С нами 13972 учителя, 4949 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Японская аппликация ТИГИРИ-Э
Просмотров: 1679, дата: 12.08.2016, автор: Юлия Пасынок

У японцев 6 времен года, в отличии от остального мира, в двух словах -  + сезон дождей цую, (6 недель), и аналог нашего бабьего лета. По сравнению с нашим этот период весьма продолжительный и регулярный. По-японски есть, по крайней мере, два названия этого сезона - akibare (Осенняя прозрачность) и nihonbare (Японская ясность). Это время года дает сухую солнечную погоду после окончания периода тайфунов и продолжается вплоть до зимы.

Стоит ли удивляться, что импрессионизм у них тоже не такой, как у представителей другой художественной культуры. Он называются тигири-э . 

Техника тигири-э состоит из разрывания окрашенной бумаги ручной работы и приклеивания ее на основу. В результате из множества мелких кусочков получается картина, которая имеет двухмерное изображение. Картины, сделанные в стиле тигири-э, выглядят очень необычно, это что-то среднее между аппликацией и живописью. Делают такие коллажи из бумага васи, которая обладает удивительными свойствами, благодаря бумаге васи эти картины притягательны и оригинальны. 
 

Васи (яп. 和紙) — традиционная японская бумага. Производится из волокон коры гампи (так называется несколько видоввикстремии), эджвортии золотистоцветковой (Edgeworthia chrysantha, в Японии называется мицуматой) или бруссонетии бумажной. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбукапенькириса и пшеницы. Часто её ошибочно называют «рисовая бумага».

Отличается высоким качеством: прочностью (практически невозможно порвать руками), белым цветом, а также характерной неровной структурой.

Использовалась для письма, оригами, оклеивания раздвижных дверей в традиционных японских домах (сёдзи), из неё делали одежду, украшения миокури (яп. 見送り) (или «васи-кандзаси») для дебюта учениц гейш, трафареты для окрашивания тканей, и не только. Сейчас используется, в основном, для японской каллиграфии.
Японскую бумагу васи, созданную более 11 веков назад, ЮНЕСКО признала историческим наследием человечества.

 


Картины в технике тигири-э сопоставимы с живописью, хотя никакие краски не используются в процессе их создания. На рисовую бумагу наносится контур деталей специальным карандашом, который легко смывается водой, и потом бумага рвется уже по этому контуру. На основу их картона наносится рисунок и наклеиваются кусочки. Из-за структуры рисовой бумаги края получаются мохнатыми. Многие художники цвет бумаги делают самостоятельно, используя растительные красители , цветные чернила или порошок пигментов.
 
 

Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия - саби, ваби, сибуй и югэн. Если первые три понятия своими корнями уходят в древнюю религию синто, то югэн навеяно буддийской философией, это недосказанность и красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. У всех вещей законченность плоха, лишь неоконченное дает радостное, расслабляющее чувство.. Задолго до художников французского импрессионизма японцы постигли его понятия - красота повседневности, простота, естественность и изменчивость.

Буддийское понятие югэн привело японское искусство к воспеванию изменчивости. Японцы смогли увидеть в недолговечности источник красоты. В русле этой эстетики у японцев появилось искусство тигири-э / чигири-э (Chigiri-e, ちぎり絵), это японское искусство коллажа или обрывной аппликации, название происходит от Chigiri - "рвать, отщипывать".


Техника обрывной аппликации является культурным наследием Японии. В период Хэйан картины тигири-э делали в сочетании с каллиграфией . Стихи были написаны на фоне на простой или цветной бумаге. В 11-м веке использовалась бумага белого или светло-голубого цвета. Темы работ различные, традиционно в период Хэйан включались китайские мотивы, которые часто использовались и в гравюре на дереве - трава, бамбук, вода. Эти темы используются до сих пор. Сочетание текстуры и прозрачности приводит к характерному многообразию красок. Тигири-э стала популярной формой искусства. Сейчас эта техника носит в основном декоративный характер.
 

Верно заметил писатель Дзюнъитиро Танидзаки «В то время как в европейской бумаге мы видим только предмет практической необходимости и ничего больше, при взгляде на бумагу китайскую или японскую мы воспринимаем от нее какую-то теплоту, доставляющую нам внутреннее успокоение».
 

Интересны история, технология и центры изготовления «васи».   Законченные Chigiri-e-коллажи  только благодаря бумаге  так притягательны и оригинальны.  В «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон (X в.) неоднократно встречаются упоминания о бумаге. Под заголовком «То, что радует» она отметила: «Удалось достать стопку бумаги Митиноку или даже простой бумаги, но очень хорошей. Это всегда большое удовольствие». Где бы не была произведена бумага «васи», она всегда несет на себе след и особенности страны, области, города и сырья.

 
 
 

Мне повезло побывать на выставке мастера тигири-э Огаты Сюнко.
Огата Сюнко является признанным мастером в области традиционного прикладного искусства. На выставках в Японии искусную мастерицу не раз отмечали наградами. Некоторые ее работы были переданы в дар мэриям городов Саппоро и Китами, а полотна украшают стены административных и общественных зданий в Саппоро, где она живет.

Являясь членом исследовательского общества техники тигири-э, г-жа Огата ведет программы на телевидении, а также тематические лекции и семинары на родине и за рубежом. Впервые она посетила Россию со своей выставкой год назад, и это был город Новосибирск. Но встреча с Сахалином для жительницы Страны восходящего солнца стала особенной.

Все своими руками. Выставочные проекты

 

На открытии выставки в островной столице Огату Сюнко не случайно назвали сахалинской художницей. Почти 70 лет длилась ее разлука с малой родиной, куда она вернулась через столько лет.

До приезда со своей экспозицией в Южно-Сахалинск Огата Сюнко побывала в Долинске, Холмске и Томари. Получилась небольшая экскурсия по городам детства.

– Я родилась в Долинске перед войной. Отец был железнодорожником, поэтому семья часто меняла место жительства, – рассказывает г-жа Огата. – Младший брат родился в Красногорске, где мы прожили год, а потом переехали в Томари. И вот через 68 лет я впервые посетила места, где родилась и училась. В Холмске узнала улицу, где находилась наша школа, в которую я пошла в первый класс и отучилась два года. После войны нам сразу не удалось уехать в Японию, и мы около двух лет жили с русскими людьми. Это было доброе соседство. И сейчас меня радует теплый прием сахалинцев. Я очень рада побывать на Сахалине – как будто вернулась в свое детство…

 

Тигири-э Огата Сюнко занимается с 1975 года. Само направление появилось в Японии в шестидесятых, однако сегодня очень мало людей знают о том, что из рисовой бумаги можно делать такие полотна. Так что Огата-сан является одной из немногих мастериц, работающей в необычной технике. Кстати, вручную эксклюзивный материал изготавливают только шесть мастерских в Японии, остальные фабрики делают ее на специальном оборудовании.

Из цветных кусочков художница создает не только картины, но и рисовую одежду, а также расписную посуду. Пиалы для саке, декоративные сервизы впечатляют ценителей японского мастерства. Помимо аппликаций, Огата Сюнко владеет еще одним искусством – сделанные ею изумительные броши и серьги выглядят так, как будто над ними корпели лучшие ювелиры страны.

– Хорошо, что в свое время у меня не было учителя, навязчивого авторитета, – признается мастер. – Благодаря этому воплощала в реальность только те идеи и только таким образом, как нравится мне. Когда есть учитель – он давит на тебя, заставляя подстраиваться под какие-то нормы. Я же считаю, что в творчестве важна свобода, постоянная импровизация – тогда видно стиль мастера, и то, что он хотел выразить в своих работах. Любовь к искусству привил отец, он был художником. Переняв от него основы, дальше училась сама. Теперь на выставках люди могут оценить, насколько мне это удалось.

Огата немало времени тратит не только на создание картин, но и на подбор красок, сочетаний цветов и фигур. Художница выбирает самые разные темы: японские пейзажи, мимолетная красота цветов, птицы, парящие в облаках, животные. Людей в своих работах она изображает с особым трепетом. Портреты должны получиться чувственными, будто живыми, ведь на каждом лице читаются свои эмоции.

– Сейчас молодежь увлекается искусством фотографии, но, когда смотришь на фото, не видно души автора, – считает японская художница. – Когда же видишь ручные работы, видно, что хотел вложить мастер, какими чувствами он был одержим в момент создания картины.

На выставке представлено более 170 работ в технике тигире-э, от больших до миниатюрных. На создание некоторых из них уходит много времени - до нескольких месяцев.
































 

Источники:
http://tanjand.livejournal.com/94109.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8
http://skr.su/news/261632
Изображения в блоге взяты из личного архива автора и на сайте fotki.yandex.ru, в условиях сайтов разрешается использование материала и изображений пользователями.
Условия использования сервиса Яндекс.Фотки
https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/

Условия использования материалов:
http://www.livejournal.com/legal/privacy-russian-translation.bml
http://www.skr.su/copyright
Условия использования Википедии 
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F#.D0.9B.D0.B8.D1.86.D0.B5.D0.BD.D0.B7.D0.B8.D1.8F_.D1.82.D0.B5.D0.BA.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2_.D0.92.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.BF.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B8.2C_.D0.BC.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D0.B0.D1.84.D0.B0.D0.B9.D0.BB.D0.BE.D0.B2_.D0.BA_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.82.D1.8C.




 

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Такая забавная и весьма интересная технология. И получаются в итоге такие изысканные шедевры! Я даже завидую Вам, коллега, что Вам уже удалось побыть на живой выставке таких работ. Я бы тоже очень хотела увидеть всё это не в виртуальном, а в настоящем мире. Но то, что Вы здесь рассказали, замечательно. Наверняка не многие из нас представляли, что есть такая прекрасная технология , которая помогает творить красоту. Спасибо.
Ольга Степанова, дата: 12.08.2016 в 17:56  
#2 Да, я не знала об этой технологии. Очень интересные и замечательные работы. Мне хотелось бы увидеть эту красоту по настоящему. Спасибо Вам за то, что пригласили посмотреть удивительные шедевры.
Айгуль Шарипова, дата: 12.08.2016 в 18:06  
#3 Интересный и познавательный блог. А технология очень занимательная. Хорошо бы тоже побывать на такой выставке и увидеть все самой.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 12.08.2016 в 18:10  
#4 Очень интересный блог и познавательная информация. Я уверена, что многие люди и не знакомы с этой технологией. А картины шикарные. Животные на них как живые.Спасибо!
Елена Перепелицина, дата: 12.08.2016 в 18:31  
#5 Очень интересный материал, яркий, душевный, познавательный.Мне понравились все работы и фотографии с автором блога особенно.
Валентина Титова, дата: 12.08.2016 в 22:23  
#6 Красивая японская бумага ручной работы предлагает бесконечные возможности для выражения прекрасных образов и экспансивных пейзажей. Освоив технику Обрывной аппликации, многие художники мира, изыскивают новые способы ее применения, варьируют с дизайном и создают необыкновенные произведения искусства.
Гульнара Айтуганова, дата: 12.08.2016 в 23:22  
#7 Юлия Юрьевна, спасибо большое Вам за уникальное искусство создания картин из разорванной бумаги, за японскую технику "чигири-е"
Гульнара Айтуганова, дата: 12.08.2016 в 23:29  
#8 Интересно и познавательно узнавать что-то новое!Спасибо Вам, Юлия Юрьевна, за предоставленную информацию и фотографии!
Татьяна Волкова, дата: 12.08.2016 в 23:33  
#9 Спасибо за интересный материал. С удовольствием рассматривала красивые картины, созданные по этой технологии.
Галина Борискина , дата: 13.08.2016 в 4:49  
#10 Виртуальная экскурсия по выставке интересна, прекрасные работы художницы: люди, животные, цветы - всё так натурально, очень интересная техника. Вам, Юлия Юрьевна, повезло увидеть всё это вживую. Спасибо за приглашение в блог, за удивительную информацию, лично для меня - новую.
Татьяна Образцова, дата: 13.08.2016 в 8:23  
#11 Очень интересная выставка.Спасибо.
Ирина Жаворонкина, дата: 13.08.2016 в 10:37  
#12 Дорогие коллеги, спасибо вам за комментарии! В блоге невозможно передать все ощущения от увиденного! Но поверьте - это незабываемо! Изящество каждой картины, тонкая работа мастера - все это заставляет возвращаться к каждой работе вновь и вновь!
Юлия Пасынок, дата: 13.08.2016 в 13:31  
#13 Юлия Юрьевна, спасибо Вам за интересную информацию. Я даже раньше не знала о существовании такой технологии. Спасибо!!!
Ирина Матюшина, дата: 13.08.2016 в 16:58  
#14 Спасибо за занимательную информацию. Картины и правда прекрасны.
Инна Калашникова, дата: 13.08.2016 в 22:54  
#15 Интересная техника, все картины замечательные.Юли Юрьевна, спасибо за приглашение. Получила огромное удовольствие от такой красоты.
Ирина Мерзлютина, дата: 13.08.2016 в 23:34  
#16 Отличные работы, японцы владеют замечательными техниками. Вы умеете подбирать интересный и познавательный материал Юлия Юрьевна
Наталья Чубаева, дата: 14.08.2016 в 0:54  
#17 Спасибо за приглашение. Чигири-е – это и живопись и аппликация.Работы в этой техники настолько прекрасны, что я захотела купить такую картину.Искусство – это поразительная вещь, которая практически не имеет ограничений.
Светлана Староверова, дата: 14.08.2016 в 21:16  
#18 Юлия Юрьевна, спасибо за такой замечательный блог! Интересная техника чигири-е и удивительные произведения искусства! Вам посчастливилось увидеть все это воочию!
Ольга Володина, дата: 14.08.2016 в 21:45  
#19 Юлия Юрьевна, спасибо за то, что познакомили с такой удивительной выставкой. Кроме творческой одаренности,еще и кропотливая работа у мастеров этой техники.Было очень познавательно. Представляю какой восторг Вы ощутили,когда своими глазами увидели это творчество!
Наталья Лях, дата: 16.08.2016 в 6:59  
#20 Спасибо за интересную информацию! Думаю, что можно попытаться поработать в этой технике и с учащимися начальных классов.
Ольга Михайловна Загвоздина, дата: 27.08.2016 в 20:59  
#21 Очень интересный материал
Анна Алексеевна Воронова, дата: 28.01.2017 в 10:12  
#22 Прекрасная выставка картин, выполненная в технике обрывной аппликации. Вот что может искусство!!!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 28.01.2017 в 11:19  
#23 Так красиво, так прекрасно! Я даже ине знала о такой технологии. Очень интересные и замечательные работы. Спасибо Вам за то, что пригласили посмотреть удивительные шедевры. Получилсиь живые картники!
Залифа Гайсина, дата: 28.01.2017 в 12:14  
#24 Девочка с зайчатами, вот этот теленочек, шикарные букеты - все живые! Спасибо Вам, Юлия Юрьевна! Очень хорошие работы!
Залифа Гайсина, дата: 28.01.2017 в 12:18  
#25 Все работы понравились. Очаровательно! Неповторимо!
Татьяна Мазурова, дата: 19.02.2017 в 20:17  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.