моих комментариев 0
блогов 0
сообществ 0
учебных материалов 2
статьи 0
мастер-классов 0
экскурсий 0
дискуссий 0
новостей
13 023
просмотра
|
66
комментариев
|
830
место в рейтинге
|
|
Фамилия | Плутова |
Имя | Наталья |
Отчество | Викторовна |
Дата рождения | 20.7.1974 г. |
Пол | Женский |
Гражданство | Российская Федерация |
Место жительства | г. Дзержинск |
Контактный телефон | Не указано |
Место работы | МКОУ Средняя общеобразовательная школа № 24 города Дзержинска Нижегородской области |
Юридический адрес | 606026. Россия, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Марковникова, д.19 |
Образование | высшее |
Специализация | филология, менеджмент в системе образования |
Трудовой стаж | 22 года |
Педагогический стаж | 22 года |
Учебная нагрузка | заместитель руководителя ОО, 11часов |
Квалификационная категория | высшая, первая |
Дата присвоения категории | 2009г., 2011г. |
Дата начала ведения портфолио | 2012 |
Трудный подросток – беда или вина школы
Материалы к педагогическому совету
(подготовила зам. директора по ВР, Плутова Н.В.)
Деятельность педагогического коллектива МОУ СОШ № 24 по вопросу профилактики асоциального поведения обучающихся строится на основании нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и локальных актов ОУ.
- Нормативно-правовые документы по вопросам профилактики
- Закон РФ № 3266-1 «Об образовании» (ст.32, п. 3.3)
- ФЗ от 08.01.1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психоактивных веществах»
(гл. 1, ст. 10; гл. 4, ст. 20; гл. 6, ст. 40; гл.7, ст.54)
- ФЗ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (гл.1 ст.1; гл.2 ст. 9)
- ФЗ от 10.07.2001г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (ст. 5, п. 5)
- ФЗ от 24.06.1999г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (гл.1, ст.1, 5; гл.2, ст.14)
- Приказ МО РФ от 28.02.2000г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»
- Письмо МО РФ, МВД РФ и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ от 21.09.2005г. № РФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях»
- Закон Нижегородской области от28.03.2002 г. № 16-ФЗ «О профилактике наркомании и токсикомании»
- Закон Нижегородской области от 09.09.2004 г. № 95-З «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области»
- Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»
- Приказ Управления образования Администрации г. Дзержинска от 22.02.2006 № 79-п «Об утверждении Плана мероприятий по профилактике асоциального поведения среди обучающихся на 2006 год»
- Методические рекомендации: Порядок взаимодействия образовательных учреждений с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации г. Дзержинска и подразделениями по делам несовершеннолетних УВД г. Дзержинска;
- Устав МОУ СОШ № 24
- Локальные акты МОУ СОШ № 24:
- Положение о Совете профилактики;
- Положение о порядке постановки и снятия с внутришкольного профилактического учета обучающихся;
- Положение о порядке постановки и снятия со школьного профилактического учета семей обучающихся;
- Положение о классном руководстве МОУ СОШ № 24;
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и применяет следующие основные понятия.
- Словарь
- Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
- Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц
- Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц
- Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними
- Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
Статьи ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», касающиеся деятельности образовательных учреждений:
Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения
П 2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
- Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
2. Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
3. Выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4. Обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5. Осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
П 4. Руководители и педагогические работники органов управления образованием и образовательных учреждений пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона:
1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2004 г. № 150-ФЗ, - Собрание законодательства РФ от 6 декабря 2004 г. № 49, ст. 4849);
2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2004 г. № 150-ФЗ, - Собрание законодательства РФ от 6 декабря 2004 г. № 49, ст. 4849).
Педагогический коллектив осуществляет профилактическую работу с обучающимися на всех возможных уровнях.
- Уровни профилактики
- Первичный уровень (работа со всеми детьми)–профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
- Вторичный уровень – ( работа с детьми девиантого поведения) раннее выявление и реабилитация социальных, педагогических и нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например, с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявлений такового в настоящее время.
Девиантное поведение одно из видов отклоняющегося поведения, связанное с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных групп.
Типичным проявлением девиантного поведения является:
- агрессия, вызов, своевольное и систематическое уклонение от учебы или трудовой деятельности,
- систематический уход из дома, бродяжничество,
- пьянство и алкоголизм детей и подростков,
- ранняя наркотизация и связанная с ней асоциальные действия,
- антиобщественные действия сексуального характера,
- попытки суицида.
- Третичный уровень – ( работа с диликвентами) решает специальные задачи, как устранение негативных проявлений, нервно-психических расстройств, сопровождающихся отклоняющимся поведением. Третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Делинквентное поведение, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки, детей и подростков которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижением ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
Типы делинквентного поведения:
- агрессивно – насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека;
- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательства, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду.
- Распространение и продажа наркотиков.
- Анализ работы школы по профилактике асоциального поведения
Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних специально организованный целенаправленный процесс, который педагогический коллектив школы осуществляет на основании:
- Плана работы по профилактике асоциального поведения среди обучающихся, находящихся в социально опасном положении на 2006 – 2007 учебный год;
- Совместного плана работы МОУ СОШ № 24 и 2 ОМ УВД г. Дзержинска на 2006 – 2007 учебный год;
- Плана работы Совета профилактики МОУ СОШ № 24 на 2006 – 2007 учебный год;
- Договора о сотрудничестве с МОУ ПМС - центром
Кадровое и материально – техническое обеспечение
- В 2006 – 2007 учебном году воспитательную деятельность с обучающимися осуществляют 19 классных руководителей. Данная категория работников имеет большой педагогический опыт. Стаж работы в системе образования составляет от 12 до 25 лет.
- МОУ СОШ № 24 укомплектована кадрами, занимающимися воспитательной работой: заместители директора по УВР и ВР, педагог – психолог, социальный педагог, старшая вожатая, библиотекарь и педагоги дополнительного образования. Следует отметить, что заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог работают в МОУ СОШ № 24 с 2005 – 2006 учебного года.
В школе имеется материально-хозяйственная база для осуществления воспитательной работы:
- Актовый зал;
- Спортивный зал;
- Кабинет психолога;
- Кабинет социального педагога;
- Комната школьника;
- Музей боевой славы;
- Пост № 1;
- Библиотека.
Формы работы педагогического коллектива по профилактике
Педагогический коллектив школы использует разнообразные формы работы по профилактике асоциального поведения:
Первичная профилактика (работа со всеми детьми и родителями)
- Организация занятости обучающихся во внеурочное время.
В работу по первичной профилактике включена старшая вожатая – Пырьева М.А.
В детских общественных организациях в школе занято - 130 человек (95 человек в начальной школе и 35 человек обучающихся второй ступени);
В органах ученического самоуправления занято 52% обучающихся. Из них, стоящих на профилактическом учете – 7%;
В 2006 – 2007 учебном году в МОУ СОШ № 24 осуществляют свою деятельность объединения дополнительного образования по 6 направлениям: социально- педагогическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, техническое;
Всего в учреждениях дополнительного образования занято – 301 человек ( 73%),
в том числе в школе – 162ч (40%), из них, состоящих на профилактическом учете в школе и ОПН – 14ч, что составляет 82,3% от состоящих на учете, из них из семей группы социального риска – 8 ч. (61%);
Кроме того, обучающиеся 1 – 11 классов вовлечены в разнообразные активные формы воспитательной работы.
- В целях исполнения Закона РФ «Об образовании», в частности получения основного общего образования в МОУ СОШ организовано индивидуальное обучение, в том числе и для детей, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на профилактическом учете.
В 2005 –2006 учебном году на индивидуальном обучение по медицинским показаниям обучалось - 6 человек, в 2006 – 2007 учебном году – 4 человека;
- Правовое просвещение обучающихся и родителей ведется педагогами школы и инспекторами 2ОМ ОДН;
С 2005 – 2006 учебного года стал традиционным единый день правовых знаний, который проходит 1 раз в четверть, а так же День инспектора – 1 раз в неделю.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, беседы, консультации специалистов школы и др. учреждений).
Вторичная профилактика (работа с детьми девиантого поведения)
- Заседания Совета профилактики школы;
- Административные выходы в семьи социального риска с целью обследования материально – бытовых условий проживания с целью оказания дальнейшей помощи;
- Консультативная помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- Ежедневный контроль за посещаемостью занятий и успеваемостью детей «группы риска».
Третичная профилактика (работа с деликвентами)
- Сотрудничество с детским приютом для несовершеннолетних;
- Сотрудничество с ПМС – центром;
- Сотрудничество с ЦРН «Лесная сказка»;
- Сотрудничество с ОДН 2ОМ.
Взаимодействие с городским социумом
В целях реализации плана профилактики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на 2006 -2007 учебный год МОУ СОШ № 24 осуществляет взаимодействие с рядом учреждений, с которыми осуществляется совместная профилактическая работа по первичной, вторичной и третичной профилактике. (см. схему Приложение № 1).
Просветительская работа с обучающимися и родителями осуществляется совместно с наркологическим диспансером, УДОД, 2 ОМ ОДН
Методическая работа с педагогическими кадрами осуществляется совместно с МОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и методического сопровождения», МОУ ПМС-Центром.
Оказание социальной и материальной поддержки семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации ведется совместно с УСЗН.
Оказание медицинской помощи и организация индивидуального обучения по медицинским показаниям совместно с поликлиниками и наркологическим диспансером.
Организация досуга обучающихся совместно с УДОД и учреждениями культуры города.
Данные мониторинга за 3 года
по стоящим на профилактическом учете детей в школе и ОДН .
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Совершили преступления |
1/1 |
1/1 |
2/2 |
20.1 |
7 |
3 |
- |
20.20 20.21,20.22 |
2 |
3 |
8 |
Состоят на учете в ОДН |
9 |
11 |
11 |
Состоят на внутришкольном учете |
23 |
19 |
19 |
- Работа в группах
В целях исключения затруднений у классных руководителей по использованию форм профилактической работы на различных уровнях профилактики (первичном, вторичном, третичном) предлагаю членам педсовета разделиться на группы и выполнить работу по формированию банка данных форм воспитательной работы по основным направлениям воспитательной деятельности: культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая культура; художественная культура; физическая культура.
Для удобства работы каждой группе будут выданы памятки с теоретическим материалом (Формы воспитательной работы, функции классного руководителя, типы уровней профилактики) и таблица «Формы воспитательной работы» по профилактике для заполнения (см. Приложение № 4).
Памятка для работы в группах
Форма воспитательной работы – основной компонент организации воспитательного процесса, регулирующий отношения педагогов и учащихся
- Индивидуальные (беседы, консультации, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы, др.)
- Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)
- Коллективные (конкурсы, спектакли, походы, слеты, соревнования)
- Функции:
- Организационно-координирующая (обеспечение связи общеобразовательных учреждений с семьей, установление контакта с родителями, проведение консультаций, бесед, взаимодействие с педагогами, организация в классе образовательного процесса и воспитательной работы и др.)
- Коммуникативная (регулирование межличностных отношений между уч-ся, установление их взаимодействия с педагогами, содействие общему психологическому климату)
- Аналитико-прогностическая (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, определение состояния развития коллектива класса)
- Контрольная (контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий каждого обучающегося)
Члены педагогического совета работают в группах, заполняют таблицу Приложение № 4.
- Работа по профилактике асоциального поведения обучающихся целенаправленный, системный процесс, в который включены все школьные специалисты и педагоги. Поэтому в работе педагогического коллектива необходим механизм действий для систематизации деятельности не только классных руководителей, но и педагогов-предметников, школьных специалистов, педагогов дополнительного образования и администрации школы. Предлагаю членам педагогического совета рассмотреть алгоритм действий классного руководителя в работе с обучающимися асоциального поведения, который представлен в Приложении № 2, 3.
Проект решения
- Использовать в работе классных руководителей формы по первичной, вторичной, третичной профилактики. (Приложение № 4)
- Утвердить алгоритм действий классного руководителя в работе с обучающимися асоциального поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2