С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
1
мой комментарий
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Наталья Ботова, (на сайте с 03.11.2017 г.)
Был(а) на сайте 3 года назад
Рейтинг: 0.4/6
2 116
просмотров
3
комментария
7 953
место в рейтинге
Трудовой и педагогический стаж работы
Организация Должность Период
Нет данных
Образование
Учебное заведение Квалификация
Нет данных
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
Нет данных
Методическая деятельность (текст)
Являюсь активным участником школьных и районных методических объединений, педсоветов, провожу открытые уроки.  Работая по теме самообразования "Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС" представила опыт работы на заседании МО "Учителей географии".
      Также принимаю участие во всероссийских, региональных конкурсах, проектах (Региональный этап национального конкурса "Природное наследие нации - 2013 с проектом "Мы за будущее лосося"; в конкурсе "Все грани добра"  - проект "Твори добро";)  и вебинарах (участник областного вебинара "От проектной идеи к региональной инновационной площадке") , видеоконференциях ("Современные интерактивные педагогические технологии"), семинарах ("Участник семинара издательство "Просвещение" по теме "Методическое сопровождение учителя географии в условиях реализации ФГОС ООО"; областной семинар "Основной государственный экзамен, государственный выпускной экзамен по географии, как форма государственной итоговой аттестации учащихся основного общего образования").  Постоянно публикую свои методические разработки на сайтах "Инфоурок", издательство "Учитель",  "Первое сентября", "Pro Школу. ru"  ("Применение информационных технологий как средства познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках географии и во внеурочное время", "Как правильно составить документацию, чтобы выиграть грант"; "Практические работы по географии", "Рабочая программа по географии 5-11 класс", "Презентации к урокам" и т.д.).
Моя тема по самообразованию называется «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС».
В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.
Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.
Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.
• Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);
• эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);
• развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);
• повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);
• применение знаний, умений и навыков (баскет – метод - метод обучения на основе имитации ситуаций);
• использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);
• обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);
• эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
• развитие навыков работы в группе (метод проектов);
• выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);
• развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);
• развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).

В 2015-2016 учебном году в 5 классе введен новый учебный курс «География». При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследования своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

На уроках географии в 5 классе в начале уроке применяю  метод «Улыбнемся друг другу», забавная игра, когда дети улыбаются сидящим рядом, учителю, детям на первой парте, своему другу и т.п. Такая игра способствует установлению контакта между участниками урока.

При постановке целей урока и определении ожидаемых результатов,  применяю метод «Мозговой штурм» или «Ассоциации». На доске записана тема урока. Обучающиеся высказывают свои предположения, о чем пойдет далее речь, учитель записывает все мнения или слова-ассоциации на доске. По ходу работы с темой все записи конкретизируются, развиваются, а в конце урока дети делают соответствующие выводы.

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Реальная деятельность состоит из отдельных приемов.
На этапе актуализации знаний использую прием «Ручеек».
Это прием организации индивидуальной работы обучающихся. По очереди друг за другом, обучающиеся называют то, что знают по ранее изученной теме. Это позволяет выяснить, что знают дети, формируется умение слушать и слышать друг друга.
Прием «Цифровой диктант», набор утверждений, составленный на материале изучаемой темы, можно провести как в устной, так и в письменной форме. Работа индивидуальная. При устной форме ученики сигнализируют с помощью специальных разноцветных карточек. В письменной форме выписываются только верные утверждения. В ответе получается цепочка цифр, ответы легко проверить и оценить, например, обменявшись работами.
В старших классах использую следующие методы:
«Создание проблемных ситуаций». Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
Например: 9 класс: Представьте, что вы владелец швейной фабрики, где бы вы построили свою фабрику?  И т.д.
«Технология опорных конспектов». Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 7–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф Африки” в 7-м классе использую опорный конспект в виде схемы, с помощью которой учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.
«Дидактические игры». «Найди половинку»,  «Составь слово», «Справочное бюро», «Белая ворона», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Заморочки из бочки», «Туристическое агентство «По странам и континентам», «Географическое лото» и т.д.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок. Я в основном использую элементы игры в 5 - 7 классах. Например, угадать страну по описанию, исключить лишнее слово из каждой тройки, и т.д.
«Творческие работы». Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 5-6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.
«Проектная деятельность учащихся на уроках географии». Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».
Применение активных методов способствует разнообразному (индивидуальному, групповому, парному) изучению учебных вопросов и проблем, активному взаимодействию учителя и обучающихся, живому обмену мнениями между ними, повышает мотивацию к учению географии, трудный материал становится более доступным, а урок более интересным.
Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

 


      
Внеурочная деятельность по предмету
        География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной  работы, так как её содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь своего народа и всей планеты - главная задача внеклассных занятий по географии.
      Направления внеурочной деятельности:
- подготовка одарённых детей к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- подготовка обучающихся к муниципальным конкурсам;
- проведение предметных недель;
- проектная деятельность;
- сотрудничество с общественными организациями (музей МО «Тымовский городской округ», Сахалинская региональная общественная организация «Родная Земля» пгт. Ноглики).
- участие и реализация грантовых проектов;
- сбор и пополнение материала в школьный музей.
     Начиная с 2009 года  по 2015 год,  я являюсь руководителем реализованных на территории с. Адо-Тымово 10 грантовых проектов:
 

п/п
Тема грантового проекта Год реализации проекта Название компаний, организующие грантовые проекты Сумма реализации проекта
1 «Живи Лосось»
Цель проекта:улучшить экологическую обстановку на реке Тымь,  сохранить и приумножить особи лососевых пород близких к исчезновению
2009 Компания АНО «Сахалинская Лососевая Инициатива» 59800 руб.
2 «Память поколений» - создание школьного музея 2009 Администрация Сахалинской области 100 000 руб.
3 «Лосось в жизни людей»
Цель проекта: Проведение комплекса образовательных, просветительных и информационных  мероприятий, способствующих формированию  экологической грамотности у населения
2010 Компания АНО «Сахалинская Лососевая Инициатива» 58960 руб.
4 «Далекому мужеству верность храня» - создание книги о ветеранах ВОВ  «Память поколений» 2010 Компания Сахалин Энерджи Компани Инвестмент Лтд. 52000 руб.
5 «Спортивный городок» - строительство спортивной площадки 2011 Компания Сахалин Энерджи Компани Инвестмент Лтд. 76700 руб.
6 «Мы за будущее лосося»
Проведение экологического слета отрядов пгт.Ноглики. п. Смирных, п.Ныш, с.Адо-Тымово
2011 Компания АНО «Сахалинская Лососевая Инициатива»  
70000 руб.
7 «Клад в мусорном ведре»
Сохранение экологии на селе
2012 Компания Сахалин Энерджи Компани Инвестмент Лтд. 69545 руб.
8 «Красивая школа – красивое село»
Благоустройство пришкольной территории
2013 Компания Сахалин Энерджи Компани Инвестмент Лтд. 75500 руб.
9 «Дорога добра»
Оказание помощи вдовам ветеранов, проведение дни добра
2013 Компания Сахалин Энерджи Компани Инвестмент Лтд. 79500 руб.
10 «Память сердца»
Сбор материала в школьный музей, создание сквера «Память сердца»
2015 Правительство Сахалинской области» 500 000 руб.
 
     На протяжении 8 лет благодаря реализации грантового проекта «Память поколений» в школе работает музей. Совместными усилиями детей, педагогов, жителей с. Адо-Тымово, директором краеведческого музея пгт. Тымовское Семенковой В.Г. ежегодно пополняются материалы о жителях с. Адо-Тымово, ветеранах ВОВ,  предприятиях. Итогом работы по патриотическому воспитанию молодежи стала созданная книга «Память поколений» - автор Ботова Н.С., Лужецкая В.М. (библиотекарь с. Адо-Тымово).
     С 2013 года являюсь членом комиссии муниципальной олимпиады по географии.
 
Проведение внеурочной работы
Учебный год Направленность, название мероприятий, кружков Результаты (кол-во участников, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)
2016-2017 учебный год Фестиваль предметных недель (Неделя географии «История села») 5-11 класс, 39 учеников
Участие команды детей в проведении мероприятия в рамках учебного Сбора «Школа инструкторов туризма Сахалин – 2017 Всероссийской школы инструкторов туризма»  Команда обучающихся 5 человек
Сбор материала, оформление выставок в школьном музее 7-11 класс, 15 учеников
Подготовка обучающихся к муниципальной олимпиаде по географии  7-11 класс, 7 обучающихся
Благоустройство сквера «Память сердца» - посадка цветов, уборка территории сквера  5-8 класс,15 обучающихся
Проведение мероприятия, посвященного освобождению Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов  8-11 класс,8 обучающихся
Проведение экологических акций «Зачем порядок нужен нам вокруг»  5-11 класс,23 обучающихся
Проведение курса по выбору  «Познание мира по картам» 9 класс, 8 обучающихся
Проведение элективного курса «Политическая карта мира» 10 класс, 3 обучающихся
2015-2016 учебный год Фестиваль предметных недель (Неделя географии «Мир вокруг нас»  5-11 класс, 35 обучающихся
Реализация грантового проекта «Память сердца» (Правительство Сахалинской области)
- Сбор материала в школьный музей;
- Проведение бесед, мероприятий с вдовами ветеранов;
- Приготовление альбомов -  раскрасок для детей дошкольников;
- Обустройство сквера «Память сердца» - посадка деревьев – «Аллея славы», цветов
1-11 класс, 65 человек; жители с. Адо-Тымово
Проведение экологической акции «Чистый берег» - очистка рек, ручьев от мусора 8-11 класс, 26 обучающихся
Проведение экскурсий на рыбоводный завод с. Адо-Тымово 1-4; 5-8 класс, 46 обучающихся
Создание экологических листовок, буклетов «Сохраним природу родного села» 5-11 класс, 19 обучающихся
2014-2015 учебный год Фестиваль предметных недель (Неделя географии «Сахалин – мой край родной» 5-11 класс, 32 обучающихся
Экологический кружок «Капелька» 1-4 класс, 12 обучающихся
Экскурсия в краеведческий музей пгт. Тымовское 5-11 класс, 20 обучающихся
Проведение экологического праздника «Сохраним мир» 1-5 класс, 24 обучающихся
 
 
 
Учебно-материальная база
Учебное оборудование (материал) Периодичность использования
1 Стенд "Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ" 2 раза в год
2 Раздаточные приборы для проведения практических работ (флюгер, курвиметр, глобус и т.д.) по мере необходимости
3 Коллекция горных пород, минералов, полезных ископаемых по мере необходимости
4 Демонстрационные приборы по мере необходимости
5 Географические модели ("Циклон и антициклон", "Распределение света на Земле", "Внутреннее строение Земли" и т.д.) по мере необходимости
6 учебные пособия (учебник, атласы, контурные карты) ежеурочно
7 документальные видео-фильмы по разделам географии по мере необходимости
8 Прибо: глазомерная съемка местности по мере необходимости
9 Глобус - модель Земли по мере необходимости
10 географические приборы (флюгер, барометр и т.д.) по мере необходимости
11 интерактивные пособия. География: 6-11 ежеурочно
12 географические карты ежеурочно
13 электронные таблицы по предметам ежеурочно
14 настенные таблицы по разделам географии ежеурочно
15 фотоаппарат по мере необходимости
16 картотека ЭОР ежеурочно
17 принтер ежеурочно
18 мультимедиапроектор с интерактивной доской ежеурочно
19 ноутбук ежеурочно
Наиболее значимые достижения
Внедрение Внедряю в практику работу с обучающимися по сохранению экологии села. Провожу ежегодно встречу с работниками рыбоводного завода с. Адо-Тымово, организовываем экологические субботники по очистке речных богатств. Создаем и обустраиваем новые места отдыха для детей.
Разработка В 2010 году благодаря реализации грантового проекта компании Сахалин Энерджи "Далекому мужеству верность храня" разработала и выпустила совместно с библиотекарем Лужецкой В.М. книгу о ветеранах ВОВ с. Адо-Тымово "Память поколений"
Использование в работе Использую в работе опыт педагогов, который получила на международном форуме в г. Санкт-Петербурге и на Всероссийской педагогической конференции "Наша будущая школа. Модернизация образования: опыт ведущих школ России" в г. Москва.
Организация Организация обучающихся, педагогов, родителей по оказанию помощи вдовам ветеранов ВОВ с. Адо-Тымово, организация акций: "День добра", "Посылка родным ветерана", "Если не я - то кто же!". Организация трудовых десантов "Приведи в порядок свое село", "Цветущая аллея", "Уход за могилами ветеранов" и т.д.
Создание Благодаря реализации грантового проекта "Память поколений", предоставленного администрацией Сахалинской области в 2009 году создала на базе МБОУ СОШ с. Адо-Тымово Школьный музей.
В 2017 году стала руководителем инициативной группы по разработке проекта, направленного на улучшение качества жизни населения. Создали макет проекта Парк культуры и отдыха "Остров мечты"
Проведение Работая долгое время в экологическом направлении организовала и провела экологический слет отрядов районов Сахалинской области совместно с неравнодушными педагогами МБОУ СОШ с. Адо-Тымово "Мы за будущее лосося"
Аттестационный лист
Файл Описание
1 Аттестационный лист - это официальный документ, который содержит различные важные сведения про работника, которые добываются в период прохождения его аттестации.
Методическая работа (таблица)
Год Тема Место
1 2017 "Активные методы обучения географии как один из путей развтия способностей учащихся в рамках ФГОС" Семинар педагогов МБОУ СОШ с. Адо-Тымово
2 2016 "Качественное образование - залог успеха ребенка в школе" Августовское совещание работнков образовательных учрежденй МО "Тымовский городской округ"
3 2016 "Формирование экологического сознания учащихся на уроке во внеурочное время как способ воспитания деятельностного отношения к родному краю" Педагогический совет МБОУ СОШ с. Адо-Тымово
4 2015 "Как правльно составить документацию, чтобы выиграть грант" Районное методическое объединение учителей географии
5 2014 Организация работы с учащимися в различных проектах экспериментальной исследовательской деятельности" Педагогическое совещание работников образования пгт. Тымовское
6 2013 "Поисково-исследовательская деятельность учащихся" ДЮЦ пгт. Тымовское
Открытые уроки
Год Тема урока Технология Предмет Класс Мероприятие
1 2017 Япония технология проблемного обучения география 11 Выполнение плана методической работы
2 2016 Обобщающее повторение по теме "Европейская Россия" групповая работа география 9 Распространение опыта работы
3 2015 Африка: образ материка технология проблемного обучения география 7 Выполнение плана методической работы
4 2014 Вулканизм. Строение вулкана проектня технология география 6 Распространение опыта работы
5 2013 Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые интерактивные технологии география 6 Выполнение плана методической работы
Просветительская работа
Год Тема Место
1 2017 Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС" семинар педагогов МБОУ СОШ с. Адо-Тымово
2 2016 "Как успешно сдать экзамен по географии Родительское собрание
3 2015 "Реализация грантового проекта "Память сердца" СМИ "Тымовский вестник"
4 2013 "Реалзация грантового проекта "Красвая школа - красвое село" СМИ "Тымовский вестник"
5 2014 "Реалзация грантового проекта "Дорога добра" СМИ "Тымовский вестник"
6 2013 "Международный педагогический форум" СМИ "Тымовский вестник"
7 2013 "Прменение информационных технологий как средство активзации познавательной деятельности и творческого потенцала учащихся на уроках географии и во внеурочное время" "Первое сентября. "Фестиваль педагогических дей. Открытый урок"
8 2013 "Методическая копилка учителя географии" личная страничка учтеля на сайте Pro Школу. ru
Участие в профессиональных конкурсах
Название конкурса Сроки Уровень проведения Результат
1 "Моя страна-мое будущее" 2017 Всероссийский участник
2 Конкурс грантовых проектов Правительства Сахалинской области 2015 Региональный Победитель
3 Конкурс на лучший инновационный проект в системе образования Сахалинской области 2014 Региональный Сертификат участника
4 "Все грани добра" 2012 Всероссийский Диплом участника
5 "Природное наследие нации" 2014 Регональный Диплом участника
6 "Женщина года" 2013 Муниципальный Победитель
7 Приортетный национальный проект "Образование" Конкурс лучших учителей Российской Федераци" 2012 Всероссийский Победитель
Творческие работы учащихся
Год Количество участников Вид творческой работы
1 2017 5 Исследовательская работа "Гордость Земли Сахалинской" - рассказ о человеке, внесший вклад в развитие села
2 2016 3 Исследовательская работа "Память поколений" - пополнение информации в школьный музей
3 2015 3 Исследовательская работа "История создания предприятий родного села"
4 2015 2 Исследование "Я и мир вокруг меня"
5 2015 4 Проект "Сокровища Земли Сахалинской"
6 2014 5 Оформление фото-выставок "История с. Адо-Тымово"
7 2014 8 Сбор краеведческого материала для школьного музея
Фотогалерея

Комментарии (3)

#1 Наталья Сергеевна , поздравляю с днём рождения! Здоровья, терпения, творческих замыслов, благодарных учеников!
Людмила Афанасьева, дата: 03.02.2018 в 11:45  
#2 Наталья Сергеевна , приветствую на сайте, отправляю "+" для Вашего рейтинга. Успехов Вам , творчества, приглашаю на мою страничку.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 04.12.2017 в 11:58  
#3 Наталья Сергеевна, здравствуйте! Заглянула к Вам на огонёк! Очень приятно увидеть земляков на сайте! Примите от меня + в Вашу копилочку!
Ольга Турова, дата: 25.11.2017 в 2:37  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ