С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
моих комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Алексей Торбастаев, (на сайте с 08.03.2020 г.)
Был(а) на сайте 3 года назад
Рейтинг: 0.1/1
1 298
просмотров
4
комментария
9 869
место в рейтинге
Добро пожаловать!
Приветсвую всех гостей на моей странице Учпортфолио!
Я - учитель физической культуры в МКОУ "Белоярская ШИ"
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Надеюсь информация, моего блога будет для Вас полезной!
Внеурочная деятельность по предмету
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Белоярская  школа – интернат VIII вида.
 
 
 
Рассмотрено                                                             Согласовано                                             Утверждено
На ШМО учителей                                                Зам.директора по УВР                            Директор школы
Н.А Русскова                                                           Н.М. Теппе                                                  Донченко Т.А.
«_____»_______20__г.                                         «______»_______20__г.                                    «___»________20__г.
 
 
 
 
Рабочая программа по кружку «Пос тiлiм»
 
 
 
 
                                                                                                                                                                                   
                                                                                                                                                                Составил: учитель
                                                                                                                                                               А.О.  Торбастаев                                                                            
 
 
Белый Яр 2015-2016
 
 
 
 
Пояснительная записка
1-7   классы

Пояснительная записка
Настоящая программа по внеурочной деятельности «Пос тiлiм» разработана на  основной авторской программы  начинающих изучать «Хакасский язык», разработанной М.С.Арчимаевой, З.И.Султрековой, А.Д.Субраковым, Н.А.Толмашовой, Л.М.Султрековой, локального акта  образовательного учреждения  «Положение  о рабочей программе», методических рекомендаций по реализации регионального, национального, этнокультурного содержания образования в части обучения хакасскому языку : Хакасское кн.изд-во, 2012 под редакцией Н.Я.Толмачевой.
      В школе увеличилось количество детей коренной национальности, проблема изучения хакасского языка актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются на родном языке. Поэтому  программа «Пос тiлiм»  дает возможность на интегративной основе  дополнительно   познать  историю хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусства, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира). Содержание  курса имеет характерные особенности, которые   воплощаются в теме, единой для всех направлений: история, природа  родного края,  обычаи и традиции своего народа.    
Цель программы:
- воспитание уважения и любви к  Родине, родному языку, краю, родной   культуре,  начиная с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе, через изучения хакасского языка;
Задачи:
1. Осваивать знания о культуре родного края;
2.Развивать творческое мышление, умение наблюдать, характеризовать, рассуждать, сопоставлять объекты родного края;
3.Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.
Срок реализации  программы;
Программа кружка «Пос тiлiм» в объёме 4.5 часа  в неделю (всего 157 часа в год) 
Особенности возрастной группы;
Программа предназначена для учащихся  1-7 класса,  в возрасте  8-15 лет.
 Группа  сформирована  на основе свободного выбора, личных интересов и склонностей детей по согласию родителей.
Основные формы деятельности:
- беседы;
- праздники;
-конкурсы;
- выставки;
-экскурсии;
       - творческие дела
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Пос тiлiм», к школе;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
 - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности;
- развивает семейные увлечения и интересы;
-способствует укреплению духовных ценностей семьи (семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни);
        2. Коммуникативные универсальные учебные действия
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение  и  позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению
(во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
- формироватькоммуникативные умения детей (умения слушать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями)
       3. Познавательные универсальные учебные действия
-различать изученные растения и животные;
-выполнять правила поведения в природе
- узнавать свой родной край как среду обитания;
- узнавать историю хакасской национальной одежды;
- традиции хакасской культуры: приём гостей, почитание старших, основы культуры общения;
                                          
Структура рабочей  программы  представляет собой целостный документ, включающий восемь  разделов: пояснительную записку;  общую характеристику учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета «Хакасский язык»; тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического  обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета.
 
              Изучение  хакасского языка для начинающих  на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие  речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии  с условиями общения, монологической и диалогической речи;
освоение первоначальных знаний о фонетике, грамматике хакасского языка;
овладение умениями слушания, говорения, правильного чтения и письма, участие в диалоге;
воспитание  уважительного отношения и интереса к материнскому языку.                 Для достижения поставленных целей изучения хакасского языка в средней школе необходимо решение следующих задач: развивать  речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике хакасского языка;
овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к хакасскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремления  совершенствовать свою речь;
развивать  устную и письменную речь учащихся. 
Личностные УУД: развитие патриотического чувства и уважительного отношения   к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и  уважения к языку как части хакасской национальной культуры; осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
Коммуникативные УУД: развитие у обучающихся чувства языка; воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной,  богатой;
Познавательные и регулятивные УУД: сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Учебный предмет «Хакасский язык»  для 2 - 4  классов  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве хакасского языка и особенности его употребления в разных условиях общения,  на базе усвоения основных норм хакасского литературного языка, речевого этикета.
    Учитывая то,  что сегодня обучение хакасскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка,  в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,  воспитание культурного человека, владеющего нормами  литературного языка, способного  свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,   соблюдать этические нормы общения.
     Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений,  как различные виды чтения, поиск информации в различных источниках,  а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
 Образовательная область
Предмет «Хакасский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».
Сроки реализации программы: 5 лет
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету «Хакасский язык» 2 - 4 классы  составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по хакасскому  языку для общеобразовательных  школ и в соответствии c методическими рекомендациями к проектированию рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Хакасский язык — это родной язык хакасского народа, государственный язык Республики Хакасия; средство национального общения; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Содержание обучения хакасскому языку отобрано и структурировано на основе системно-компетентностного подхода. В соответствии с этим   формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, и выделяются  основные содержательно-целевые направления развития обучающихся средствами предмета «Хакасский язык».
Языковая компетенция (осведомленность обучающихся в системе хакасского языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития обучающихся средствами предмета).
- Формирование чувства языка.
- Приобретение и систематизация знаний о хакасском языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на хакасском языке.
Коммуникативная компетенция  (осведомленность обучающихся в особенностях функционирования хакасского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития):
- Овладение функциональной грамотностью (способность обучающегося  использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
- Функциональная грамотность – это  умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения).
- Дальнейшее овладение хакасским языком (расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, овладение грамматическим строем хакасского языка, овладение системой  речи, овладение нормами языка).
- Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция формируется через знания о хакасском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал хакасского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом хакасского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития обучающихся средства предмета «Хакасский язык» имеют свое начало в изучении хакасского языка в 1-4 классах.
            На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу обучающихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Так на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
             В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
             Усиление коммуникативно-деятельностной направленности  учебного предмета «Хакасский язык», нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
            Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Хакасский  язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Хакасский  язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству хакасской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Хакасский язык» занимает особое место. Как средство познания действительности хакасский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Пути решения поставленных в программе задач:
            Наиболее приемлемыми для учащихся данных классов являются следующие приемы и методы работы на уроке:
 - информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- продолжение текста;
- сравнение текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
 - различные виды диктантов;
 - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его
использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
 -работа с различными информационными источниками: учебными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
            При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи и т.д.
             Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках хакасского языка
Метод проектов
Технология мастерских на уроках хакасского языка
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемно-диалогического обучения
Игровые технологии
 
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
Тест
Зачет
Контрольное упражнение
Контрольный срез
Контрольная проверочная работа
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Диктанты (словарный, по картине, предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»)
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность учебного предмета  на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую хакасский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения хакасского  языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
       Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Хакасский язык» тесно связан с предметом «Литература». Хакасская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной хакасской речью.            Проблемно – тематический принцип изложения материала позволяет вести интегрированные занятия, основываясь на воспитании патриотических и интернациональных чувств, выстроенный в собственной логике, с опорой на знания таких отраслей науки как география, история, филология, экономика, культурология, и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусства, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира). Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений, способствующая приобщению подрастающего ребенка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековый опыт познания хакасским народом окружающей природы, способам гармоничной жизни. Это придает целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края.
 
Способы контроля и оценивания образовательных достижений
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
 
Описание места предмета в учебном плане  образовательного учреждения
       В 2-4 классах  на изучение  хакасского языка отводится    3 ч в неделю, всего  105 часов  (35 учебных недель). В данной рабочей программе  представлено  105 часов.
 В примерной рабочей программе предусмотрено проведение:
      во 2  классе:  -  работ по развитию  речи -  11 ч;  -проектов -  2 ч; -проверочных работ -  4 ч;
                                 - проверочных диктантов -  5 ч;  -контрольных диктантов – 4 ч.
в 3,4 классах:  работ по развитию  речи -  13 ч, проектов -  3 ч., проверочных работ -  8 ч.,
                          проверочных диктантов -  4 ч., контрольных  диктантов –5 ч
Планируемые результаты освоения предмета
 Программа обеспечивает  достижение следующих метапредметных и предметных результатов.
   Личностными  результатами  изучения курса «Хакасский язык»  во 2 – 4  классах является формирование следующих умений:
1.Осознание роли  языка  в жизни и речи людей; (Л1)
2.Осознание   особенностей  устных и письменных высказываний других людей (интонация, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка и многоточие, точка или восклицательный знака). (Л2)
     3.Демонстрировать способность к самооценке  на основе наблюдения за собственной речью; (Л3)
     4. Испытывать этические  чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание  чувствам других людей; (Л4)
 5.Проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника; (Л5)
6.Организовывать собственную деятельность. (Л6)
Метапредметными результатами     изучения курса «Хакасский язык»  во 2-4 классах являются формирование  регулятивных, познавательных и коммуникативных  универсальных учебных действий.
    Регулятивные универсальные учебные действия:
  1.Самостоятельно и с помощью учителя  определять цель деятельности на уроке. (Р1)
  2.Учиться  проговаривать последовательность действий на уроке. (Р2)
         3.Учиться планировать свою деятельность на уроке. (Р3)
        4.Учиться определять успешность  выполнения своего задания  в диалоге с учителем. (Р4)
Познавательные универсальные учебные действия:
       1. Делать выводы  в результате совместной  работы класса и учителя. (П1)
       2.Находить  ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. (П2)
Коммуникативные универсальные учебные действия:
     1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (К1)
     2.Слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания  (К2)  
     3.Выразительно читать. (К3)
     4.Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им. (К4)
    5.Работать в паре, группе; выполнять  различные роли (лидера, исполнителя). (К5)
  Средством формирования универсальных учебных действий  служит технология  проблемно-диалогического обучения, тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие  формирование грамотности (первичных навыков работы с информацией)
 
 
Метапредметные  результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
 
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 
-с помощью учителя  определять цель деятельности на уроке.
 
Ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в  условных обозначениях)
Делать выводы  в результате совместной  работы класса и учителя.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Слушать и понимать речь других.
Работать в паре, группе; выполнять  различные роли
Выразительно читать
-самостоятельно и с помощью учителя  определять цель деятельности на уроке -учиться планировать свою деятельность на уроке.
-самостоятельно и с помощью учителя  определяют цель деятельности на уроке - планируют свою деятельность на уроке.
Делают выводы  в результате совместной  работы класса и учителя.
Находят  ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
 
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания
Работать в паре, группе; выполнять
 
 
 
 
 
Предметные результаты изучения курса «Хакасский язык» для начинающих
научатся:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- звуки хакасского языка (согласные твердые /мягкие, согласные звонкие/глухие);
-условия выбора и написания буквы гласного звука после  мягких и твердых согласных;
-части речи: имя существительное (число, имена собственные); имя прилагательное, глагол (время  глагола);
-корень слова, аффиксы;
-долгие гласные, их правописание;
выделять, находить:
- повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
         -распознает  части речи и их грамматические признаки; образовывать множественно число от единственного, единственное число от    множественного существительных;
  -пишет слуховые, зрительные диктанты.           
использовать  в практической деятельности  и повседневной жизни для:
-обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
-соблюдения  орфографических и пунктуационных (знаки препинания в конце предложения) норм;
-овладения нормами хакасского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
   Ученик получит возможность научиться:
-наблюдает за использованием  в тексте слов в переносном значении;
-соблюдает нормы современного хакасского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме  представленного в учебнике материала).
Предметные результаты
овладения нормами хакасского речевого этикета в ситуациях повседневного общения
составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника
писать слуховые, зрительные диктанты
аудировании
Техника чтения
Проектная деятельность
2,3 реплик
до 2 предложений из 2, 3 слов
от 15-20 слов
1 минута
35-40 слов
1 «Моя семья»
 
 
Предметные результаты освоения выпускника  начальной ступени обучения программы по хакасскому языку:
- основные значения изученных лексических единиц - слов, словосочетаний;
- особенности структуры простых и сложных предложений хакасского языка;
- место и роль хакасской культуры в поликультурном обществе; особенности образа жизни, быта хакасов;
- рассказывать о себе, о своей семье, друзьях, своих интересах
 аудировании: понимать основное содержании несложных аутентичных текстов для аудировании
чтение: читать по-хакасски, соблюдая произносительные нормы и особенности предложений разной семантической структуры стихов, связных текстов;
- читать в темпе, техника чтения за 1 минуту составляет 60-65 слов;
- ориентироваться в хакасском тексте
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- приобщение к ценностям хакасской культуры через учебный предмет и через внеклассные мероприятия, проводимые в классе, школе
 - приобщение к культуре и быту хакасского народа через мероприятия, праздники, экскурсии.
 
Содержание  учебного предмета «Хакасский язык»  
 Знакомство-12
 Познакомить с новым учебником. Научить как здороваться со сверстниками (изен) или со взрослыми (изеннер). Познакомить с хакасскими буквами: i,ӧ,ÿ,ғ,ӊ,ҷ. Учить различать твердые и мягкие гласные.
Вопрос кем? отвечают только люди, на вопрос ниме? – звери, птицы и всё неживое.
Долгие гласные: правописание долгих гласных. Повторить твердые и мягкие гласные, долгие гласные
Моя семья. Имена, фамилии пишутся с большой буквы. Познакомить со звонкими и глухими согласными звуками. Учить различать согласные звуки. Повторить звонкие и глухие согласные звуки.
Профессии и должности человека + окончания –ҷы,-ҷi, -чы,-чi. Повторить окончания –ҷы,-ҷi, -чы,-чi.
Научить правильно добавлять окончания: -да,-де,-та,-те.
Закрепить полученные знания по теме: твердые и мягкие гласные, долгие гласные, звонкие и глухие согласные звуки, окончания –ҷы,-ҷi, -чы,-чi.
Игрушки-12
Научить ответить на вопрос утвердительно - я, отрицательно - чох, чоғыл. Предметы бывают в разном количестве: в единственном и множественном числе. Окончания множественного числа:
 -лар,-лер,  -нар,-нер,  -тар,-тер. Повторение правил правописания окончания множественного числа: -лар,-лер,  -нар,-нер,  -тар,-тер.
Прошедшее событие- в глаголах окончания –ған,-ген, -хан,-кен Повторить в глаголах окончания –-ған,-ген, -хан,-кен.
Правописание имен с большой буквы.
Слова: кистiнде, ÿстÿнде, хыринда, алтында, iстiнде. Понятия: слова - сӧс, предложения –чоохтағ.
Работа по развитию речи. Деление слов на слоги. Знак пе­реноса. Опреде­ление количест­ва слогов в сло­вах. Учить определять количество слогов в словах, делить слова на слоги для переноса. Проверить полученные знания по пройденному материалу первой четверти.
Моя школа-17
Местоимения-лица: мин: -м син: -зыӊ,-зiӊ        ол: хозым чоғыл.
Правильное составление предложения со словами: хынчам, хынминчам  Повторить числа от 1 до 100.
Количественные и порядковые числительные с вопросами: нинҷе? нинҷенҷi? Закрепить полученные знания по теме» «Количественные и порядковые числительные с вопросами: нинҷе? нинҷенҷi?»
Окончания –ар,-ер,-р, если кто-то собирается что-то делать; -бас,-бес,-мас,-мес, если не будет что-либо делать. Повторить: окончания –ар,-ер,-р, если кто-то собирается что-то делать; -бас,-бес,-мас,-мес, если не будет что-либо делать.
 Представить слово как единство звучания (написания) и значения; обнаруживать это единство в придуманных словах.
 Слова с предметным значением — имена существительные. Познакомить с понятием «имя существительное»; учить находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению (что называет).
Слова, обозначающие действия — глаголы. Познакомить с понятием «глагол»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает.
Слова, называющие признаки — имена прилагательные.  Познакомить с понятием «имя прилагательное», отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
Слова, которые пишутся с большой буквы: имя, отчество, фамилия, клички животных, название городов, деревень, рек и озер.
Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях.
Звери домашние животные -21
Повторить домашних животных, зверей.
Понятие предложение. Правильная постановка запятых в предложении.
Повторить: слова, называющие признаки — имена прилагательные.  Познакомить с понятием «имя прилагательное», отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является. Проверить полученные знания по пройденному материалу второй четверти.
Повторить мягкие и твердые гласные.
Слова, обозначающие действия — глаголы. Понятие «глагол»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает. Повторить домашних и диких птиц.
Долгие гласные. Орфографический тренинг написания долгих гласных.
Учить правильно прибавлять окончания: -ға,-ге, -ха,-ке, -а,-е. Новые слова на тему «Рыбы».
Правописание гласной буквы «i».  Познакомить с понятиями «опасное место». Повторить правописание гласной буквы «i», окончание множественного числа.
Уменьшительно-ласкательные слова с окончаниями: -ҷах,-ҷек, -чах,-чек, -ах,-ек. Орфографическая зарядка. Проверить полученные знания при списывании.
Понятие «глагол»-звуки подражания; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает. Орфографический тренинг написания долгих гласных. Повторить всех животных, зверей, птиц, рыб.
Повторить количественные и порядковые числительные.
 
Внешний вид людей, животных и зверей- 8
Понятие «имя прилагательное», отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает.
Местоимения: минiӊ, синiӊ, аныӊ. Новые слова: части тела.
Озвончение глухих согласных на звонкую. Местоимение: минiӊ  Повторить окончания множественного числа.
Закреплять умение озвончение глухих согласных на звонкую. Проверить полученные знания по темам «Прилагательное»
Новые слова: чарир, чарабас.
Режим дня школьника. Зарядка для глаз.
Праздники-5
Повторить: цвета.
Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст – и различать текст и не текст.
Работа со словарем. Проверить полученные знания по пройденному материалу третьей четверти.
Местожительство-21
 Повторить. Правильно добавлять в слова окончания: -да,-де,-та,-те.
Новые слова: тураныӊ пÿдiзi, пӧлiктер
Слова: кистiнде, ÿстÿнде, хыринда, алтында, iстiнде. Новые слова на тему «Мебель».
Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Отрабатывать умение выделять общий смысл, который объединяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста. Новые слова на тему «Национальная кухня».
Значение глагола: азыранча (кушает), чiпче (ест). Правильное поведение за столом. Повторить: слова, называющие признаки — имена прилагательные.
 Районы, города, села Хакасии.
Орфографический тренинг безошибочного написания слов с изученными орфограммами. Правильная постановка запятых в предложении. Проверить полученные знания при списывании. Повторить: слова, называющие признаки — имена прилагательные.  Вопрос хайдағ?
Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Герб и флаг Аскизского района.
Повторить числа, правильное написание чисел. Работа со словарем. Герб города Абакана. Работа по картине - составление рассказа. Работа с текстом. Деление слов на слоги. Знак пе­реноса. Опреде­ление количест­ва слогов в сло­вах. Проверить полученные знания по пройденным темам.
Писатели для детей-2
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.
Выделение в словах окончания, корня, приставки. Организовать комплексное повторение тем.
Времена года-3
Повторить правильное добавление твердых и мягких окончаний: -да,-де,-та,-те.
Понятие: сиспектер (загадки), сӧспектер (пословицы), ребустар.
Национальные праздники: Чыл пазы, Тун пайрам, Чир Ине.
 
  Мои родственники – 8 часов
Моя семья. Тың, иң, уғаа. Сколько человек в семье. Нинче? Iкi (iкöлең), ÿс (ÿзöлең)
Числительные. Где и когда я родился. Хайда? Хаҷан? Кем работают мои родственники.
Кем? Как проводим день рождения.
Окончание глаголов. -ча, -че, -пча, -пче, -ған, -ген, -хан,  -кен, -ан, -ен,  -ар, -ер, -р.
Числительные. Новые слова: ууча, пиче, ача, аға, туңмам, кiзi, ир туңмам, улуғ харындас, хыс туңма, арғызым, танызарға, туғанызарға, аалирға, ағыстирға, тарынчах, ачых-чарых, хылыхтығ, хомай.
Мои друзья – 14 часов
Мои друзья
Учимся использовать слова хын или пол. Синонимы, антонимы. Хын, пол Чистота – залог здоровья. Кемге? Нимее?
Отдых с друзьями.  Кемзер? Нимезер? -ға, -ге, -ха, -ке, -а, -е -зар, -зер, -сар, -сер
Новые слова: Аңчы, адай, хозанах, пÿÿр, ойынчы, чызынчах, сабын, чоохтазарға, ырлазарға, сöлирге, хатхырарға, кöглезерге, пöзiк, ачығ, сылағай.
«Надежный друг» - работа по тексту. Уменьшительно-ласкательная форма.
Характеры друзей. Кемнiң? Нименiң? -чах,-чек, -ычах, -iчек -ның, -нiң, -тың, -тiң Два друга. Кемнең? Нимедең?
Контрольный диктант по теме правописание окончаний существительных. -наң, -нең, -даң, -дең, -таң, -тең
Мои любимые животные и звери-   4 часа
Мои любимые животные и звери
Учимся прибавлять к словам окончания  -тығ, -тiг, -лығ, -лiг, -нығ, -нiг
 множественного числа: -лар, -лер, -нар, -нер, -тар, -тер
Новые слова: маллар, пызочах, сосхачах, таңах, хазычах, ортегес, аңнар, аба, ағын хустар, чуртирға, оттирға, азырирға, сегiрерге
 Местожительство – 4 часа
Место, где я живу.
Города Хакасии.
Хайда? Ағбан, Сорығ, Харатас, Саяногорск, Абаза
Новые слова: тöреен чирiм, Ағбан, Пии, Шира, аймахтар, чазылар, тайғалар, ööн чуртағчылар, тирең суғлар, кöллер, палыхтар
Хакас чонныӊ ÿлÿкÿннерi- 6 ч.
Хакасские национальные праздники.
Тун пайрам. Пiлдiрiс. Хайдағ?
Сӧс пiрiгiстерi.
Идiлiстiң –ба, -бе, -па, -пе, -ма, -ме хозымнарынаң тузаланары Учимся пользоваться  словами чахсы, уғаа чахсы, хомай.
Аймирнiӊ ÿлÿкÿннi.
Аалда чайғызын. Составление диалога.
ÿ тапсағ сӧстерде.
Новые слова: пайрам, Чыл пазы, Чир Ине кÿнi, Наа чыл, Тун пайрам, тöреен кÿн, тынағ кÿн, чатхан, хайчы, хомы, чаламалар, телбектер, ырлар, ойыннар, марығлар, ат чарызы, палғирға, iлiнерге, таныхтирға.
Мое любимое время года – 16 часов
Погода. Времена года. Прилагательные обозначающие цвет.
Хакасский народный календарь-мÿчел. Öң таныхтапчатхан пiлдiрiстең идiлiс пÿдiрерi (от кöк – от кöгерче)
Долгие гласные.
Простые предложения Новые слова: наңмыр, хар, кÿгÿрт, пус, чистек, харағай, кÿскÿ, пазах, пызарға, чыларға, öзерге.
Правописание прилагательных.
Пiлдiрiстiң алнында тыыдыс полызығлығ сöстер: чап, тап, сап, чоп.
Кÿрген, от, хандых, азығ, ÿртÿн
 Правописание прилагательных.
Времена года. Весна. Пiлдiрiстiң алнында тыыдыс полызығлығ сöстер: чап, тап, сап, чоп.
Наңмыр, хар, кÿгÿрт, пус, чистек, харағай, кÿскÿ, пазах, пызарға, чыларға, öзерге. Вспоминаем слова, которые надо задавать человеку и к предметам, обозначающим живое и неживое. Кем? Настоящее и будущее время. -ча, -че, -пча, -пче, -ар, -ер, -р
Учимся прибавлять к существительным окончания множественного числа.
Парчыхтар.
-лар, -лер, -нар,
-нер, -тар, -тер
Школьная жизнь – 19 часов
Моя школа. Полызығлығ адалыстар: кистiнде, алтында, ортызында, ÿстÿнде. Моя школа.
Расписание уроков
Творческая работа. Порядковые числительные: Нинченчi? -нҷі, -нҷы, -ін-ҷі, - ын-ҷы
Кöп сан хозымнары: -лар, -лер, -нар, -нер, -тар, -тер
Новые слова: хадыл тура, орама, обаа, кöл, пÿк, чазы, улуғ, кiчiг, иргi, чарых, кöп, истiг, кистiнде, алтында, хыринда, алнында, аразында, ортызында.
Национальные инструменты хакасов. Кемнең? Нименең?
Адалыстың Кемнең? Нименең? сурыглары
М.Е.Кильчичаков - как детский поэт
Я.И.Сунчугашев. Кемде? Нимеде? Хайда? -да,-де-та,-те
Школьная выставка. Всем классом.
Отдых после уроков: кружки, спортивные секции, библиотека, Повторение: Кем? Ниме? Ниме итче? Нимеде? Хайда? Помогаю близким.
Кемні? Нимені? Правописание окончаний: -ні,-ны, -ті,-ты Кемнi? Нимені? Сурығлары -ні,-ны, -ті,-ты Моя Хакасия.
Глагольные окончания: -бин, -пин, -мин+-ча,-че.
Растительный мир Хакасии.
Города, районы, сёла Республики Хакасия- 15 ч.
Города Хакасии. Абакан. Сырай хозымнары:  (-м, -зың/-зiң, -быс/-бiс, -зар/-зер, -нар/-нер)
Составление рассказа. Города Хакасии. Черногорск.
Города Хакасии. Саяногорск.
Города Хакасии. Абаза. Сорск. Окончания: -тығ, -тiг, -лығ, -лiг, -нығ, -нiг.
Районы Хакасии.
Реки и озера Хакасии.
Горы Хакасии.
Тасхыллар.
Собственные и нарицательные существительные. Харатас, Сорығ, Саяногорск, Абаза, Ағбан, Ким, ÿстÿнзархы сари, чабыс чирлер, чалбах чирлер, чазы чирлер, тайға, айас, кии, Минсуғ, Хызылчар, марығласчатхан, тööй, аймах, Сыро, Пии, сас чир, чар, тирең, Ит кöл, азырых, сабланарға
Пілдіріс. Хайдағ? Хайдаң? Хайдар? Хайдағ?
Составление диалога. Новые слова: чистек, миске, харағат, хызылғат, ноңных, хазың, тыт, харағай, ос, тал, от, ағас
Числительные.
Проектная работа. Карта Хакасии. Собственные и нарицательные существительные
 
 
 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 

дата
Раздел
Содержание
Виды деятельности
 
1-4
01.10
 
01.10
02.10
06.10
Танызаанар.
Знакомство
 
Познакомить с новым учебником. Научить как здороваться со сверстниками (изен) или со взрослыми (изеннер). Познакомить с хакасскими буквами: i,ӧ,ÿ,ғ,ӊ,ҷ. Учить различать твердые и мягкие гласные
Различать звуки и буквы.
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
- различать про­изношение. Различать в словах твердые и мягкие гласные
 
5-8
08.10
 
08.10
 
09.10
Минiӊ школам.
Моя школа
 
Слова с предметным значением — имена существительные. Познакомить с понятием «имя существительное»; учить находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению (что называет)
 Научить делить  слова на слоги; определять  количество слогов  в слове.
Владеть  способами  совместной деятельности в паре,  различать слово, как единство звучания (написания) и значения. Дифференцировать слово и набор букв.
 
9-11
13.10
 
15.10
 
15.10
 
Хынчатхан
малларым,
аӊнарым.
Любимые
домашние
животные и звери
Повторить: слова, называющие признаки — имена прилагательные.  Познакомить с понятием «имя прилагательное», отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
Соблюдать изу­ченные нормы орфографии и пунктуации;
находить и выделять окончание. Знать понятие «имя прилагательное», «глагол». Разли­чать произноше­ние и написание слов. Распознавать признаки имени прилагательного, глагола.
 
12-16
16.10
 
20.10
22.10
 
22.10
23.10
Кiзiлер, аӊнар,
маллар кӧрiмi.
Внешний вид
людей,
животных и
зверей
Понятие «имя прилагательное», отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает. Местоимения: минiӊ, синiӊ, аныӊ.
 Знать понятие «имя прилагательное». Разли­чать произноше­ние и написание слов. Распознавать признаки имени прилагательного. Знать рассказать о себе.
Соблюдать изу­ченные нормы орфографии.
Владеть  способами  совместной деятельности в паре.
 
17-19
 
27.10
 
29.10
29.10
 
Улÿкÿннернi
таныхтапчабыс.
Праздники.
 
Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Учить определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст – и различать текст и не текст.
Работа со словарем.
Различать слова, словосочетания и предложения. Приводить свои примеры.
Владеть  способами  совместной деятельности в паре.
 
20-23
30.10
 
03.11
 
12.11
 
12.11
Минiӊ
чуртапчатхан
чирiмнеӊер.
Местожительств
о
Отрабатывать умение выделять общий смысл, который объединяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста.
Правильно употреблять слова: кистiнде, ÿстÿнде, хыринда, алтында, iстiнде при составлении предложения.Правильно добавлять окончания: -да,-де,-та,-те. Определить по заголовкам содержания текста. Знать города, районы, села Хакасии
Уметь: правильно ставить запятые в предложении.
 
24-25
13.11
 
17.11
Олғаннарға
пазылған
чайаачы
тоғыстар.
Формирование орфографической зоркости
Организовать комплексное повторение тем.
 Применять правило к ситуациям в практике.
 
26-29
19.11
19.11
 
20.11
24.11
Хынчатхан
тустарым.
Времена года
 
Повторить правильно добавлять окончания: -да,-де,-та,-те.
Понятие: сиспектер (загадки), сӧспектер (пословицы), ребустар.
Национальные праздники: Чыл пазы, Тун пайрам.
Знать понятие: сиспектер (загадки), сӧспектер (пословицы), ребустар. Национальные праздники: Чыл пазы, Тун пайрам, Чир Ине.
Различать времена года по признакам.
 
30-32
     26.11
 
26.11
 
27.11         
Чыл тустары, кун таныглары
 
Хайдағ?
Пiлiдрiстер öңiн, тадиин паза кiзi кöңнiн таныхтапчатхан
Чыл, кÿн, пулут, тан, порааннар, нағмыр, тубан, чил, кöртiк, чахайах, миске, чистек, торым, чағарға, ÿбÿрерге, пасталарға, чайыларға, öңненерге,
Соотносить текст и заголовок, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием; обосновывать выбор наиболее удачного плана.
 
33-35
01.12
 
03.12
03.12
  Улукуннер
 
Пайрам, Чыл пазы, Чир Ине кÿнi, Наа чыл, Тун пайрам, тöреен кÿн, тынағ кÿн, чатхан, хайчы, хомы, чаламалар, телбектер, ырлар, ойыннар, марығлар, ат чарызы, палғирға, iлiнерге, таныхтирға.
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
36-38
04.12
 
08.12
 
10.12
10.12
Минiң сöбiрiм
«Моя семья»
Паба, iче,ууча,ага,харындас,тунма,пиче
Знать и понимать родственные отношения Составлять план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.
 
39-41
11.12
 
15.12
 
17.12
17.12
Иб аразындагы мал-хустар
Хас, питук, ортек, адай, хоосха,iнек,пызо
Знать домашних животных Составлять план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность.
 
42-45
18.12
 
22.12
24.12
 
24.12
Минiң нанчыларым
«Мои друзья»
Ады,чазы, тастындагы корiмi, хынчатхан айгазыглары,анын собiрезi
Уметь описать своего друга, сколько лет, где проживает
46-47
25.12
 
29.12
Републиканын аймахтары, городтары, аалары
Села, города, районы ,республики
Знать города,села, районы Республики Хакасия
 

Комментарии (4)

#1 Алексей Олегович, здравствуйте! Рада встрече на страничке сайта с учителем физкультуры по работе с детьми ОВЗ, я тоже 5 лет проработала с такими детьми-тяжело. Примите + в копилку.
Елена Сигаева, дата: 12.02.2022 в 17:07  
#2 Алексей Олегович, поздравляю Вас с днем рождения!!! Желаю Вам крепкого здоровья, всего самого наилучшего.
Екатерина Морозова, дата: 11.02.2022 в 10:50  
#3 Алексей Олегович, добрый день. Мой Вам + для работы на сайте.
Екатерина Морозова, дата: 26.02.2021 в 11:40  
#4 Алексей Олегович, Поздравляю с днем рождения! Яркого позитивного настроения, высоких достижений, душевной гармонии, процветания, крепкого здоровья, успехов во всём! Желаю никогда не останавливаться на достигнутом. Удачи в познании новых идей, саморазвития и стремления только к самому лучшему!
Екатерина Морозова, дата: 11.02.2021 в 16:26  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ