С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Лариса Куртасова, (на сайте с 14.04.2015 г.)
Был(а) на сайте 8 лет назад
Рейтинг: 2.12/16
1 952
просмотра
12
комментариев
4 893
место в рейтинге
Методическая деятельность (текст)
 
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
 
учитель математики и информатики
КУРТАСОВА Л. В.
ГУ СШ №29,
 г. АКТОБЕ
 Проектная деятельность внедрялась в школы уже в тридцатые годы ХХ в., однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин несколько. Теоретически проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея спущенная сверху не воспринималась учительством как нечто необходимое и важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.
В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу:
  Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Основные задачи, которые стоят перед учителем:
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Над проблемой проектного обучения  я работаю третий год.
Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.
Первый этап в моей работе – был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельность: «Проектная деятельность в естественнонаучном образовании», «Теория и практика реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Информационные технологии в образовании»; «Использование интерактивных досок в учебном процессе».
Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению, а именно, повышению интереса, самостоятельности, активности учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и визуализации на уроке, повышению эстетической привлекательности урока, привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышению уровня математической грамотности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.
В связи с тем, что в кабинете появился набор интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской.
На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора.
Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.  «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется.»
Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
 «Геометрия дождя и снега»/10 класс/
« Роза ветров» /9 класс/
« Рациональное использование воды» /6 класс/
«Юрта – мир геометрических фигур»/7 класс/
Конкурс научных работ учащихся «Зерде»: Сизых Анастасия (5 класс) – 2 место  городской тур-2010-2011 год; Бериков Азамат (6 класс) – грамота 2010-2013 год.
Малая Академия Наук - исследовательская работа Зубцовой Ольги (10класс) «Исследование построения розы ветров с целью планирования населенных мест и улучшения экологической обстановки в регионе» - 3место областной тур – 2011-2012 год.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.
 
 
Литература
1.    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /  Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000.
2.    Педагогическая технология. Педагогическое воздействие  в  процессе воспитания школьников/  Щуркова Н.Е.– М., 1992
3.    Что  такое  педагогическая  технология.   (Воспитание школьников) /Питюков  В.Ю.  – М.,1995
4.    Педагогические технологии./ Кукушин В.С., 2004 г.: МарТ

 
Научно-исследовательская работа учащихся
Год Тема Участников Результат
Нет данных
Методическая деятельность (текст)
      ИКТ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Л.В. Куртасова
ГУ СШ №29, г. Актобе, Казахстан
 
Национальный  план  действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы ставит перед школой задачу формирования у школьников главных функциональных качеств личности: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни. Подходы к образованию претерпевают множество изменений, в значительной степени вызванные развитием информационных технологий. Не случайно, в Национальном плане среди ключевых компетенций выпускника средней школы выделяются технологические (т.е. способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).  А среди ожидаемых результатов  отмечено повышение уровня информатизации и использования информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников.
Внедрение ИКТ в практику работы школы существенно "оживило" образовательный и воспитательный процесс, взаимодействие всех его участников. К 2017 году, согласно Национальному плану, «…будут обновлены содержание и формы социального взаимодействия школы, семьи и общества, обеспечивающего комплексность и единство требований и подходов к развитию функциональной грамотности школьников».
 Как учитель математики и информатики, в своей работе я использую новый инструмент информационно – коммуникационной технологии: организация взаимодействия «ученик – технология - учитель».
В предложенной ситуации учитель становится педагогом, методологом, технологом, а ученик активным участником процесса обучения.  
         Современных образовательных технологий много, но в своей работе я опираюсь лишь на некоторые из них:
-метод проектов;
-технологию личностно – ориентированного образования;
-технологию использования игровых методов;
-технологию обучения в сотрудничестве;
-технологию развития критического мышления;
-информационно – коммуникационные технологии.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понимание, запоминание и воспроизведение полученных знаний, но и умение ими оперировать, применять их в практической деятельности, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Система работы:
     Педагогическая  система моей профессиональной деятельности строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств  обучения  для повышения  активности мыслительной деятельности учащихся.  И она реализуется посредством применения на уроках различных технологий.
  1. Метод проектов.
Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности.
Использование метода проектов на уроках математики  является привлекательным  для учащихся, успешность обучения  с использованием метода проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.
Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
 «Геометрия дождя и снега»/10 класс/
« Роза ветров» /9 класс/
« Рациональное использование воды» /6 класс/
«Юрта – мир геометрических фигур»/7 класс/
Эффективность внедрения этого метода можно наблюдать , анализируя результативность выступления учащихся на соревнованиях различного уровня:
 Конкурс научных работ учащихся «Зерде»: Сизых Анастасия (5 класс) – 2 место,  городской тур-2010-2011 год; Бериков Азамат (6 класс) – грамота 2010-2013 год.
Малая Академия Наук - исследовательская работа Зубцовой Ольги (10класс) «Исследование построения розы ветров с целью планирования населенных мест и улучшения экологической обстановки в регионе» -
3 место областной тур, грамота- республиканский тур (2011-2012г.)
2. Технология личностно – ориентированного образования.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
3. Технология развития критического мышления.
Развивая способность к  критическому мышлению, можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиально важно в этой технологии выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Те приёмы учебной  работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
Уроки  с применением  технологии критического мышления  я строю по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».
Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме. С этой целью я использую приёмы:
- верные и неверные утверждения по теме «Признаки делимости»:  «Верно ли что…
..если запись числа оканчивается цифрой 0, то это число делится без остатка на 5?
…число 875 делится без остатка на 3?
Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.
Прием составления  кластера. Составление кластера важно для развития мышления. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке, эти заголовки находятся вокруг основной темы. От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.
Например, при изучении видов треугольников можно составить такой кластер
 
 
Информационная функция стадии осмысления содержания – это получение новой информации по теме. На этом этапе происходит классификация полученной информации по категориям знаний.
Применим такой приём, как чтение с пометами. Учащиеся читают текст и ставят  на полях соответствующие знаки. Такая работа позволяет лучше проработать и осмыслить материал, расширить знания, разрешить противоречия, которые возникли на предыдущем этапе.
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов, я использую приём «ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить учащихся с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
На стадии рефлексии - осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация полученных сведений.
Здесь дети учатся устанавливать причинно – следственные связи, отвечают на поставленные вопросы, проводят мини- исследования, строят предположения.
Прием «Таблица вопросительных слов»
 
Вопросительные слова Основные понятия темы
Как?
Что?
Где?
Почему?
Какой?
Зачем?
 
           Используя таблицу вопросительных слов, сформулируйте вопросы, которые у вас возникли. Что бы вам хотелось узнать на сегодняшнем уроке? Дети заполняют после обсуждения в группе вторую колонку
Что такое треугольник?
Какие виды треугольников вам известны?
Почему они так называются?
Кто его изобрел? И т.д.
 В конце урока учитель говорит:
-Давайте вернемся к нашим вопросам. На все ли из них мы получили ответы?
- Где мы можем найти интересующую нас информацию?
Желающие к следующему уроку готовят сообщение.
 4. Информационно- коммуникационные технологии.
Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.
Не секрет, что уроки математики  требуют применения наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует  текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.
Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.
При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Обучающиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны математики.
 Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.   
5. Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
        Групповая работа - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:
- способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
- повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
- расширяет межличностные отношения детей.
 Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного. Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы  использую памятки «Правила работы в группе»
Например, класс делится на 4 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучает часть нового материала и готовит сообщение для всего класса. Детям предлагаются инструкции:
1.Прочитайте ….
2.Составьте схему ….
3.Решите, кто расскажет о… классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
4.Начертите схему ..
5.Решите, кто расскажет классу о . и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).
6.Доложите о готовности группы.
6. Технология использования игровых методов.
Для формирования положительной мотивации на уроках, я считаю, что   необходимо применение дидактических игр. Игр имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их применять на уроке.
7. Технология личностно – ориентированного образования.
        Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка. К. Роджерс считает основной задачей учителя помощь ребёнку в его личностном росте. Именно учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития. 
         Использование современных образовательных  технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.
 
Вывод:
        Благодаря использованию вышеперечисленных технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету.  Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках математики  позволило мне не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- удалось повысить мотивацию учащихся к обучению;
-  активизировать познавательную активность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
-индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления  возможности учащимся  глубже изучать предмет, так и  отрабатывать элементарные навыки и умения;   
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;
-повысить качество наглядности в учебном процессе.
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Апатова Н.В.Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010.
  2. Беспалько В.П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011
  3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.
  4. Уроки вдохновения /Новицкая Л.И. – М., 1984
  5. Питюков  В.Ю.,  Что  такое  педагогическая  технология.   (Воспитание школьников)– М.,1995
  6. Кукушин В.С., Педагогические технологии. 2004 г.: МарТ
  7. Полат Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования  – М., 2000.
  8. Щуркова Н.Е., Педагогическая технология. Педагогическое воздействие  в  процессе воспитания школьников – М., 1992

Комментарии (12)

Начало Сюда 1 2 Последняя

#1 здравствуйте.Приветствую Вас на сайте. Желаю удачного заполнения портфолио и плодотворного общения с коллегами .Ставлю + в поддержку рейтинга. Жду в гости на свои страницы!
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 05.08.2015 в 7:23  
#2 Вам мой + для рейтинга. Заходите на мою страничку. Желаю Вам успехов!
Елена Бескоровайная, дата: 04.08.2015 в 9:41  
#3 Добрый день! Приветствую вас на сайте.Мой + вашему рейтингу.Желаю удачи в оформлении портфолио.Заходите в гости.
Галина Пожарова, дата: 22.07.2015 в 9:24  
#4 Приветствую коллегу-математика на страницах сайта,удачи, вдохновения и радости от общения с коллегами.Примите + в поддержку Вашего рейтинга. Приглашаю в гости на мои странички, буду рада общению
Валентина Титова, дата: 17.05.2015 в 10:06  
#5 Рада встрече с новый участником сайта, мой вам + за первые шаги! Приглашаю в гости! Буду рада оценке и комментариям к моему портфолио!
Наталья Фокина, дата: 17.05.2015 в 7:43  
#6 Здравствуйте, коллега. Приветствую Вас на страницах сайта. Желаю успехов в дальнейшем оформлении страничек. Мой + в поддержку. Спасибо за полезную информацию.
Людмила Расторопова, дата: 02.05.2015 в 10:53  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ