С нами 13972 учителя, 4949 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Омский Христо - Рождественский кафедральный собор открывает духовные страницы для каждого из нас
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 150»








Омский Христо - Рождественский кафедральный собор
открывает духовные страницы для каждого из нас




Симоненко Алена,
10 класс,
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 150».
Руководитель:
Мазурова Татьяна Михайловна,
учитель музыки,
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 150»

Омск, 2010



Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1 Небесный островок на грешной земле………………………..…4
1.1. Богослужение первых христиан………………………………....5
1.2. О месте Богослужения первых христиан……………….....…..5
1.3 Почему мы называемся православными христианами…....…6
1.4. Устройство храма…………………………………………….....…6
1.5. Иконостас……………………………………………………..…….9

Глава 2 Христо-Рождественский кафедральный собор в духовной культуре города Омска……………………………...……………………………….…10
2.1. Праздник Рождества Христова……………………………....…10
2.2. Во имя Рождества Христова……………………………….……12
2.3. Почаевсквя икона Божьей Матери………………………..…...14
2.4.Молитва пред иконой Божией Матери, именуемой Почаевской.............................................................................................16

Глава 3 «Вопросы – ответы» для моих сверстников или «Если меня спросят, что я смогу ответить»……………………………….....................16

Заключение………………………………………………………………..…..20
Список использованной литературы………………………………….…..22




Введение
В праздничные дни центром духовных торжеств становится омский Христо – Рождественский кафедральный собор.
Вот уже который год омский памятник 2000-летию Рождества Христова собирает под своими сводами сотни людей. Возведение храмов, возвращение исконных святынь – важнейшая миссия нашего времени. Поэтому хочется обратиться к размышлениям о судьбе Христо – Рождественского кафедрального собора не только для истории родного города, но и моей семьи.
Объект исследования – культовая православная архитектура города Омска.
Предмет исследования – Христо – Рождественский кафедральный собор как одна из страниц духовной книги города Омска.
Цель исследования – раскрыть значимость омского Христо – Рождественского кафедрального собора как духовной святыни для истории города, моей семьи, моих сверстников.
Цель исследования определила решение следующих исследовательских задач:
-изучить устройство православного храма;
-рассмотреть историю рождения праздника Рождества Христова;
-изучить историю рождения иконографического образа Почаевской Божией Матери;
-раскрыть для себя ценность общения с духовной литературой через прикосновение к основам православной культуры, изучение молитвенного образа и духовных текстов;
-составить «вопросник с ответами» для всех, кто интересуется основами православной культуры;
-рассмотреть традиции православной культуры в семье;
-открыть личностное отношение к духовной традиции.


В исследовании исхожу из гипотезы, что изучение одной из страниц духовной книги города Омска расширит знания в области духовной (православной) культуры.
Методами исследования являются:
1.Теоретические – изучение и анализ литературы по теме «Культовая православная архитектура», «Православная икона», «Православные праздники», сравнительно-сопоставительный анализ возведения культовых сооружений;
2.Эмпирические – беседы в кругу семьи, создание «вопросника» для всех, кто желает обогатить свои духовные знания.
Практическая значимость исследования заключается:
- в разработке вопросов по темам «Основные понятия в православной культуре», «Омский Христо – Рождественский кафедральный собор», помогающих познакомиться с основами православной культуры;
- в участии в работе конференций по направлению «Нравственность и духовность в развитии общества» с целью накопления духовных знаний и обмена приобретенного личностного духовного опыта;
- в активном участии моей семьи в изучении вопросов духовного развития и его влияния на развитие и укрепление российской государственности.

Глава 1 Небесный островок на грешной земле
Храм – это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы. Храм – это центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и преображение. Здесь мы принимаем Причастие, получаем благословение на семейную жизнь (в таинстве брака), провожают в путь вечной жизни (в погребении).

В храме особенно чувствуется Благодать Божия. Помолившись в храме, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно. [6]

1.1. Богослужение первых христиан
По своим составным частям христианское Богослужение в первое время приближалось к иудейскому. Первое, что было заимствовано… - чтение Священного Писания…за чтением писания следовало его объяснение – оно имело характер слова, наставления (Деян.13. 15) и предлагалось преимущественно Апостолами… Далее в состав Апостольского Богослужения входили молитвословия. Христиане в своих Богослужебных собраниях творили молитвы, частью взятые из Ветхого Завета, частью собственные (Деян. 2,42)… Другими выражениями религиозных чувствований христиан были священные песнопения…
Чтение Священного писания с изъяснением и наставлением, молитва, пение – все это образовало первую часть Апостольского Богослужения. Вторая и главная его часть состояла в совершении таинства Евхаристии после вечери. [7; 156]

1.2. О месте Богослужения первых христиан
Христос, а с Ним и Апостолы учили, что не местом освящается Богослужение, а Богослужением место (Ин.4,21), и поэтому всякое место считали удобным для поклонения Богу. Но после Вознесения Христа преимущественным местом Богослужения сделались дома, с которыми были связаны воспоминания о Вознесшимся, дома, где Он являлся Апостолам по Воскресении. Скоро утвердился также обычай, чтобы богатые христиане отдавали свои дома для общественного Богослужения. Такова была, например, церковь Акилы и Прискиллы (1 Кор.16,19)…

Между действиями, сопровождавшими Богослужение апостольского времени, из Нового Завета, знаем о преклонении колен при молитве (Деян.9,40; 21,5; Еф.3,14), воздеянии рук (1 Тисм.2,8), о братском целовании (1 Пет.5,14; Кор.16, 20). [7; 157]

1.3. Почему мы называемся православными христианами
Мы называемся православными потому, что веруем так, как изложено в Символе веры, и принадлежим к основанной Спасителем на земле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая водительством Духа святого неизменно правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа, то есть принадлежим к Православной Христовой Церкви.
Все остальные христиане, которые исповедуют веру во Христа неодинаково со Святой православной Церковью, не принадлежат к ней. К ним относятся католики, протестанты, баптисты и сектанты. [3; 52]

1.4. Устройство православного храма
Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму – палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова. [6]
В первые три столетия христианства, из-за постоянных преследований, христианские храмы были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедования (313 г.), христианские храмы начали возникать повсеместно. [6]
Поначалу храмы имели форму базилики – продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или кольцом) и закруглением (апсидой) на противоположной выходу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых «нефами» (или кораблями).
Средний неф выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха. [6]
Вскоре стали возникать и другие формы храма. С V-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводами и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. [6]
Одновременно с принятием христианства на Руси возникает русская церковная архитектура. Ее характерной особенностью является устройство купола, напоминающего пламень свечи. [6]
Храмы с древних времен украшали города и села. Они стали символом одухотворенного мира, прообразом грядущего обновления вселенной. [6]
Храм венчается куполом1, изображающим небо. Купол венчает глава с крестом – во славу Главы нашей Церкви, Иисуса Христа.
Количество глав на храме различно. Например: одна глава указывает на Главу Церкви - Иисуса Христа. Две главы – два естества Иисуса Христа: Бог и человек. Три главы – три лица Святой Троицы; пять – Иисус Христос и четыре евангелиста. Семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов.
Девять глав – девять чинов ангельских. Тринадцать – Иисус Христос и двенадцать апостолов.
Иногда возводились храмы с большим количеством глав. Встречаются и двухэтажные храмы, в которых нижний этаж символизирует Церковь земную, воинствующую, а верхний – Небесную, вечно торжествующую.
В восточной части храма устроен алтарь, в западной, над входом в храм или отдельно, - колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.
Колокольный звон2 созывает на богослужение, а также сообщает о важнейших моментах церковной службы. [4]
Для строительства храма выбиралась самое красивое место, он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника, а иногда помогал миновать беду заблудившемуся в пургу. Формы, выбиравшиеся для строительства храма, глубоко символичны. Например, строились храмы в форме корабля. Это были продолговатые четырехугольные здания. Корабль здесь – символ спасения: в нем укрывается от гибели человек среди бушующего житейского моря. [4]
Строят храмы и в виде восьмиугольника, символизирующего Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к пещере и яслям, где родился Спаситель мира. [4]



Строились храмы и в виде креста, то есть в основании церкви возлежал Крест Христов, который из орудия казни и позора (ведь распятие на кресте было самой позорной и мучительной смертью) стал символом спасения через смерть и кровь распятого на нем Бога.
Распространены храмы и в виде круга, который является символом вечности, так как не имеет ни начала, ни конца. [4]
Христианский храм также разделяется на три части: алтарь, собственно храм и притвор. Первая от входа в храм часть (предхрамие) разделена на две части – внешний и внутренний притворы. [4]
Притвор – это задняя часть храма, где находится главный вход. В древней церкви он предназначался для оглашенных (готовящихся к принятию Крещения) и для кающихся (отлученных от Причащения за тяжкие грехи). Обычно притворы были большого размера, и иногда в них устраивались бассейны для Крещения взрослых. В настоящее время притворы сравнительно небольшие. В них продаются свечи и просфоры. Лестница, ведущая в приворот, и верхняя ее площадка называется папертью. [6]

1.5. Иконостас
Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом - перегородкой с множеством икон. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон.
В иконостасе имеются три двери, ведущие в алтарь: средняя Царские врата (через них Сам Господь, Царь Небесный, невидимо входит в Святых Дарах или Причащении) и две боковые (с правой стороны – южные, а с левой – северные). На царских вратах изображаются Благовещение пресвятой Богородицы и четыре евангелиста (Матвей, Марк, Лука и Иоанн), а на боковых – архангелы Михаил и Гавриил.
По правую сторону от Царских врат всегда находится икона Спасителя, а по левую – икона Божьей Матери. Справа от иконы Спасителя помещается храмовая икона с изображение события или святого, в честь которого освящен храм.
По бокам нижнего ряда иконостаса размещаются иконы особенно чтимых святых (Иоанна крестителя, Николая Чудотворца и др.) над царскими вратами всегда висит икона Тайной вечери, напоминающая о главном таинстве, совершаемом в храме: Причащении.
Иконостасы обычно имеют несколько рядов – ярусов. Во втором ярусе помещаются иконы двенадцати главных праздников, в третьем – апостолов, в четвертом – пророков. Верх иконостаса завершается крестом.
Иконостас обычно расположен на возвышение, называемой солеей. Солея предназначается для лиц, участвующих в богослужении. Середина солеи против Царских врат называется амвоном, здесь диакон произносит молитвы (ектеньи) и читает Евангелие, сюда же верующие восходят для причащения Святых Таин. По краям солеи находятся клиросы для чтецов и певцов. У клиросов ставятся хоругви, то есть иконы на мягком материале прикрепленные к длинным древкам, в виде вертикально висящих флагов. Они выносятся во время крестного ходя, как церковные знамена.
Святой алтарь – это самая священная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого причастия (Евхаристии) – это приложения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы. Алтарь устраивается на возвышении. Само слово алтарь значит «возвышенный жертвенник». [6]

Глава 2. Христо-Рождественский Собор в духовной культуре города Омска
2.1. Праздник Рождества Христова
Во время царствования в Иудее Ирода, который подчинялся Риму, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле Иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере.
Ночью у Пресвятой Девы Марии родился младенец – Сын Божий, Христос. [2;232]
Праздник Рождества Христова отмечают миллионы людей во всем мире. В это время повсюду на земле зажигают рождественские елки, и все ждут исполнения своих желаний. Более 2000 лет тому назад родился Иисус Христос – Сын Божий. Именно он, спаситель мира, принес людям свет и надежду.
В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и яркая звезда, возвещавшая рождение спасителя и явился ангел: «Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос Господь». В тот же момент на небе появилось множество ангелов. Они запели песнь, прославляющую Бога: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Услышав благую весть, пастухи поспешили к пещере, чтобы поклониться чудо младенцу. [1] На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое было указано Господом через ангела. [2;555]
Рождество Христово Святой Православной Церковью празднуется 25 декабря (7 января нового стиля). К этому великому празднику мы очищаем себя сорокодневным постом, который называется Рождественский. Канун Рождества Христова называется сочевником, или сочельником, потому что в этот день по уставу церковному положено есть сочиво, то есть вареную кашу с медом, да и то вечером, с появлением первой звезды.
Исполняют Тропарь праздника: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе клянятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети, с высоты Востока, Господи, слава Тебе!3
Кондак праздника: Дева днесь Пресущественнаго Раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют. Нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.4

2.2. Во имя Рождества Христова
Христо-Рождественский собор - духовная святыня города Омска. Два с небольшим года длилось строительство кафедрального собора в центре Левобережья. Назван храм во имя Господа нашего Иисусу Христа, 2000 лет назад родившегося для спасения всего человечества.
Храм построен на Левобережье. Архитекторы М. Каримов и А. Слинкин учли все законы градостроительства. Ранее в этом районе не было центра, не было своего лица. Эта проблема решилась с возведением Храма. Здание построено в стиле русского барокко. Пышность, контрастность, величие выделяют это строение среди однообразности высотных зданий.
Храм сооружался по инициативе омичей, молитвам и ходатайству Высокопреосвященнейшего Феодосия, Митрополита Омского и Тарского и при постоянной поддержке и попечении Губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева, который сказал: «Возведение Христо-Рождественского собора – это и возвращение наше к своим историческим и духовным истокам, и покаяние за то, что мы своими руками некогда разрушили…»
7 января 2001г в жизни Христо - Рождественского собора – день особенный. Это праздник Рождества Господня, день освящения храма. По удивительному совпадению этот день – и день рождения нашего Владыки, Митрополита Омского и Тарского Феодосия.
Несмотря на свою молодость, кафедральный собор имеет и свои святыни: над Горним местом в алтаре можно видеть копию с иконы работы В.Васнецова «Снятие со Креста». Над Царскими вратами находится чтимый образ Почаевской Божьей Матери, который напоминает молящимся о радостных днях 2001 года, когда чудотворная икона Пресвятой Богородицы в течение двух месяцев пребывала на Омской земле. В дни Богородичных праздников эта икона опускается на шелковых лентах, и православные омичи с благоговейной радостью прикладываются к «своей иконе», как они теперь ее называют.
Звучат молитвы прихожан и перед списком иконы Почаевской Божьей Матери, находящемся в правом нефе собора.
Украсился собор новописаными иконами, которые помещены в деревянные киоты. Иконописцы и резчики по дереву – мастера епархиальных мастерских.
Христо-Рождественский собор – самый большой из омских храмов. В праздничные и воскресные дни он может вместить более тысячи молящихся. При храме имеется библиотека, работает Воскресная школа, а также можно для домашней церкви приобрести иконы, для чтения - православные газеты «Омские епархиальные ведомости», «Благовещение», духовную литературу, записи божественной службы и духовных песнопений, детскую литературу…
В июле 2006 года раскрыла двери для маленьких прихожан детская церковь во имя св. страстотерпца царевича Алексия. Имеет она и свой учебный класс.
Высокопреосвященнейший Феодосий, Митрополит Омский и Тарский до создания им детской церкви при Христо – Рождественском кафедральном соборе много лет на всех встречах, выступлениях, на богословских чтениях при Епархиальном управлении взывал к созданию детской церкви, где мальчики могли бы на практических уроках воскресных школ учиться в своей детской церкви совершать чин утренней, вечерней службы… Девочки – обучившись пению, живописи, вышиванию и шитью, могли стать истинными помощницами при церкви. [5]
Христо-Рождественский собор стал уже любимым храмом православных христиан, куда они приходят в дни радости и дни скорби. [3]

2.3 Почаевская икона Божьей Матери
Почаевская икона Божьей Матери – это точная копия, выполненная по заказу Омско - Тарской епархии мастерами Свято-Успенской Почаевской Лавры.
Своё название эта икона получила от местечка Почаева; от этого же села получи­ла свое название и гора Почаевская, на которой находится лавра. Гора эта особенно замечательна по своей пещере, которая образовалась самою при­родою. В этой пещере по­селились два монаха, пос­вятившие себя подвигам молитвы и воздержания. Один из этих подвижников взошел ночью на самую вершину горы для совер­шения обычной молитвы и внезапно увидел в ог­ненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил об этом своего сподвиж­ника, и оба с благоговей­ным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидели это и пастухи. Вместе с монахами они прославили Богородицу за явление и за благодеяние, оставлен­ное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на повер­хности камня оставила от­тиск правой своей стопы, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы на­шей Богородицы твердый, камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода.
Явление Божией Ма­тери на горе Почаевской и отпечаток Ее стопы на камне было около 1340 года. В 1559 году Констан­тинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил Анне привезен­ную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы ис­ходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она пере­дала в 1597 году чудотвор­ный образ инокам, посе­лившимся на Почаевской горе.
Святой образ был поставлен в храм, воз­двигнутый в честь Успения Божией Матери. Позже там основали монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства.
В 1675 году турки оса­дили Почаев. После пения акафиста Богоматери в лучезарном сиянии яви­лась туркам Женщина, от которой они бросились бежать. 1848 году икона спасла город от холеры. В 1831 году Почаевский монастырь наименован Успенскою Почаевскою лаврою. [2]
От святой иконы Почаевской совершено много чудес. Сегодня, как прежде, нет ни одной немощи, ни одного большого горя, в которых бы Матерь Божия не подавала Своей благодатной помощи нередко по одному вздоху обращающихся. Всем помогает Она: далекому Северу, Сибири, Соловкам, берегам Крыма, Кавказу, Грузии, Болгарии, Боснии, Сербии - всем известна милость Царицы Небесной и Ее сияющая чудесами Почаевская икона. Матерь Божия не отказывает в благодатной помощи от иконы Своей всем к Ней с верою притекающим не только православным, но и католикам, униатам, проте­стантам и другим иноверцам, ежегодно во множестве устремляющихся к горе Почаевской даже из других стран; всем подает Она помощь. Ей же подобает всякая слава честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. [9]



2.4.Молитва пред иконой Божией Матери, именуемой Почаевской
«О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Тво­ею и усердно к Тебе моля­щийся народ сей и сотво­ри предстательством и за­ступлением Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде сво­ей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе сво­ей, во спасение души и во здравие телу. Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, страну нашу Российскую и православный народ ея, утверди житие его в мире и тишине, управи пути его по стопам Христовым. Призри благосердием, всепетая Богородице, и на град сей, и сохрани его от всякаго прилога и навета вражия, да выну воспевается и славится в нем пресвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Твое преславное Успение, во веки веков. Аминь». [2]

Глава 3. «Вопросы – ответы» для моих сверстников или «Если меня спросят, что я смогу ответить
Времена перемен сопровождаются обострением экономических, социальных вопросов. Уравновешенное течение духовной и молитвенной жизни Церкви привлекает людей, ищущих стабильности и нравственности в этом зыбком мире. В духовном познании нет случайного! Каждое слово и правило, каждый сюжет и каждое имя – это богоустановленное знание для равновесия души и бодрствования духа.
Каждый человек, в ком живет стремление к христианской истине и красоте, кто еще не забыл о своих православных корнях, кто хочет понять духовную историю своего земного Отечества, может начать своё духовное восхождение вместе с духовной литературой, которая поможет ответить на самые простые и сложные вопросы.

Вопросы
Ответы
1
Почему мы называемся православными христианами
Веруем в Господа нашего Иисуса Христа; веруем так, как изложено в Символе веры, и принадлежим к основанной Самим Спасителем Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа.
2
Что такое Православный храм
-Центр нашей духовной жизни.
-Дом Божий, в котором совершаются богослужения.

3
Как назывался первый храм – палатка, сооружённая Моисеем
Скиния
4
Как называлась первоначальная форма храма
Базилика
5
Чем разделялось внутреннее пространство базилики
Оно разделялось рядами колонн, называемых «нефами» (или кораблями).
6
Какой формы строились храмы
-Базилика.
-Крестовидной формы со сводами и куполом над средней частью храма.
-Редко - круглые или восьмигранные храмы.
7
Какая характерная особенность русской церковной архитектуры
Характерная особенность: устройство купола, напоминающего пламень свечи.
8
Каким символом стали храмы с древних времён
Храмы стали символом одухотворённого мира, прообразом грядущего обновления вселенной.
9
Что в двухэтажных храмах символизирует верхний и нижний этажи
Верхний – церковь небесная, вечно торжествующая.
Нижний этаж символизирует церковь земную, воинствующую.
10
В какой части храма устроен Алтарь
В восточной части храма.
11
Что символизирует храм в виде восьмиугольника
Символизирует Вифлеемскую звезду.
12
Какие три части разделяют христианский храм
-Алтарь
- храм
-притвор
13
Что такое Алтарь
Место, где совершаются священнослужителями богослужения и находится святой престол, на котором совершаются таинства святого причащения.
14
Что отделяет Алтарь от средней части храма
Иконостас
15
Что такое иконостас и где он обычно располагается
Иконостас – это перегородка с множеством икон.
Иконы расположены в несколько рядов.
Иконостас располагается на возвышение, называемой солеей.
16
Сколько врат имеет иконостас
Иконостас имеет трое врат.
Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос невидимо проходит в Святых дарах (в святом Причащении). Потому через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.
17
Что изображено на царских вратах
Благовещение пресвятой Богородицы и четыре евангелиста (Матвей, Марк, Лука и Иоанн)

18
Что такое притвор
Притвор – это задняя часть храма, где находится главный вход.
В древней церкви он предназначался для оглашенных (готовящихся к принятию Крещения) и для кающихся (отлученных от Причащения за тяжкие грехи).
В настоящее время притворы сравнительно небольшие. В них продаются свечи и просфоры.
19
Что называют папертью
Паперть – это верхняя площадка, ведущая в притвор

20
Какие таинства совершаются в храме
В храме совершается наше духовное рождение и преображение.
Принимаем Причастие, получаем благословление на семейную жизнь и здесь же провожают в путь вечной жизни
21
Как называется важное богослужение в храме
Литургия или обедня (она совершается до полудня). Во время этого богослужения совершается таинство Причащения, которое установил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечере.

22
В чем состоит Таинство Причащения
В Таинстве Причащения благодатью Божией хлеб и вино освящаются – делаются истинным Телом и истинной Кровью Христовой, оставаясь на виду хлебом и вином. Под видом хлеба и вина принимаем истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное.

23
Где можно молиться Богу
Молиться Богу можно везде: и доме, и в храме, и в пути – потому что Бог вездесущ.
24
Как часто надо молиться
Молится нужно ежедневно, утром и вечером, перед вкушением пищи и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела.
25
Как называется молитва, когда мы молимся дома
Домашней или частной
26
Как называется молитва, когда мы молимся в храме
Общественной или церковной
27
Когда Бог слышит нашу молитву
Приступая к молитве, мы должны примириться с теми, кому сделали зло, и с теми, кто обижается на нас, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву.
Во время молитвы ни о чем постороннем не думать.
28
Какие бывают молитвы
- Хвалебные и благодарственные (прославляем и благодарим Бога).
- Просительные (просим у Бога помощи).
- Покаянные (просим у Него прощение).
29
Как складываем пальцы для крестного знамения и что это означает
Сложенные вместе три первых пальца символизируют нашу веру в Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святаго, как Единосущную и Неразделимую Троицу.
Два пальца, прижатые к ладони, означают, что сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал Человеком, то есть означает Его две природы – Божественную и человеческую.
30
Когда нужно полагать на себя крестное знамение (креститься)
В начале молитвы.
Во время молитвы.
При приближении ко всему святому: входим в храм, прикладываемся к кресту, к иконе.
Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости.
31
Когда крестимся не во время молитвы, что мысленно говорим
Во имя Отца и сына и Святого Духа, аминь
32
Почему во время молитвы нужно стоять
Чтобы выразить Богу наше благоговение и почитание.
(Больным и старым дозволяется молиться сидя).
33
Для чего употребляются поклоны во время молитвы
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак нашего смирения сопровождаем молитву поклонами
34
Какие бывают поклоны
Поясные, когда накланяемся до пояса.
Земные – кланяясь и становясь на колени, касаемся головой земли.
35
Какая святыня находится в Христо – Рождественском соборе
Список Иконы Почаевской Богоматери
36
Назовите день освящения собора
Седьмого января 2001 года
37
Как надо вести себя в храме
Входить с молитвой.
Держать себя тихо и благоговейно.
Во время службы нельзя разговаривать и смеяться.
Нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
Не следует уходить из храма до окончания богослужения.
38
Какой литературой можно воспользоваться, чтобы узнать о своих православных корнях, понять духовную историю своего земного Отечества, найти пути своего духовного восхождения
- «Закон Божий для семьи и школы» /Сост, прот. Серафим Слободской.-М.: Издательский Совет Русской Православной Цнркви, 2008.- 672с., илл.
-Православная газета «Омские епархиальные ведомости»
(С благословения митрополита Омского и Тарского, Феодосия)
-Православная газета «Благовещение», учредитель Свято-Никольский мужской монастырь (село Большекулачье Омской области)
(С благословения митрополита Омского и Тарского, Феодосия)

Заключение
Гимназия, в которой я обучаюсь, находится рядом с Христо-Рождественским собором, и вот уже который год золотые православные кресты куполов собора, разноголосый колокольный звон приветствуют и благословляют меня. И на душе становится легко, светло и тепло.
Не первый год изучаю историю Христо - Рождественского собора, постепенно обогащаю свои знания в области духовной культуры, делюсь своим духовным опытом со сверстниками, участвуя в работе различных конференций:
-Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся «Портфолио»;
-XLI-й региональной научно-практической конференция школьников и учащейся молодежи Омской области;
-городской фестиваль творческих и исследовательских работ «Покровские чтения»;
-фестиваль творческих и исследовательских проектов «Держава» (секция «Православная культура Омского Прииртышья»);
-городские этические чтения (секция «Развитие духовно - нравственного воспитания на социокультурном опыте»).
Моя семья меня поддерживает в моих духовных трудах, интересуется всем, что относится к изучению духовной культуры, проведению православных праздников, моего участия в конференциях, морально и материально меня поддерживает.
Если раньше я проявляла интерес к праздничным богослужениям, то в настоящее время, после изучения духовной литературы, имею знания и в области культовой архитектуры, устроения православного храма, могу ответить на вопросы, раскрывающие основные понятия в православной культуре, а также ответить на вопросы: «Почему в Христо-Рождественском соборе особо почитаема Почаевская икона Богоматери?», «Чем дорог для меня собор?», «Почему моя семья объединяется духовными беседами?»
Приобретенные знания помогают определить нравственную ценность православных храмов в благоустроении и самого города Омска.
Общение со сверстниками направило меня на необходимость изучения духовной составляющей нашей жизни и составления вопросника, в котором содержатся ответы на часто задаваемые вопросы:
-что такое православный храм и каково его устроение;
-что такое иконостас;
-как надо вести себя в православной храме;
-чем знаменателен омский Христо-Рождественский кафедральный собор.
Мое исследование укрепило во мне простые истины: быть внимательнее и милосерднее, чаще всей семьей ходить на службу в храм, с чистой душой обращаться к Богу с молитвой за своих близких. Моя бабушка, Людмила Андреевна, мне говорит, что «верующие люди защищены от зла верой и крестом, молитвой, исповеданием и причастием. Чтобы зло, зависть и жестокость «вырвать» из своего сердца, нужно укреплять свою духовную культуру каждому из нас, ведь от этого зависит и благополучие не только отдельной семьи, но и всего нашего общества».
Каждый православный храм - Дом Божий, священное хранилище, в котором духовные письмена озвучиваются особым слогом – слогом высокой молитвы, песнопениями.
В нашем омском Христо - Рождественском соборе звучат проповеди Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия, Митрополита Омского и Тарского, настоятеля собора иерея Евгения, иерея Сергия, иерея Анатолия, иерея Аркадия, иерея Георгия, из которых мы, прихожане, узнаем о православных праздниках, притчах, житиях святых и их духовных подвигах. Их слова побуждают наши сердца к пониманию необходимости строить свою жизнь на основах христианской нравственности, добра и милосердия.
Список использованной литературы:
1. Алеев В.В. Музыка. 3класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-М.: Дрофа, 2005.- 111с.
2. Журнал «Сам себе лекарь». Газетный мир Слог – издательская группа №11 2008год.
3. Закон Божий для семьи и школы./ Сост. Прот. Серафим Слободский.- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.- 672 с., илл.
4. Календарь Православных праздников, 2008год. По благословлению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзара всея Беларуси.
5. Лествица № 24 января 2008 Издание храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
6. Первые шаги в Православном Храме. Москва2007. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
7. Православный календарь. 2000. По благословению Патрирха Московского и всея Руси Алексия II. Календарь одобрен Издательским советом Московского Патриархата.- М.: 2000
8. Предстояние… Проповеди, Уроки. Высокопреосвященнейший Феодосий Митрополит Омский и Тарский. Москва «Воскресенье» 2007год.
9. Сказание о Почаевской Чудотворной Иконе Пресвятой Богородице Почаев, 2000год. Свято – Успенская Почаевская Лавра.
10. Храм Божий «Небесный островок на грешной земле» Издание Задонского Рождество-Богородицкого Монастыря 2004г. По благословению Его Преосвященства Епископа Липецкого и Елецкого Никона.
Скачать
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.