С нами 12891 учитель, 4605 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
Альбина Файрушина
Был(а) на сайте 6 месяцев назад
Просмотров: 261, комментариев: 0, рейтинг: -0/1
Личные данные
Фамилия Файрушина
Имя Альбина
Отчество Гумаровна
Дата рождения 29.12.1986 г.
Пол Женский
Гражданство РФ
Место жительства г. Нефтекамск
Контактный телефон 89656515577
Место работы МАДОУ детский сад № 36
Юридический адрес РБ, г. Нефтекамск, ул. Социалистическая, д. 77А
Образование Высшее, БирГСПА, 2011
Специализация Организатор-методист дошкольного образования, учитель-логопед
Трудовой стаж 6 лет
Педагогический стаж 6 лет
Учебная нагрузка Не указано
Квалификационная категория 1 категория
Дата присвоения категории 20 мая, 2014г.
Дата начала ведения портфолио 14.02.18
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Основное БирГСПА
Год окончания: 2011
Уровень образования: Высшее

организатор-методист дошкольного образования, учитель-логопед по специальности "Педагогика и методика дошкольного образования", с дополнительной специальностью "Логопедия"
Трудовой и педагогический стаж работы
Организация Должность Период
1 МАДОУ детский сад № 36 воспитатель C 19.07.2017
и продолжаю работать
2 Детский сад "Теремок" воспитатель C 23.04.2012
по 12.07.2017
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Психолого-педагогические основы работы ДОО с детьми дошкольного возраста с ОВЗ_ФГОС ДО
БГПУ
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
0 2018...
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 528654053.jpg Грамота
2 1480165128.jpg Диплом
3 1683737417.jpg Грамота
Копии документов
Файл Описание
1 1684956295.jpg Грамота
2 1132166861.jpg Грамота
3 1449658055.jpg Диплом
4 1683476008.jpg Приложение к диплому о высшем образовании
5 997326195.jpg Приложение к диплому о высшем образовании
6 1489223384.jpg Диплом о высшем образовании
Внеурочная деятельность по предмету
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №  36
 
 
Рабочая программа кружка оригами
«Бумажные фантазии»
детей средней группы № 17
 
 
 
Выполнила: воспитатель
 средней группы
Файрушина А.Г.
 
 
 
 
 
 
Нефтекамск, 2017 г.

Цель: познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти.
Научить правильно организовать рабочее место.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Развивающие:
Развивать способность работать руками, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
Развивать память, внимание, пространственное воображение;
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
Развивать самостоятельность и аккуратность.
Формы работы:
беседы;
чтение худ. литературы;
индивидуальная работа;
групповая работа;
коллективно-творческая работа;
работа с родителями.
игра;
оформление выставок.
Методы и приемы.
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами
Подготовительный этап. Задачи.
Для воспитателей: познакомить детей с искусством оригами, создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.
Для детей: усвоить, что такое оригами.
Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.
Основной этап. Задачи.
Для воспитателей: обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.
Для детей: научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.
Для родителей: поддерживать интерес детей к оригами. Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ.
Заключительный этап. Задачи
Для воспитателей: организовать презентацию детских работ, показать результаты детского творчества. Оценить участие родителей.
Для детей: подготовить творческие работы, представить их.
Для родителей: представить на презентацию альбомы с семейными поделками.

 
Календарно - тематическое планирование кружка «Бумажные фантазии» в средней группе.
Октябрь
1.«Веселый треугольник»
Цель: Научить детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию. (Е. Черенкова, «Оригами для малышей» СТР. 23)
2. «Собачка»
Цель: Закрепить знания детей о животных. Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая ушки. Развивать мелкую моторику. (Т. И Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 43)
3. «Бабочка»
Цель: Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба. Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. (Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» стр. 35)
4. «Ждем гостей»
Цель: Познакомить с приемом складывания квадрата пополам по прямой. Вызвать желание оформить свою поделку. (И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду» стр. 18)
Ноябрь
1. «Осенний ковер» коллективная работа
Цель: Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.
2. «Грибок»
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба. Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. (Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» стр. 33)
3. «Птичка»
Цель: Учить складывать два круга пополам, проглаживая линию сгиба. Соединить их и дополнить деталями. Развивать творческую фантазию. (Н. Алексеевская «Волшебные ножницы» стр. 156)
4. «Елочная игрушка»
Цель: Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба, находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. (И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду» стр. 36)
Декабрь
1. «Звоночек для козлика»
Цель:
Учить склеивать конус из полукруга. Украсить полоской бумаги с кружочком. (Н. Алексеевская «Волшебные ножницы» стр. 72)
2. «Красивая снежинка» 2 занятия
Цель: Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. (С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» стр. 54)
3. «Новогодняя елочка»
Цель: Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги. Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 33.)
Январь
1. «Аквариумные рыбки»
Цель: Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба. Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 37.)
2. «Снеговик и елочка» 2 занятия
Цель: Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги. Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость. (И. М. Петрова «Волшебные полоски» стр. 13)
Февраль
1. «Кораблик»
Цель: Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба, выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 49)
2. «Цыпленок»
Цель: Формировать навыки выполнения поделок из полосок. Соединять края полосок и соединять в виде цыпленка, дополняя деталями. Воспитывать усидчивость, творческую фантазию.
3. «Самолет»
Цель: Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба. Учить отгибать углы в противоположные стороны. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 41
4. «Кошка»
Цель: Учить складывать кошку на основе базовой формы треугольник, проглаживая линии сгиба. Учить отгибать углы. Воспитывать усидчивость.
Март
1. «Цветы в подарок маме» 2 занятия
Цель: Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно. (И. М. Петрова «Волшебные полоски» стр. 15)
2. «Мышонок»
Цель: Научить детей складывать мышонка из треугольника по диагонали, потом еще раз по диагонали, отогнуть ушко. Учить рисовать носик и глазки. Развивать воображение. (С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких)
3. «Цветик – семицветик»
Цель: Вспомнить последовательность выполнения базовой формы воздушный змей, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус. (С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких» стр. 18.)
Апрель
1. «Веселый лягушонок»
Цель: Научить детей складывать лягушонка: сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Оформить аппликацией поделку. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 39)
2. «Стаканчик»
Цель: Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба. Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 55)
3. «Бабочка из полосок»
Цель:Учить соединять полоски бумаги в виде капелек и приклеивать их к картонной основе, формируя бабочку. Учить находить равные по длине полоски. Воспитывать усидчивость. (Казимера Лубковска «Сделаем это сами» стр. 101)
4. «Воздушный змей»
Цель: Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 66)
Май
1. «Зайчик»
Цель: Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» стр. 47)
2. «Весенний цветок»
Цель: На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание. (Е. Черенкова «Оригами для малышей» стр. 28)
3. «Вьюнок»
Цель: Учить складывать базовую форму блинчик, загибая края к середине листа. Свернуть в трубочку лист гофрированной бумаги, надрезать концы и вставить в надрез квадрата. Воспитывать усидчивость. (Казимера Лубковска «Сделаем это сами» стр. 104)

 
Результаты педагогической деятельности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 36
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Педагогический проект
 
 
 
«Тренируем пальчики – развиваем речь»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Файрушина Альбина Гумаровна
воспитатель,
МАДОУ детский сад № 36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Нефтекамск,
2018 год
Введение
Цель проекта: приобщение родителей к развитию мелкой  моторики кистей рук у детей 4 – 5 лет  посредством пальчиковых игр,  пропаганда педагогических знаний среди родителей.
Задачи:
  1. развить мелкую моторику пальцев рук детей, тем самым - речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  2. привлечь родителей  к проведению  совместных  мероприятий  по реализации проекта;
  3. создать копилку пальчиковых игр; пополнить предметно-развивающую среду группы различными видами пальчикового  театра;
  4. совершенствовать предметно — развивающую среду для развития мелкой моторики;
  5. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей среднего возраста с применением разнообразных форм, методов и приемов;
  6. развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
         Обоснование необходимости проекта
Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Следуя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
         Идея проекта: помощь воспитателям в освоении  способов использования нетрадиционных предметов и игр с использованием нестандартного оборудования, влияющих на развитие мелкой моторики рук.
Тип проекта: долгосрочный.
         Статус проекта: сентябрь2017 года – январь 2018 года.
         Методы проекта:
  • показ;
  • объяснение;
  • наглядный пример;
  • беседа;
  • наглядная информация.
Способы проекта:
Для детей:
  • игры, беседы, чтение;
  • художественное творчество;
  • совместная деятельность; 
  • пальчиковый театр.
Для родителей:
  • консультации для родителей;
  • памятки;
  • тематические родительские собрания;
  • папки – передвижки, ширмы – раскладушки;
  • презентация.
Продукт проекта: развивающая доска бизиборд.
Участники проекта: средняя группа № 17 и их родители.
Срок исполнения проекта: январь 2018 года.
 

 
Содержание проекта
Предпроектная подготовка:
Направление деятельности  
Содержание деятельности
Выбор темы проекта, мотивация Сбор и анализ литературы по выбранной  теме.
Диагностика развития мелкой моторики рук Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики детей 4- 5 лет.
Использование диагностических методик оценки психомоторного развития дошкольников Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича.
Анкетирование Заполнение анкет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» родителями, анализ ответов.
Разработка содержания проекта Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта.
Создание картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики играют».
Подготовка наглядного материала Консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей.
Составление перспективного плана кружка «Развивай-ка» Конспекты НОД направленные на развитие малкой моторики по средствам пальчиковой игры.
Составление перспективного плана пальчиковых игр (Приложение 1) Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики грают».
 
Организация деятельности:
Направление деятельности  
Содержание деятельности
Ознакомление и включение родителей  в  реализацию проекта «Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики»,
выполнение проекта детьми и взрослыми
Выступление на родительском собрании на тему: «Мелкая моторика и ее роль в развитии ребенка». (Приложение 2)
 
 
 
Индивидуальные беседы с родителями Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры.
Ознакомление родителей с информацией на тему «Пальчиковая игра, что это?» Размещение папки передвижки в приёмной, для ознакомления родителей с информацией.
Индивидуальные консультации для родителей Консультирование родителей по вопросам, возникающим в процессе реализации проекта.
Игра-беседа с детьми (Приложение 3) «Наши помощники» - вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.
Проведение кружка «Развивай-ка» (Приложение 4) НОД в соответствии с  перспективным планом.
Раздача индивидуальных памяток с рекомендациями о проведении пальчиковых игр Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры.
 
Этап реализации проекта:
Направление деятельности  
Содержание деятельности
Диагностика развития мелкой моторики Проведение повторной диагностики уровня развития мелкой моторики детей 4- 5 лет.
Использование диагностических методик оценки психомоторного развития дошкольников Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича.
Смотр - конкурс «Умелые пальчики» Оформление выставки персонажей пальчикового театра изготовленными родителями группы.
Анализ проделанной работы по проекту Беседа с родителями «Время подводить итоги» на родительском собрании.
Сравнительный анализ анкет для родителей Заполнение анкет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» родителями, анализ ответов.
 
Рефлексивный этап: целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

 
Ожидаемые результаты
  1. Дети проявят интерес к пальчиковой гимнастике; увеличится словарный запас детей, речь станет более эмоциональной и выразительной. 
  2. Родители станут единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми.
  3. Родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
  4. Улучшится развитие общей и мелкой моторики.  
  5.  Раскроется творческий потенциал детей.
  6.  Повысится интерес детей к прикладному творчеству. 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Материально-техническое оснащение, информационное обеспечение
Проводя работу над темой по самообразованию и для улучшения результата в своей работе, я создала уголок «Весёлые ладошки» в нём мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
• массажных мячиков;
• платочков;
• прищепок;
• счетных палочек;
• шишек;
• зубных щеток;
• бус, камешек, пуговиц;
• резинок для волос;
• щеток;
Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. К ним относятся:
• Дидактические игры;
• Игры с палочками и карандашами;
• Игры с массажными мячиками;
• Игры с крупами;
• Игры с салфетками, с пробками, камешками, бусинками, пуговицами;
• Игры со шнуровкой.
Также, к информационному обеспечению относится:
  • ноутбук;
  • экран;
  • памятки;
  • буклеты для родителей;
  • папки-передвижки.
 
  •  
Заключение
Анализируя проделанную работу,  могу сказать, что в процессе взаимодействия с родителями удалось достичь хороших результатов. В решении проблемы развития мелкой моторики у детей 4 – 5 лет они стали единомышленниками педагогов группы.  Родители принимали активное участие в реализации проекта, увлеченно организовывали с детьми пальчиковые игры, участвовали в совместных мероприятиях,  проводимых  в рамках проекта, что позволило добиться положительных результатов. Таким образом, видно, что низкий уровень развития уменьшился на 40%; средний уровень увеличился на 4% и высокий уровень увеличился на 36% (Приложение 6).
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием изготавливали атрибуты для пальчиковой игры, а в дальнейшем использовали их в самостоятельных играх.
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих развитию детей, позволила добиться положительных результатов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
  1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128с. (Программа развития). 
  2. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 256с.
  3. Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247с.
  4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151с.
  5. Рузина, М. С., Афонькин, С. Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ. – 336 с., ил.
  6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012. – 48с.: ил.
  7. nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/15/proekt-palchikovaya-igra-i-ee-rol-v-razvitii-melkoy-motoriki.
 
 
 
 
 
 
 

 
Приложение 1
Перспективное планирование пальчиковых игр для средней  группы ДОУ
Сентябрь.
1 неделя
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать
Листья березы,                            Листья рябины,                                Листики тополя,                                Листья осины,                                   Листики дуба мы соберем,             Маме осенний букет отнесем.       
Сжимают и разжимают кулачки
Загибают большой палец
Загибают указательный палец
Загибают средний палец
Загибают безымянный палец

Загибают мизинец

 
2 неделя
Наши нежные цветки
Раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки,
Головками кивают,
Тихо засыпают.
Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы шевелятся, снова соединяются в «бутон»
Слегка покачиваем руками
3 неделя
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик стал варить,
А этот пальчик сел и все съел,
Оттого и потолстел!
Пальцы в кулачки, ладошками наверх
Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному
 
 
 
Большие пальцы вверх!
 
4 неделя
Большие пальчики здороваются,
Указательные пальчики здороваются
Средние пальчики здороваются,
Безымянные пальчики здороваются,
Мизинчики здороваются.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит.
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите,
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
 
Ладони сложены, одноименные пальцы постукивают друг о друга «здороваются»
 
 
Поочередно загибаем одноименные пальцы, получились два кулачка
 
 
 
 
Грозить указательными обеих рук
 
 
Кулаки вверх!
Разжать пальцы!
Шевелить пальцами!
Октябрь
 
1 неделя
«Как живёшь?»
Как живёшь?
- Вот так!
А плывёшь?
- Вот так!
Как бежишь?
- Вот так!
Вдаль глядишь?
- Вот так!
Машешь вслед?
-Вот так!
Ночью спишь?
- Вот так!
А шалишь?
- Вот так!
(Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак)
 
(Руками изображают движения пловца)
 
 (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)
(Поочерёдно прикладывать ладони ко лбу)
 (Энергичные движения кистями рук)
 
(Ладони под голову)
(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щёчкам)
 
 2 неделя
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. 
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинай считать опять. 
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
 
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих рук)
(касание пальцев, начиная с мизинцев)
 
 
(руки вниз, встряхнуть кистями)
3 неделя 
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому («дом»):
Указательный и средний,
Безымянный и последний —
Сам мизинчик-малышок.
Постучался на порог.  
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
 
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
(кулаки стучат друг о друга) (ритмичное сжимание пальцев  в кулаки)
 
4 неделя 
Мы капусту рубим,
 
Мы морковку трем,
 
Мы капусту солим,
 
Мы капусту жмем.
 
(резкие движения прямыми кистями рук вниз и  вверх)
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя) (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки)
 
Ноябрь
1 неделя
На двери висит замок,
 
Кто открыть его бы смог?
 
 
 
Потянули,
Покрутили,
 
Постучали
 
И — открыли!
 
(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок»)
(повторение движений)
(пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)
 (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга) (пальцы расцепить, ладони в стороны)
 
2 неделя
На поляне дом стоит
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
 
В этот домик приглашаем.
(«дом»)
(«ворота»)
(ладони разворачиваются параллельно друг другу)
(«дом»)
 
3 неделя 
Это папа -  мышь.
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка,
 
у него большие уши,
у него острый носик,
 
А хвост во-о-о-о-т такой!
Повтор: для мамы мыши  - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.
А это мышка-малышка.
Она совсем не похожа на других мышей!
Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький,
а хвостик во-о-о-т такой!
( дети показывают большой палец)
 
(дети гладят одной рукой кисть другой руки)
(рисуют в воздухе пальцем уши) (дети складывают кончики пальцев вместе и  приставляют их к носу) (дети показывают отрезок примерно 30 см)
 
 
 
(дети показывают мизинец)
 (дети качают головой)
 
(показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).
 
 4 неделя 
Жил да был весёлый гном
 
с круглыми ушами. 
 
он на сахарной горе
 
 
спал под воротами.
Вдруг откуда ни возьмись великан явился,
съесть он гору  захотел,
только подавился!
Ну а что ж весёлый гном?
Так и спит глубоким сном!
(дети показывают руки над головой, изображая колпачок)
(описывают руками большие круги вокруг ушей)
(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)
(пальцы изображают ворота)
(руки высоко подняты над головой)
 
(подносят руки ко рту)
 (дети смеются)
 
 (дети изображают спящего гнома)
 
Декабрь. 
1 неделя
Мы делили апельсин,
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура!
Левая рука в кулачке, правая её обхватывает
Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке
 
 
 
Встряхиваем обе кисти
 
2 неделя
Быстро с пальчика на пальчик
 
Скачет зайчик, скачет зайчик,
 
Вниз спустился, повернулся,
 
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик,
Снова вниз и снова вверх
Прыгнул зайчик выше всех!
правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог
указательный палец прыгает по 2 раза на каждом
пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу
выше всех – на большой палец левой руки
 
 3 неделя
Дружно пальцы встали в ряд
Десять крепеньких ребят
Эти два – всему указка
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
Показать ладони
Сжать пальцы в кулак  
 Показать указательные пальцы
 
Показать средние пальцы
 
Показать безымянные пальцы
 
Показать мизинцы
 
 Показать большие пальцы Остальные пальцы сжать в кулак
 
4 неделя 
Надуваем быстро шарик,                   
 
Он становится большой.                     
 
Вдруг шар лопнул,                                
Воздух вышел –                                    
Стал он тонкий и худой.
 
Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.
В этом положении дуем на них, пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит», пальцы снова в исходном положении.
 
 
 
 
 
 

 
Приложение 2
Выступление на родительском собрании на тему:
 «Мелкая моторика и ее роль в развитии ребенка»
Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Можно отметить закономерность, которую выделили также и ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Детские психологи отмечают, что в последние 5–10 лет,  уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Приложение 3
 
Беседа с детьми «Наши помощники»
- Ребята послушайте загадку:
Две помощницы мои
Много, что умеют:
Рисовать и вырезать,
Шить, вязать, слова писать. (Руки)
- Правильно, это руки. А как вы думаете, для чего человеку нужны руки? Сколько у вас рук? Покажите правую руку, а теперь левую. Что вы умете делать руками? А что умеют делать руки ваших мам, пап? А почему руки ваших родителей умеют делать больше, чем ваши? Посмотрите на мои руки. Какие они?
- Мои руки умеют резать, писать, рисовать, шить. А ваши руки еще маленькие. Давайте сравним наши руки. (Прикладываю свои руки к рукам детей). Когда вы вырастите большими, ваши руки тоже вырастут и многому научатся. Покажите, где у вас ладошки? Сколько их? (Дети отвечают «Две руки и две ладошки»). Похлопайте в ладоши громко, тихо, быстро, медленно (дети выполняют задание). А у вас какие пальчики?
- Чтобы ваши руки многое умели, надо их тренировать. Давайте потренируем ваши ручки.
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»  
Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом – второй, потом – двумя одновременно. Кончиком большого пальца поочередно касаемся –«здороваемся» с каждым пальцем.
- Здравствуй, указательный!
- Привет, средний!
- Здорово, безымянный!
- Как дела, мизинец?
 
Приложение 4
 
Перспективный план кружка «Развивайка» на 2017 учебный год
 
Месяц Тема Цель
октябрь «Терем – теремок…» Привлечь внимание детей к пальчиковой игре с помощью показа сказки «Теремок», показать одну из разновидностей игры пальчиками-инсценировка.
«Шапочка для пальчика» Изготовление атрибутов для дальнейших пальчиковых  игры детьми.
Ноябрь «Упражнения для пальчиков» Мотивировать детей к игре, побуждать ребен­А действовать своими пальчиками. Сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям (соотносить действия со словами).
«Жонглеры» Привлечь детей к пальчиковой игре с предметами, показать различные манипуляции, которые можно превратить в игру. Тренироваться в умении действовать мелкими предметами.
Декабрь «Нитки и котенок» Закрепление навыка работы ведущей рукой
«Три поросенка» Изготовление атрибутов к пальчиковому театру «Три поросенка» из бросового материала. Проигрывание сказки «Три поросенка».
 
 

 
Приложение 5
Задания для диагностики мелкой моторики детей 4-5 лет:
• Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать счет до 10.
• Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
• Движение щепоть - ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
• Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
• Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
• Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
• Поглаживание всех пальчиков большим пальцем.
• Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
• Нанизывание пуговиц средней величины.
• Выполнить ножницами прямой разрез.
Задание для детей 4 – 5 лет.
1 блок
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
- «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
- «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
- «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок
Упражнения на дорисовывание
  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок
Работа с бумагой
  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на координацию движений
· «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
· Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
· Катание шарика.
Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2   -  балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
 2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

 
Приложение 6
№ п/п Ф.И.О. ребенка Уровень развития мелкой моторики
В начале проекта В конце проекта
  1.  
--- 2 3
  1.  
--- 2 2
  1.  
--- 3 4
  1.  
--- 3 4
  1.  
--- 2 3
  1.  
-- 2 2
  1.  
--- 2 2,5
  1.  
--- 2 2
  1.  
--- 2 2,5
  1.  
--- 2 3
  1.  
--- 2,5 3
  1.  
--- 2 2
  1.  
--- 2 2
  1.  
--- 2 2
  1.  
--- 2 2
  1.  
--- 2 3
  1.  
--- 2 2
  1.  
--- 3 3,5
  1.  
--- 3 3,5
  1.  
--- 2 3
  1.  
--- 2 2
 22. --- 3 3,5
  23. --- 2 3
24. --- 2 3
25. --- 2 2
26. --- 2 3,5
27. --- 2 2
28. --- 2 3
29. --- 2 2
30. --- 3 4
 
 
         В начале проекта:
Низкий уровень развития – 77%
Средний уровень развития – 3%
Высокий уровень развития - 20%
         Таким образом, по результатам диагностики видно, что низкий уровень имеют 77% детей, средний уровень – 3% и высокий уровень 20%, что отображено на диаграмме 1.
Диаграмма 1.

        
В конце проекта:
Низкий уровень развития – 37%
Средний уровень развития - 7%
Высокий уровень развития – 56%
         Таким образом, по результатам диагностики видно, что низкий уровень имеют 37% детей, средний уровень – 7% и высокий уровень 56%, что отображено на диаграмме 2.
 
 
 
 
 
 
Диаграмма 2.

Сравнительный анализ двух диаграмм:

        
Таким образом, из сравнительного анализа двух диаграмм видно, что низкий уровень развития уменьшился на 40%; средний уровень увеличился на 4% и высокий уровень увеличился на 36%.
 
Аттестационный лист
Файл Описание
1 Аттестационный лист - это официальный документ, который содержит различные важные сведения про работника, которые добываются в период прохождения его аттестации.
Наиболее значимые достижения
Внедрение Развитие мелкой моторики пальцев рук детей развивает речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Разработка Мною был разработан педагогический проект, благодаря которому видно, что развитие мелкой моторики положительно влияет не только на развитие речи, но и на интеллектуальное развитие ребенка.
Использование в работе В результате была изготовлена развивающая доска для детей - бизиборд, которая активно используется в работе с детьми в средней группе.
Организация Диагностика развития мелкой моторики рук, анкетирование,создание картотеки пальчиковых игр, подготовка наглядного материала, составление перспективного плана кружка «Развивай-ка», составление перспективного плана пальчиковых игр.
Создание Проведение кружка «Развивай-ка», игра-беседа с детьми, ознакомление родителей с информацией на тему «Пальчиковая игра, что это?»,индивидуальные беседы с родителями, ознакомление и включение родителей в реализацию проекта «Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики»,
выполнение проекта детьми и взрослыми.
Проведение Анализ проделанной работы, смотр - конкурс «Умелые пальчики», диагностика развития мелкой моторики.
Методическая работа (таблица)
Год Тема Место
1 2018 «Тренируем пальчики – развиваем речь» Лицей № 1
Открытые уроки
Год Тема урока Технология Предмет Класс Мероприятие
1 2018 "Моя Родина" Практический, наглядный, словесный, игровой. Формирование целостной картины мира средняя группа открытое занятие
2 2017 "Заботливая мама" Игровой, наглядный, практический, словесный. Формирование целостной картины мира Подготовительная группа Развлечение
3 2017 "Заколдованный лес" Практический, наглядный, словесный, игровой. Развитие речи средняя группа открытое занятие
Просветительская работа
Год Тема Место
1 2018 8 марта Детский сад № 36
2 2018 23 февраля Детский сад № 36
3 2018 Масленница Детский сад № 36
4 2017 Зимние забавы Детский сад № 36
5 2017 Здоровье детей - ценное достояние каждого цивилизованного общества Детский сад № 36
6 2017 Развитие речи дошкольника в играх Детский сад № 36
7 2017 Профилактика гриппа и ОРВИ Детский сад № 36
8 2017 Адаптация детей в детском саду Детский сад № 36
Творческие работы учащихся
Год Количество участников Вид творческой работы
1 2018 1 Изготовление кормушки
2 2017 1 Изготовление новогодней елки
3 2017 5 Изготовление новогодней игрушки
Фотогалерея
Папка с файлами

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы