С нами 17142 учителя, 7295 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
13
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Ольга Синюшкина, (на сайте с 24.02.2014 г.)
Был(а) на сайте 7 лет назад
Рейтинг: 12.22/45
19 153
просмотра
98
комментариев
1 128
место в рейтинге
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 «Электронный инструментарий как необходимое средство организации образовательного процесса в начальной школе»
АОУ ДПО РБ «РИКУиО» Центр инновационных проектов и программ
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 02.11.2012г.... Удостоверение
2 «Электронный инструментарий как необходимое средство организации образовательного процесса учителя ННШ»
АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров и управления образования»
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
16 25.10 2012г.... Справка
3 «Современное качество образования:практика реализации моделей образовательных систем»
ГАОУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 17.10.2012г. ... Удостоверение
4 «Роль изучения современного делопроизводства в деятельности муниципального управления»
АОУ ДПО РБ «РИКУиО»
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
18 19.05.2012г.... Удостоверение
5 «ИКТ- компетентная подготовка учителей начальных классов в условиях введения ФГОС»
Бурятский республиканский педагогический колледж
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 28.04. 2012г... Свидетельство
6 «Психолого-педагогические основы оздоровительной работы в ОУ»
АОУ ДПО РБ «РИКУиО»
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 30.03.2011г... Удостоверение
7 «Начинающий пользователь программного комплекса СТ М-ТЕСТ»
РОУ ДПО РБ
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 30.07.2010г... Удостоверение
8 «Информационные технологии в деятельности учителя предметника»
Восточно-Сибирский государственный технологический университет
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 12.09.2009г.... Удостоверение
Результаты педагогической деятельности
Самоанализ профессиональной деятельности.
      За своё педагогическое кредо принимаю слова В.О.Ключевского: « Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
       Задача начального обучения- представить школьникам общую целостную широкую картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания.       Цель обучения-оптимальное общее развитие ребёнка. Научные теоретические знания становятся стержнем в развёртывании учебных курсов в начальном звене, существенно обогащая, расширяя традиционное содержание, в действительности реализуя системность знаний, но при этом сохраняя внимание к приобретению детьми опыта при непосредственном наблюдении за окружающей действительностью, наглядными объектами, при изучении литературы и произведений искусства. Чтобы заложить основу формирования учебной деятельности ребёнка, т.е. систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат нужно создать условия, повышать психологическую готовность учителя, развитие его профессиональной компетентности.
Свою деятельность в школе я начинала с традиционной программы. Работала по УМК «Школа России».С  2010года  работаю по УМК «Начальная школа XXI века».    Учебники системы «Начальная школа XXI века» успешно прошли экспертизы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО) в 2010 году.
Все учебники системы «Начальная школа XXI века» входят в Федеральный  перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.). Основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века» был системно-деятельностный подход.
В своей работе я ориентируюсь на раскрытие индивидуальности и оптимальное развитие каждого ученика. Используя современные образовательные технологии развиваю познавательный интерес к учению на каждом этапе урока. Взаимодействие с обучающимися пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия( на уроках часто использую работу в парах, группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику).
 Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
  Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми  начинаю с диагностики характерологических особенностей личности обучающихся и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики,  составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет  предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
            На уроках литературного чтения  веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии  обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.  Нравится моим ученикам  инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку.  Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
            На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Имею варианты заданий для слабых детей. В своей работе использую тренинговые карточки, которые помогают восполнить пробелы. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся, как работа в парах постоянного и сменного состава.
           На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее  активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия,  я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки  технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.
Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты проводим на уроках. При прохождении программы по русскому языку постоянно нахожусь в условиях дефицита времени. Это обуславливается тем, что психологические возможности детей разные, объём материала достаточно велик, да и задачи довольно сложные. На уроках русского языка я обязательно провожу работу над ошибками. Для этого я использую «Памятку для работы над ошибками». Но и тут важен индивидуальный подход. Дело в том, что сильный ученик может сам найти ошибку, определить, на какое она правило, а слабый ученик теряется. Работа над ошибками проводится следующим образом. Сильный ученик сам должен найти ошибку в слове, узнать, на какое она правило, и при помощи «Памятки» сделать самостоятельно работу над ошибками.
Чтобы решить проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне  помогает использование групповых форм работы. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей.  Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.
На своих уроках я использую следующие методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:
-дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимание, воображения, памяти, логического мышления;
-дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности;
-индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);
-дифференцированный метод поощрения;
-использование наглядности в разных видах.
            Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
            Результатом моей работы  является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
 
         Реализуя программу перспективного развития МБОУ «Джидинская средняя  общеобразовательная школа»  я особое внимание уделяю решению задач поставленных перед школой  национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
   Цель  моей профессиональной  деятельности  в полной мере согласуется  с целями деятельности школы.
Учитывая требования стандартов второго поколения начального общего образования, анализируя свою деятельность и выявляя причины средней успеваемости отдельных учеников, поставила перед собой следующую основную задачу – повысить качество образования
 
 
Личные данные
Фамилия Синюшкина
Имя Ольга
Отчество Синюшкина Ольга Ивановна
Дата рождения 10.12.1962 г.
Пол Женский
Гражданство Россия
Место жительства Республика Бурятия Джидинский район с.Джида
Контактный телефон 89835391402
Место работы МБОУ "Джидинская СОШ"
Юридический адрес Школьная 19
Образование Среднее специальное
Специализация Учитель начальных классов
Трудовой стаж 31 год
Педагогический стаж 31 год
Учебная нагрузка 19 часов
Квалификационная категория Первая
Дата присвоения категории 26.12.2013
Дата начала ведения портфолио 21.02.2014
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 1216159362.jpg 2013 Региональный оргкомитет игры-конкурса "Русский медвежонок» Благодарность за организацию и проведение конкурса
2 1260063890.jpg 2013 «Центр дистанционных творческих инициатив Радиус» Благодарственное письмо за активное участие в организации и проведении Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик-Семигномик-2013»
3 1076424684.jpg 2013 «Центр дистанционных творческих инициатив Радиус» Благодарственное письмо за активное участие в организации и проведении Всероссийской дистанционной олимпиады «Азбука безопасного лета»
4 1260049979.jpg 2013 Центр поддержки талантливой молодёжи Благодарность учителю за организацию и проведение Всероссийских олимпиад для младших школьников.
5 1170352200.jpg 2012 Центр поддержки талантливой молодёжи Диплом организатора за подготовку и проведение Всероссийской олимпиады для младших школьников по русскому языку.
6 795915595.jpg 2012 Грамота за организацию международного конкурса ЭМУ-Специалист проекта «Эрудит-марафон учащихся» Центр Развития Молодёжи
7 742790769.jpg 2010 Почётная грамота Правительства Республики Бурятия
8 1835664703.jpg 2010 Благодарственное письмо Администрации Городского поселения «Посёлок Джида»
9 751227005.jpg 2006 Грамота Министерства образования и Республики Бурятия
10 624417690.jpg 2004 Джидинский отдел образования. 1 место в районном конкурсе «Кабинет года- 2004»
11 Не загружен 2003 Почётная грамота Джидинского района
12 Не загружен 2002 Почётная грамота профсоюзного комитета школы
Внеурочная деятельность по предмету
Приложение
МБОУ «Джидинская СОШ»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Программа литературного кружка
«Учимся любить книгу»
 
Программа рассчитана на четыре года обучения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пояснительная записка.
     Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
  • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
     Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
    Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
    Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
    Для  решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка  для учащихся 1-4 классов «Учимся любить книгу»в рамках внеурочной деятельности.
Программа нацелена на решение следующих задач: 
 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
    Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой  отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
      На занятиях дети так же знакомятся с  литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
    Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации  занятий:
  • занятие-диспут,
  • занятие-спектакль,
  • занятие-праздник,
  • занятие-интервью,
  •  интегрированное занятие,
  • конференция,
  • устный журнал,
  • конкурсы,
  •  литературные встречи,
  • литературная гостиная,
  •  литературный ринг и т. д.
     Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
    Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
    Изучив работы учёных, педагогов-исследователей и новаторов,  мы  разработали свою систему проведения занятий, основой которого является правило «вдумчивого чтения».
 
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
 
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
       Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
       При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Ведущие принципы программы литературного кружка
 «Учимся любить книгу»
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
     В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей  невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
 Программа  ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и метапредметные компетенции).
 Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тематическое планирование занятий
по программе литературного кружка «Учимся любить книгу»
1 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Тема внеклассного чтения  
Предлагаемая к использованию литература
 
Основное содержание работы
 
Индивидуальная работа с детской книгой
 
Групповая работа с детской книгой
1 Литературные сказки В.Берестов
«Мастер птица»
Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. Чтение-рассматривание книги, пересказ сюжете по вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору:
Птицы посылают аиста и соловья учиться пению,
Аист у мудреца,
 Соловей у мудреца.
2 Из серии « Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый»,
«У солнышка в гостях». Словацкая сказка.
Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание,
работа с иллюстрациями,  оглавлением.
Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок.
3 «Ни окошек, ни дверей». Загадки Народные и литературные загадки в стихах и прозе. Учимся разгадывать загадки различной тематики. Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование. Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей»
4 «Ребятам о зверятах». Книги о животных. Е.Чарушин«Волчишко»
С.Маршак «Детки в клетке»
Слушание, чтение и рассматривание книги Пересказ по вопросам, составление характеристики героя. Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг»
5 «О хороших людях» С.Сахарнов « Самый лучший параход».
Р.Сеф. «Необычный пешеход»
А. Барто «Мы с Тамарой»
Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование знаменитого корабля «Аврора». Найти книги, стихи, песни, журналы про «Аврору».
Конкурс стихов «О хороших людях»
6 Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам. Выбор для себя роли: ведущий, Вася, гусёночек. Инсценировка с элементами хоровой декламации. Оформление выставки «Народные игры, считалки.
7-8 «Зарубежные писатели детям» Ш.Перро «Красная шапочка» Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. Восстановление диалога по памяти. Замена характеристики главного героя (волк – положительный герой; Красная шапочка – отрицательный герой.
Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
9 «Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио»
Н. Сладков «Лесные шорохи».
М. Пришвин «Ёж».
Чтение, рассматривание книги. Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости). Составление выставки книг «Лес не школа, а всему учит».
10 Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»
Чтение и рассматривание книги Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя. Утренник «Наши сказки»
11 Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» Стихи и загадки Е. Серова Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма». Отыскание новых загадок в детских книгах, журналах, Интернете. Изготовление книжки – самоделки.
Конкурс «Загадай загадку».
12 Друзья детства К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». Разучивание хвастливой и жалостливой песен Танечки и Ванечки. Инсценировка  сказки, оформление выставки книг К. И. Чуковского.
13 Из серии « Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит» Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. Запись на карточках героев. Самостоятельное чтение надписей-заглавий  предугадывание продолжения содержания. Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по ГьюЛофтингу) и прозе.
14 «Ступеньки мастерства» А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки»,
Я Аким «Неумейка»
Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». Изготовление игрушки из бумаги, пластилина по страницам книг. Игра-драматизация.
1516 О наших сверстниках Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец» Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. Разучить игры по сюжетам известных песен и сказок.
А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота»
17 Татарские народные сказки Камыр-Батыр Рассматривание книги, чтение сказки на двух языках. Составление характеристики героев, выборочное чтение. Составление выставки книг «Татарские сказки».
18 Татарские литературные сказки Абдулла Алиш «Болтливая утка» Чтение-рассматривание сборника сказок А. Алиша. Работа с содержанием. Иллюстрирование выбранного эпизода. Литературная викторина «Мы любим сказки» по мотивам татарских литературных и народных сказок
19 Стихи о родном крае И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть. Устный журнал «Родной край»
20 О героях А.Митяев «Богатыри» Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина» Нарисовать иллюстрацию к былине, научиться правильно называть предметы вооружения русских воинов. Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах».
21 О доброте В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» Чтение и рассматривание книги. Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка. Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.
22 «Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение Заучивание одного стихотворения наизусть. Конкурс стихотворений о маме.
23 «В стране Вообразилии» Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения. Разучивание повторяющихся четверостиший. Парад домашних творческих достижений  «В стране Вообразилии»
24 Знакомые незнакомцы Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям. Нарисовать каким ты себе представил медвежонка, зайчонка. Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных».
25 Книги о животных Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».
 
Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению. Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о животных.
26 О любимых игрушках Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок. Выставка рисунков к знакомым стихам А. Барто по выбору. Составление книжной выставки «Стихи Барто».
27 О чем я мечтаю В.Катаев « Цветик – семицветик» Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика-семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка. Драматизация с правильным интонированием реплик. 
28 Про школу. С.  Баруздин « Как Алёше учиться надоело» Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение. Воспроизведение содержания по вопросам учителя. Беседа-дискуссия с элементами инсценировки.
29 Экскурсия в школьную библиотеку Выставка
« Книги для летнего чтения»
Знакомство с хранилищем книг Работа с выставкой книг. Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов».
30 Первичное диагностирование читательского кругозора Тестирование   Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования.  
В результате реализации программы учащиеся  1 класса должны уметь:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка,  прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
 Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,
Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
2 класс
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
 
Тема внеклассного чтения
 
Предлагаемая к использованию литература
 
Основное содержание работы
 
Индивидуальная работа с детской книгой
 
Групповая работа с детской книгой
1 Стихи о школе и детях
«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»
С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц»
А.Плещеев «Чему в школе учат»
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения.
2 Сказки о животных
«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»
В. Сутеев «Мышонок и карандаш».
Р. Киплинг «Слонёнок»
Определение особенностей жанра сказок о животных. Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных. Разыгрывание сказки по ролям.
3 Загадки о животных
Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни.
Сеф «Ключ от сказки»,
К.И.Чуковский «Загадки»,
Русские народные загадки.
Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок. Составление классного сборника загадок
4 Учись дружить Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное»,
В.А.Осеева «Пёрышко»
 
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. Найти пословицы о дружбе и друзьях Мозговой штурм «Учись дружить». Инсценировать  отдельные эпизоды произведения.
5 Здравствуй, осень! М. Пришвин «Листопадничек» Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. Подготовка рисунков «Осень в моём городе» Устный журнал « Осень в моём городе»
6 Худому делу - худой конец. Итальянская сказка «Как осел петь перестал»,
С.Баруздин «Кляксы»,
В.Берестов «Змей – хвастунишка»
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. Придумать своё оригинальное продолжение сказки. Разыгрывание сказки С.Михалков «Аисты и лягушки»
7 Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!... Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.,
 
Чтение и рассуждение о прочитанном Подготовить выразительное чтение стихотворений  о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»  Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане»
8 Весёлые стихи Д.Хармс « Иван Торопышкин»
Э.Мошковская «Хитрые старушки»
С.Маршак «Пудель», «Багаж»
Обзор различных изданий одного произведения. Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведении Работа с иллюстрациями к произведениям,  художники – иллюстраторы.
9 «На ярмарке» Малые фольклорные жанры. Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Выучить потешку, считалку,небылицу. Конкурс на лучшего чтеца скороговорок
10 Сказки о животных
Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце
В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. Сочинение сказки о неживом предмете ( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.) Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …»
11 Рассказы о животных.
Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….»
М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»
К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»
Отработка связи « писатель - книги – тема» Принести картинки, иллюстрации,фотографии с изображением птиц нашего города. Беседа и рассуждение по прочитанному, составление памятки «Учись наблюдать»
12 Забавные стихи
Не любо – не смейся, а другим не мешай.
А.Барто « Дом переехал»,
Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин»
Э.Мошковская «Хитрые старушки»
Выразительное чтение с интонацией юмора, радости.  Обратить внимание на связь « тема – автор» Выбор отрывка для заучивания наизусть. Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного  отношения  к книге»
13 Сказки и стихи  о приключениях и волшебстве
Я ещё не волшебник, я только учусь.
Е.Благинина«Чудесные часы», « Стихи о ёлке» Детальный анализ произведения.
 Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг.
Сочинить стихи о своих друзьях Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей»
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
14 Рассказы и стихи о подвигах М.Зощенко «Самое главное»
Емельянов «Храбрая девочка»
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт. Характеристика поступка, героев. Беседа-диспут.
15 Тебе смешно, а мне до сердца дошло Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения.
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.
Написать рассказ о случае с вашей кошкой. Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями
16 Сказки о настоящей дружбе. Афганская сказка « Волк – ябедник»
Африканская сказка «Вот так дружба!»
Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник
 
Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам.
Составить рассказ о своём лучшем друге.
Оформление плаката «Настоящий друг» на основе «мозгового штурма»
17 О героизме и трусости
Слава греет – позор жжет
С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка»,
К.Ушинский «Трусливый Ваня»
Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.  Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым.
18 Жизнь дана на добрые дела. Б.Житков « Помощь идет»
Е.Пермяк « Пичугин мост»
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя.  Закрепление всех приобретенных знаний. Составление рассказа о своём добром поступке. Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах»
19 Произведения о ребятах – сверстниках. Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу»
Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя. Оформление выставки книг  «Товарищам детям»
20 Родину – мать учись защищать. А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне»
С.Могилевская«Рассказ о смелом барабанщике»
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера.
Учить озаглавливать тематическую выставку.
Подобрать пословицы и поговорки  о Родине.
Выделение для себя нравственных качеств.
Беседа-дискуссия с элементами инсценирования.
21 Нет лучше дружка, чем родимая матушка Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота»,
Емельянов « Рассказы о маме»
Панькин « Легенда о матерях»
Трутнева « Проталинки»
Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме) Сборник стихов нашего класса «Самая, самая, самая…»
22 Книги о ребятах и их делах А.Барто « Было у бабушки 40 внучат»
С.Маршак «Чижи»
 
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. Выбор для себя роли в инсценировке Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице»
23 Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец»,  « Отчего у белого медведя нос черный»
Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»
Умение находить в книгах общие признаки Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ Литературная игра «Почемучка»
24 Басни дедушки Крылова Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д. Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. Выучить какой- нибудьотрывок из басни И. А. Крылова. Моя иллюстрация к любимой басни. Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрировано)
25 Весна, весна на улице, весенние деньки! Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?»
Э. Шим «Чем пахнет весна».
Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин. Составление устного журнала «Весна, весна на улице…»
26 Знай и люби родную природу! Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку»
Снегирев « Про пингвинов»
Г.Скребицкий «Колючая семейка»
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. Пересказ по плану. Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля
27 Произведения о растениях
Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом.
Э.Шим «Неслышные голоса»
Н.Павлова
« Живая бусина»
Устанавливать  связь « автор – книга – тема». Выделение ключевых эпизодов произведений. Создание диафильма «Живая бусина»
28 Сказки народов моего города Татарские, чувашские, русские  народные сказки Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление. Пересказ сказки от имени героя. Составление «сказочного словаря».
29 Все  за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех Н.Носов «Огурцы»,
А. Гайдар «Чук и Гек»
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. Составление вопросов по произведению. Дискуссия «Моё отношение к тому, что «плохо лежит»
30 Габдулла Тукай для детей Книги и произведении Габдуллы Тукая Особенности оформления книг татарского писателя. Выбор стихотворений для выразительного чтения Оформление выставки книг.
Конкурс стихов Габдуллы Тукая
31 Обобщающее занятия   - просмотр детского фильма;
- просмотр театрализованного представления;
- посещение городской библиотеки;
Подготовка к КВН КВН « В стране Читалии»
32 Обобщающее занятие с родителями   Проведение утренника с обобщением полученных знаний Подготовить вопросы командам Мероприятие «Папа, мама, я – читающая семья»
33 Итоговое диагностирование. Тестирование по выявлению читательского кругозора.   Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. Оформление уголка летнего чтения.
В результате реализации программы учащиеся должны:
                   знать/понимать
•       названия, основное содержание изученных  литературных произведений, их авторов;
         уметь
•       читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета         скорости);   определять тему и главную мысль произведения;
•       пересказывать текст;
•       делить текст на смысловые части, составлять его простой  план;
•       составлять небольшое монологическое высказывание с опорой  на авторский текст,          оценивать события, героев произведения;
•       читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
•       создавать небольшой устный текст на заданную тему;
•       приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
•        различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
•       различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный  лист, иллюстрация, аннотация);
                  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и    
         повседневной жизни  для:
•       самостоятельного чтения книг;
•       высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
•       самостоятельного выбора и определения содержания книги по  ее элементам;
•       работы с разными источниками информации (словарями, справочниками). 
3 класс
Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
 
Тема внеклассного чтения
 
Предлагаемая к использованию литература
 
Основное содержание работы
 
Индивидуальная работа с детской книгой
 
Групповая работа с детской книгой
1 Стихотворные сказки П.Ершов «Конёк – горбунок»
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
В. А. Жуковский
«Сказка о царе Берендее»
 Особенности стихотворных сказок,
Сравнение сказок разных авторов.
 
Выучить отрывок наизусть Сравнительная характеристика героев
2 Детские энциклопедии Энциклопедии  о растениях, животных, географии, истории и т.д. Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию Создание энциклопедии школьных принадлежностей.
3 Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн Сочинить синквейн о друге Сочинение синквейна о лете.
4 Рассказы современных писателей о детях Т.Лихоталь «Синяк»,
 Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано»
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинить свой рассказ «Что я люблю» Сравнение себя с героями произведений В.Драгунского
5 Волшебный мир сказок Бажова П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок»  Выделение особенностей уральских сказаний.
 
Мини-рассказ «Я умею, я могу» Оформление плаката «Умельцы нашего класса»
6 Произведения о тех, кто трудится Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»,
В. Осеева «Простое дело"
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении. Суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели)
7 Книги о природе и человеке М.Пришвин «Гаечки»
Р.Киплинг «Маугли»
Б.Житков «Мангуста»
Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки Озаглавливание частей.
8 Рассказы о животных Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака» Чувства, эмоции героев и  читателей. Мастерство писателя. Сочинение стихотворения «Я….»(Словами «Я» начинается каждая нечетная строка) Сборник стихотворений «Про нас»
9 Книги о ребятах и их делах А.Гайдар «Тимур и его команда». Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг А.П.Гайдара.
10 Произведения о долге и храбрости И. Тургенев «Капля жизни» Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выставка книг о долге и храбрости.
11 Произведения о мамах и детях А.Милн «Непослушная мама» Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром  и темпом чтения Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений о маме
12 Сказки  о приключениях детей И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица» Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту Составление кроссворда с использованием составленных вопросов
13 Весёлые истории М.Зощенко « Глупая история»
И.Сухин «Вот такой затейник»
Особенности произведений юмористического жанра.
 
Мини рассказ «История из моего детства» Составление диафильма к прочитанному произведению
14 Сказки народов разных стран Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» Особенности арабских сказок Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации) Составление брейк – сказки.
15 Книги о дружбе и взаимопомощи Ю. Куклачев «Мои друзья кошки»
В. Дуров «Наша Жучка»
Особенности произведений, написанных  не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки»
16 Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин,
В. Голявкин
Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода. Составление диафильма к прочитанному произведению
17 Как рождается герой Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения Конкурс на лучшего чтеца
18 Люби живое М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения. Устное иллюстрирование
19 По страницам детских журналов Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении. Составление памятки «За школьной партой»
20 Учусь сочинять Бальмонт, М.Цветаева Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие Сочинение 11 – словия. Создание классного сборника стихотворений «Мы творим!»
21 Твоя книжная полка Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» Детальный анализ произведения. Подготовка к КВН КВН « С героями Н.Носова»
22
23 Страна Фантазия Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье»
Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов»
Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок»
 
24
25 Муса Джалиль о любви  к Родине. Стихотворения Мусы Джалиля«Зима», «Чулпан». Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к выразительному чтению Конкурс на лучшего чтеца патриотического стихотворения
26 Разножанровые произведения о ратных подвигах  родного народа К.Ушинский«Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ
27 Зарубежные писатели детям А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок»
Э.Браун «Сипсик»
Р.Распе «Самый правдивый человек на земле»
Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку  произведения. Выразительное чтение  отрывка с коротким комментированием общего сюжета. Ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
28 Мифы и легенды древней Греции Рождение героя, Геракл в Фивах,
Немейский лев.
Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение  жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах»
29 Книги, которые надо читать долго А. Волков «Волшебник изумрудного города» Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. Подготовка к конференции: рисунки, подготовка вопросов, инсценирование эпизода и т.д. Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города»
30
31 Театр и литература Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия. Выбор и разучивание роли Игра-драматизация «Синяя птица»
32 Обобщающие занятия в конце каждого полугодия   - просмотр детского фильма;
- просмотр театрализованного представления;
- посещение городской библиотеки;
- КВН « В стране Читалии»
Подготовка к КВН КВН « В стране Читалии»
33 Обобщающее занятие с родителями   Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса. Подготовить вопросы викторины «Литературная гостиная»
34 Итоговое диагностирование. Тестирование по выявлению читательского кругозора.   Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. Оформление уголка летнего чтения.
 
В результате реализации программы учащиеся  3 класса должны уметь:
Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
Словесно рисовать картины к художественным текстам.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в  книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
Коллективная драматизация художественных произведений.
Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
4 класс
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации.
1 О чём рассказывают журналы? Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист» Отбор и чтение материалов из периодики. Организация в уголке чтения раздела периодической печати.
Составление устного журнала.
2 «Где, что, как и почему?» Книги-справочники, энциклопедии Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Выступление на заседании научного общества учеников начальных классов
3 «Вчера и сегодня» Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня». Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои».
4 «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги. Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»
5 «Из истории нашей Родины»
 
Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. Презентация «Страницы прошлого в картинах русских художников» или   альбом-самоделка «Из истории нашей Родины»
6 «В путь, друзья!» Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Составление заданий для литературного марафона. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг.
7 «Обыкновенная биография в необыкновенное время» Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Самостоятельное рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».
Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда»
8 «Родные поэты». Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей:
В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов,  М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.
Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»
9 «Творцы книг» Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает.
Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.
Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатниках-полиграфистах. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.
1011 «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. Оформление читательского дневника. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»
Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»
12 «Ступеньки мудрости» Сказки Леонардо да Винчи Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов. Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации Оформление презентации «Ступеньки мудрости».
13 «От благодарных читателей» М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
 
Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение  к старшим. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев. Составление диафильма по одному из произведений.
14 «Современные писатели-детям» Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион  и один день каникул»
В. Медведев «Баранкин будь человеком»
Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»
15 «Мечты в рассказе М. Москвиной» М. Москвина «Моя собака любит джаз» Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, всесторонний анализ произведения. Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.
 
Заседание литературного кафе «Бейт-мидраш»
 
16 «С моей книжной полки» В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»
 
Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.) Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.
17 «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» Контрольно-установочное занятие. Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе. Составление читательских планов на будущее. Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником.
18 Итоговое диагностирование. Тестирование по выявлению читательского кругозора.   Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. Оформление уголка летнего чтения.
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
              К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы  литературного кружка «Учимся любить книгу»  у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы  познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.                      
 
Используемая  литература:
1.  Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2.  Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М.,  2005.
3.  Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4.  Что такое? Кто такой?  М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5.  Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.:      Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
8.  Светловская Н.Н.,  Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.
    М. Просвещение, 1985.
9.  Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсеработыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html
Результаты педагогической деятельности
2008-2009уч.год -
 успеваемость 100% качество79%
2009-2010уч. год -
успеваемость 96%,качество 63%,
2010-2011уч.год-
успеваемость 96%,качество 77%,
2011-2012 уч. год -
успеваемость 100%,качество 79%,
2012-2013 уч.год –
успеваемость 100%,качество 76%.

 
 
Трудовой и педагогический стаж работы
Организация Должность Период
1 МБОУ «Джидинская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района Республики Бурятия Учитель начальных классов C 06.01.1992
и продолжаю работать

Комментарии (98)

Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 15 16 17 Последняя

#1 Ольга Ивановна, у Вас очень много достижений и наград, думаю, что если на отдельных страничках разместить, будет лучше. Вам мой +
Наталья Чубаева, дата: 28.02.2017 в 21:12  
#2 Ольга Ивановна, здравствуйте! Рада приветствовать Вас на дружном сайте! До конца еле дошла написать комментарий. Создайте странички! Это не замечание, а предложение. С хорошим началом Вас! Дальнейших успехов в оформлении портфолио и во всём! Мой "+" в поддержку Вашего рейтинга! С праздником весны тебя поздравляю! Счастья, здоровья, веселья желаю! Пусть эта весна принесёт для тебя Много улыбок, тепла и добра! С душистой веточкой сирени Весна приходит в каждый дом, От всей души Вас поздравляем С прекрасным праздником весны!
Залифа Гайсина, дата: 28.02.2017 в 19:41  
#3 Ольга Ивановна, очень интересное начало. Вы молодец! вам мой +!!!!
Елена Матвеева, дата: 28.02.2017 в 19:38  
#4 Ольга Синюшкина Ольга Ивановна, приглашаю Вас принять участие в опросе по теме моего научного исследования. Ваше мнение для меня очень важно. Заранее благодарна за понимание!
Анастасия Пронина, дата: 02.04.2016 в 18:59  
#5 Ольга Ивановна!Вот и подходит к концу 2015 год. Возможно, Вы запомните этот год как период активной работы, а может для Вас 2015-й - год новых открытий, может в этом году Вы одержали еще одну личную победу. В любом случае, 2015 год все мы прожили не зря. Мы смотрим вперед с оптимизмом и верой в лучшее и благодарим всех, кто был в 2015 году с нами: наших любимых, родных и близких, всех наших дорогих друзей! Хочу пожелать Вам здоровья, оптимизма и благополучия! Будьте счастливы и здоровы, любите и будьте любимыми! Открывайте для себя новые горизонты и берегите все лучшее, что уже успели приобрести! С наступающим Новым, 2016, годом Вас!
Марина Куприянович, дата: 30.12.2015 в 1:05  
#6 Ольга Ивановна, желаю плодотворной работы на сайте. Приглашаю на свои странички, возможно, мой опыт Вас чем-то заинтересует. Мы снимаем с ребятами фильмы. Возможно и Вы применяете в своей работе такие формы. Заходите, это страница - Внеурочная деятельность - uchportfolio.ru/22102210/?page=26449 и страница - Инновационная деятельность - uchportfolio.ru/22102210/?page=26435 Буду признательна за комментарии и оценку.
Любовь Хабарова, дата: 27.12.2015 в 23:06  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ