С нами 14106 учителей, 5022 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Крейсер "Аврора"
Просмотров: 545, дата: 03.06.2015, автор: Юлия Пасынок
4 июня 1897 г. на петербургской судоверфи «Новое Адмиралтейство» началось строительство крейсера «Аврора». На воду он был спущен в 1900г., а в 1903г. пополнил боевые ряды российского флота. Свое первое боевое крещение судно получило в Цусимском сражении, во время русско-японской войны 1904-1905гг. По завершению военных действий, крейсер вернулся домой, и долгое время использовался как учебный корабль. На нем стажировались и ходили в походы гардемарины Морского корпуса. Во время Октябрьской революции 1917 года, именно из его пушек был произведен залп по Зимнему дворцу, что послужило сигналом к началу атаки-штурма. Во время Советской власти, вплоть до 1940 г., «Аврора» был учебным кораблем. В настоящее время крейсер - памятник-музей, который стоит на Неве в Санкт-Петербурге.

Музей "Крейсер "Аврора"
Крейсер «Аврора». Эти два слова для тех, кто родился и жил в советскую эпоху были очень знаменательными. Ведь именно залп «Авроры» послужил сигналом для штурма Зимнего в 1917 году. Сегодня боевой корабль 1-го ранга пришвартован у Петроградской набережной напротив Нахимовского военно-морского училища. Для наших дедов он был символом революции, для нас – музей. Но не одним лишь участием в октябрьском вооружённом восстании знаменит этот крейсер.

Всё возраставшая германская угроза вызвала новый виток вооружений на Балтике. В плане корректировки принятой в 1881 году двадцатилетней судостроительной российской программы, были заказаны три крейсера: «Диана», «Паллада», «Аврора», прототипом которых являлся новейший английский крейсер «Тэлбот». Названия для кораблей выбирал лично император. «Аврора» - так в честь богини утренней зари был некогда назван доблестный фрегат, который отличился ещё во времена Крымской войны 1853-1856 гг. Новенький крейсер и был назван в честь того боевого корабля. Будучи заложенным в 1897 году, уже через три года крейсер «Аврора» был торжественно, в присутствии императора и его семьи, спущен на воду. Боевое крещение экипаж корабля в количестве 570 человек принял в Цусимском сражении (май 1905 г.), поскольку крейсер был переброшен на Дальний Восток.

Возвратившись после окончания русско-японской войны на Балтику, крейсер Аврора некоторое время ходил как учебный корабль, где проходили практику гардемарины. С 1906 по 1912 гг. крейсер побывал в портах многих стран мира. С начала Первой Мировой войны «Аврора» принимает участие в боевых действиях. Пострадавший в боях корабль отправляется в конце 1916 года на ремонт в г. Петроград. Его экипаж принимает активное участие в революционных событиях, а затем и в гражданской войне. Во время активного наступления армии Юденича крейсер планировали затопить, дабы преградить путь кораблям интервентов.

23 февраля 1923 года, в день Красной армии, «Аврора» вошла в состав учебных кораблей Балтийского флота. Корабль снова много плавает, посещает порты зарубежных государств, в 1924 г. он был награжден Красным знаменем, а в 1927 г. - орденом Красного Знамени. Через 33 года её снова наградят - орденом Октябрьской Революции, на котором изображён сам крейсер. Таким образом, «Аврора» станет единственным в России дважды орденоносным кораблём. С первых дней Великой Отечественной войны экипаж крейсера встал на защиту Ленинграда. Весь период блокады «Аврора» стояла в порту Ораниенбаума, подвергаясь обстрелам и бомбардировкам. Её корпус получил серьёзные пробоины и сел на грунт, но немногочисленный на тот момент экипаж самоотверженно боролся за свой корабль. После снятия блокады крейсер был поднят и поставлен в ремонт. С 1948 года его снова использовали как учебную базу Ленинградского нахимовского училища.

В 1956 году было решено основать на борту легендарного крейсера музей военно-морской и революционной славы, а в экспозиции этого необычного музея-крейсера хранить экспонаты, которые подробно в деталях помогут проследить его славную историю: документальные фотографии, корабельные предметы и документы, которые представляют собой немалую историческую ценность.

К концу 70-х годов корпус крейсера пришёл в аварийное состояние. Несмотря на протесты историков русского флота, стремившихся сберечь уникальный памятник морской техники и истории, было решено заменить подводную часть крейсера.

Она была демонтирована, в днище загрузили отремонтированное оборудование. Котлы были заменены макетами, но машина была сохранена. Часть брони корабля направили на изготовление памятных сувениров. Остальная часть крейсера утилизована не была и находится по сей день в полузатопленном состоянии у н.п. Ручьи Кингисеппского района. Весной 1987 года на крейсер прикрепили части подлинного корпуса, установили надстройки, мачты и трубы. Реконструкция помещений проводилась в целью максимального воссоздания их первозданного вида.

К августу 1987 года восстановление крейсера, стоившее 35 миллионов рублей, было окончено. Знатоки отмечают некоторые неточности в проведенной реконструкции и отличия крейсера по сравнению с его обликом в 1917 году. «Аврору» установили на прежнее место «вечной стоянки», привязав к берегу металлическими штангами-помочами и соединив с городскими коммуникациями.

В музее сегодня хранится более 500 уникальных экспонатов. Экспозиция расположена в шести помещениях корабля. Для посещения экскурсионных групп открыты боевая рубка, котельное и машинное отделения.

http://www.peterburg.biz/muzey-kreyser-avrora.html
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Дремлет притихший северный город, низкое небо над головой. Что тебе снится, крейсер Аврора, в час когда утро встает над Невой? Думаю, что сегодня сны легендарного крейсера радужные, экскурсионные группы ведут себя прилично. Спасибо за интересный исторический материал!
Гульнара Айтуганова, дата: 04.06.2015 в 7:33  
#2 Юлия Юрьевна, спасибо за познавательный рассказ. Кажется все уже знаем об Авроре, но каждый раз открывается новое знание.
Ирина Алексеева, дата: 01.11.2019 в 21:04  
#3 Уважаемые коллеги, рада, что материал вызвал у вас интерес! Благодарю за комментарии!
Юлия Пасынок, дата: 02.11.2019 в 10:39  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.