С нами 13760 учителей, 4806 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
0
комментариев
0
блогов
0
сообществ
0
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Татьяна Андреева, (на сайте с 09.01.2013 г.)
Был(а) на сайте 4 года назад
Просмотров: 3555, комментариев: 31, рейтинг: 3.3/11
Личные данные
Фамилия Андреева
Имя Татьяна
Отчество Евгеньевна
Дата рождения 28.1.1983 г.
Пол Женский
Гражданство Российское
Место жительства Владмимирская область
Контактный телефон Не указано
Место работы МОУ Волосатовская средняя общеобразовательная школа Селивановского района Владимирской области
Юридический адрес Не указано
Образование высшее
Специализация учитель географии и биологии
Трудовой стаж 11 лет
Педагогический стаж 11 лет
Учебная нагрузка Не указано
Квалификационная категория Не указано
Дата присвоения категории Не указано
Дата начала ведения портфолио Не указано
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Основное Владимирский государственный педагогический университет
Год окончания: 2005
Уровень образования: Высшее
учитель географии и биологии
учитель
Результаты педагогической деятельности

  Целью моей работы является создание комплекса организационно – педагогических условий для:

  • реализации компетентнотного подхода в образовании;
  • развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию исследовательской деятельности учащихся;
  • воспитание экологической ответственности и грамотности учащихся через практическую деятельность.

   Одним из необходимых условий целостности формируемых знаний является осуществление действенных межпредметных связей, которые прочно вошли в мою практику.  Мой опыт работы по реализации данной деятельности представлен в сборнике статей «Наша школа. Педагогическая мастерская» по материалам научно – практической конференции (г. Владимир, 10 февраля 2010 г.), участником  которой я являлась.

   В своей работе я использую личностно-ориентированный,  деятельностный подход к обучению, который реализуется, через следующие педагогические технологии:

Проблемное обучение. Я стараюсь не сообщать детям выводы науки, а по возможности подвести их к «открытию», сделать соучастниками научного поиска. Ученики попадают в «ловушки», высказывают различные мнения, предлагают разные способы выхода из проблемы. Это плодотворно влияет на отношение школьников к учению. Повышает их познавательную активность.

Данную технологию использую и во внеурочной работе при выполнении с учащимися исследовательских работ, закладывании опытов на пришкольном участке.

Групповая работа. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся с ней ученику как с моей стороны, так и со стороны одноклассников. При этом помогающий получает не меньшую помощь. Поскольку его знания конкретизируются и закрепляются при объяснении своему товарищу.

Проектные технологии. Основной формой работы по методу проектов является групповая работа, но иногда ребята выбирают индивидуальные работы. Этот метод я использую во внеклассной работе по разработке и благоустройству экологической тропы, при проведении предметных недель по биологии и географии (10 кл. работал над проектом «Здоровое питание школьников» целью которого являлось исследование качества питания школьников и привлечения внимания учащихся к проблеме состава их пищевой корзины», а также на уроках в профильных классах по географии.

 Защита проекта "Здоровое питание школьников"

 

Компьютерная технология обучения.

Широкое применение в моей деятельности нашли компьютерные технологии.

    За период педагогической деятельности я приобрела опыт использования элементов современных образовательных технологий и обобщила опыт на методическом объединении района учителей биологии по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии и биологии через современные информационные технологии».

   Спецификой моих предметов в большей степени является воспитание экологической культуры. В урочной и внеурочной деятельности я разрабатываю и осуществляю стратегию экологического образования и воспитания, при развитии у учащихся опыта в улучшении состояния природной среды, личного участия школьников в выявлении, изучении экологических проблем и содействии в их решении. Приобщаю учащихся к исследовательской работе. Результатом деятельности по выявлению экологических проблем нашей местности стали работы представленные в конкурсе юных исследователей окружающей среды.   Для обогащения процесса обучения краеведческим материалом и практической природоохранной работой в рамках современного стандарта образования в 2009 г. под моим руководством началось осуществление проекта «Экологическая тропа».

   25 декабря 2009г. стала участницей областной конференции по экологическому образованию «Экологическое образование: опыт, перспективы». На конференцию был представлен материал описания опыта работы по формированию экологической культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

   Являясь заведующей пришкольным учебно-опытным участком, эффективно использую его для создания натуральных, наглядных и дидактических материалов, провожу опытническую работу с учащимися, прививая интерес к природе и развивая творческие способности. 

 Наглядное пособие по общей биологии

    По моей инициативе на пришкольном участке началось оборудование школьной географической площадки с дистанционной метеостанцией.

    В 2009г. УОУ стал победителем в районном конкурсе – смотре пришкольных УОУ.

  Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

  • создание благоприятного психологического климата на уроках;
  • формирование устойчивой мотивации  у учащихся разных категорий;
  • включение учеников в исследовательскую и природоохранную деятельность.

Перспективу своей дальнейшей работы вижу в поиске и внедрении в свою деятельность качественно новых методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразие научных знаний в единую систему, но и сформировать у учащихся компетенции, необходимые для жизни в современном мире.

Методическая деятельность (текст)

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.

 

Заместитель директора по УВР

МОУ Волосатовской средней общеобразовательной школы

 Селивановского района Владимирской области

 Андреева Т.Е.

«В процессе подготовки и введения ФГОС второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов способного к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течении всей жизни»         

                                                                                 «Концепция ФГОС общего образования»

    В условиях обновления школьного образования становятся, особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований ФГОС отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Таким образом,  перед методическим объединением учителей школы встает проблема готовности педагогического коллектива к осуществлению образования и повышению его качества в условиях внедрения ФГОС. Проблема значима для всех учителей и требует всестороннего коллективного обсуждения.

Цель: создать условия для развития профессиональных компетенций педагогов способствующих повышению качества образования в ходе внедрения ФГОС в начальной школе и подготовки к введению в основной школе.

Задачи:

  1. Создать мотивационную среду, способствующую укреплению позитивного настроя педагогического коллектива на работу и совершенствование профессиональных компетенций;
  2. Способствовать развитию учительского потенциала посредством создания внутришкольной модели повышения квалификации педагогов: повысить уровень теоретических, методологических знаний педагогов через организацию деятельности методического совета, педагогического совета, постоянно действующего семинара;
  3. Способствовать повышению качества учебного занятия, ориентированного на развитие ключевых компетенций учащихся посредством внедрения в практическую деятельность педагогов современных педагогических технологий, инновационных форм обучения;
  4. Инициировать творческую активность педагогов к поиску новых форм и методов обучения успешной личности;
  5. Продолжить работу по расширению количества школьных мероприятий, направленных на выявление одаренных детей, работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в УВП системно-деятельностного подхода, приемов личностно-ориентированного образования, использования дифференцированных форм обучения, как в процессе обучения, так и при организации образовательного процесса.

Для реализации основных задач методического сопровождения в школе работают 4 методических объединения:

  1. МО классных руководителей
  2. Проблемная группа учителей начальных классов
  3. МО учителей естественно-математического цикла
  4. Психолого –педагогический семинар

Руководители МО объединяются в методический совет. МС координирует методическую работу школы и оказывает помощь  в повышении профессионального мастерства педагогов.

Формы организации методической работы в школе.

  1. Работа педагогического коллектива над Единой Методической Темой.
  2.  Методический совет.
  3. Педагогические советы.
  4. Педагогические чтения.
  5. Теоретическая (как установочная), научно-практическая конференция
  6. Заседание МО.
  7. Работа творческих педагогических мастерских, экспериментальных лабораторий, проблемных групп.
  8. Разработка комплексных программ, тематических модулей.
  9. Методические выставки, стенгазеты, уголки.
  10. Открытые уроки и открытые мероприятия.
  11. Деловые игры.
  12. Моделирование урока.
  13. Творческие отчеты учителей.
  14. Предметные недели
  15. Взаимопосещение уроков.
  16. Портфолио.

 

Презентация результатов деятельности педагогов.

  1. Участие в научно – практических конференциях всех уровней.
  2. Организация и проведение семинаров, конференций ОУ.
  3. Выставки педагогических достижений.
  4. Разработка методической продукции (сборники, методические рекомендации, пособий).
  5. Совещание и семинары по обмену опыта.
  6. Предметная неделя, декада
  7. Творческие отчеты учителей.

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность по предмету

Проект реализуемый в условиях школы полного дня «Благотворительный бал в пользу птиц»

Направление : социальное

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов

Автор проекта: Андреева Татьяна Евгеньевна

заместитель директора по УВР,

учитель географии

 Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений ФГОС является «экологизация образования», но так как в нашей школе отдельного предмета «экология» нет, то возникает необходимость использовать возможности внеурочного времени в условиях модели Школа полного дня для экологического просвещения школьников.

Проблема охраны природы – одна из самых актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и прививать бережное отношение к природным богатствам. Возможность учащихся внести свой собственный вклад в сохранение живой природы реализуется через участие в социальных проектах по защите окружающей среды.

Проект «Благотворительный бал в пользу птиц» проводится в рамках всероссийской акции «Покормите птиц». Данный проект - это шаг к развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе. В основу реализации проекта положен системно-деятельностный подход, который предполагает:

​ воспитание и развитие качеств личности на основе принципов толерантности;

​ переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

​ ориентацию на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

​ признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

​ обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;

​ разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

 

Возможности Школы полного дня позволяют объединить урочную и внеурочную деятельность единой темой в целостную, взаимосвязанную образовательную структуру, позволяющую повысить мотивацию к обучению и познанию.

Проект, от начала до конца, пронизан межпредметными связями, реализующими компетентностный подход к образованию.

Данный проект затрагивает и духовно-нравственное развитие, призывая к доброте, взаимопомощи, сотрудничеству. Обеспечивает взаимосвязь семьи и школы.

 

 

Цель работы: создание условий для формирования экологически грамотной, социально - активной личности, способной любить и бережно относится к окружающей природе.

Задачи работы:


1. Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

2.​ Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации;

3.​ Развивать творческие способности, трудовые навыки;

4.​  Формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам.

5.​  Информировать педагогов и учащихся школы о необходимости и правилах зимней подкормки птиц.

 

Категории участников проекта: учащиеся школы, родители и педагоги, воспитанники ДОУ.

 

Ожидаемые результаты: работа в проекте строится на вовлечении детей в творческую и природоохранную деятельность, в ходе реализации проекта предполагается развитие интереса и заботливого отношения к живой природе, формирование умений ведения природоохранной деятельности.

 Продолжительность проекта: краткосрочный - 1 месяц

Место проведения: школа, детский сад, прилегающая к образовательным территориям местность.

Возраст детей: 5-11 лет. 

 

Проект состоит из 3 этапов:

1.​ Подготовительный.

2.​ Реализация проекта.

3.​ Анализ результатов проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 этап - Подготовительный.

 

План работы.

 

 

Мероприятия, форма проведения

Цели

Сроки

Участники

1.​ «Наши пернатые друзья»:

1.1.​ Уроки окружающего мира;

1.2​ Кружок «Юные друзья природы»

1.3.​ Факультативы «Экология и краеведение»

Создать условия для формирования представлений учащимися о жизни зимующих птиц в нашей местности, об особенностях их поведения и питания.

В рамках всероссийской акции «Покормите птиц»

ноябрь - декабрь

Ученики начальной школы, учителя начальной школы, педагоги – организаторы.

2.​ «Птичья столовая»:

2.1. Уроки технологии;

2.2. Кружок «Умелые руки»;

2.3. «Семейные мастерские»

Создать условия для знакомства с различными технологиями изготовления и изготовление кормушек для птиц.

Ноябрь - декабрь

Ученики начальной школы, учителя начальной школы, педагоги – организаторы, члены семей.

3.​ Фотоальбом «Зимующие птицы нашего края»

3.1. Кружок «Юный фотограф»

Создание коллекции фотографий зимующих птиц нашей местности, оформление альбома.

Ноябрь - декабрь

Воспитанники кружка «Юный фотограф»

4.​ Конкурс рисунков и плакатов на тему «Покормите птиц!»:

4.1. Уроки изобразительного искусства.

4.2. Кружок «Юный художник»

Создание условий для развития творческой активности детей

Декабрь

Ученики начальной школы, учителя начальной школы, педагоги – организаторы.

5.​ Конкурс на лучшую листовку с призывами о необходимости зимней подкормки птиц.

5.1. Кружок «Юный художник»;

5.2. Кружок «Юные друзья природы»;

 

Создание условий для развития творческой активности детей, социально значимой деятельности.

Ноябрь

Ученики начальной школы, учителя начальной школы, педагоги – организаторы.

6.​ Конкурс стихов и сказок «Помогите, люди, птицам!»:

5.1. Уроки литературного чтения.

5.2. Кружок «Литературоведы»

Создание условий для развития творческой активности детей

Декабрь

Ученики начальной школы, учителя начальной школы, педагоги – организаторы.

7.​ Мастер-класс «Меню для птиц»:

6.1. Кружок «Юные друзья природы»;

6.2. Занятия по проектной деятельности в рамках ФГОС;

Создание условий для развития творческих и практических навыков детей

Декабрь

Ученики начальной школы, учителя начальной школы, педагоги – организаторы.

 

2​ этап. Реализация проекта.

 

Мероприятие «Благотворительный бал в пользу птиц».

Условия проведения: мероприятие организуется в течение всего дня для учащихся начального звена.

Оформление школы: на стендах висят рисунки и плакаты, изготовленные детьми на кружках.

Ход мероприятия:

1.​ Утром на линейке объявляется «Благотворительный бал». Сообщаются цели и задачи, хронограф мероприятия.

2.​ 1 урок- окружающий мир во всех начальных классах. Тема: Зимующие птицы нашей местности.

3.​ Вторые уроки по расписанию пронизаны тематикой «Помощь зимующим птицам» (тексты по русскому языку, задачи по математике, на уроках физической культуры дети на лыжах развозят подкормку для птиц по кормушкам, находящимся в парке и в лесу).

4.​  Динамическая пауза после 2 урока - во время на прогулки дети проходят по улицам территории района школы, раздают листовки  с призывом подкармливать птиц, зимующих в нашем районе и подарочные пакетики с кормом для птиц прохожим, сами заполняют «домики для птиц» едой.

5.​ После динамической паузы проводятся кружки:

​ Воспитанники кружка «Юные друзья природы» отправляются в детский сад с целью просвещения дошкольников полученными во время проведения акции знаниями, вручают подарочные пакетики для птиц, совместно высыпают содержимое в кормушки;

​ Юные фотографы дарят наглядные пособия -папку с фотографиями птиц изготовленными самостоятельно;

​ «Литературоведы» рассказывают стихи собственного сочинения.

​ Кружковцы «Умелых ручек» демонстрируют техники по изготовлению кормушек.

​ Для детей, оставшихся в школе, проводится мероприятие работниками библиотеки.

6.​ Далее - уроки по расписанию с тематикой мероприятия.

 

3этап. Заключительный.

После окончания мероприятий - для всех учащихся школы организован концерт воспитанниками кружка «Театральная студия», подведение итогов конкурсов, вручение грамот и подарков активным участникам проекта. Заканчивается все дискотекой.

 

Ожидаемые результаты.

Критериями эффективности реализации проекта станут:

1.​ Повышение экологической грамотности.

2.​ Приобретение навыков самостоятельной и групповой работы.

3.​ Повышение уровня социальной компетентности учащихся.

 

Показатели результативности выражаются в требованиях ФГОС к планируемым результатам освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования:

​ Сформированность мотивации к обучению и познанию;

​ Социальные компетенции;

​ Освоение универсальных учебных действий;

​ Освоение специфического опыта в предметной области Естествознание по получению нового знания, его преобразования и применения.

 

Система информирования о проекте:

1.​ Презентация

2.​ Публикации в СМИ

3.​ Школьный сайт

Жизнеспособность проекта.

Жизнеспособность проекта определяется его актуальностью во времени, так как он позволяет оптимизировать развитие ребенка на основе интеграции содержания образования, взаимодействия различных социальных структур и семьи, открытости образовательного учреждения.

 

 

Методические рекомендации.

Проект разработан для применения в условиях Школы полного дня в начальном звене. Применение отдельных элементов проекта, мероприятий возможно в условиях работы традиционной модели школы в рамках акции «Покормите птиц», недели экологии и др. Утверждение проекта, внесение коррективов происходит на методическом совете школы и методическом объединени учителей начальных классов в начале учебного года. Мероприятия проекта учитываются при составлении тематического планирования учебных предметов и внеурочной деятельности.

 

Литература

 

1.​ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение , 2011. – 33

Ф О Т О О Т Ч Е Т

Подарочные пакетики с кормом для птиц

Все сделали своими руками и подарили своим младшим товарищам по школе и детскому саду.

В 1 классе проводим беседу о необходимости зимней подкормки птиц.

В детском саду "Березка" 

 Семейное творчество "Птичий домик"

Кормушки пополняем кормом постоянно

Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Международная научная конференция "Геоэкологические проблемы современности"
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Федеральный
12 2012 Сертификат участника Международной научной конференции
2 Программа повышения квалификации руководителей ОУ
Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
108 2012 Свидетельство о повышении квалификации
3 Реализация требований ФГОС средствами УМК географии 5-11 класс
Учебно-методический центр "Школа 2100"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
12 2012 Сертификат участия в работе краткосрочных курсов
4 курсы повышения квалификации учителей географии и биологии
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
144 2010 ...2010 Удостоверение о повышении квалификации
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 696558393.jpg Диплом призера Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства "Школа полного дня"
Копии документов
Файл Описание
Нет данных
Методическая деятельность (текст)

  Целью моей работы является создание комплекса организационно – педагогических условий для:

  • реализации компетентнотного подхода в образовании;
  • развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию исследовательской деятельности учащихся;
  • воспитание экологической ответственности и грамотности учащихся через практическую деятельность.

   Одним из необходимых условий целостности формируемых знаний является осуществление действенных межпредметных связей, которые прочно вошли в мою практику.  Мой опыт работы по реализации данной деятельности представлен в сборнике статей «Наша школа. Педагогическая мастерская» по материалам научно – практической конференции (г. Владимир, 10 февраля 2010 г.), участником  которой я являлась.

   В своей работе я использую личностно-ориентированный,  деятельностный подход к обучению, который реализуется, через следующие педагогические технологии:

Проблемное обучение. Я стараюсь не сообщать детям выводы науки, а по возможности подвести их к «открытию», сделать соучастниками научного поиска. Ученики попадают в «ловушки», высказывают различные мнения, предлагают разные способы выхода из проблемы. Это плодотворно влияет на отношение школьников к учению. Повышает их познавательную активность.

Данную технологию использую и во внеурочной работе при выполнении с учащимися исследовательских работ, закладывании опытов на пришкольном участке.

Групповая работа. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся с ней ученику как с моей стороны, так и со стороны одноклассников. При этом помогающий получает не меньшую помощь. Поскольку его знания конкретизируются и закрепляются при объяснении своему товарищу.

Проектные технологии. Основной формой работы по методу проектов является групповая работа, но иногда ребята выбирают индивидуальные работы. Этот метод я использую во внеклассной работе по разработке и благоустройству экологической тропы, при проведении предметных недель по биологии и географии (10 кл. работал над проектом «Здоровое питание школьников» целью которого являлось исследование качества питания школьников и привлечения внимания учащихся к проблеме состава их пищевой корзины», а также на уроках в профильных классах по географии.

 Защита проекта "Здоровое питание школьников"

 

Компьютерная технология обучения.

Широкое применение в моей деятельности нашли компьютерные технологии.

    За период педагогической деятельности я приобрела опыт использования элементов современных образовательных технологий и обобщила опыт на методическом объединении района учителей биологии по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии и биологии через современные информационные технологии».

   Спецификой моих предметов в большей степени является воспитание экологической культуры. В урочной и внеурочной деятельности я разрабатываю и осуществляю стратегию экологического образования и воспитания, при развитии у учащихся опыта в улучшении состояния природной среды, личного участия школьников в выявлении, изучении экологических проблем и содействии в их решении. Приобщаю учащихся к исследовательской работе. Результатом деятельности по выявлению экологических проблем нашей местности стали работы представленные в конкурсе юных исследователей окружающей среды.   Для обогащения процесса обучения краеведческим материалом и практической природоохранной работой в рамках современного стандарта образования в 2009 г. под моим руководством началось осуществление проекта «Экологическая тропа».

   25 декабря 2009г. стала участницей областной конференции по экологическому образованию «Экологическое образование: опыт, перспективы». На конференцию был представлен материал описания опыта работы по формированию экологической культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

  Эффективно использую возможности пришкольного учебно-опытного участка  для создания натуральных, наглядных и дидактических материалов, провожу опытническую работу с учащимися, прививая интерес к природе и развивая творческие способности. 

 Наглядное пособие по общей биологии

    По моей инициативе на пришкольном участке началось оборудование школьной географической площадки с дистанционной метеостанцией.

    В 2009г. УОУ стал победителем в районном конкурсе – смотре пришкольных УОУ.

  Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

  • создание благоприятного психологического климата на уроках;
  • формирование устойчивой мотивации  у учащихся разных категорий;
  • включение учеников в исследовательскую и природоохранную деятельность.

Перспективу своей дальнейшей работы вижу в поиске и внедрении в свою деятельность качественно новых методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразие научных знаний в единую систему, но и сформировать у учащихся компетенции, необходимые для жизни в современном мире.

 Мои публикации в сборниках

выпускаемых Владимирским институтом повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой

Из опыта работы учителя географии и биологии

МОУ Волосатовской средней общеобразовательной школы

Селивановского района Владимирской области

Андреевой Татьяны Евгеньевны

 «Межпредметные связи в системе профильной школы»

 

     Одним из приоритетных направлений в моей работе  является внедрение в урочную деятельность межпредметных связей. Большой акцент в реализации межпредметных связей я делаю на классы обучающиеся на социально – экономическом профиле на уроках географии и биологии, согласно методической теме школы «Самореализация учителя и ученика в системе профильной школы».

    Специфика предмета географии дает возможность интегрирования со многими предметами: биологией, экологией, экономикой, историей, обществознанием, химией, физикой, ОБЖ, математикой, что позволяет повысить качество знаний учащихся,  развивить интерес к предмету, расширить научный кругозор. Межпредметные связи помогают увидеть целостность географической оболочки, в которой часто трудно установить границы между химическими, физическими, историческими процессами и явлениями. Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью  появляется возможность совершенствовать содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. 

   На уроках географии профильных групп активно внедряю материал из учебников истории при  изучении многих тем, например: «Этапы формирования политической карты мира», «История развития стран Зарубежной Европы», «Историко – географическая характеристика Азиатского региона», «Цивилизации Востока», «Особенности национального и религиозного состава населения» и другие.

   При знакомстве с любым географическим объектом затрагивается его историческое прошлое. В качестве наглядного материала часто используются на уроках карты из кабинета истории, документальные материалы, фрагменты из фильмов, информация СМИ и сети Интернет.

    Нередко на уроке географии находится возможность связи с несколькими предметами.

    В своей практике использую опережающее домашнее задание. На уроках введения в тему курса привожу обзор проблемных вопросов, заданий, которые учащиеся получают на индивидуальных карточках, и сообщаю источники информации, с которыми необходимо работать. Таким образом, на последующие уроки в изучаемой теме учащиеся приходят достаточно подготовленными и владеющие необходимой информацией для проведения нетрадиционных форм уроков: урок – диспут, урок – конференция, урок – семинар. В данном случае реализуется личностно – деятельностный подход, который проявляется  в учете субъектного опыта школьника, в разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, способы деятельности. Такой подход способствует развитию механизмов самореализации учащихся при разрешении учебных ситуаций. И историко -  проблемный подход, позволяющий рассматривать эволюцию отношений человека к природе, хозяйственной деятельности человека в единстве с историческими судьбами людей, заселяющих определенную территорию.

    На уроках обобщения собирается обширный материал из группы «За пределами учебника географии», в котором можно найти элементы всех школьных дисциплин.

    Особая роль отводится связи географии с экологией и краеведением, так как эколого – краеведческое образование является приоритетным направлением программы школы, но отдельного предмета «экология» нет. Интегративный подход с экологической наукой обусловлен ее спецификой, предполагающий интеграцию различных научных областей,  и введение в курс междисциплинарных понятий, несущих ценностную нагрузку: экологическая культура, нравственный императив, охрана природы, разносторонняя связь человека с природой, универсальная ценность природы, экологическая этика, глобальная этика и др.  Интегративный подход позволяет познакомить учащихся с экологической культурой, как новой социальной реальностью. Он способствует обеспечению тесной связи обучения с жизнью, оказанию влияния на становления личности, способной воспринимать разнообразие культурных миров, способов взаимодействия человека с природой.  Большое поле деятельности для использования межпредметных связей с экологией предоставляют разделы «Природопользование и геоэкология», «Глобальные проблемы человечества», «Природа и человек в современном мире». При этом важное место занимает экологическая практика, ведущим методом которой становится исследование и решение проблемных ситуаций в конкретном окружении. По итогам эколого – краеведческих  практических работ оформляются исследовательские работы, которые ученики представляют на школьных и районных научных  конференциях.

   Предмет «биология» не является профильным в  социально – экономической группе, с которой я работаю. Поэтому, материал каждого урока я пытаюсь связать с географией.

   При изучении темы «Антропогенез» учащиеся получают опережающее домашнее задание по поиску материала из различных источников о взглядах на происхождение человека в различных штатах Америки. Так как в региональной  географии параллельно предстоит изучение  США. Ребята находят много интересной информации, касающийся преподавания эволюционного учения в США.  Оказалось, что и в настоящее время в штате Миссури в школах запрещено преподавать эволюционную теорию происхождения человека. В штате Теннеси и некоторых других закон действовал до 1963 года, в штате Арканзас до 1968 года. На основе изученной документальной информации несколько ребят разыгрывают сценку «В суде», где подсудимым является учитель, незаконно преподающий в школе штата Теннеси теорию эволюционного происхождения человека. В данном случае у учащихся при подготовке и демонстрировании сцены происходит первоначальное знакомство с различными штатами Америки.

   Урок «Центры происхождения культурных растений» дает возможность вспомнить и закрепить знания географического положения и особенностей отдельных стран и регионов.

   Межпредметные «мостики» помогают формировать комплекс общеучебных умений, навыков, овладевать универсальными  способами деятельности:

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции, формулировании своих мировоззренческих взглядов;

- выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде;

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;

- конструктивное восприятие определенных явлений современной жизни, объемное определение своих возможностей и своего вклада в общий результат;

- владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной  деятельности.

  Результатом интеграции географической науки  с другими школьными предметами становится создание полной, целостной картины мира в котором живут школьники.

 

 Участие в V региональной научно-практической конференции

"Естественно-математическое образование в школе будущего: традиции и инновации"

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

 

       Новые стандарты заставляют менять структуру, содержание, технологии образования, устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. И если предметные требования можно реализовать средствами отдельных учебных предметов, то требования к личностным и метапредметным результатам образования могут эффективно реализоваться при совместном и согласованном воздействии  всех образовательных компонентов (учебных предметов,  элективных курсов, факультативов,  модулей, входящих в образовательную программу школы). Для реализации данных требований в социально-географических условиях нашей сельской местности, где школа является единственным образовательным центром в поселке, на который возложена  вся ответственность за развитие ребенка, возникла необходимость создания такого образовательного пространства, которое сможет объединить новое содержание образования, новые технологии обучения, воспитания и развития.
   Одним из способов дифференциации и индивидуализации образования за счет изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса было определено  внедрение в педагогическую практику модели школы полного дня. Обучение общеобразовательным предметам в ШПД организовано в одну смену. Вторая половина дня – это индивидуальные консультации, проектная работа, экскурсионная деятельность, работа блока дополнительного образования, общешкольные творческие дела и дела классов. Работа ведется по разным направлениям в зависимости от интересов учащихся, запросов родителей, социального заказа общества. Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам естественнонаучного цикла. Уменьшается число выпускников, которые хотят связать свое дальнейшее обучение с естественно-географическими, физико-техническими, или различными технологическими специальностями; снижается уровень их подготовки, а это наш будущий научно-технический потенциал. Результаты  международного исследования PISA[3], подтверждают то, что именно с формированием естественнонаучной грамотности большинства школьников наша система образования пока справляется неудовлетворительно. Изучив соответствия между критериями компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, и требованиями ФГОС к результатам образования в образовательной области «Естествознание», был намечен определенный маршрут, реализующий технологию интеграции дополнительного образования с урочной и внеурочной деятельностью. Первые шаги по формированию естественнонаучного мышления начинаются  с самых маленьких – учеников 1 и 2 классов (ФГОС)  в процессе проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, которая очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. Младшие школьники, не уступая  старшим, активно защищают свои проекты на школьной научно-практической конференции. Большая часть детей посещает кружок «Юный эколог», который рассчитан на практическую деятельность: участие в акциях «Помоги птицам», «Спасем елочку», «Возродим дубраву», «Сохраним родник», озеленение класса, проведение экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, способствующих развитию научного мышления, несущих предпосылки формирования метапредметных и личностных результатов обучения. Кружок «Я-исследователь» направлен не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющих знания, полученные в ходе учебного процесса на предметах естественно-научной области, приобщает к конкретным жизненно-важным проблемам:  «Красная книга в нашем лесу», «Спасем венерин башмачок». В 3 классе проводится факультатив «Экология и краеведение» здесь ребята, кроме теоретических знаний краеведческой направленности помогают в реализации общешкольного проекта «Экологическая тропа». Младшие школьники проводят мини-исследования экологического состояния территории, видового состава птиц, ведут наблюдения за муравьями, делают интересные фотографии, тем самым помогая старшеклассникам разрабатывать сценарии для экскурсионной программы и развивая свой естественнонаучный кругозор.  

   Для учащихся  среднего и старшего звена во второй половине дня организованы факультативные занятия, направленные на углубление,  обобщение и интеграцию знаний, полученных при изучении основ наук в урочное время. На факультативном занятии «За страницами учебника химии» учащиеся не только дополняют предметные знания, но и учатся планировать свои собственные исследования или эксперименты. Необходимо  заметить, что возможность самостоятельно планировать эксперименты представляется учащимся только при выполнении проектно-исследовательских работ, а такие работы по химии не являются обязательными, хотя и необходимы для формирования УУД в естественнонаучной области. Факультативные курсы «Подготовка к итоговой аттестации по биологии»  и «Готовимся к ЕГЭ по химии» направлены на развитие умения успешного выполнения тестовых заданий блока «С», что поддерживает интеграцию между урочной системой и дополнительным образованием по изучаемому предмету. Важным средством построения индивидуальных образовательных программ и маршрутов  естественнонаучного направления для старшеклассников являются и  элективные курсы. Они компенсируют достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов по физике, химии, биологии. Предоставляют учителям большую свободу для развития УУД, характеризующих  естестественнонаучные компетенции. Учебные программы учителя разрабатывают самостоятельно, с учетом требований ФГОС ООО, на высоком уровне реализуют проектные, исследовательские технологии, успешно применяют такие инновационные технологии как Мастер-класс, Кейс-метод. Требования к метапредметным результатам: умения создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы, определяющие одну из компетентностей естественнонаучной грамотности, прогнозировать изменения  естественнонаучного явления  на основе имеющихся научных знаний,  реализуются в программе  элективного курса  «Решение задач по физике». Таким образом, решается вопрос нехватки времени для организации деятельности учащихся по решению нестандартных задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, востребованности умений и навыков решения задач и формирования естественнонаучных УУД.

  Удачно включилось в работу системы ШПД по естественнонаучному вектору и Школьное научное общество. Участники секции «Естествознание» имеют успешный опыт участия в исследовательских проектах различного уровня - от муниципального до всероссийского.

    Для выявления и развития способностей одаренных детей, наша образовательная организация использует возможности совместной деятельности с МОУ ДОД «ЦВР». Благодаря такому сотрудничеству у учащихся появилось больше возможностей для развития естественнонаучной грамотности – это кружки «Юные друзья природы», «Цветоводство», «Туризм». Здесь продолжают развиваться такие формы и методы работы как:

- поисково-исследовательские (экологический мониторинг: «Экологическое состояние почв вдоль железной дороги п. Новый Быт.», исследование эволюционных проявлений  в природном окружении школы, экологическое исследование «Мусор в лесу», с последующей практической деятельностью по утилизации свалок, «Экологическое  состояние воздушной среды п. Новый Быт», др.).

- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов «Береги свою планету, ведь другой такой нет», фото-, видео- коллекции «По родным местам», поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей» и др.);

- игровые (экологические викторины, игры, спектакли, сетевые конкурсы);

- продуктивные (озеленение школьных рекреаций, озеленение поселка, уборка территории лесов лесопарковой зоны, окрестностей природного заказника «Колпь»).

Методический и технический уровень проведения занятий соответствует требованиям ФГОС. Создана необходимая информационная среда, Функционирует компьютерный класс, в котором 9 персональных компьютеров, интерактивная доска, имеется выход в Интернет. 100% учителей- предметников имеют индивидуальные компьютеры для быстрой обработки информации. 90% учащихся имеют дома компьютеры, что позволяет  выполнять необходимый объём  работ в  и домашних условиях.

    Все учителя, преподающие предметы естественнонаучного цикла прошли курсовую подготовку  по программе «Интел. Обучение для будущего» и имеют возможность организовать инновационную деятельность по созданию сетевых проектов.

    В школьной библиотеке  имеется энциклопедическая  и научно-популярная литература по образовательной области «Естествознание» включая электронные носители.

    Результат целенаправленной деятельности очевиден. Учащиеся школы –   победители и призёры районной олимпиады по биологии,  победители научно-исследовательских конференций районного и областного уровня, участники Всероссийских проектов.

   Компетентности естественнонаучной грамотности и метапредметные образовательные результаты формируют новое качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, поэтому и достижения этих результатов невозможно добиться, не выходя из рамок урочной деятельности. В свою очередь, владение метапредметными естественнонаучными умениями  позволяет более успешно решать  предметные задачи.

 

Библиографический список

  1. Пентин А.Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе естественнонаучных текстов. //Методист.- 2011. № 4.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов]. – Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
  3.   Материалы  международного исследования PISA  на сайте отдела оценки качества образования ИСМО РАО http://www.centeroko.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие работы учащихся
Год Количество участников Вид творческой работы
1 2013 1 Исследовательская работа "Изучение влияния очага массовогоразмножения звездчатого пилильщика - ткача на состояние сосновых насаждений Качаловского лесничества"
2 2013 1 Исследовательская работа по краеведению "Киргизские лепешки - традиционное блюдо моей российской семьи"
3 2010 10 Проект "Здоровое питание школьников"
4 2010 5 Проект "Путешествие по Селивановскому району"
Публикации детей
Год Автор Название публикации Название газеты, журнала
Нет данных
Просветительская работа
Год Тема Место
1

Комментарии

Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 Последняя

#1 Татьяна Евгеньевна, с днём рождения! Желаю вам позитива, энергии, успехов и благодарных учеников!
Людмила Афанасьева, дата: 28.01.2018 в 13:13  
#2 Татьяна Евгеньевна,рада приветствовать вас на нашем сайте. Неплохое начало.Мой вам + в копилку.Ждем ваших новых материалов. Успехов в оформлении! Заходите в гости.
Нина Булычева, дата: 26.02.2016 в 18:14  
#3 Татьяна Евгеньевна, С днем рождения! Желаю счастья и удачи, желаю радости, любви, чтоб даже сложную задачу решить играючи могли. Ученики, чтоб обожали, директор грамоты дарил, коллеги, чтобы уважали, а дома, чтоб покой и мир.Заходите в гости. Буду признательна за комментарии и оценку.
Любовь Хабарова, дата: 28.01.2016 в 23:06  
#4 Татьяна Евгеньевна, здоровье ваше будет пусть таким же крепким, как морозы! И не коснется сердца грусть, а на душе пусть будут розы цвести! И вьюга за окном Вам праздновать не помешает, я скажу Вам – с рожденья Днем! И счастья пожелаю
Елена Фотеева, дата: 28.01.2016 в 18:47  
#5 Татьяна Евгеньевна, с днем рождения! Желаю крепкого здоровья, удачи, благополучия, добра, радости, любви, счастья, хорошего настроения, улыбок, ярких впечатлений. Пусть тепло и уют всегда наполняют Ваш дом, пусть солнечный свет согревает в любую погоду, а желания исполняются при одной мысли о них.
Марина Куприянович, дата: 28.01.2016 в 13:16  
#6 Татьяна Евгеньевна, От всей души поздравляю с Днём рождения и желаю, чтобы каждый день жизни был наполнен оптимизмом, свежими идеями и интересными встречами, пусть всегда будет крепкое здоровье и бодрое настроение.
Валентина Фролова, дата: 28.01.2016 в 10:03  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы