С нами 13410 учителей, 4700 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
8
комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Ольга Кутакова, (на сайте с 08.11.2014 г.)
Был(а) на сайте 1 год назад
Просмотров: 7160, комментариев: 63, рейтинг: 8.31/45
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
Нет данных
Личные данные
Фамилия Кутакова
Имя Ольга
Отчество Викторовна
Дата рождения 10.6.1968 г.
Пол Женский
Гражданство Россия
Место жительства Егорьевск
Контактный телефон 8(496 40) 4-89-62
Место работы МОУ СОШ №3 с УИОП
Юридический адрес Егорьевск, ул.Антипова, д.45
Образование высшее
Специализация учитель русского языка и литературы
Трудовой стаж 29 лет
Педагогический стаж 27 лет
Учебная нагрузка 28 часов + 3 часа индивидуальных занятий
Квалификационная категория высшая
Дата присвоения категории 2005 год
Дата начала ведения портфолио декабрь 2014
Творческие работы учащихся
Год Количество участников Вид творческой работы
1 2016 Захарченко Софья Конкурсное сочинение "Дорога в космос - мечта человечества"
2 2015 Хохлова Анастасия, Морозова Полина стихотворение "Баллада о медицинской сестре", посвященное Герою Советского Союза З.А.Самсоновой и сочинение "Боевое крещение" (ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА "ПО ПРАВУ ПАМЯТИ", посв. 70-летию Победы. Адрес сайта конкурса: konkurscluba.ucoz.ru)
3 2015 Хохлова Анастасия, Блохина Надежда, Ясновская Александра стихотворения на конкурс "Есенин: взгляд в будущее"
4 2015 Тищенко Алена стихотворение "Вот так штука-интернет!" (2 место в Международном онлайн- конкурсе "Интернешк@" по полезному и безопасному использованию интернета и мобильной связи).
5 2014 Шевченко Евгения 7-в сочинение "Дед Мороз существует" (лауреат Международного конкурса "Сказка в Новогоднюю ночь"- 2014)
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Основное Коломенский педагогический институт
Год окончания: 1992
Уровень образования: Высшее
русский язык и литература
учитель русского языка и литературы
Научно-исследовательская работа учащихся
Год Тема Участников Результат
1 2014 «Первая мировая война в русской литературе: идеи, авторские позиции, оценки современников» 1. Хохлова Анастасия 10-а Выступление на научно-практической конференции «Уроки Первой мировой войны» в МБОУ СОШ №4 г. Егорьевска 21.11.14г
2 2014 Новые тенденции развития современного русского языка на примере спортивной лексики (посвящается Олимпиаде Сочи-2014). 1. Демидов Павел 9-б Выступление на II областной студенческой научно-практической конференции, посвященной Году культуры в России «Русский язык как форма существования национальной культуры» 17 апреля 2014 года в ГБОУ СПО «Московский областной колледж искусств и технологий» г. Егорьевска. ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ
3 2013 «Ничего в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей среды» 1 Сурова Елизавета 6-в Выступление на школьной НПК по экологии
Методическая деятельность (текст)
Выступление  на педагогическом совете
«Использование на уроках русского языка и литературы современных технологий для развития коммуникативных компетенций ученика».
            В модели психологического развития человека понятие «компетентность» применяется к ситуациям, в которых у человека возникает необходимость решать проблемы, минимизировав затраты своих ресурсов на «единицу» полезного результата.
             Сложность в трактовке этого понятия состоит в том, что оно описывает потенциал, который
  а) проявляется ситуативно (следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов образования);
 б) описывает инструментарий одновременно понимания и действия.
             Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от  бытовых  до производственных и социальных.
             Ключевые компетенции выпускника  школы - сложное личностное образование, включающее в  себя  мотивационную, рефлексивную,  операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания профильно-ориентированного обучения.
            Ключевые компетенции являются базовыми, универсальными. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития, многомерны (включают аналитические, коммуникативные, прогностические и другие процессы).
            Признаком социально зрелой, сформированной личности является ее компетентность. Понятно, что и компетентности раскладываются по разным классификациям на отдельные, неоднородные по значимости составляющие.
            Мне же сегодня хотелось остановиться на коммуникативной,  как на самой важной, с нашей точки зрения, ключевой компетентности. Именно она обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию старшеклассника в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
              В наш век сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА эта компетенция выступает на первый план, ведь даже при сдаче устных предметов, таких, как история, обществознание, даже биология и другие, в последней части задания от выпускника требуется написание небольшого по объему сочинения, рецензии, эссе. Но что значит правильно выполненное это задание? Текст, состоящий из 70-90 слов,  нужно максимально наполнить содержанием, ведь проверяется объем полученных знаний, а также суметь выразить свое мнение по данной проблеме и аргументированно доказать  собственную точку зрения. Без навыков развития речи, без достаточно большого словарного запаса, без способности логически мыслить и последовательно выстраивать собственные высказывания здесь не обойтись.
              Какими же методами и технологиями пользуемся мы, учителя- словесники, на своих уроках и во внеклассной работе, чтобы стимулировать развитие коммуникативной компетентности наших школьников?
            За  основу мы берем деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативных компетенций.
             Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность, на мой взгляд, необходимо:
 -связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
 -планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
 -привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
 -оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
              Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:
 1.решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;
 2.участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;
 3.выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;
 4.использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);
 5. создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций.
                Широко использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:
 1)групповая работа, работа в парах;
 2)семинары;
 3) ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка»);
 4)языковые игры («Перевёртыши», «Буриме»).
              Чтобы формирование речевых навыков  было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. Вот поэтому в 5 и 10 классах мы проводим диагностические срезы, а в этом году работа для пятиклассников, присланная ФИПИ, как никогда раньше  обнажила  пробелы именно в понимании текста, его структуры. Кстати, выявлению речеведческих  навыков  или коммуникативной компетентности посвящены три вопроса части А в ГИА по русскому языку и несколько  заданий ЕГЭ.
           У меня в этом году есть 5 класс, поэтому буду приводить примеры на них. Первая четверть была для нас временем знакомства. Дети привыкали к моим требованиям, а я, в свою очередь, выявляла путем наблюдения уровень сформированности интеллектуальных умений каждого ребенка и их учебные возможности. 
               Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема “Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся.  
               Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.  На уроках развития речи мы с пятиклассниками усвоили, что такое текст, основная мысль текста, виды связи предложений в тексте.  Ребята составляли тексты из уже предложенных высказываний. Придумывали  на заданную тему. Делили сплошной текст на микротемы. На последнем уроке, как проверочно-закрепительное упражнение, пятиклассникам было дано вот такое упражнение (раздать на парту задание – 18 штук). Конечно, уровень трудности текстов отличался один от другого. Всего вариантов было 5. Вам, уважаемые педагоги, я предлагаю выполнить самый сложный вариант.
Задание:
Здесь перемешаны предложения из двух разных рассказов. Вы должны пометить кружочком предложения одного рассказа и галочкой предложения другого рассказа. Далее нужно определить последовательность предложений в каждом рассказе и проставить номера соответствующих предложений. Озаглавить оба рассказа. В тетрадь выписать любой из рассказов вместе с заголовком.
1.Ему и достался приз, приготовленный чемпионом,- набор шахмат, который «участвовал» в чемпионате страны.
2.Их столько, сколько победителей-школьников было отобрано для игры с известным шахматистом.
3.С одной стороны Максим играет за себя, а с другой стороны шахматной доски – за воображаемого чемпиона.
4.К его приезду готовились: специально оборудовали зал, провели предварительные отборочные игры.
5.Все надоело: и верный пес Мальтус, и «телик», и игровая приставка.
6.Вот и чемпион. Все школьники перешептываются и надеются, вдруг кто-нибудь да выиграет.
7.Дольше всех продержался один из старшеклассников.
8.Вот-вот в школе должен начаться сеанс одновременной игры, должен приехать известный шахматист, чемпион России.
9.Туго приходится «чемпиону» - Макс ходит безошибочно, а «чемпион» все время делает не тот ход.
10.Начинается игра: вот один школьник сдается, за ним другой, третий…
11.Скучно Максу дома сидеть и болеть.
12.И тут ему приходит мысль: «Поиграю в шахматы за себя и как бы за чемпиона».
13.В спортивном зале школы выставлены 16 столиков.
14.Так, из-за гриппа, Макс стал шахматным «королем».
15.Школьники волнуются: конечно, если удастся продержаться дольше других – это уже победа!
16.Мальчик мечтает о встрече с друзьями, а они под запретом из-за гриппа.
Ответы:
  1. «Шахматный» король.   (Предложения 11,5,16,12,3,9,14).
  2. Сеанс одновременной игры.  (Предложения 8,4,13,2,6,15,10,7,1).
---------------------------------
             Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
           Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
          Так в этой четверти на уроке внеклассного чтения пятиклассники учили по ролям басню и по возможности инсценировали ее. Тем самым  они брали на себя ответственность за всю команду, проверяли друг друга перед уроком, а в некоторых случаях даже заучивали чужую роль и подсказывали запнувшемуся. Оценка у всех была общая.
          А на последнем, обобщающем уроке литературы по сказкам А.С.Пушкина после моей презентации с викториной ребята защищали свою творческую работу: кто рисунок, кто кроссворд, кто сочинение.
         Ну и в каждом последующем классе работа над речью усложняется. В шестом, например, вводятся понятия о стиле, идет разговор о приемах сжатия текста. В седьмом, начинается комплексный анализ текста и так далее.
        В старших классах предусматривается владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
 Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
 создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
 составление плана, тезисов, конспекта;
 приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
 отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
 Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
 выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения
 Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
          Я на уроках литературы в старших классах практикую опережающее задание с презентацией по биографии писателя с обязательным устным сопровождением и комментарием.
         С тех пор, как литературу стали сдавать в форме ЕГЭ,  я выбираю из этих вариантов задания для сочинений или для итоговых дискуссий. А неоднозначных трактовок отдельных произведений в нашей литературе полно. Взять хотя бы пьесу М.Горького «На дне». Вопрос для ребят звучит так: Кто, как вы считаете, является резонером в пьесе Горького «На дне»?  Естественно,  это уже последний урок по пьесе, когда мы уже обсудили три правды жизни и персонажей – носителей каждой философии.  Так вот даже в литературной критике нет единого мнения на этот счет. В театрах на протяжении ста лет играют по-разному. И ребятам нравится высказывать свою точку зрения.  Урок-дискуссия здесь подходит как нельзя лучше.  А вечный суд над Печориным? Девчонки обычно задушить его готовы, и никакие доводы о том, что он, по словам Белинского, является  «страдающим эгоистом»,  не идут в зачет.
     Работаем мы над развитием коммуникативной компетентностью ученика и во внеурочное время. В прошлом году десятиклассники организовали и провели научно-практическую конференцию «Что значит быть русским сегодня?», где каждый выступающий раскрывал свой аспект этого понимания. Участвуем мы каждый год и в городских конференциях.         
               Самым главным критерием нашей работы по развитию у ребят коммуникативной компетентности  является внешняя независимая экспертная оценка. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком,  его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
            А наши ученики, как показывают результаты последних лет сдачи ЕГЭ, с этим худо-бедно справляются. Был у нас и 100-балловый результат. И это притом, что все общество говорит неграмотно,  к собственной речи относится пренебрежительно, в выражениях не стесняется.
          Но это уже совсем другая история…
 
 
 
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 Не загружен Благодарность за подготовку детей к НПК-2017
2 1667937456.jpg Почетная грамота МУК ЕЦДБ за активное участие в поэтическом конкурсе "Мы точно помним день, когда был мир расколот", посв. 70-летию начала Великой Отечественной войны. 2011
3 806370060.jpg Грамота за организацию и проведение школьного этапа Международного конкурса юных чтецов "Живая классика-2014"
4 1440486092.jpg Грамота Комитета по Образованию за добросовестный и творческий труд 2012
5 1112751667.jpg Грамота администрации школы 2014 за поддержку талантливой молодежи
6 814345238.jpg благодарственное письмо Центральной детской библиотеки
Творческие работы учащихся
Год Количество участников Вид творческой работы
Нет данных

Комментарии

Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 9 10 11 Последняя

#1 Ольга Викторовна, здравствуйте, июнь – прекрасная пора! Природа радует с утра Теплом и свежестью небес. И в этот день Вы ждете чудес! Вы ждете, дыханье затая, Когда в Ваш дом войдут друзья, Поздравят с праздником любя, Ведь День рожденья у Вас! Желаем все мы Вам добра, И в жизни чтоб была искра. Здоровья, радости, удач и решения любых задач!
Гульнара Айтуганова, дата: 10.06.2016 в 23:40  
#2 Ольга Викторовна! С Днём рождения!Желаю отличного настроения, улыбок и цветов, много радости! Хороших подарков, новых друзей, интересных встреч. Приглашаю Вас в гости, посмотрите материал моих блогов: " Ялтинская "Поляна сказок" и Ялтинский зоопарк «Сказка»,"Крокодилы любят Ялту", думаю, Вам эти материалы покажутся интересными и Вы оставите отзывы и оценку. Принимайте в подарок мой +.
Валентина Титова, дата: 10.06.2016 в 20:07  
#3 Ольга Викторовна, , поздравляю Вас с Днём рождения!Мой +!
#4 Ольга Викторовна, здравствуйте! с Днем рождения Вас! Счастья, радостей, успехов, удачи, настроение, здоровья! Мой + в подарок.
Светлана Жарикова, дата: 10.06.2016 в 6:48  
#5 Ольга Викторовна, с огромным удовольствием приветствую землячку на сайте и приглашаю на свои страницы. Мой + в Вашу копилку!
Татьяна Образцова, дата: 26.05.2016 в 15:28  
#6 Ольга Викторовна! Вот и подходит к концу 2015 год. Возможно, Вы запомните этот год как период активной работы, а может для Вас 2015-й - год новых открытий, может в этом году Вы одержали еще одну личную победу. В любом случае, 2015 год все мы прожили не зря. Мы смотрим вперед с оптимизмом и верой в лучшее и благодарим всех, кто был в 2015 году с нами: наших любимых, родных и близких, всех наших дорогих друзей! Хочу пожелать Вам здоровья, оптимизма и благополучия! Будьте счастливы и здоровы, любите и будьте любимыми! Открывайте для себя новые горизонты и берегите все лучшее, что уже успели приобрести! С наступающим Новым, 2016, годом Вас!
Марина Куприянович, дата: 31.12.2015 в 9:53  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.