С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Антонина Лахина, (на сайте с 03.03.2022 г.)
Был(а) на сайте 1 год назад
Рейтинг: 0/0
553
просмотра
3
комментария
10 379
место в рейтинге
Личные данные
Фамилия Лахина
Имя Антонина
Отчество Александровна
Дата рождения 8.12.1987 г.
Пол Женский
Гражданство РФ
Место жительства пгт. Февральск
Контактный телефон 89619504173
Место работы МБОУ "Февральская СОШ"
Юридический адрес Не указано
Образование среднее профессиональное
Специализация учитель изобразительного искусства и черчения
Трудовой стаж 15 лет
Педагогический стаж 2 года
Учебная нагрузка 20 часов
Квалификационная категория -
Дата присвоения категории -
Дата начала ведения портфолио 03.03.2022
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Основное Сретенский педагогический колледж имени Ф.В. Гладкова
Год окончания: 2008
Уровень образования: Среднее
Копия диплома
учитель изобразительного искусства и черчения

Трудовой и педагогический стаж работы
Организация Должность Период
1 МБОУ "Февральская СОШ" учитель изобразительного искусства C 30.08.2020
и продолжаю работать
Внеурочная деятельность по предмету
Мною успешно проводятся кружки по предмету ИЗО:
"Волшебная кисть" для детей 10-13 лет
"Палитра" для детей 9-14 лет



Открытые уроки
Год Тема урока Технология Предмет Класс Мероприятие
1 2022 "Пейзаж родной земли. Багульник" Коллективная работа Изобразительное искусство 4
2 2022 "Праздник цветения сакуры" Индивидуальная работа Изобразительное искусство 4
3 2021 "Олимпийские игры в древней Греции" Коллективная работа Изобразительное искусство 4
Творческие работы учащихся
Год Количество участников Вид творческой работы
1 2022 21 Мастер-класс "Граттаж"
2 2022 20 Коллективная работа "Букет для мамы"
3 2021 20 Мастер-класс "Пуантилизм"
Работа в качестве классного руководителя

Воспитательная система класса

На начальном этапе работы с классом мною ставились разнообразные задачи, ведущие к единой цели: «Формирование и развитие личности каждого ученика как участника классного коллектива, ответственного ученика, гражданина». Главный замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания.

На протяжении всех лет работы важной задачей было:

Сформировать основу классного коллектива. Для этого устраивались классные коллективные дела: выпускали газеты, проводились викторины, классные часы, праздники, походы. На всех этих мероприятиях ребята имели возможность тесно общаться друг с другом, раскрывая качества ещё незнакомые им в одноклассниках. Решались спорные, и даже конфликтные ситуации между детьми, привлекались к работе педагог-психолог, и социальный педагог школы. Наблюдая за ребятами при проведении этих мероприятий, я замечала приятные изменения в поведении детей, они легко шли на контакт друг с другом, могли договориться о плане работы, принимали мнения других ребят. Но возникали сложные и даже неприятные моменты. Есть в классе дети, которых в свою работу, ребята класса принимают с явной неохотой, иногда даже просто отказываются работать с ними вместе. В беседах с детьми разбирались причины такого поведения, хотя для меня они не секрет. Но здесь я старалась убедить ребят, что работать хорошо можно в разных группах, ведь цель у нас одна:
 

Работать над воспитанием вежливого и уважительного отношения друг к другу. Эта задача неразрывно связана с предыдущей задачей. Но при реализации этого направления больше уделяется внимания индивидуальной работе с детьми. Здесь проводится много разъяснительных, доверительных бесед с учениками. Стараюсь построить работу на основе доверительных отношений с ребятами и родителями. Часто дети не говорят об обидах причиненных им одноклассниками, что порождает безнаказанность, позволяет копиться обидам, рождает неприязнь в отношениях. Точкой накала становятся драки, слёзы. Их не так много, но бывают. Для того чтобы дети чувствовали себя роднее друг другу, не отказались мы от поздравления именинников. Придумывая и проговаривая поздравление, добрые слова однокласснику ребята сближаются. Проводилась в классе акция «Позвони тому, кто болен». Мы писали письма – приветы больным ребятам (особенно тем, кто долго лежал в больнице). Дети звонят, навещают в больнице и дома одноклассников. Но все это происходит при постоянном моем контроле, напоминании, убеждении в важности такого поведения. А значит необходимо продолжать эту работу, стараться закрепить именно такую модель межличностных отношений.

Развивать в детях любознательность, творчество, интерес к знаниям. Решение данной задачи очень важно для достижения общей цели. В классе большое внимание уделяется организации и проведению учебных экскурсии, ролевых игр, походов, конкурсов, предметных недель. Они способствуют расширению кругозора, повышению познавательного интереса, сплочению детского коллектива. Учащиеся класса являются участниками и победителями общешкольных мероприятий, спортивных соревнований, конкурсов и т.д.. Многие родители положительно относятся к нашему участию в конкурсах, для этого провожу разъяснительную работу, объясняю, как это важно в современной жизни для детей. Поэтому важно поддерживать, поощрять не только победителей, но и участников. Ведь это очень важно для малышей особенно. Жаль, что перестали ценить способность учителя организовать ребят на работу, ценятся только награды. Они конечно, важны, но и участие немаловажно, особенно в начальной школе. В следующем году активно продолжу работу с детьми и родителями в этом направлении, нацеливая их на участие в ролевых играх, походах, конкурсах, предметных неделях. Они способствуют расширению кругозора, развитие интереса, творчества. Точно уверена, что и в этом году мы окажемся в числе победителей.

Формировать у детей чувство любви к родному краю, развивать умение видеть прекрасное вокруг себя, в произведениях искусства, музыке. Эта задача гармонично сочетается с предыдущими задачами, помогает продвигаться к намеченной цели. Решая ее, мы с ребятами и родителями посещаем выставки, экскурсии, бываем в театре, посещаем филармонию. Радует то, что большинство ребят умеют правильно себя вести в музее, на выставке, в зрительном зале. Даже те, кому не интересно, научились не мешать остальным. Все это плоды наших с родителями совместных трудов. Для развития интереса, стараюсь проводить классные часы по следам экскурсий, на которых, мы с ребятами делимся увиденным, услышанным. Стараемся пробудить интерес, здоровое любопытство.

Приучать детей к здоровому образу жизни, выполнению норм гигиены. Работаю над этой задачей в основном в повседневной жизни и на классных часах. В классе нет ребят, которые приходят в класс неряшливыми. Привлекаю для беседы с детьми медицинских работников, родителей, уделяю внимание теме здоровья на собрании для родителей.

Развивать трудолюбие, внимание, ответственность при выполнении порученного дела. Очень сложно решается эта задача. Сказывается, вероятно, общая тенденция в воспитании современных детей изнеженных, чрезмерно опекаемых. Большая работа проводилась ранее, ведется она и сейчас. Особое внимание мы уделяем дежурству. В классе есть порядок дежурства, ребята знают свои обязанности. И уже в этом году острота проблемы спала, но сама проблема не ушла. Учитываются особенности детей, назначаются помощники дежурных, которые помогают выполнять свои обязанности рассеянным и необязательным ребятам. Принципиально не назначаю старших в классе, наблюдающих за поведением других ребят. Учу детей смотреть за собой, уметь видеть свои недостатки, тогда не будет времени высматривать недостатки в одноклассниках.

Огромное внимание уделяю созданию органов самоуправления. Класс разделен на группы (бригады), дети сами распределяют поручения, дают оценку работы каждой группы. Коллективно - творческая деятельность детей даёт почувствовать каждому свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

В целом класс дружный: дети помогают друг другу, радуются успехам одноклассников. Но учащимся бывает трудно адекватно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.

В течение года анализирую состояние эффективности воспитательного процесса по направлениям:

- развитие личности учащегося;

- формирование классного коллектива.

Один раз в год провожу диагностику эмоционально-психологического климата в классе, уровень самооценки, уровень мотивации, удовлетворенность учащимися школьной жизнью, диагностику социометрии.

Учащиеся активно осваивают образовательное пространство школы и города, занимаясь в кружках, секциях, спортивных кружках, музыкальных школах.

Фотогалерея
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 "Методика работы в цифровой образовательной среде"
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Амурский областной институт развития образования"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
16 25.10.2021...
2 "Современные подходы к организации образовательной деятельности в преподавании предметов эстетического цикла"
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Амурский областной институт развития образования"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 09.04.2021... удостоверение о повышении квалификации
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 1160995366.jpg Благодарность за оказание помощи в проведении викторины
2 1270564804.jpg За III место в муниципальном этапе областного конкурса "Рукотворные чудеса"
3 1334842071.jpg За высокий профессионализм, творчество и использование инновационных технологий в образовательном процессе
4 1739924391.jpg За подготовку победителей и призёров районного конкурса юных краеведов "Мы живём в Приамурье"
Копии документов
Файл Описание
Нет данных
Методическая деятельность (текст)
Технологическая карта урока изобразительного искусства
 4 “А” класс
Тема: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры»
Тип урока: комбинированный
 Цель урока: Сформировать представления о культуре Японии, создать условия для развития интереса к истокам искусства Востока, традициям японцев: «Праздник цветения вишни – сакуры», развивать чувство толерантности к чужой культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к природе; формировать умение работать в группе
Задачи:
-Образовательные: Расширить представление учащихся о художественной культуре Японии; способствовать закреплению полученных знаний; дать представление об образной и смысловой стороне японской пейзажной живописи, научить рисовать сакуру  и представителей японской культуры.
Развивающие: развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий, формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире. умение применять полученные знания, умения навыки на практике (в художественно-творческой деятельности)
Воспитательные: духовно-нравственное воспитание учащихся через уважительное отношение к культуре других народов, к творчеству (своему и других людей); норм поведения при фронтальной и индивидуальной работе; включение каждого ученика в деятельность и создание благоприятной атмосферы на уроке.
Методы:
· Объяснительно-иллюстративный;
· Практические;
Формы обучения:
· Индивидуальная;
· фронтальная;
 
Планируемые результаты:
Предметные УУД: (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Японии,
получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные УУД: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии.
Метапредметные УУД:
- Познавательные УУД: Овладение умениями в различных видах художественно-творческой деятельности.
Регулятивные УУД: Формировать умения самостоятельно или при помощи учителя выполнять последовательность работ
Коммуникативные УУД: Формировать собственное мнение ,умения вести диалог, рассматривать иллюстрации, придумывать и воображать.
Оборудование для учителя: Доска, компьютер, проектор, фотографии цветущей сакуры , фотографии представителей японской культуры , картинки.
Оборудование для учащихся: бумажная белая тарелка, простой карандаш, гуашь или акварель, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетки белые, клей ПВА.
 
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты Время
1. Организационный момент.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Страну восходящего солнца.
И поприветствовать хочу вас  и наших гостей по-особенному
-Коничива.
Ребята, кто догадался о какой стране пойдёт речь?
- Верно, Япония
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему
 
 
- Япония
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться
 
1-2 мин.
2. Самостоятельная работа. – Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну
от других.
- На каждой парте лежит конверт с карточками-заданиями! Это интересная и важная информация о Японии. Вы должны внимательно прочитать и выбрать самое важное. Время изучения 5 минут.
- Какое имеет географическое положение? Какими морями омывается?
- Почему Японию называют страной восходящего солнца?
- Как выглядит флаг Японии?
- Какая гора является самой высокой точкой в Японии?
- Какая в Японии религия?
- Как называется японский традиционный костюм?
- Что такое икебана?
- Традиционные японские постройки?
- Что еще интересного можете добавить!?
 
  Молодцы ребята!
Изучают материал, отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Япония находится в Тихом океане, омывается Японским и Охотским морями.
- Потому что жители японских островов первыми встречают восход солнца.
-  Самой высокой точкой Японии является гора Фудзияма.
-  Синтоизм и буддизм.
 
-  Кимоно
 
-  Создание композиций из срезанных цветов и побегов и размещение их в интерьере.
 
- Пагода
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию. 5 мин+3 мин на ответы
3 Изучение нового материала. Формулирование темы и цели урока  -Сегодня мы узнаем о других символах Японии.
 
- Я хочу познакомить вас со стихами японских поэтов. Это коротенькие стихи – всего три строчки, без рифмы- хокку.
В этих стихах поэты стараются рассказать, как человек живёт на земле, о чём думает, как грустит и веселится.
 Послушайте хокку, подумайте, о чем идет речь?
 
В Японии лишь раз в году
Цветёт сакура-вишня, 
Лишь день стоит она в цвету,
Скрывая ветки, листья.
Камо Мабути
– В японском характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.
Жить в гармонии с природой для японца – это закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам. И здесь надо назвать знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в поэзии, в картинах художников разных поколений.
Сакура - сегодня будет главным символом нашего урока!
Сформулируйте тему урока-
Какую цель поставите перед собой на этом уроке?
А задачей на уроке будет выполнить панно Сакура
-Ни смотря на то, что в Японии очень строгая рабочая дисциплина, каждый работодатель обязан дать своему работнику выходной для любования сакурой.
- В этот праздник люди устремляются в парки и скверы с друзьями, с семьями, берут с собой вкусную еду, напитки и под кронами деревьев наслаждаются прекрасными цветами сакуры.
Сакура стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым ее мгновением. По японским понятиям пора пробуждения жизни и природы начинается со вспышки цветения сакуры.
 
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка.
Существует легенда: чтобы доказать правителю сёгуну жестокость князя Хотты, старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг.
Наказанный Хотта тайком схватил Сакуру с детьми, привязал их к вишне и убил. С тех пор вишни в Японии цветут розовым цветом, ведь их окропила кровь безвинных детей Сакуры
– Весной в Японии проходит Ханами – праздничный фестиваль любования цветением сакуры. Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами. Для этого нам необходимо приготовить: краски, салфетки, клей. Для основы я вам приготовила такие вот тарелочки.
Но прежде чем приступить к работе,
я предлагаю немного отдохнуть.-
 
 
Слушают, отвечают на вопросы
 
 
 
 
 
 
 
 
- В хокку говорится о сакуре-вишне!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Праздник цветения сакуры
 
что такое сакура
рисовать сакуру
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность
к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства Японии; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях японских художников-пейзажистов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их
 
 5 мин
4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ф/м  А давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.
 
              «Цветы сакуры»
            Наши нежные цветки
            Распускают лепестки.
            Ветерок чуть дышит,
            Лепестки колышет.
            Нашей сакуры цветки
            Закрывают лепестки,
            Тихо засыпают,
            Головой качают
  Выполняют упражнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 мин
           
5.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Практическая работа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Итог урока. Рефлексия
Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа
 
Музыкальный фон: записи японской музыки в исполнении Оркестра сто одной скрипки
– Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать
 
 1. Вначале я рисую основную ветвь (ветку) коричневой гуашью, снизу вверх, она отличается от вспомогательных побочных тем что она чуть толще. Ствол мы рисуем не прямой, а с изгибами – корявенький. Цвет коричневый
 
2. Далее рисую боковые ветки снизу вверх. Ветки у нас немного корявые.
3. Теперь прорисовываю мелкие веточки.
 4. Следующее, это цветы сакуры. Для цветов я беру белые салфетки, отрываю небольшой кусочек, немного можно скатать и приклеиваю на ветку.
 
- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?
 
 
Итак, ребята,  работа  завершена!
Аригато! Спасибо!
 
Я предлагаю сейчас вам показать свои работы нашим гостям и друг другу.
– Ребята, маленький фестиваль любования вашими работами удался , у каждого из вас получились замечательные работы.
– Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Достигли вы своей цели?
-Как называется страна, с традициями которой вы сегодня знакомились?
– Как вы думаете, а у нас в России есть сакура?
– В России есть праздники, связанные с деревьями? (Завивание березки на Троицу, Вербное воскресенье.)
– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей.
-Давайте поблагодарим друг друга за проделанную работу волшебным японским словом «Аригато»
 
Изготовление панно Сакура
 
Выполняют творческую работу
Познавательные: умеют применять полученные
знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения цветущего дерева; строят индивидуальную
и коллективную деятельность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт
 
 
 
Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой с оценкой увиденного в произведениях японского искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу
 
20 мин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2-4    мин.
 















 
Внеурочная деятельность по предмету
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
                      “Февральская средняя общеобразовательная школа”
                             Селемджинского района  Амурской области
 
“Согласовано”                                  “Утверждено”                                  “Утверждено”
Педагог-организатор                        Руководитель                              Директор МБОУ
МБОУ “Февральская СОШ”           методического совета             “Февральская СОШ”
_______/Медведева И.Г/           МБОУ “Февральская СОШ”         ______/ Бутакова Т.А /
“___”______20___г.                       ________/ Савка Н.В /
                                                       Протокол методического
                                                       совета № __от______20 г.
 
 
 
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Волшебная кисть»
Уровень программы: базовый. Бесплатная.
Возраст учащихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год
 
 
 
 
 
 
 
Разработана
 Лахиной Антониной Александровной
Учителем изобразительного искусства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2021 г.
п.г.т. Февральск
 
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
Пояснительная записка.
                                     
Нормативно - правовая база:
 
 · Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
· Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41).
· Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844
· "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"
· Конвенция ООН о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи от 20.11.1989г.
· Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
· Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р
· Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ
 
Программа «Волшебная кисть» имеет художественную направленность и направлена на создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализацию. Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего возраста.
 
Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что она даёт дополнительные знания в области изобразительного искусства. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников происходит через систему дополнительного образования детей.
Содействует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, реализовывает способности и желания. Даёт возможность творческой самореализации личности и приобщает к традициям русского народного творчества. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатство своего народа, освоения народной культуры.
 
Новизна.
Данная дополнительная общеобразовательная программа способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии. Предполагает: новые педагогические технологии в проведении занятий.
 
Информация о направленности: программа «Волшебная кисть» имеет художественную направленность и направлена на создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализацию. Детское творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего возраста.
 
Уровень программы: базовый
 
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учётом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дидактического материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение различными техниками и приёмами изобразительного искусства и на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности. Программа ценна, прежде всего, своей гибкостью и возможностями тонкой адаптации к конкретному ребенку или конкретной группе детей. Программа позволяет работать как с новичками, так и с подготовленными талантливыми детьми, дает шанс заинтересовать и научить разных по подготовке ребят. Особенностями проведения занятий по данной программе является, но и педагогическая методика ведения занятий. Если в школе на занятиях изобразительным искусством учитель сначала рассказывает и последовательно показывает способы действий на каком-то образце, то, работая по данной программе, педагог ставит прежде всего творческую задачу, стимулируя ребенка к самостоятельному поиску пути ее решения, помогая при этом каждому раскрыть свой индивидуальный потенциал.
 
Адресат программы.
Программа адресована на учащихся в возрасте 10-13 лет интересующихся или уже занимающихся изобразительным искусством, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В объединения принимаются все желающие.
Количественный состав группы: 20 человек
 
Форма обучения: очная.
 
Объём и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов – 72 час.
Срок освоения программы – 1 год.
 
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год: 72 часов в год.
Количество часов и занятий в неделю: 2 академических часа 1 раза в неделю
Продолжительность занятия: 1академический час – 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут.
 
 
Цель программы: развитие творческой, активной личности через формирование устойчивого интереса к различным видам изобразительного искусства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Личностные:
- формировать способности к самоорганизации;
-   формировать общественно активную личность с четкой гражданской позицией;
- формировать культуру общения и поведение в социуме;
- воспитывать навыки ведения здорового образа жизни;
- формировать: трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам труда;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию разных народов.
Метапредметные:
- формировать потребность в самостоятельности, ответственности, активности и саморазвитии;
- формировать навыки и умения работы с различной информацией;
- формировать умение работать в коллективе;
- развивать умение управлять своей деятельностью, контролировать, анализировать;
- формировать и развивать умения логических операций (суждение, обобщение, сравнение);
- расширять культурный кругозор учащихся.
Образовательные (предметные):
- способствовать овладению учащимися специальной терминологией, технологической грамотностью;
-   формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству;
- формировать навыки работы с разнообразными материалами, соблюдения техники безопасности при работе и организации рабочего места;
 
- освоить основные технологические приемы рукоделия: бумагопластика, бумагокручение, плетение из газетных трубочек, др.;
- развивать навыки работы с информационными источниками и интернет-ресурсами;
- формировать способности у учащихся решать творчески-развивающие задачи;
Обучение детей строится на сочетании коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у детей взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории развития различных видов искусств и народного художественного творчества. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено посещение выставок и музеев с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира, а также воспитания интереса и любви к родной культуре и народу, любви к матери, родному очагу, любви к природе. Данная программа разработана для детей, не имеющих начальной подготовки в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
 
                                                Содержание программы
                                                        Учебный план
 

 
Название раздела, темы                   Количество часов Формы промежуточной аттестации/контроля
      Всего     Теория   Практика
Блок «Изобразительное искусство».
 
  Вводная часть        1        1         - проверка знаний на начало обучения.
Рисунок-тест.
1.  «Основы цветоведения. Нетрадиционные техники рисования»
 1.1 Техника гризайль    
       4        1          3 Рисунок
  1.2 «Техника цветных пятен»       4        1          3 Творческая работа
  1.3 «Техника матричной печати»       4        1         3 Творческая работа
  1.4 Технология нетрадиционные методы рисования Аквасоль.        4        1         3 Рисунок
2. Выразительные возможности художественных материалов (мелки, пастель).
2.1 Технология работы сухой и масляной пастелью. Базовые приёмы.
 
       3         1         2 Рисунок
  2.2 Технология растушевки и наложение пятен поверх растушевки. Подчистка.        4         1          3 Творческая работа
3. Основы рисунка и графики.
3.1 Технология построения предметов, близких по форме геометрическим телам. Тональное решение.
 
      4         1         3 Рисунок
  3.2 Технология изучения конструкции драпировки на основе ее опорных точек и поверхности.       2         1         1 Рисунок
  3.3 Технология быстрого рисунка.       2         1          1 Рисунок
  3.4 Технология изображения ограниченного пространства с перспективным построением.       4        1         3 Рисунок
4.  Основы композиции.
 4.1 Цвет в композиции.
 
      2        1        1  Творческая работа
  4.2 Технология контрастов и их роль в композиции.        4         1          3 Творческая работа
  4.3 Технология тональной разнообразности элементов композиции.        4         1          3 Рисунок
5. Жанры изобразительного искусства.
5.1 Натюрморт.
       4         1          3 Творческая работа
  5.2 Портрет. Технология рисунка головы человека. Передача характера.        4         1          3 Творческая работа
  5.3 Пейзаж. Технология передачи настроения в пейзаже. Цветовые и тональные средства выражения.          4         1         3 Творческая работа
                                                Блок «Декоративное рисование»
1. Основы декоративной художественной росписи.
1.1 Технология графической и свободнокистевой росписи.
       2         1         1  
 
 
 
Роспись по схеме
  1.2 Технология исполнения мезенской росписи.         2          1         1 Роспись по схеме
  1.3 Технология исполнения городецкой росписи.        2           1          1 Роспись по схеме
  1.4 Технология исполнения хохломской росписи         2           1          1 Роспись по схеме
  1.5 Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов. Разработка эскиза к изделию.         2           -          2 Рисунок
  1.6 Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо,разделочная доска). Подведение итогов.         4          1          3 Роспись изделия
Конкурс творческих работ.
       Итого       72         22         50  
 
                                             Содержание учебного плана
 
 
                                       Блок «Изобразительное искусство».
 
Вводное занятие. Диагностика   (1 ч.)
Теория. Условия безопасной работы, знакомство с планом работы. Введение в образовательную программу. Задачи и краткое содержание. Режим работы. Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования в организации образовательного процесса.
Практика. Рисунок-тест.
 
Раздел №1. «Основы цветоведения. Нетрадиционные техники рисования»
                                                                         (16 ч.)
Тема 1.1 Техника гризайль  (4 ч.)
Теория. Технология передачи пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полутень, тень, рефлекс). понятие тон, гризайль, тоновая растяжка. Приёмы тоновой растяжки.
Практика . Натюрморт выполнить в технике гризайль.
 
Тема 1.2 «Техника цветных пятен» (4 ч.)
Теория. История создания техники, особенности. Работы английского художника-пейзажиста Александра Козенса. Композиция из цветных пятен. Цветовое сочетание. Последовательность выполнения работы. Упражнение «Клаузура» (история, назначение).
Практика. Выполнение упражнения «Клаузура». Выполнение рисунка на тему «Музыка веток».
 
Тема 1.3 «Техника матричной печати» (4 ч.)
Теория. Изготовление печатных форм. Отпечатки материалов разной фактуры. Смешение цвета. Сложные композиции.
Практика. Выполнение рисунка в технике матричной печати. «В лесу».
 
Тема 1.4 Технология нетрадиционные методы рисования Аквасоль. (4 ч.)
Теория. метод ассоциации. нетрадиционные методы рисования Аквасоль. Технология рисунка при помощи соли.
Практика. Выполнение рисунка в технике аквасоль.  Подбор названия «Водные просторы», «Капельки дождя на стекле».
 
Раздел 2  Выразительные возможности художественных материалов (мелки, пастель).  (7 ч.)
 
Тема 2.1 Технология работы сухой и масляной пастелью. Базовые приёмы.(3 ч.)
        Теория. Разновидности материала.( масляная; восковая; сухая пастель)Бумага. Фиксация. Восприятие цвета. Локальный цвет. Колорит. Растушёвка.
Практика. Выполнение рисунка с получением множества оттенков одного цвета. «Закат».
 Тема 2.2 Технология растушевки и наложение пятен поверх растушевки. Подчистка. ( 4 ч.)
Теория. Технология растушёвки пальцами. Правила подчистки. Детализация путём наложения пятен и линий.
Практика. Выполнение рисунка «На озере».
 
Раздел  3 Основы рисунка и графики. (12 ч.)
 
Тема 3.1 Технология построения предметов, близких по форме геометрическим телам.  Тональное решение. (4 ч.)
Теория. Повторение правил построения предметов, близких по форме геометрическим телам.  Полное тональное решение.
Практика. Натюрморт из 2-3-х предметов быта на фоне однотонной драпировки.
 
Тема 3.2 Технология изучения конструкции драпировки на основе ее опорных точек и поверхности. (2 ч.)
Теория. Изучение конструкции драпировки на основе ее опорных точек и поверхности. Образование складок и выявление их формы.
 Практика. Рисунок светлой однотонной драпировки. (Часть драпировки – на поверхности стола). Освещение верхнее боковое.  
 
Тема 3.3 Технология быстрого рисунка. (2 ч.)
Теория. Наброски. Передача основных пропорций человека.    Ознакомление с изображением человеческой фигуры. Зависимость от фигуры одежды и расположения складок. Передача характера модели .
Практика. Наброски фигуры человека.
 
Тема 3.4 Технология изображения ограниченного пространства с перспективным построением. (4 ч.)
Теория. Знакомство с понятием интерьер. Принципы построения интерьера в перспективе. Передача пространства средствами штриха и светотени.
Практика. Рисунок части интерьера (часть школьного коридора, биологический уголок, лестничная площадка и др.).
 
Раздел 4 . Основы композиции. (10 ч.)
 
Тема 4.1 Цвет в композиции. (2 ч.)
Теория. Эмоциональная характеристика  цвета и ее роль в образном строе композиции (красный и черный  - напряженность, голубой, зеленый  - успокоенность, серый – угнетенность).  Цветовой контраст. Цветовая гармония .пятно в композиции и средства его выявления.
Практика. Рисунок настроение.
 
Тема 4.2 Технология контрастов и их роль в композиции. (4 ч.)
Теория. Контрасты и их роль в композиции: размеры, форма, тональность, линия горизонта
 Практика. Рисуем ночной пейзаж.
 
Тема 4.3 Технология тональной разнообразности элементов композиции. (4 ч.)
       Теория. Тональность и тональная пластика  композиции. Тональная разнообразность элементов композиции. Светотень как средство художественной выразительности. 
     Практика. Рисуем пейзаж(времена суток)
 
Раздел 5 . Жанры изобразительного искусства. (12 ч.)
 
Тема5.1 Натюрморт. (4 ч.)
Теория. Цветовая характеристика предметов и их связь с окружающей средой (соприкасание предметов с фоном).
Практика. Постановка из 2-3-х предметов с ясно  выраженным цветом (овощи. Фрукты, цветы ) на нейтральном фоне.  
 
Тема 5.2 Портрет. Технология рисунка головы человека. Передача характера. (4 ч.)
Теория. Пропорции лица человека.
Практика. Выполнение портретного этюда.
 
Тема 5.3 Пейзаж. Технология передачи настроения в пейзаже. Цветовые и тональные средства выражения. (4 ч.)
      Теория. Пейзаж. Выбор сюжета, формата и организации сюжета на плоскости.  Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения в пейзаже.
      Практика. Рисуем пейзаж. Подбор названия «В грозу», «Тихий вечер».
 
Блок «Декоративное рисование.»
 
Раздел 1. Основы декоративной художественной росписи. (14 ч.)
 
Тема 1.1 Технология графической и свободнокистевой росписи. (2 ч.)
       Теория .Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. История возникновения и развития народных росписей России. Виды графической росписи. Особенности и виды свободной кистевой росписи в технике двойного мазка.
       Практика. Приемы работы различными типами кистей и пером.Упражнения для постановки руки.
Тема 1.2 Технология исполнения мезенской росписи. (2 ч.)
       Теория. Мезенская роспись. История возникновения и развития росписи. Элементы росписи.
      Практика. отработка приемов росписи.
 
Тема1.3 Технология исполнения городецкой росписи. (2 ч.)
     Теория. Городецкая роспись. История возникновения и развития росписи. Основные элементы городецкой росписи.
    Практика. Отработка приемов росписи.
 
Тема1.4 Технология исполнения хохломской росписи. (2 ч.)
      Теория. Хохломская роспись. История возникновения и развития росписи. Основные элементы хохломской росписи.
       Практика. Отработка приемов росписи.
Тема1.5 Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов. Разработка эскиза к изделию. (2 ч.)
      Теория. Составление композиции с учетом ранее полученных знаний, умений и навыков с учетом использования современных материалов. Подготовка изделия к росписи – грунтовка.
     Практика .Разработка эскиза для росписи разделочной доски,пасхального яйца.
Тема1.6 Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо,разделочная доска). (4 ч.)
Практика. Роспись фигурного изделия (разделочная доска, лопаточка) согласно эскиза. Оформление выставки. Анализ проделанной работы. Подведение итогов.
 
 Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
          Изучат:
- нетрадиционные методы рисования(гризайль,рисунок  аквасоль и др);
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности(
изобразительные свойства цветных карандашей, акварели .гуашь);
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм;
- творчество художников,  связанных с изображением  природы:  И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И, Левитана Т.А. Мавриной-Лебедевой;
- основы набросочного рисунка;
- технологию работы сухой и масляной пастелью;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
- пропорции человека;
- основы декоративной художественной росписи;
- технологию изготовления сувениров;
Должны уметь:
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- выполнять набросок и определять положение предмета в пространстве;
- различать   и   передавать   в   рисунке   ближние   и   дальние предметы;
- рисовать кистью элементы декоративной художественной росписи;
Метапредметные
у учащихся будут сформированы:
- зрительное восприятие, чувство цвета, композиции;
- фантазия и художественный вкус;
- визуально-пространственное мышление;
- устойчивый интерес к дополнительным занятиям.
Личностные
у учащихся сформируются личностные качества:
- уважение и бережное отношение к народной культуре и к истории своего Отечества;
- аккуратность, стремление к качеству выполняемых рисунков;
- эстетическое восприятие окружающего мира, эмоционально-ценностного отношения к нему.
                                     
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
 
                          Календарно-учебный график
 
Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Всего учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий
 1 год 02.09.2021 31.05.2021      36       36      72 1 раз в неделю по 2 часа
 
 
                                        Календарно-учебный график
 
      №
 
Название раздела Тема занятия Кол-во часов Основные виды деятельности    Дата проведения
план факт
  Блок «Изобразительное искусство».
 
Вводное занятие.     1 Рисунок-тест.    
1.  «Основы цветоведения. Нетрадиционные техники рисования»
   (16 часов)
  1. Техника гризайль 
     4    Рисование по теме    
  1. «Техника цветных пятен»
     4 Рисование по теме    
  1. «Техника матричной печати»
     4 Декоративная работа    
  1.  Технология нетрадиционные методы рисования Аквасоль.
     4 Рисование по теме    
2. Выразительные возможности художественных материалов (мелки, пастель).
  (7 часов)
2.1 Технология работы сухой и масляной пастелью. Базовые приёмы.      3 Беседа
Рисование с натуры
   
2.2 Технология растушевки и наложение пятен поверх растушевки. Подчистка.      4 Беседа
Декоративная работа
   
3. Основы рисунка и графики.
 (12 часов)
3.1 Технология построения предметов, близких по форме геометрическим телам.  Тональное решение.      4 Рисование с натуры    
3.2 Технология изучения конструкции драпировки на основе ее опорных точек и поверхности.      2 Рисование с натуры    
3.3 Технология быстрого рисунка.       2 Рисование с натуры и по представлению    
3.4 Технология изображения ограниченного пространства с перспективным построением.      4 Рисование по теме    
4. Основы композиции.
(10 часов)
4.1 Цвет в композиции.      2 Беседа
Декоративная работа
   
4.2 Технология контрастов и их роль в композиции.      4 Беседа
Декоративная работа
   
4.3 Технология тональной разнообразности элементов композиции.      4 Рисование с натуры    
5. Жанры изобразительного искусства.
(12 часов)
5.1 Натюрморт.      4 Беседа
Рисование с натуры
   
5.2 Портрет. Технология рисунка головы человека.
Передача характера
     4
 
Беседа
Рисование по представлению
   
5.3 Пейзаж. Технология передачи настроения в пейзаже. Цветовые и тональные средства выражения.  
     4
Рисование по представлению    
 
 
 
1.
Блок «Декоративное рисование»
Основы декоративной художественной росписи.
 
 
 
  1. Технология графической и свободнокистевой росписи.
 
 
 
 
     2
 
 
 
Беседа.
Художественная роспись
   
  1. Технология исполнения мезенской росписи.
     2 Художественная роспись    
  1. Технология исполнения городецкой росписи.
     2 Художественная роспись    
  1. Технология исполнения хохломской росписи
     2 Художественная роспись    
  1. Выполнении простых и сложных композиций на основе образцов.
     2 Рисование по теме    
  1.  Роспись токарного изделия (пасхальное яйцо, разделочная доска). Подведение итогов.
     4 Художественная роспись    
  •  
   72      
 
Материально-техническое обеспечение:
 
Занятия будут проводиться в кабинете изобразительного искусства № 209. В кабинете есть все необходимое для занятий:
- Классная доска
-Столы и стулья
- Стеллажи для хранения дидактических пособий
- Мольберты 13 шт.
- Ноутбук
- Музыкальные колонки
- Мультимедиа-проектор
- Канцелярские принадлежности
-Наглядный материал
 
Формы аттестации.
Механизм оценки получаемых результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются четыре вида результатов:
  • Входной (проверка знаний на начало обучения)
• текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
• промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
• итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год ).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
 
Методика проведения аттестации по программе
Формы проведения аттестации: В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня (конкурсы проводимые по плану комитета).
 
 
 Критериями оценки результативности обучения являются:
критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и правильность использования специальной терминологии;
критерии оценки уровня практической подготовки учащихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности; отсутствие затруднений в использовании изо технологий; креативность в выполнении практических заданий.
        
           Обеспечение программы различными видами методической продукции.
 
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для и среднего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы с процессом наглядности. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наглядность в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также используются практические заданиявыполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Так как занятия проходят во второй половине дня, то «перегрузка» детей теоретическими занятиями не позволяет педагогу добиться желаемого результата. Таким образом, теоретические занятия в кружке «Волшебная кисть» проходят в игровой форме.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
                                  Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
                          
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
Литература для обучающихся
 
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Величко Наина «Русская роспись» энциклопедия.-АСТ- ПРЕСС КНИГА 2016г
Глагольев Олег « Лепим из глины» Проф- Издат 2009г.
Пенова В.П. Рисуем пейзажи. Практическое руководство. Клуб семейного досуга 2013г.
Шматова Ольга. Самоучитель по рисованию гуашью . ЭКСМО 2013г.
 
Литература для педагога
 
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
С.А.Левин, А.М.Михайлов, А.В.Щербаков, Рисунок и живопись. – М.: Просвещение, 1981.
Медкова Е.С. Как разбудить в ребёнке художника: современные технологии развития творческих способностей (на основе первообразов искусства): лекции 1–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009г
 
Открытые уроки
Год Тема урока Технология Предмет Класс Мероприятие
Нет данных

Комментарии (3)

#1 Антонина Александровна, С днем рождения! Самые теплые и нежные поздравления в этот особенный день! Пожелания добра, счастья и гармонии во всём. Пусть вас на жизненном пути сопровождают здоровье, удача в делах, достаток и семейное благополучие. Улыбок вам!
Екатерина Морозова, дата: 10.12.2023 в 14:58  
#2 Антонина Александровна, Поздравляю с днем рождения! Желаю от всего сердца, чтобы все невзгоды остались в прошлом. Желаю здоровья, успеха, мирного неба над головой и простого женского счастья.
Екатерина Морозова, дата: 08.12.2023 в 17:29  
#3 Антонина Александровна, поздравляю вас с днем рождения и желаю вам здоровья и успехов во всех делах ваших.
Екатерина Морозова, дата: 08.12.2022 в 18:39  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ