С нами 13554 учителя, 4735 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
15
комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
1
статья
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Галина Мельничук, (на сайте с 10.11.2014 г.)
Был(а) на сайте 3 года назад
Просмотров: 12904, комментариев: 74, рейтинг: 20.41/53
Текстовый блок
Методическая деятельность (текст)
План – конспект открытого урока «Я на скрипочке играю» преподавателя по классу скрипки МБУДО г. Тулуна «ДМШ» Мельничук Г.В. с учащимся 1 класса Киреевым Арсением Тема: «Знакомство со скрипкой и комплексное развитие начинающего скрипача». (слайд 1,2) Тип урока: Традиционный, смешанный. Цель: Помочь ребенку овладеть ключевыми навыками скрипичной игры в увлекательной для него форме. (слайд 3) Задачи: Образовательные: Разбор всех частей скрипки, знакомство с постановкой игрового аппарата Воспитательные: Формирование интереса к занятиям на скрипке посредством просмотра видеозаписей и презентации. Привлечение к активному творчеству, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыкальному материалу. Развивающие: Развитие базовых музыкальных способностей ребенка (памяти, слуха, чувства ритма). Основные этапы урока: 1.Организационный этап: - эмоциональный настрой; -сообщение темы и плана урока. 2. Этап проверки знаний учащегося: -использование различных методов проверки домашнего задания - привлечение с помощью игровых заданий к активному участию 3.Этап усвоения новых знаний: -этап проверки понимания нового материала -этап закрепления. Методы обучения: -Учет индивидуальных особенностей и психологических возможностей ребенка; -Доброжелательный климат на уроках; -Положительная оценка любого достижения ребенка. -Постепенность и последовательность подачи учебного материала. -Воспитание свободной и естественной постановки у начинающего скрипача. Методические рекомендации: Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить уроки в игровой форме, которые включают в себя многообразие видов деятельности: игра на инструменте, пение, слушание музыки и сказки, творческую (музыкальную и пластическую) импровизацию, рисование и т.д. Ребенок знакомится с миром музыки в доступной для него форме. Средства обучения: Скрипка, смычек, фортепиано, канифоль, пульт. Компьютер (проектор), презентация. Музыкальный материал: -Н.Бакланова. «Первые уроки». М;1977 -А.Г.Григорян «Начальная школа игры на скрипке» -М; 1974. Ход урока: Организационный момент: (слайд 4,5) Преподаватель урок начинает со стихотворения о скрипочке. Футляр мне мама подарила, Я с радостью его открыла. Под бархатистым покрывалом Там мирно скрипочка дремала. А к скрипке тоненький смычок Прижался будто бы сынок. Колки у скрипочки как ушки, Блестят на маленькой макушке. Четыре светлые струны Слегка различной толщины Натянуты на ушки эти, Изящней скрипки нет на свете. Я скрипку нежно подняла, К струне смычок я поднесла, И … даже страшно описать, Принцесса стала скрежетать. Мне сразу стало так тоскливо, Как жизнь порой несправедлива. Но рядом мамочка стояла, Она тихонько прошептала: «С задачей справиться не смог Неопытный сынок-смычок. Научится он в школе петь И прекратит тогда скрипеть!» Проверка знаний (слайды 6,7) Вспоминаем название деталей скрипки и смычка, преподаватель называет их, учащийся (по мере его способностей) показывает где именно они находятся. Вспоминаем название струн. Учащийся дает образные характеристики каждой струне в отдельности. (слайды 8,9) «Вот первая струна, она пищит как мышка - пи-пи-пи! Ми-ми-ми! Вторая струна – звонкая, ЛЯ. У нее всегда хорошее настроение, такую песенку поют девочки. Тра –ля-ля! А вот треть струна – РЕ - серьезная, рычит, как мотоцикл, который очень любят мальчики. Она рычит: ррре! И на конец четвертая струна, СОЛЬ. Это самая толстая струна, на ней поет свои песенки мишка косолапый. Учащийся уже знаком с приемом игры на пиццикато, преподаватель просит ученика сыграть этим приемом и называть каждую нотку в слух. Усвоение новых знаний: Преподаватель: Теперь можно приступить к упражнениям, подготавливающим работу над постановкой. В первую очередь малыш должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука. Упражнения: (слайд 10) «Кулачки», «Руки вверх», «Веточка с листочком», «Часики с листочком», «Часики», «Зеркальце» , «До свидания – Иди сюда», «Солнышко-Дождик». Выполняем каждое упражнения, и объясняем, для чего оно нужно. Учитывая быструю утомляемость и непродолжительное время активного восприятия младшего школьника стараемся чередовать виды работы. И лучшей разрядкой для него будет пение песенок со словами, песенки берем те, которые в последствии будут исполнятся на скрипке. Разбираемся с их характером и содержанием, прохлопываем ритмический рисунок ладошками. В итоге песенка звучат в дуэте: ученик-учитель. Учитель играет на фортепиано (аккомпанемент), ученик на бубне, (отстукивая ритм). Песенки: «Петушок», «Козочка», «Андрей-воробей». Закрепление новых знаний: Берем скрипку в руки, контролируем правильность постановки, играем pizz разученные песенки в сопровождении фортепиано. Домашнее задание: (слайд 11) Постараться вспомнить и выполнить все упражнения (для рук) которые были проделаны на уроке. Петь со словами и хлопать ритм разученных песенок. Нарисовать к новым песенкам рисунки. Заключение: В процессе занятий обучения игре на скрипке в неразрывном единстве решаются общеразвивающие, обучающие, воспитательные задачи развития ребенка. Здесь учитываются его возрастные особенности, происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Такие комбинированные уроки способствуют развитию певческих навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкально - ритмических движений и формированию первоначальных профессиональных навыков скрипача. Приложение Подготовительные упражнения для постановки игрового аппарата. 1. В первую очередь выполняем упражнения на расслабление. Ученик должен запомнить и самое главное понять, что такое расслабленная и что такое зажатая рука. 1) “кулачки”: сильно зажимаем на несколько секунд кулачки, затем распускаем. 2) “руки вверх”: вытягиваем руки вверх, выпрямляем пальцы. Затем роняются только пальцы обеих рук, после небольшой паузы – кисти, далее – предплечье и плечо. 2. Чтобы научить малыша правильно стоять, равномерно распределяя вес на обе ноги выполняется упражнение “Мишка”. Несколько раз походив, как косолапый, ребёнок очень хорошо запоминает, что при игре на скрипке надо стоять не на одной ноге, а на двух. 3. Чтобы подготовить правую руку к работе: 1) “веточка с листочком”: рука согнута в локте (рука – веточка, кисть с пальчиками – листочек). Ветер сильно дует – качается веточка с листочком. Ветер стих – листочек с веточкой замер. 2) “часики”: рука согнута в локте и находится на уровне талии. Поднимаем кисть к носу (смотрим на часы близко), затем в исходное положение, далее отводим руку вперёд (смотрим на часы издалека). 4. Чтобы подготовить левую руку к работе: 1) “Буратино”: подносим к носу большой палец левой руки, пальцы распустить; к мизинцу подносим большой палец правой руки, пальцы распустить. Несколько секунд постоять, пошевелить пальчиками. Затем поворачиваем и подносим к носу мизинец левой руки, стоим несколько секунд, шевелим пальчиками. Это упражнение поможет левой руке сделать правильный поворот к корпусу скрипки. 2) “зеркальце”: кисть ладонью повёрнута к себе, пальцы округлы, как бы удерживают зеркальце. Я для убедительности всегда даю ребёнку круглое зеркальце и мы делаем следующее: направляем его то на себя, то левее себя. 5. Упражнения на координацию движения рук: 1) Руки согнуты в локтях, одна ладошка машет “до свидания”, другая – “иди сюда”. 2) Одна рука рисует “солнышко” (круг), другая – “дождик” (вертикальные линии). Каждое упражнение делаем несколько раз. Стараемся, чтобы ребёнок запомнил их названия, тогда дома ему будет легко всё вспомнить и повторить.
Методическая деятельность (текст)
Конспект открытого урока. Тема урока «Штрихи, как средство музыкальной выразительности». Тип урока: урок комплексного применения знаний Цель: формирование основных профессиональных исполнительских умений и навыков путем освоения разнообразных приемов звукоизвлечения. Задачи: Образовательные: • обеспечить понимание понятия «выразительные средства музыки»; • изучить понятие штрихи, уметь применять их на практике; • отрабатывать на практике умения и навыки работы с нотным материалом. Развивающие: • способствовать формированию интереса к музыке через понимание роли выразительных средств, при исполнении музыкального произведения. Воспитательные: • формировать основу общекультурной компетентности (культуру слушателя) и культуру исполнителя (совокупность знаний, навыков и элементов культурного опыта). Основные этапы урока: 1.Организационный этап: - эмоциональный настрой; -сообщение темы и плана урока. 2. Этап проверки знаний учащегося: • использование различных методов проверки знаний учащейся по изучаемой теме • решение практической задачи на основе теоретических рассуждений 3.Этап усвоения новых знаний: • этап проверки понимания нового материала • этап закрепления. Методы обучения: • Учет индивидуальных особенностей и психофизических возможностей ребенка; • Доброжелательная и рабочая атмосфера на уроке; • Постепенность и последовательность подачи учебного материала. • Активная самостоятельная познавательная деятельность; • Формирование свободных и естественных игровых движений • Положительная оценка достижения учащейся. Методические рекомендации: Решение проблемы нередко происходит интуитивно, и в этом процессе существенную роль играет и практическое, и образное мышление, непосредственно связанные с чувственной опорой. Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями учащихся. Одним из важных принципов развивающего обучения является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям учащегося) развитие разных видов мыслительной деятельности: абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действенного, практического мышления. Средства обучения: Скрипка, смычек, фортепиано, канифоль, пульт. Компьютер (проектор), презентация. Музыкальный материал: - Хрестоматия для скрипки 3-4 классы детской музыкальной школы, сост. Ю.Уткин - М;1980 - Юный скрипач, выпуск 2, ред. К. Фортунатов - М; 1985 Ход урока: 1. Организационный этап. Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые преподаватели. Мы начинаем открытый урок с учащейся 3 класса по специальности «скрипка» Шнитовой Лизой. Сегодня наш разговор пойдет об очень важных элементах музыкального языка, которым часто не придают большого значения, мы поговорим, послушаем и проанализируем, как штрихи влияют на характер произведения, его художественный образ. Посмотри, пожалуйста на экран, здесь представлены определения темпа, ритма, размера, лада, тембра, динамики, штрихов. Подумай и скажи. что их объединяет? (Слайд 2) Учащаяся: Это средства музыкальной выразительности. Преподаватель: Совершенно верно. Все вместе средства музыкальной выразительности раскрывают тайну того, как набор нот, знаков, звуков, инструментов превращается в музыку. Как у любого искусства, у музыки существует особый язык. Так, например, у художника такими средствами может быть краска. С помощью красок художник создает шедевр. В музыке также есть некоторые подобные инструменты. И сегодня мы поговорим о штрихах, как об одном из средств музыкальной выразительности. Что делают музыканты, когда играют музыку? Они извлекают звуки из своих музыкальных инструментов. Один и тот же звук можно извлечь по-разному, разными способами. Можно «пропеть» звук, «уколоть», «подчеркнуть». Эти различные способы звукоизвлечения называются штрихами. 2. Этап проверки знаний учащейся Преподаватель: Итак, какие штрихи и какие группы штрихов ты знаешь? Уащаяся: Штрихи можно разделить на три основных группы: плавные, отрывистые и «прыгающие» т.е. отскакивающие от струны К плавным штрихам относятся: деташе, легато. Деташе – штрих, при котором каждый звук исполняется отдельным движением смычка, должен звучать широко и полно. Легато - штрих, при котором одним движением смычка извлекаются два или несколько звуков. При игре легато переход от одного звука к другому должен быть плавным, гибким и почти незаметным. Важно правильно распределять смычок. К отрывистым штрихам относятся - мартле, стаккато. Характеризуется акцентированным началом, атакой звука с последующим его ослаблением. Мартле - отрывистый штрих, имеющий акцентированное начало и последующее стремительное проведение смычка. После каждого звука следует пауза, равная половине общей длительности звука. Стаккато – исполнение ряда очень коротких, отрывистых звуков в одном направлении смычка (чаще – вверх и реже – вниз). Преподаватель дополняет: еще к отрывистым штрихам относится штрих Маркато – акцентированное деташе. А к прыгающим сотийе и спиккато. После характеристики изучаемых штрихов переходим непосредственно к работе над музыкальным материалом. Преподаватель: Первое произведение, с которым мы поработаем Тарантелла композитора Натальи Николаевны Леви (русский, советский композитор, начала 19 в). Посмотри, пожалуйста, какие штрихи, и другие музыкальные обозначения ты видишь в нотах, о чем они говорят нам, какой характер этого произведения? Ученица отвечает. Преподаватель: Тарантелла позиционируется, как итальянский народный танец, своеобразный символ Италии. Тарантелла — очень быстрый и зажигательный танец, построенный на мелких прыжках и подскоках, танцуется с нарастающей быстротой движений. Исполняется в размере 6/8. По своему настроению он как современные хип-хоп танцы. Тарантелла, один из самых интересных и загадочных танцев эпохи позднего средневековья. Древнее предание гласит, что человек укушенный ядовитым пауком тарантулом заболевает безумием (тарантизмом). И излечиться он может, только танцуя этот танец в течении нескольких часов чтобы разогнать яд в крови. В эту легенду в Италии верили более двух столетий, начиная с 15 века. По улицам итальянских городов бродили оркестры, которые состояли из барабанов, флейт, кастаньет и бубнов, и исполняя зажигательную музыку, помогали горожанам исцелиться от «страшной» болезни. Другая легенда говорит, что это свадебный танец, в котором молодые люди выражают дуг другу свои чувства и постепенно к ним присоединяется сначала родня, затем друзья, а потом и все желающие, и танец приобретает веселый, массовый характер. Учащаяся подготовила дома и рассказывает свою информацию о тарантелле. Практическая работа над произведением. А прежде, чем мы приступим к работе над следующей пьесой, давай поговорим о стиле и определим характер произведений – какой он: лирический, драматический, героический или патетический, весёлый или беззаботный? Понять самому произведение и сделать его понятным публике – такова цель, к которой артист – исполнитель должен стремиться. А помогут исполнить замысел автора как раз штрихи. АРИЯ – итальянское слово, так называется законченный по построению эпизод (номер) в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны напевность, широта мелодического дыхания. Характерно деление арий в зависимости от чувств, которые они выражали: арии мести, арии жалобы («ламенто»), любовные, героические. Ария чаще всего имеет трёхчастную форму, когда третья часть полностью повторяла первую, но встречаются двухчастные арии, в которых через контраст медленной первой части и быстрой второй части раскрываются переживания персонажа. В данном случае наша ария имеет какую форму? Учащаяся отвечает. Практическая работа над произведением. 3.Этап усвоения новых знаний: Лиза, как ты думаешь, можно ли, услышав музыкальное произведение догадаться о его названии, характере? Давай попробуем? Прослушав произведение, ты пробуешь определить характер и угадать название произведения. А сейчас задание усложним, и ты постараешься по нотному тексту определить характер музыкального произведения. Учащаяся отвечает, обосновывая свои ответы. Домашнее задание Закрепить все полученные на уроки теоретические знания и практические навыки, подчиняя в своей игре все средства музыкальной выразительности единой цели – воплощению художественного замысла автора. Еще раз обратить внимание на качество звукоизвлечения в кантилене и штриховой технике, а также на динамику. Заключение Путем внедрения на уроке проблемных технологий обучения происходит стимулирование познавательной активности обучающихся методом решения проблемы; приобретение знаний, умений, навыков в результате их активной аналитической и познавательной деятельности, усвоение способов самостоятельной работы, развитие творческих способностей, что в конечном итоге положительно скажется на профессиональном и творческом росте.

Комментарии

Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 11 12 13 Последняя

#1 Галина Валентиновна, приглашаю Вас пройти опрос на тему изучения иностранного языка. Мы все изучали в школе иностранный язык. Почему на выходе у большинства нулевой уровень? Вы думаете сейчас ситуация меняется к лучшему в связи с тем, что резко повысилась мотивация учащихся, или учить стали по-другому? Поверьте, мне очень важно Ваше мнение uchportfolio.ru/22102210/?page=27317. Заранее благодарна. Буду признательна за комментарии и Вашу оценку.
Любовь Хабарова, дата: 06.01.2016 в 16:38  
#2 Галина Валентиновна! Вот и подходит к концу 2015 год. Возможно, Вы запомните этот год как период активной работы, а может для Вас 2015-й - год новых открытий, может в этом году Вы одержали еще одну личную победу. В любом случае, 2015 год все мы прожили не зря. Мы смотрим вперед с оптимизмом и верой в лучшее и благодарим всех, кто был в 2015 году с нами: наших любимых, родных и близких, всех наших дорогих друзей! Хочу пожелать Вам здоровья, оптимизма и благополучия! Будьте счастливы и здоровы, любите и будьте любимыми! Открывайте для себя новые горизонты и берегите все лучшее, что уже успели приобрести! С наступающим Новым, 2016, годом Вас!
Марина Куприянович, дата: 30.12.2015 в 10:01  
#3 Галина Валентиновна,приглашаю Вас пройти опрос "Своеобразие учительской профессии и облика учителя в деревне" uchportfolio.ru/22102210/?page=27270 Заранее благодарна. Буду признательна за комментарии и Вашу оценку.
Любовь Хабарова, дата: 26.12.2015 в 0:56  
#4 Галина Валентиновна, приглашаю Вас принять участие в 11 опросах на тему "Использование электронных форм учебников" Ваше мнения для меня очень важно! uchportfolio.ru/s0926443572/?page=28481
Евгения Пышминцева, дата: 13.11.2015 в 14:00  
#5 Галина Валентиновна, здравствуйте!Познакомилась с Вашим портфолио! Вы - молодец! Приглашаю ко мне на страничку!
Марина Куприянович, дата: 23.10.2015 в 19:19  
#6 Галина Валентиновна, С праздником прошедшим поздравляю, С тем, который только раз в году. Счастья необъятного желаю, Беды стороной пускай пройдут. Сбудутся пусть смелые надежды, К лучшему старанья приведут. Веет впечатлений ветер свежий, Радость только дни твои несут. Вам мой +! Желаю творческих успехов!
Евгения Пышминцева, дата: 21.10.2015 в 21:00  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.