разработчик  Русина Л. В.
 
Рассмотрена на ШМО  учителей начальных классов и учителей – предметников.
Руководитель ШМО Кузнецова С. В.
Дата ___________________________
 
Согласована:
  Заместитель  директора по УВР  Русскова Н. А.
Дата ____________________________
 
Утверждена:
Приказом МКОУ «Белоярская  ШИ»  от___________________2017г. №______
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка
   Краткая  характеристика предмета.
    Чтение и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание обучающихся с  умственной отсталостью, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы.
Цель:
    - развитие  устной речи обучающихся через совершенствование навыков чтения.
Задачи:
-   формировать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;
     -   способствовать развитию правильного и последовательного изложения своих мыслей в устной  форме;
     -  способствовать на примере чтения художественной литературы решению проблемы социальной адаптации в плане общего развития и      сформированности нравственных качеств;
    -   обогащать словарный запас обучающихся.
Требования к содержанию предмета
     Программа учитывает особенности познавательной деятельнос​ти  обучающихся, направлена на разностороннее раз​витие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное и эстетическое  воспитание. Программа содержит материал, помогаю​щий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
    Обучение построено на принципах:
-  коррекционной направленности в обучении;
- воспитывающей и развивающей направленности;
- научности и доступности обучения;
- систематичности и последовательности в обучении;
- наглядности в обучении;
- индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
     На уроках чтения в VII классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся  VII класса в достаточной степени владеют указанными навыками. Рекомендуемые произведения разножанровые, поэтому изучение каждого художественного произведения вызывает у обучающихся затруднения при его чтении и понимании содержания. Обучающиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
       На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Они учатся отвечать на поставленные вопросы;  полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
     Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
   Рабочая программа по чтению и развитию речи для VII  класса на 2017-2018 учебный год  рассчитана  на 101 час.
Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом:
   1 четверть –   25 часов;     
   2 четверть –   23 часа;
   3 четверть –   30 часов;                                                                                      
   4 четверть –   23 часа.
 
Требования к  обучающимся.
Приступая к изучению предмета, обучающиеся должны обладать следующими знаниями и умениями
Знать:
-наизусть 8 стихотворений.
 Уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;  читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
 
Формы организации обучения.
      Основной формой организации процесса обучения  чтению и развитию речи является урок.
 Для реализации основных целей и задач предмета «Чтение и развитие речи» применяются разнообразные  типы уроков:
 комбинированный урок;
-урок обобщения и систематизации знаний;
-нетрадиционные  уроки (интегрированный урок, урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
 
Формы контроля:
  -  чтение вслух;
- пересказ прочитанного произведения;
- составление плана пересказа с помощью учителя;
- ответы на вопросы;
- составления характеристики главных героев;
- чтение наизусть стихотворений.
 
Методы обучения:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – работа с учебником и книгой.
 
 Результаты изучения предмета.
  Знать:
   -   наизусть 6 стихотворений.
 Уметь:
 - читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать про себя;
- выделять главную мысль произведения;
- характеризовать главных действующих лиц;
- пересказывать содержание прочитанного произведения.
 
                                                                                     Содержание программы.
Данная программа состоит из двух разделов, взаимодополняющих друг друга:
  1. Навыки чтения:
- совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания;
- выделение главной мысли произведения; название главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, составление характеристики героя с помощью учителя;
- умение делить текст на части; составлять план, пересказывать по плану;
- выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений;
- подробный и краткий пересказ прочитанного,  пересказ с изменением лица рассказчика;
-заучивание стихотворений наизусть.
2. Внеклассное чтение:
- знание основных сведений из жизни писателей;
- самостоятельное чтение произведений;
- умение передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц.
 
Рабочая программа   задает перечень тем, которые подлежат изучению в  VII классе. Это:
-  доступные по содержанию и языку художественные произведения и отрывки из художественных произведений  классиков русской и отечественной литературы;
- краткие сведения об их жизни и творчестве;
- произведения устного народного творчества;
- произведения классиков и современных писателей русской  литературы.            
 
     В связи с отсутствием в библиотеке учебника чтения под редакцией  В.В. Воронковой,  достаточного количества произведений,  рекомендованных  Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, позволило создать рабочую программу,  ориентируя её на учебник "Чтение" 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенного Министерством образования Российской Федерации, автора  - составителя А.К. Аксеновой,  М.: «Просвещение», 2016г.  
 
      В рабочей программе разделы основного содержания  структурированы по темам:
  1. «Устное народное творчество» (сказки, былины, народные песни, пословицы, загадки);    
  2. « Из произведений русской литературы XIX века» (произведения   А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова,  Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова);
  3.  «Из произведений русской литературы XX века» (произведения  А.М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, М.В. Зощенко, К.М. Симонова, В.П. Катаева,  Н.И.Рыленкова,  Ю. И. Коваля, Ю.Я. Яковлева, Р.П. Погодина,  А. Г.Алексина, К. Я. Ваншенкина).
 
    На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
 
Учебно-методическое обеспечение программы.
  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы / под ред. В.В.Воронковой/ Сборник 1. - М.: ВЛАДОС, 2012.
  2. Чтение. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/авт.-сост. А.К. Аксёнова – М.: Просвещение,  2016 г.
 
 
                                                    
 
 
Календарно-тематическое планирование.
 

пп
 
Название темы
 
Кол-во
часов
Планируемые результаты обучающихся
по каждой теме
Дата проведения Примечание
плани
руемая
факти
ческая
1 четверть – 25 часов.
Раздел «Устное народное творчество»  ( 12 ч.)
1  Знакомство с учебником. Устное народное творчество 1 Знать жанры устного народного творчества.
Уметь ориентироваться в содержании учебника, пользоваться оглавлением, условными обозначениями.
01.09    
2
 
Устное народное творчество. 1 Знать жанры устного народного творчества
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно
04.09    
3
4
5
Сивка – бурка. Русская народная сказка. 3
 
Знать содержание прочитанной сказки; главных действующих лиц.
Уметь   осознанно, правильно, бегло, выразительно читать вслух; выделять главную мысль произведения.
                                                                                                                                                                                                                              
07.09
08.09
11.09
   
6 Журавль и Цапля. Русская народная сказка. 1 Знать содержание прочитанной сказки; главных действующих лиц.
Уметь    осознанно, правильно, бегло, выразительно читать вслух; выделять главную мысль произведения.
                                                                                                                                                                                                                                 
14.09    
7 Умный мужик. Русская народная сказка. 1 Знать содержание прочитанной сказки; главных действующих лиц.                                                                                                                                                                                                                                          Уметь осознанно, правильно, бегло, выразительно читать вслух; выделять главную мысль произведения. 15.09    
8
9
Три поездки Ильи Муромца.
Былина.
 
2 Знать  значение слова БЫЛИНА, особенности построения былины.
 Уметь выразительно читать былину; определять черты характера героев; выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
18.09
21.09
   
10
 
Народные песни.
 
1 Знать содержание русских народных песен,  понимать их значение в жизни человека.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно.
22.09    
11 Пословицы.
Загадки.
 
1 Знать наизусть пословицы на разные темы;  загадки, их особенности.
 Уметь  разгадывать загадки,  читать вслух правильно, выразительно.
25.09    
12 Устное народное творчество.
(Внеклассное чтение)
1 Знать  жанры устного народного творчества.
 Уметь выразительно их рассказывать;  выражать свои мысли, суждения.
28.09    
Раздел     « Из произведений русской литературы XIX века»   (45 ч.)
13 А. С. Пушкин. Биография. 1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; кратко пересказывать  прочитанное.
29.09    
14
15
16
17
18
19
А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане… 6 Знать специфику жанра сказки.
Уметь объяснять основную мысль сказки; читать вслух правильно, осознанно, выразительно; делить сказку на части; выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев; кратко пересказывать  прочитанное.
02.10
05.10
06.10
10.10
11.10
13.10
   
20 А.С. Пушкин. Зимний вечер. 1 Знать  стихотворение  наизусть.
Уметь читать выразительно, осознанно, правильно.
17.10    
21 А. С. Пушкин.
 У Лукоморья.
1 Знать содержание стихотворения.
Уметь читать выразительно, осознанно, правильно.
18.10    
22  Произведения А. С. Пушкина.
(Внеклассное чтение)
 
 
1 Знать содержание прочитанных произведений.
Уметь осознанно, правильно, бегло, выразительно читать вслух; выделять главную мысль произведения;
называть главных действующих лиц.
20.10    
23 М. Ю. Лермонтов. Биография. 1 Знать основные сведения  из жизни писателя
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; кратко пересказывать  прочитанное
24.10    
24
25
М. Ю. Лермонтов. Бородино. 2 Знать основные сведения  из жизни писателя;
представления об исторических событиях 19 века  на основе литературного произведения.
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного;
 выразительно читать.
25.10
27.10
   
2 четверть – 23 часа.
26 И. А. Крылов. Биография.
 
1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
07.11    
27 И. А. Крылов. Кукушка и Петух. 1 Знать содержание изучаемого произведения.
 Уметь:
- выразительно читать по ролям;
- определять мораль басни.
08.11    
28     И. А. Крылов.
 Волк и журавль.
1 Знать содержание изучаемого произведения.
 Уметь  выразительно читать по ролям;
 определять мораль басни.
10.11    
29 И. А. Крылов.
 Слон и Моська.
1 Знать содержание изучаемого произведения.
 Уметь выразительно читать по ролям;
 определять мораль басни.
14.11    
30  Произведения И.А.Крылова.
(Внеклассное чтение)
 
1 Знать  содержание прочитанных произведений.
Уметь выделять главную мысль произведения;
называть главных действующих лиц;  выразительно читать по ролям.
15.11    
31 Н. А. Некрасов. Биография. 1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
17.11    
32 Н. А. Некрасов. Несжатая полоса. 1 Уметь выразительно читать, выделять главную мысль произведения; находить выразительные средства языка. 21.11    
33
34
Н. А. Некрасов. Генерал Топтыгин. 2 Знать содержание изучаемого произведения.
Уметь выразительно читать, выделять главную мысль произведения; находить выразительные средства языка; давать характеристику главным героям.
22.11
24.11
   
35 Л. Н. Толстой. Биография. 1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
28.11    
36
37
38
39
40
41
42
43
Л. Н Толстой. Кавказский пленник. 8 Знать содержание изучаемого произведения.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героя; высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
29.11
01.12
05.12
06.12
08.12
12.12
13.12
15.12
   
44 А. П. Чехов. Биография.
 
 
1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
19.12    
45
46
 
А. П. Чехов. Хамелеон. 2 Знать содержание изучаемого произведения.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев;  пересказывать содержание прочитанного; высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
20.12
22.12
   
47 А.П.Чехов «Каштанка».
(Контрольно – оценочный  урок)
1 Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы. 26.12    
48
 
Произведения  А.П.Чехова.
(Внеклассное чтение)
1 Уметь выразительно читать выдержки из произведений
Уметь выражать свои мысли, суждения.
27.12    
3 четверть – 30 часов.
49 В. Г. Короленко.
Биография.
 
1 Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь  подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
10.01    
50
51
52
53
54
55
56
В. Г. Короленко. Дети подземелья. 7 Знать содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев;  пересказывать содержание прочитанного; высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
12.01
16.01
17.01
19.01
23.01
24.01
26.01
   
57   Произведения русской литературы  XIX  века
(Обобщающий урок)
1 Знать произведения  поэтов и писателей  XIX  века
Уметь их выразительно читать, отвечать на вопросы.
30.01    
Раздел «Из произведений русской литературы XX века» (44 ч.)
 
58 М. Горький. Биография.
 
 
1  Знать основные сведения  из жизни писателя.
Уметь: подтверждать ответы на вопросы примерами из текста; пересказывать содержание прочитанного.
31.01    
59
60
61
62
63
М. Горький. Детство. 5 Знать  содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  делить прочитанное  на части;
составлять  план и пересказывать по нему (подробно, кратко, с изменением лица рассказчика);
выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
02.02
06.02
07.02
09.02
13.02
   
64
65
66
М. Горький. В людях. 3 Знать  содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  делить прочитанное  на части;
составлять  план и пересказывать по нему (подробно, кратко, с изменением лица рассказчика);
выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
14.02
16.02
20.02
   
67
68
М. В. Исаковский. Детство.
 
 
2 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание стихотворения.
Уметь выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль, высказывать своё мнение о прочитанном; находить выразительные средства языка.
21.02
27.02
   
69 М.В. Исаковский.    Ветер.
 
1 Знать  наизусть стихотворение.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль, высказывать своё мнение о прочитанном; находить выразительные средства языка.
28.02    
70 М. В. Исаковский. Весна.
 
1 Знать содержание стихотворения.
Уметь выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль, высказывать своё мнение о прочитанном; находить выразительные средства языка.
02.03    
71
72
73
К. Г. Паустовский. Последний чёрт.
 
3 Знать  основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно; делить прочитанное  на части;
составлять  план и пересказывать по нему (подробно, кратко, с изменением лица рассказчика);  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
06.03
07.03
13.03
   
74 Произведения К.Г.Паустовского.
(Внеклассное чтение)
1 Знать  содержание прочитанных произведений
Уметь выделять главную мысль произведения;
называть главных действующих лиц; выразительно читать;
14.03    
75
76
М. М. Зощенко. Великие путешественники. 2 Знать  основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно; составлять  план и пересказывать по нему; выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев;  пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
16.03
20.03
   
77
78
 
К. М. Симонов. Сын артиллериста. 2 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь выразительно читать, определяя настроение произведения;  выделять главную мысль.
21.03
23.03
   
4 четверть  23 часа.
79
80
В. П. Катаев. Флаг. 2 Знать  основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь  читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  составлять  план и пересказывать по нему;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
03.04
04.04
   
81 Н. И. Рыленков. Деревья.
 
1 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль,  находить выразительные средства языка.
06.04    
82 Н. И. Рыленков. Весна.
 
1 Знать содержание изучаемого произведения.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль,  находить выразительные средства языка.
10.04    
83 Н. И. Рыленков.  Всё в тающей дымке.
 
1 Знать наизусть произведение.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль.
11.04    
84
85
  Ю. И. Коваль.
Капитан Клюквин.
     2 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно; делить прочитанное  на части;
составлять  план и пересказывать по нему; выделять главную мысль произведения и высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
13.04
17.04
   
86
87
88
89
Ю. И. Коваль. Картофельная собака. 4 Знать содержание изучаемого произведения;
главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  делить прочитанное  на части;
 составлять  план и пересказывать по нему;  
высказывать  своё отношение к героям и их поступкам.
18.04
20.04
24.04
25.04
   
90
91
92
93
Ю. Я. Яковлев. Багульник. 4 Знать основные сведения  из жизни писателя;
содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  делить прочитанное  на части;
 составлять  план и пересказывать по нему;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев; высказывать своё отношение к героям и их поступкам
27.04
04.05
08.05
11.05
 
   
94
95
96
 
Р. П. Погодин. Время говорит - пора. 3 Знать основные сведения  из жизни писателя;
 содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно;  составлять  план и пересказывать по нему; выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев.
15.05
16.05
18.05
   
97 Л.Кассиль. Огнеопасный груз
 (Контрольно – оценочный урок)
1 Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы. 22.05    
98
99
А. Г. Алексин. Двадцать девятое февраля. 2 Знать основные сведения  из жизни писателя; содержание изучаемого произведения; главных героев.
Уметь читать вслух правильно, осознанно, выразительно;  выделять главную мысль произведения и оценивать поступки героев; пересказывать содержание прочитанного.
23.05
25.05
 
   
 
 
 
100 К. Я. Ваншенкин. Мальчишка
Снежки..
1 Знать основные сведения  из жизни писателя; содержание стихотворения.
Уметь  выразительно читать, определяя настроение произведения; выделять главную мысль, высказывать своё мнение о прочитанном.
29.05    
101
 
Произведения русской литературы  XX  века
(Обобщающий урок)
1 Знать произведения  поэтов и писателей  XX  века
Уметь их выразительно читать; пересказывать; выражать свои мысли, суждения.  
30.05    
               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Комментарии (0)

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ