С нами 10608 учителей, 3972 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Максимально комфортные и здоровьесберегающие условия труда на рабочем месте
Просмотров: 305, дата: 31.07.2016, автор: Ольга Степанова
По материалам книги А.С. Бикеевой
«Уроки психологии для школьного учителя:
 советы усталому педагогу»

Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные и здоровьесберегающие условия труда. Легко советовать, «Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия», но как это сделать в реальной жизни? Да, не так-то просто, но в любом случае мы должны обладать самодисциплиной отдыха и расслабления на своём рабочем месте. Конечно, установить в своём рабочем кабинете джакузи нам вряд ли удастся, но мы можем окружить себя простыми мелочами, которые создают настроение и снимают, хотя бы в какой-то степени, напряжение в течение рабочего дня. Постоянно во время своей рабочей смены устраивайте себе паузы, минуты, мгновения отдыха, продуманные и организованные заранее. Вот несколько простых советов на этот счёт.
 
1) Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной.
   
Учитель, ведя уроки, очень много времени проводит на ногах. Да и по школе за день мы порой набегаем пару километров: то в учительскую за журналом, то в столовую, то на другой этаж сделать объявление, то в другое крыло школы к завучу или к коллеге и так до бесконечности. В конце рабочего дня ноги учителя просто гудят, а ведь не будешь вести последние два урока сидя. Не скажешь ведь детям, что с ног валишься от усталости. Вместо этого заведите для себя одну простую, секретную для всех остальных, привычку – менять обувь в течение рабочего дня. Скажем, первую половину рабочего дня вы провели в одной паре обуви, вторую половину дня – в другой, т.к. на одной из перемен быстренько, втайне ото всех, переобулись. Уверяю вас, этот простой секрет с переобуванием с благодарностью оценят ваши ноги.
2) Заведите себе симпатичный и не большой по размерам, а, следовательно, не очень тяжёлый, термос.
Идея – изобретение педагога – новатора Ильина. Каждое утро или накануне вечером делайте себе отвар из трав и приходите на работу с термосом. На перемене останьтесь, по возможности, наедине хотя бы на несколько минут и попейте горячего травяного настоя. В принципе, ничего страшного, если вы будете прихлёбывать на перемене чаёк из элегантного бокала и при учениках. По-моему, в этом нет ничего криминального. А при первых признаках першения в горле можно приносить на работу термос с горячим молоком, с растворённым в нём сливочным маслом и мёдом. Впрочем, рецептов народных средств лечения сейчас публикуется огромное количество. Так что, как говорит Ильин, «Ищите свой термос!» Филологическая объяснялка. Английское выражение: a frog in one’s throat. Дословный перевод: лягушка в чьём-то горле. Русский эквивалент: хрипота, спазмы в горле. Уважаемые коллеги, пусть у вас в горле никогда не будет лягушек!
3) Кроме того, заведите в своём рабочем кабинете электрочайник, баночку с кофе, чайные пакетики и т.д. Устаивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
4) Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты. Два-три орешка, пара ягодок кураги или чернослива в середине рабочего дня с чайком или кофейком поднимут ваше настроение и, если уж не снимут напряжение рабочего дня до конца, то, по крайней мере, значительно ослабят его.
5) Закройтесь на перемене на 5 минут в своём рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40-50 раз максимально высоко. Даже эта небольшая физическая нагрузка поможет стряхнуть часть напряжения.
6) Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику. Вариантов такой гимнастики много. Самые простые: а) просто максимально глубоко подышите свежим воздухом в течение 1-2 минут (только не простудитесь!); б) подышите с задержкой дыхания - спокойно вдыхайте, а выдыхайте в два раза дольше, медленнее; в) подышите с паузами: вдохнули – пауза, задержка дыхания; выдохнули – пауза, задержка дыхания. Учитель должен за перемену перед следующим уроком отдохнуть и восстановиться. Поэтому вы просто обязаны хотя бы пять минут времени уделить себе, только себе, лично себе. Вы должны это сделать. Вы обязаны это делать постоянно изо дня в день.
7) Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты. Делать это можно даже и по расписанию, так удобнее: понедельник – яблоко; вторник – апельсин; среда – банан и т.д. Для этого хороши и овощи – морковка, кусочки сырой (!) тыквы и листок тоже сырой капусты и др., а также любые сухофрукты.
Кстати, именно сухофрукты дают нашему мозгу так нужную ему глюкозу для максимальной умственной производительности. Да и вообще нам нужна дополнительная энергия. Хороши на рабочем месте разные орехи и мюсли. Их можно съедать в течение рабочего дня, запивая соком, кефиром, ряженкой. Пакет с любым кисломолочным продуктом не так уж и тяжело приносить на работу с собой. Два-три урока он точно может лежать на вашем подоконнике, вполне обходясь без холодильника. НеплохоА.С. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу ежедневно проглатывать по витаминке, сейчас их продаётся великое множество, самых разных. Ищите свои витамины! Хорошо держать в своём рабочем кабинете и бутылочку минеральной или просто очищенной воды, а, возможно, и коробочку сока небольших размеров. Изыскивайте возможность съедать хотя бы один фрукт в течение рабочего дня. Конечно, можно брать с собой на работу и шоколадку, и бутерброд с любимой колбаской, но фрукты и овощи – обязательны. Просто призыв: Ни дня без фрукта! *В английском языке есть пословица: Кушай по яблоку в день, и доктор не понадобится. Можно эту пословицу немного подкорректировать: Кушай по яблоку в день и побеждай свою лень! Заведите для пищи, которую вы берёте с собой на работу, пластиковый контейнер или пластмассовую коробочку подходящих размеров и каждый ваш рабочий день приносите её с собой в свой рабочий кабинет. Нет своего кабинета? Устраивайте себе чайные, кофейные, шоколадные, фруктовые паузы в учительской, столовой, библиотеке. А коробку с пищей готовьте дома вечером накануне рабочего дня, чтобы утром просто взять её из холодильника и положить себе в сумку, не затрачивая на приготовление всего этого драгоценных утренних минут.
8) Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы. Кончиками своих пальцев помассируйте волосяные покровы головы у самых корней волос. Для этого нужно 5- 10 минут времени и, главное, не лениться делать это. Нет возможности заниматься этим на своём рабочем месте? Уединитесь, в конце концов, в общественном туалете на 5 минут. Где угодно, но делайте это. *Здоровая привычка – здоровая натура!
9) Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам: положите под стекло на своём рабочем столе рисунки своего ребёнка; поставьте на стол или книжную полку фото ваших родных и близких; повесьте на стене свои грамоты и сертификаты, а также фотографии с выпускниками прошлых лет, с вашими любимыми учениками; снимки, сделанные на разных классных и внеклассных мероприятиях, поездках, походах, экскурсиях; расставьте, где позволяет место, свои любимые сувениры и статуэтки. Время от времени бросайте свой взгляд на всё это и вспоминайте что-то хорошее и доброе, что греет вам душу. Организуйте у себя в кабинете небольшую доску со сменяемыми плакатами, выписывайте интересные цитаты и философские высказывания и помещайте на эту доску. Ваши же ученики могут легко набрать и распечатать всё это на компьютере, они теперь владеют этим лучше нас, учителей. В течение рабочего дня подойдите к доске и перечитайте высказывания умных людей, обсудите их с учениками. Делайте это больше для себя, а не для воспитания учеников. Пусть мудрые мысли будут вашими попутчиками в жизни.
10) Создайте и постоянно поддерживайте в своём рабочем кабинете красоту и уют. Мне всегда нравилось иметь в кабинете палас на полу, чуть в стороне от парт. На нём хорошо было за 10 минут до звонка сесть прямо на пол с малышами и разыгрывать сказки и сценки, закрепляя изученную на уроке новую лексику. Нет такой возможности? Разведите кругом живые цветы, они прекрасно регенерируют позитивную энергетику, заведите аквариум с рыбками, принесите из дома и попросите об этом же ваших учеников свои любимые книги и поместите их на книжные полки рядом с учебной и справочной литературой. Одна моя коллега втиснула в свой рабочий кабинет два мягких кресла. Но на уроке туда могли садиться только ученики, подготовившие творческий диалог, чтобы представлять его всем ребятам. А на перемене моя коллега сама отдыхала в этих креслах. После уроков она на них же проверяла ученические тетради, удобно развалившись на одном из кресел и вытянув свои ноги на другом. Она мотивировала это тем, что позвоночник очень устаёт от многочасового стояния и сидения на жёстком стуле. Другая моя коллега увлекалась макраме, так она развесила свои любимые работы на стенах своего кабинета, а к ним английскими булавками прикрепляла материал, изучаемый в тот момент на уроках, булавки легко входили в верёвочную основу этих оригинальных стендов, а она сама с удовольствием меняла учебный материал.
Поставьте на своём рабочем столе яркую настольную лампу, развесьте на стенах красивые бра. Приобретите для кабинета дезодорант воздуха со спокойным не резким ароматом.
11) Храните в своём рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя. Устали? Закройтесь в своём кабинете, причешитесь, подправьте макияж, подкрасьте губы, воспользуйтесь любимым дезодорантом или духами. Можно хранить в своём кабинете и щипцы для завивки волос и лак для укладки. Вам решать, что именно.
Всё зависит от того, чем вы обычно пользуетесь. Надо организовать двойной набор простых косметических и парфюмерных средств в своём рабочем кабинете и хранить его в укромном месте, вдалеке от любопытных детских глаз. Хорошо иметь два зонтика: один - дома, другой – в своём рабочем кабинете.
12) Всегда имейте на своём рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором хорошо вам знакомых, всегда вам помогающих и обычно вами употребляемых медикаментозных средств.
Всё необходимое должно быть у вас под рукой в случае необходимости.
13) Соберите в своём рабочем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет. Поставьте на перемене кассету с классической музыкой. Приучите своих учеников либо молча находится в учебной аудитории, либо покидать её на перемену со звонком. Объявляйте на каждой перемене в своём кабинете «5 минут молчания», «10 минут тишины» во время звучания того или иного музыкального фрагмента. Мы с ребятами любили на переменах ставить кассету с записями природных звуков: шум дождя, морской прибой, шум водопада, шум ветра, звуки леса с пением птиц. Кассет и компакт дисков сейчас в продаже великое множество. Выбирай – не хочу! Мои ученики полюбили делать грамматические контрольные и разного рода тесты под кассету с записью природных звуков. Дорого покупать всё это? Обратитесь к ребятам и родителям. Вместо традиционных букетов и коробок конфет пусть подарят вам от всего класса или группы подарят для кабинета кассету или компакт диск с классической или успокаивающей расслабляющей музыкой. Мне думается, если вы толково объясните родителям, зачем и какие кассеты вам нужны, через 1-2 года у вас их будет целая коллекция. Надо лишь всё умело организовать. Однажды у меня была просто «бешеная» группа. Каюсь, так я её про себя называла. И вот не повезло, в субботу нам по расписанию поставили сразу два урока английского языка – четвёртым и пятым уроками. Мне было очень тяжело вести уроки в этой группе. Но совершенно невыносимой становилась для меня 15-минутная перемена между четвёртым и пятым субботними уроками. С этими детьми никакая классическая музыка не помогала. Шум моря и чаек тоже были бессильны.
В общем-то, это были дети как дети, просто супер- гипер-экстра активные. Ну что ж, нормальные подвижные дети. Но что с ними делать 15 минут на перемене, я просто не представляла. Если же ими не заниматься вовсе, они буквально разносили по кирпичикам всю школу. Что делать? Уставала я с ними страшно. Неожиданное решение проблемы мне подсказали сами дети. Однажды девчонки принесли в класс какую-то кассету, на мой взгляд, с «бешеной» музыкой и предложили мне: «Давайте потанцуем на перемене!» Сначала мне идея показалась дикой. Но потом я так с этими детьми и танцевала все перемены в течение трёх лет. Звонок с одного урока английского языка, я прошу их быстро приготовиться к следующему занятию – уроку домашнего чтения и ставлю их кассету. И мы все вместе танцуем в течение 15 минут перемены. Ученики мои каждую неделю приносили новую запись. Танцы эти по истине сотворили чудо. Ребята разряжались на перемене, переключались с английского языка на физическую активность и после этого весь следующий пятый урок работали гораздо эффективнее. Потом я ребятам пообещала, что если наш урок домашнего чтения (тот самый пятый урок в субботу) проходит организованно и продуктивно, то мы танцуем ещё 15 минут после этого урока. Так мы с ребятами танцевали и учили английский. Но, что самое поразительное, я в субботу, уходя с работы после уроков и танцев, уже не чувствовала себя такой смертельно усталой в конце целой трудовой недели как раньше. С другой «проблемной» группой я стала на переменах рисовать, тут же вывешивая их работы на стенде в классе. Так что, уважаемые коллеги, ищите свой термос и свой танец. Почти философская размышлялка. Проблемы надо не бесконечно иметь, а, по возможности, сразу решать. Вы всё равно устали? Значит, мало делали и совсем мало сделали, чтобы устать меньше. Главное, не надо лениться и стесняться в создании для себя, любимых, комфортных условий труда. Устали? Так делайте же что-нибудь, чтобы расслабиться и отдохнуть. Возможно, у вас не получится все пять школьных перемен посвящать себе и только себе. Наверняка, найдутся какие-то другие неотложные дела, или настырно-назойливые люди, желающие у вас эти драгоценные минуты отдыха отобрать. Ну что ж, все пять школьных перемен посвятить себе, собственному отдыху и расслаблению не получается. Организуйте 2-3 подобные перемены. Или хотя бы одну. Это всё равно будет лучше, чем ни одной. Думайте и действуйте! И не говорите, что у вас на работе нет времени минуту постоять у открытого окна или съесть дольку апельсина или выпить чашечку кофе или бросить взгляд на любимые цветы и фотографии. Это не времени у нас нет, это мы – слабые организаторы и бездарные менеджеры своего времени, своего рабочего дня, своего рабочего места и своих сил. Ищите резервы времени и возможности создания хотя бы минимального комфорта на работе, причём комфорта не только физического, но и душевного. А в конце рабочего дня, уже дома можно подвести итоги: что я сделала для своего отдыха и для снятия напряжения в течение рабочего дня? А какие ещё возможности были мною упущены сегодня? И ни в коем случае не упускайте их завтра, в ваш следующий рабочий день. Помните, никто не будет заботиться о ваших комфортных условиях труда, о вашем отдыхе и расслаблении в течение рабочего дня кроме нас самих. И, если вы в конце учебного года ощущаете себя либо выжитым лимоном, либо загнанной лошадью, в этом есть большая часть и вашей собственной вины. Изменяйте свои привычки, в том числе трудовые. Реорганизовывайте свою производственную жизнь. Постоянно и неукоснительно ищите резервы отдыха и снятия напряжения. Всё больше и больше переходите на рельсы здорового образа жизни и здоровьесберегающих условий труда. В наше время много говорят и пишут о здоровом образе жизни и об этих самых условиях и технологиях. Так давайте создавать у себя на рабочем месте комфортный и здоровый образ жизни и труда учителя и неукоснительно ему следовать. Причём, как мне кажется, не стоит начинать новую жизнь с  каждого приходящего понедельника. Не надо резких движений, глобальных немедленных ломок и крупных, крутых перемен. Это – сложно, это может лишь осложнить нашу жизнь. Давайте работать над деталями и мелочами. Ведь именно из них строится наша жизнь. Именно мелочи нам порой и отравляют всю жизнь. Итак, придумываем для себя милые мелочи, которые бы наполняли нашу каждодневную рутину радостью и комфортом. У меня для вас, уставшие учителя, нет готового «Рецепта комфортного образа жизни и работы учителя». Именно вы, вы сами, должны его ежедневно создавать, постоянно искать и находить. У каждого он, этот образ, будет свой. Лишь бы наши усталые от школы и уставшие от нездорового образа жизни и труда учителя находились в этом постоянном поиске. И не прекращали этот поиск никогда. А наш хронически переутомлённый и постоянно перегруженный всевозможными нагрузками организм ответит нам на это благодарностью в виде хорошего самочувствия и бодрого настроения. Просто пожелание: Уважаемые коллеги! Ежедневно доставляйте себе хотя бы маленькие приятности. А уж что касается неприятностей, можете не волноваться, найдётся великое множество людей, их вам постоянно доставляющих.
 
А.С. Бикеева:
Создайте на своём рабочем месте
максимально комфортные и здоровьесберегающие условия труда

 
Источник: А.С. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу.  http://englishsecrets.ru/downloads/Uslovija_truda.doc
 

Комментарии

#1 Ещё есть время до 1 сентября. Мы успели отдохнуть и уже скучаем по своим школам. По своим урокам. Как-то сидя в просторах интернета, я встретила прекрасного человека. Алина Бикеева. Очень понравилась встреча с ней. И с радостью предлагаю её идеи своим коллегам. Так легко читается и так всё просто. А не гениально ли всё то, что просто? Можно ответить только: да,да,да!
Ольга Степанова, дата: 31.07.2016 в 4:22  
#2 Ольга Михайловна, прочитала советы психолога. Такие советы буду полезны не только педагогам, но и работникам, работающих в других сферах деятельности. Когда читала советы, то поймала себя на мысли, что большая часть из них мною выполняется в течении года ежедневно, но вот только косметичку надо действительно туда ещё принести, а так практически всё имею. Ещё неплохо было бы создание и оборудование комнаты релаксации для педагогов, чтобы на переменах там привести свои мысли в порядок, по той лишь простой причине, что кабинеты не всегда закрываются на переменах.
Наталья Чубаева, дата: 31.07.2016 в 8:17  
#3 Ольга Михайловна, здравствуйте, соглашусь со своей коллегой по школе Натальей Николаевной. Такие рекомендации выполняются каждым педагогом нашей школы. Единственное что я наверное переборщила с 10 парами обуви и 3 запасными косметичками. Одним из обязательных предметов косметики учителя должен быть крем для рук. Красивые и ухоженные руки - показатель некоторых черт характера самого учителя.
Валерия Борисовна Буданова, дата: 31.07.2016 в 8:33  
#4 Спасибо, коллеги, за интерес к моей теме. Автор - удивительейшей души человек. Её советы оптимистичны и всегда практичны. Читаются легко и радостно.
Ольга Степанова, дата: 31.07.2016 в 8:57  
#5 Ольга Михайловна, здравствуйте! Спасибо за интересную и злободневную тему. Спасибо за размышления о содержании прочитанного. Я внимательно прочитала весь материал блога. Подумала о том, что последние годы что-то делаешь для собственного комфорта, но все равно устаешь. Читая и размышляя над каждым предлагаемым советом, что-то для себя возьмешь. Спасибо и А.С. Бикеевой за ее доброжелательные, направленные и заботливые «Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу»
Светлана Жарикова, дата: 31.07.2016 в 10:35  
#6 Ольга Михайловна, здравствуйте,спасибо за материал блога. Замечательные «Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу» А.С. Бикеевой. Мы все и ежедневно, отправляясь в школу, планируем свой маленький перекус, крошечную отдушину в виде музыкальной паузы, самомассаж головы и ног, но, к большому сожалению, на все эти необходимые для нас мелочи, времени не хватает. Сколько раз я приносила домой после работы бутерброды, яблоки, даже маленький термос с фруктовым чаем. А как важно для нас соблюдать комфортные условия своего труда и отдыха, советы даны правильные и доступные, нужно постараться их применять
Валентина Титова, дата: 01.08.2016 в 21:07  
#7 Ольга Михайловна, спасибо за материал блога! Я проанализировала свой кабинет и могу сказать, что в нём уже созданы такие условия для прекрасной работы!Спасибо Вам!
Елена Фотеева, дата: 17.08.2016 в 20:09  
#8 Да. Елена Николаевна, данный материал нас убеждает в том, что мы многое делаем именно так, как говорит об этом прекрасный педагог и оптимист, и в нас вселяет оптимизм! Какими простыми словами , каким простым языком и как привлекательно она обо всём этом рассказывает. Молодец! Ну не зря же есть такая истина жизни: всё простое - гениально! Всё то, о чём автор говорит здесь, - наша повседневная жизнь, наш воздух и наша вода! Спасибо, коллега, за интерес к теме.
Ольга Степанова, дата: 18.08.2016 в 9:35  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.