С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Irina Svertkova, (на сайте с 24.05.2016 г.)
Был(а) на сайте 5 лет назад
Рейтинг: 1/11
2 579
просмотров
14
комментариев
6 508
место в рейтинге
Личные данные
Фамилия Svertkova
Имя Irina
Отчество Aleksandrovna
Дата рождения 11.8.1986 г.
Пол Женский
Гражданство Российское
Место жительства Москва
Контактный телефон 89099104427
Место работы ГБОУДО г. Москвы "ЦРДИЮ "Гермес""
Юридический адрес Г. Москва, ул. Дубнинская 21
Образование Высшее
Специализация дирижирование народным хором
Трудовой стаж 7
Педагогический стаж 7
Учебная нагрузка 18 часов
Квалификационная категория Не указано
Дата присвоения категории Не указано
Дата начала ведения портфолио 2016 г.
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Московский государственный университет культуры и искусств
Год окончания: 2010
Уровень образования: Высшее
916559364.jpg
500982639.jpg
Дирижирование
Художественный руководитель народно-певческого коллектива, хормейстер, преподаватель по специальности дирижирование
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 "Новые подходы к преподаванию музыки в условиях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета с учетом требований ФГОС"
Г. Москва
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 19 марта 2016... Удостоверение о повышении квалификации
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 899539276.JPG Сертификат "Театрализованная деятельность как форма интеграции содержанеия дошкольного образовательного образования в контексте ФГТ". Санкт-Петербург, 14 октября 2012 год. Выдан: Петербургский центр творческой педагогики "Анчиков Мост".
2 1419828682.JPG Сертификат. "Традициии народной культуры в музыкальном воспитании детей" Санкт-Петербург 14 апреля 2013 г. Выдан: Петербургский центр творческой педагогики "Аничков Мост".
3 1241836942.JPG Сертификат участника зочного этапа Московского городского конкурса педагогического мастерства и общдественного признания по номинации "Воспитатель года -2012" Москва, 2012 г. Выдан: ГБОУ МЦ СОУО ДОгМ
4 1084758131.JPG Благодарственное письмо. За высокопрофессиональное проведение и организацию производственной практики ПМ.01... Москва, 2014год. Выдан: Педагогический колледж №13 им. С. Я. Маршака.
5 1297280066.jpg диплом лауреата, специальный приз за "педагогическое мастерство". 4-6 май, 2016 год, Москва. Выдан: Оргкомитет Фестиваля Светлая Седмица.
6 1259598669.jpg благодарственное письмо, за высокий профессионализм... Январь, 2016 год. Г. Казань. Выдан: Фондом поддержки детского творчества "Виктория".
7 1219797925.jpg диплом. За сохранение и развитие традиционной, инструментальной культуры России.. Москва, апрель-май, 2014г. Выдан: ГБУ г. Москвы "Москвоский дом национальностей".
8 1274186479.jpg диплом, за профессионализм. Москва, 2014 год. Выдан: Правительством Москвы, департамент образования города Москвы, Всероссийское музейное объединение музкальной культуры им. М.И.Глинки.
9 436150189.jpg диплом. За высокий уровень профессионализма в работе с детьми и развития национально-духовной творческой культуры. Республика Беларусь, Витебск-Полоск, 6-8 января, 2015г. Выдан: международный фестиваль духовной музыки "Рождественнское созвездие".
10 572551522.jpg диплом, за профессионализм и педагогическое мастерство. Москва, 2015 г.Выдан: Правительством Москвы, департамент образования города Москвы, Всероссийское музейное объединение музкальной культуры им. М.И.Глинки.
11 1175577548.jpg благодарственное письмо. За участие в V Всероссийском фестивале "Песня - жизнь" им. В.В. Гаврлова... Москва, 2015г. Выдан: Московским Институтом Культуры и Искусства, Факультет музыкального Искусства.
12 351546089.jpg Благодарственость. За успешное выступление на концерте "Песни дивные Руси". 2015 год. Выдан: Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Оркомитет городской комплексной целевой программы воспитания молодежи "Поют дети Москвы".
Копии документов
Файл Описание
1 581036220.JPG Диплом лауреата 1 степени. IV открытого фольклорного фестиваля-конкурса "Ярмарка народных традиций" в номинации "Фольклорный ансамбль", возрастная группа 6-9 лет, ансамбль "Радуга". Москва, 20.11.2016г. Выдан: Департаментом культуры города Москвы.
2 Не загружен Лауреат 2 степени. Всероссийский конкурс "Музыкальный Олимп". Возраст группы 10-12 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Москва, 2016 г. Выдан: ГБОУ центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества "Радость".
3 1166383748.jpg Лауреат 1 степени. Международный фестиваль "Рождественская песнь". Возраст группы 12-17 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Москва, январь-февраль 2016 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, международный фестиваль православной музыки в России.
4 1661055104.jpg Гран-при, международный конкурс "Рождественская сказка", смешанная группа. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Казань, 2016 г. Выдан: Фонд поддержки детского творчество "Виктория".
5 1348187301.jpg Лауреат. Городской конкурс "Эстафета искусств". Старшая группа 12-17 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Москва, 2016 г. Выдан: городской методический центр г. Москвы.
6 1457983978.jpg Гран-при, международный конкурс "Звучит Москва". Возраст группы 12-17 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Москва, 7-10 апреля 2016 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, Оргкомитет московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи "Поют Дети Москвы", Оргкомитет ММДЮХФ "Звучит Москва".
7 502687301.jpg Лауреат 2 степени. Окружной конкурс "Северное созвездие". Народный вокал. Солистка Шурухина Ксюша - 9 лет. Москва, 2014 г. Выдан: Департамент образования города Москвы, северное окружное управление образования.
8 695719294.jpg Дипломант. Международный конкурс "Рождественская песнь". Народный вокал. Солистка Селезнева Даша - 8 лет. Москва, 2015 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, международный фестиваль православной музыки в России.
9 781754221.jpg Лауреат 2 степени. Окружной конкурс "Северное созвездие". Народный вокал. Солистка Погорелая Анна - 14 лет. Москва, 2014 г. Выдан: Департамент образования города Москвы, северное окружное управление образования.
10 1030439948.jpg Лауреат 1 степени. Окружной конкурс "Северное созвездие". Народный вокал. Солистка Новак Варвара - 7 лет. Москва, 2014 г. Выдан: Департамент образования города Москвы, северное окружное управление образования.
11 692189991.jpg Лауреат 3 степени. Окружной конкурс "Северное созвездие". Народный вокал. Солистка Новак Варвара - 8 лет. Москва, 2015 г. Выдан: Департамент образования города Москвы, северное окружное управление образования.
12 1294237505.jpg Дипломант. Международный конкурс "Рождественская песнь". Народный вокал. Солистка Шурухина Ксения. Москва, январь-февраль 2015 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, международный фестиваль православной музыки в России.
13 1285129517.jpg Лауреат 3 степени. Международный конкурс "Светлая Седмица". Народный вокал. Солистка Боцевичюте Лиза - 7 лет. Москва 22-25 апреля 2014 г. Выдан: Оргкомитет Фестиваля Светлая Седмица.
14 838971506.jpg Дипломант. Окружной конкурс "Северное созвездие". Народный вокал. Солистка Антипова Варвара 8 лет. Москва 2014 г. Выдан: Департамент образования города Москвы, северное окружное управление образования.
15 559754998.jpg Лауреат 1 степени. Международный конкурс "Светлая Седмица". Народный вокал. Солистка - Акопян Карина - 8 лет. Москва 22 -25 апреля 2014 г. Выдан: Оргкомитет Фестиваля Светлая Седмица.
16 934628906.jpg лауреат 1 степени. Городской конкурс "Волшебная лира". Народный вокал. Солистка Карина Акопян - 8 лет. Москва 2014 г.Выдан: Правительством Москвы, департамент образования города Москвы, Всероссийское музейное объединение музкальной культуры им. М.И.Глинки.
17 1228489145.jpg Лауреат 2 степени. Окружной конкурс "Северное сияние". Народный вокал. Солистка Карина Акопян - 8 лет. Москва 2015 г. Выдан: Департамент образования города Москвы, северное окружное управление образования.
18 1388911663.jpg лауреат 1 степени. Всероссийский конкурс "музыкальная московия". Возраст группы 12-17 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". г. Москва 2014 г. Выдан: Правительство Москвы, департамент культуры города Москвы, департамент образования города Москвы, Московское музыкальное общество.
19 1210365495.jpg Лауреат 1 степени. Международный конкурс "Звучит Москва". Возраст группы 12-17 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Москва 28 апреля-1 мая 2014 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, Оргкомитет московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи "Поют Дети Москвы", Оргкомитет ММДЮХФ "Звучит Москва".
20 1312776956.jpg Лауреат 1 степени. Городской конкурс "Весенние жаворонки". Ансамблевое народное пение. Возраст группы 12-17 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Москва, 2014 г. Выдан: Комитет общественных связей города Москвы ГБУ г. Москвы "Академия (Центр) детского творчества".
21 688976614.jpg Гран-при. Всероссийский конкурс "Музыкальная Московия". Возраст группы 12-18 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Москва, 2015 г. Выдан: Правительство Москвы, департамент культуры города Москвы, департамент образования города Москвы, Московское музыкальное общество.
22 335351982.jpg Лауреат 2 степени. Всероссийский конкурс "Музыкальная Московия". Возраст группы 9-10 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Москва, 2014 г. Выдан: Правительство Москвы, департамент культуры города Москвы, департамент образования города Москвы, Московское музыкальное общество.
23 1318748908.jpg Лауреат 2 степени. Международный конкурс "Звучит Москва". Возраст группы 9-10 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Москва, 28 апреля - 1 мая 2015 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, Оргкомитет московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи "Поют Дети Москвы", Оргкомитет ММДЮХФ "Звучит Москва".
24 1689065796.jpg Лауреат 1 степени. Международный конкурс "Светлая Седмица". Возраст группы 9-10 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Москва, 22-24 апреля 2014 г. Выдан: Оргкомитет Фестиваля Светлая Седмица.
25 593811588.jpg Лауреат 1 степени. Всероссийский конкурс "Музыкальная московия". Возраст группы 9-10 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Москва, 2015 г. Выдан: Правительство Москвы, департамент культуры города Москвы, департамент образования города Москвы, Московское музыкальное общество.
26 991031769.jpg Лауреат 1 степени. Городской конкурс "Волшебная лира". Возраст малого ансамбля 12-17 лет. Фольклрный ансабль "Радуга". Г. Москва, 2015 г. Выдан: Правительством Москвы, департамент образования города Москвы, Всероссийское музейное объединение музкальной культуры им. М.И.Глинки.
27 1346664253.jpg лауреат 1 степени. Международный конкурс "В гостях у сказки". Возраст группы 7-9 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". г. Великий Устюг, 2015 г. Выдан: творческое объединение "Триумф".
28 1914346152.jpg лауреат 1 степени. Всероссийский конкурс "Музыкальная Московия". Возраст группы 8-9 лет. Фольклорнрый ансамбль "Радуга". Г. Москва, 2015 г. Выдан: Правительство Москвы, департамент культуры города Москвы, департамент образования города Москвы, Московское музыкальное общество.
29 689027657.jpg лауреат 2 степени. Международный конкурс "Рождественская песнь". Возраст группы 6-7 лет. Фольклорный ансабль "Радуга". г. Москва 2015 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, международный фестиваль православной музыки в России.
30 758078197.jpg лауреат 1 степени. Международный конкурс "В гостях у сказки". Возраст группы до 8 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Великий Устюг, 2015 г. Выдан: творческое объединение "Триумф".
31 899559350.jpg лауреат 1 степени. Городской конкурс "Родники России". Возраст группы 12-17 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". г. Москва 2014 г. Выдан: Департамент культуры города Москвы, Московский государственный центр детского творчества "Культура и образование".
32 511432125.jpg Гран-при "Рождественская песнь". Возраст группы 9-10 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". г. Москва, январь-февраль 2015 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, международный фестиваль православной музыки в России.
33 1182091211.jpg лауреат1 степени. Международный конкурс "Рождественская песнь". Возраст группы 9-10 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". г. Москва январь-февраль 2014 г. Выдан: Правительство Москвы, Департамент обрзования город Москвы, международный фестиваль православной музыки в России.
34 902853547.jpg лауреат 1 степени. Международный конкурс "Золотая легенда". Возраст группы 9-10 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". Г. Суздаль 2014 г. Выдан: творческое объединение "Триумф".
35 1023974603.jpg лауреат 1 степень. Международный конкурс "Золотая легенда". Смешанная группа 9-10 лет. Фольклорный ансамбль "Радуга". г. Суздаль 2014 г. Выдан: творческое объединение "Триумф".
Методическая деятельность (текст)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа относится к углубленному уровню и имеет художественную направленность.
Образовательная программа фольклорного ансамбля «Радуга» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
            К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами, которые основаны не на русской музыке, а взяты в примитивном виде из западноевропейской музыки. Ребёнка уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.
Современные условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей (особенно городского ребенка в условиях такого крупного мегаполиса как Москва) и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.
Сегодня средствами массовой информации насаждается низкопробная отечественная песенная и чужая праздничная культура (праздники «Хэллоуин», «Святого Валентина», «Патрика» и др.), что негативно отражается на кругозоре подрастающего поколения в области празднично-песенной культуры России. Часто исполняются со сцены образцы народной культуры, без учета той среды, в которой они бытовали ранее (свадебные, вечёрочные, календарные песни и т.д.). Некоторые игры и народные песни, имеющие много куплетов и вариантов, исполнялись в быту в замкнутом кругу или в определенном месте, обряде.
            Но эту ситуацию можно исправить, если первоначальное музыкальное воспитание осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы. Это не догма, не стереотипизация определённых проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен. Исходя из этого, автор хочет создать свою программу развития фольклора в современных условиях.
Педагогическая целесообразность и актуальность программы.
Актуальность данной программы состоит в том, что сценическое воплощение дает возможность сохранять народные традиции, делать обработку того или иного фольклорного материала, учитывая законы сцены. При этом не скатываться до уровня субкультуры, для которой характерна имитация, набор случайных символов и стереотипов, рассчитанных на внешний эффект, что подменяет исконную народную культуру и тем самым ставит под угрозу нравственное здоровье подрастающего поколения.
В связи с изложенным, фольклорный коллектив «Радуга» видится его авторам как центр духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества.
Новизна и отличительные особенности программы.
В настоящее время в системе дополнительного образования реализуется несколько образовательных программ, посвященных изучению русского фольклора: «Веретенца» Е.А. Краснопевцевой; «Терема» Е.В. Нечаевой, А.А. Третьяковой; «Горенки» М.В. Хазовой; «Оберега» Е.Г. Борониной; «Раёк» И.В. Новичковой, Н.И. Кубышиной, «Купаленка» И.И. Осиповой, И.А. Артемовой, И.Д. Красуцкой и Н.И. Сметаниной.
Наиболее близкие по учебной тематике программы: «Купаленка» (фольклор) – авторы И.И. Осипова, И.А. Артемова, И.Д. Красуцкая, Н.И. Сметанина Центра Детского Творчества «Южнопортовый» и программа «Народная культура» - автор И.Ю. Казакова педагога дополнительного образования ЦТДиЮ г. Ивантеевка МО.
Выше перечисленные программы реализуются в условиях сотрудничества с коллективами музеев русского деревенского быта и сказок народов мира, имеют цикличную взаимосвязь с праздниками народного календаря и ориентированы на игровую деятельность и тесную взаимосвязь с занятиями декоративно-прикладного творчества.  Отличительной особенностью данной программы от всех предыдущих является направленность на сценическое воплощение фольклорного материала.
Новизна и оригинальность - сценическое воплощение фольклорного материала на сцене. Обучающиеся смогут не только стать исполнителями народной песни, но и продемонстрировать актерские навыки в качестве народного сказителя, или актера, участвуя в небольших спектаклях, основанных на фольклорном материале.
Цель программы: – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
  • формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
  • обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам.
  • сформировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов.
  • Закрепить знания музыкально-игрового, хороводного, плясового, театрально-игрового репертуара, приуроченного к традиционным праздникам народного календаря.
  • Обучать воспитанников особенностям исполнительства различных стилей народно-певческих областей России;
  • Способствовать более глубокому освоению народно-танцевальных стилей различных областей России;
  • Познакомить детей с историческими особенностями изучаемых районов России, (историей заселения, диалект, быт, промыслы и проч.)
  • Способствовать освоению культуры России через изучение традиционных народных и христианских обрядов.
  • Знакомить с поэтикой и символикой песенных русских фольклорных текстов.
Развивающие:
Совершенствовать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, память, координацию движений, навыки многоголосного исполнительства); в процессе реализации данной программы существует необходимость занятий с концертмейстером в отдельно отведенные в расписании занятий часы без присутствия хормейстера (педагога дополнительного образования). На усмотрения педагога учащиеся разделяются на подгруппы, мини-группы, мини-ансамбли по принципам, необходимым при изучении конкретного репертуара (хоровым партиям, тембру голоса, и др.), репетиции театрализованных постановок, игре на различных музыкальных инструментах.
  •  
  • Продолжать способствовать положительному восприятию более сложных форм музыкального фольклорного материала;
  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • Развивать интерес к разнообразию песенного и танцевального материала различных областей России;
  • Способствовать развитию навыков ансамблевого исполнительства певческих стилей, различных областей России.
Воспитательные:
  • формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов
  • воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • прививать уважительное отношение к взрослым и сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям различных национальных и социальных культур;
  • воспитывать творчески-активную личность
  • научить воспитанника пониманию роли семьи в обществе, своего места в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
  • формировать у детей мировоззрение, используя средства народной педагогики, образы народной культуры.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 2 года.
Общая продолжительность образовательного процесса
1 года обучения составляет 252 часов; репетиционные часы с концертмейстером – 72 ч.
2 года обучения: 504 ч.; репетиционные часы концертмейстера – 144 ч.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика обучающихся, их вокальные и музыкальные навыки и умения.
             Возраст обучающихся: 12 - 18 лет.
                                                    Форма и режим занятий
Форма проведения занятий – групповая.
Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Занятия проводятся 7 часов 3 раза в неделю (2+ 3+ 2 часа).
В процессе реализации данной программы существует необходимость занятий с концертмейстером в отдельно отведенные в расписании занятий часы без присутствия хормейстера (педагога дополнительного образования). На усмотрения педагога учащиеся разделяются на подгруппы, мини-группы, мини-ансамбли по принципам, необходимым при изучении конкретного репертуара (хоровым партиям, тембру голоса, и др.), репетиции театрализованных постановок, игре на различных музыкальных инструментах.
Репетиционные часы концертмейстера – 2 часа в неделю.
Во время занятий предусмотрены 10-15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Количество обучающихся в группах: до 20 человек.
Количество детей при репетиции с концертмейстером от 7 человек.
 
Прогнозируемые результаты программы
К концу первого года обучения воспитанники должны знать:
Обряды земледельческих и календарных праздников (уборка урожая, сенокосные и жатвенные песни, Покров, Зимние Святки (Семик), «Зелёные Святки», Купало (Иванов день), Масленица, Пасха, Егорий, Троица); обряды жизненного цикла (похоронный обряд, ритуальные плачи, русская свадьба: драматургия обряда, чины, свадебные песни); жанры фольклора (игровая, протяжная лирическая, лирическая, частушка, колыбельная, плясовая, хороводная, русская народная инструментальная музыка и т.д.); особенности южнорусской певческой традиции (песенного и танцевального исполнительства, диалектические разновидности, региональные различия, исторические сведения южнорусских регионах России).
исторические особенности южных районов России, (историей заселения, диалект, быт, промыслы и проч.)
Уметь:
Петь мягко, легко, звонко, сглаживать регистры; чисто интонировать мелодию; владеть мягкой и твердой атакой звука; уметь исполнять песни южнорусских  регионов России в «манере» данной области, с использованием местных диалектических особенностей, владеть «огласовкой согласных»; владеть певческим дыханием, фразировкой;  уметь анализировать и понимать символику фольклорных песенных текстов; свободно и непринужденно исполнять песни с движением; ощущать пульсацию песни и вести песню не только с четким ритмом и хороводным движением, но и лирическую с распевами; свободно владеть навыками многоголосного пения; играть и импровизировать на шумовых и духовых музыкальных инструментах (жалейке, кугиклах, свирелях, окаринах, свистульках); двигаться основными шагами народной хореографии: «шаг с каблуком», «три ноги», мягким и жестким шагом, с подскоком, овладеть простыми дробями; танцы (с усложнённой композицией): колена кадрилей.
 
К концу второго года обучения воспитанники должны знать:
Обряды земледельческих и календарных праздников (Сенокосные и жатвенные песни, Покров, Зимние Святки (Семик), «Зелёные Святки», Купало (Иванов день), Масленица, Пасха, Егорий, Троица);   обряды жизненного цикла (похоронный обряд, ритуальные плачи, русская свадьба: драматургия обряда, чины, свадебные песни, рекрутский обряд, завоенные плачи, солдатская лирика, частушки);  разнообразную певческую исполнительскую традицией (мягкая, с высокой второй – северная; яркая, «зычная» - южная); жанры фольклора (повествовательные жанры музыкального фольклора: былина, историческая песня; игровая, протяжная лирическая, лирическая, частушка, колыбельная, плясовая, хороводная, русская народная инструментальная музыка и т.д.); особенности южнорусской, северной певческих и танцевальных традиции, а также иметь представление о различных стилях казачей традиции (терские, донские, уральские, некрасовские, кубанские, волгоградские); исторические особенности северных районов России, (историей заселения, диалект, быт, промыслы и проч.)
Уметь:
Петь мягко, легко, звонко, сглаживать регистры, а также уметь  петь в головном регистре (для женских голосов); чисто интонировать мелодию без сопровождения; владеть мягкой и твердой атакой звука;  уметь исполнять песни северных регионов России в «манере» данной области, с использованием местных диалектических особенностей, владеть «огласовкой согласных»; владеть певческим дыханием, фразировкой; уметь в исполнении раскрывать содержание песни, её душу; свободно и непринужденно исполнять песни с движением; ощущать пульсацию песни и вести песню не только с четким ритмом и хороводным движением, но и лирическую с распевами; свободно владеть навыками многоголосного пения с использование подголосочной полифонии; уметь анализировать и понимать символику фольклорных песенных текстов; играть и импровизировать на шумовых и духовых музыкальных инструментах (жалейке, кугиклах, свирелях, окаринах, свистульках); двигаться основными шагами народной хореографии: «шаг с каблуком», «три ноги», мягким и жестким шагом, с подскоком, овладеть сложными дробями; танцы (с усложнённой композицией): колена кадрилей.
Формы подведения итогов реализации программы
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 1 раз в год в декабре.                                                                     
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
  • соответствие уровня теоретических знаний, обучающихся программным требованиям;
  • свобода восприятия теоретической информации;
  • самостоятельность работы;
  • осмысленность действий;
  • соответствие практической деятельности программным требованиям;
  • уровень творческой активности обучающегося: участие в конкурсах и фестивалях, участие в концертной деятельности коллектива;
  • уровень практических навыков в исполнительстве песенного и танцевального репертуара.
Результатом обучения по программе является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный ДОгМ перечень, не менее 50% учащихся; включение в число победителей и призёров общегородских мероприятий не менее 10% учащихся; переход на углубленный уровень - не менее 25% учащихся программе.
 
 
У Ч Е Б Н О -  Т Е М А Т И Ч Е С К И Й     П Л А Н
1 – Г О       Г О Д А     О Б У Ч Е Н И Я
 
№ раздела Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
  1.  
Вводное занятие 1 1  
  1.  
Беседа о народном творчестве 33 11 22
  1.  
Слушание музыки 10 2 8
  1.  
Развитие музыкального слуха и музыкальных способностей 44 13 31
  1.  
Работа над танцевальными движениями 20 4 16
  1.  
Работа над репертуаром 104 25 79
  1.  
Традиционные народные игры 14 2 12
  1.  
Концертная деятельность 26 - 26
  Итого: 252 58 194
  Репетиционные часы концертмейстера:     72
 
 
С О Д Е Р Ж А Н И Е   П Р О Г Р А М М Ы
1 – Г О   Г О Д А     О Б У Ч Е Н И Я
 
1. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Русский фольклор в жизни человека.
2. Беседа о народном творчестве:
Теория: Народный календарь, народные обычаи и обряды (Запирание весны и встреча лета – Семик и Троица. Кумление, «завивание» берёзки, русалки, Ивана Купала, Петров день. Пост. Постовые традиции. Весенние обряды: встреча весны, встреча птиц (сороки), Пасха, Красная горка, Егорий, зимние Святки, Рождество, колядование, ряжение; обряды жизненного цикла: похоронный обряд, ритуальные плачи, русская свадьба: драматургия обряда, чины, свадебные песни). Быт и уклад жизни. (Зелёная аптека, сбор и сушка лекарственных трав, русское гостеприимство)
Практика: Просмотр видео материалов «Мировая деревня», «Ремесло», этнографических записей. Посещение этнографических музеев.
3. Слушание музыки:
Теория: Беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась.
Практика: Слушание песен в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов и детский фольклорных и академических коллективов; фрагменты из опер русских композиторов, в которых использованы народные мелодии.
4. Развитие музыкального слуха и музыкальных способностей:
Теория: Показ основных вокальных упражнений;
Практика: Добиваться яркого ясного унисона; работа над звукообразованием и строем в песнях, где используются головной и грудной регистры одновременно; добиваться чистого интонирования мелодии в песнях с сопровождением и без него; работа над многоголосным пением, с использованием подголосочной полифонии; выразительная передача характера песни.
5. Работа над танцевальными движениями:
Теория: Показ основных движений у станка (batt. tendu с работой опорной ноги, флики, каблучные движения, маленькие и большие броски); основные казачьи шаги, дроби, женские казачьи движения; белгородская лексика: основные позиции, положения рук и ног, положение головы и корпуса; с казачьей лексикой.
Практика: Отработка танцевальных движений (верёвочка, ключ двойной, «моталочка», вращения, шаги, проходки, прыжки по позициям на месте и с продвижением, простые дробные выстукивания); технически сложных танцевальных движений (сложные дроби, сложные шаги и проходки); исполнения движений и пения одновременно и навыков передачи эмоционально-образного содержания песни.
 
6. Работа над репертуаром:
Теория: Разбор текста песни, уточнение слов, фраз; анализ поэтики и символики фольклорных песенных текстов из репертуара; объяснение художественных и технических задач в произведение;
Практика: Работа над мягким, лёгким, звонким пением; диалектическими особенностями; региональными певческими особенностями; исполнением песен в головном регистре – женские голоса; сглаживанием головных и грудных регистров; единой манерой звукообразования; музыкальными фразами; свободным владением многоголосия с использованием подголосочной полифонии, цепным дыханием; чистой интонацией, дикцией, ритмом в протяжных песнях без сопровождения, дыханием в песнях с использованием танцевальных движений.
7. Традиционные народные игры
Теория:
- объяснение правил игр
Практика: Игры на танцевальные движения и развития фантазии  «Курилка», «Метёлка»; игры на ловкость, силу «Растяпа», «Бояре», «Тесто», «Шишки, жёлуди, орехи», «Беги, беги», «Полено», «Ворон», «Как у дяди Ермолая», «Яша», «Горшки», «Челнок»; поцелуйные игры «Яровая солома», «Подушечка», «Селезень и утка», «Я на бочке сижу», «Полька-бабочка с метлой», «Сидит Яша».
8. Концертная деятельность:
Практика: Участие в фольклорных спектаклях «Осенины», «Зимние Святки», «Ярмарка», «Масленица», в различных культурных мероприятиях, праздниках, в фестивалях, конкурсах.
Репетиционные часы концертмейстера
Практика: Обучение игре на духовых народными музыкальных инструментах (жалейки, свирили, свистульки, рожки, кугиклы, калюки, окарины); на ударных инструментах (билы, пастушья барабанка, коса, шумовые народные инструменты); на струнных народных музыкальных инструментах (балалайка, гусли). Разучивание хоровых песенных партитур, обучение игре на дуделках, свистульках, шумовых русских народных инструментах, работа с фрагментами театрализованных постановок.
 
У Ч Е Б Н О -  Т Е М А Т И Ч Е С К И Й     П Л А Н
2 – Г О       Г О Д А     О Б У Ч Е Н И Я
 
№ раздела Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие 1 1  
1. Беседа о народном творчестве 33 11 22
2. Слушание музыки 10 2 8
3. Развитие музыкального слуха и музыкальных способностей 44 13 31
4. Работа над танцевальными движениями 20 4 16
5. Работа над репертуаром 104 25 79
6. Работа с концертмейстером 72 - 72
7. Традиционные народные игры 14 2 12
8. Концертная деятельность 26 - 26
  Итого: 252 58 194
  Работа концертмейстера:     72
 
С О Д Е Р Ж А Н И Е   П Р О Г Р А М М Ы
2 – Г О   Г О Д А     О Б У Ч Е Н И Я
1. Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности. Русский фольклор в жизни человека.
2. Беседа о народном творчестве:
Теория: Народный календарь, народные обычаи и обряды (Запирание весны и встреча лета – Семик и Троица. Кумление, «завивание» берёзки, русалки, Ивана Купала, Петров день. Пост. Постовые традиции. Весенние обряды: встреча весны, встреча птиц (сороки), Пасха, Красная горка, Егорий, зимние Святки, Рождество, колядование, ряжение; обряды жизненного цикла: похоронный обряд, ритуальные плачи, русская свадьба: драматургия обряда, чины, свадебные песни). Быт и уклад жизни. (Зелёная аптека, сбор и сушка лекарственных трав, русское гостеприимство)
Практика: Просмотр видео материалов «Мировая деревня», «Ремесло», этнографических записей. Посещение этнографических музеев.
3. Слушание музыки:
Теория: Краткая беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась.
Практика: Слушание песен в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов и детский фольклорных и академических коллективов; фрагменты из опер русских композиторов, в которых использованы народные мелодии.
4. Развитие музыкального слуха и музыкальных способностей:
Теория: Показ основных вокальных упражнений;
Практика: Добиваться яркого ясного унисона; работа над звукообразованием и строем в песнях, где используются головной и грудной регистры одновременно; добиваться чистого интонирования мелодии в песнях с сопровождением и без него; работа над многоголосным пением, с использованием подголосочной полифонии; выразительная передача характера песни; добиваться исполнения песенного материала в точной манере данной певческой области России.
5. Работа над танцевальными движениями:
Теория: Показ основных движений у станка  (batt. tendu с работой опорной ноги, флики, каблучные движения, маленькие и большие броски); лексика казаков-некрасовцев: основные позиции, положения рук и ног, положение головы и корпуса, основные казачьи шаги, дроби, женские казачьи движения; белгородская лексика: основные позиции, положения рук и ног, положение головы и корпуса; постановка номеров с лексикой казаков некрасовцев, с казачьей лексикой, с северной лексикой, русской пляски, сложные дроби, показ видео материалов.
Практика: Отработка танцевальных движений (верёвочка, ключ двойной, «моталочка», вращения, шаги, проходки, прыжки по позициям на месте и с продвижением, простые дробные выстукивания); технически сложных танцевальных движений (сложные дроби, сложные шаги и проходки); исполнения движений и пения одновременно и навыков передачи эмоционально-образного содержания песни.
7. Работа над репертуаром:
Теория: Разбор текста песни, уточнение слов, фраз; анализ поэтики и символики фольклорных песенных текстов из репертуара; объяснение художественных и технических задач в произведение;
Практика: Работа над мягким, лёгким, звонким пением; диалектическими особенностями; региональными певческими особенностями; исполнением песен в головном регистре – женские голоса; сглаживанием головных и грудных регистров; единой манерой звукообразования; музыкальными фразами; свободным владением многоголосия с использованием подголосочной полифонии, цепным дыханием; чистой интонацией, дикцией, ритмом в протяжных песнях без сопровождения, дыханием в песнях с использованием танцевальных движений.
7. Традиционные народные игры
Теория: Объяснение правил игр.
Практика: Игры на танцевальные движения и развития фантазии «Курилка», «Метёлка»; игры на ловкость, силу «Растяпа», «Бояре», «Тесто», «Шишки, жёлуди, орехи», «Беги, беги», «Полено», «Ворон»; поцелуйные игры «Яровая солома», «Подушечка», «Селезень и утка», «Я на бочке сижу», «Полька-бабочка с метлой».
8. Концертная деятельность:
Практика: Участие в фольклорных спектаклях «Осенины», «Зимние Святки», «Ярмарка», «Масленица», в различных культурных мероприятиях, праздниках, в фестивалях, конкурсах.
Репетиционные часы концертмейстера:
Практика: Обучение игре на духовых народными музыкальных инструментах (жалейки, свирили, свистульки, рожки, кугиклы, калюки, окарины); на ударных инструментах (билы, пастушья барабанка, коса, шумовые народные инструменты); на струнных народных музыкальных инструментах (балалайка, гусли). Разучивание хоровых песенных партитур, работа с фрагментами театрализованных постановок.
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При реализации программы используются различные методы обучения:
·         словесные – рассказ, объяснение нового материала
·         наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала
·         практические – апробирование новых песен, игр, танцевальных движений, хороводов, изготовление плакатов и афиш к праздникам.
            При этом основным принципом является сочетание на занятиях игровой и учебной деятельности. Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий. Воспитанию любви к народной песни и играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами.
            Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Творческому и заинтересованному развитию обучающихся способствует участие в профильных игровых лагерях и экспедициях, беседы, опросы и запись представителей старшего поколения.
Для реализации данной программы имеются (методические, наглядные, дидактические пособия, раздаточные материалы)
Условия организации образовательного процесса
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления базиса его личностной культуры, способностей, духовного развития.
Поэтому необходимо создать такие условия, которые предоставят возможность детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом. Поэтому наша программа направлена на формирование определённой среды в образовательном учреждении. Занятия рекомендуется проводить в просторном помещении, так как исполнение значительной части народных песен связано с танцем, хороводом, театрализацией.
Кадровое обеспечение:
ü  наличие квалифицированных специалистов по следующим специальностям:
·         педагог по народному вокалу,
·         педагог по хореографии,
·         аккомпаниатора-баяниста не ниже среднего специального образования.
Материально-техническое обеспечение:
ü  Cd-проигрыватель;
ü  шкаф для хранения нот и книг;
ü  музыкальные инструменты (баян, шумовые и духовые народные музыкальные инструменты);
ü  шкаф-витрину для выставки работ народных мастеров;
ü  соответствующий интерьер групповой комнаты;
ü  наличие национальных костюмов;
Требование к помещению для занятий:
ü  кабинет для занятий должен соответствовать СанПиН для данного вида деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ   ДЛЯ    УЧАЩИХСЯ
1.А.Ю. Андреева РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. Путешествие с севера на Юг. Санкт-Петербург «Паритет» 2006 г.
2.А. Астахов ЛАДУШКИ Энциклопедия русского фольклора. Москва «Белый город», 2008 г.
3.С. Лаврова Славянская мифология. Москва «Белый город», 2010 г.
4.Г. Дайн ДЕТСКИЙ НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Хотьково, Сергиев Посад «Весь Сергиев Посад», 2010 г.
5.Г. Дайн СЕРГИЕВ ПОСАД – мастерская игрушки. Живая традиция на рубеже веков: -. Хотьково, Сергиев Посад «Весь Сергиев Посад», 2011 г.
6.Г. Дайн СЕРГИЕВ ПОСАД – столица русской игрушки.  Хотьково, Сергиев Посад «Весь Сергиев Посад», 2011 г.
7.Г. Дайн Тряпичная кукла. Лоскутные мячики.  Хотьково, Сергиев Посад «Весь Сергиев Посад», 2012 г.
8.Е. Берстенева, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная кукла своими руками. Москва «Белый город», 2010 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ   ПРИ   СОСТАВЛЕНИИ   ПРОГРАММЫ
1.                  Е.В. Борисов Образовательная программа дополнительного образования детей «Игра и народная культура». Москва, 2008.
2.                  М. В. Хазова Комплексное изучение музыкального фольклора «Горенка» Москва, 1999.
3.                  Аникин В., Гусев В., Толстой Н. Жизнь человека в русском фольклоре. Москва 1991-1994 Вып. 1-10
4.                  Величкина О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Москва, 1992.
5.                  Картавцева М. Школа русского фольклора. Москва, 1994.
6.                  Науменко Г. Фольклорная азбука. Москва, 1996.
7.                  Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. – Москва, 1992.
  1.  Осипова И.И., Артемова И.А., Красуцкая И.Д., Программа фольклорного ансамбля «Купаленка»
  2. Д.А. Рытов Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – Москва «Владос» 2001.
  3. Л. Куликова Русское народное музыкальное творчество. Программа для ДМШ и ДШИ. – Санкт-Петербург «Союз художников» 2007
11.Фольклор – музыка – театр. – М.: Владос, 1999 г.
12.М.В. Пропп «Русские аграрные праздники» - издательство «Лабиринт-МП» -Москва, 2000г.
13.А.В. Грунтовский «Потехи страшные и смешные» - книга о фольлорном театре. Скоморохах, ряженых и кулачных боях.  «Русская земля» - Санкт-Петербург» - 2002г.
14.В.М. Щуров «Жанры русского музыкального фольклора , » - издательство Москва/музыка -2004 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №1 
Примерный репертуар на 1 год обучения:
Рождество. Вертеп.  Гадания. «Ой, соседка дорогая», «Добрый тебе вечер», «Небо и земля», «В ночном саду», «Появились над вертепом ангелы», «Песня волхвов», «Шли три царя», «Добрый вечер тому», «Ой, не будите» (цыганская).
Масленица. Весенние песни. «А я выяляти чёрна галычка», «А мы масленицу дожидаем», «Как вставала я ранёшенько», «Масленица- кривошейка», «Масленая-счастливая», «Рано-рано куры у нас запели», «Ой, кулики»
Пасха. «По улице по широкой» (христославная), «А идём-бредём» (христославная), «Ты, дороженька» (духовный стих), «Два те ангела» (духовный стих).
Концертные номера. «Кумушки-голубушки» (Белгородская плясовая), «На горе мак» (Белгородская плясовая), «Мать-Россия» (Белгородская историческая), «Как от наших от ворот» (Казачья плясовая), «Курочки запели» (Кубанская лирическая), «Пчёлушка»  (Казачья шуточная), «Кубаночка» (народная), «Ой, Варенька» (Казачья плясовая), «За лесом солнце воссияло» (Казачья протяжная), «По улице мостовой» (Московская кадриль), «Как у наших у ворот» (Московская хороводная), «Улица широкая» (Московская хороводная), «Я пучочики вязала» (Хороводная Некрасовцев), «Как у нас было на святой Руси» (историческая Нижегородская).
Примерный репертуар на 2 год обучения
Дожинки. «Сам Семён-господин» (семёновская), «Слава тебе, Боже» (Смоленская), «А я, молоденька, рожь топчу» (хороводная).
Рождество (христославные песни, гадальные). «Щедрый вечер», «А в Иерусалиме», «Ой, там на горе», «Павочка ходя», «А дай Бог тому, Кому поём».
Вертеп. «Ты мой Бог Иисусе», «Добрый вечер тому», «Радуйтеся все люди», «Небо и земля», «Появились над вертепом ангелы», «Песня волхвов», «Торжествуйте, веселитесь».
Масленица. «Масленица-полизуха», «А мы масленицу дожидаем», «Как вставала я ранёшенько», «Масленая-счастливая».
Пасха. «И шла Мария» (из реп. Рогожской общины), «Время радости настало» (духовный стих), «Ты дороженька» (духовный стих), «Не шум шумит» (христославная), «Два те ангела» (духовный стих).
Концертные номера. «Ой, поля-поля» (Тульская свадебная), «Скажи, моя милая» (Тульская хороводная), «Пошла млада по воду» (Тульская плясовая), «Кострома» (Тульская игровая), «Да мне не спится» (Белгородская лирическая), «Я по жёрдочке шла» (Белгородская плясовая), «Я весёлый взор заметил» (Казачья плясовая), «На печке сижу» (Казачья плясовая), «За лесом солнце воссияло» (Казачья протяжная), «Поднималися туманы» (Воронежская строевая), «По улице мостовой» (Московская кадриль), «Как у наших у ворот» (Московская хороводная), «Как у нас было на святой Руси» (историческая Нижегородская).
 
 

Комментарии (14)

Начало Сюда 1 2 3 Последняя

#1 Irina Aleksandrovna, здравствуйте! С хорошим начинанием вас! Сколько много призеров и победителей среди ваших воспитанников! В этом, несомненно, ваша заслуга! Мой "+"!
Елена Маратовна Онищук, дата: 22.11.2016 в 13:11  
#2 Irina Aleksandrovna, приветствую Вас на сайте!!! От меня + для Вас в подарок!!! Приглашаю на мою страничку, буду очень рада комментариям и взаимной оценке!!!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 16.08.2016 в 16:14  
#3 Irina Aleksandrovna, приветствую Вас на сайте! Неплохое начало! Желаю Вам творческих успехов в формировании своего Портфолио и отправляю плюс в копилку Вашего рейтинга! Буду рада, если заглянете в гости и оставите комментарии в моих блогах!
Юлия Пасынок, дата: 16.08.2016 в 15:36  
#4 Irina Aleksandrovna, здравствуйте. Приветствую Вас на сайте. Желаю удачного заполнения портфолио и плодотворного общения с коллегами . Ставлю + в поддержку рейтинга. Жду в гости на свои страницы!
Марина Лаптева, дата: 16.08.2016 в 13:59  
#5 Irina Aleksandrovna, поздравляю с Днем рождения! Любви, понимания, оптимизма, радости и крепкого здоровья! Желаю Вам творческой, плодотворной работы над созданием портфолио. Примите мой + в поддержку. Заходите в гости, посмотрите мои странички и блоги, поучаствуйте в опросе. Буду рада общению, комментариям и ответному плюсику.
Валентина Титова, дата: 12.08.2016 в 0:04  
#6 Irina Aleksandrovna, С днем рождения поздравляю Вас от всей души! Пусть сегодня вокруг царит атмосфера веселья, все дарят Вам добрые пожелания и слова любви, которые Вы, несомненно, заслужили!
Елена Перепелицина, дата: 11.08.2016 в 23:25  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ