С нами 13960 учителей, 4939 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
1
комментарий
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Наталья Никитенко, (на сайте с 22.01.2013 г.)
Был(а) на сайте 7 месяцев назад
Просмотров: 5204, комментариев: 36, рейтинг: 16.7/28
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 11341.jpeg Благодарность губернатора Амурской области за победу в конкурсе Лучших учителей 2011
2 13763.jpeg Грамота Министерства образования и науки РФ
Результаты педагогической деятельности

Использование современных технологий  в практике обучения и воспитания является обязательным условием  интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. 

 

Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе

Мною используются  различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализации ее природного потенциала,  а также помогают обучающимся четко и грамотно формулировать свои мысли, глубоко разбираться в существе решаемых вопросов. За основу в своей работе я взяла классификацию педагогических технологий Г.К. Селевко.

                                                                               Таблица 4.1

Результаты  использования  современных  образовательных технологий

 

Технология

Уровень использования

Предмет

Результат использования

технологии

Личностно-ориентированное обучение

Методические приёмы. Отдельные компоненты

Все учебные предметы.

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний  и обученности  учащихся, всестороннее развитие личности ребенка.

Проектные методы обучения

Методические приёмы

Русский язык,

окружающий мир,

технология, литературное чтение.

Выход  содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов.

Исследовательские  методы  обучения

Методические приёмы

Окружающий мир,

русский язык.

Формирование и развитие исследовательских навыков  в процессе обучения; деятельность в ШНИО (школьном научном обществе).

Информационно-коммуникационные технологии

Отдельные компоненты

Компоненты технологии используются на всех предметах базового уровня.

Создание и грамотное

оформление  творческих работ.

Обновление дидактического материала, работа в веб-сайтах

Здоровьесберегающие технологии

Отдельные компоненты

Компоненты  технологии используются на всех предметах базового уровня.

Уменьшение пропусков

по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

 

                    Основным результатом использования современных образовательных технологий является  высокий уровень обучения и обученности младших школьников, который в моей педагогической деятельности осуществляется формированием деятельностного подхода через развитие навыков познавательной самостоятельности. Наиболее эффективной в этом направлении для меня стала проектно-исследовательской деятельность.  Я считаю, что для продуктивного обучения не достаточно иметь перед собой  учебник и тетрадь. Сейчас учащиеся начальных классов получают массу информации из различных источников, в том числе из Интернета. Поэтому необходимо разумное распределение и применение получаемой  учащимися  информации. Такой подход я осуществляю  через вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

              Итогом исследовательской работы  является  выступление на научно-практической конференции. Мои ученики являются участниками  заседаний школьного научно-исследовательского общества «Эврика», а затем и участниками  районной научно-практической  конференции с исследовательскими  работами.

             Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной  самостоятельности и активности учащихся, поэтому я учу своих учеников  мыслить и делать самостоятельные выводы. Но главным условием здесь необходимо считать «ситуацию успеха», созданную для развития положительной мотивации к продолжению исследовательской деятельности учащихся.

             Проектная деятельность, основным признаком которой является самостоятельность, стала основной в моей педагогической деятельности. В проектной деятельности я реализую деятельностный подход к обучению.

Таблица  4.2

         Перечень внеурочных мероприятий, открытых учебных занятий,

 проведенных с применением современных образовательных технологий

 

Учебный год

Вид мероприятия

(урок, классный час и др.)

Тема

 

Используемая

технология

 

 

 

 

 

2008-2009

Урок математики

4 класс

 

КТД

 

Урок русского языка

 

Урок русского языка

 

«Умножение двузначного числа

на  двузначное».

«Моя семья - моя радость».

 

«Части речи».

 

«Изменение глаголов по временам».

Информационно-коммуникационная

 

Проектная  технология

 

Проектная  технология

 

Информационно-коммуникационная

 

 

 

 

 2009-2010

Урок математики

3 класс

Русский язык

 

 

Окружающий мир

3 класс

«Решение уравнений».

 

«Обобщение знаний об именах прилагательных  и существительных

«Семейный бюджет».

 

Информационно-коммуникационная

Информационно-коммуникационная

 

Проектная  технология

 

 

 2010-2011

Математика

Проект

 

«Закрепление. Сложение и вычитание»

«У каждого плода свои семена».

Информационно-коммуникационная

Проектная  технология

 

 

            Результатом использования современных образовательных технологий в образовательно-воспитательном процессе стало:

  • повышение качества знаний с 75 % до 100%;
  • улучшилось качество, и повысилась техника чтения учащихся;
  • развитие навыков исследовательской деятельности;
  • повышение качества творческих работ;
  • снижение  уровня тревожности  учащихся на 15%;

                                                                                          Таблица 4.3

Результаты  мониторинга техники чтения

 

 

Учебные годы

2008-2009

2009-2010

2010-2011

 

1 класс

2 класс

3 класс

Норма

25%

-----

-----

Выше нормы

75%

100%

100 %

Ниже нормы

------

----

----

Осознанность чтения

На уровне

На уровне

Высокая

 

 

Рис. 14.

Техника чтения

 Использование информационно – коммуникационных  технологий в процессе обучения предметам

Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий обеспечивает личностное развитие учащихся начальной школы, формирует и развивает его ключевые компетенции по предметам. Для достойного и продуктивного  использования информационно – коммуникационных  технологий я прошла обучение в Амурском областном ИПКиППК  по темам: «Интернет-технологии для учителя – предметника», Intel «Обучение для будущего». Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:

  • качественно готовиться к урокам;
  • своевременно обновлять раздаточный  дидактический материал;
  • составлять календарно-тематическое планирование, тесты;
  • самостоятельно готовить презентации по темам;
  • участвовать в работе информационных сайтов.

С помощью информационных технологий самостоятельно разработала и провела комплекс урочных  и  внеклассных занятий.       

                                                                                         

                               Таблица 4.5.        

Перечень внеурочных мероприятий,

открытых учебных занятий,  проведенных с применением

информационно-коммуникационных технологий

        

 

Учебный год

Вид  мероприятия

Тема

Результат

 

2008-2009

 

 

 

Урок русского языка

«Изменение имён существительных по падежам»

Презентация

Урок русского языка

«Изменение глаголов по временам»

Презентация

2009-2010

Урок математики

«Решение уравнений»

Презентация

КТД

«Русская изба для гостей добра»

Презентация

 

2010-2011

Урок русского языка

«Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных»

Презентация

Проект

«У каждого плода свои семена»

Презентация, брошюра

 

Урок математики

Закрепление. Сложение и вычитание. Устные приёмы.

Презентация

 

 

Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений,

контрольно-измерительных материалов

 

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Создание  кукольного кружка в школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучать  с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в обучение.  В 2008 году я создала авторскую программу кукольного кружка «Улыбка». Программа  кружка    рассчитана на  реализацию  в  начальных  и  средних классах общеобразовательной  школы. Данная программа отличается от раннее созданных  тем, что предназначена для учащихся сельской школы с её материальными и финансовыми  возможностями. Участники кружка могут реализовать свой  творческий  потенциал  в социокультурном  центре, как основном в сельской местности, - это Дом культуры, детский сад, школа. По уровню освоения программа является специализированной, так как формирует и развивает знания, умения и навыки детей в области кукольного искусства. По целевой установке программа является образовательной и на протяжении трёх  лет своей деятельности  даёт свои результаты.

Таблица 4.6

Мероприятия, подготовленные и  проведённые  участниками

кукольного кружка «Улыбка»

Мероприятия

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Кукольные  постановки

4

3

4

Выступления на общешкольных мероприятиях

2

3

3

Выступления в сельском

Доме культуры

2

1

2

Выступления  в  детском  саду

2

2

2

Участие в районных семинарах

1

1

-------

                    К числу важных элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов деятельности в рамках образовательной программы.  Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процессов различны и направлены на определение степени развития творческих способностей и сформированности основных умений, определенных требованиями  данной программы. 

В процессе деятельности кружка я провожу следующие виды контроля знаний, умений и навыков:

- беседы по выявлению отношения детей к занятиям в кружке, степени овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, снятию комплекса некоммуникативности;

- предоставление возможности проявления ребёнка в различных ролях: режиссёра, художника, сценариста, кукловода;

-  участие в школьных, районных конкурсах  по  дополнительному  образованию;

- выступление  перед родителями, учащимися, жителями села.     

 Творческие работы учащихся – проекты, исследовательские работы, дидактическое обеспечение, выполненные ими с помощью информационно-коммуникационных технологий

Владея   технологией проектно- исследовательской деятельности, а также информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), систематически  и в достаточной степени использую их при подготовке к урокам для создания дидактических материалов, во внеклассной работе по предмету и в воспитательной работе для проведения родительского лектория, оформления материалов для классного уголка и проведения воспитательных мероприятий.

В  исследовательской и проектной деятельности мои учащиеся достигли определённых результатов. Работы  были представлены  на школьном, муниципальном,  всероссийском  уровнях.

 

 

Методическая деятельность (текст)

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Но, сложившаяся социально-экономическая ситуация в селе такова,  что более 50% работоспособного населения  остаются без работы и естественно не имеют средств на платное обучение своих детей, которые не всегда имеют возможность поступить на бесплатной основе. Социальный статус родителей говорит сам за себя; из 47 родителей учащихся начальных классов, высшее образование имеют -10 %, среднее специальное 40%   без образования  - 50 %.  И лишь   42  %  родителей имеют постоянную работу.  В такой ситуации становится очевидным, почему родители в социальном заказе выделяют выпускника не только обогащённого багажом знаний, но и умеющего самостоятельно мыслить, уметь рационально работать с системой научных знаний, свободно оперировать приобретёнными знаниями, умениями и навыками. Кроме того, система образования  должна подготовить людей, адаптированных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Для раскрытия личности ребёнка важно найти системообразующий компонент. В качестве такого механизма учёные выделяют познавательную самостоятельность, как составной  компонент который, являясь интегральным показателем развития ребёнка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.

Именно поэтому  для  себя  я определила тему  педагогической системы: «Развитие познавательной самостоятельности  младших школьников средствами инновационной деятельности»

 Наличие методических публикаций, отражающих отдельные элементы методической системы учителя

Созданные  сегодня условия для обучения учащихся позволяют не только интересно и познавательно организовать образовательный  процесс, но и дают учителю возможность показать пример использования всего самого прогрессивного и нового. В своей педагогической деятельности для распространения своего   опыта я активно использую Интернет – ресурсы. Являюсь частым гостем и  активным  участником различных акций и конкурсов на сайте http://zavuch.info, «Сеть творческих учителей», «Педсовет», «ProShola.ru», «Педсовет.su». Знакомясь с работами других педагогов, я стараюсь оставлять  свои отзывы.  Это помогает найти  контакт, поделиться  своим мнением  с коллегами. В последнее время активно размещаю свои работы на личной странице в Интернет - сайте «ProШкола». Участие в работе региональной научно-практической конференции по теме: «Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования» позволило не только познакомиться с  творческими находками учителей области, но и представить свой опыт работы по программе раннего изучения информатики,  автором которой является А.Ф.Ромас.

Таблица  5.1

Публикации в сборниках и веб-сайтах

Учебный год

Название сборника,

 

Название

веб-сайта

Тема

публикации

Подтверждающий

документ

 

 

 

 

 

 

2007-2008

«Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования». Благовещенск, Издательство БГПУ 2008

 

«Информатизация учебного процесса как условие развития учащихся начальных классов»

Брошюра «Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования». Благовещенск, Издательство

БГПУ 2008

 

 

 

 

 

 

 

2008-2009

 

 

 

festival.1september.ru

ИД

 «1 сентября». Фестиваль педагогичес-ких идей «Открытый урок»

 

Разработка урока русского языка в 4 классе «Чудеса в решете, или. Какие они – крылатые выражения?»

 

 

Сертификат

 

 

 

 

Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch.

info

 

Авторская программа кукольного кружка «Улыбка»

 

Сертификат

№  002068

 

 

 

Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch.

info

 

Разработка проекта

«У каждого плода свои семена»

 

Сертификат

№ 002065

 

 

 

 

Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch.

info

Разработка урока окружающего мира «Семейный бюджет»

 

Сертификат 

№ 002067

 

 

 

 

 

Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch.

info

 

 

Разработка проекта

«От улыбки хмурый день светлей»

 

 

Сертификат

№ 002066

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сеть творческих учителей

 

 

Участие  в конкурсе творческих работ «Состоявшиеся в профессии»

 

 

 

 

Федеральная государственная экспертиза учебников 

Участие в экспертизе учебников: М.И.Моро «Математика 2»;

Т.Г.Рамзаева «Русский язык 4»;

А.А.Плешаков

«Окружающий мир 4»

 

Участие в экспертизе учебников.

Эссе «А учит ли современный учебник?».

 

2009-2010

 

Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch.

Info

 

 

Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch.

info

Педагогическая система учителя начальных классов

 

 

 

 

Дидактический материал по

математике для 2-4 класса

Сертификат

№ 008381/2010

 

 

 

 

 

 

 

Сертификат

№ 008380/2010

 

 

 

 

 

Сертификат

№ 194

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё содержание публикаций касается непосредственно составляющих педагогической системы «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами инновационной деятельности».

 Собственная методическая система учителя

         В результате работы над темой педагогической системы  я выделила цель работы.

Цель: создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности.

Достижение поставленной  цели   предусматривает  реализацию следующих  задач.

Задачи:

  • создание теоретической базы для изучения  психофизиологических особенностей ребёнка;
  • создание индивидуальных карт изучения ребёнка;
  • создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
  • введение в практику современных образовательных технологий;
  • разработка и реализация  программы школьного научного общества «Почемучка»;
  • способствовать вовлечению учащихся в систему дополнительного образования;
  • реализация школьной программы «Одарённые дети»;

В соответствии с этапами педагогического процесса  выделяю этапы создания педагогической системы.

Этапы реализации системы:

I этап – диагностический

(август 2007 - февраль 2008 г.)

Задачи этапа:

  • сформировать банк диагностик для определения эмоционально-волевой, мотивационной  и познавательной сфер личности учащихся;
  • провести диагностику на начальном этапе;
  • обработать полученные результаты;
  • составить программу реализации  поставленных задач;
  • определить критерии познавательной самостоятельности;
  • спрогнозировать ожидаемый  результат.

Критерии оценки:

  1. высокая мотивация к обучению;
  2. интеллектуальный уровень учащихся;
  3. владение информационно-коммуникационными навыками;
  4. овладение учащимися навыками работы с дополнительной литературой;
  5. овладение учащимися навыками грамотной  организации своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

Создание теоретической базы для  изучения психофизиологических особенностей учащихся. 

  • создание   индивидуальных  карты  изучения  развития  ребёнка;
  • использование  современных образовательных технологии,  способствующих развитию навыков проектно-исследовательской  деятельности;
  • формирование самостоятельности суждений;
  • свободное владение базисными знаниями в предметных областях;
  • привлечение к сотрудничеству родителей;
  •  реализация   школьной  программы  «Одарённые дети»  позволяющая  выявить и развить  особые  возможности отдельных учащихся;
  • участие   учащихся в системе дополнительного образования;
  • создание    единого  образовательного  пространства  всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).

 

II этапподготовительный

(март 2007  - сентябрь  2008 г).

Задачи этапа:

  1. изучение  научно-методической  литературы по проблеме педагогической системы;
  2. анализ учебного материала (программное обеспечение, учебники);
  3. отбор  учебно-методического комплекта (УМК).

 

III этап – практический

(октябрь 2007 г.- май 2012 г.).

Задачи этапа:

  • обучение учащихся  на основе личностно ориентированного обучения;
  • внедрять и вовлекать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
  • использовать  эффективные формы, методы и средства обучения;
  • провести мониторинг промежуточных результатов достижений учащихся;

Основные  направления реализации системы:

  • разработка и реализация учебных и воспитательных проектов;
  • вовлечение  учащихся в деятельность школьного научного общества «Почемучка»;
  • реализация  авторской программы кукольного кружка «Улыбка»;
  • реализация школьной программы «Одарённые дети»;
  • повышение педагогического мастерства через участие в работе Интернет-сайтов, экспертизы учебников, обучающих семинаров.

 

IV этап – аналитический

(апрель-май 2012 г.)

Задачи этапа:

  • провести анализ достигнутых результатов и успехов учащихся;
  • выработать рекомендации для дальнейшего обучения учащихся;
  • наметить пути совершенствования педагогической системы.

Анализирую полученные результаты педагогической деятельности в соответствии  с критериями познавательной самостоятельности:

  • развитие учебной мотивации;
  • интеллектуальный уровень ребёнка;
  • учебные и внеучебные достижения учащегося;
  • владение информационно-коммуникационными знаниями;
  • овладение учащимися навыка работы с дополнительной литературой;
  • навык грамотной организации учебной деятельности;

Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по развитию познавательной самостоятельности средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:

  • высокой мотивации учащихся,  огромного желания и терпения  родителей, квалифицированном руководстве педагога;
  • грамотного использования  диагностического инструментария;
  • развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
  • системного применения самостоятельных заданий на уроках;
  • отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
  • мониторинг  качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;

Выявлены  проблемы:

  • несоответствие требований учителя и родителей;
  • отсутствие  правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
  • слабая материальная обеспеченность семей;
  • недостаточная  заинтересованность  родителей к  успешному обучению учащихся.

                                                                                                                     

Показатель 5.3 Систематическая работа по распространению              собственного педагогического опыта

В рамках деятельности методического объединения и педагогических семинаров постоянно обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт.  Являясь  внештатным методистом, провожу  консультации для учителей и  студентов, проходящих  практику.                                                           

 

 

Таблица 5.2

Распространение  опыта  на  муниципальном  уровне

 

Год

Название семинара, конференции, совещания, мастер - класса

Тематика  выступления, направление деятельности

Подтверждающий документ

2007 г.

 

«Система самоуправления

 в классе»

 

2007 г.

 

«Исследовательская деятельность в рамках кукольного кружка «Улыбка»

 

 

2007 г.

 

«Особенности проведения занятий в кукольном  кружке»

 

2007 г.

 

«Интеграция проектной деятельности в урочное и внеурочное время»

 

2007 г.

 

«Исследовательская деятельность в начальной школе»

 

2007 г.

 

«Особенности адаптации учащихся 1 класса»

 

2008 г.

 

«Система самоуправления в школе»

 

2008 г.

 

«Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами инновационной деятельности».

 

2009 г.

 

Помощь в подготовке и сопровождение участницы конкурса

 

2009 г.

 

«Проектная деятельность на уроках русского языка»

 

2009 г.

 

 «Развитие навыков правильного, беглого и осознанного чтения средствами учебно-методического комплекса «Школа России».

 

2010г.

 

Использование ИКТ в урочной и во внеклассной деятельности в начальной школе.

 

2010 г.

 

«Исследовательская деятельность как средство совместной развивающей деятельности учащихся и педагогов»

 

 

Обобщение и распространение опыта  на  региональном уровне

         Деятельность учителя в «автономном режиме» продуктивной быть не может.  Учитель, я считаю,   просто обязан  развиваться,  взаимодействуя с педагогической общественностью. Созданные в нашей области условия способствуют такому общению. Сформированная  система  проведения курсов, семинаров, заочных  и очных конкурсов оказывает содействие  в обобщении и распространении педагогического опыта.  Являясь сторонницей формирования  позитивного и  продуктивного участия   учителя  в системе обобщения и распространения педагогического опыта, я участвую в деятельности  областных профильных смен, проводимых на территории нашего района, региональной научно-практической конференции, провожу  открытые уроки в рамках районных и областных семинаров.    

Таблица 5.3

Обобщение и распространение  опыта  на  региональном уровне

 

 

Дата

Название семинара, конференции, совещания, мастер-класса

Тематика

 выступления

 

Подтверждающий

документ

 

 

 

2007 г.

 

Обучение на курсах по программе «Интернет-технологии для учителя-предметника»

 

 

Защита проектной работы

«Русский быт».

 

2007 г.

 

Областная профильная смена «Вместе весело шагать»

 

Мастер-класс

 «Народные игры».

 

 

 

 

Областная акция «Тимуровское движение»

Подборка материала

 

2008 г.

Региональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования»

«Информатизация учебного процесса

как условие развития учащихся начальных классов»

Брошюра «Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования». Благовещенск, Издательство

БГПУ 2008

2009 г.

Областная профильная смена «Вместе весело шагать»

Мастер – класс «Куклы-люди, люди-куклы»

 

                             Обобщение и распространение опыта

                                    на федеральном уровне

         Развитие учителя как высококвалифицированного педагога считаю невозможным без взаимодействия с педагогами на более высоком уровне, поэтому большое внимание уделяю участию в работе педагогических семинаров, обмену опытом и мнениями на  веб-сайтах.

                                                                                    

Таблица 5.4

Обобщение и распространение опыта на федеральном уровне

 

Учебный год

Место презентации

Форма обобщения

Подтверждающий документ

2007-2008

----------

--------

 

 

2008-2009

ИД «1 сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 

 

 

 

Всероссийское электронное издание Завуч.инфо zavuch.info

 

Разработка урока русского языка в 4 классе «Чудеса в решете, или какие они – крылатые выражения?»

 

 

Авторская программа кукольного кружка «Улыбка»

 

<
Работа в качестве классного руководителя

В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Проблема социализации личности школьника вызвана необходимостью соотношения процессов воспитания и социализации.

Актуальность создания воспитательной системы класса как основы социализации личности младшего школьника определена в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, разработанного с учетом направлений модернизации общего образования, одно из которых «формирование способности к успешной социализации в обществе», в виде следующих требований:

  • достижение выпускниками уровня социальной и функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям;
  • подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Для  приобретения учащимися начальных классов позитивного

социального опыта я планомерно формирую  условия, которые позволяют развивать и применять полученные навыки социализации. К таким условиям я отношу:

  • создание воспитательной системы участниками микросоциума (педагогами, учащимися, родителями) как основы социализации;
  • создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;
  • активное участие учащихся в самоуправлении класса и школы;
  • участие в социально значимой  деятельности;
  • участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды;
  • взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения проблем местного социума.

Создание воспитательной системы участниками

                            микросоциума  как основы социализации

            Созданная  мною воспитательная система класса позволила объединить  всех участников образовательно-воспитательного процесса для решения общей  цели: создание педагогических и социально- психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

 

Модель воспитательной системы класса              

 

            Основными направлениями воспитательной системы, деятельности по приобретению позитивного социального  опыта  учащихся является:

–         воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

–  воспитание нравственных чувств и этического сознания;

–  воспитание  трудолюбия,    творческого   отношения к учению, труду, жизни;

–  формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

            В соответствии с указанными  направлениями я определила основные критерии формирования жизнеспособной личности младшего школьника:

Показателем достижения цели и задач воспитательной системы класса является положительная динамика в развитии познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности, формировании системы отношения к миру и себе.

Динамика развития познавательной, коммуникативной, мотивационной

 сфер личности ребёнка, формирования системы отношений к миру и себе

 

            Динамика в развитии познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности и системы отношения к миру и себе свидетельствует об эффективности воспитательной системы класса, способствует социализации личности младшего школьника.

Благоприятный психологический климат

(атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности)

На протяжении всей педагогической деятельности  я являюсь классным руководителем . Цель воспитательной работы - создание условий для обеспечения оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.

Работая с детским коллективом, для меня важно знать, как относятся ребята друг к другу, какой видят они атмосферу в классе. Поэтому важным условием эффективности воспитательной работы является формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе. В моей  работе это достигается деятельностью по следующим направлениям:

  • изучение состояния психологического климата;
  • четкая организация учебного распорядка в классе;
  •  развитие и функционирование детского самоуправления;
  • высокая педагогическая квалификация педагогического коллектива, в том числе классного руководителя.

    В коллективе создан благоприятный психологический климат, царит

атмосфера взаимопомощи, товарищества и толерантности. Методологической основой воспитательной деятельности является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.

  В течение  2007-2011 уч. года мною было проведено социометрическое исследование  с целью изучения психологического климата в ученическом коллективе. Анализ диагностики показывает, что максимальный индекс эмоционального благополучия составляет 60%, это высокий уровень, который свидетельствуют  о благоприятной  атмосфере в коллективе.  В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

Результаты опроса родителей  и педагогов  свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в детском коллективе.

 

Результаты опроса родителей

                                       

Из диаграммы видно, что большинство родителей считают отношения учителя с учащимися доброжелательными. 100% родителей считают, что учитель создаёт положительные условия для развития  благоприятного психологического климата.

Активное участие учащихся

в самоуправлении класса, школы

 

Реализация   концепции воспитательной системы достигается через развитие детского самоуправления. Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Развитие навыков самоуправления в классе я осуществляю через развитие системы смены постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов. Для начала в классе  были  распределены обязанности и определены общие задачи:

  1. Научиться принимать решения.
  2. Создать благоприятный  микроклимат в классе.
  3. Развивать  коммуникабельность.
  4. Организация и участие в творческих делах  класса и школы.
  5. Приобщение  к здоровому образу жизни.

Рис.12

Схема ученического самоуправления

 

Практическая деятельность учащегося в составе одного из 5 секторов способствует становлению одной из ведущих ключевых компетентностей – социальной.  Потому что  социальная компетентность – это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли. Проявлением самоуправления  в классе является деятельностный подход к структуре  органов самоуправления.

Для развития социальной  компетентности учащихся  я  планирую и провожу следующие традиционные мероприятия:

  1. Кл. час «Дружить, надо учиться».
  2. Кл. час «Права и обязанности учащихся».
  3. День самоуправления (общешкольное мероприятие).
  4. Кл. час «Все работы хороши….».
  5. Кл. час «Дом,  в котором я живу».
  6. Проект «Молодое  поколение  выбирает».

 Главным показателем системы самоуправления в классе, является то, что ребята учатся не просто принимать информацию от учителя, а сами приносят её в свой класс,   у них есть возможность обдумать и обсудить  её.

На  момент окончания 4 класса учащимися  достигнуты следующие результаты:

 

 

     Таблица 3.1

Результаты  в  системе  классного  самоуправления

        

Поручение

Результаты

 

Староста

Организация экскурсии  на пекарню, метеостанцию.

Работа в школьном органе самоуправления БУСе.

Ответственный

за классную  библиотеку

Отремонтировано 22 детских книжки,  пополнена классная библиотека  детскими журналами  в  кол-ве  12 шт., собрано 18  книг для детского сада.

Ответственный

за дежурство  по классу

Хорошо  налажено  дежурство   по классу.   Хорошо  поставлена организация  трудовых дел (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);

Ответственный

за содержание классной игротеки

В хорошем и отличном состоянии  7  наборов игр, оформление и ремонт  игрового поля.

 

Цветовод

Озеленение класса,  ремонт и  эстетическое оформление кашпо.

 

Учащиеся  активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях, принимают участие в работе органов школьного ученического самоуправления, главным органом которого в школе является БУС (Большой Ученический Совет). Присутствуя на заседаниях БУСа, ребята  прислушиваются  к  мнению старших  ребят, узнают о планах на месяц или четверть.

Деятельность по формированию и развитию самоуправления в классе сопровождается  диагностическими исследованиями. Одной из постоянных методик изучения коллектива является изучение уровня воспитанности учащихся. Для этого использую авторскую концепцию М.И.Шиловой  ,  которая  подразумевает наблюдение за учащимися по следующим критериям: отношение к обществу, к труду, к людям, к себе. Итоговая оценка складывается из оценок учителя, родителей,  самого ученика.

Таблица 3.2

Уровень воспитанности учащихся

Уровень воспитанности учащихся

2008 - 2009

2009 – 2010

2010-2011

Высокий

50%

75%

75%

Средний

50%

25%

25%

Низкий

------

------

----

Диаграмма даёт представление об уровне воспитанности учащихся за три года.. Данные предоставлены по результатам наблюдения родителей, и учителей, которые вели уроки в этих классах, а так же самих учащихся.

                                                                                       

Наблюдение и изучение  коллектива   показало, что основными чертами учащихся класса являются: инициативность, взаимоподдержка, толерантность, творческие начинания.

В классе каждую четверть происходит смена поручений. Класс активно участвует во всех школьных мероприятиях. Имеет призовые места в школьных викторинах, спортивных мероприятиях, конкурсе "Самый лучший класс".

С социально неблагополучными семьями веду  регулярную работу, которая заключается в индивидуальных беседах и консультациях по профилактике правонарушений, встречах с родителями. Поэтому учеников, стоящих на учёте в КДН (комиссия по делам несовершеннолетних),  в моих классах  нет.

                                                                                                Таблица 3.3

Учебные годы

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Количество  учащихся

стоящих на учёте

нет

нет

нет

 

                    Участие учащихся в социально направленной деятельности

 

Проведение традиционных мероприятий помогает мне, как классному руководителю создать образовательную общность, объединяющую детей и взрослых, пробуждает интерес друг к другу, раскрепощает участников, помогает родителям вспомнить детство и лучше понять своего ребенка, повышает уровень коммуникативной культуры участников, способствует их духовному единению.

Уже стали традиционными такие мероприятия как:

  •  Праздник «Первого звонка»;
  • «Папа, мама, я - читающая семья»;
  • «Весёлые старты»;
  • «Малая Зарничка»;
  •  Походы;
  •  Шефская помощь пожилым людям;
  •  Шефство над дошкольниками;

Диагностика уровня социализации личности младшего школьника

проходила по следующим методикам.

Инструментарий диагностики уровня социализации младших школьников

                                                                                                               Таблица 3.4                                 

Критерии

Показатели

Методики

Формирование системы отношение к миру и себе

1. Состояние эмоционально-психологических отношений коллектива класса.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива.

3. Сформированность основных    качеств личности.

4. Социальная активность учащихся.

 

Диагностика «Фотография класса».

Социометрия.

 

Развитие познавательной сферы

1. Освоение образовательной программы.

2. Развитие познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска.

4. Стремление к творчеству.

Анализ текущей и итоговой успеваемости.

Диагностическая методика «Моё учение».

Диагностика «Номинация».

Развитие коммуникативной сферы

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

«Я  в глазах других» (анализ портфолио).

Педагогические наблюдения.

Развитие мотивационной сферы

1. Наличие и характер учебной мотивации.

2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)

Анкетирование.

Рисуночный тест.

 

 

Изучение развития личности учащихся позволяет говорить о  достаточно высоком  уровне мотивации. Рассматривая результаты дальнейшего обучения, пришла к выводу, что у большинства выпускников сформировались  такие качества социализации как:

  • получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • получение  опыта самостоятельного общественного действия;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.

Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Приобретенные качества  выпускники начальной школы успешно реализуют через участие в работе профильных смен районного и областного уровней, профильных смен во Всероссийском детском лагере «Океан». На примере выпускников 2008 года можно увидеть результат поступления учащихся.  Все 10 выпускников поступили в учебные заведения области                                                                                                  

                       Таблица 3.5

 

Учебное заведение

Количество учащихся

Продолжают обучение

Работают по  профессии

Медицинская академия

1

1

 

Медицинский  колледж 

2

2

 

Педагогический колледж

2

2

 

Политехнический колледж

2

 

2

Белогорское  профтехучилище

1

 

1

ДальГАУ

2

2

 

 

Активное участие учащихся в решении

проблем местного социума

(факты участия класса в соответствующих мероприятиях)

 

Взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами заключается в участии детей в мероприятиях, направленных на решение проблем местного социума. Участвуя в такой деятельности, дети  приобретают  опыт использования полученных ранее умений и навыков.

 

                                                                                 Таблица 3.6

Направления деятельности и перечень мероприятий,

направленных на благоустройство территории, помощь пожилым людям

 

 

Формы участия

  1.  

 

 

Здоровьесберегающее направление:

 

1. День здоровья.

2. «Зарничка».

3.  «Весёлые  старты».

4. Походы, экскурсии.

5. Медицинские осмотры

6. Организация летнего отдыха

 

  1.  

 

 

Патриотическое направление:

1.      Вахта Памяти.

2. Пополнение экспонатами школьной музейной комнаты.

3. Благоустройство территории памятника погибшим воинам-землякам.

4. Знакомство с историей родного села Саскаль.

  1.  

 

 

Экологическое направление:

 

1. Акция «Школьный двор».

2. Акция «Чистый ручей».

3. Посадка деревьев в школьном дворе.

  1.  

 

 

Шефская деятельность:

 

1. Акция «Книжкина больница».

2. Участие  в  шефской деятельности  над дошкольниками.

 

 

В каникулярное время я задействована в организации и проведении летнего отдыха учащихся.  

Результатом деятельности является то, что  учащиеся  моих классов отличаются организованностью, воспитанностью, успешной учебой, активным участием в школьных мероприятиях. Познавательный потенциал развивается  в среднем и старшем звене.

                                                                                             

                   

Учебные материалы
Скриншот Учебный материал
Нет данных
Мультимедиа
Мультимедиа
Нет данных
Мультимедиа
Мультимедиа
Нет данных
Личные данные
Фамилия Никитенко
Имя Наталья
Отчество Александровна
Дата рождения 10.4.1966 г.
Пол Мужской
Гражданство Россия
Место жительства село Саскаль
Контактный телефон Не указано
Место работы МБОУ "Саскалинская СОШ"
Юридический адрес Школьная
Образование среднее специальное
Специализация учитель начальных классов
Трудовой стаж 32
Педагогический стаж 32
Учебная нагрузка 21
Квалификационная категория высшая
Дата присвоения категории 2014
Дата начала ведения портфолио 2012

Комментарии

Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 Последняя

#1 Наталья Александровна, с днем рождения! Удачи, счастья, творческих успехов! Всего самого наилучшего!
Наталья Трачук, дата: 10.04.2016 в 23:38  
#2 Наталья Александровна, поздравляю с днем рождения! Кроме стандартных пожеланий — счастья, здоровья и всего наилучшего — я желаю, чтобы сбывались все мечты, чтобы каждый день приносил много приятных неожиданностей, чтобы Вас окружали только добрые и нужные люди. А еще везения. Везения во всём и всегда. И чтобы каждое начатое дело!
Марина Куприянович, дата: 10.04.2016 в 21:34  
#3 Наталья Александровна, здравствуйте! Под звон весенней радостной капели, под пение птиц, вернувшихся домой, в чудесном, опьяняющем апреле, мы отмечаем День рожденья Ваш! Желаю много счастья и везения! Любви, конечно, радости, побед! Всегда приподнятого настроения! И беззаботной жизни много лет! Примите от меня + в подарок.
Гульнара Айтуганова, дата: 10.04.2016 в 17:11  
#4 Наталья Александровна, пусть минуты все будут счастливыми, нежных слов и улыбок полны, Жизнь эмоции дарит красивые, и пленит аромат новизны! Комплиментов, цветов, восхищения, исполнения мечты, новых встреч, В каждом дне находить вдохновение И тепло в своем сердце беречь! С днём рождения!
Елена Шахурова, дата: 10.04.2016 в 16:24  
#5 Наталья Александровна, поздравляю с Днем рождения! Желаю радости, успеха, Здоровья крепкого вагон, Событий ярких, интересных, Друзей, проверенных в делах, Эмоций светлых и чудесных. И волшебства не только в снах!
Екатерина Купцова, дата: 10.04.2016 в 14:04  
#6 Наталья Александровна, поздравляю с Днем рождения! Долгих лет и крепкого здоровья, Молодости, силы, красоты! Пусть всегда - не только в день рожденья - Исполняются заветные мечты. Примите мой "+" в поддержку рейтинга. Заходите в гости. Буду рада Вашим комментариям и оценке моего портфолио.
Айгуль Шарипова, дата: 10.04.2016 в 13:45  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы