С нами 15639 учителей, 5371 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Омская страница эстонской летописи моей семьи
Юмтарова Юлия, 7класс,
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 150»,
Руководитель:

Мазурова Татьяна Михайловна,
Учитель музыки, ИЗО,
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 150»,
город Омск, 2011


Омская страница эстонской летописи моей семьи


Родилась я в городе Омске, в многонациональной семье. Мой папа, Юмтаров Виктор Нимаевич, родом из Забайкалья. После армии папа приехал поступать в медицинский институт и после его окончания так и остался в Омске, который стал для него родным.
Мамины корни, её зовут Светлана Оскаровна, уходят в далёкую Прибалтику, где в Эстонии родились её бабушка Виллемсон Альма Югановна и дедушка Виллемсон Яков Янович. Мамины родители, Рейнгольд Оскар Юганович и Лилия Яковлевна, и она сама родились уже здесь в Сибири. Дедушку своего я не видела: он умер до моего рождения, а бабушку свою я знала хорошо, но и ее уже нет рядом с нами, ее не стало в 2010 году.
Ранее я не очень интересовалась истоками своей семьи, но теперь, став взрослее, решила выяснить, как родственники мамы оказались здесь, в Сибири? Мама призналась, что к ее великому огорчению и стыду она мало осведомлена о том периоде жизни ее близких. В детские, а затем и последующие годы это не вызывало особого интереса, казалось, что есть дела поважнее, тем более, что прабабушка и прадедушка прожили очень тяжелую жизнь и не любили об этом рассказывать. Но я решила не «сдаваться» и начала по крупицам собирать сведения о той поре жизни наших родственников.
Я брала интервью, изучала архивные справки, письма родных, воспоминания моих близких, изучала материалы библиотечного фонда.
Узнала, что эстонцы проживали в Сибири с XVIII века. Первые поселения в Сибири основывали ссыльные. Так, первой эстонской деревней в Омском поселении была Ванна - Виру, или Старый Ревель. Хотя переселенцам пришлось приспособиться к новым природным условиям, основные средства к существованию им традиционно доставляли земледелие и скотоводство. Женщины слыли большими мастерицами вязать, вышивать, ткать. В те давние времена женщины сами обшивали свои семьи, вязали носки, варежки, чулки, шапки, свитера. В каждой семье были секреты вязания того или иного узора. У поселенцев была тесная связь с Эстонией. Выписывали газеты, закупали школьные учебники, были и учителя из Эстонии. Связь с родиной играла существенную роль в обеспечении устойчивости поселений.
Из краеведческих источников я узнала, что на территории Омской области впоследствии были основаны ещё такие деревни как: село Золотая – Нива в Оконешниковском районе, деревня Лилейка, деревня Эстонка в Седельниковском р-не, в Б-Уковском - деревня Ревель, деревня Нарва, в Калачинском – деревня Семеновка, ранее (Волгус).
Из беседы с близкими узнала, что дедушка мамы - Виллемсон Яков Янович (1900г.) вместе с родителями переселился из Эстонии в 1903г. Поселились они в Калачинском районе на хуторе, впоследствии хутора были объединены в колхоз «Волгус». Бабушка мамы - Виллемсон Альма Югановна (1913г.) родилась уже здесь в Сибири в Калачинском районе на хуторе «Илисьянов лес».
Из воспоминаний, которые сохранились в памяти у маминых родственников известно, что родители прадедушки и прабабушки после прибытия в Сибирь, пережив все неимоверные трудности, связанные с этим путешествием, осели в Калачинском районе.
Впереди была не менее тяжелая жизнь: изнурительная работа на земле, о которой они так мечтали. Освоили земли, завели хозяйство, все работали от мала до велика. Но грянула революция и снова беда. В хозяйстве к тому времени были лошади, коровы и молодняк, овцы, свиньи, молотилка для зерна. Работников в хозяйстве не держали, все делали сами, но тем не менее их признали кулаками.
Мамин дед - Яков Янович уже жил отдельно со своей семьей и тоже имел крепкое хозяйство, и в 1934 году был выселен с женой и двумя дочерьми (Лилей, 1932г - моей бабушкой) и Ирэной, 1934г в Тарский район под село Васисс.
Прожили там 6лет среди тайги, строя жилище и добывая пропитание в тайге, чтобы выжить. Позже их реабилитировали и разрешили вернуться на прежнее местожительство. Вернулись и все надо было начинать заново, так как ни дома, ни имущества, ни хозяйство им не вернули. Построили они глинобитную землянку и там прожили до 70-х годов XX века.
Во время Великой Отечественной войны прадед ушел на фронт и воевал на Прибалтийском фронте, где был ранен и контужен. Вернулся домой израненный, больной, но благодаря прабабушке поправился и начал трудиться дальше. Из-за ранения не мог выполнять тяжелую физическую работу, поэтому начал плести корзины и лукошки, вязать метла для колхозных нужд на фермах.
Прадед вел здоровый образ жизни, никогда не пил, не курил, ни с кем не ругался, был молчалив и спокоен. Ни детей, ни внуков за провинности никогда не ругал, но умел найти такие слова, что всегда становилось стыдно за проступки. Прожил прадедушка до 87 лет, не стало его в 1987 году.
Особые слова благодарности заслуживает моя прабабушка Альма. Мама вспоминает, что никогда не видела бабушку без дела. Семь дочерей воспитали они с дедом. Две дочери стали педагогами, одна закройщицей, одна бухгалтером, одна кассиром, две проработали всю жизнь в животноводстве. Все имеют награды за честный и добросовестный труд.
Дед Оскар родился в деревне Лилейка, которая находится недалеко от города Тара. Отец его был репрессирован, пропал без вести. Вырастили с бабушкой Лилей 2-х дочерей и 5 сыновей.
Бабушка Лиля имела много поощрений: грамоты, ценные подарки, в том числе за добросовестный труд и высокие показатели в работе была награждена золотыми часами, имела 4 медали «Материнской славы».
Мама вспоминает: «Дома не знали слова «скука». Кроме учебы у каждого в семье был ряд обязанностей, которые выполнялись беспрекословно, хотя родители никого не заставляли что-либо делать насильно. Бабушка позже говорила уже взрослым своим детям спасибо за то, что они были такие понятливые, жалели её, помогали во всем. Особенно она испытывала чувство гордости на школьных собраниях, где благодарили за то, что все её дети хорошо учились, были дисциплинированы, опрятно одеты и никогда не доставляли хлопот учителям. Она говорила, что этим дети прибавляли ей здоровья и сил в жизни». А ведь у моей бабушки - 5 сыновей и 2 дочки. Моя мама — старшая дочь!
Постепенно жить большой семье становилось легче. Все выросли, выучились, разъехались, шестеро живут здесь, в городе Омске, один брат уехал в Германию с семьей. Некоторые родственники вернулись назад, в Прибалтику, ценой огромных усилий, но мои прадеды не решились на такой путь и вынесли всё, что им дала судьба. В эстонском городе Валга живёт троюродная сестра, тоже — Светлана, её три дочери в настоящее время учатся и работают в Финляндии. Приезжают в гости в Омск, но чаще общаемся с родными по Интернету.
Моя родина здесь, в Сибири! И я - её полноправный житель! Семьи моих родственников в основном у всех создались смешанного типа и возможно, поэтому связь с исторической родиной все больше слабеет. На смену национальным традициям пришли традиции русские, так как я и мои родители большую часть своей жизни прожили среди русского народа и нам близко все, что связано с ними, несмотря на то, что пережили наши близкие в далеком прошлом.
Бабушка с дедом в свое время старались жить тихо, не проявляя себя, так как перед ними была непростая жизнь их родителей. Но они сумели сохранить и передать своим детям родной эстонский язык, традиции, хотя они, тоже, конечно же, претерпели изменения. Не забыли в наши бабушки и традиционные эстонские блюда. Всегда их готовили на различные торжества, да и в повседневной жизни тоже. Главными блюдами зимой были холодец, домашние колбасы из субпродуктов и кровяные с крупами и кусочками сала (очень вкусные), картошка с густым соусом, квашеная капуста тушеная на свинине с добавлением перловой крупы или риса, жирные щи с мясом, каши, выпечка. Летом – все молочные изделия, яйца, картошка, овощи, супы.
Сейчас мама тоже периодически готовит холодец, тушит капусту, картошку с соусом, варит щи и борщи, делает выпечку, запаривает каши. Мне все это нравится и наша семья все это с удовольствием поедает.
Вот такую жизнь прожили наши деды и прадеды! И совсем другая жизнь у нас, их потомков! Это благодаря им мы сейчас не знаем особых трудностей в жизни. Не ведаем войн, не знаем голода и надеемся не будем знать! Мы можем спокойно учиться, выбирать профессии и жить!
Вот, потому мы и не должны забывать своих дедов и прадедов, откуда они родом и, что пережили во имя нас, своих потомков!
Помните и знайте свою родословную все сибирские эстонцы, и не только эстонцы, но и все люди нашей Великой Родины!!




Библиографический список

1. Архипова Е.П., Архипова О.П. Интересные факты из жизни города Омска и Омск. обл.(1716 – 2007г.) - Омск: ООО «Издательский дом ЛЕО»2008. – 920стр., с ил.
2. Земля Омская. История области глазами современников. Издат-во «Арена» 2006г. Россия г. Омск пр. Маркса 20.
3. Тобольск и вся Сибирь. Альманах. - Тобольск: возрождение №7:Омск – 2006г. – 344стр.: с ил.
4. molotok.ru
5. ru.wikipedia.org
Скачать
Другие материалы автора
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.