С нами 14417 учителей, 5071 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Формирование здоровьесберегающего поведения младших школьников средствами театрализованной деятельности
Просмотров: 2299, дата: 09.01.2016, автор: Марина Лаптева
В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека, так как именно в этот период формируются основы двигательной и умственной деятельности, рациональной организации режима дня, питания, закаливания, отношение к вредным привычкам и пр. 
      Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом формирования здоровьесберегающего поведения младших школьников, стимулируя развитие психических процессов, создавая условия для познания окружающего мира, усвоения способов укрепления и сохранения здоровья, предупреждения заболеваний.
     Театральное искусство близко и понятно  детям прежде  всего потому, что в основе его лежит игра. В игре  ребёнок  не только получает информацию об окружающем  мире, законах  общества, красоте человеческих отношений, но и  учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
Поэтому  театральная деятельность, та «тропинка» к сердцу моих воспитанников, через которую я стараюсь формировать их ценностные ориентации, их нравственное здоровье и стремление к здоровому образу жизни.
      Формирование здоровьесберегающего поведения младших школьников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему, усвоение знаний и представлений о здоровье и способах ведения здорового образа жизни, формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка. 
          Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. т.е. «актер – по выражению К.С.Станиславского, - переживает роль».  На занятиях и репетициях воспитанники рассуждают вслух о своих героях, обсуждают нравственные проблемы, тем самым укрепляя в своем сознании общечеловеческие моральные нормы и чувства.
           Спектакль, выступление на сцене является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся, она дает каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого, т.е. пережить успех, признание зрителей. И здесь уже происходит «эффект врачевания публики». Эффект врачевания зрителя заключается в том, что, узнавая свои слабые места, он становится вооруженным против своих слабостей, а найдя мужество оценить себя негативно, обретает силы для избавления от отрицательного героя в себе самом. В этом и есть присущий театру момент покаяния. В современной психологии существует термин «театротерапия». Говоря, что «театр лечит актера, театр лечит и публику», искусствовед-психолог Н. Евреинов справедливо утверждает, что «театр будит в нас волю к жизни, властно заставляя нас преображаться». А в преображении и заключается вся сила. Подлинно живительная сила театра, - сила целительная.
 
 
     








 
 


















 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Замечательный материал, товарищи. Это инновация до глубины души, получилась авторская статья. Очень хорошо и удачно подобраны иллюстрации, молодец. Буду использовать Ваш материал в интерпретации в своей работе. Я тоже недавно решила разработать программу под названием "Здоровье - это наша жизнь средствами театрализации". У вас отличный материал к Пояснительной записке моей программы. Вы не против, если я у вас заимствую это всё с указанием на вас как на автора. 5 с +
Александра Титова, дата: 09.01.2016 в 20:25  
#2 Буду только рада.
Марина Лаптева, дата: 09.01.2016 в 20:38  
#3 Марина Николаевна! Мне очень интересно было смотреть на выступление Ваших детей. Тут, конечно, большая Ваша заслуга, что так артисты играют, с чувством, с радостью. Детям очень нравится выступать (по собственному опыту знаю). Удачи Вам! Спасибо, что поделились с нами этой информацией.
Нина Анатольевна Сухорукова, дата: 09.01.2016 в 20:59  
#4 Марина Николаевна, в моей практике получается так, что я подбираю роль ребёнку, видя его в том или ином образе, а уже потом думаю, как же реализовать задуманное. Это позволяет даже самому "слабому" ребёнку в учёбе проявить свои истинные способности и выглядеть среди своих одноклассников достойно. Был такой случай. Мальчик плохо учится, часто просто врёт, кривляется на уроках. Но в нём было что-то такое, что я разглядела в нём артистические способности и представила его в роли клоуна. Успех был просто непредсказуем. Члены комиссии конкурса детской самодеятельности спрашивали, где я нашла такого самородка. Он так раскрепостился на сцене, что начал импровизировать, он показывал фокусы, пускал мыльные пузыри, при этом вызывая у публики взрыв смеха и аплодисментов. Конечно, это здоровьесбережение. Прежде всего психологическое.
Нина Анатольевна Сухорукова, дата: 09.01.2016 в 21:11  
#5 ДА. увидеть в ребёнке талант, не так-то просто. А. если увидишь и поможешь, то ребёнок станет совершенно другим, как будто "крылья у него вырастут"...
Марина Лаптева, дата: 09.01.2016 в 21:23  
#6 Марина Николаевна, я с Вами согласна, что благодаря театральной педагогике, ученик становится активным исследователем, творцом, субъектом своей деятельности. В нашей школе учителя начальных классов ведут уроки по внеурочной деятельности "Театральные подмостки", участвуют с детьми в районном конкурсе на лучшую сценку.
Эльвие Алимова, дата: 09.01.2016 в 21:30  
#7 Марина Николаевна, спасибо Вам за замечательный материал! Сколько радости на детских личиках, какое восхищение, радость от того, что они артисты. Действительно, воплощение здоровьесберегающей технологии на деле. К томе же, огромный плюс, что все фотоматериалы, видеоматериалы предоставлены из вашего личного архива, архива учителя - Марины Николаевны.
Гульнара Айтуганова, дата: 09.01.2016 в 21:50  
#8 Марина Николаевна, очень актуальная тема и статья интересная получилась! Артисты просто замечательные! Фотографии и видео отлично проиллюстрировали работу педагогов в формировании ЗОЖ. Спасибо!
Ольга Володина, дата: 09.01.2016 в 22:32  
#9 Марина Николаевна, Добрый вечер! Спасибо, что пригласили меня посмотреть Ваш блог. Как чудесно! Детишки так здорово выступают! Тема актуальная! Видна Ваша работа, Ваш труд!
Ксения Счастливая, дата: 09.01.2016 в 22:44  
#10 Марина Николаевна, здорово! Именно,в основе "театра" лежит игра, а игру ребенок видит не в результатах, а самом ее процессе. Ребенок раскрепощен, показывает свои умения, навыки, получает определенный эмоциональный стимул. А это и есть ЗОЖ. СПАСИБО, ВЫ МОЛОДЕЦ!
Любовь Сытюгина, дата: 09.01.2016 в 22:52  
#11 Марина Николаевна, вы затронули актуальную тему. Самое главное - здоровье наших детей и таким изящным способом через театральные постановки. Доказательство - ваш личный опыт. Замечательный блог.
Светлана Староверова, дата: 09.01.2016 в 22:59  
#12 С первых строк, извините, не согласна с Вами. В православии принято считать, что не здоровье - главное богатство человека, а его семья. Меня "коробит", опять же извините, когда наше телевидение навязывает мнение, что здоровье - это самое главное ( например, телепередача "О самом главном"). Это что же получается? Дети - инвалиды всего мира не имеют в жизни самого главного? А они порой счастливее тех, кого Бог не обделил здровьем. А как же русские пословицы? (К примеру, первая пришедшая в голову,- "Вырос с ёлку, а ума не на шишку"). В православном мире всегда почитаема была семья! Вспомните, сколько поколений жило в одном доме - дед, отец, сын, внук. Слово старшего - закон, уважение к старикам. Семейное воспитание, семейные ценности, семейные реликвии... Приведу ещё такой пример, из жизни нашего школьного коллектива. Поднимаем тосты за столом в праздник, и кто-то говорит: "За то, чтоб все были здоровы - дети, внуки наши, ведь - это самое главное!" А в коллективе у учительницы только родилась внучка с паталогией - нет правой руки. И эти слова "Это самое главное!" - больно ударяют! Нет! Не согласна! Дети с огрниченными возможностями, так теперь принято говорить о детях-инвалидах, не имеют богатырского здоровья, и это для них не саме главное в жизни. И мы, считаю, не должны так говорить. И вопрос к Вам: Вы сможете провести классный час с названием "Здоровье - самое главное богатство человека" в классе, где есть ребенок - инвалид?
Любовь Хабарова, дата: 10.01.2016 в 2:12  
#13 Извините, за эмоциональный комментарий Ваших первых строк. А театр- это здорово. И это ведь послеурочная работа. Сценарии, костюмы, роли, репетиции... Сколько же времени на всё это надо. Сколько сил, терпения вложить надо. С душой работаете! Замечательно. Мой + Вам, Марина Николаевна!
Любовь Хабарова, дата: 10.01.2016 в 2:18  
#14 У меня сразу две мысли по поводу темы блога. Во - первых, данный материал можно было оформить как статью. И вторая мысль о театре и здоровье. Театр - это здоровьесберегающие технологии. И это хорошо, что дети участвуют в спектаклях. У нас в спектаклях участвуют и дети с ограниченными возможностями. Классный час на тему "Здоровье - самое главное богатство человека" можно провести в любом классе, дети - инвалиды Вас поймут. У меня дочь - колясочница, и она не чувствует себя ущемленной. Главное, никогда не делать на это упор.Эти дети - такие же, как все:они умеют радоваться жизни больше, чем остальные. В программе " Минута славы выступали два мальчика. Они танцевали на колясках! Извините, если не так что сказала.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 10.01.2016 в 5:17  
#15 Марина Николаевна, здравствуйте!Познакомилась с Вашим блогом: прочитала материал, посмотрела фотографии и видеоматериалы - очень понравилось!Мои Вам 5+ за то, что не жалея собственных сил и времени вкладываете в своих учеников!
Ольга Старикова, дата: 10.01.2016 в 6:24  
#16 Здоровье - главное богатство. И с этим поспорить сложно. Что могут испытывать люди, которые имеют серьезные проблемы со здоровьем? ... Ваш блог рассказывает о театрализованных постановках. Дети играют и испытывают счастье тем, что они доставляют радость окружающим своим талантом. Они испытывают духовную удовлетворенность. Это - положительные эмоции на их психику,что в свою очередь позитивно влияет на их здоровье. Поют ли дети, танцуют ли, ставят ли постановки - все это благотворно влияет на организм растущего человека. Действительно, согласна, театрализованные представления, которыми Вы занимаетесь, является важной стороной в работе с детьми и является одной из форм здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Спасибо за приглашение.
Ольга Степанова, дата: 10.01.2016 в 10:44  
#17 Марина Николаевна,спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашим блогом. Замечательная работа, очень интересный материал. Дети - замечательные артисты, сколько в них таланта! Видна Ваша работа!Молодцы! Мой Вам +
Екатерина Лукина, дата: 10.01.2016 в 13:08  
#18 Любовь Викторовна, благодарю Вас за Ваш комментарий. Каждый человек имеет право на своё мнение и свои суждения. У меня в классе два ребёнка-инвалида. Они превосходно участвуют в художественной самодеятельности и театральной деятельности.
Марина Лаптева, дата: 10.01.2016 в 14:59  
#19 Замечательный блог, раскрывает Вашу работу по данному направлению и деятельность ребят видна, их активность и интерес. Вы все молодцы!
Татьяна Образцова, дата: 10.01.2016 в 23:59  
#20 Марина Николаевна, отличный блог! Как говорится, с почином Вас! Здоровье, безусловно, очень важно в жизни человека! Но все же главное его богатство - это его внутренний мир! Его душа! Его ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!
Юлия Пасынок, дата: 11.01.2016 в 7:14  
#21 Марина Николаевна! Отличный опыт работы! Самое главное - воспитание ребёнка через вовлечение в тот вид деятельности, который ему интересен. А главное как полезно: и морально и физически! Спасибо!
Татьяна Пылаева, дата: 14.01.2016 в 19:06  
#22 Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Елена Шевцова, дата: 14.01.2016 в 19:20  
#23 С каким удовольствием участвуют дети в театрализации! Молодцы!
Татьяна Мазурова, дата: 22.02.2017 в 19:10  
#24 Театрализованная деятельность эмоционально-насыщенна, привлекательна для детей, охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития психических процессов, обладает широким развивающим потенциалом, который позволяет использовать формы, методы и приемы театрализации в формировании здоровьесберегающего поведения ребенка в образовательном и воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Анастасия Монакова, дата: 09.02.2019 в 17:55  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.