мой комментарий 0
блогов 0
сообществ 0
учебных материалов 0
статей 0
мастер-классов 0
экскурсий 0
дискуссий 0
новостей
8 315
просмотров
|
37
комментариев
|
901
место в рейтинге
|
![]() |
№ | Файл | Описание |
1 | 11341.jpeg | Благодарность губернатора Амурской области за победу в конкурсе Лучших учителей 2011 |
2 | 13763.jpeg | Грамота Министерства образования и науки РФ |
Использование современных технологий в практике обучения и воспитания является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе
Мною используются различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализации ее природного потенциала, а также помогают обучающимся четко и грамотно формулировать свои мысли, глубоко разбираться в существе решаемых вопросов. За основу в своей работе я взяла классификацию педагогических технологий Г.К. Селевко.
Таблица 4.1
Результаты использования современных образовательных технологий
Технология |
Уровень использования |
Предмет |
Результат использования технологии |
Личностно-ориентированное обучение |
Методические приёмы. Отдельные компоненты |
Все учебные предметы. |
Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности учащихся, всестороннее развитие личности ребенка. |
Проектные методы обучения |
Методические приёмы |
Русский язык, окружающий мир, технология, литературное чтение. |
Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов. |
Исследовательские методы обучения |
Методические приёмы |
Окружающий мир, русский язык. |
Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; деятельность в ШНИО (школьном научном обществе). |
Информационно-коммуникационные технологии |
Отдельные компоненты |
Компоненты технологии используются на всех предметах базового уровня. |
Создание и грамотное оформление творческих работ. Обновление дидактического материала, работа в веб-сайтах |
Здоровьесберегающие технологии |
Отдельные компоненты |
Компоненты технологии используются на всех предметах базового уровня. |
Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Основным результатом использования современных образовательных технологий является высокий уровень обучения и обученности младших школьников, который в моей педагогической деятельности осуществляется формированием деятельностного подхода через развитие навыков познавательной самостоятельности. Наиболее эффективной в этом направлении для меня стала проектно-исследовательской деятельность. Я считаю, что для продуктивного обучения не достаточно иметь перед собой учебник и тетрадь. Сейчас учащиеся начальных классов получают массу информации из различных источников, в том числе из Интернета. Поэтому необходимо разумное распределение и применение получаемой учащимися информации. Такой подход я осуществляю через вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Итогом исследовательской работы является выступление на научно-практической конференции. Мои ученики являются участниками заседаний школьного научно-исследовательского общества «Эврика», а затем и участниками районной научно-практической конференции с исследовательскими работами.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной самостоятельности и активности учащихся, поэтому я учу своих учеников мыслить и делать самостоятельные выводы. Но главным условием здесь необходимо считать «ситуацию успеха», созданную для развития положительной мотивации к продолжению исследовательской деятельности учащихся.
Проектная деятельность, основным признаком которой является самостоятельность, стала основной в моей педагогической деятельности. В проектной деятельности я реализую деятельностный подход к обучению.
Таблица 4.2
Перечень внеурочных мероприятий, открытых учебных занятий,
проведенных с применением современных образовательных технологий
Учебный год |
Вид мероприятия (урок, классный час и др.) |
Тема
|
Используемая технология |
2008-2009 |
Урок математики 4 класс
КТД
Урок русского языка
Урок русского языка
|
«Умножение двузначного числа на двузначное». «Моя семья - моя радость».
«Части речи».
«Изменение глаголов по временам». |
Информационно-коммуникационная
Проектная технология
Проектная технология
Информационно-коммуникационная
|
2009-2010 |
Урок математики 3 класс Русский язык
Окружающий мир 3 класс |
«Решение уравнений».
«Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных «Семейный бюджет».
|
Информационно-коммуникационная Информационно-коммуникационная
Проектная технология
|
2010-2011 |
Математика Проект
|
«Закрепление. Сложение и вычитание» «У каждого плода свои семена». |
Информационно-коммуникационная Проектная технология
|
Результатом использования современных образовательных технологий в образовательно-воспитательном процессе стало:
- повышение качества знаний с 75 % до 100%;
- улучшилось качество, и повысилась техника чтения учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- повышение качества творческих работ;
- снижение уровня тревожности учащихся на 15%;
Таблица 4.3
Результаты мониторинга техники чтения
Учебные годы |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Норма |
25% |
----- |
----- |
Выше нормы |
75% |
100% |
100 % |
Ниже нормы |
------ |
---- |
---- |
Осознанность чтения |
На уровне |
На уровне |
Высокая |
Рис. 14.
Техника чтения
Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения предметам
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий обеспечивает личностное развитие учащихся начальной школы, формирует и развивает его ключевые компетенции по предметам. Для достойного и продуктивного использования информационно – коммуникационных технологий я прошла обучение в Амурском областном ИПКиППК по темам: «Интернет-технологии для учителя – предметника», Intel «Обучение для будущего». Я владею навыками работы на персональном компьютере, что позволяет:
- качественно готовиться к урокам;
- своевременно обновлять раздаточный дидактический материал;
- составлять календарно-тематическое планирование, тесты;
- самостоятельно готовить презентации по темам;
- участвовать в работе информационных сайтов.
С помощью информационных технологий самостоятельно разработала и провела комплекс урочных и внеклассных занятий.
Таблица 4.5.
Перечень внеурочных мероприятий,
открытых учебных занятий, проведенных с применением
информационно-коммуникационных технологий
Учебный год |
Вид мероприятия |
Тема |
Результат |
2008-2009 |
|
|
|
Урок русского языка |
«Изменение имён существительных по падежам» |
Презентация |
|
Урок русского языка |
«Изменение глаголов по временам» |
Презентация |
|
2009-2010 |
Урок математики |
«Решение уравнений» |
Презентация |
КТД |
«Русская изба для гостей добра» |
Презентация |
|
2010-2011 |
Урок русского языка |
«Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных» |
Презентация |
Проект |
«У каждого плода свои семена» |
Презентация, брошюра |
|
|
Урок математики |
Закрепление. Сложение и вычитание. Устные приёмы. |
Презентация |
Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений,
контрольно-измерительных материалов
В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Создание кукольного кружка в школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучать с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в обучение. В 2008 году я создала авторскую программу кукольного кружка «Улыбка». Программа кружка рассчитана на реализацию в начальных и средних классах общеобразовательной школы. Данная программа отличается от раннее созданных тем, что предназначена для учащихся сельской школы с её материальными и финансовыми возможностями. Участники кружка могут реализовать свой творческий потенциал в социокультурном центре, как основном в сельской местности, - это Дом культуры, детский сад, школа. По уровню освоения программа является специализированной, так как формирует и развивает знания, умения и навыки детей в области кукольного искусства. По целевой установке программа является образовательной и на протяжении трёх лет своей деятельности даёт свои результаты.
Таблица 4.6
Мероприятия, подготовленные и проведённые участниками
кукольного кружка «Улыбка»
Мероприятия |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Кукольные постановки |
4 |
3 |
4 |
Выступления на общешкольных мероприятиях |
2 |
3 |
3 |
Выступления в сельском Доме культуры |
2 |
1 |
2 |
Выступления в детском саду |
2 |
2 |
2 |
Участие в районных семинарах |
1 |
1 |
------- |
К числу важных элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов деятельности в рамках образовательной программы. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процессов различны и направлены на определение степени развития творческих способностей и сформированности основных умений, определенных требованиями данной программы.
В процессе деятельности кружка я провожу следующие виды контроля знаний, умений и навыков:
- беседы по выявлению отношения детей к занятиям в кружке, степени овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, снятию комплекса некоммуникативности;
- предоставление возможности проявления ребёнка в различных ролях: режиссёра, художника, сценариста, кукловода;
- участие в школьных, районных конкурсах по дополнительному образованию;
- выступление перед родителями, учащимися, жителями села.
Творческие работы учащихся – проекты, исследовательские работы, дидактическое обеспечение, выполненные ими с помощью информационно-коммуникационных технологий
Владея технологией проектно- исследовательской деятельности, а также информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), систематически и в достаточной степени использую их при подготовке к урокам для создания дидактических материалов, во внеклассной работе по предмету и в воспитательной работе для проведения родительского лектория, оформления материалов для классного уголка и проведения воспитательных мероприятий.
В исследовательской и проектной деятельности мои учащиеся достигли определённых результатов. Работы были представлены на школьном, муниципальном, всероссийском уровнях.
Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Но, сложившаяся социально-экономическая ситуация в селе такова, что более 50% работоспособного населения остаются без работы и естественно не имеют средств на платное обучение своих детей, которые не всегда имеют возможность поступить на бесплатной основе. Социальный статус родителей говорит сам за себя; из 47 родителей учащихся начальных классов, высшее образование имеют -10 %, среднее специальное 40% без образования - 50 %. И лишь 42 % родителей имеют постоянную работу. В такой ситуации становится очевидным, почему родители в социальном заказе выделяют выпускника не только обогащённого багажом знаний, но и умеющего самостоятельно мыслить, уметь рационально работать с системой научных знаний, свободно оперировать приобретёнными знаниями, умениями и навыками. Кроме того, система образования должна подготовить людей, адаптированных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Для раскрытия личности ребёнка важно найти системообразующий компонент. В качестве такого механизма учёные выделяют познавательную самостоятельность, как составной компонент который, являясь интегральным показателем развития ребёнка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.
Именно поэтому для себя я определила тему педагогической системы: «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами инновационной деятельности»
Наличие методических публикаций, отражающих отдельные элементы методической системы учителя
Созданные сегодня условия для обучения учащихся позволяют не только интересно и познавательно организовать образовательный процесс, но и дают учителю возможность показать пример использования всего самого прогрессивного и нового. В своей педагогической деятельности для распространения своего опыта я активно использую Интернет – ресурсы. Являюсь частым гостем и активным участником различных акций и конкурсов на сайте http://zavuch.info, «Сеть творческих учителей», «Педсовет», «ProShola.ru», «Педсовет.su». Знакомясь с работами других педагогов, я стараюсь оставлять свои отзывы. Это помогает найти контакт, поделиться своим мнением с коллегами. В последнее время активно размещаю свои работы на личной странице в Интернет - сайте «ProШкола». Участие в работе региональной научно-практической конференции по теме: «Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования» позволило не только познакомиться с творческими находками учителей области, но и представить свой опыт работы по программе раннего изучения информатики, автором которой является А.Ф.Ромас.
Таблица 5.1
Публикации в сборниках и веб-сайтах
Учебный год |
Название сборника,
|
Название веб-сайта |
Тема публикации |
Подтверждающий документ |
|
2007-2008 |
«Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования». Благовещенск, Издательство БГПУ 2008 |
|
«Информатизация учебного процесса как условие развития учащихся начальных классов» |
Брошюра «Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования». Благовещенск, Издательство БГПУ 2008 |
|
2008-2009
|
|
festival.1september.ru ИД «1 сентября». Фестиваль педагогичес-ких идей «Открытый урок»
|
Разработка урока русского языка в 4 классе «Чудеса в решете, или. Какие они – крылатые выражения?»
|
Сертификат
|
|
|
Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch. info
|
Авторская программа кукольного кружка «Улыбка»
|
Сертификат № 002068
|
|
|
|
Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch. info
|
Разработка проекта «У каждого плода свои семена»
|
Сертификат № 002065
|
|
|
|
|
Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch. info |
Разработка урока окружающего мира «Семейный бюджет»
|
Сертификат № 002067 |
|
|
|
Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch. info |
Разработка проекта «От улыбки хмурый день светлей» |
Сертификат № 002066
|
|
|
|
Сеть творческих учителей
|
Участие в конкурсе творческих работ «Состоявшиеся в профессии» |
|
|
|
|
Федеральная государственная экспертиза учебников |
Участие в экспертизе учебников: М.И.Моро «Математика 2»; Т.Г.Рамзаева «Русский язык 4»; А.А.Плешаков «Окружающий мир 4» |
|
Участие в экспертизе учебников. Эссе «А учит ли современный учебник?».
|
2009-2010 |
|
Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch. Info
Всероссийское электронное издание Завуч.инфо http://zavuch. info |
Педагогическая система учителя начальных классов
Дидактический материал по математике для 2-4 класса |
Сертификат № 008381/2010
Сертификат № 008380/2010
Сертификат № 194
|
|
Всё содержание публикаций касается непосредственно составляющих педагогической системы «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами инновационной деятельности».
Собственная методическая система учителя
В результате работы над темой педагогической системы я выделила цель работы.
Цель: создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся начальной школы средствами инновационной деятельности.
Достижение поставленной цели предусматривает реализацию следующих задач.
Задачи:
- создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей ребёнка;
- создание индивидуальных карт изучения ребёнка;
- создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
- введение в практику современных образовательных технологий;
- разработка и реализация программы школьного научного общества «Почемучка»;
- способствовать вовлечению учащихся в систему дополнительного образования;
- реализация школьной программы «Одарённые дети»;
В соответствии с этапами педагогического процесса выделяю этапы создания педагогической системы.
Этапы реализации системы:
I этап – диагностический
(август 2007 - февраль 2008 г.)
Задачи этапа:
- сформировать банк диагностик для определения эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сфер личности учащихся;
- провести диагностику на начальном этапе;
- обработать полученные результаты;
- составить программу реализации поставленных задач;
- определить критерии познавательной самостоятельности;
- спрогнозировать ожидаемый результат.
Критерии оценки:
- высокая мотивация к обучению;
- интеллектуальный уровень учащихся;
- владение информационно-коммуникационными навыками;
- овладение учащимися навыками работы с дополнительной литературой;
- овладение учащимися навыками грамотной организации своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей учащихся.
- создание индивидуальных карты изучения развития ребёнка;
- использование современных образовательных технологии, способствующих развитию навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирование самостоятельности суждений;
- свободное владение базисными знаниями в предметных областях;
- привлечение к сотрудничеству родителей;
- реализация школьной программы «Одарённые дети» позволяющая выявить и развить особые возможности отдельных учащихся;
- участие учащихся в системе дополнительного образования;
- создание единого образовательного пространства всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
II этап – подготовительный
(март 2007 - сентябрь 2008 г).
Задачи этапа:
- изучение научно-методической литературы по проблеме педагогической системы;
- анализ учебного материала (программное обеспечение, учебники);
- отбор учебно-методического комплекта (УМК).
III этап – практический
(октябрь 2007 г.- май 2012 г.).
Задачи этапа:
- обучение учащихся на основе личностно ориентированного обучения;
- внедрять и вовлекать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
- использовать эффективные формы, методы и средства обучения;
- провести мониторинг промежуточных результатов достижений учащихся;
Основные направления реализации системы:
- разработка и реализация учебных и воспитательных проектов;
- вовлечение учащихся в деятельность школьного научного общества «Почемучка»;
- реализация авторской программы кукольного кружка «Улыбка»;
- реализация школьной программы «Одарённые дети»;
- повышение педагогического мастерства через участие в работе Интернет-сайтов, экспертизы учебников, обучающих семинаров.
IV этап – аналитический
(апрель-май 2012 г.)
Задачи этапа:
- провести анализ достигнутых результатов и успехов учащихся;
- выработать рекомендации для дальнейшего обучения учащихся;
- наметить пути совершенствования педагогической системы.
Анализирую полученные результаты педагогической деятельности в соответствии с критериями познавательной самостоятельности:
- развитие учебной мотивации;
- интеллектуальный уровень ребёнка;
- учебные и внеучебные достижения учащегося;
- владение информационно-коммуникационными знаниями;
- овладение учащимися навыка работы с дополнительной литературой;
- навык грамотной организации учебной деятельности;
Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по развитию познавательной самостоятельности средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:
- высокой мотивации учащихся, огромного желания и терпения родителей, квалифицированном руководстве педагога;
- грамотного использования диагностического инструментария;
- развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
- системного применения самостоятельных заданий на уроках;
- отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
- мониторинг качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;
Выявлены проблемы:
- несоответствие требований учителя и родителей;
- отсутствие правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
- слабая материальная обеспеченность семей;
- недостаточная заинтересованность родителей к успешному обучению учащихся.
Показатель 5.3 Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта
В рамках деятельности методического объединения и педагогических семинаров постоянно обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт. Являясь внештатным методистом, провожу консультации для учителей и студентов, проходящих практику.
Таблица 5.2
Распространение опыта на муниципальном уровне
Год |
Название семинара, конференции, совещания, мастер - класса |
Тематика выступления, направление деятельности |
Подтверждающий документ |
2007 г. |
|
«Система самоуправления в классе» |
|
2007 г. |
|
«Исследовательская деятельность в рамках кукольного кружка «Улыбка» |
|
2007 г. |
|
«Особенности проведения занятий в кукольном кружке» |
|
2007 г. |
|
«Интеграция проектной деятельности в урочное и внеурочное время» |
|
2007 г. |
|
«Исследовательская деятельность в начальной школе» |
|
2007 г. |
|
«Особенности адаптации учащихся 1 класса» |
|
2008 г. |
|
«Система самоуправления в школе» |
|
2008 г. |
|
«Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами инновационной деятельности». |
|
2009 г. |
|
Помощь в подготовке и сопровождение участницы конкурса |
|
2009 г. |
|
«Проектная деятельность на уроках русского языка» |
|
2009 г. |
|
«Развитие навыков правильного, беглого и осознанного чтения средствами учебно-методического комплекса «Школа России». |
|
2010г. |
|
Использование ИКТ в урочной и во внеклассной деятельности в начальной школе. |
|
2010 г. |
|
«Исследовательская деятельность как средство совместной развивающей деятельности учащихся и педагогов» |
|
Обобщение и распространение опыта на региональном уровне
Деятельность учителя в «автономном режиме» продуктивной быть не может. Учитель, я считаю, просто обязан развиваться, взаимодействуя с педагогической общественностью. Созданные в нашей области условия способствуют такому общению. Сформированная система проведения курсов, семинаров, заочных и очных конкурсов оказывает содействие в обобщении и распространении педагогического опыта. Являясь сторонницей формирования позитивного и продуктивного участия учителя в системе обобщения и распространения педагогического опыта, я участвую в деятельности областных профильных смен, проводимых на территории нашего района, региональной научно-практической конференции, провожу открытые уроки в рамках районных и областных семинаров.
Таблица 5.3
Обобщение и распространение опыта на региональном уровне
Дата |
Название семинара, конференции, совещания, мастер-класса |
Тематика выступления
|
Подтверждающий документ |
2007 г. |
Обучение на курсах по программе «Интернет-технологии для учителя-предметника» |
Защита проектной работы «Русский быт». |
|
2007 г. |
Областная профильная смена «Вместе весело шагать» |
Мастер-класс «Народные игры».
|
|
|
Областная акция «Тимуровское движение» |
Подборка материала |
|
2008 г. |
Региональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования» |
«Информатизация учебного процесса как условие развития учащихся начальных классов» |
Брошюра «Психолого-педагогическая поддержка развития и саморазвития младшего школьника в условиях модернизации начального образования». Благовещенск, Издательство БГПУ 2008 |
2009 г. |
Областная профильная смена «Вместе весело шагать» |
Мастер – класс «Куклы-люди, люди-куклы» |
|
Обобщение и распространение опыта
на федеральном уровне
Развитие учителя как высококвалифицированного педагога считаю невозможным без взаимодействия с педагогами на более высоком уровне, поэтому большое внимание уделяю участию в работе педагогических семинаров, обмену опытом и мнениями на веб-сайтах.
Таблица 5.4
Обобщение и распространение опыта на федеральном уровне
Учебный год |
Место презентации |
Форма обобщения |
Подтверждающий документ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2007-2008 |
---------- |
-------- |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2008-2009 |
ИД «1 сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Всероссийское электронное издание Завуч.инфо zavuch.info
|
Разработка урока русского языка в 4 классе «Чудеса в решете, или какие они – крылатые выражения?»
Авторская программа кукольного кружка «Улыбка» < Работа в качестве классного руководителя В современных условиях всё чаще требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка. Проблема социализации личности школьника вызвана необходимостью соотношения процессов воспитания и социализации. Актуальность создания воспитательной системы класса как основы социализации личности младшего школьника определена в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, разработанного с учетом направлений модернизации общего образования, одно из которых «формирование способности к успешной социализации в обществе», в виде следующих требований:
Для приобретения учащимися начальных классов позитивного социального опыта я планомерно формирую условия, которые позволяют развивать и применять полученные навыки социализации. К таким условиям я отношу:
Создание воспитательной системы участниками микросоциума как основы социализации Созданная мною воспитательная система класса позволила объединить всех участников образовательно-воспитательного процесса для решения общей цели: создание педагогических и социально- психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
Модель воспитательной системы класса
Основными направлениями воспитательной системы, деятельности по приобретению позитивного социального опыта учащихся является: – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; – воспитание нравственных чувств и этического сознания; – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). В соответствии с указанными направлениями я определила основные критерии формирования жизнеспособной личности младшего школьника: Показателем достижения цели и задач воспитательной системы класса является положительная динамика в развитии познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности, формировании системы отношения к миру и себе. Динамика развития познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности ребёнка, формирования системы отношений к миру и себе
Динамика в развитии познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер личности и системы отношения к миру и себе свидетельствует об эффективности воспитательной системы класса, способствует социализации личности младшего школьника. Благоприятный психологический климат (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности) На протяжении всей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем . Цель воспитательной работы - создание условий для обеспечения оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей. Работая с детским коллективом, для меня важно знать, как относятся ребята друг к другу, какой видят они атмосферу в классе. Поэтому важным условием эффективности воспитательной работы является формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе. В моей работе это достигается деятельностью по следующим направлениям:
В коллективе создан благоприятный психологический климат, царит атмосфера взаимопомощи, товарищества и толерантности. Методологической основой воспитательной деятельности является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. В течение 2007-2011 уч. года мною было проведено социометрическое исследование с целью изучения психологического климата в ученическом коллективе. Анализ диагностики показывает, что максимальный индекс эмоционального благополучия составляет 60%, это высокий уровень, который свидетельствуют о благоприятной атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений. Результаты опроса родителей и педагогов свидетельствуют о благоприятном психологическом климате в детском коллективе.
Результаты опроса родителей
Активное участие учащихся в самоуправлении класса, школы
Реализация концепции воспитательной системы достигается через развитие детского самоуправления. Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Развитие навыков самоуправления в классе я осуществляю через развитие системы смены постоянных поручений. Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов. Для начала в классе были распределены обязанности и определены общие задачи:
Рис.12 Схема ученического самоуправления
Практическая деятельность учащегося в составе одного из 5 секторов способствует становлению одной из ведущих ключевых компетентностей – социальной. Потому что социальная компетентность – это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли. Проявлением самоуправления в классе является деятельностный подход к структуре органов самоуправления. Для развития социальной компетентности учащихся я планирую и провожу следующие традиционные мероприятия:
Главным показателем системы самоуправления в классе, является то, что ребята учатся не просто принимать информацию от учителя, а сами приносят её в свой класс, у них есть возможность обдумать и обсудить её. На момент окончания 4 класса учащимися достигнуты следующие результаты:
Учащиеся активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях, принимают участие в работе органов школьного ученического самоуправления, главным органом которого в школе является БУС (Большой Ученический Совет). Присутствуя на заседаниях БУСа, ребята прислушиваются к мнению старших ребят, узнают о планах на месяц или четверть. Деятельность по формированию и развитию самоуправления в классе сопровождается диагностическими исследованиями. Одной из постоянных методик изучения коллектива является изучение уровня воспитанности учащихся. Для этого использую авторскую концепцию М.И.Шиловой , которая подразумевает наблюдение за учащимися по следующим критериям: отношение к обществу, к труду, к людям, к себе. Итоговая оценка складывается из оценок учителя, родителей, самого ученика. Таблица 3.2 Уровень воспитанности учащихся
Наблюдение и изучение коллектива показало, что основными чертами учащихся класса являются: инициативность, взаимоподдержка, толерантность, творческие начинания. В классе каждую четверть происходит смена поручений. Класс активно участвует во всех школьных мероприятиях. Имеет призовые места в школьных викторинах, спортивных мероприятиях, конкурсе "Самый лучший класс". С социально неблагополучными семьями веду регулярную работу, которая заключается в индивидуальных беседах и консультациях по профилактике правонарушений, встречах с родителями. Поэтому учеников, стоящих на учёте в КДН (комиссия по делам несовершеннолетних), в моих классах нет. Таблица 3.3
Участие учащихся в социально направленной деятельности
Проведение традиционных мероприятий помогает мне, как классному руководителю создать образовательную общность, объединяющую детей и взрослых, пробуждает интерес друг к другу, раскрепощает участников, помогает родителям вспомнить детство и лучше понять своего ребенка, повышает уровень коммуникативной культуры участников, способствует их духовному единению. Уже стали традиционными такие мероприятия как:
Диагностика уровня социализации личности младшего школьника проходила по следующим методикам. Инструментарий диагностики уровня социализации младших школьников Таблица 3.4
Изучение развития личности учащихся позволяет говорить о достаточно высоком уровне мотивации. Рассматривая результаты дальнейшего обучения, пришла к выводу, что у большинства выпускников сформировались такие качества социализации как:
Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Приобретенные качества выпускники начальной школы успешно реализуют через участие в работе профильных смен районного и областного уровней, профильных смен во Всероссийском детском лагере «Океан». На примере выпускников 2008 года можно увидеть результат поступления учащихся. Все 10 выпускников поступили в учебные заведения области Таблица 3.5
Активное участие учащихся в решении проблем местного социума (факты участия класса в соответствующих мероприятиях)
Взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами заключается в участии детей в мероприятиях, направленных на решение проблем местного социума. Участвуя в такой деятельности, дети приобретают опыт использования полученных ранее умений и навыков.
Таблица 3.6 Направления деятельности и перечень мероприятий, направленных на благоустройство территории, помощь пожилым людям
В каникулярное время я задействована в организации и проведении летнего отдыха учащихся. Результатом деятельности является то, что учащиеся моих классов отличаются организованностью, воспитанностью, успешной учебой, активным участием в школьных мероприятиях. Познавательный потенциал развивается в среднем и старшем звене.
Учебные материалы
Мультимедиа
Мультимедиа
Личные данные
Комментарии (37)![]() #1 Наталья Александровна, добрый день. У Вас красивое портфолио. Хочу пожелать Вам дальнейших успехов в работе на сайте. Примите мой Вам + для поддержания Вашего рейтинга на сайте.
Екатерина Морозова, дата: 27.04.2021 в 18:32
![]() #2 Наталья Александровна, с днем рождения! Удачи, счастья, творческих успехов! Всего самого наилучшего!
Наталья Трачук, дата: 10.04.2016 в 23:38
![]() #3 Наталья Александровна, поздравляю с днем рождения! Кроме стандартных пожеланий — счастья, здоровья и всего наилучшего — я желаю, чтобы сбывались все мечты, чтобы каждый день приносил много приятных неожиданностей, чтобы Вас окружали только добрые и нужные люди. А еще везения. Везения во всём и всегда. И чтобы каждое начатое дело!
Марина Куприянович, дата: 10.04.2016 в 21:34
![]() #4 Наталья Александровна, здравствуйте! Под звон весенней радостной капели, под пение птиц, вернувшихся домой, в чудесном, опьяняющем апреле, мы отмечаем День рожденья Ваш! Желаю много счастья и везения! Любви, конечно, радости, побед! Всегда приподнятого настроения! И беззаботной жизни много лет! Примите от меня + в подарок.
Гульнара Айтуганова, дата: 10.04.2016 в 17:11
![]() #5 Наталья Александровна, пусть минуты все будут счастливыми, нежных слов и улыбок полны, Жизнь эмоции дарит красивые, и пленит аромат новизны! Комплиментов, цветов, восхищения, исполнения мечты, новых встреч, В каждом дне находить вдохновение И тепло в своем сердце беречь! С днём рождения!
Елена Шахурова, дата: 10.04.2016 в 16:24
![]() #6 Наталья Александровна, поздравляю с Днем рождения! Желаю радости, успеха,
Здоровья крепкого вагон,
Событий ярких, интересных,
Друзей, проверенных в делах,
Эмоций светлых и чудесных.
И волшебства не только в снах!
Екатерина Купцова, дата: 10.04.2016 в 14:04
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
![]() |
Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 7 Туда Последняя