С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование презентаций в процессе обучения историии культуры родного края в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Подготовка учащихся к жизни выступает как главная, ведущая задача специальной (коррекционной) школы. Большинство учащихся с умственной отсталостью не покидает территории своей области, живут и работают там, где они родились и выросли, поэтому изучение истории и культуры родного края становится особенно актуальным. Знание об истории и культуре своей малой Родины способствует не только формированию любви к ней, бережного отношения ко всему, что досталось от предшествующих поколений, но и позволяет почувствовать себя неотъемлемой частью Отечества, его места в нём.
Современная жизнь становится всё более зависимой от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Это вполне справедливо и для учебного процесса. Используя компьютер на уроках, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе. Спектр информационных технологий широк – это электронные учебники, презентации, работа с ресурсами Интернет, использование аудио, видео и т.д.
Всё, что предлагает передовой педагогический опыт по курсу истории и культуры родного края, предназначено для нормально развивающихся детей, поэтому представляет сложность для восприятия материала учащимися с нарушением интеллекта. Таким образом, создание презентаций при помощи программы Microsoft Power Point, содержащих как текстовый - переработанный, так и наглядный материал, является одним из основных средств обучения по данному предмету.
В общей и специальной методической литературе неоднократно отмечалось значение образного преподавания истории, т.к. прошлое нельзя по-настоящему узнать и понять, не представляя его зрительно. Использование презентаций позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме.
Кроме того, применение данной технологии на уроках истории и культуры родного края способствует:
  • более эффективному овладению каждым учащимся знаниями;
  • формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;
  • стимулированию познавательного интереса к урокам истории;
  • формированию коммуникационной компетенции.
Грамотно построенная презентация прекрасно сочетается с разными формами и видами организации деятельности на уроке: групповой работой и работой в парах, самостоятельной работой, составлением конспекта, работой с контурными и историческими картами и др.
Разработка презентаций – серьёзный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. В её подготовке можно выделить три этапа:
Первый этап – на который уходит достаточно много времени. Это поиск теоретического материала, его анализ и переработка для облегчения восприятия и осмысления учениками. Готовый теоретический материал используется в качестве лекционного материала, а так же в качестве текстового материала в презентации.
Второй этап – составление конспекта урока, поиск рисунков, фотографий, звуковых файлов, видеороликов (если они необходимы), которые будут размещены в презентации. Определение текстовой части презентации.
Третий этап – разработка компьютерной презентации на основе конспекта. Каждая презентация зависит от логики структуры урока и его типа.
При разработке презентаций для умственно отсталых учащихся следует придерживаваться ряда необходимых правил:
Первое - структура презентации. Важным структурным элементом презентации является титульный слайд. Он сообщает название раздела, над которым продолжается работа, кроме того на титульном слайде можно разместить любые рисунки, фотографии, даты и др., - это позволяет предложить учащимся сформулировать тему урока. Второй слайд содержит тему и план урока, их учащиеся записывают в тетрадь. Третий слайд знакомит учащихся с понятиями, представленными, если это возможно, конкретными образами. Четвёртый слайд может содержать «Задание на урок» -  ключевой вопрос или вопросы, на которые в конце урока должны ответить учащиеся.
На следующих слайдах находятся названия пунктов плана и содержат разнообразный материал, раскрывающий каждый из них.
Предпоследний слайд соответствует заключительной части урока и содержит вопросы для повторения. В случае, если учащийся самостоятельно не сможет ответить на вопрос или ответ является неточным, презентация даёт возможность, используя гиперссылки, вернуться в нужный момент урока, где есть необходимая информация для ответа. На последнем слайде обязательно должен присутствовать перечень используемой литературы. Название организации и имена авторов могут быть вынесены на последний слайд, чтобы не перегружать титульный. Как показал опыт оптимальное количество слайдов, используемых на уроке, варьируется в пределах 10-15-ти.
Каждая презентация должна содержать слайд с упражнением на снятие зрительного переутомления, снятие напряжения мышц плечевого пояса. Обычно он следует после слайдов с текстом, над которым работали учащиеся, либо в конце презентации перед сладом с вопросами для повторения.
Второе - дизайн фона. Главное правило – текст должен быть контрастным по отношению к цвету фона. Желательно использовать тёмный однотонный фон, так как чёрный текст на светлом фоне утомляет глаза, а на уроке это важно.  На одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовков и один для текста. На всех слайдах необходимо придерживаться одного формата и соблюдать единый стиль.
Третье - текст.  Если текстовый материал большой по объёму,  его следует разбить на несколько смысловых частей таким образом, чтобы они были читабельными, не утомляли глаза. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Можно также «разбавлять» текст дополнительными промежутками перед и после абзацев, - от такого «лишнего глотка воздуха» восприятие текста значительно улучшится.
Текст в презентации должен быть простым, лаконичным, без грамматических «излишеств».
Четвёртое - графические объекты. Рисунки, фотографии, карты должны иметь надлежащее качество – быть четкими и с хорошим разрешением. Нужно также учитывать особенности восприятия: информация, особенно при просмотровом чтении воспринимается слева направо и сверху вниз – в соответствии с движением глаза. Поэтому самая важная информация должна размещаться сверху слева. Учитывать эти особенности восприятия нужно при размещении на слайде текста и графического объекта. Если текст первичен, а графика – это всего лишь иллюстрация, то лучше разместить текстовый фрагмент в левом верхнем пространстве слайда, а графический объект – внизу справа. Если же графический объект является смысловой доминантой слайда, а текст – это комментарий к рисунку, то в этом случае взаимное расположение нужно сделать иначе: рисунок сверху слева, а текст – внизу справа.
Пятое - анимация, звук и визуальные эффекты. Их должно быть минимум в презентации, так как их избыток понижает восприятие, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания. Учащиеся должны понимать, что компьютер на уроке – это прежде всего инструмент для работы, средство усвоения знаний, а не игрушка.
Познавательную деятельность учащихся можно активизировать с помощью  заданий на слайде. Все задания можно разделить на несколько групп:
1. Графические задания (При работе с картами, рисунками, схемами, лентой времени, кроссвордами):
  •  «В каких направлениях осуществлялось освоение водных пространств из нашего региона?»;  
  •  «Найдите описание в тексте и сравните с изображением»,
  •  «Определите век по дате  и расположите  дату на ленте времени»
2. При работе с учебным текстом, историческим документом, цитатами и понятиями:
  • «Прочитайте текст и ответьте на вопросы».
  •  «Дополните вывод словами из скобок и запишите»,
  • «Используя буквы в качестве подсказки назовите…» и др.
3. Тестовые задания.
  • На соотнесение дат и событий, личности и деятельности.
  • На группировку.
  • На выбор правильного ответа из 1-2-х неправильных.
  • На установление последовательности, н-р, событий, дат.
Таким образом, использование презентаций на уроке  позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала и положительной динамики результативности обучения. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
 
Литература:
  1. Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку /С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков //Первое сентября, 2012.
  2. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ