С нами 13985 учителей, 4951 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
5
комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Ирина Кусургашева, (на сайте с 02.10.2017 г.)
Был(а) на сайте 1 год назад
Просмотров: 1620, комментариев: 7, рейтинг: 0.7/7
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 КемГУ
Год окончания: 2014
Уровень образования: Высшее
Русский язык и литература
Учитель русского языка и литературы
Эссе «Я – учитель»
Одной из составляющих полноценной жизни является труд. Человек волен выбрать любую профессию:  к которой тянется его душа,  которую посоветовали родные или ту, которая является более востребованной. Когда меня спрашивают, почему я «выбрала профессию  учителя», понимаю, что не  могу односложно ответить на этот вопрос.
В начальной школе я играла в «учительницу»: учила своих  племянников и брата, друзей. Заводила им тетради, в которых прописывала буквы, цифры, вела журнал успеваемости, где тщательно выставляла отметки... Но тогда я еще не знала, что в будущем выберу эту профессию (или профессия выберет меня?).
В старших классах  пришло понимание, что учитель – вторая мама для своих учеников. Я осознала, насколько важна эта профессия. У меня были  хорошие «вторые»  мамы. Я благодарна всем своим учителям, которые учили меня в школе. Они же оказали огромную поддержку, когда я пришла работать в родную школу.
Школьная  «мама» мне однажды сказала, что оценку «2» учитель ставит, прежде всего,  себе, а уже потом – ученику.  Значит,  не смогла научить, увлечь, заинтересовать. Наверное, именно этот момент является отправной точкой моего эмоционального роста как молодого специалиста.
Какого учителя можно назвать «Учителем»? Этот вопрос я задаю себе каждый день. Наверное, нужно быть собой – разной, живой, меняющейся. Не бояться меняться - ведь этого требует жизнь,  не бояться своих мыслей и чувств, и,  конечно же, не бояться любить и уважать своих учеников.
Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними одной жизнью, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. Очень важно уметь понять ребенка, почувствовать его состояние, быть с ним искренним.
Я постоянно думаю, насколько комфортно моим ученикам в школе, в классе, на моих уроках, стараюсь создать уютную обстановку, по возможности избегать конфликтных ситуаций, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне взаимностью.
Моя педагогическая философия - философия добра, уважение личности в ребенке. В моем понимании настоящий учитель - это тот, кто несет в себе особый свет, дар сердца. Ребенок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым. Мне очень хочется быть для своих учеников другом, которому бы они доверяли.
В школьном расписании есть разные уроки, но в нем не значатся уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к людям. А ведь это мы, учителя, непрерывно воспитываем детей своим обликом и поведением. Учитель воспитывает личным примером, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Вспоминаются слова Д.С. Лихачева: «Если человек живет, чтобы приносить людям добро, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека».
Два волшебных слова, которые заключают в себе бездонную глубину, заставляют заглянуть в собственное сердце, в свои мысли, подумать о себе и всех своих учениках: «Я – учитель».
Методический семинар
Применение технологии проблемного обучения в процессе организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы
 
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.
Народная мудрость.
Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране».
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Им необходимо научиться учиться.
Современные школьники успешно выполняют действия вслед за учителем (репродуктивная деятельность),  однако уровень самостоятельности не всегда высокий. Даже владея знаниями на репродуктивном уровне, творчески применить его не могут не только в рамках одного предмета, но и в других образовательных программах. В школьной образовательной практике меня привлекла технология проблемного обучения.
Впервые методологические основы проблемного обучения разрабатывали  И.Я.  Лернер (1974 год), психологи Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, З.И.Калмыкова, М.И. Махмутов  в его разных модификациях.
Проблемное обучение ставит следующие задачи:
  1. развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
  2. усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
  3. воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Технология  проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4 этапов деятельности:
  1. Увидеть, найти проблему (требует немалых усилий).
Например, при изучении темы по русскому языку в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные» учитель в начале урока просит просклонять существительные 1,2,3 склонения. Работа ученикам известна, затруднений не возникает. Они изменяют по падежам, выделяют окончания и вспоминают вывод о взаимосвязи окончания и склонения. Далее учитель просит определить по этой же технологии склонение у существительного «путь». У  учеников возникает затруднение, ведь склонение определить нельзя. И только после проделанной работы учитель предлагает вариант темы урока (по-разному склоняется, можно предположить, что и называется разносклоняемым). Далее происходит работа-исследование с выдвижением гипотезы, наблюдением над её подтверждением, формулирование вывода и подтверждения на примерах. Положительный результат такой работы в следующем: ученики сами находят проблему и её решают, метапредметные навыки работы-исследования и, конечно же,  они запомнят эти имена существительные, как разносклоняемые.
  1. Сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа-размышления).
Например, на уроках литературы при знакомстве с трехсложным  размером стихотворений предлагаю  в начале урока для определения стихотворного размера такие примеры, в которых есть как двусложные (ямб, хорей), так и трехсложные (дактиль, амфибрахий и анапест). Примером может служить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи».
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
  Определить учащиеся не смогут. Выход из ситуации: предположение о не двусложном (каком именно!) размере, составление схем и нахождением соответствующих названий в учебной литературе (дактиль).
  1. Поиск вариантов решения (не меньше трех).
  2. Синтез рационального (оптимальный вариант решения).
Таким образом, можно выделить три вида проблемного урока: проблемно-исследовательский (дети выполняют все четыре действия сами); проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а дети ищут варианты решения и оптимальный вариант); (Например, при знакомстве обучающихся с правописание чередующихся гласных в корнях –гор-/-гар и –зар-/-зор- на противоположности выбора написания безударной гласной  корня ребята, после исследования примеров написания,  самостоятельно выводят формулу, применяют её при закреплении),  проблемно-обобщающий (дети находят только оптимальный вариант). Эти три основных типа проблем выполняют различные функции: решение проблем первого типа дает новые знания; решение проблем второго типа приводит эти знания в систему; решение проблем третьего типа раскрывает новые возможности применения этой системы знаний.
К методам проблемного обучения относятся: исследовательский метод, эвристический метод и метод проблемного изложения.
Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется:
1) степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученикам в рамках данной проблемы;
2) долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы.
Дети убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из участников имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль.
В своей работе я  руководствуюсь следующими принципами. Для меня важна практическая направленность урока; важно показать детям, что ответы на многие вопросы находятся рядом – в их повседневной жизни.
Принцип природосообразности  – еще одна задача, стоящая передо мной при составлении урока. Физкультминутки, разноуровневые домашние задания, ненасильственные приемы обучения помогают сохранению психического и физического здоровья детей.
Современные возможности урока (мультимедийный проектор) позволяют сделать их более интересными и запоминающимися. Я объединила организацию проблемных уроков  с демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую мультимедийные презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, предлагаемой мною, либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов,  проверки самостоятельной работы по эталону. Демонстрация мультимедийных презентаций на этапах: актуализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление - оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка.  Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к открытию новых знаний на уроках.
Принцип систематичности и последовательности, который уже заложен программой по русскому языку и литературе. Решение проблемной ситуации начинается с вычленения проб­лемы, заключенной в ней. “Видение” проблемы учащимися, осоз­нание сущности затруднения, противоречия возможно только при правильном учете знаний, имеющихся у учащихся. Если этих знаний недостаточно, то проти­воречие не будет замечено школьниками, не будет воспринято ими как субъективная проблема, мыслительная деятельность для ее решения не будет активизирована.
Каждый педагог при первых встречах со школьниками декларирует основной принцип работы. Для меня это принцип демократичности. Формировать  самостоятельность мышления позволяет договорённость: сколько в классе человек, столько и мнений. Достаточно лишь уметь его аргументировать.
Приемы создания проблемных ситуаций
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания; 
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Первый путь создания проблемной ситуации. Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением» (проблемная задача). В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.  Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
     Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог (эвристическая беседа). В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.
Первое, с чем надо определиться учителю: какова тема урока (в некоторых случаях она может стать учебной проблемой) и в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть). Желательно для себя также уяснить тип вводимого знания – факт, правило, понятие, закономерность. Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог. Заканчивается поиск решения формулировкой темы урока или вопроса.
        Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
На уроке можно использовать индивидуальные, парные, групповые и фронтальные формы работы. Наиболее продуктивными являются парные и групповые, позволяющие организовывать коммуникативно-деятельностный подход обучения.
Виды контроля: визуальный, защита проектов, творческие работы, устные выступления с использованием мультимедийного оборудования, исследовательские работы, участие школьников в  предметных  конкурсах и олимпиадах разного уровня.
Итак, методика проблемного обучения действительно позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Работая по данной методике, я получила следующие результаты:
  • учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;
  • ребята хотят и учатся быть коммуникабельными;
  • в процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность»;
  • ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.
Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к следующим выводам. Проблемное обучение обладает рядом достоинств:
  • правильная его организация способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);
  • обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);
  • развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
     Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
     Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.
Реализуя данную систему работы, мы отмечаем, что в целом имеет место положительная динамика по традиционным показателям, а так же различные образовательные продукты.
         Таким образом, проблемное обучение способствует формированию будущего студента, специалиста,  готового действовать не только по инструкции, а способного проектировать, обобщать, возможно до степени научного обобщения.
 

Комментарии

Начало Сюда 1 2 Последняя

#1 Ирина Анатольевна, Вас долго не было на сайте. Теперь Вы снова здесь! Дерзайте! Удачи Вам!
Ольга Степанова, дата: 11.04.2018 в 16:38  
#2 Ирина Анатольевна, поздравляю Вас с Днем учителя! Вы учите всех язык любить, Культурно и красиво говорить, Легко и четко мысли выражать. Себя и всех, кто рядом уважать. И мы Вас от души благодарим, Желаем счастья и душевных сил, Пусть утро начинается с добра, И мир наполнят важные слова!
Гульнара Айтуганова, дата: 06.10.2017 в 8:44  
#3 Ирина Анатольевна, здравствуйте! Спасибо, что посетили мою страничку. Приветствую Вас и желаю Вам творческих успехов во всех Ваших начинаниях. Примите от меня + в поддержку Вашего рейтинга.
Гульнара Айтуганова, дата: 06.10.2017 в 8:41  
#4 Ирина Анатольевна, На день учителя желаю Вам добра, Большого человеческого счастья, В улыбках детских – нежности, тепла, Родителей сердечного участия! Творите мир душевной красоты, Счастливей всех на солнечной планете, Пусть радуют, как милые цветы, Улыбкою, встречая в школе, дети!
Елена История, дата: 04.10.2017 в 20:58  
#5 Ирина Анатольевна, приветствую Вас на замечательном и очень дружном сайте, от меня "+" для Вашего рейтинга. Желаю Вам успехов, достижений, приятного и полезного общения на сайте, приглашаю на мою страничку.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 04.10.2017 в 19:27  
#6 Ирина Анатольевна!Добрый вечер! Приветствую Вас на сайте, желаю успехов в оформлении вашего портфолио. Мой Вам + в поддержку. Приглашаю в гости, буду рада отзывам и пожеланиям.
Елена История, дата: 04.10.2017 в 19:22  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.