"Как это устроено": музей занимательных наук
Просмотров: 993, дата: 21.04.2018, автор: Юлия ПасынокПросто о сложном, интересно о привычном, увлекательно о необычном — по таким принципам живёт единственный на острове музей занимательных наук. Это место переворачивает представление о музеях со строгими академическими правилами с ног на голову. С экспонатами на этой площадке делать можно все: трогать, крутить, бросать, дергать и толкать. А еще всем посетителям позволено бегать, смеяться и даже кричать. В выставочном зале собраны удивительные экспонаты, которые наглядно демонстрируют законы физики и математики, объясняют возникновение природных явлений и механизмы действия оптических иллюзий.
Превратности восприятия: вселенная научного музея
— Мозг нас постоянно обманывает! — почти с порога начинает вводить в курс дела основатель единственного музея занимательных наук Антон Болтунов. Этот факт сахалинец подтверждает ежедневно, показывая и рассказывая маленьким и взрослым островитянам иллюзорность мира. А в качестве наглядных примеров отлично работают экспонаты музея из оптической серии.
Зарождение вселенной научного музея произошло в 2016 году, а уже через год мечту удалось воплотить в реальность. Но путь этот не был простым, признается Антон Болтунов. Идею музея сахалинцу подсказал друг, который подсмотрел ее в Интернете.
— Друг сказал: "Ерунда, там всего-то 4 миллиона рублей нужно", — с улыбкой вспоминает Антон, который на тот момент занимался детскими научными шоу. Таких денег на музей, естественно, не было, но идея его будущему создателю понравилась. Тем более что подсказки от вселенной о необходимости появления необычного места стали поступать все чаще.
— Сестра жены живет в Германии. Моя супруга с детьми как-то поехала ее навестить, а мне было необходимо работать, и я остался на острове. В Амстердаме они зашли в музей "Немо" в виде корабля, подобный нашему, сахалинскому, но огромный. Семья вернулась из поездки с огромными глазами. Жена вдохновилась и начала меня активно подпинывать, — вспоминает Антон Болтунов.
Последние пару лет сахалинец с большей охотой откликается не на паспортную фамилию Болтунов, а на творческий псевдоним. Профессор Открывашкин стал вторым "я" и своеобразным научным альтер-эго создателя необычного музея. До того, как возглавить далекую от академичности площадку, Болтунов выступал с детскими научными шоу — показывал маленьким и взрослым химические и физические опыты. Хотя он занимается этим и сейчас, уже в музее — на занимательных уроках по пятницам.
— Я почему-то решил, что с реализацией классной идеи мне помогут чиновники. Рассудил, что детей наших надо развивать, образовывать, это же будущее наше. Написал письмо в мэрию, чтобы мне подсобили. Но никаких подвижек не было. Потом ходил по знакомым. Но помощь пришла неожиданно. Я выступал в частном детском саду, где ко мне подошел мужчина и спросил не хочу ли я учить научным экспериментам детей? Я ответил, что сейчас занят музеем. Он очень вдохновился и дал визитку. Оказалось, что он крупный бизнесмен, который вложился в экспонаты музея, — рассказывает Болтунов-Открывашкин.
Музеи занимательных наук для детей (которые, впрочем, интересны и взрослым), есть во многих городах и странах мира. В последние годы подобные места стали появляться и в России. Дальний Восток тоже окутала научная лихорадка. Подобные музеи работают на Камчатке и во Владивостоке, и вот уже год — на нашем острове.
Экспонаты сахалинского музея родом из Волгограда — там работает Энштейниум, а при музее открыто производство экспонатов и оборудования для подобных площадок, которые разлетаются по всей стране.
С помощью спонсора, вдохновленного идеей, Антон закупил экспонаты, съездил на обучение и нашел площадку под музей. Сейчас на 160 квадратных метрах разместились около 40 необычных предметов. На самом деле экспонатов больше, но места на всё не хватает. Поэтому экспозицию время от времени меняют: что-то убирают в запасники, что-то оттуда достают. Благодаря такому подходу относительно небольшое пространство дает широкие возможности для экспозиционной вариативности. Музей не выглядит застывшим, а, напротив, вполне живым.
— Можно сказать, что экспонаты сгруппированы тематически: маятники с маятниками, рычаги с рычагами, все, что нужно показывать в темноте, запихнули в темноту. Какую-то логику при расстановке пытались соблюдать, — объясняет Болтунов-Открывашкин. — Вообще физика самая наглядная наука, которая изучает всё, что нас окружает. А иллюзии и фокусы интересны, просто потому, что это удивительно.
Антон замечает: в итоге на музей потребовалось в два раза меньше денег, чем изначально предполагал его друг. С момента открытия необычного музея (это произошло в августе прошлого года), научную площадку посетило больше двух тысяч человек — и детей и взрослых.
Трогать можно всё!
В музее занимательных наук живет синекожий и большеглазый смотритель, который наблюдает за посетителями, в какой точке они бы ни находились. Подходишь к дракону ближе и понимаешь: он вовсе не плоский, а вогнуто-выгнутый. Отсюда и странный эффект беспрестанной слежки. Да, мозг вкупе с нашими глазами действительно обманывает. Дракон Гарднера, названный по фамилии своего создателя, — это тоже экспонат, иллюстрирующий магию оптических иллюзий.
Еще один девиз музея, который сразу подкупает посетителей: "Трогать можно всё!". Скажу больше — экспонаты прямо располагают к этому. Во-первых, они не выглядят хрупкими, трогать их нестрашно, во-вторых, большинство из них специально для этого и сделаны: не пощупаешь, не узнаешь, как работает тот или иной закон физики, оставшийся на подкорке сознания бледной тенью параграфа в школьном учебнике.
В музее занимательных наук можно спрятаться в стене, зайти в темную комнату, поднять себя на стуле, заглянуть в бесконечный коридор, покатать квадратные и треугольные колеса (отличное решение для российских дорог), взглянуть на вечный двигатель или в конце-концов попытаться ухватиться за конус (это не так-то просто!).
По словам Открывашкина, музей рассчитан на посетителей любого возраста. Здесь становится интересно с того момента, как только человек научился ходить и пользоваться собственными руками. Создатель необычного пространства уверен — научная площадка одинаково увлекает и четырехлетнего малыша, и пожившего взрослого, который хочет взглянуть на курс физики под новым углом. Экскурсию "подгоняют" под возраст посетителей.
— К нам приходят и дети с родителями, и студенты политеха. Но лучше всего физику знают школьники из Холмска. Недавно приходили семиклассники, и ничего для них нового здесь не было. Все знают. Но это, скорее, исключение, — отмечает Антон Болтунов и добавляет: максимально впечатляют посетителей любых возрастов оптические иллюзии.
Подкупает в музее и персональный подход. Даже если кто-то решит заглянуть в научный мир в одиночестве — и для него проведут подробную экскурсию с максимально простым и понятным объяснением сложных и запутанных процессов.
— В больших музеях, пока ты все обойдешь, потрогаешь прочитаешь, проходит много времени. У нас музей небольшой, поэтому мы про все рассказываем, даже если приходит один посетитель, — объясняет Болтунов-Открывашкин. — Многие признаются: "Были в подобном музее в другом городе, там больше и красивее, но у вас интересней. Нигде так подробно не рассказывают". Если человек пришел позже, а экскурсия уже идет, мы его присоединяем к группе, а затем идем с ним на второй круг, чтобы он добрал то, на что опоздал. Мы всем про все рассказываем, поясняем и пытаемся донести.
Зачем идти в музей?
Исследования нейробиологов давно подтвердили факт: мозг развивается тогда, когда человек чему-нибудь учится. Причем, что именно вы изучаете, нашему думающему органу, испещренному извилинами, совсем не важно, объясняет Антон. Главное, что за процессом учебы идет наращивание новых нейронных связей и укрепление старых. Постепенно мозг человека развивается, становится умнее и гибче, а знания — шире.
— Донести это до детей сложно. Объяснить детям, что школа тренирует их мозги для того, чтобы в будущей жизни они стали умнее (неважно, какие знания они там получают и пригодятся ли они им) — это очень трудно. Но объяснить детям, что есть вещи интересные и не очень, просто. Они сразу это понимают. Сейчас с развитием технологий и гаджетов, очень много вещей гораздо интереснее учебы в школе. В музее мы можем показать, что есть что-то интересное и в учебе — по сути, это наша основная цель, показать детям, что учиться интересно, а мир шире гаджетов, — говорит создатель музея занимательных наук.
Антон Болтунов поясняет: задача, которую он поставил перед собой, звучит довольно амбициозно. Сахалинец хочет вырастить умное поколение. По крайней мере, внести свой вклад в это нелегкое дело.
— Если хотя бы один человек из всех, кто пришел в музей, поймет, что учиться интересно, и станет хотя бы для себя изучать какой-нибудь раздел физики, или просто что-то почитает для себя — это будет моя маленькая победа. Значит, все не зря, я буду доволен, — мечтательно говорит профессор Открывашкин.
Мы с ребятами с удовольствием побывали в этом унникальном музее.
Источники:
Дарья Агиенко, Кирилл Ясько "Как это устроено": музей занимательных наук https://sakhalin.info/weekly/150646
Изображения в блоге взяты из личного архива автора и на сайте sakhalin.info, в условиях сайтов разрешается использование материала и изображений пользователями.
Условия использования материалов: http://www.sakh.com
- День волшебства варежек на резинке
- На Сахалине открылась "Академия фонда Владимира Спивакова "Дети — детям"
- С Днем Учителя!
- Мечтатель Генри Форд
- Итоги Года музеев подвели в литературно-художественном музее книги Чехова "Остров Сахалин"
- Педагоги РФ чаще, чем их коллеги из других стран повышают квалификацию
- Сахалинский губернатор поздравил детей с наступающим Новым годом
- Как появился наперсток
- Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
- Танцевальная пара сахалинцев вошла в дюжину сильнейших пар мира