моих комментариев 0
блогов 0
сообществ 0
учебных материалов 0
статей 0
мастер-классов 0
экскурсий 0
дискуссий 0
новостей
Уважаемый пользователь!
Вы собираетесь поставить "Минус" данному портфолио.Просим Вас прокомментировать данную оценку.
2 169
просмотров
|
0
комментариев
|
768
место в рейтинге
|
|
Глоссарий по теме "Культурно-просветительская деятельность учителя математики"
- отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека;
- воплощенная в предметных, материальных носителях;
- передаваемая последующим поколениям.
Просвещение - в широком смысле - система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в обществе.
Самообразование – образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего.
Просветительская деятельность – это разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Проектная деятельность – любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
"Саратовская областная универсальная научная библиотека"
Бывшая «Народная аудитория».В конце XIX века городская дума решила на пустыре на углу Александровской улицы (ныне ул. Горького) выстроить здание, где разместились бы аудитория для народных чтений и помещения для городской библиотеки. Для организации библиотеки дума пожертвовала полторы тысячи рублей и обещала впредь ежегодно выдавать на приобретение книг 200 рублей. Сто рублей на библиотеку “наскребло” саратовское дворянство.
Городская библиотека была открыта 19 февраля 1831 года. Городская дума нашла для нее временный приют в мужской гимназии. Директор гимназии Я.А. Миллер просто запер книги в шкаф, дабы их не растащили. Почти четверть века библиотека находилась под замком и числилась только на бумаге. Затем библиотеку перевели в дом Дворянского собрания, а в 1856 году — в городскую думу. С этого времени она, благодаря стараниям городского головы Л.С. Масленникова, стала считаться городской публичной библиотекой.
Через десять лет в библиотеке насчитывалось 650 книг и 50 названий периодических изданий. Ею пользовалось всего 50 человек. Работала она утром часа два и два раза в неделю по четыре часа вечером.
В 1893 году архитектор А.М. Салько составляет проект здания публичной библиотеки с большим двусветным залом читальни. Однако проект в техническом отделе МВД не утвердили. Вопрос о постройке здания библиотеки не раз обсуждался в городской думе. Предложение соорудить библиотеку с большой аудиторией на городском бульваре Липки было отвергнуто; решено было вести строительство на углу улиц Московской и Александровской. Дума постановила провести конкурс на лучший проект здания библиотеки. В начале 1895 года в зале городской думы были выставлены семь поступивших на конкурс проектов.
Новой, вполне в духе времени, была сама тема конкурса — Народная аудитория. Смелым, нетрадиционным оказался и проект-победитель. Комиссия отобрала проект под девизом “Волга”, автором которого оказался петербургский архитектор Н.М. Проскурин. Ему и была присуждена первая премия. Взлет фантазии помог петербургскому зодчему выиграть на пороге ХХ века конкурс проектов необычного дома, объединившего под общей крышей музей и кинозал, сцену и библиотеку. Нам, привыкшим к дворцам культуры, клубам, может показаться простой и даже тривиальной такая затея. Но тогда... Народные дома так же, как универмаги или вокзалы, олицетворяли день завтрашний, давали простор воображению, показывали зримый ход прогресса.
Как же отразилась многофункциональность Народной аудитории на ее архитектуре? Прежде всего, архитектор пренебрег незыблемым принципом симметрии, изначальной правильности, заданности внешнего вида здания — пристройки и надстройки, выступы ризалитов, балконы и окна разбросаны, нагромождены “как попало”, на первый взгляд произвольно. Но присмотримся: все они группируются вокруг главных объемов — залов библиотеки и синематографа. Сложный внешний объем сооружения вырастает изнутри — из логики и смысла наполняющих его помещений.
Сложный, но не сумбурный, многозначный, но не противоречивый... Все пытался учесть, предусмотреть, продумать и прочувствовать наперед талантливый архитектор. Результатом столь вдохновенного труда стала постройка рациональная, новаторская, умная, по праву, а не просто хронологически принадлежащая новому веку.
А пока гласные думы вели споры да разговоры, городская публичная библиотека переместилась из Радищевского музея в дом графа А.Д. Нессельроде (ныне Дом ученых) на Московской улице. Наконец, 7 мая 1898 года состоялась закладка Народной аудитории и библиотеки. Осенью следующего года напряженное по композиции, динамичного силуэта, здание Народной аудитории решительно встало рядом с городским театром перед простором Театральной площади, и в нем разместилась библиотека.
С самого начала мнение о здании разделилось: одни считали, что это самое смелое архитектурное сооружение города, поражающее своими красивыми ломаными линиями и разнообразными по величине и форме окнами; другие, раздраженные своей неспособностью понять и принять его эстетику, неверием в актуальность заложенной в нем идеи, непониманием его образа, утверждали, что два конца здания выстроены по разным проектам — отсюда сходство дома с двугорбым верблюдом...
В спор вмешалась городская дума, при обсуждении гласный Г.Г. Дыбов заявил: выстроена не Народная аудитория, а какая-то мышеловка. Городской голова А.О. Немировский добавил, что построена аудитория на удивление нелепо и напоминает по форме... верблюда.
А между тем с устройством электроосвещения библиотека развернула свою деятельность. В Народной аудитории стали проводиться общедоступные лекции по естествознанию и другим наукам, которые пользовались большой популярностью. В разные годы здесь выступали: Б.В. Зайковский — с рассказом о жизни человека в каменном веке, профессор И.В. Липаев — о русской народной музыке, музыкальном творчестве П.И. Чайковского, профессор В.Д. Зернов — об электрическом токе и другие.
В 30-е годы XX века бывшая городская публичная библиотека превратилась в крупный областной научно-методический центр. Книжный фонд вырос до 2,5 миллиона изданий. Более 50 тысяч саратовцев пользуются услугами нынешней областной библиотеки.
Здание Народной аудитории полностью отдано Областной научной библиотеке.
Здесь располагаются: общий читальный зал, зал текущих периодических изданий,
абонемент, информационно-библиографический отдел, немецкий читальный зал, отдел правовой и деловой информации, центр информации и культуры англоязычных стран, интернет-центр.
Остальные отделы и подразделения библиотеки располагаются по адресам: ул. Челюскинцев, 99 и Московская ул., 32.
Константина Дмитриевича Ушинского
основоположник научной педагогики в России. Родился в Туле 19 февраля (3 марта) 1823 года в
семье отставного офицера. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, но воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Детство прошло на Черниговщине, куда переехала семья после назначения отца судьёй в Новгород-Северский. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году. В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. В течение всего обучения он давал частные уроки.
Педагогические идеи К.Д. Ушинского основаны на его практической деятельности, которая проходила в Ярославском Демидовском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц.
Особенно много новшеств он предложил в Смольном институте, где показал важность и ответственность роли женщины в семье и обществе. В результате девятилетний срок обучения был сокращён до семилетнего, оба отделения уравнены программой, в младших классах обучение стало наглядным, в основу был положен родной язык. Интересно и живо начали преподавать историю, географию, математику. Большую роль стала играть отечественная история. Он заложил основу педагогическому классу, определил двухлетний срок обучения будущих педагогов.
Особое место в его трудах занимали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Цель такого воспитания он увязывал с гражданской позицией личности, т.е. видел её в служении народу, Родине, в любви к людям, в труде. Свои идеалы нравственного воспитания находил в народном понятии морали, поэтому высшими качествами считал патриотизм, народность, гуманизм, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, твёрдую волю и характер, чувство самолюбия.
Другой важной составляющей формирования личности является трудовое воспитание, и педагог показал важность труда в психическом и воспитательном значении, в жизни человека вообще, рассматривал его как свободную и согласную деятельность в соответствии с христианским учением, доказал его связь с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием.
Надо отметить, что К.Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребёнка — с любовью, уважительно, терпеливо, умея понимать и прощать, часто называя ребёнка «дитя». Такая теплота пронизывает всё его педагогическое и художественное творчество.
В своё время тщательно изучив проблемы воспитания в зарубежных странах, К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что нельзя его слепо копировать, уничтожив свою систему образования в угоду не всегда истинным ценностям Запада. Он показал неразрывную связь национальной системы воспитания с историей родного народа, его языком, религией, культурными традициями и обычаями, которые складывались на протяжении столетий. С этих позиций определил и пути развития национальной школы, которая должна быть построена на православных началах и соединять в себе как светское, так и духовное начало. В качестве основы воспитания Константин Дмитриевич выдвинул принцип народности, под которым понимал воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, с учётом его истории, характера, природных условий.
Важное место в педагогической системе Ушинского занимает родной язык, который и является самой прочной связью между поколениями, объединяя их в одно историческое целое.
Родной язык, считал учёный-педагог, — это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.
Педагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. — «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.
Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства — благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива. Детям дошкольного возраста рекомендуют читать рассказы и сказки писателя: «Бишка», «Васька», «Коровка», «Лошадка», «Уточка», «Ласточка», «Петушок с семьёй», «Два козлика», «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Гусь и журавль», «Медведь и бревно» и др.
Научное и творческое наследие К.Д. Ушинского актуально и востребовано сегодня. Оно изучается, пропагандируется, обогащает педагогическую теорию и практику.
Константи Дмитриевич Ушинский на Педагогической карте мира – https://emap.mininuniver.ru/persons/78?locale=ru
Проблемы вставшие перед новой властью России после Великой Октябрьской револющии
Государственная политика в сфере образования была направлена на решение двух задач - сделать образование доступным для рабочих и крестьян и перестроить его на новых идеологических основах. Несмотря на значительное повышение грамотности населения России в предреволюционные десятилетия, страна заметно отставала от развитых европейских стран, где еще в XIX в. было введено всеобщее начальное образование.
Ликвидация неграмотности взрослого населения рассматривалась как первоочередная задача советской власти. Этой работой занимался Наркомпрос, внешкольные подотделы местных Советов, профсоюзы. Вопросы ликбеза обсуждались на партийных съездах и конференциях, комсомол объявил борьбу с неграмотностью своей "первой боевой задачей". Обобщенные показатели грамотности населения России накануне революции рисуют удручающую картину - лишь один из четырех взрослых жителей страны умел читать и писать. Но данные по регионам и социальным группам сильно различались. Самые низкие показатели грамотности были на национальных окраинах. Преобладали неграмотные среди крестьянства. По данным профсоюзной переписи 1918 г. среди рабочих центральных районов страны грамотные составляли 64%, среди женщин-работниц - 44,2%. Поэтому работа по ликвидации неграмотности должна была быть ориентирована преимущественно на определенные регионы и социальные категории населения.
26 декабря 1919 г. СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривались сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся с сохранением заработной платы, мобилизация грамотного населения в порядке трудовой повинности, организация учета неграмотных, предоставление помещений кружкам ликбеза для занятий.
Перестройка системы народного образования определялась в документах, принятых в октябре 1918 г., - "Положении о единой трудовой школе" и "Основных принципах единой трудовой школы (Декларация)". Советская школа должна была стать единой для всей страны, общедоступной, бесплатной, вести обучение на родном языке и состоять из двух ступеней. Важнейшими принцинами новой школы провозглашались связь обучения с производственным трудом, политехническое образование,, преемственность в образовании и воспитании, начиная с дошкольного воспитания и кончая высшей школой, а также совместное обучение.
К концу гражданской войны в большинстве районов России старая система народного образования была заменена новой. Начальные училища и первые три класса мужских гимназий превращались в первую ступень единой трудовой школы с пятилетним обучением. Школы второй ступени создавались на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ.
Все учебные заведения национализировались. Однако далеко не все принципы советской школы, провозглашенные в 1918 г., были воплощены в жизнь. Смысл некоторых из них был неясен самим организаторам советской школы и вызывал споры на протяжении всех лет ее существования (таким, например, был принцип' политехнического образования). Другие же принципы, как, например, общедоступность школы и бесплатность обучения, оставались пустой декларацией из-за разрухи в стране и бедности населения. Положение о школе 1918 г. корректировалось в зависимости от требований жизни.
Среднее математическое образование в России в конце 19-начале 20 веков
Журнал "Математика в школе" Министерства просвещения РСФСР (СССР) №1 1986г.
Проблемы компьютеризации обучения
Определение научной проблематики конференции, приглашение докладчиков, отбор поступивших научных сообщений и распределение их по секциям были осуществлены Программным комитетом конференции, в который вошли 18 ученых из разных стран мира. Возглавлял Комитет вице-президент Болгарской академии наук Б. Сендов. В состав Программного комитета были включены три советских ученых: академик А. Ершов, член-корреспондент АПН СССР В. Болтянский и профессор Г. Чоговадзе (по линии ЮНЕСКО). О широте научной тематики конференции можно судить по основным направлениям ее работы:
1. Социальные, культурные, экономические эффекты и последствия компьютеризации обучения.
2. Физиологические, психологические, педагогические проблемы и методологические выводы
3. Компьютерная техника и программное обеспечение в обучении.
4. Национальные концепции компьютеризации обучения.
На конференции была развернута выставка учебного оборудования и программного обеспечения по вопросам компьютеризации обучения. Экспонировавшиеся на этой выставке программы, фрагменты обучающих игр и другая учебная информация, записанная в памяти компьютеров и использовавшаяся для организации диалога с обучаемым, наглядно свидетельствовали об отставании педагогической мысли от развития техники. Большинство демонстрировавших фрагментов были построены по типу машины Пресси. Например, учащемуся предлагались один за другим глаголы русского языка, и он должен был указывать, совершенного или несовершенного вида данный глагол (нажатием клавиша 5 или М). В зависимости от количества правильных ответов (из 50 возможных) обучаемый получал на экране дисплея оценку своей деятельности. Подобного рода контролирующие и контрольно-обучающие программы были предложены и по другим школьным предметам.
Программное обеспечение по математике включало в себя несколько обучающих фрагментов, построенных по типу линейных (скиннеровских) программ, порция информации, сопровождаемая одним вопросом, разъяснение правильного ответа на этот вопрос в следующей порции, затем новая порция информации и т. д. В некоторых случаях наблюдалась незначительная адаптивность экспонировавшихся фрагментов программ. Например, осуществлялся перескок через некоторые простые порции учебного материала в случае получения от обучаемого нескольких правильных ответов подряд.
Имелись и обучающие фрагменты, построенные по типу разветвленных программ. Здесь были воплощены классические (краудеровские) идеи программированного обучения. Учащемуся предлагалась порция информации, заканчивавшаяся одним вопросом и несколькими возможными ответами — на выбор. Учащийся с помощью клавиатуры набирал номер (или шифр) одного из этих ответов, после чего (в зависимости от правильности выбранного ответа) ему предлагалась либо следующая порция, либо разъяснение характера ошибки, либо дополнительная тренировочная серия облегченных упражнений, либо повторительный материал (если ошибка свидетельствовала о наличии пробелов в знаниях) и т. п.
Все это, разумеется, хорошо известно как в теоретическом плане, так и в отношении методики преподавания. Такие разветвленные программы, построенные на основе вопросов с выборочными ответами, составлялись десятками преподавателей наших школ, СПТУ, техникумов, вузов.
Экспонировались и более совершенные программы типа диалоговых систем обучения. Интересная система разработана сотрудниками Габровского электромеханического института (НРБ). Создатели ее также исходили из идей программированного обучения, но существенно расширили круг возможностей. После введения в изучаемую тему и краткой инструкции обучаемому предоставляется возможность выбора режима работы (введением индекса, т. е. одного из чисел 1, 2, 3, 4, 5): для более сильных или менее сильных учащихся, для детального изучения темы или общего знакомства, для повторения необходимого вспомогательного материала перед изучением темы, для творческого режима работы с включением ряда нестандартных задач, и т. п. Кроме того, на каждом этапе обучаемый может получить информацию (формулировку общего правила, табличный материал) или помощь, осуществить переход к работа с графической информацией. Ответы обучаемого предусматриваются в различных формах: выборочный ответ, «верно — неверно», свободное введение слова ответа по выбору обучаемого, введение числа или буквенного выражения, иногда ответ можно дать только дотрагиваясь до экрана в нужном месте таблицы или графика и т. п. Каждая педагогическая ситуация предполагает варьирование следующей порции информации в зависимости от того, является ли ответ правильным или допущена ошибка первого вида, второго вида и т. д. Предусмотрено также возвращение к одной из предыдущих порций с целью побуждения учащегося искать решение по аналогии с уже решавшейся задачей. В некоторых порциях допускается (при желании обучаемого) переход к следующей порции без обязательного ответа на вопрос и т. п. Наконец, отметим, что режим диалога предусмотрен составителями программы не только для обучаемого, но и для преподавателя, вводящего информацию по своему предмету. Именно, при составлении обучающей программы (в режиме записи) компьютер задает вопросы следующего типа, обращенные к преподавателю: «Что записать в эту порцию? Нужны ли ответы и в какой форме (выборочной, свободной, прикосновение к экрану и т. д.)? Что записать в случае такого-то ответа? Нужно ли будет впоследствии вернуться к этой порции?» При такой работе преподаватель лишь вводит смысловую информацию, а расположение порций в режим диалога с обучаемым осуществляются автоматически. Следует также отметить различные возможные формы работы диалоговой обучающей системы обучающий тренинг; «симуляционная система»; разветвленная или адаптивная обучающая программа; диалоговый обучающий режима.
Отметим, однако, что описанное функционирование диалоговой системы связано лишь с технологией составления обучающей программы и ее использования для организации диалога с обучаемым. И это соответствует мнениям многих участников конференции, которые откровенно говорили, что проблемы компьютеризации обучения должны решаться в плане развития идей программированного обучения на базе использования современной вычислительной техники.
Однако это лишь одна сторона вопроса. У многих докладчиков прозвучал встревоженный интерес к глубинным «основаниям» процесса обучения с помощью компьютеров. По их мнению, насыщение школ компьютерной техникой, а также решение «технологических» проблем составления обучающих фрагментов в рамках идей программированного обучения вовсе не решает само по себе проблем компьютеризации обучения. Существенно более важное значение имеют проблемы методологического, психолого-педагогического, социального плана, связанные с компьютеризацией обучения. В их решении, как единодушно отмечали представители всех стран, мы находимся еще в самом начале пути.
Педагогическая периодика как средство культурно-просветительской деятельности советской эпохи
Журнал «Математика в школе» № 1 от 1953 года.
Выпуск состоит из 7 отделов: «Научно-популярный отдел», «Методика», «Из опыта», «Русские педагоги-математики», «Критика и библиография», «Хроника», «Задачи».
В научно-популярном отделе представлены две математические статьи. Первая статья, автором которой является С. В. Фомин, посвящена основным понятиям линейной алгебры. Ниже представлено содержание этой статьи. Вторая статья (автор – М. И. Слободской) посвящена делителям числа 2p +1. Эта статья даёт новые сведения о делителях больших чисел данного вида. Редакция считает, что статья может стать интересной темой для обсуждения на математическом кружке.
В разделе «Методика» поднимаются следующие проблемы:
a) Воспитание логических навыков при изучении математики (сказано, что работа должна вестись при изучении всего курса математики в школе, что должна устанавливаться связи между определениями, также необходимо формировать умение к построению математического суждения).
b) Внедрение элементов логики в школьный курс математики (Ф. Ф. Притуло разработал и представил в статье поурочно-тематическое планирование по теме «Математические предложения и методы доказательств»)
c) Слишком раннее появление в курсе геометрии метода приведения к противоречию, что не согласуется с возрастными особенностями ребёнка (решение: применять указанный метод только там, где он не обходим, в частности при изучении темы «Параллельные прямые»; до этого момента все теоремы доказывать прямым методом)
d) Проблема организации урока математики: учёт знаний, проверка домашнего задания, контрольные работы. Итог:
В разделе «Из опыта» практикующие учителя математики делятся своими наработками и наблюдениями. Например, в рассматриваемом нами номере напечатаны статьи Лембке «Доказательство геометрических теорем», Андреева «Развитие логического мышления учащихся и решение задач на доказательство», А. А. Столяра «О применении символики в курсе стереометрии».
В разделе «Русские педагоги-математики» рассказывается о жизни и деятельности последних. В данном номере речь шла о пензенском математике Д. В. Перевощикове.
Раздел «Критика и библиография» посвящён анализу школьных учебников и комментариям по работе с ними. В разделе «Хроника» читателю повествуется о последних новостях математического образования в СССР. Наконец, в разделе «Задачи» предложены математические задачи для школьников и взрослых.
Деятельность казанского университета
Миссия просветительства в современной Росии
Информационно-методические и аналитические материалы к обсуждению на Общероссийской научно-практической конференции «Миссия просветительства в современной России».
Отечественное просветительское общественное движение имеет давние и глубокие традиции. В настоящее время в этом секторе гражданского общества насчитывается более 700 дееспособных объединений, с которыми в разных формах сотрудничают многие тысячи квалифицированных специалистов, представителей науки, образования, культуры, других гуманитарных и естественнонаучных областей, а также реальной экономики. Важная задача просветительства — создание системы, нацеленной на информирование всего нашего общества о лучших нравственных традициях, образцах и повседневных практиках различных сообществ и конкретных граждан нашей страны. Общей проблемой является снижение социального статуса культуры и регулирующего значения ее общепринятых норм. Во многих социальных группах, в молодежной среде снизилась ориентация на образцы, транслируемые «высокой» литературой и искусством. С другой стороны, и «высокое искусство» в большой мере отказывается от великой традиции русской культуры по формированию в обществе прочной нравственно-этической атмосферы по утверждению стандартов поведения.
Необходимо, чтобы ценности национального консенсуса, патриотизма, социальной справедливости, демократии, гражданской ответственности и активности – стали реальным руководством для россиян во всех сторонах их социальной жизни. Общество «Знание» России обладает огромным резервом и высоким потенциалом для развертывания в стране, во всех ее регионах и дальних поселениях, массовой просветительской работы, отвечающей в полной мере современным вызовам и угрозам.
Основная цель общества «Знание» – быть в первых рядах в деятельности по просветительской, информационной и образовательной поддержке усилий государства и гражданского общества, направленных на устойчивое инновационное политическое, социально-экономическое и культурное развитие нашей страны. Общество «Знание» призвано заниматься целенаправленной просветительской деятельностью со всеми слоями населения (в том числе с молодежью) путем популяризации отечественной истории, науки и культуры, раскрытия особенностей цивилизационного развития России как самобытной, многонациональной и поликонфессиональной страны.
Развитие масштабного и принципиально-важного для современного просветительства направления: создание в качестве рабочей основыинформационно-методической и организационно-технологической платформы,которая будет опираться на ряд системно-образующих программ:
• Просветительский интернет-канал («Знание – сила»);
• Экспертно-лекторское сообщество при Обществе «Знание» России и его
региональных структурах;
• Информационно-методическая библиотека «Библиотека просветительства»;
• Комплекс актуальных сетевых просветительских и информационных проектов.
Еще одним, достаточно традиционным для российского просветительстваприоритетом, является распространение естественных и социальных знаний.
Кроме того, сегодня существует большое количество форм обучения и повышения квалификации взрослых людей, в том числе:
– Тренинги и семинары;
– Коучинг, наставничество, баддинг, спарринг;
– МВА – внешний и корпоративный;
– Shadowing (наблюдение за работой более опытных коллег);
– Обратная связь, «360 градусов»;
– Корпоративные конференции;
– Электронные курсы, вебинары;
– Социальные медиа: корпоративные блоги, вики, он-лайн профессиональные сообщества, подкасты;
– Обучение на рабочем месте;
– Обучающие экспедиции, обучение через опыт, симуляционные игры;
– Внутренние и внешние стажировки с целью обучения (secondment);
– Экскурсии по компании и на другие предприятия;
– Кружки знаний и опыта (ведут топ-менеджеры или другие сотрудники
компании);
– Стретчинг (stretch assignment);
– Видео- и аудиокурсы, mobile learning;
– Мотивационные выступления спикеров;
– Литература, рассылки, статьи;
– Профессиональные конференции;
Если говорить о возможностях Общества «Знание» России, то одним из
наиболее перспективных и массовых является направление тренингов и семинаров, вебинаров, видео- и аудиокурсов (mobile learning) с использованием выделенного интернет-канала «Знание – сила», проведение профессиональных конференций и т.п.
Олимпиада «Будущие исследователи - будущее науки»
Математические квесты
№1«ВЕСЕЛАЯ ВИКТОРИНА»
"Математический квест"- это игра-путешествие по станциям, на которых командам предлагаются различные математические задания, которые носят практический, функциональный характер, показывают красоту, практичность и доступность математики, позволяют взглянуть на математику под другим – творческим - углом. Задания доступны ученикам с любым уровнем подготовки в возрастной категории 5-9 класса.
Цель квеста:
1) формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой;
2) повторение изученного материала.
Вступление:
Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня наш урок пройдет увлекательно, развлекательно и познавательно. Вам предстоит поучаствовать в интеллектуальной викторине «Веселая математика».
Для начала вам необходимо разделится на две команды.
Учитель выбирает двух самых сильных учеников в качестве капитанов команд и предлагает им выбрать себе участников команд, выбирая одного ученика поочерёдно.
Ведущий: Отлично! Команды определены, капитаны назначены. Но как же без названия и лозунгу. Теперь вы должны придумать как будут называться ваши команды, и какой лозунг будет сопровождать вас всю игру.
Ученики обсуждают и определяются с названием и лозунгом.
Ведущий: Капитаны представь ваши команды и огласите ваш лозунг.
Команды представляются.
Ведущий: Ну что ж, теперь самое время приступить к викторине. Она будет состоять из 6 этапов:
1 тур – «разминка»;
2 тур – «крестики-нолики»;
3 тур – «кто больше»;
4 тур – «сколько треугольников»;
5 тур – «видео-вопрос»;
5 тур – «битва капитанов».
Начнем!
1 ТУР – РАЗМИНКА
Ведущий: Каждой команде будет задано по три вопроса. Вопросы будут индивидуальные, но, если команда ошиблась или не знает правильный ответ, у их команды-соперников есть возможность ответить правильно.
Вопросы для первой команды:
1. Сумма трёх чисел равна их произведению. Эти числа различны и однозначны. Назовите эти числа.
2. Какое число делится на все остальные без остатка?
3. Двое шли – пять рублей нашли. Четверо пойдут – сколько найдут?
Вопросы второй команде:
1.Что больше: произведение всех цифр или их сумма?
2. Какой цифрой оканчивается произведение любых пяти последовательных чисел?
3. Петя ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов утра. Сколько будет спать Петя?
Ответы:
1.2. Ноль
1.3. Ничего, т.к. там было только 5 рублей, и их забрали двое, то четверо уже ничего не найдут.
2.1 Сумма их больше. Почему. Мы часто путаем определения «Цифра» и «Число». Цифры - это 0.1...9. Числа - их бесконечно перечислять. Бывают они разные: рациональные, иррациональные, натуральный, действительные и другие. Вернемся к теме вашего вопроса. Сложим 0+1+...9=45. Умножим их: 0*1*... 9=0. Ответ: сумма больше произведения.
1*2*3*4*5=120
2*3*4*5*6=720
2.3. Петя проспит только 1 час, т.к. на будильнике 12 часов, а не 24. соответственно там нет понятия времени суток. И 9 утра и 9 вечера это одно и тоже.
Ведущий: отлично, ребята! Подведем итог 1-го тура.
Считаются очки.
Ответ:
Чтобы получить ровно три квадрата в этой задаче необходимо переместить 2 нижних вертикальных спички вправо и влево соответственно, чтобы они замыкали боковые квадраты. А нижней центральной горизонтальной спичкой нужно замкнуть верхний квадрат.
Список вопросов:
- Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?
б) сложение;
в) деление;
- Как заканчивается известная пословица: «Ясно, как ...»?
б) трижды три;
в) пятью пять.
- Что появляется под глазами у очень усталого человека?
б) круги;
в) овалы.
- Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей?
б) от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
- Сколькими цифрами обходились древние римляне:
б) 6;
в) 7.
- Расстояние от центра окружности до точки на окружности:
б) диагональ;
в) периметр.
- У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?
б) 5;
в) 4.
- Сколько раз из числа 10 можно отнять число 2?
б) 3;
в) 5.
- На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?
б) на 360 °;
в) на 180°.
- Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов?
б) на 10;
в) на 5.
Ответы:
- В
- А
- В
- Б
- В
- А
- В
- А
- В
- В
На текущий момент ведет команда: ….
Молодцы! А другой команде нужно подтянуться. Но следующий тур может дать возможность одной команде сильно оторваться.
Задание:
Ответ: 24
Видео - файл: https://yandex.ru/video/search?filmId=15447212360658345239&text=%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B5&reqid=1513005783779525-1411856426875763984728919-vla1-1778-V
Вопросы:
- Результат сложения
- Наименьшее трёхзначное число
- Угол, меньше прямого
- Наименьшее простое число
- Результат вычитания
- Наибольшее трёхзначное число
- Сколько граммов в килограмме
- Ромб, у которого все углы прямые
- Сколько нулей в миллионе?
- 25 процентов суток
Ответы:
- Сумма
- 100
- Острый
- 2
- Разность
- 999
- 1000
- Квадрат
- 6
- 6 часов
Ведущий: поздравляю капитаны! Не ударили в грязь лицо. Теперь подведем итоги и поздравим победившую команду.
Время и место проведения: после уроков в течение 1-1.5 часов. Желательно чтобы занятий в школе уже не было, так как под каждую станцию требуется кабинет-класс.
Помощники: на каждой станции находятся помощники – учащиеся 10-11 классов, поэтому роль учителя – предварительная подготовка, инструктаж помощников, вступительное слово, наблюдение, помощь, и подведение итогов.
Ход мероприятия: Все участники мероприятия собираются в актовом зале, где проводится инструктаж, раздаются маршрутные листы каждой команде с названиями станций, номером кабинета в которой она расположена.
Вступительное слово.
Уважаемые участники игры! Сегодня Вы будете путешествовать по станциям. Для успешного путешествия и продвижения к намеченной цели Вам понадобятся знания по математике, находчивость, смекалка и сплоченность. Помогать мне будут независимые консультанты.
Капитанам команд вручаются путевые листы.
«Художественная»
Оборудование: листы (отдельно для каждой команды), краски, вода и кисти (в неограниченном количестве).
При выставлении баллов необходимо учитывать соответствие теме, верное трактовка задания, слаженность и законченность работы. Максимальное количество 5 баллов
Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость» Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу.
Задание: За 7 минут собрать как можно больше фигур. Первое задание собрать квадрат. 1 балл за каждую фигуру.
«Шифровальная»
( побеждает команда которая быстрее по времени расшифровала задание). В маршрутном листе указывается время, за которое команды справились с заданием.
7-9 класс
5 станция
«Спичечная»
Оборудование: спички (сложенное задание).
Верно выполненное задание оценивается баллами. Макимум 5 баллов за каждую верно решённую задачу. Время 7 минут.
Соприкасающиеся друг с другом спички
Задание. Необходимо разместить 6 спичек так, чтобы каждая спичка соприкасалась с остальными пятью.
Ответ. Это задание требует подключения ваших творческих способностей, и выход за рамки плоскости – ведь спички можно класть друг на друга. Верное решение выглядит следующим образом. На схеме все спички действительно соприкасаются друг с другом.
Пять из девяти
Задание. Перед Вами девять маленьких квадратов, образованных двадцатью четырьмя спичками. Уберите 8 спичек, не трогая остальных, чтобы осталось всего лишь 2 квадрата.
Ответ. Для этой задачи я нашел 2 способа решения.
Первый способ. Убрать спички так, чтобы остался только самый большой квадрат, образованный крайними спичками и самый маленький квадрат в центре, состоящий из четырех спичек.
Второй способ. Также оставить самый большой квадрат из 12 спичек, а также квадрат 2 на 2 спички. У последнего квадрата 2 стороны должны образовываться спичками большой квадрата, а 2 другие стороны должны быть в центре.
Первый способ. Второй способ.
6 станция
«Угадай-ка»
Дополнительная станция
«Привал»
Первый месяц зимы. (Декабрь)
Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (Боковые)
Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель)
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число)- 1/60 часть градуса? (Минута)
Друг игрека. (Икс)
Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции)
Угол, равный 180. (Развернутый)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
Как называется результат деления0 (Частное)
Сколько месяцев в году? (12)
Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка)
Назовите наибольшее однозначное число. (9)
Число, на которое нельзя делить. (0)
Назовите модуль числа -2. (2)
Первый месяц года. (Январь)
Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный)
Число противоположное -4. (4)
Первый месяц осени. (Сентябрь)
На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя)
Высшая оценка знаний в школе. (5)
Наименьшее четное число (2)
Равенство с переменной. (Уравнение)
Что является графиком функции у=Ьх+Ь? (Прямая)
Объем килограмма воды? (Литр) Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное)
Свойство всртикапьных углов. (Равны)
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом? (Чётное) Одна сотая часть километра. (10 метров) Не учебный день недели. (Воскресенье) 1/60 часть минуты. (Секунда)
Чему равна сумма смежных углов? (180)
Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
Возможности интернет в культурно-просветительской деятельности. Различные доказательства теоремы Пифагора
Положение о волонтёрской движении и волонтёрской команде в СОШ.
1.2. Настоящее Положение устанавливает основы правового регулирования волонтерской деятельности, определяет возможные варианты ее поддержки органами местного самоуправления в целях ее развития и распространения.
1.3. Волонтерская деятельность – это добровольная деятельность человека по бескорыстному (безвозмездному или на льготных условиях) выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
1.4. Волонтерская деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
- безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью: командировочные расходы, затраты на транспорт и другие);
- добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);
- законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству Российской Федерации).
1.5. Основным направлением волонтерской деятельности является оказание помощи в изучении математики и пропаганда математических знаний.
2.2. К задачам волонтерской деятельности относятся:
- оказание помощи в изучении математики и пропаганда математических знаний
- популяризация идей добровольчества в общественной среде;
- привлечение людей к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе учебного заведения, а также социальных учреждений и служб города и области;
- получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
- гуманистическое и патриотическое воспитание;
- распространение идей и принципов социального служения.
- получать всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач;
- вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности;
- на признание и благодарность за свой труд;
- на получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;
- отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины).
5.2. Волонтер обязан:
- четко и добросовестно выполнять порученную ему работу;
- знать, уважать и следовать принципам волонтерской деятельности;
- беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией, учреждением, предприятием для выполнения волонтерской деятельности;
- уведомить организацию, учреждение, предприятие о своем желании прекратить волонтерскую деятельность.
- получать от волонтера отчет за проделанную работу;
- требовать уважительного отношения к персоналу и имуществу;
- отказаться от услуг волонтера при невыполнении им порученной работы, нарушении дисциплины, некорректном поведении.
6.2. Организация, учреждение, предприятие (СОШ) обязано:
- создать волонтеру все необходимые ему условия труда;
- разъяснять волонтеру его права и обязанности;
- обеспечить безопасность волонтера (провести инструктаж по технике безопасности);
- предоставить волонтеру необходимую для выполнения им работы информацию о деятельности организации, учреждения, предприятия;
- разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности;
- проводить семинары и тренинги, необходимые для выполнения определенного вида волонтерской деятельности;
- вести учет волонтеров.
1. Математическая составляющая / Редакторы-составители Н. Н. Андреев, С. П. Коновалов, Н. М. Панюнин ; Художник-оформитель Р. А. Кокшаров. — М. : Фонд «Математические этюды», 2015. — 151 с. : ил. — ISBN 978-5-906825-00-1. — Тираж 14 000 экз.
В сюжетах, собранных в книге, рассказывается как о математической «составляющей» крупнейших достижений цивилизации, так и о математической «начинке» привычных, каждодневных вещей. Все авторы — известные учёные.
Увлекательный, популярно-описательный стиль изложения делает материалы книги доступными для широкого круга читателей. Книга издана по решению Учёного совета Математического института имени В. А. Стеклова Российской академии наук.
Представление статьи в журнал означает, что авторы согласны на публикацию статьи в журнале. В случае принятия статьи к публикации редколлегией журнала, исключительные права на использование перевода статьи в англоязычной версии журнала в полном объеме определяются действующим договором между соиздателями английской версии журнала.
Так же сайте можно найти выпуски журнала за все годы - "Квант", "Математическое просвещение".
- «Квантик» - ежемесячный журнал для любознательных школьников. Журнал посвящён занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим естественным наукам.
- «Математическое просвещение» - в сборники включаются статьи о новых фундаментальных результатах, новых направлениях развития чистой и прикладной математики. Особенно существенным нам кажется прояснять связи между различными понятиями и областями науки. Именно широкая эрудиция (а не только узкий профессионализм) есть та отличительная черта традиционного математического образования в России, которую хочется сохранить.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»
Институт занимается:
- повышением квалификации и переподготовкой работников образования;
- дистанционным образованием;
- различными конкурсами (региональный этап «Учитель года», «Сердце отдаю детям», Учитель здоровья России, лучший ученический класс);
- дополнительным образованием детей;
- проведением консультаций для подготовки детей к школе;
- изданием книг.
Программы, по которым проходит повышение квалификации на кафедре математического образования:
- Теоретические основы и методика обучения математике в общеобразовательных организациях (с использованием ДОТ).
- Актуальные вопросы теории и методики преподавания математики (с использованием ДОТ).
- Теория и методика преподавания математики в условиях реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (с использованием ДОТ).
- Современное школьное математическое образование: организационные, содержательные и методические аспекты развития (с применением ДОТ).
- Теория и методика преподавания математики в профессиональных образовательных организациях (с использованием ДОТ).
- Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по математике.
Конспект мероприятя по математике
«Совет мудрецов»
Цели мероприятия:
- развивать познавательный интерес у обучающихся, интеллект, речь, память, внимание;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- формировать товарищеские отношения между собой, умение работать коллективом;
- стимулировать развитие индивидуальных качеств личности.
Игру «Совет мудрецов» можно проводить для учащихся 9 – 11 классов. Соревнуются 2 команды Метеорит» и «Многогранник».
Ход мероприятия.
И верной дорогой к прогрессу пришел?
Математик и физик. Я – Архимед.
О жизни моей ходит много легенд.
Архимед. В нашем зале присутствуют мудрецы настоящего времени – члены жюри.
(представление ЖЮРИ)
Магницкий. Итак, совет открыт,
Определились роли
Сегодня никому
Скучать мы не позволим.
Пускай веселья час
Придут в наш дом,
А мы, чтобы настроить вас,
Разминку проведем.
Математическая разминка
( слайды 3,4 - «Математическая разминка», музыка)
Магницкий. Вопросы 1 команде.
- Автор слов «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов).
- Раздел математики, занимающийся решением треугольников (тригонометрия).
- (-1)999 000 (1).
- Чему равен один пуд? (16 кг)
- Показатель степени, который обычно не пишут (1).
- Прямая, пересекающая другие линии (секущая).
- Вспомогательная теорема (лемма).
- Величина, показывающая вместимость (объем).
- Число, делящееся на данное без остатка (кратное).
- Старинное название школьного курса «Математика» («Арифметика»).
- От начала суток прошло 36 часов. Который теперь час? (12).
- Сколько всего существует двузначных чисел? (90).
- Сколько квадратных метров в одном аре? (100).
- Назовите последнюю цифру произведения всех однозначных чисел (0).
- Кто из великих русских поэтов сказал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» (Пушкин).
- Родина геометрии (Египет).
- (-1)33 000 (1).
- Единицей измерения чего является карат? (Единица веса драгоценных камней и золота).
- Часть прямой (луч или отрезок).
- Непрерывная линия, состоящая из отрезков (ломаная).
- Произведение одинаковых множителей (степень).
- Другое название корня (радикал).
- Математическое предложение, принимаемое без доказательства (аксиома).
- Математическое понятие, выражающее зависимость одних переменных величин от других? (функция)
- Сколько секунд в часе?(3600)
- Точка пересечения параболы со своей осью? (вершина)
- Как называется график функции вида у = к/х? (гипербола)
- Отрезок прямой, соединяющий две произвольные точки окружности (хорда).
Математика – самая древняя из наук. Слово «математика» в переводе с греческого означает «наука», «размышление». Мы сегодня хотим вас познакомить с некоторыми из разделов математики. Из всех математических наук первой возникла геометрия. В переводе с греческого «геометрия» - это «землемерие».
Моделирование фигур
- Разрезать прямоугольник на две части таким образом, чтобы получился параллелограмм.
- Разрезать прямоугольник на две части таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция.
- Разрезать прямоугольник на три части таким образом, чтобы получился квадрат.
Игра со зрителями
Буквы разбиты на группы. Требуется определить, по какому принципу произведена эта разбивка.
Ответы.
- Буквы, расположенные в верхнем ряду, обладают осевой симметрией, причем ось симметрии у них вертикальная. Буквы, расположенные в нижнем ряду, обладают также осевой симметрией, но ось симметрии у них горизонтальная.
- Буквы, расположенные в верхнем ряду, обладают центральной симметрией. Буквы нижнего ряда – несимметричные фигуры.
Конкурс геометрических задач
Знает это каждый школьник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать,
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой,
Сколько разных, рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю и внутри! (20)
Сосчитайте, сколько прямоугольников изображено ? (18)
Нахождение площадей фигур
Задание 1 команде.
Математик, оказавшись в небольшом городке, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера – у каждого из них своя парикмахерская. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Не можете ли вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика?
Команда думает 1 мин.
Задание 2 команде.
В шляпную лавку вошел господин и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100-рублевой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана понравившаяся ему шляпа, 70 рублей сдачи, и он удалился. Через час прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил, что 100-рублевая банкнота – фальшивая и потребовал взять ее назад. Пришлось выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин сел подсчитывать убытки. Помогите ему. Сколько рублей он потерял?
Команда думает 1 мин.
Ответы: 5 кв.м.; 27 кв.м.
Каждой команде предлагается по одной задаче, на размышление – 1 минута.
Логические задачи
Математик, оказавшись в небольшом городке, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера – у каждого из них своя парикмахерская. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Не можете ли вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика? Команда думает 1 мин.
(Так как в городе два парикмахера, мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того из мастеров, кто лучше подстриг своего конкурента)
Магницкий. Задание 2 команде.
В шляпную лавку вошел господин и объявил, что желает купить шляпу за 30 рублей. Свою покупку он оплатил 100-рублевой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана понравившаяся ему шляпа, 70 рублей сдачи, и он удалился. Через час прибежал хозяин соседнего магазина, сообщил, что 100-рублевая банкнота – фальшивая и потребовал взять ее назад. Пришлось выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин сел подсчитывать убытки. Помогите ему. Сколько рублей он потерял?
Команда думает 1 мин. (100 рублей: шляпу за 30 рублей и сдачу 70 рублей)
Софизмы
«4 р = 40 000 к» - Вы согласны? А я докажу, что это так.
Возьмем верное равенство: «2 р = 200 к».
Возведем в квадрат его левую и правую части.
«(2 р.)2 = (200 к.)2»
Мы получим «4 р. = 40 000 к.» В чем ошибка?
(В квадрат возводятся числа, а не величины.)
Задачи по истории математики
Вопросы 1 команде.
- Творение какого древнегреческого математика лежит в основе учебника по геометрии для средней школы во всех странах?
- Английский математик и физик, открывший закон всемирного тяготения (Ньютон).
- Французский математик, юрист. Автор теоремы о свойстве корней уравнения.
- Кто является создателем первой неевклидовой геометрии, давшей начало многим другим геометриям? (Н.Лобачевский)
- Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал неприятельскому солдату, пришедшему убить его: «Не тронь моих кругов!»? (Архимед)
- «Не тронь моих кругов!»
Магницкий. Вопросы 2 команде.
- Древнегреческий математик и механик, впервые вычисливший значение числа с большой точностью? (Архимед)
- С каким числом связано название знаменитой картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»? (6)
- Автор первого учебника по математике в России (Магницкий).
- Французский математик, основоположник метода координат на плоскости и в пространстве (Декарт).
- Какая теорема в средние века, изучаемая сейчас в школьном курсе геометрии, называлась «магистром математики»? (теорема Пифагора)
- Теорема «магистр математики»
Одна из областей математики называется топологией, что в переводе означает «геометрия положения». А развиваться она начала с того момента, как немецкий математик Август Фердинанд Мёбиус обнаружил существование удивительного одностороннего листа бумаги, названного впоследствии листом Мебиуса. В топологии изучаются свойства фигур и тел, которые не меняются при их деформации (как если бы они были сделаны из резины). С точки зрения топологии баранка, кружка, гайка – это одно и тоже. Сжимая и растягивая кусок резины. Можно перейти от одного из этих тел к другому. Как же получить известный всем математикам лист Мебиуса? Для этого нужно взять бумажную ленту, перекрутить ее один раз, совместить концы этой ленты и склеить. У этого листа масса удивительных свойств. Сейчас вы в этом убедитесь.
Проведение эксперементов
1.Архимед. У ленты, из которой сделан лист Мебиуса, имеется две стороны. А у него самого, оказывается, только одна сторона! Как в этом убедиться? Надо взять кисть и начать красить, не переходя через край ленты. Он закрасился весь! А теперь вопрос на внимание. Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружную муравья и разрешить им ползать как угодно, запретив лишь перелезать через края, то сможет ли паук добраться до муравья? Нет. А если их обоих посадить на лист Мебиуса? То бедный муравей будет съеден пауком, если, конечно, паук ползает быстрее.
2. Гаусс. Разрежу обычно склеенную ленту посередине. Что получится? Из одного широкого два узких кольца. А если то же самое проделать с листом Мебиуса, как вы думаете, что у меня получится? Получилось не два кольца, а одно, зато уже вдвое длиннее. К тому же перекрученное не один раз, а два.
3. Магницкий. А ну-ка, разрежем это кольцо еще раз посередине. Получится два сцепленных друг с другом кольца, каждое из которых дважды перекручено. Вот какие неожиданные вещи происходят с простой бумажной полоской, если из нее склеить лист Мёбиуса.
Дружней вас не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
Подведение итогов
Объявляются результаты. Награждаются победители.
Математическое просвещение в Саратовском регионе
Уникальное мероприятие – образовательно-развлекательный флешмоб по математике
Идея MathCat родилась в городе Саратове (Россия) в 2014 году. Саратовский частный Лицей-интернат естественных наук (ЛИЕН) выступил инициатором и при поддержке Государственной телерадиокомпании «Саратов» (ГТРК «Саратов») 29-го ноября 2014 года провел первый в России в целом образовательно-развлекательный флешмоб по математике.
Девизом этой акции стал следующий лозунг: «МАТЕМАТИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И НЕ ТОЛЬКО!»
О том, как проходит MathCat
- MathCat — это некоммерческий проект, в рамках которого любой желающий может проверить свои математические знания в игровом виде, участие в нем общедоступно и бесплатно для любого желающего.
- Акция проходит в письменной форме, в рамках сбора участников в учебных аудиториях к определенному времени и в определенную дату и индивидуального решения ими математических задач. Программная комиссия акции предварительно разрабатывает авторские наборы задач легкого, среднего, либо повышенного уровня сложности. Организаторы назвали эти работы «уровнями» или «лигами» — соответственно, «белым», «зеленым», «желтым» и «красным».
- Участник получает вопросы одновременно всех четырех уровней. Оценив свои способности, он самостоятельно по своему желанию выбирает один из уровней, ответы и решения вопросов которого он и заносит в бланк ответов. На решение отводится фиксированное время – 1,5 астрономических часа. Участник может сдать свои работы раньше указанного времени.
- Перед проведением MathСat на сайте открыта электронная регистрация участников, где каждый желающий оставляет свою фамилию и имя либо ник для конфиденциальности, а также актуальный номер телефона, на который затем получает смс-извещения от организаторов.
- Результаты тестов — конфиденциальны и доступны ТОЛЬКО участнику MathCat на подведении итогов и награждении «Отличников» с вручением решенного и проверенного бланка ответа, либо в дальнейшем – по электронной базе, ключом к которому является уникальное кодовое слово, высылаемое на телефон участника, оставленный им при регистрации.
Серия книг «Мир математики»
Давайте подробнее рассмотрим выпуск № 3, который носит название «Простые числа. Долгая дорога к бесконечности». Поиск простых чисел - одна из самых парадоксальных проблем математики. Ученые пытались решить ее на протяжении нескольких тысячелетий, но, обрастая новыми версиями и гипотезами, эта загадка по-прежнему остается неразгаданной. Появление простых чисел не подчинено какой-либо системе, они возникают в ряду натуральных чисел самопроизвольно, игнорируя все попытки математиков выявить закономерности в их последовательности. Эта книга позволит читателю проследить эволюцию научных представлений с древнейших времен до наших дней и познакомит с самыми любопытными теориями простых чисел.
«Математики уже давно тщетно пытаются найти закономерности в последовательности простых чисел, но у меня есть основания полагать, что это - тайна, в которую человеческий разум никогда не сможет проникнуть».
Леонард Эйлер.
Вот - емкое, упорное резюме данной книги! Леонард Эйлер был действительно великим математическим провидцем! За почти полтора прошедших века ситуация с обнаружением способа построения последовательности простых чисел так и не сдвинулась с мертвой точки! Итак, не найден до сих пор алгоритм генерации последовательности простых чисел. А что это дает? Наряду с помощью простых чисел в доказательстве математических теорем и упрощениях при компьютерных вычислений, есть одна очень важная практическая тема, где простые числа просто незаменимы - теория шифрования! Наши числовые экземпляры являются базисом криптографической науки. Кроме подробной истории об исследовании простых чисел практически всеми великими математиками мира (Эратосфеном, Мерсенном, Ферма, Эйлером, Гольдбахом, Гауссом, Непером, Риманом и многими другими) вы узнаете о введении в науку криптографию, о появлении логарифмов и их использовании при выполнении вычислений в сфере высоких технологий, об одной из семи задач тысячелетия равенства классов Р и NP. Хотите узнать как благодаря всего одному простому числу американец Эдсон Смит поучаствовал в конкурсе и заработал приз в 150 тысяч долларов? Ну а другой приз в миллион долларов от института Клэя еще не вручен никому! Интересно? Прочитайте эту книгу!
Книги для учителя математики (серия "Из опыта работы") как средство культпросвещения учителя в советскую эпоху
Выпуск состоит из 7 отделов: «Научно-популярный отдел», «Методика», «Из опыта», «Русские педагоги-математики», «Критика и библиография», «Хроника», «Задачи».
В научно-популярном отделе представлены две математические статьи. Первая статья, автором которой является С. В. Фомин, посвящена основным понятиям линейной алгебры. Ниже представлено содержание этой статьи. Вторая статья (автор – М. И. Слободской) посвящена делителям числа 2p +1. Эта статья даёт новые сведения о делителях больших чисел данного вида. Редакция считает, что статья может стать интересной темой для обсуждения на математическом кружке.
В разделе «Методика» поднимаются следующие проблемы:
- Воспитание логических навыков при изучении математики (сказано, что работа должна вестись при изучении всего курса математики в школе, что должна устанавливаться связи между определениями, также необходимо формировать умение к построению математического суждения).
- Внедрение элементов логики в школьный курс математики (Ф. Ф. Притуло разработал и представил в статье поурочно-тематическое планирование по теме «Математические предложения и методы доказательств»)
- Слишком раннее появление в курсе геометрии метода приведения к противоречию, что не согласуется с возрастными особенностями ребёнка (решение: применять указанный метод только там, где он не обходим, в частности при изучении темы «Параллельные прямые»; до этого момента все теоремы доказывать прямым методом)
- Проблема организации урока математики: учёт знаний, проверка домашнего задания, контрольные работы. Итог:
В разделе «Из опыта» практикующие учителя математики делятся своими наработками и наблюдениями. Например, в рассматриваемом нами номере напечатаны статьи Лембке «Доказательство геометрических теорем», Андреева «Развитие логического мышления учащихся и решение задач на доказательство», А. А. Столяра «О применении символики в курсе стереометрии».
В разделе «Русские педагоги-математики» рассказывается о жизни и деятельности последних. В данном номере речь шла о пензенском математике Д. В. Перевощикове.
Раздел «Критика и библиография» посвящён анализу школьных учебников и комментариям по работе с ними. В разделе «Хроника» читателю повествуется о последних новостях математического образования в СССР. Наконец, в разделе «Задачи» предложены математические задачи для школьников и взрослых.