Содержание блога будет иетересно всем, кто занимается самообразованием. (Редактирование блога состоялось в 2022 году).
Профессиональное выгорание,
или Как сохранить здоровье и "не сгореть" на работе
Продолжение блога. 21.03.2016
Вебинар
Техники и приемы эффективной защиты от манипуляций и психологического давления. Как помочь себе и подросткам?
Шевченко Светлана Игоревна, психолог-консультант, тренер, старший преподаватель МПГУ, автор книги «Родители и подростки навстречу друг другу», директор направления социально-образовательных проектов и программ компании «Искусство Тренинга»
Продолжение блога. 12.02.2016
Как справиться со стрессом и эмоциональными нагрузками
Был проведен и завершился 12 февраля 2016 в 17:30
Ведущий:
М. Чибисова
кандидат психол. наук, доцент МГППУ, главный редактор журнала «Школьный психолог» ИД «Первое сентября»
Работа с людьми требует огромных эмоциональных сил. Но что произойдет с учителем, когда изо дня в день в течение учебного года он выкладывается и не находит возможности восполнить затраченные ресурсы? Как справиться со стрессами, эмоциональными и физическими нагрузками на работе расскажет автор. На вебинаре слушатели узнают о конкретных методах и приемах работы со своим состоянием.
2. деперсонализация:
- утрата "чувства Я", обезличивание;
Специалист считает, что от него ничего не зависит и отказывается от самостоятельных решений. Для него становится привычны конформизм и зависимость от других (начальства, коллег...)
В педагогике с обезличиванием связан субъект-объектный подход к обучению и воспитанию.
Осуществляя "автоматическое профессиональное функционарование" специалист манипулирует людьми, а если они "не поддаются", раздражается или обижается.
3. Редукция (обесценивание) своих профессиональных достижений может проявляться:
- как тенденция негативно себя оценивать и занижать свои профессиональные достижения;
- как негативное отношение к "объектам" своего труда и профессиональным обязанностям.
Зачастую специалист становится чрезмерно ранимым и мнительным:
к нему предъявляют чрезмерные требования и не ценят его труд.
Продолжение блога. 20.07.2015
страница 4
Психологи выявили ряд симптомов, кторорые могут указывать на "профессиональное выгорание":
= усталость;
= утомление;
= истощение;
= бессоница;
= пищевые нарушения.
Симптомы проявления личностных особенностей:
=негативное отношение к клиентам; = злоупотребление кофе, ....;
= скудность репертуара рабочих действий;
= агрессивные чувства по отношению к клиентам (раздражительность и гнев);
= негативная "Я-концепция"; = упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, чувство бессмысленности);
= переживание зависимости от людей и обстоятельств.
Продолжение блога. 22.08.2014
Модульные курсы «Навыки профессиональной и личной эффективности»
Педагогический университет «Первое сентября». Лицензия 77 №000349, рег. №027477 от 15.09.2010, выдана Департаментом образования г. Москвы
Профессиональное выгорание,
или
Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе
Модуль посвящен проблеме, важной для каждого, кто работает с людьми, – как не сгореть на работе? Его основная цель — психологически подготовить слушателей к встрече с трудностями профессионального общения, вооружить их знаниями и умениями, позволяющими быть устойчивыми к профессиональному выгоранию.
Анализируя путь, который прошло изучение феномена профессионального выгорания в зарубежной и отечественной психологии, автор помогает слушателям освободиться от гипноза мифов и «страшилок» о выгорании и предлагает собственный подход к пониманию этого феномена и его профилактиктики.
Одним из наиболее важных "пусковых механизмов" выгорания - сужение жизненного пространтсва личности лишь до профессиональной деятельности. Если работа становится главной ценностью и смыслом всей жизни человека, она обедняет личность.
Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе
Модуль посвящен проблеме, важной для каждого, кто работает с людьми, – как не сгореть на работе? Его основная цель — психологически подготовить слушателей к встрече с трудностями профессионального общения, вооружить их знаниями и умениями, позволяющими быть устойчивыми к профессиональному выгоранию.
Анализируя путь, который прошло изучение феномена профессионального выгорания в зарубежной и отечественной психологии, автор помогает слушателям освободиться от гипноза мифов и «страшилок» о выгорании и предлагает собственный подход к пониманию этого феномена и его профилактике.
В процессе освоения содержания модуля слушатели:
познакомятся с современными представлениями о профессиональном выгорании;
узнают об основных стадиях выгорания и особенностях психических состояний на каждой из них;
освоят навыки самодиагностики (смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других);
освоят методы и приемы самопомощи (помощи себе и другим) в ситуациях профессионального стресса.
Особенность модуля – единство теории и практики. Включенные в его содержание задания и упражнения могут оказаться полезными при самодиагностике, а также развитии умения регулировать свои эмоциональные состояния, принимать взвешенные решения и, конечно, любить и принимать жизнь во всем многообразии ее проявлений.
#9 Каждый учитель на "УчПортфолио" - это кладезь педагогического опыта, которым он рад поделиться с коллегами! Как здорово, что мы здесь не только систематизируем результаты своего труда,общаемся, но и учимся друг у друга, заряжаемся энергией, и поэтому профессиональное выгорание нам не грозит!
#10 "Сгореть" на работе нам, учителям очень просто, и никакие модули тут не помогут(правда, это мое субъективное мнение), но и быть амебными нам никак нельзя. Просто надо найти золотую середину, чтобы и детям было хорошо с учителем, и учителю с детьми.
#11 В который раз благодарю Наталию Георгиевну Осухову за рождение модульного курса. Как он помогает мне в сложных ситуациях: в профессиональных и в бытовых. Самое интересное, что проходила модульный курс для реализации полученных знаний в профессиональной деятельности, в том числе, для участия в конкурсах, для прохождения аттестации, а оказалось, что приобретённые знания - каждый день на защите моего здоровья.
#13 Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности, организационные моменты педагогической деятельности и ответственность перед администрацией и родителями за результат своего труда провоцирует возникновение расстройств и психических заболеваний.
#14 Профессиональное выгорание настигло меня после 10 лет работы в школе. Скажете, рановато? На первый взгляд, это именно так. Но... Когда в жизни во всех сферах рушится, об этом как-то не задумываешься. Тогда, уйдя из школы в связи с переездом и невозможностью устроиться в школу на новом месте, я думала, что эта страница моей жизни перевернута и закрыта. Ан нет!Время лечит, и пути-дороги снова привели меня в педагогику. Я извлекла уроки, думаю, что прежние ошибки больше не повторятся.И вот уже 5 лет у меня снова есть силы и желание работать.
#15 Очень актуальная тема затронута в блоге! Наверное, каждый из нас в трудных ситуациях в профессиональной деятельности (а они у всех были)себя спрашивал: а не "выгорела ли" я уже? И, скорее всего, каждый отметит у себя три компонента выгорания, указанные в блоге. Сейчас, к сожалению, у большинства учителей работа отнимает много времени, обедняя нашу жизнь. А ведь это так важно, чтобы интересы учителя не ограничивались только работой. Иначе что он сможет рассказать ребёнку о жизни? Я всё-таки надеюсь, что должно что-то измениться в системе образования, чтобы учителю оставалось время и на работу, и на личную жизнь.Может быть, такая надежда и даёт "сгореть". Хотя познакомиться с советами специалистов будет не лишним.
#16 Я на сайте почти 3 года, и сейчас, спустя это время абсолютна согласна с мнением автора блога о том, что "Учпортфолио" - это верная модель предотвращения профессионального выгорания.
#18 Очень актуальная тема. Мы подчас стараемся избегать её, думая, что нас это не коснется. Но увы... И я согласна с коллегами, что работа на сайте "Учпортфолио"- одна из моделей избежать синдром педагогического выгорания.
#19 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какой нужный важный блог в конце учебного года, когда мы почти все уставшие Очень актуальная тема. Каждый из нас хотя бы временно сталкивался с такой проблемой. Не секрет, у всех бывают такие моменты. По словам Татьяны Михайловны " Удивительно, но "Учпортфолио" - это верная модель предотвращения профессионального выгорания"! И это верно! Я нахожу тут поддержку коллег с огромным опытом, чувствую их тепло, понимание. Прочитаешь добрый комментарий, хороший добрый стих с пожеланиями, увидишь, как работают другие коллеги - возвращаешься к жизни! Давайте поддержим друг-друга, будем общаться, научимся обсуждать возникшие проблемы вместе со своими коллегами, которым доверяем. А не будем ругаться, обсуждать и осуждать кого-то! Мне этот сайт очень нравится. Быстренько что-то поменяешь, создаешь красоту, сама себе поднимаешь настроение! Поднимаешь настроение и другим своим добрым общением! Спасибо большое Вам, Татьяна Михайловна, за такой блог! Удачи Вам во всём!
#20 С удовольствием познакомилась с материалом, правда меня уже мало чем можно удивить, а уж вывести из себя или заставить нервничать по какому либо поводу почти исключено. Мудрость приходит с годами, и я в этом полностью уверена. А вот для моей молодежи: детей личных, снох, хотя они занимаются не на педагогической деятельностью материал действительно может быть полезен. Татьяна Михайловна очень нужный материал блога, особенно считаю для молодежи.
#21 Спасибо за приглашение в блог, Татьяна Михайловна. Тема, действительно, всегда актуальна. Я согласна со всеми коллегами. Работа не должна быть на первом месте. Семья, увлечения, творчество, общение с приятными людьми... Спокойствие, жизненная мудрость, философское отношение к работе и жизни уберегут человека от сильного эмоционального выгорания. "Творчество - путь к успешности", я бы ещё добавила: творчество - работа души, своеобразный "уход"от выгорания. И замечательно, что здесь, на Учпортфолио, есть не только работа, но и общение, творчество. Согласна с Залифой Шакуровной в том, что добрые отношения способны уберечь от стрессов. Всем приятно получать подарки и хорошие послания и слова. Закончить комментарий хочется словами Б.Окуджавы: "Давайте говорить друг другу комплименты"
#22 С интересом познакомилась с материалом блога. Тема блога будет актуально всегда.У меня работа занимает большое количество времени и как разгрузить себя не знаю. Время требует от педагога огромных энергозатрат.К концу года я чувствую полное энергетическое истощение. Несомненно, хорошие отношения между людьми, поддержка и распределение собственного времени помогают избежать данную проблему. Спасибо, Татьяна Михайловна, за блог, за размышления над темой.
#23 Татьяна Михайловна, большое спасибо за приглашение в блог! Тема, действительно, актуальная. Несколько лет назад на курсах повышения квалификации перед нами выступала психолог. хорошо помню, как она сказала, что "выгорание" наступает через 10 лет профессиональной деятельности. Летом прошлого года я отметила совершеннолетие педагогической деятельности. И как прежде я открыта ко всему новому и профессионально активна!
А еще, с точки зрения психологов, больше других профессиональному выгоранию подвержены те, кто: занимаются нелюбимым делом; люди, испытывающие внутренние противоречия, связанные с работой. Значит, надо работу превратить в хобби!
#24 Татьяна Михайловна, актуальная тема затронута в Вашем блоге. буквально вчера на ШМО учителей начальных классов мы обсуждали её. Хорошее предложение превратить работу в хобби. Только как это сделать...
#25 Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья. С благодарностью к вам за то внимание и интерес, который звучит в ваших комментариях. Согласна, с каждым из вас и поддерживаю вас в солидарности: "Давайте укреплять наше профессиональное и дружеское общение, хотя бы сначала виртуально. Будем продолжать интересоваться успехами друг друга. Да не оскудеют наши слова в поддержке другу друга".
#26 Согласна с Галиной Георгиевной, что работа не должна быть на первом месте, но не получается. Всё равно она занимает большую часть времени. Я к этому уже привыкла, привыкла и моя семья. Не скажу, что у меня было "выгорание", но полная усталость наступила через 25 лет работы. Не хотелось ничего, были мысли уйти на пенсию, но жаль было бросать свой класс (2), решила довести до 4. А через два года появились новые силы, энергия, усталость прошла. Очень рада новым знакомствам на Учпортфолио. Согласна, что наше общение здесь поднимает настроение. Посмотрев, как работают другие, тоже хочется узнать что-то новое, и всё попробовать. Спасибо, Татьяна Михайловна, за такой блог!
#27 Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость. Спасибо Вам, Татьяна Михайловна, за замечательный материал блога, за заботливое отношение ко всем нам, участникам УчПортфолио, и к каждому в отдельности.
#29 Прекраснейшие советы на нужнейшую тему в жизни учителя. Гореть, а не тлеть! Такой девиз выбрали многие из нас. Или к счастью, или к сожалению. Кому как наверное. Но советы, с которыми Вы вышли с блогом к нам, очень ценны и заставляют нас задумываться о том, что нужно уметь контролировать свои эмоции и здоровье. Не гореть невозможно на нашей работе. Но нельзя же выгореть! Вы правильный вопрос подняли. И правильно нам подсказываете, как жить -0 как гореть и не выгореть. Что касается меня, я выбираю природу, прогулку в природу, тишину среди леса, или просто тишину в пути пешком, чтобы восстановить силы... Спасибо за советы и спасибо за приглашение.
#30 Татьяна Михайловна, просматривала ваши материалы, училась оформлению и вот нашла блог, который очень актуален для учителей, особенно, в конце учебного года. Читаю, как-будто про себя! Как много мы тратим своего здоровья, энергии на абсолютно не важные для нас вещи! Выкладываемся на работе, а многие просто сгорают на ней. Я тоже стараюсь наслаждаться каждым прожитым днем, в первую очередь думать о своей семье, своих родных. Но, к сожалению, учителя такой народ, который даже в праздники не могут не думать о работе. Так что этому искусству мне придется еще учиться! Спасибо Татьяна Михайловна, за полезные советы.
#31 Маргарита Анатольевна, здравствуйте. Маргарита Анатольевна, я согласна с вами, что уметь распределять свои интересы - это самое настоящее творчество и этому надо учиться, а вебинары "1 сентября" - хорошие помощники.
#32 Можно сказать, наиназревшая тема. Выгораем профессионально и при этом не выгореть - наша главная задача. Об этом каждый из нас должен помнить и важно каждому уметь контролировать за собой. Блог даёт хорошие советы. Поэтому не лишне здесь побывать и почитать Ваши советы. Спасибо.