С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Наталья Лыкова, (на сайте с 21.10.2015 г.)
Был(а) на сайте 1 год назад
Рейтинг: 1.4/9
2 203
просмотра
10
комментариев
6 069
место в рейтинге
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 1858990268.jpg 2021г. Издательство Просвещение. Участник вебинара
2 784447905.png 2020г. ГБОУ ДО ЦРТДЮ Гермес. Диплом победителя онлайн конкурса "Полеты во сне и наяву""
3 589186890.jpg 2020 г. Министерство просвещения РФ ФГБНУ "Институт художественного образования и науки Российской академии образования" Участник Всероссийского конкурса детского рисунка "Тульский кремль-гордость России""
4 1449063622.jpg 2020 г. Министерство просвещения РФ ФГБНУ "Институт художественного образования и науки Российской академии образования" Участник Х всероссийской выставки педагогов-художников "Я вижу мир"
5 1186877746.jpg 2020 г. Благодарность за подготовку участников Открытого конкурса "В ожидании чуда". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино
6 233259160.jpg 2020 г. Министерство просвещения РФ ФГБНУ "Институт художественного образования и науки Российской академии образования" Член международного жюри и исследовательского проекта
7 1541889144.jpg 2020 г. Департамент образования г. Москвы. Лауреат городского конкурса "Нет краше Родины нашей" в номинации изобразительное искусство.
8 1546344056.jpg 2018г. ФГБНУ «Институт художественного образования и культорологии Российской академии образования». Участник диагностического исследования «Выявление особенностей изображения человека и пространственных отношений в рисунке детьми разных возрастных групп»
9 511230145.jpg 2018г. ФГБНУ «Институт художественного образования и культорологии Российской академии образования» участник выставки
10 1506116445.jpg 2018г. Территориальная профсоюзная организация работников образования и науки САО г. Москвы. Лауреат конкурса «Многогранность»
11 1050566731.jpg 2018г. ДОгМ, Главное Управление МЧС России по г. Москве, ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес" Благодарность
12 700870986.jpg 2018г. ГБОУ ДО г. Москвы "ЦДТ "Свиблово". Победитель-лауреат конкурса "Нет краше Родины нашей"
13 1466587110.jpg 2018г. ДОгМ, Главное Управление МЧС России по г. Москве, МГО. Благодарность ВДПО, ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
14 741061922.jpg 2018 г. ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино. Благодарность за подготовку участников конкурса "Я открываю книгу"
15 1638181979.jpg 2018г. Благодарность за активное участие
16 554944811.jpg 2019г. Грамота ГБОУ ДО ЦРТДЮ Гермес
17 1490995039.jpg 2019г. Диплом ГБОУ ДО ЦРТДЮ Гермес
18 1505864204.jpg 2019г. Грамота Правительства Москвы. Департамент образования города Москвы
19 1345760935.jpg 2016 г. Благодарность за прекрасную подготовку участников Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино
20 1251435218.jpg 2016г. Департамент образования г. Москвы. Диплом участника городского конкурса "Нет краше Родины нашей" в номинации изобразительное искусство.
21 1336561965.jpg 2017г. Департамент образования г. Москвы. Диплом победителя Московского городского конкурса "Нет краше Родины нашей" в номинации изобразительное искусство.
22 1405747158.jpg 2017г. Департамент образования г. Москвы. Главное управление МЧС России по г. Москве. Благодарственное письмо за работу в составе жюри открытого смотра-конкурса "Огонь-друг, огонь-враг"
23 1352834769.jpg 2016г. Департамент образования г. Москвы. Благодарность за профессиональную подготовку участников конкурса "Нет краше Родины нашей"
24 579370919.jpg 2016г. Творческое объединение "Детские проекты" г. Волгоград. Диплом за подготовку участников и победителей всероссийского конкурса детского рисунка "Сталинград. За Волгой для нас земли нет"
25 751224502.jpg 2016г. Департамент культуры г. Москвы. Диплом участника фестиваля художественного творчества педагогов г. Москвы.
26 1566071757.jpg 2016г. Департамент образования г. Москвы. Диплом победителя городского конкурса "Нет краше Родины нашей" в номинации изобразительное искусство.
27 795538422.jpg 2015г. Территориальная профсоюзная организация работников образования и науки САО. Диплом победителя окружного фестиваля "Многогранность" в номинации "Живопись. Графика"
28 563022688.jpg 2015г. Всероссийский образовательный медиа-ресурс "Алые паруса". Благодарность за подготовку участников всероссийского конкурса "Зимнее счастье"
29 621768475.jpg 2011г. Северное окружное управление образованием. Диплом участника конкурса "Воспитатель года Москвы - 2011" Номинация "Молодой специалист"
30 1373471337.jpg 2013г. Московский городской комитет профсоюза г. Москвы
31 1285854771.jpg 2013г. Грамота. Департамент образования г. Москвы. Северное окружное управление образования.
32 1367667870.jpg 2013 г. ГБОУ ЦПМ. Сертификат участника номинации "Воспитатель года г. Москвы-2013"
33 1425824847.jpg 2013г. ГБОУ ЦПМ, Сертификат участника конкурса "Педагог года Москвы"
Личные данные
Фамилия Лыкова
Имя Наталья
Отчество Владимировна
Дата рождения 17.6.1976 г.
Пол Женский
Гражданство Россия
Место жительства Москва
Контактный телефон Не указано
Место работы ГБОУ ДО ЦРТДЮ "Гермес"
Юридический адрес ул. Учинская, 10
Образование высшее
Специализация ИЗО
Трудовой стаж 1994 - по настоящее время
Педагогический стаж 2009 - по настоящее время
Учебная нагрузка Не указано
Квалификационная категория первая
Дата присвоения категории 28.03.2018
Дата начала ведения портфолио 2018
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 МГПУ
Год окончания: 2018
Уровень образования: Высшее
418661661.jpg
Изобразительное искусство
магистр
2 МГПИ
Год окончания: 2005
Уровень образования: Высшее
522552672.jpg
Изобразительное искусство
Организатор-методист дошкольного образования по специальности "Педагогика и методика дошкольного образования"
Награды, грамоты учащихся
Файл Описание
1 602039155.jpg Чишику Мбуйи Александра, 10 лет. Лауреат. Конкурс "Крымский вернисаж", 2019. IV Комплексный образовательный проект "Воссоединение Крыма с Россией". ДТДиМ "Севастополец"
2 958613501.jpg Панфилова Диана, 15 лет. Лауреат. Конкурс "Крымский вернисаж", 2019. IV Комплексный образовательный проект "Воссоединение Крыма с Россией". ДТДиМ "Севастополец"
3 998859700.jpg Вангородский Глеб, 7 лет. Дипломант. Городской этнографический фестиваль музыки, танца, изобразительного и декоративно-прикладного творчества "Тимоня", 2019. ДТДиМ "На Стопани"
4 840467085.jpg Бениаминова Анна, 12 лет. 2 место Городского смотра-конкурса детско-юношеского творчества "Огонь-друг, огонь-враг, 2019"
5 1086146179.jpg Мининкова Дарья, 13 лет. I место Городского смотра-конкурса детско-юношеского творчества "Огонь-друг, огонь-враг, 2019"
6 597040889.jpg Ковалёва Александра, 13 лет. Дипломант Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей" ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2019 г.
7 574297149.jpg Ермакова Юлия, 15 лет. Лауреат Московского городского открытого конкурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей" ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2019 г.
8 1341425478.jpg Лобарова Ксения, 12 лет. Лауреат Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино, 2018
9 1295758969.jpg Фурмакова Екатерина, 13 лет. Лауреат Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино, 2018
10 396992277.jpg Щербакова Василиса, 7 лет. Лауреат Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино, 2018
11 1302354122.jpg Юринна Анна, 10 лет. Лауреат Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино, 2016
12 1650767290.jpg Курносова Ульяна, 11 лет. Дипломант Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино, 2016
13 1133567388.jpg Комогорцева Валерия, 6 лет. Дипломант Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино, 2016
14 895970123.jpg Ковалёва Александра, 11 лет. Лауреат Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино, 2016
15 1858023534.jpg Казакова Софья, 6 лет. Лауреат Открытого конкурса "Я открываю книгу". ГБОУ ДО г. Москвы ЦДТ Строгино, 2016
16 665118626.jpg Никулин Никита, 11 лет. Дипломант Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей". ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2017
17 741438819.jpg Горина Оля, 12 лет. Победитель и Лауреат Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей". ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2017
18 752755054.jpg Виговская Катя, 12 лет. Лауреат Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей". ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2017
19 1495099418.jpg Валиулина Зарина, 7 лет. Специальный Приз жюри Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей". ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2017
20 1462529690.jpg Валиулина Зарина, 7 лет. Лауреат и Приз жюри Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей". ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2017
21 702066000.jpg Ботина Кира, 6 лет. Лауреат Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей". ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2017
22 601891449.jpg Байкова Софья, 12 лет. Лауреат Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей". ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2017
23 1526847045.jpg Яковлева Дарья, 6 лет. III место Городского смотра-конкурса детско-юношеского творчества "Огонь-друг, огонь-враг, 2017"
24 1334331691.jpg Козлова Вера, 11 лет. III место Городского смотра-конкурса детско-юношеского творчества "Огонь-друг, огонь-враг, 2017"
25 697480994.jpg Юрина Полина, 10 лет. I место Городского смотра-конкурса детско-юношеского творчества "Огонь-друг, огонь-враг, 2017"
26 1910071006.jpg Юрина Анна, 10 лет. I место Городского смотра-конкурса детско-юношеского творчества "Огонь-друг, огонь-враг, 2017"
27 1185236364.jpg Ковалева Александра, 11 лет. I место Городского смотра-конкурса детско-юношеского творчества "Огонь-друг, огонь-враг, 2017"
28 Не загружен Новосадова Настя, 14 лет. Лауреат I Открытого фестиваля-конкурса мультимедийного и социогуманитарного творчества детей "В объективе современности" в рамках городской конкурсной программы "Новые вершины" ГБПОУ "Воробьевы горы", Московский дворец пионеров, 2016 г.
29 495319588.jpg Багирова Элеонора, 6 лет. Лауреат Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей" ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2016 г.
30 877686305.jpg Романова Алина, 9 лет. Лауреат Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей" ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2016 г.
31 1292367177.jpg Горина Оля, 11 лет.Гран-При Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей" ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2016 г.
32 1739172004.jpg Виговская Катя, 9 лет. Дипломант Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей" ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2016 г.
33 1201492104.jpg Бениаминова Аня, 10 лет. Дипломант Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей" ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2016 г.
34 273168702.jpg Половинкин Феодор, 9 лет. Дипломант Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей" ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2016 г.
35 591559138.jpg Борзенко Олеся, 11 лет. Лауреат Московского городского открытого конурса по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству "Нет краше Родины нашей". ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово, 2016
36 900657453.jpg Валиулина Зарина, 6 лет. Дипломант. IV Открытого всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Зимнее счастье" Всероссийский обазовательный медиа-ресурс "Алые паруса", 2015
37 1065231477.jpg Волынкина Алина, 6 лет. Дипломант. IV Открытого всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Зимнее счастье" Всероссийский обазовательный медиа-ресурс "Алые паруса", 2015
38 1001085139.jpg Багирова Элеонора, 5 лет. Дипломант. IV Открытого всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Зимнее счастье" Всероссийский обазовательный медиа-ресурс "Алые паруса", 2015
39 1278074696.jpg Простова Аня, 10 лет. Лауреат IV Открытого всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Зимнее счастье" Всероссийский обазовательный медиа-ресурс "Алые паруса", 2015
40 1003629195.jpg Демидченко Катя, 9 лет. Гран-При IV Открытого всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Зимнее счастье" Всероссийский обазовательный медиа-ресурс "Алые паруса", 2015
41 1492678483.jpg Козлова Вера, 9 лет. Гран-При IV Открытого всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Зимнее счастье" Всероссийский обазовательный медиа-ресурс "Алые паруса", 2015
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 IV Международная научно-практическая конференция "Музыкальная и художественная культура в образовании: инновационные пути развития"
ФГБНУ "ИХОиК РАО"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Международный
18 29.03.2019... сертификат
2 Методика С.Н. Андрияки преподавания акварельной живописи для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
36 20.12.2019... удостоверение о повышении квалификации
3 Разработка и использование электронного образовательного контента МЭШ
Московский центр технологической модернизации образования Департамента образования г. Москвы
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
18 14.12.2018... удостоверение о повышении квалификации
4 Проектирование и реализация модульных сетевых образовательных программ по уровням образования магистратура и аспирантура с направленностью (профилем)"Педагог- исследователь (методист)"
ГАОУ ВО г. Москвы "Московский городской педагогический университет"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Школьный
72 23 октября 2017... Удостоверение о повышении квалификации
5 Углубленное усвоение профессиональных компетенций в области изобразительного искусства
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы МГПУ
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Школьный
72 2016... Сертификат
6 Использование современных технологий, материалов, оборудования и средств обучения для повышения качества программ в сфере художественного образования
Образовательный форум для специалистов дополнительного образования, внеурочной и культурно-досуговой деятельности
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Школьный
36 2016 Сертификат
7 Изобразительная деятельность дошкольников
ГОУ ВПО "Московский городской педагогический университет" Институт дополнительного образования
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Школьный
72 29.05.2013... Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации
8 Социальное развитие детей дошкольного возраста
ГОУ ВПО "Московский городской педагогический университет" Институт дополнительного образования
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 16.05.2011... Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации
Методическая деятельность (текст)

«Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста на примере изображения пейзажа»

 Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы развития и современного состояния теории цвета и цветовой гармонии в педагогической практике, основные аспекты методов развития чувства цвета у детей 5-6 лет. Искусство пейзажа как средство развития чувства цвета у детей 5-6 лет.
 Ключевые слова: развитие чувства цвета; развитие художественно-творческих способностей; цветовосприятие у детей; пейзажная живопись; цвет; обучение живописи дошкольников.

 Проблемой восприятия и развития чувства цвета занимались ученые и педагоги всех обозримых времен. Значение чувства цвета в развитии детей всегда было важной задачей образования. С точки зрения ученых, педагогов и психологов, развивать творческие способности ребенка необходимо с первой минуты его жизни, а все методы обучения согласовывать с законами природы. Важным этапом развития чувства цвета у человека принято считать дошкольный возраст. Многочисленные исследования ученых подтверждают необходимость проведения целеустремленной педагогической работы по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста. Развитие чувства цвета играет важную роль в сенсорном воспитании детей, в развитии их духовных и моральных качеств, интеллекта. Формируя и развивая у ребенка восприятие бесчисленного множества цветов в природе, мы развиваем память, мышление, воображение, речь. Особенное значение в становлении речи ребенка, по мнению Курочкина Н. А., занимает пейзажная живопись, поскольку речь ребенка – яркий показатель того, как он понял содержание произведения.
 В пособии для родителей и воспитателей И.Я. Герда, выпущенном в 1888 году говорится о не изученности целых периодов раннего детства: «Первое внимание должно быть обращено на развитие внешних чувств, которые играют большую роль в деле умственного развития…. При ежедневном ощущении звука, пламени свечи и т.д. у ребенка новое впечатление прибавляется к предыдущим, вид пламени свечи становится все знакомее и знакомее ребенку и наконец, самый образ пламени остается в памяти ребенка даже тогда, когда свеча унесена».  Без сомнения говоря о внешних чувствах автор имел в виду и развитие чувства цвета
 Немецкий педагог новатор, Фридрих Вильгельм Август Фрёбель советовал применять цвета характерные для предметов, окружающих ребенка и явлений природы, им наблюдаемых. Также, Ф. Фрёбель считал необходимым давать детям свободу выбора цвета в рисунке и выделял три основных требования при работе с цветом: «во-первых, рассматривать цвет самостоятельно, независимо от формы предмета. Цвет следует изображать ради него самого. Во-вторых, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.), затем цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, темный и т.д.) и в конце – отдельные цвета. В-третьих, с красками необходимо знакомить детей постепенно».  [?]. Иначе говоря, автор рекомендует постепенное внедрение понятий предметных и обусловленных цветов в обучающий процесс детей младшего возраста.  Исследования, проведенные нами с дошкольниками, показывают, что детей интересует не столько предметный цвет, сколько разнообразные соединения и соотношения цветов, то есть цвет обусловленный. По нашему мнению, это связано с тем, что дети уже имеют некоторую изобразительную подготовку и находятся в другой социальной среде.
 Швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета, Иоганнес Иттен видит неотъемлемую помощь самой природы в развитии и становлении цветового восприятия у людей. Например, в северных краях, где атмосфера воздуха была сырой и давала мягкие переходы цветовых тонов, художники вынуждены были внимательнее вглядываться в богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей .
По словам И. В. Гете, сопоставление цветных предметов на картине, как и окраска пространства, в котором они находятся, должно происходить согласно целям, которые себе ставит художник. Поэтому знание действия красок на чувство как в отдельности, так и в сочетании имеет важное значение для живописца.
 Иоганнес Иттен, согласно своему опыту и исследованиям называет 5 основных моментов, когда может изменяться цвет:
1. В характере, тоне, когда зелёный цвет может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый опенок;
2. В яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;
3. В насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;
4. В количественном отношении или в распространении цвета. Например, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;
5. В результате возникновения симультанных контрастных воздействий.  [ ?  ]
 В.В. Кандинский считал, что «каждый цвет обладает присущей ему духовно-выразительной ценностью, что позволяет передавать высшие эмоциональные переживания, не прибегая при этом к изображению реальных предметов» . [? ]
Цветовосприятие у ребенка «растет» с его возрастом: для малыша 3 лет цвет предметов не играет значительной роли в рисовании. Для ребенка такого возраста важна яркость и сочность цвета: ярко-красного, ярко-зеленого, а оттенки одного цвета (салатовый, изумрудный, темно-зеленый) малыш не воспринимает. Для него это все один зеленый цвет и чем ярче, тем интереснее. Это подтверждается исследованиями психологов, таких, как Б.И. Хачапуридзе  , В.П. Бражас.  Данные ученые считали, что к 3-4 годам дети способны различать все семь основных цветов и многие их оттенки, но могут возникать затруднения при назывании цвета.  Изучая вопрос формирования представлений о цвете, З.М. Истомина  сделала выводы о том, что с 4-6 лет дети начинают различать оттенки цвета по светлоте, дают более дифференцированные названия цветового тона .
  Когда ребенку исполняется 4-5 лет, у него формируется способность к цветоощущению, так как зрительный анализатор сформирован уже достаточно хорошо. Ребята данной возрастной категории могут различать разнообразные цвета и их оттенки, осознанно использовать цвет в своих работах. Дети в процессе работы часто задают подобные вопросы: “Как можно выделить зелёное дерево на зелёном лугу?» «Белого зайку на снегу?». 
 Интересным фактом является то, что в детстве ребенок не один раз меняет свое предпочтение к цветовой гамме. Большинство детей до 10 лет обожают красные, розовые или желтые цвета.  После 10 лет он уже может полюбить голубой цвет со всеми его оттенками. (Е.А. Аркин выделяет голубой цвет, как наиболее сложный для восприятия детьми 4-8 лет.  ).
 Генетическое природное понимание цвета у ребенка  можно наглядно увидеть в его рисунках, где ребенок в красках показывает  свое отношение к окружающим: доброе, нежное отношение к любимой маме, близким членам семьи, любимым животным  через яркие, теплые цвета, а отрицательных героев рисует  в темных, холодных тонах.
 В настоящее время существует великое множество методик психолого-педагогической диагностики по становлению навыков пейзажного рисунка у детей. Среди них можно выделить такие, как методики М.М. Алексеевой, М. Люшера, В.И. Яшиной, Е.А. Шлыковой и других.
 Российский педагог, психолог В.С. Мухина, занималась изучением особенностей восприятия цвета детьми. Она выделяла понимание колористики ребенком, также, согласно его возрасту. По мнению В. С. Мухиной: «дети 3-4 лет изображают «красивое» яркими, чистыми красками, отдавая преимущество желтому, оранжевому, красному, голубому, зеленому цветам. «Некрасивое» изображается детьми нарочито небрежно и обязательно закрашивается каким-либо темным, немилым цветом». .
 Но, распознавать и определять тончайшие оттенки цветов в отсутствии определенных знаний ребенок не сможет, также в процессе обучения ребенок учится «проводить» взаимосвязь: «цвет-предмет», накапливая знания опытным путем. В начале же, ребенок, рисуя предметы, выбирает из палитры желаемый цвет. Например, может нарисовать желтую свеклу или красного голубя. И только в процессе обучения, запоминает, каких цветов бывает тот или иной предмет.
           Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, вдохновенно и образно воссоздающая красоту природы. Пейзажная живопись вдохновляет на творчество и дарит радость созерцания. Говоря детям о пейзаже, мы говорим о том, что рисуем портрет природы.  Восхищение красотой природы, ее явлениями, сочными красками дарит детям удовольствие и знания об окружающем мире.  Пейзажная живопись ярко отличается от других видов живописи иными измерениями пространства и великим разнообразием фактур, форм и взаимодействия цветов природных объектов.
 Наиболее полным ознакомление с пейзажем возможно с детьми возраста 5-7 лет.  Малыши приобщаются к рисованию природы – рисуя море, солнце, деревья, траву. Это весьма важный и необходимый момент в развитии, так как прорабатывая отдельные элементы пейзажа дети изучают и запоминают  их форму, фактуру, размер и цвет. В процессе обучения дети осознают, что каждый пейзаж имеет свое настроение – он может быть веселым или грустным, холодного или теплого тона. Настроение картины обязательно зависит от выбранной гаммы цветов. Цвет является важным средством выразительности в пейзаже.
 В процессе знакомства с пейзажем ребенку-дошкольнику необходимо изучить гармоничное сочетание основных цветов для дальнейшего использования в своем творчестве. На занятиях при ознакомлении с пейзажем дети учатся процессу смешивания цветов, в игровой форме совместно с педагогом придумывают каждой краске свой характер. Эффективному обучению смешиванию и составлению цветов способствует методическая последовательность работы под руководством учителя, проработка и изучение каждого цвета и предоставление самостоятельной работы ребенка.
 На основании всего вышесказанного и опытной работы, проводимой на занятиях по дополнительному образованию - изобразительное искусство, можно отметить возможность совершенствования уровня восприятия пейзажа детьми с применением оригинальных техник рисования на основе декоративных приемах.  В основу моей практической работы с дошкольниками входят циклы занятий, направленных на повышение уровня умений рисования пейзажа и повышения эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. Для практической работы выбираются отдельные элементы пейзажа: деревья, цветы, сказочный пень на переднем плане и т.д. Так как игра является ведущей деятельностью дошкольника, то в процесс обучения входит игровые методы и приемы, такие как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации (рядом с деревом дети могут нарисовать персонажа из известной сказки).  К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке в каком красивом лесу он живет»; «Научим Петрушку смешивать краски»). Проведение дидактических игр: «Собери пейзаж»; «Времена года»; «Цветные корзинки»; «Чего не хватает в картине?» Образовательный процесс сопровождается музыкальным произведением к теме урока. Дополнительные занятия по изобразительной деятельности проходят с применением современных технологий: мультимедийные презентации, игры-презентации, просматривание видео материалов.
 В заключение, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что эффективное развитие чувства цвета у ребенка в ходе знакомства с пейзажем возможно при соблюдении определенных условий: широкое использование в учебном процессе наглядных пособий и мультимедийных технологий; анализ и отбор методических пособий по изучению изобразительного искусства; применение современных педагогических технологий; систематические природные наблюдения.

Методическая работа (таблица)
Год Тема Место
1 2021 Проектная художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста Издательство Просвещения
2 2020 Методическое сопровождение работы учителя ИЗО: УМК "Природа и художник" Бином. Лаборатория знаний
3 2019 Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов-художников в 2019-2020 учебном году Международный союз педагогов-художников
4 23/02/2017 Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста не примере изображения пейзажа Международная научно-практическая конференция г. Вологоград
5 2017 Благодарственное письмо за работу в составе жюри открытого смотра-конкурса "Огонь-друг, огонь-враг". Департамент образования г. Москвы. Главное управление МЧС России по г. Москве. ГБОУ ДО ЦРТДЮ Гермес
6 2017 Диплом победителя, лауреата, Московского городского конкурса "Нет краше Родины нашей" в номинации изобразительное искусство. Департамент образования г. Москвы. ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово
7 2016 Диплом победителя, лауреата, городского конкурса "Нет краше Родины нашей" в номинации изобразительное искусство. Департамент образования г. Москвы. ГБОУ ДО ЦДТ Свиблово
8 2016 Диплом участника фестиваля художественного творчества педагогов г. Москвы. Департамент культуры г. Москвы. Детская школа искусств "Центр"
9 17.11.2017 Открытое занятие. Саранцева Е. Н. "Они слились, как лед и пламя - Луна и Солнце" Детский Центр Творчества "Клевер"
10 16.11.2017 Проведение открытого занятия. Лыкова Н. В. "Сосновый бор" ГБОУ ДО ЦРТДЮ Гермес
11 18.11.2017 Открытое занятие. Барбашова Н. А. «Иллюстрирование сказки в стихах К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» ГБУ ДО Тимирязевская детская художественная школа
12 10.11.2017 Открытое занятие. Гончарова Н. Н. «Осеннее путешествие в мир цвета» ГБОУ СОШ центр образования Тимирязевский № 1454
13 25.11.2017 Открытое занятие. Фещенко О. С. « Воспоминание о лете. Ирисы» Воскресная школа «Восход», храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово
14 28.11.2017 Открытое занятие. Джалагония И. М. «Живопись. Осеннее ненастье» ГБУ ДО Тимирязевская детская художественная школа
15 19.11.2017 Мастер-классы: «Записная книга своими руками» Милованова М.В.; «Закладка к любимой книге» Ильина Н.С.; «Цифровое производство: обложка книги на станке с ЧПУ» Полянский В.В Сыровежко Н.А.; «Настольный календарь» Бумагопластика, экодизайн Павлова Н.В.;«Герои любимых книг» Бумагопластика Смирнова Г.В. ГБОУ ДО ЦДТ Строгино
16 22.11.2017 Открытое занятие. Куракин В. Н. «Натюрморт. Рисунок. Предметы быта» ГБУ ДО Тимирязевская детская художественная школа
17 26.04.2017 Проведение открытого занятия. Лыкова Н. В. «Солнечный, весенний день» ГБОУ ДО ЦРТДЮ Гермес
18 25.04.2017 Открытое занятие. Токарева Е. Г. "Натюрморт с чучелом зайца и лисы, с цветной драпировкой" ГБУ ДО Тимирязевская детская художественная школа
19 15.04.2017 Открытое занятие. Костина Е. В.«Сказочный цветок» ГБОУ ДО ЦРТДЮ Гермес
20 15.04.2017 Открытое занятие. Гончарова Н. Н.«Весеннее путешествие в мир цвета» ГБОУ СОШ центр образования Тимирязевский № 1454
21 30.03.2017 Открытое занятие. Беляев И. С. «Орнамент как средство украшения» МБОУ СОШ № 9
22 18.04.2017 Открытое занятие. Барбашова Н. А..«Иллюстрирование Уральского сказа П.П. Бажова «Каменный цветок» ГБУ ДО Тимирязевская детская художественная школа
23 04.01.2017 Мастер-класс. Лыкова Н. В. "Праздничная открытка" ГБОУ ДО ЦРТДЮ Гермес
Аттестационный лист
Файл Описание
1 Аттестационный лист - это официальный документ, который содержит различные важные сведения про работника, которые добываются в период прохождения его аттестации.

Комментарии (10)

Начало Сюда 1 2 Последняя

#1 Наталья Владимировна, поздравляю вас с днем рождения и желаю вам здоровья и успехов во всех делах ваших.
Екатерина Морозова, дата: 17.06.2022 в 20:16  
#2 Наталья Владимировна!Поздравляю с днем рождения! Желаю невероятной радости, потрясающего успеха, волшебного вдохновения, искренних улыбок, верных друзей, замечательных любимых! А еще — удачных дней, хороших новостей, огромной силы духа, приятных событий и неиссякаемого оптимизма!
Екатерина Морозова, дата: 17.06.2021 в 8:48  
#3 Наталья Владимировна!Добрый вечер!Приветствую вас на сайте. Удачи в оформлении портфолио.Мой вам + в поддержку. Приглашаю посетить мою страничку. Буду рада отзывам и пожеланиям!
Елена История, дата: 22.08.2017 в 21:11  
#4 Наталья Владимировна, от всей души поздравляю с Днем рождения!!! Мой + в подарок!!!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 17.06.2016 в 21:55  
#5 Наталья Владимировна, с Днём рождения! Добра, гармонии, побольше счастливых и радостных мгновений, искренних друзей, вдохновения и сил.
Валентина Титова, дата: 17.06.2016 в 17:26  
#6 Наталья Владимировна, приветствую Вас на сайте Уч.Портфолио! Удачи и вдохновения в оформлении, радости и приятных впечатлений от общения с новыми интересными людьми. Приглашаю в гости, посмотрите мои странички, блоги о Ялте и Крыме, поучаствуйте в опросе, буду рада Вашему плюсу и комментариям к моему портфолио! Примите мой + в поддержку.
Валентина Титова, дата: 17.06.2016 в 17:25  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ