С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Надежда Царькова, (на сайте с 30.05.2018 г.)
Был(а) на сайте 5 лет назад
Рейтинг: 0/0
683
просмотра
0
комментариев
10 379
место в рейтинге
Личные данные
Фамилия Царькова
Имя Надежда
Отчество Сергеевна
Дата рождения 19.10.1967 г.
Пол Женский
Гражданство РФ
Место жительства г.Москва, Яхромская,д.1а, кв.180
Контактный телефон +79091644795
Место работы ГБУО ЦР ТДЮ " Гермес"
Юридический адрес г. Москва, Учинская, д.10
Образование Высшее
Специализация Техник технолог общественного питания
Трудовой стаж 36 лет
Педагогический стаж 7 лет
Учебная нагрузка 18 часов
Квалификационная категория 1кат.
Дата присвоения категории 25.06.2013
Дата начала ведения портфолио 01.09.2011
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Московский техникум общественного питания Министерства торговли РСФСР
Год окончания: 1989
Уровень образования: Среднее
технология приготовления пищи
техник-технолог
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Художественное образование: тенденции современного развития
ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Федеральный
72 21.11.2015... У-10335/б
2 Информационные технологии в учебном процессе
ГБОУ г. Москвы, " Московский центр технологической модернизации образования" Департамента образования города Москвы
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Федеральный
72 04.06.2013... 02.ИТО.2012-2013.59.12
Награды, грамоты, благодарственные письма учащихся
Файл Описание
1 1085058908.jpg Сертификат Ахматову Сергею за активное участие в дистанционном отборочном этапе Чемпионата по компетенции "Кулинарное дело" возрастная категория 14+
2 645123726.jpg Сертификат Долговой Дарье за активное участие в дистанционном отборочном этапе Чемпионата по компетенции "Кулинарное дело" возрастная категория 14+
3 307856072.jpg Шукаев Влад за 1 место в окружном конкурсе на противопожарную тематику "Огонь-друг, огонь-враг" в номинации "Моделирование"
Награды, грамоты, благодарственные письма педагога
Файл Описание
1 804451604.jpg Сертификат за активное участие в дистанционном отборочном этапе Чемпионата по компетенции "Кулинарное дело" возрастная категория 14+
2 1760187798.jpg Благодарственное письмо от родителей .
3 Не загружен Грамота за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие пространства Северного округа.
4 933438966.jpg Благодарственное письмо за подготовку лауреатов в окружном смотре-конкурсе "Огонь-друг, огонь-враг"
Методическая деятельность (текст)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа  (дополнительная общеразвивающая программа) «Школа юных кулинаров» имеет техническую направленность и относится к базовому уровню.
Педагогическая целесообразность и актуальность программы. Важнейшей задачей обучения является подготовка воспитанников к дальнейшей самостоятельной трудовой и семейной жизни.
Сотни рецептов различных блюд вписаны в мировую кулинарную книгу. Кулинария имеет многовековую историю, отражающую древнюю отрасль деятельности человека, его материальной культуры, собравшую воедино опыт и навыки приемов приготовления пищи разных народов, дошедших до нашего времени. Еда и все, что с ней связано – неотъемлемая часть материальной культуры любого народа, и поэтому питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной бытия человека. Культура питания является общей культурой человека. И дело не только в том чтобы знать, в какой руке держать нож, а в какой – вилку. Нужно еще знать – основы рационального питания.
Известно, что знания подрастающего поколения о таких важных и необходимых каждому современному человеку вещах, как здоровое питание, здоровье сберегающие приёмы организации повседневной жизни, минимальны. Это  обстоятельство неизбежно сказывается на физическом и умственном развитии детей, влияя на их успехи в школе, личностную самореализацию. Здоровье людей во многом зависит от правильно организованного питания.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы связаны с необходимостью освоения детьми современного подхода к рациональному и здоровому натуральному питанию. Сегодня это – важнейшая составная часть формирования в российском обществе здорового образа жизни.
Однако в настоящее время решение этой задачи сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем. Во всём мире, включая нашу страну, идёт процесс унификации, упрощения процесса питания, распространения общих стандартов, подчинённых прагматичным интересам индустрии питания. Развитие научно-технического прогресса в области пищевой промышленности, погоня за прибылью компаний-производителей, максимальное продление срока годности продуктов, упрощение технологий производства приводят к насыщению натуральных продуктов питания искусственными добавками, действие которых на человеческий организм ещё до конца не изучено.
Эта проблема поднимается рядом российских и зарубежных ученых, Институтом питания РАМН, однако рыночные отношения диктуют свои правила.
С помощью средств массовой информации потребителям зачастую навязываются стереотипы питания, которые не всегда отвечают критериям здоровой, полезной пищи. Можно говорить об опасности возникновения у них ещё одного вида зависимого поведения – поведения в сфере питания, при котором усваивается легкомысленное, поверхностное отношение к пище, ориентированное на следование тому, что «модно», «стильно», а не тому, что действительно полезно и необходимо. Негативные последствия такого поведения для будущей взрослой, в первую очередь, семейной жизни, ни в коем случае нельзя недооценивать.
В основу концепции программы легло представление о том, что процесс социализации ребёнка, его разносторонней подготовки к взрослой жизни, формирования гражданских качеств, невозможен без обращения к богатейшему опыту, накопленному в народной культуре. От поколения к поколению передавались секреты национальных блюд, рецепты засолок, тонкости пекарского мастерства, умение накрыть стол, принять гостей, отметить праздник. Впоследствии это помогало юным хозяйкам в самостоятельной жизни. Всего лишь век, а то и меньше назад, невозможно было себе представить выходящую замуж девушку, которая не владела бы десятками, а то и сотнями приёмов кулинарного мастерства.
Сегодня, к сожалению, родителям некогда, а зачастую и нечего, передать своим детям в качестве собственных семейных традиций кулинарии. В большинстве городских семей позабыты секреты многих блюд, утрачивается традиция совместного с детьми приготовления не только будничных, но даже и праздничных обедов и ужинов, исчезает привычка дружеского общения за столом.
Однако нельзя не учитывать, что культура питания, к разным элементам которой ребенок приобщается по мере своего развития, оказывает на него комплексное воздействие. Во-первых, культура питания играет важную социальную роль, содействуя социализации детей и подростков, приобретению опыта хозяйственной деятельности в семье и других коллективах, подготовке к этой важной составляющей части их будущей взрослой жизни.
Во-вторых, культура питания способствует обеспечению здоровья ребенка: без здорового, полноценного и разумно организованного питания невозможно добиться гармоничного физического и умственного развития детей.
В-третьих, культура питания содействует развитию нравственных и эстетических качеств детей. Приготовление и потребление пищи исторически являлось составной частью различных обрядов и ритуалов, которые формировали связанные с национальной культурой ориентации и установки, а также способствовали выработке присущего ей понимания красоты и гармонии.
Постигая азы кулинарного мастерства, дети будут лучше понимать те или иные стороны национальной традиционной культуры, связанные с питанием, смогут увидеть смысловую глубину и внутреннюю гармонию, которые скрываются за внешне простыми приёмами приготовления и потребления еды, сложившимися в нашей стране.
Таким образом, приобщение детей к кулинарному искусству собственной страны может и должно стать средством комплексного обучающего, воспитательного и здоровье сберегающего воздействия, содействующего приобретению социально значимых знаний, умений и навыков, развитию личностных качеств.  
Новизна и отличительные особенности программы. Программа «Школа юных кулинаров» по своим целевым установкам, структуре и содержанию существенно отличается от традиционных программ по кулинарии, в частности, от широко известной программы для общеобразовательных школ В.И. Ермаковой «Основы кулинарии» (Ермакова В.И. Программы общеобразовательных учреждений: Основы кулинарии: 10-11 кл. М.: Просвещение, 2003) и  программы дополнительного образования детей Е.Е. Лебедевой  «Берегиня» (русская кулинария и современная культура питания) (Лебедева Е.Е.  «Берегиня», Центр художественного образования. М., 2008.).
Эти отличия заключаются в следующем:
  • в изучении основ кулинарии на материалах национальных кулинарных традиций, при этом национальная русская кухня рассматривается как часть материального и духовного наследия русского народа;
  • в изучении связи культуры питания с бытовой культурой народов;
  • в увеличенном количестве рецептов национальных русских блюд; 
  •  в знакомстве обучающихся с некоторыми особенностями кухонь народов мира;
  •  в акцентировании внимания на основах здорового питания детей и подростков;
  • в большем, чем в традиционных школьных программах, объёме практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, в том числе и с литературой.
Таким образом, новизна данной программы состоит в том, что она ставит и решает традиционную для подобных программ задачу обучения детей основам кулинарии в широком культурологическом контексте с использованием приёмов художественного творчества и современных здоровьесберегающих технологий. 
Учебный материал программы подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных возможностей и интересов.
Цель программы: подготовка обучающтхся к адаптации в жизненном пространстве, формирование у детей устойчивой мотивации к здоровому питанию посредством постижения ими основ кулинарного искусства, формирование знаний о разнообразии пищи, её лечебных свойствах, о культуре питания.
Задачи программы  
Обучающие:
  • формирование у детей представлений о рациональном и здоровом натуральном питании;
  • формирование знаний о разнообразии пищи и её лечебных свойствах;
  • знакомство с историей кулинарии;
  • обучение технологии приготовления основных блюд русской и национальной кулинарии;
  • знакомство с организацией труда при приготовлении пищи;
  • обучение приёмам художественного оформления блюд и сервировки стола;
  • обучение технологии карвинга, пастилажа и айсинга;
  • ознакомление с технологией осуществления проектно-исследовательской деятельности в сфере изучения кулинарных традиций.
Развивающие:
  • развитие интереса к творческому познанию и самовыражению;
  • развитие интереса к кулинарному искусству;
  • формирование устойчивой мотивации к здоровому питанию;
  • развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;
  • развитие эстетическое восприятие и творческое воображение.
Воспитательные:
  • воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости, упорства в достижении цели;
  • воспитание культуры здорового питания;
  • воспитание культуры поведения в социуме, уважительного отношения между членами коллектива в совместной трудовой и творческой деятельности;
  • воспитание любови и уважения к традициям русской и национальной кухни.
 
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 3 года обучения. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 324 часов.                                                             
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей обучающихся (знаний, умений, навыков).
Возраст обучающихся: от 9 до 17 лет.
 
Форма и режим занятий
Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа. Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха. Такой режим занятий обусловлен спецификой работы – приготовлением на занятии кулинарных блюд.
Количество обучающихся в группах: до 20 человек.
 
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, и делятся на три группы: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
 
К концу 1-го года обучения ребенок будет
знать:
  • основы техники безопасности при работе на кухне (работа с колющими и режущими инструментами, мясорубкой, кухонным комбайном и др., нагретыми духовкой и плитой, микроволновой печью, электроприборами);
  • азы рационального питания и здорового образа жизни;
  • как  рационально организовывать своё рабочее место, аккуратно выполнять работу, красиво оформлять готовые изделия;
  • технику безопасности и личной гигиены при работе с пищевыми продуктами;
  • принципы приготовления некоторых блюд и кухонь народов мира;
  • основы исследовательской и проектной работы.
уметь:
  • работать с ножом;
  • сервировать стол к завтраку, обеду и ужину;
  • готовить первые  и вторые блюда;
  • готовить салаты и закуски;
  • украшать приготовленные блюда;
  • готовить тесто и изделия из них;
  • украшать кондитерские изделия в технике айсинг и пастилаж.
 
У обучающихся детей будут развиты и закреплены следующие личностные качества:
  • терпение, настойчивость, желание добиваться хорошего результата;
  • умение работать в коллективе;
  • ответственность;
  • отзывчивость, умение помогать друг другу в процессе работы
  •  личная потребность в проявлении художественного вкуса;
  •  интерес к творческому познанию и самовыражению через проектно-исследовательскую деятельность;
  •  устойчивая мотивация к здоровому питанию и образу жизни;
  •  умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков.
 
К концу 2-го года обучения ребенок будет
знать:
  • безопасные приемы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;
  • виды продуктов, их питательную ценность;
  • основы здорового образа жизни;
  • основные правила приготовления пищи;
  • наиболее распространенные ошибки в питании;
  • принципы формирования национальной кухни;
  • основные этапы исследовательской и проектной работы.
уметь:
  • соблюдать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;
  • осуществлять модернизацию рецептуры блюда;
  • соблюдать правила здорового питания;
  • готовить  изделия из дрожжевого теста – пирожки, пироги, расстегаи, ватрушки, шанежки, пиццы, булочки, кулебяки и т.д.;
  • приготавливать пресное тесто и изделия из него – калитки, чебуреки, кыстыбеи и т.д.;
  • украшать кондитерские изделия в технике айсинг и пастилаж.
 
У обучающихся детей будут развиты и закреплены следующие личностные качества:
  • трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, упорство в достижении цели;
  • самостоятельность в работе;
  • уважительное отношение к членам коллектива в совместной творческой деятельности;
  • интерес к творчеству в области кулинарного искусства;
  • устойчивая мотивация к здоровому питанию и образу жизни.
 
К концу 3-го года обучения ребенок будет
знать:
  • физиологию пищеварения, роль химических компонентов пищи в обменных процессах и условиях качественного ее усвоения;
  • способы горячей обработки продуктов, их преимущества и недостатки;
  • технологии приготовления блюд и изменения состояния продуктов в результате их кулинарной обработки;
  • принципы подбора гарниров и пищевых добавок к мясным блюдам;
  • условия обеспечения сбалансированного питания;
  • правила культуры питания;
  • влияние экологии на качество продуктов;
  • виды презентации результатов исследовательской и проектной работы.
уметь:
  • осуществлять поиск необходимой информации;
  • определять питательную ценность пищи;
  • разрабатывать рецептуру блюда и меню трехразового питания в соответствии с нормами содержания белка, жиров и углеводов в дневном рационе питания;
  • подбирать продукты для гарниров и добавок к пище животного происхождения;
  • находить способы устранения причин снижения качества пищи.
 
У обучающихся детей будут развиты и закреплены следующие личностные качества:
  • чистоплотность, настойчивость в достижении цели;
  • заботливое отношение к близким;
  • ценностное отношение к окружающему миру;
  • уважительное отношение к традициям русской кухни..
 
Обучение по программе «Школа юных кулинаров» проводится в двух направлениях:
  • усвоение теоретических знаний;
  • формирование практических навыков.
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
  • комбинированное учебное занятие;
  • организация праздничного застолья;
  • экскурсионное занятие.
Традиционно занятие, как правило, имеет следующую структуру:
  • краткое повторение пройденного материала;
  • изучение новой темы;
  • работа со специальной литературой;
  • вводный инструктаж;
  • практическая работа по приготовлению блюда;
  • сервировке стола с текущим инструктажем;
  • дегустация;
  • обсуждение результатов занятия (рефлексия);
  • подведение итогов (обратная связь);
  • уборка помещения.
 
Формы подведения итогов реализации программы
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических  умений.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация)  проводится 1 раз в год (декабрь) в форме выполнения творческого проекта.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
Занятия в объединении завершается выполнением и защитой проекта. Педагог распределяет обязанности среди обучающихся, закрепляет за ними определенные участки работы и в дальнейшем фактически является наблюдателем, контролируя и направляя работу ребят. Обучающиеся показывают гостям оформление готовых блюд, рассказывают о правилах сервировки и поведения за столом, дают советы по приготовлению различных блюд, угощают гостей чаем.
В конце обучения проводится итоговое занятие.
 
Участие в конкурсах, выставках является внешней оценкой результатов работы по программе.
Результатом обучения по программе является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный ДОгМ перечень, не менее 50% учащихся; включение в число победителей и призёров общегородских мероприятий  не менее 10% учащихся; переход на углубленный уровень - не менее 25% учащихся программе.
 
Методическая работа (таблица)
Год Тема Место
1 2018 Открытое занятие "Суши и роллы" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
2 2018 Мастер-класс " Карвинг" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
3 2017 Открытое занятие " Масленица" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
4 2016 Открытое занятие " Новогодний стол" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
5 2015 Открытое занятие " Итальянские паста" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
6 2015 Мастер-класс "Украинский борщ" для воспитанников ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
7 2013 Открытое занятие " Покровские посиделки" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
8 2014 Открытое занятие " Торт для мамы" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
9 2014 Открытое занятие " Рождественские встречи" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
10 2017 Статья "Чудеса на кухне" в Учительской газете. Москва ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
11 2013 Открытое занятие "Пасхальные блюда" ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
12 2016 Мастер-класс "Русские пельмени" для делегации представителей школ Италии ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"

Комментарии (0)

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ